Российско японская война. Ход событий Русско-японской войны

Русско-японская война 1904 - 1905 Русско-японская война 1904‒1905, возникла в обстановке усилившейся борьбы империалистических держав за раздел полуфеодальных Китая и Кореи; носила захватнический, несправедливый, империалистический характер с обеих сторон. В развернувшемся соперничестве держав на Дальнем Востоке особенно активную роль играла капиталистическая Япония , стремившаяся к захвату Кореи и Северо-Восточного Китая (Маньчжурии). Одержав победу над Китаем в японо-китайской войне 1894‒1895 , Япония по Симоносекскому договору 1895 получила острова Тайвань (Формозу), Пэнхуледао (Пескадорские) и Ляодунский полуостров , но под давлением России, поддержанной Францией и Германией, была вынуждена отказаться от последнего, после чего началось обострение русско-японских отношений. В 1896 Россия получила от китайского правительства концессию на постройку железной дороги через Маньчжурию, а в 1898 арендовала у Китая Квантунский полуостров с Порт-Артуром (Люйшунем ) с правом создания на нём военно-морской базы. Во время подавления Ихэтуаньского восстания в Китае царские войска в 1900 оккупировали Маньчжурию. Япония начала энергичную подготовку к войне с Россией, заключив в 1902 англо-японский союз . Царское правительство, захватническая политика которого на Дальнем Востоке направлялась авантюристической «безобразовской кликой» , рассчитывало на лёгкую победу в войне с Японией, что дало бы возможность преодолеть обостряющийся революционный кризис.

В экономическом и военном отношении Япония была значительно слабее России, но отдалённость дальневосточного театра военных действий от центра России снижала военные возможности последней. После мобилизации японская армия насчитывала 13 пехотных дивизий и 13 резервных бригад (свыше 375 тыс. чел. и 1140 полевых орудий); всего за войну японское правительство мобилизовало около 1,2 млн. чел. Японский ВМФ имел в своём составе 6 новых и 1 старый броненосец, 8 броненосных крейсеров (2 из них, построенные за границей, прибыли после начала войны), 17 лёгких крейсеров (в том числе 3 старых), 19 эсминцев, 28 миноносцев (только в составе так называемого Соединённого флота), 11 канонерских лодок и др.

Россия не была готова к войне на Дальнем Востоке. Располагая кадровой армией в 1,1 млн. чел. и запасом в 3,5 млн. чел., она имела здесь к январю 1904 лишь около 98 тыс. чел., 148 орудий и 8 пулемётов; пограничная стража насчитывала 24 тыс. чел. и 26 орудий. Эти силы были разбросаны на огромной территории от Читы до Владивостока и от Благовещенска до Порт-Артура. Пропускная способность Сибирской ж.-д. магистрали была очень низкой (вначале лишь 3 пары воинских эшелонов в сутки). За время войны в Маньчжурию было направлено около 1,2 млн. чел. (большая часть в 1905). Русский ВМФ на Дальнем Востоке имел 7 броненосцев, 4 броненосных крейсера, 10 лёгких крейсеров (в том числе 3 старых), 2 минных крейсера, 3 миноносцев (1 из них вступил в строй после начала войны), 7 канонерских лодок: большинство кораблей базировалось на Порт-Артур, 4 крейсера (в том числе 3 броненосных) и 10 миноносцев ‒ на Владивосток. Оборонительные сооружения Порт-Артура (особенно сухопутные) не были закончены. Проводя необеспеченную силами и средствами авантюристическую политику, царское правительство считало Японию слабым противником и позволило застать себя врасплох.

Русское командование предполагало, что японская армия не сможет скоро начать наступление на суше. Поэтому перед войсками на Дальнем Востоке ставилась задача сдерживать противника до прибытия крупных сил из центра России (на 7-м мес. войны), затем перейти в наступление, сбросить в море японские войска и высадить десант в Японию. Флот должен был вести борьбу за господство на море и воспрепятствовать высадке японских десантов.

С начала войны до августа 1904 активные действия на морских коммуникациях противника вёл владивостокский отряд крейсеров, уничтоживший 15 пароходов, в том числе 4 военных транспорта, и героически сражавшийся с превосходящими силами японцев 1 (14) августа в бою в Корейском проливе . Последним этапом Р.-я. в. явилось Цусимское сражение 1905 . Русская 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского совершили 18 000-мильный переход (32,5 тыс. км ) из Балтийского моря вокруг Африки и 14 (27) мая подошли к Цусимскому проливу, где вступили в бой с главными силами японского флота. В двухдневном морском сражении русская эскадра была полностью разгромлена, что означало «... не только военное поражение, а полный военный крах самодержавия» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 10, с. 252).

Несмотря на победу, Япония была истощена войной, в ней росли антивоенные настроения, Россия была охвачена революцией, и царское правительство стремилось поскорее заключить мир. 18 (31) мая 1905 военное правительство обратилось к президенту США Т. Рузвельту с просьбой о посредничестве в мирных переговорах, которые начались 27 июля (9 августа) в американском городе Портсмуте. 23 августа (5 сентября) был подписан Портсмутский мирный договор 1905 , по которому Россия признала Корею сферой японского влияния, передала Японии арендные права России на Квантунскую область с Порт-Артуром и южную ветку Китайской Восточной железной дороги, а также южную часть Сахалина.

Коренными причинами поражения России в Р.-я. в. были реакционность и гнилость царизма, неспособность высшего военного командования, непопулярность войны среди народа, низкое боевое качество пополнений, укомплектованных запасниками, в том числе старших возрастов, не имевшими достаточной боевой подготовки, слабая подготовленность значительной части офицерского состава, недостаточное материально-техническое обеспечение, плохое знание театра военных действий и т.д. Япония одержала победу в войне, пользуясь широкой поддержкой со стороны Великобритании и США. С апреля 1904 по май 1905 она получила от них 4 займа на сумму 410 млн. долларов, которыми покрыла 40% военных расходов. Важнейшим итогом Р.-я. в. было утверждение японского империализма в Корее и Южной Маньчжурии. Уже 17 ноября 1905 Япония навязала Корее соглашение о протекторате, а в 1910 включила её в состав Японской империи. Усиление японского империализма на Дальнем Востоке изменило отношение США к Японии, которая стала для них более опасным конкурентом, чем Россия.

Война оказала большое влияние на развитие военного искусства (см. Оперативное искусство ). В ней было впервые применено в массовом масштабе скорострельное оружие (винтовки, пулемёты). В обороне траншеи заменили сложные фортификационные сооружения прошлого. Стала очевидной необходимость более тесного взаимодействия между родами войск и широкого применения технических средств связи. Получила распространение стрельба артиллерии с закрытых позиций. На море впервые были использованы миноносцы. На основе опыта войны в русской армии были проведены военные реформы 1905‒12 .

Р.-я. в. принесла народам России и Японии ухудшение их материального положения, рост налогов и цен. Государственный долг Японии возрос в 4 раза, её потери составили 135 тыс. убитыми и умершими от ран и болезней и около 554 тыс. ранеными и больными. Россия затратила на войну 2347 млн. рублей, около 500 млн. рублей было потеряно в виде отошедшего к Японии имущества и потопленных кораблей и судов. Потери России составили 400 тыс. убитыми, ранеными, больными и пленными. Дальневосточная авантюра царизма, приведшая к тяжёлым поражениям, сопровождавшимся большими жертвами, вызвала возмущение народов России и ускорила начало первой буржуазно-демократической Революции 1905‒07.

Лит.: Ленин В. И., К русскому пролетариату, Полное собрание соч., 5 изд., т. 8; его же, Первое мая . Проект листка, там же; его же, Падение Порт-Артура, там же, т. 9; его же, Первое мая, там же, т. 10; его же, Разгром, там же, т. 10; Ярославский Е., Русско-японская война и отношение к ней большевиков, М., 1939; Русско-японская война 1904‒1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны, т. 1‒9, СПБ. 1910; Русско-японская война 1904‒1905. Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904‒1905 гг. при Морском Генеральном штабе, кн. 1‒7, СПБ, 1912‒18; Куропаткин А. Н., [Отчет...], т. 1‒4, СПБ ‒ Варшава , 1906; Свечин А., Русско-японская война 1904‒1905 гг., Ораниенбаум , 1910; Левицкий Н. А., Русско-японская война 1904‒1905 гг., 3 изд., М., 1938; Романов Б. А., Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895‒1907, 2 изд., М. ‒ Л., 1955; Сорокин А. И., Русско-японская война 1904‒1905 гг., М., 1956: Лучинин В., Русско-японская война 1904‒1905 гг. Библиографич. указатель, М., 1939.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Русско-японская война 1904 - 1905" в других словарях:

    Эту страницу предлагается объединить с Крымско ногайские набеги на Русь … Википедия

    Во второй половине 19 в. торговые отношения между Россией и Германией регулировались торговым договором, заключённым между Россией и Германским таможенным союзом в 1867. Быстрая индустриализация Германии привела к увеличению экспорта её… … Дипломатический словарь

    Война - ВОЙНА. I. Война, наиболѣе сильное принудительное средство, посредствомъ к раго государство достигаетъ своихъ политическихъ цѣлей (ultima ratio Regis). По своей сущности, В. и есть приложеніе въ жизни человѣч. общ въ всемір. закона борьбы за… … Военная энциклопедия

    Сражение 11 21 авг. (24 авг. 3 сент.) в р не г. Ляояна (Маньчжурия) во время русско японской войны 1904 05. Командующий рус. Маньчжурской армией ген. А. Н. Куропаткин намеревался дать в р не Ляояна решит. сражение противнику и остановить его… … Советская историческая энциклопедия

Важным очагом империалистических противоречий в начале XX в. явился Дальний Восток. Уже в последние годы XIX в., после японо-китайской войны 1894-1895 гг., усилилась борьба держав за влияние в Китае, а также в Корее.

Сразу же после окончания японо-китайской войны правящие круги Японии начали готовиться к новой войне, - на этот раз против России, рассчитывая вытеснить ее из Маньчжурии (Северо-Восточного Китая) и Кореи и вместе с тем захватить русские территории на Дальнем Востоке, в частности Сахалин.

С другой стороны, среди правящих кругов царской России усилилось стремление к экспансии в Северном Китае и в Корее. С этой целью при участии французского капитала в 1895 г. был создан Русско-китайский банк, в правлении которого решающую роль играло царское министерство финансов. Одновременно было решено приступить к сооружению участка Сибирской железной дороги, который проходил бы по китайской территории. Инициатор этого проекта, министр финансов С. Ю. Витте считал, что получение Россией концессии на постройку этой дороги откроет широкие возможности для экономического проникновения и усиления политического влияния России во всем Северном Китае.

После длительных переговоров царское правительство добилось согласия Китая на предоставление концессии. По настоянию китайской стороны концессия формально передавалась не русскому правительству, а Русско-китайскому банку, который в целях ее осуществления создал «Общество Китайско-восточной железной дороги». Подписание договора о концессии (8 сентября 1896 г.) открыло новый этап в дальневосточной политике царизма и в развитии противоречий между Россией и Японией, которая также стремилась к захвату Северо-Восточных провинций Китая.

Положение осложнялось тем, что русско-японское соперничество к этому времени усилилось и в Корее. По соглашению, подписанному в Сеуле 14 мая 1896 г., Япония и Россия получили право содержать в Корее свои войска, а договор, подписанный в Москве 9 июня того же года, признал за обеими державами взаимно равные права в этой стране. Основав Русско-корейский банк и направив в Сеул военных инструкторов и финансового советника, царское правительство на первых порах фактически приобрело в Корее большее политическое влияние, чем Япония. Но вскоре Япония, опираясь на поддержку Англии, стала вытеснять Россию. Царское правительство было вынуждено признать преимущественные экономические интересы Японии в Корее, закрыть Русско-корейский банк и отозвать своего финансового советника при корейском короле. «Мы явно отдали Корею под доминирующее влияние Японии»,- так оценил Витте создавшуюся обстановку.

После того как Германия захватила Цзяочжоу и между главными капиталистическими державами обострилась борьба за раздел Китая, царское правительство заняло Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний), а в марте 1898 г. добилось заключения с Китаем договора об аренде Ляодунского полуострова, занятии арендованной территории русскими войсками и предоставлении концессии на строительство ветки от Китайско-восточной железной дороги до Порт-Артура и Дальнего. В свою очередь правящие круги Японии форсировали подготовку к новой более широкой экспансии, рассчитывая закончить эту подготовку раньше, чем Россия завершит строительство Китайско-восточной железной дороги. «Война стала неизбежной, - писал впоследствии генерал Куропаткин, - но мы этого не сознавали и в должной мере не готовились к ней».

Народное восстание ихэтуаней и империалистическая интервенция в Китае еще более обострили противоречия между державами, в частности между Россией и Японией. В нарастании русско-японского конфликта немалую роль играли европейские державы, а также Соединенные Штаты Америки. В ходе подготовки к войне с Россией японское правительство искало союзников и стремилось изолировать Россию на международной арене. Таким союзником стала Англия, давнишняя соперница России не только в Китае, но и на Ближнем и Среднем Востоке.

В январе 1902 г. был подписан договор об англо-японском союзе, направленный прежде всего против России. Благодаря союзу с Англией Япония могла приступить к осуществлению своих агрессивных планов на Дальнем Востоке, будучи уверенной, что ни Франция, ни Германия не вмешаются в ее конфликт с Россией. С другой стороны, Англия получала возможность нанести при помощи Японии серьезный удар России и, кроме того, усилить в известной степени свое влияние в Европе в борьбе против нового соперника - Германии.

Правящие круги Соединенных Штатов Америки также рассчитывали при помощи Японии ослабить влияние России на Дальнем Востоке и усилить свое собственное влияние в Китае (в частности, в Маньчжурии) и в Корее. С этой целью американские империалисты были готовы предоставить Японии далеко идущую поддержку. В свою очередь Германия, стремясь подорвать или ослабить союз между Францией и Россией, а также развязать себе руки в Европе и создать более благоприятные условия для своего проникновения на Ближний Восток, втайне подталкивала как Россию, так и Японию к войне друг против друга. Таким образом, задуманная война против России соответствовала интересам не только японского, но и английского, американского и германского империализма.

Царское правительство, убедившись в том, что международная обстановка складывается для России неблагоприятно, решило подписать с Китаем договор (8 апреля 1902 г.), по которому китайское правительство получало возможность восстановить в Маньчжурии свою власть, «как это было до занятия означенной области русскими войсками». Царское правительство даже обязалось в течение полутора лет вывести оттуда свои войска. Однако под влиянием придворных и военных кругов, наиболее типичным представителем которых был ловкий делец Безобразов, в дальневосточной политике царизма возобладал агрессивный, авантюристский курс. Безобразовская клика добивалась концессий в Корее и настаивала на том, чтобы царское правительство любой ценой удерживало Маньчжурию в своих руках. За войну с Японией выступала и та часть правящих кругов, которая усматривала в этой войне средство предотвращения назревавшей в России революции.

Другая группировка во главе с Витте также являлась сторонницей экспансии на Дальнем Востоке, но считала, что в данный момент нужно действовать преимущественно экономическими методами. Зная, что Россия не подготовлена к войне, Витте хотел оттянуть ее. В конце концов в политике царизма победил курс на военную авантюру. Разоблачая дальневосточную политику русского царизма, Ленин писал: «Кому выгодна эта политика? Она выгодна кучке капиталистов-тузов, которые ведут торговые дела с Китаем, кучке фабрикантов, производящих товары на азиатский рынок, кучке подрядчиков, наживающих теперь бешеные деньги на срочных военных заказах… Такая политика выгодна кучке дворян, занимающих высокие места на гражданской и военной службе. Им нужна политика приключений, потому что в ней можно выслужиться, сделать карьеру, прославить себя «подвигами». Интересам этой кучки капиталистов и чиновных пройдох наше правительство, не колеблясь, приносит в жертву интересы всего народа».

Правящие круги Японии были отлично информированы о неподготовленности России к войне на Дальнем Востоке. Прикрывая свои подлинные, агрессивные цели всякого рода дипломатическими ухищрениями в переговорах с Россией, японские милитаристы вели дело к войне.

В ночь на 9 февраля 1904 г. японская эскадра под командованием адмирала Того вероломно, без объявления войны, напала на русский флот, стоявший в Порт-Артуре. Лишь 10 февраля 1904 г. Япония формально объявила войну России. Так началась русско-японская война, носившая империалистический характер как со стороны Японии, так и со стороны царской России.

Развернув активные операции на море и неожиданными ударами ослабив русские военно-морские силы, японское командование обеспечило себе благоприятные условия для переброски и развертывания основных сухопутных сил на азиатском материке. Одновременно с нападением на Порт-Артур японское командование предприняло десантные операции в Корее. Русский крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец», находившиеся в корейском порту Чемульпо, после геройской неравной борьбы были затоплены русскими моряками. 13 апреля 1904 г. вблизи Порт-Артура подорвался на мине и затонул русский броненосец «Петропавловск», на котором находился вновь назначенный командующий Тихоокеанским флотом, выдающийся флотоводец вице-адмирал С. О. Макаров (вместе с ним погиб его друг, замечательный художник В. В. Верещагин). В конце апреля, сосредоточив крупные силы на севере Кореи, японская армия нанесла поражение русским войскам на реке Ялу и вторглась в Маньчжурию. Одновременно крупные японские силы (две армии) высадились на Ляодунском полуострове - к северу от Порт-Артура и подвергли крепость осаде.

Внезапное нападение Японии заставило Россию начать войну в условиях, когда не было еще закончено строительство транссибирской магистрали и крупных сооружений в Порт-Артуре. На ходе и результатах войны сказалась военная и экономическая отсталость России.

В начале сентября 1904 г. царская армия потерпела крупную неудачу под Ляояном. Обе стороны понесли значительные потери. Осажденный Порт-Артур долго и упорно оборонялся. Однако 2 января 1905 г. командир крепости генерал Стессель сдал Порт-Артур японцам.

Падение Порт-Артура получило широкий международный отклик. В прогрессивных кругах всего мира оно расценивалось как тяжелое поражение русского царизма. В. И. Ленин по поводу падения Порт-Артура писал: «Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма».

В марте 1905 г. под Мукденом (Шэньяном) произошло последнее крупное сухопутное сражение. В бой были введены главные силы. Японское командование стремилось осуществить свой замысел охвата русской армии с флангов. Этот план не удался. Однако командующий русской армией генерал Куропаткин приказал войскам отступить. Отступление было проведено в обстановке дезорганизации и паники. Мукденское сражение явилось крупной неудачей царской армии. 27-28 мая 1905 г. произошла новая тяжелая для царской России военная катастрофа: в Цусимском проливе была уничтожена русская эскадра под командованием Рождественского, прибывшая на Дальний Восток из Балтийского моря.

Несмотря на военные успехи, Япония испытывала крайнее напряжение; ее финансовые и людские резервы были на исходе. В этих условиях, как понимали японские империалисты, затяжка войны становилась крайне нежелательной и даже опасной. К лету 1905 г. изменилась и международная обстановка. Правящие круги Англии и Соединенных Штатов, прежде сами разжигавшие войну между Японией и Россией, теперь хотели поскорее прекратить ее. Англия намеревалась сконцентрировать свои силы против германского соперника. Кроме того, ввиду подъема национального движения в Индии она стремилась внести в союзный договор с Японией новые условия, предусматривающие участие Японии в охране английских колоний в Восточной Азии.

Соединенные Штаты Америки рассчитывали, что взаимное ослабление России и Японии создаст более широкие возможности для американской экспансии на Дальнем Востоке. В переговорах с японским правительством они объявили себя неофициальным участником англо-японского союза и выразили готовность признать захват Кореи Японией при условии, что Япония гарантирует Соединенным Штатам неприкосновенность захваченных ими Филиппин. В марте 1905 г. американское правительство выдвинуло предложение выкупить железные дороги в Маньчжурии и поставить их под «интернациональный контроль», в котором главную роль играли бы американские монополии. Позднее могущественные группы американского финансового капитала, занимавшиеся финансированием Японии во время войны, предъявили претензии на право эксплуатации Южно-Маньчжурской железной дороги.

8 июня 1905 г. президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт выступил с предложением о мирных переговорах между Россией и Японией. Царское правительство охотно воспользовалось предложением Рузвельта, так как нуждалось в мире, чтобы усилить борьбу против развернувшейся революции.

Русско-японские мирные переговоры начались в Портсмуте (США) в августе 1905 года. Пользуясь поддержкой Соединенных Штатов и Англии, японская делегация выдвинула в Портсмуте огромные требования. В частности, Япония рассчитывала получить военную контрибуцию с России и часть русской территории - остров Сахалин. В центре внимания участников переговоров были эти два основных японских требования. Что касается Маньчжурии и Кореи, то царизм с самого начала соглашался признать господствующее положение Японии в южной части Маньчжурии и фактически отказывался от всяких притязаний на Корею.

Столкнувшись с противодействием русского уполномоченного Витте по вопросу о Сахалине и контрибуции, японский уполномоченный Комура угрожал прервать переговоры. Т. Рузвельт, выступавший в качестве «посредника», начал оказывать давление на Россию, стремясь добиться от нее уступок в пользу Японии. В том же направлении закулисно действовали правительства Германии и Франции. Когда царское правительство отклонило японские требования о территориальных уступках и контрибуции, японское правительство предложило Комура подписать мирный договор. Однако, не зная об этом, царь в последний момент согласился уступить южную половину острова Сахалина и оплатить стоимость содержания в Японии русских военнопленных.

5 сентября 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор. Он передавал в руки Японии часть китайской территории - так называемую Квантунскую арендованную область с Порт-Артуром и южную ветку Китайско-восточной железной дороги. Япония получила половину острова Сахалин (к югу от 50-й параллели), а также право рыбной ловли в русских территориальных водах. Над Кореей фактически устанавливался японский протекторат.

Поражение царской России в войне с Японией оказало серьезное влияние на расстановку сил империалистических держав не только на Дальнем Востоке, но и в Европе. Вместе с тем оно ускорило развитие революционных события в России.


Макаров Степан Осипович

Родился в г. Николаеве Херсонской губернии в семье прапорщика арестантской роты. В связи с сокращением после Русско-Крымской войны Черноморского флота отец в начале сентября 1858 г. получил приказ о переводе в столицу новой Приморской области – г. Николаевск (на Амуре). В сентябре 1858 г. С. О. Макаров поступил в Николаевское (на Амуре) морское училище, которое окончил в 1865 г. первым учеником. Командир Сибирской флотилии контр-адмирал П. В. Казакевич, командующий войсками Восточно-Сибирского округа генерал Шелашников, командиры военных кораблей, где он проходил учебную практику, ходатайствовали перед Петербургом «О производстве воспитанника Макарова за его отличное поведение, прилежание и вполне обнаруженные успехи в науках, не в пример прочим, в гардемарины флота». Это звание он получит лишь два года спустя. В шестнадцать лет он начал службу на кораблях Сибирской флотилии и

Тихоокеанской эскадры. Как полноценный член экипажа плавал на пароходе-корвете «Америка», корветах «Варяг» и «Аскольд». Совершил два учебных плавания по Атлантическому океану. В 1869 г. получил чин мичмана. Служил поочередно на Балтийском и Черноморском флотах. В 1876–1878 гг., командуя пароходом «Великий князь Константин» на Черном море, впервые в истории русского флота применил доставку к месту боя минных катеров, с успехом атаковавших турецкие корабли. В 1881 г., командуя пароходом «Тамань», находившимся в распоряжении русского посла в Константинополе, занимался исследованием течений в Босфорском проливе.

Результатом явилась его работа «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», удостоенная премии Российской академии наук (1887). В 1886–1889 гг., командуя корветом «Витязь», совершил кругосветное плавание, вошедшее в историю мировой океанографической науки. Проводимые им океанографические работы, в основном, в северной части Тихого океана: Японском, Охотском и Беринговом морях, нашли отражение в его двухтомном труде «Витязь» и Тихий океан: гидрологические наблюдения. 1886–1889 гг.», содержащем разносторонние данные о течениях, солёности, термике, климате Тихого океана. Книга была удостоена премии Академии наук и золотой медали Русского географического общества. Во время пребывания во Владивостоке (1895–1896) произвёл первый морской промер части залива Петра Великого и картографирование бухт Витязь и Троицы. Руководил постройкой первого в мире ледокола «Ермак», на котором в 1899–1901 гг. совершил походы в Арктику. Во время

Русско-японской войны в феврале 1904 г. С. О. Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане. С его появлением связывались большие надежды на победу. За тот недолгий период, что он командовал эскадрой, было сделано немало: налажен ремонт поврежденных кораблей, усилена береговая оборона, поставлены минные заграждения на подходах к порту, установлено постоянное дежурство крейсеров на внешнем рейде, проводились ежедневные морские учения. 13 апреля (31 марта) 1904 г. С. О. Макаров погиб на борту броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на мине. Именем С. О. Макарова названы 17 географических объектов на Тихом океане, в Арктике и Антарктиде, корабли и суда, Военно-морской институт во Владивостоке, Морская академия в Санкт-Петербурге, Кораблестроительный институт в г. Николаеве. В Кронштадте, Николаеве и во Владивостоке ему установлены памятники.

Евгений Иванович Алексеев

Адмирал, главнокомандующий русской армией на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны. Родился в Петербурге 23 мая 1843 года. Он был внебрачным сыном Александра II и с 13 лет воспитывался в Морском кадетском корпусе. До начала 1890-х годов карьера Алексеева была вполне обычной: он командовал крейсерами «Африка» и «Адмирал Корнилов», а в середине 1880-х был агентом Морского министерства во Франции. Первый адмиральский чин Алексеев получил в 49 лет – после успешного путешествия по Востоку с наследником престола Николаем Александровичем, Вступив на престол, Николай II стал активно продвигать своего дядю: в 1895 году сделал его командующим Тихоокеанской эскадрой, в 1899-м – главным начальником Квантунской области и главнокомандующим морскими силами Тихого океана, а в 1903-м – императорским наместником на Дальнем Востоке. Адмирал стал одним из главных сторонников «маленькой победоносной войны» с Японией и активной русской экспансии в Дальневосточном регионе. Но начало военных действий в 1904 году обернулось для адмирала чередой неудач, и уже в октябре его сменил на посту главнокомандующего генерал Куропаткин. В июне 1905-го было формально упразднено и дальневосточное наместничество, после чего Алексеев стал членом Государственного совета.

Куропаткин Алексей Николаевич

(1848, с. Шешурино Псковской губ. – 1925, там же) – военный деятель. Дворянин, сын отставного капитана. После окончания кадетского корпуса Куропаткин учился в Павловском военном училище, откуда был выпущен в 1866 подпоручиком и направлен в Туркестан, где в 1866–1871 участвовал в завоевании Средней Азии. В 1871–1874 продолжил образование в Академии Генштаба, которую окончил первым по списку, получив научную командировку в Германию, Францию и Алжир. Куропаткин принял участие в экспедиции французских войск в Большую Сахару и за отличие был награжден орденом Почетного легиона. В 1875 Куропаткин вернулся в Россию и был назначен в Генштаб, но по собственной просьбе отправлен в Туркестан, участвовал в завоевании Кокандского ханства. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 был ближайшим боевым сотрудником М. Д. Скобелева, который так отозвался о своем подчиненном: «Он очень хороший исполнитель и чрезвычайно храбрый офицер… Он храбр в том смысле, что не боится смерти, но труслив в том смысле, что он никогда не в состоянии будет принять решение и взять на себя ответственность».

В бою под Плевной Куропаткин получил сильную контузию и «уцелел только чудом». В 1883–1890 он служил в Главном штабе. В 1890 Куропаткин произвели в генерал-лейтенанты и назначили начальником Закаспийской области, где он проводил политику русификации и проявил себя способным администратором. В 1898–1904 Куропаткин занимал пост военного министра. С октября 1904 по март 1905 Куропаткин являлся главнокомандующим вооруженными силами на Дальнем Востоке. Нерешительность, невнимание к моральному состоянию войск, стремление выполнять указания из Петербурга – все это породило негодную стратегию Куропаткина и стало одной из причин проигранной русско-японской войны 1904–1905. После ухода в отставку весной 1905 находился не удел до первой мировой войны. С 1915 Куропаткин был назначен командующим Гренадерским корпусом, потом 5-й армией, а в 1916 недолго командовал войсками Северного фронта. С июля 1916 по март 1917 Куропаткин был генерал-губернатором Туркестана и руководил подавлением Среднеазиатского восстания в 1916.

После Февральской революции 1917 генерал от инфантерии Куропаткин был отстранен от должности и уволен со службы. Последние годы жизни провел в родовом имении, учительствуя в местной школе, построенной когда-то на его деньги. В 1918–1919 отказался как от участия в гражданской войне, так и от эмиграции во Францию. Занимался приведением в порядок своих многочисленных записей, дневников. Перу Куропаткина принадлежат книги и брошюры по военно-стратегическим вопросам, военно-географические труды.

Стессель Анатолий Михайлович

Русский генерал. Родился в 1848 г.; образование получил в Павловском военном училище. Во время усмирения боксерского движения в Китае участвовал в походе международного отряда на Пекин. В начале русско-японской войны назначен комендантом крепости Порт-Артура; 2 февраля 1904 г., т.е. через несколько дней после открытия военных действий, на эту должность назначен генерал Смирнов, а на С. « «временно»» возложена должность начальника Артур-Цзиньчжоуского района, с подчинением ему коменданта крепости. В первых своих приказах он признавал серьезность положения, выражал уверенность, что японцы сделают попытку отрезать Порт-Артур, и утверждал, что на сдачу крепости никогда и ни при каких условиях согласия не даст. Консервативная печать в России, особенно « «Новое Время»», сразу провозгласила С. героем. В самом Порт-Артуре относились к нему иначе. То немногое, что было сделано для обороны Порт-Артура и для снабжения его всем необходимым, приписывалось энергии Смирнова, Кондратенко и немногих других подчиненных С. генералов, а самого С. считали человеком мало способным и занимающим ответственный пост лишь благодаря покровительству Куропаткина. Многочисленные распоряжения С., в настоящее время опубликованные, свидетельствуют о крайне скудном общем его образовании и отличаются бестолковостью.

Когда в конце апреля 1904 г. Порт-Артур был отрезан от русской армии, С. фактически уступил власть Смирнову, но в своих донесениях умел представить дело так, что вся честь доставалась ему. Чтобы помешать распространению сведений о действительном положении вещей, он в августе закрыл (подцензурную) газету « «Новый Край»» и сперва запретил корреспонденту Ножину посещение батарей, фортов и позиций, а потом, после попытки Ножина уехать на джонке в Чифу, конфисковал все его бумаги и приказал арестовать его. Ножин, однако, успел уехать, и гнев С. обрушился на лиц, содействовавших его отъезду. С ноября месяца С. стал подготавливать общественное мнение Порт-Артура к идее сдачи; для этого он оглашал документы, свидетельствовавшие об опасности положения; в декабре приказал без особенной нужды сдать форт №II, потом форт №III-й.

7 декабря генерал Смирнов отправил главнокомандующему донесение, являющееся обвинительным актом против С. 16 декабря на военном совете С. выразил готовность сдать крепость, но встретил противодействие со стороны Смирнова и других; сдача большинством голосов была отвергнута. Тем не менее 19 декабря С. вступил в переговоры с командиром японской армии, осаждавшей крепость, и подписал капитуляцию. Войска сданы в плен, оружие и припасы также отданы, имущество порт-артурцев брошено на произвол судьбы, и только сделана оговорка о личном имуществе Стесселя, которое японцы позволили вывести. Сначала в России и в Европе популярность С. еще держалась; во Франции собирались пожертвования на поднесение С. почетной шпаги. Но очень скоро обнаружилось, что военные и съестные припасы не были израсходованы, и крепость могла еще сопротивляться. С. предан военному суду, который должен состояться весной 1907 г. До суда он уволен в отставку сперва без пенсии, которая потом, по его просьбе, была ему назначена. Корреспондент « «Нового Края»» Ножин подал в 1905 г. военному министру просьбу о разрешении привлечь С. к суду за клевету, выразившуюся в наименовании Ножина в официальному бумаге японским шпионом. Через полтора года, в январе 1907 г., Ножин получил ответ, что С. на военной службе более не состоит и, следовательно, жалоба должна идти в обычном судебном порядке; между тем прошла уже давность для возбуждения дела. См. Сапер « «Генерал Стессель в Порт-Артуре»»

Кондратенко Роман Исидорович

Знаменитый защитник Порт-Артура (1857–1904). Высшее образование получил в академиях инженерной и генерального штаба. Прослужив некоторое время по инженерному ведомству, в 1895 году получил полк, а перед войной – 7-ю Восточно-Сибирскую стрелковую бригаду в Порт-Артуре. Состоя начальником обороны всего сухопутного фронта крепости, он закончил многие ее сооружения. 17 июля началась осада крепости. Кондратенко проводил целые дни на угрожаемых пунктах, руководя обороной, поднимая дух гарнизона, вселяя в него уверенность в успехе обороны. По мысли Кондратенко, к отражению штурмов были применены ручные гранаты, а особая комиссия изготовляла противоштурмовые средства. 2 декабря 1904 года разорвавшимся в каземате снарядом Кондратенко был убит. Отличительным свойством Кондратенко было умение воздействовать на дух войск, что рельефно сказалось при отражении нескольких штурмов, когда никто не надеялся уже на успех; он связал сухопутные и морские войска в одно целое, умело направляя их к дружной, совместной работе. Память Кондратенко увековечена присвоением его имени 25-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку и минному крейсеру, а равно учреждением премий и стипендий. Петербургская городская дума наименовала одно из городских начальных училищ «в память Романа Исидоровича Кондратенко» – См. Овчинников « «Народный герой Роман Исидорович Кондратенко»; Миткевич и Дубенский «Роман Исидорович Кондратенко»

Рожественский Зиновий Петрович

Русский моряк, вице-адмирал. Родился в 1848 году. Участвовал в турецкой войне 1877 – 78 годов. В 1903 – 04 годах исполнял должность начальника главного морского штаба. В 1904 году назначен командующим 2-й эскадрой Тихоокеанского флота, отправлявшейся на Дальний Восток. 2 октября Р. вышел с эскадрой из Либавы. Близ Гулля, на Доггерской мели, 8 октября 1904 года он встретил флотилию английских рыбачьих пароходиков и подверг ее обстрелу (см. Гулльский инцидент, Доп. I, 640). О дальнейшем следовании эскадры см. Японско-Русская война. 14 мая 1905 года в 1 1/2 часа дня начался бой близ острова Цусимы между эскадрой адмирала Р. и эскадрой адмирала Того. Несмотря на некоторый формальный перевес в тоннах, который, впрочем, с избытком перевешивался быстротой хода японских судов и превосходством их артиллерии, русская эскадра в несколько часов была разбита наголову. Броненосец « «Князь Суворов»», на котором находился Р., через 4 часа после начала боя был потоплен; тяжело раненный в голову и в обе ноги Р. перенесен на миноносец « «Буйный»», откуда было дано знать, что командование передается контр-адмиралу Небогатову. Миноносец « «Буйный»» был сильно поврежден в последующем бою; тогда, утром 15 мая, Р. пожелал перейти на миноносец « «Бедовый»», что и было исполнено.

Идя на север к Владивостоку вместе с миноносцем « «Грозным»», « «Бедовый»» был настигнут двумя японскими миноносцами и сдался японцам без боя, между тем как « «Грозный»» вступил в бой и потопил один из японских миноносцев. Вопрос о том, в какой степени виновен Р. в поражении при Цусиме, не может считаться безусловно разрешенным. Служивший под его командой капитан Вл. Семенов (сдавшийся вместе с ним) доказывает, что русская эскадра никуда не годилась; артиллерия на ней была ниже всякой критики, команда, спешно подобранная, не могла сравниться с командой японской; присоединение отряда Небогатова, с еще худшими судами, только ослабило эскадру. Напротив, контр-адмирал Небогатов (см. II Доп., 255) в газетной статье обвиняет Р. в нераспорядительности и в отсутствии плана. В стратегических ошибках обвиняет Р. и капитан Кладо, тоже служивший на его эскадре. В ответном письме («Новое Время», 21 декабря 1905 года) Р. говорит, между прочим, что о дислокации японских сил в Корейском проливе «не знал даже адмирал союзного японцам английского флота, сосредоточивший свои силы у Вей-Хай-Вея в ожидании приказа истребить русский флот, если бы эта конечная цель Англии оказалась не под силу японцам».

Эти слова вызвали в Англии взрыв негодования против Р. В русской печати появилось, в 1906 году, несколько статей, выставляющих образ действий Р. в крайне неблагоприятном свете. По возвращении из японского плена, когда зашел вопрос о предании суду виновников поражений, Р. вышел в отставку и сам потребовал суда. 21 – 26 июня 1906 года происходил процесс адмирала Р. и нескольких находившихся под его командой офицеров в кронштадтском военно-морском суде; но они обвинялись не в каких-либо действиях, вызвавших поражение, а только в сдаче миноносца «Бедового». Сам Р. настаивал на том, что хотя он был тяжело ранен и не мог говорить, но находился в полном сознании, когда к нему обратились с вопросом, сдаваться или не сдаваться, и кивком головы вполне сознательно приказал сдаться; за это он признавал себя подлежащим смертной казни. Приговором суда Р. был оправдан.

В. Ф. Руднев

Родился в городе-крепости Динамюнде (ныне микрорайон Риги Даугавгрива). Отец Руднева-капитан 2-го ранга Федор Николаевич Руднев был командиром Рижской брандвахты.

После смерти отца семья вместе с матерью, Александрой Петровной, переехала в город Любань Петербургской губернии. В Любани Всеволод Руднев закончил гимназию. 15 сентября 1872 года Всеволод Руднев поступил Морское училище в Петербурге (в то время в Российской империи было только одно учебное заведение по подготовке офицеров ВМФ – Морское училище, бывший Морской кадетский корпус). В училище он содержался и обучался за счёт государства, в память боевых заслуг его отца (на что было указание управляющего Морским министерством). На действительную службу Руднев поступил 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище. В 1873–1875 годы был в учебных плаваниях по Балтийскому морю (в летнее время). 16 октября1875 года получил звание старшего унтер-офицера. Руднев был назначен на учебный фрегат «Петропавловск» матросом. С 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года – в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход Всеволода Руднева. Кроме обязанностей матроса, он нёс офицерскую вахту, на практике обучаясь ремеслу моряка.

Руднев был хорошо аттестован командиром учебного фрегата и 30 августа 1877 года получил чин мичмана. С сентября 1877 года Руднев находился на годичных курсах во флотской стрелковой роте (туда отправляли наиболее перспективных молодых офицеров).

16 апреля 1880 года мичман Руднев служил на крейсере «Африка» (туда он был назначен приказом главного командира Кронштадтского порта).

Командиром крейсера был капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев. Крейсер прибыл на Дальний Восток, а затем совершил кругосветное путешествие. 6 октября 1880 года Руднев стал командиром 7-й роты на крейсере. 1 января 1882 года ему присвоили звание лейтенанта. Впоследствии Руднев написал об этом непростом походе книгу – «Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880–1883 годах».

После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжал плавать по Балтийскому морю (1884–1887), а в 1886 году участвовал в заграничном плавании. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В 1888 году Всеволод Фёдорович женился на Марии Николаевне Шван. Отец Марии, капитан 1-го ранга Н. К. Шван был героем обороны Севастополя в Крымской войне. C 1 августа 1889 года В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е. И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в манёврах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля. 4 декабря 1890 года Руднев вернулся в Кронштадт. В 1891 году он последовательно был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут».

В 1893 году Руднев получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, чтобы присоединиться к группе русских кораблей. Командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров держал на «Императоре Николае I» свой флаг. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции. С 1 января по 9 декабря 1895 года «Император Николай I» находился в кругосветном плавании. Вернувшись в Кронштадт, Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг». В декабре 1897 года Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. «Гремящий» отправился в плавание 1 марта 1898 года и благополучно возвратился в Россию 15 мая 1899 года. Следует отметить, что канонерская лодка – сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность. 31 августа 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка». В начале июня 1900 года Российский флот получил эскадренный миноносец «Скат», построенный для России. Руднев привёл его из порта города Эльбинга в Германии в Кронштадт. Поход оказался нелёгким – их преследовала плохая погода, к тому же был неисправен компас. Тем не менее, миноносец под командованием Руднева благополучно достиг берегов родины.

Служба на Дальнем Востоке в 1900 году в Порт-Артуре проводились обширные работы по его модернизации: были проведены дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона. В том же 1900-м Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В то время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана 1-го ранга.

В декабре 1902 года вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна. Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи. Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде. 26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра остановилась на внешнем рейде залива. На внутреннем рейде были русские – крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала СотокитиУриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права. В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении. В частности, он сказал следующее: – Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть – мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать.

Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама», с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь, в основном по «Варягу». Русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнём противника. По сообщениям из разных источников, огнём с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо», и потоплен один миноносец. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40% орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

После окончания службы

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей – Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.



Русско-японская война 1904-1905 гг. стала результатом столкновения интересов России и Японии на Дальнем Востоке. Обе страны, переживавшие в последние десятилетия XIX в. процессы внутренней модернизации, примерно в одно время активизировали внешнюю политику в этом регионе. Россия была нацелена на развитие экономической экспансии в Маньчжурии и Корее, номинально являвшихся владениями Китая. Однако здесь она столкнулась с быстро набиравшей силу Японией, которая тоже рвалась побыстрее включиться в делёж ослабленного Китая.

Соперничество держав на дальнем востоке

Первое крупное столкновение Петербурга и Токио произошло, когда японцы, победив китайцев в войне 1894-1895 гг., намеревались навязать им крайне тяжёлые условия мира. Вмешательство России, поддержанной Францией и Германией, заставило их умерить свои аппетиты. Зато Петербург, выступив заступником Китая, укрепил своё влияние в этой стране. В 1896 г. было подписано соглашение о строительстве через Маньчжурию Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая на 800 км сокращала путь до Владивостока и позволяла расширить русское присутствие в регионе. В 1898 г. был получен в аренду Порт-Артур на Ляодунском полуострове, ставший главной военно-морской базой России на Тихом океане. Он имел выгодное стратегическое положение и, в отличие от Владивостока, не замерзал.

В 1900 г. в ходе подавления так называемого Боксёрского восстания русские войска заняли Маньчжурию. Настала очередь Токио выражать своё крайнее недовольство. Предложения о разделе сфер интересов (Маньчжурия - России, Корея - Японии) были отвергнуты Петербургом. На императора Николая II всё большее влияние оказывали авантюристы из его окружения, недооценивавшие силу Японии. К тому же, как говорил министр внутренних дел В. К. Плеве, «чтобы удержать революцию... нужна маленькая победоносная война». Это мнение поддерживали многие в верхах.

«Максимы» были приняты на вооружение русской армии 28 мая 1895 г. В русско-японской войне они применялись в двух видах: с большими колесами и щитом или же, как показано на рисунке, на треноге

Между тем Япония активно готовилась к войне, наращивая свою военную мощь. Развёрнутая по мобилизации японская армия насчитывала свыше 375 тыс. человек, 1140 орудий, 147 пулемётов. Японский флот состоял из 80 боевых кораблей, в том числе 6 эскадренных броненосцев, 8 броненосных и 12 лёгких крейсеров.

Россия вначале держала на Дальнем Востоке около 100 тыс. человек (примерно 10% всей армии), 148 орудий и 8 пулемётов. На Тихом океане имелось 63 русских боевых корабля, в том числе 7 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 7 лёгких крейсеров. Сказывались отдалённость этого региона от центра и трудности транспортировки по Транссибирской магистрали. В целом Россия заметно уступала Японии по степени готовности к войне.

Ход воины

24 января (6 февраля по новому стилю) 1904 г. Япония прервала переговоры и разорвала дипломатические отношения с Россией. Ещё до официального объявления войны, последовавшего 28 января (10 февраля) 1904 г., японские миноносцы в ночь с 26 на 27 января (с 8 на 9 февраля) атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре и повредили два броненосца и крейсер. Для русских моряков нападение оказалось внезапным, хотя по поведению японцев было ясно, что они вот-вот начнут войну. Тем не менее русские корабли стояли на внешнем рейде без противоминных сетей, а два из них освещали рейд прожекторами (они-то и были подбиты в первую очередь). Правда, и японцы не отличились точностью, хотя стреляли почти в упор: из 16 торпед в цель попали только три.

Японские матросы. 1905г.

27 января (9 февраля) 1904 г. шесть японских крейсеров и восемь миноносцев блокировали в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) русский крейсер «Варяг» (командир - капитан 1 -го ранга В. Ф. Руднев) и канонерскую лодку «Кореец» и предложили им сдаться. Русские моряки пошли на прорыв, но после часового боя вернулись в порт. Сильно повреждённый «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван своими командами, которые перешли на борт кораблей нейтральных государств.

Подвиг крейсера «Варяг» получил широкий резонанс в России и за её рубежами. Моряков торжественно встретили на Родине, их принял Николай II. До сих пор и на флоте, и в народе популярна песня «Варяг»:

Наверх вы, товарищи, Все по местам! Последний парад наступает... Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает.

Неудачи на море преследовали русских. В конце января на собственных минных заграждениях подорвался и затонул минный транспорт «Енисей», а затем посланный ему на помощь крейсер «Боярин». Впрочем, японцы подрывались на русских минах всё-таки чаще. Так, 2 (15) мая взорвались сразу два японских броненосца.

В конце февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий эскадрой вице-адмирал С. О. Макаров, смелый и деятельный флотоводец. Но одолеть японцев ему было не суждено. 31 марта (13 апреля) флагманский броненосец «Петропавловск», двигаясь на помощь атакованным японцами кораблям, напоролся на мину и в считанные минуты затонул. Погибли Макаров, его личный друг художник-баталист В. В. Верещагин и почти весь экипаж. Командование эскадрой принял малоинициативный контр-адмирал В. К. Витгефт. Русские пытались прорваться во Владивосток, но 28 июля (10 августа) в сражении в Жёлтом море были остановлены японцами. В этом бою Витгефт погиб, а остатки русской эскадры вернулись в Порт-Артур.

На суше также дела складывались для России неудачно. В феврале 1904 г. японские войска высадились в Корее и в апреле дошли до границы с Маньчжурией, где на реке Ялу разбили крупный русский отряд. В апреле - мае японцы высадились на Ляодунском полуострове и прервали связь Порт-Артура с основной армией. В июне направленные на помощь крепости русские войска потерпели поражение под Вафангоу и отошли на север. В июле началась осада Порт-Артура. В августе произошло Ляоянское сражение с участием главных сил обеих сторон. Русские, имея численное преимущество, успешно отбивали атаки японцев и могли рассчитывать на успех, но командующий армией А. Н. Куропаткин проявил нерешительность и приказал отступить. В сентябре - октябре встречное сражение на реке Шахэ закончилось безрезультатно, и обе стороны, понеся тяжёлые потери, перешли к обороне.

Эпицентр событий сместился к Порт-Артуру. Уже не один месяц эта крепость выдерживала осаду, отбив несколько штурмов. Но в конце концов японцы смогли захватить стратегически важную гору Высокую. А вслед за этим погиб генерал Р. И. Кондратенко, которого называли «душой обороны» крепости. 20 декабря 1904 г. (21 января 1905 г.) генералы А. М. Стессель и А. В. Фок, вопреки мнению военного совета, сдали Порт-Артур. Россия потеряла главную морскую базу, остатки флота и более 30 тыс. пленных, а японцы высвободили 100 тыс. солдат для действий на других направлениях.

В феврале 1905 г. произошло самое масштабное в этой войне Мукденское сражение, в котором участвовало более полумиллиона солдат с обеих сторон. Русские войска потерпели поражение и отступили, после чего активные боевые действия на суше прекратились.

Цусимская катастрофа

Финальным аккордом войны стало Цусимское сражение. Ещё 19 сентября (2 октября) 1904 г. с Балтики на Дальний Восток отправился отряд кораблей под командованием вице-адмирала 3. П. Рожественского, получивший название 2-й Тихоокеанской эскадры (за ним последовала 3-я эскадра под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова). В их составе, в частности, числилось 8 эскадренных броненосцев, 13 крейсеров разного класса. Среди них были как новые корабли, в том числе и ещё как следует не испытанные, так и устаревшие, малопригодные для океанского плавания и генерального сражения. После падения Порт-Артура идти предстояло во Владивосток. Проделав изматывающий путь вокруг Африки, корабли вошли в Цусимский пролив (между Японией и Кореей), где их поджидали основные силы японского флота (4 эскадренных броненосца, 24 крейсера разных классов и другие корабли). Нападение японцев было внезапным. Бой начался 14 (27) мая 1905 г. в 13 часов 49 минут. Уже через 40 минут русская эскадра потеряла два броненосца, а затем последовали новые утраты. Рожественский был ранен. После захода солнца, в 20 часов 15 минут, остатки русской эскадры атаковали десятки японских миноносцев. 15 (28) мая в 11 часов оставшиеся на плаву корабли, окружённые японским флотом, спустили Андреевские флаги.

Поражение под Цусимой стало самым тяжёлым и позорным в истории русского флота. Лишь несколько крейсеров и миноносцев сумели скрыться с места сражения, но до Владивостока дошли только крейсер «Алмаз» и два миноносца. Более 5 тыс. моряков погибли, а свыше 6 тыс. оказались в плену. Японцы потеряли всего три миноносца и около 700 человек убитыми и ранеными.

Причин этой катастрофы было много: просчёты в планировании и организации экспедиции, неготовность к бою, слабое командование, явные недостатки русских орудий и снарядов, разнотипность кораблей, неудачное маневрирование в бою, проблемы со связью и т. д. Русский флот явно уступал японскому в материальной и моральной подготовке, в воинском мастерстве и стойкости.

Портсмутский мир и итоги войны

После Цусимы рухнули последние надежды на благоприятный для России исход войны, в которой русские армия и флот не одержали ни одной крупной победы. К тому же в России началась революция. Но истощены были обе стороны. Людские потери составили примерно по 270 тыс. человек. Поэтому и Япония, и Россия, с готовностью приняли посредничество президента США Т. Рузвельта.

23 августа (5 сентября) 1905 г. в американском городе Портсмуте был подписан мирный договор. Россия отдавала Японии Южный Сахалин и свои права на аренду Порт-Артура с прилегающими территориями. Она также признавала Корею сферой влияния Японии.

Русско-японская война оказала большое влияние на военное и военно-морское дело. Впервые столь широко применялись пулемёты и скорострельные пушки, появились ручные пулемёты, миномёты, ручные гранаты, стал накапливаться опыт применения на войне радио, прожекторов, аэростатов, проволочных заграждений с электротоком. Впервые были применены подводные лодки и новые морские мины. Совершенствовались тактика и стратегия. В оборонительных позициях сочетались окопы, траншеи, блиндажи. Особое значение приобрели достижение огневого превосходства над противником и тесное взаимодействие родов войск на поле боя, а на море - оптимальное сочетание скорости, силы огня и бронезащиты.

В России поражение положило начало революционному кризису, завершившемуся преобразованием самодержавия в конституционную монархию. Но уроки Русско-японской войны ничему не научили правящие круги Российской империи, и спустя восемь лет они втолкнули страну в новую, ещё более грандиозную войну - Первую мировую.

Экономический подъем России, строительство железных дорог, экспансивная политика освоения провинций привели к упрочению позиций России на Дальнем Востоке. У царского правительства появилась возможность распространить свое влияние на Корею и Китай. С этой целью царское правительство в 1898 г. взяло в аренду у Китая Ляодунский полуостров сроком на 25 лет.

В 1900 г. Россия вместе с другими великими державами приняла участие в подавлении восстания в Китае и ввела свои войска в Манчжурию под предлогом обеспечения охраны КВЖД. Китаю было поставлено условие - вывод войск с оккупированных территорий в обмен на концессию Манчжурии. Однако международная ситуация сложилась неблагоприятно, и Россия была вынуждена вывести свои войска без удовлетворения претензий. Недовольная ростом российского влияния на Дальнем Востоке, поддерживаемая Англией и США, Япония вступила в борьбу за главенствующую роль в Юго-Восточной Азии. К военному конфликту готовились обе державы.

Расклад сил в тихоокеанском регионе был не в пользу царской России. Она значительно уступала в количестве сухопутных войск (в районе Порт-Артура была сосредоточена группировка в 98 тыс. солдат против 150-тысячной японской армии). Япония значительно превосходила Россию в военной технике (японские ВМС имели вдвое больше крейсеров и трехкратно превосходили российский флот по количеству миноносцев). Театр военных действий находился на значительном удалении от центра России, что затрудняло поставку боеприпасов и продовольствия. Положение усугублялось низкой пропускной способностью железных дорог. Невзирая на это, царское правительство продолжало агрессивную политику на Дальнем Востоке. В желании отвлечь народ от социальных проблем правительство решило поднять престиж самодержавия «победоносной войной».

27 января 1904 г. без объявления войны японские войска атаковали русскую эскадру, стоящую на рейде Порт-Артура.

В результате было повреждено несколько российских боевых кораблей. В корейском порту Чемульпо были блокированы российский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Экипажам была предложена капитуляция. Отвергнув это предложение, русские моряки вывели корабли на внешний рейд и приняли бой с японской эскадрой.

Несмотря на героическое сопротивление, прорваться к Порт-Артуру им не удалось. Оставшиеся в живых моряки затопили суда, не сдавшись врагу.

Трагически складывалась оборона Порт-Артура. 31 марта 1904 г. при выводе эскадры на внешний рейд на мине подорвался флагманский корабль крейсер «Петропавловск», погиб выдающийся военачальник, организатор обороны Порт-Артура - адмирал С.О. Макаров. Командование сухопутными войсками не предприняло должных действий и допустило окружение Порт-Артура. Отрезанный от остальной армии, 50-тысячный гарнизон с августа по декабрь 1904 г. отразил шесть массированных атак японских войск.

Порт-Артур пал в конце декабря 1904 г. Потеря основной базы российских войск предопределила исход войны. Крупное поражение русская армия потерпела под Мукденом. В октябре 1904 г. на помощь осажденному Порт-Артуру вышла вторая тихоокеанская эскадра. Вблизи о. Цусима в Японском море она была встречена и разгромлена японскими ВМС.

В августе 1905 г. в Портсмунде Россией и Японией был подписан , по которому Японии отошла южная часть о. Сахалин и Порт-Артур. Японцам предоставлялось право свободной ловли рыбы в российских территориальных водах. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Маньчжурии. Корея признавалась сферой японских интересов.

Русско-японская война легла тяжелым экономическим бременем на плечи народа. Расходы на войну составили 3 млрд рублей из внешних займов. Россия потеряла убитыми, ранеными и захваченными в плен 400 тыс. человек. Поражение показало слабость царской России и усилило недовольство в обществе существующей системой власти, приблизило начало .