Самопрезентация о себе на собеседовании. Самопрезентация: как сделать, что написать, примеры

Гость_teka_* 12 Nov 2008

Подскажите, пожалуйста, как написать самопрезентацию? Желательно конкретные примеры!

Подскажите, пожалуйста, как написать самопрезентацию себя!!!

Любой человек, особенно менеджер, в процессе общения стремится влиять на партнеров, побуждать их к определенным действиям, убеждать и мотивировать. Бесспорный метод влияния - публичное выступление, например, на конференции.

Иногда какая-то информация респондента - человек не раскроет интервьюера - женщину по культурным соображениям. В типичных интервью между интервьюером и респондентом существует иерархическая связь, в которой ответчик находится в роли подчиненного. У этого интервьюера есть «правильный» сценарий беседы, то есть вопросник, и ответчик должен подчиняться ему. Конечно, в интервью есть, конечно, предположение, что респондент знает много, но недостаточно, чтобы решить, что и когда говорить, а также задавать вопросы.

Это связано с тем, что второе предположение такого интервью заключается в том, что респонденту допрашивают. Иногда создается впечатление, что оно «опрошено». Кажется, что разговор - это односторонний разговор. То, что кажется объективным ответом респондента, - это односторонние отношения респондента, который «опросил» лицо. Исследователи, вдохновленные феминистами, предполагают, что интервью являются частью «маскулинической парадигмы», основанной на маскелинной культуре, которая подчеркивает мужские характеристики и исключает женские культурные черты, такие как чувствительность, эмпатия и эмоциональность.

Эффективная подготовка и качественное проведение публичного выступления гарантирует оратору, что аудитория примет благоприятное для него решение - утвердит, купит, проголосует, примет участие, подпишет контракт, начнет сотрудничать и т.д.

Для результативного публичного выступления имеет значение не только содержание выступления, но и впечатление, которое оратор произведет на публику. Внешний вид, стиль, манеры, имидж оратора подчас более красноречивы, чем его слова. Поэтому в данной статье мы хотим обратить внимание на аспект самопрезентации в публичном выступлении.

Таким образом, разрабатываются тесные отношения между респондентом и исследователем, чтобы минимизировать различия в статусе иерархической структуры контекста разведки. Свободные интервьюеры показывают свои человеческие лица, отвечают на вопросы, выражают эмоции, допускают более честные ответы и избегают обвинений в нереальности иерархических отношений в интервью.

Главное - выбрать человека, которого мы хотим в интервью, чтобы представить нашим читателям. В корпоративной прессе, немного иначе, чем в цветных журналах, мы не всегда запрашиваем интервью только для людей с высокой степенью уязвимости. Конечно, количество бюллетеней интервью с генеральным директором или исполнительным директором, вероятно, вызовет больше интереса, чем тот, в котором мы представляем других людей, но это не обязательно должно быть правилом.

Однажды я присутствовала на собрании коллектива крупной торговой сети. Директор компании выступал перед 40 подчиненными. Содержательно он был подготовлен к презентации нового тренингового проекта, но не имел опыта публичного говорения. Во время выступления он теребил пуговицы своего стильного пиджака и переминался с ноги на ногу, пританцовывая. Это забавляло персонал. Не удивительно, что на следующий день сотрудники пересказывали друг другу подробности "танца", а о сути выступления даже не вспоминали.

В информационном бюллетене компании, интервью с новым руководителем отделов, людьми, которые были удостоены чести за выдающиеся достижения в работе или выиграли соревнования компании, или которые представляют наших коллег из соседнего рабочего места так, как нам бы хотелось они ожидали.

Проведение действительно интересного интервью требует хорошей подготовки. Может быть полезно прочитать предыдущий выпуск нашей газеты, который, возможно, был написан об этом человеке. Стоит поговорить с людьми, которые работают с ней напрямую, и, если возможно, с ее ближайшей семьей. Конечно, если интервью в основном касается профессиональных вопросов, нет необходимости в детальном «расследовании» личной жизни представляемого человека. Здесь, в свою очередь, у нас есть принцип детального ознакомления с предметом, о котором мы поговорим в разговоре.

Важно помнить, что у оратора при публичном выступлении есть не только слушатели, но и зрители. Поэтому главный визуальный объект в публичном выступлении - это сам оратор.

Какие сложности могут возникнуть, если оратор не уделяет внимания самопрезентации? Дело в том, что имидж формируется в любом случае. Если не уделять ему особого внимания, он может открыть не самые выигрышные качества оратора. В этом случае достоинства оратора могут потеряться
Что такое самопрезентация?

Для человека, с которым мы говорим, наша хорошая подготовка - сигнал, что мы относимся к этому серьезно и позитивно к нам. Благодаря этому мы можем надеяться на искренний и изнурительный разговор. Поэтому, когда мы готовимся к собеседованию, мы должны написать несколько или несколько вопросов на основе собранной нами информации. Может случиться так, что мы не будем их использовать, но во время собеседования мы попросим многих других, вытекающих из курса дискуссии. Тем не менее, такая «база» должна существовать для нашего комфорта и для обеспечения безопасности - также человека, с которым мы разговариваем.

Самопрезентация, самоподача, самопредъявление - все эти слова означают, что оратор предъявляет себя аудитории. Самопрезентация в публичном выступлении - это умение направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному оратору.

Самопрезентация - это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.

Если наш герой хочет знать этот предварительный список тем беседы, его стоит познакомить. Вопросы должны быть открытыми, то есть тем, что вызывает более широкие и всеобъемлющие ответы. В свою очередь, порядок тем, которые мы начинаем, всегда начинается с вопроса, в котором лучший герой интервью. Затем мы переходим к вопросам более высокого уровня абстракции и более общего характера, чтобы плавно перейти к вопросам, которые могут быть спорными. Наконец, мы задаем более личные и частные вопросы.

Форма, в которой мы фиксируем интервью, не влияет на собеседника. Многие люди, видящие магнитофон, вращаются, другие довольны тем, что мы не пропустим ни слова их речи. Как только мы ответим, у интервьюера может сложиться впечатление, что мы больше фокусируемся на заметках, чем на нем, и что мы можем что-то упускать.

Влиять на аудиторию необходимо, чтобы достигнуть поставленных целей. В последние годы популярным стало слово "харизма". Дословно с древнегреческого оно означает "притягивать к себе внимание".

Слово "харизма" восходит к слову "хариты". В древнегреческой мифологии - это три богини красоты и изящества. Слова "харизма", "характер", "харя" - имеют один корень. То есть быть харизматичным в ходе публичного выступления значит уметь производить успешную самопрезентацию, притягивать и удерживать внимание аудитории.

Вот почему золотой мерой будет свобода записывать вашу речь, выделяя наиболее важные вопросы. Это также поможет вам записать ваше интервью позже, потому что это облегчит различие между важными и менее важными. Когда «активная» часть интервью закончена, наступает редакционный момент. Основываясь на записи и заметках, мы собираемся переписать интервью, немедленно оставив фрагменты менее релевантного, ненужного отступления, повторения. Важно иметь в виду, что не написание коллоквиализмов или формулировок, не находящихся в устной форме, но написанных на бумаге, может показаться неуместным.

Важно, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько оратор себе ее представляет и как к ней относится. Например, два сотрудника собираются выступить на конференции. Один надевает лучший дорогой деловой костюм, белую рубашку, модный галстук, другой - джинсы и старый свитер. Самопрезентацию производят оба! Первый демонстрирует статус, престиж, уважение. Второй - независимость, наивность, самостоятельность.
Имидж

Графическая форма интервью должна включать четкое различие между вопросами журналиста и ответом героя интервью. Наиболее распространенное обращение - это смелый вопрос, и ответы остаются в виде простого текста. Интервью, как и другие формы журналистики, должно иметь интересный, привлекательный титул и лидерство, которые позволят ему узнать тему интервью. Имя журналиста, который его переместил, может быть лидирующим в подзаголовке текста или под текстом интервью. В корпоративных газетах часто практикуется практика замены названия определенного лица заголовком газеты.

Разговор о самопрезентации имеет смысл связать с понятием "имидж". "Имидж" дословно с английского означает "образ". Но в российском понимании "имидж" и "образ" не одно и то же. Прежде всего потому, что в русском языке слово "образ" имеет пять разных значений: вид, облик, характер, порядок, отражение.

Ближе всего к английскому слову "имидж" российский термин "мнение".
Имидж - мнение, суждение, содержащее оценку и отношение.
В результате самопрезентации и формируется имидж.
Имидж оратора важен, поскольку он формирует готовность слушателей действовать тем или иным образом.

После того, как текст был одобрен редакцией бюллетеня, мы обязательно должны отправить его автору. Это наш долг, хотя иногда мы можем чувствовать, что текст пострадает, например, интервьюер хочет удалить свою самую интересную часть из интервью. Это хорошая привычка включать в интервью презентацию успешных картин своих героев. Это справедливо и в корпоративных газетах. Если собеседование более официальное, это будет больше похоже на портрет в официальном платье и безупречную позу.

Однако, если мы поместим разговор, в котором мы также коснемся «более легких» тем, мы должны подумать о чем-то необычном, таком как картина нашего героя во время его увлечения или недавнее воспоминание о его празднике. Эта статья появилась в «Бюллетене бюллетеней», единственном информационном бюллетене в Польше, посвященном исключительно корпоративным информационным бюллетеням и специализированной издательской индустрии.

Например, представьте, что происходит выступление двух ораторов перед аудиторией.
Цель: в результате выступления аудитория должна совершить необходимые оратору действия - проголосовать, купить, прийти, принять решение, утвердить план и т.п.

Вопрос, на чей призыв к действиям отреагирует аудитория?
Как формируется первое впечатление?

Многие проблемы со средствами массовой информации заставляют нас появляться на телевидении - особенно когда мы испытываем страх перед тем, как подвергнуть себя воздействию нашей камеры. Как лучше представить себя во время телевизионного интервью? Какое поведение следует избегать перед камерой?

Нет никаких сомнений в том, что средства массовой информации являются идеальным средством передачи информации общественности. Потенциальные и текущие клиенты и деловые партнеры. Давайте вспомним, что имидж компаний, корпораций или учреждений во многих случаях оценивается призмой людей, которые представляют их на улице. Поэтому, создавая картину организации, давайте сосредоточимся на освещении в СМИ своих ведущих менеджеров. Похоже, что наиболее проблематичными являются презентации перед камерой, которые беспощадно раскрывают слабые стороны каждого оратора.

Впечатление - образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект. Хочет оратор или нет, планирует специально или пренебрегает, но первое впечатление формируется всегда.

Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Народная мудрость утверждает: как придешь, так и прослывешь. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты.

На какие элементы следует обратить внимание до и во время телевизионных выступлений? Во-первых: справедливость Примите все меры в СМИ всерьез - даже если журналист попросит вас дать короткий комментарий. Насколько это возможно, будьте готовы поговорить осторожно. Имейте в виду, что ваша самопрезентация на телевидении будет замечена широкой аудиторией. Помните, что средства массовой информации - и особенно телевидение - оказывают огромное влияние, и ваш образ, созданный ими, влияет на ваше восприятие вашей компании или учреждения.

Не избегайте контактов с журналистами, когда ваша организация находится в кризисе, - принимайте отношение открытости и искренности. Во-вторых: осторожно и эмоционально подготавливайте перед каждой сессией камеры. Подумайте, какие трудные вопросы могут задать журналист. Подготовьте соответствующие аргументы, которые укрепит ваше утверждение. Также попробуйте приручить эмоции и подумайте о том, что ждет вас с точки зрения успеха: помните, что нет ничего хуже, чем думать о неудаче, прежде чем войти в видение.

Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.

Что фиксируется при формировании первого впечатления:

Внешний облик.
Оформление внешности.
Экспрессия, внешняя выразительность.
Выполняемые действия.
Предполагаемые качества личности.

Очевидно, что оратору имеет смысл специально продумывать, как будет формироваться первое впечатление о нем, какие акценты уместно расставить в момент появления перед публикой.
Эффект ореола

Позаботьтесь о внешнем облике - зная, что вы хорошо представлены, позитивно влияет на состояние эмоций и повышает вашу уверенность в себе. При приготовлении гардеробной для презентации перед камерой внимательно относитесь к черному, белому и красному. Помните, что так называется. Телевизионные цвета - все оттенки синего и любые пастельные цвета. Перед тем, как войти в телевизионную студию, поставьте себя в руки профессиональных мастеров-макияжа - помните, что благодаря их лечению вы будете лучше смотреть на камеру.

В-третьих: самоконтроль. Управляйте своим авербальным поведением, имея в виду, что глаз камеры может быть безжалостным. Обратите внимание, что видеокамера выставляет чрезмерно выразительную мимику и жестикуляцию и проблемы с поддержанием зрительного контакта с вызывающим. Держите естественную и выровненную позу тела, помните приятное лицо, следите за контактами со своими партнерами, не преувеличивайте свои жесты. Обратите внимание, что записи разоблачают любые отрицательные вербальные привычки, которые могут быть неприятными для получения.

При формировании первого впечатления существует "эффект ореола". Он приводит к ошибкам социального восприятия.
Первый тип ошибок - ошибки неравенства: люди склонны переоценивать различные качества тех, кто превосходит их по какому-то параметру, существенному для них.

Известны эксперименты Алексея Бодалева1, демонстрирующие ошибки неравенства. Двум группам взрослых людей предлагали описать человека по одной фотографии. Одной группе сказали, что это портрет героя, а другой - преступника. В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись и описания.

Говоря о воспоминании также о паузах и акцентах, которые составляют драматургию сообщения. Четвертое: класс в поведении. Оставайтесь на связи с журналистами, сохраняйте класс, особенно когда вы не можете отменить произносимые слова. Поэтому не говорите плохо о других, воздержитесь от негативных комментариев о конкурсе. Не используйте слова, которые считаются оскорбительными или разговорными выражениями. Не пытайтесь навязывать свое мнение любой ценой. Не позволяйте эмоциям мешать - даже когда журналист задает вам вопросы, имеющие конкретный подтекст.

Вот описания преступника: "Этот зверюга что-то хочет понять, умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, массивная фигура... Человек опустившийся, озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Очень злой взгляд". Вот описание по той же фотографии героя: "Молодой человек 25-30 лет. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма. Глаза - ничего не боящиеся. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое".

В-пятых: защита от манипуляций Помните, что средства массовой информации могут манипулировать вами - избегайте ситуаций, которые могут быть их причиной. Обратите внимание на слова, которые вы говорите, выражения, метафоры или анекдоты. Помните, что конкретный отрывок речи, который лишен более широкого контекста, может изменить смысл ваших слов. Также обратите внимание на среду, в которой происходит запись - если программист попросит вас выступить за пределами телевизионной студии. Установка основного символа записи на фоне плохих ассоциаций может дискредитировать его утверждение.

При ошибках неравенства схема восприятия такова. Встречая человека, превосходящего нас по какому-то значимому для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого сами в чем-то превосходим, мы недооцениваем его.

Второй тип ошибок - ошибки, связанные с внешней привлекательностью: нравится человек внешне или нет. Если нравится (внешне!), то о нем складывается мнение как о хорошем, умном, интересном человеке - переоцениваются многие его данные.

Проводились психологические эксперименты: две группы учителей получали одно и то же дело ученика с весьма подробной информацией о нем. Но одной группе к делу дали заведомо привлекательную фотографию, а другой - непривлекательную. Просили оценить уровень интеллекта, характер, отношения со сверстниками, планы на будущее и многое другое. Привлекательному ученику учителя приписывали: высокий уровень интеллекта, отличный характер, высокий статус среди сверстников, блестящие перспективы и прочее, то есть переоценивали его по всем параметрам.

В то время как непривлекательный ученик был отрицательно оценен по всем параметрам.

Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности. Чем более внешне (!) привлекателен для нас человек, тем более мы переоцениваем его по другим, невидимым пока для нас параметрам. Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Третий тип ошибок - ошибки, образующиеся под действием фактора отношения к нам. Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто относится к нам плохо.

Известны следующие исследования Роберта Нисбета2 и Теренса Вильсона3. Студенты общались с новым преподавателем. С одной группой студентов преподаватель вел себя тепло, доброжелательно, с другой - отстраненно, холодно, подчеркивал социальную дистанцию. Студентов просили оценить преподавателя по разным параметрам, в том числе и по профессиональным знаниям. Те студенты, с которыми преподаватель был доброжелателен, оценили его гораздо лучше, чем те, с которыми он был холоден.

Три названные вида ошибок социального восприятия при формировании первого впечатления охватываются "эффектом ореола". "Эффект ореола" проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное - к недооценке неизвестного человека.

Очевидно, что оратор, рассчитывающий повлиять на публику, может столкнуться с этими ошибками восприятия для осуществления "правильной", то есть работающей на его цели, самопрезентации.
Что такое привлекательность?

Слово "привлекательный" означает "приятный", "манящий". Привлекательность оратора поднимает его статус в глазах аудитории. Привлекательность - не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется теми, на кого рассчитан имидж оратора.

Знаки привлекательности - усилия, которые затрачивает оратор для соответствия социально одобряемому типу внешности.

Такие знаки фиксируются в глазах аудитории и запускают схему восприятия: оратор относится либо к привлекательным людям, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, или к непривлекательным, тогда недооцениваются все его невидимые качества.

То есть в оформлении внешности важны не одежда, прическа, аксессуары сами по себе, а усилия, стремления, затраты оратора выглядеть социально одобряемым. В создании привлекательности особую роль играют хорошие манеры и ухоженность.
Как оратору оформлять свою внешность?

Одежда - своеобразная визитная карточка оратора. Оформление внешности оратора (одежду, прическу, аксессуары) можно сравнить с оформлением витрины. Например, мы идем по улице и видим разные витрины магазинов. Одна витрина оформлена стильно и модно, другая выглядит серо и неприметно, третья - заброшенная и отталкивающая. Куда нам захочется зайти?

Наука психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. Одежда говорит без слов. "Платье и облачает, и разоблачает человека", гласит афоризм. Примечательно, что дословно с латыни слово "костюм" означает "образ жизни".

Одежда при общении с людьми выполняет три функции:
1) презентационную;
2) регуляторную;
3) информационную.

Одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.

Исследования в области психологии одежды показали, что если женщина-оратор одета в деловом стиле, то публика автоматически приписывает ей следующие качества:

Критичная;
серьезная;
уверенная;
тактичная;
умная;
трудолюбивая;
организованная.

Что в одежде наиболее информативно?
1. Цена. Восприятие цены складывается из трех факторов - качество одежды, дефицитность, модность.
2. Силуэт. Чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.
3. Цвет. В российской традиции ахроматические цвета: черный, белый, серый - поднимают статус. Подходят также "цвета экологии" - цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков растений и др.
В чем заключается деловой этикет оратора?

Деловой этикет, безусловно, является инструментом самопрезентации. Деловые манеры оратора можно рассматривать как инструмент построения отношений с аудиторией. Соблюдение оратором правил делового этикета - это сигнал для публики, что она значима, важна, уважаема. Хорошие деловые манеры оратора в публичном выступлении всегда замечаются аудиторией. Они проявляются в том, как он обращается со временем. Деловой этикет подразумевает, что начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя: не на 5 минут раньше и не на 14 позже, а минута в минуту. В этом проявляется уважение к присутствующим. Четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале - также составляющая хороших деловых манер оратора. Разумеется, четкое соблюдение регламента - необходимое требование к оратору. Специально отведенное время для ответов на вопросы публики, например, в завершении выступления или после каждой логической части, также абсолютно необходимо. Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей - также показатель мастерства публичного выступления и общей культуры оратора.

Комплименты аудитории - часть этикетной культуры. Например, в начале выступления можно сказать: "Я рад, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы", "Выступать перед вами - большая честь для меня" и проч.

Этикет внешнего вида оратора подразумевает ухоженность, то есть безупречность в каждой детали внешнего вида: аккуратная прическа, невызывающая одежда, начищенная обувь, ухоженные руки, здоровый внешний вид и т.п. Во внешнем виде оратора также важна мера, ничего не должно быть "слишком". Если только отсутствие меры не является способом запомниться аудитории.

Деловой этикет регламентирует специфику речи оратора. Безусловно, стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. Понятно, что с разными целевыми группами необходимо говорить "на разных языках". Представим аудиторию, состоящую из топ-менеджеров, студентов, пенсионеров и т.д. Каждая из них требует адаптации речи к своей специфике и "перевода" замысла речи оратора на понятный данной аудитории язык. В то же время если говорить о бизнес-среде, то здесь одобряется правильный литературный язык. Дело в том, что грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни.
Что излучать?

В самопрезентации важен также некий "посыл", энергетика, исходящая от выступающего. Что же должен транслировать оратор публике, кроме интересного содержания своего сообщения?

На первое место можно смело поставить энтузиазм оратора. Говорение с энтузиазмом порождает и слушание с энтузиазмом - это правило. Большинство слушателей будут признательны оратору, запомнят его и, скорее всего, откликнутся на его призыв, если он добавит им энергии, уменьшит их тревожность или неопределенность ситуации.

Для успешного выступления оратору абсолютно необходимы здоровье, энергия, благополучие и уверенность. Если этих составляющих нет или они еле-еле уловимы, то качество самопрезентации будет низким, следовательно, и эффект от выступления снизится.

В завершение разговора о самопрезентации оратора позвольте напомнить две аксиомы.

1. Провал в подготовке - подготовка к провалу.
Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание (не меньшее чем вы уделяете содержанию) форме вашего выступления - деловым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.

2. Ошибок нет - есть практика.
Друзья, только регулярная практика, радость своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам найти свой, уникальный стиль публичного говорения.

И на прощание позвольте напомнить вам слова из моей любимой книги по публичному выступлению (Рон Хофф "Я вижу Вас голыми"):
"Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался, и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки, - смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация".

1 Алексей Бодалев - российский психолог, специалист в области психологии межличностного общения.

2 Роберт Нисбет - американский социолог, специализировавший на западноевропейской культуре, которая, по его мнению, в 20 веке характеризовалась ослаблением социальной солидарности, уменьшением роли традиций, фрагментации межличностных отношений, дегуманизацией личности.

3 Теренс Вильсон - американский психолог, профессор университета Рутгера (Rutgers University).

1. Напишите речь, а затем сократите ее в несколько раз
Напишите страницу текста, посвященного тому, о чем бы вы хотели рассказать менеджеру, который проводит собеседование. Потом сократите текст до половины страницы, выкинув ненужные подробности. Затем до четверти, сократив мысли, которые мешают выразить три ключевых пункта, отражающие ваши сильные стороны. После этого остается лишь заострить эти три пункта и ярко их рассказать.
2. Приготовьте формальный и неформальный вариант самопрезентации

Приготовьте одну речь для официальных встреч, например собеседований, а другую - для неофициальных, где вы можете завязать полезные деловые контакты в неформальной манере. Например, для встречи выпускников. Для этого последнего случая советуем смешать детали профессиональной и личной жизни.
3. Поймите нужды вашего работодателя

При устройстве на работу сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать полезного для работодателя, к которому обращаетесь. Попробуйте выяснить, какие проблемы он испытывает или чего ждет от человека на вашей позиции. Поняв это, вы можете заранее сформулировать, как вы собираетесь решить интересующие его задачи. Даже если вы промахнетесь, работодатель оценит вашу заинтересованность в развитии его бизнеса.
4. Потренируйтесь перед зеркалом

Репетируйте свою речь. Выступайте перед друзьями или перед зеркалом. Можно также под душем или в процессе приготовления завтрака. Записывайте свои спичи на диктофон/ видеокамеру, прослушивайте и отмечайте ошибки.

Повторяйте речь вслух до тех пор, пока вы с ней не сроднитесь. Слишком часто соискатели зачитывают свои речи монотонно и без чувства. Тренируйтесь, пока для вас это не станет так же легко, как сказать свое имя. Часто содержание речи в порядке, но подача настолько плоха, что резюме не воспринимается.
5. Не дайте собеседнику заснуть

Говорите с энтузиазмом. Не позволяйте себе переходить на монотонный бубнеж. Говорите живо, даже если вы читаете эту речь уже в 129-й раз. Вы ведь хотите пробудить своих слушателей, а не усыпить их. Подготовить речь - одно дело, а выстроить отношения с аудиторией - совсем другое, следите за этим.
6. Подстраивайте речь под конкретную ситуацию

Не ходите по всем интервью с одним и тем же рассказом. Соберите информацию о компании и выделите детали, которые бы отвечали конкретным нуждам работодателя. Подгоняйте речь для каждого отдельного собеседования. Готовьте речь, представляя себе конкретного слушателя, и убедитесь, что вы не забыли рассказать, где вы были, где вы есть и куда стремитесь. Потом посмотрите, за что зацепится глаз вашего собеседника.
_http://www.forbesrussia.ru/

Самопрезентация — это умение словесно красиво и эффектно показать самого себя, продемонстрировав свои лучшие профессиональные и личностные качества. Известно, что при любом общении человек создает впечатление о себе — жестами, мимикой, тембром голоса и манерой поведения. От того, насколько удачно пройдет собеседование, может зависеть ваша будущая судьба и финансовое положение. Поэтому важно освоить навыки успешной самопрезентации, чтобы на собеседовании направить разговор в нужно русло, произвести хорошее впечатление на работодателя и получить желаемую должность.

Страх перед собеседованием: причины

Все соискатели нервничают перед интервью с работодателем. И напрасно! Ведь собеседование — это отличная возможность с первых слов продемонстрировать работодателю свои качества, необходимые будущему сотруднику на этой должности. По сравнению с анкетированием или тестами, предоставляет гораздо больше возможностей проявить себя.

Однако страх перед собеседованием не могут преодолеть многие кандидаты, даже самые профессиональные и квалифицированные специалисты. Чего мы боимся? Прежде всего, неопределенности. На самом деле бояться абсолютно нечего, ведь за той страшной дверью вас будет ждать позитивный и вежливый сотрудник, который хочет узнать о ваших способностях выполнять конкретную работу. И он вовсе не собирается обижать вас, уличать в некомпетентности или подвергать сомнению ваш опыт и знания. Скорее всего, он думает: «А вдруг это и есть тот человек, которого мы ищем?»

Как подготовиться к самопрезентации

  1. Перестаньте волноваться и бояться. Помните, ничего страшного с вами не произойдет, даже если вдруг вам откажут.
  2. Настройтесь на позитив и представьте, будто вы уже успешно прошли собеседование.
  3. Не драматизируйте и не относитесь слишком серьезно к неудачам, ведь они бывают абсолютно у всех. Как правило, на одно удачное собеседование приходится 20 неудач. Будьте готовы, но не огорчайтесь заранее.
  4. Узнайте побольше о компании, в которой предстоит проходить собеседование.
  5. Подумайте заранее, о чем будете говорить. Даже если вы уверены, что отлично ориентируетесь на ходу, не забывайте: лучший экспромт — это подготовленный заранее.



Краткая самопрезентация: пример поведения

Чтобы успешно презентовать себя на собеседовании , будьте готовы ответить на такие вопросы:

    расскажите о себе;

    опишите себя со стороны — как вас видят друзья, знакомые;

    расскажите о последнем месте работы и причине ухода;

    опишите вашего бывшего начальника;

    что вы слышали о нас;

    почему вы хотите работать именно в нашей компании;

    какие ваши сильные стороны;

    какие у вас недостатки;

    что вам больше всего нравится выполнять на работе;

    что вам не нравилось на бывшей работе;

    чем вы увлекаетесь помимо работы;

    какая у вас цель в жизни;

    каким вы видите себя через пять (десять) лет;

    на какую зарплату вы рассчитываете.

Успешная самопрезентация на собеседовании состоит в том, чтобы даже негативную информацию о себе (увольнение, судимость, отсутствие диплома) показать работодателю с выгодной стороны, а недостатки превратить в достоинства. Расскажите, какой урок вы извлекли из совершенных ошибок. Подготовьтесь к неожиданным компрометирующим вопросам и словесным ловушкам, типа «Если бы вам повысили жалование на бывшей работе, вы бы вернулись туда?»

Самопрезентация: пример правильной речи

Первая минута разговора формирует впечатление о вас почти на 50%. Дальнейшее общение только дополняет сложившийся образ.


Покажите работодателю — вы знаете себе цену, но без пафоса. Избегайте слов, выражающих вашу неуверенность, типа «не очень», «не знаю», «всего лишь», «немного», «судя по всему». Ни в коем случае не принижайте своих качеств: «я еще новичок в этом деле», «я не оратор» и т. д.

В разговоре следует использовать глаголы совершенного вида — «сделал», «показал», «достиг», «увеличил», «разработал». Это даст понять работодателю, что вы не боитесь нести ответственность за свою работу. Наоборот, глаголы несовершенного вида подчеркнут вашу неуверенность и незаинтересованность в результате — «работал», «отвечал», «участвовал».

Рассказывая о своей работе, стремитесь показать свои дела, а не ссылаться на других бывших коллег или внешние факторы. Покажите, что умеете работать в команде, но в то же время способны к самостоятельному решению задач.

Не используйте в речи жаргонизмы и иностранные слова «вау», «о`кей», «йес», «ноу проблем» и подобные. Даже если вы — соискатель на должность переводчика с английского, не засоряйте свою речь словами из чужого языка, поскольку это не показатель вашего уровня владения иностранным языком.


Спустя 3 минуты наступает ключевой момент собеседования. Если ваша самопрезентация создала позитивное впечатление, работодатель будет задавать вопросы по сути. Если отрицательное — последуют «вопросы на засыпку». Умение выкрутиться из таких вопросов может изменить впечатление о вас в лучшую сторону.

Самопрезентация и язык тела

Жесты тоже помогают создавать ваш образ. Поэтому, если у вас запланировано собеседование, продумайте следующие моменты:

  • Как и когда вы улыбаетесь?
  • Как вы держите осанку, когда сидите?
  • Удается ли вам налаживать зрительный контакт?
  • Не выглядите ли вы нервным, суетливым?
  • Как вы держите свои руки при разговоре?
  • Насколько уверенно вы входите в комнату?
  • Что выражает ваше рукопожатие — силу или неуверенность?
  • Не нарушаете ли вы личное пространство человека при общении?
  • Не прикасаетесь ли к себе слишком часто во время разговора?

Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять, как вести себя на собеседовании.

Самопрезентация и внешний вид

Всем известно: «встречают по одежке». Поэтому, отправляясь на собеседование, уделите особое внимание своему внешнему виду.

Одежда

Самое главное — соответствовать обстановке и должности, на которую вы претендуете. Например, если вы устраиваетесь работать в банк, нельзя приходить на собеседование в спортивном костюме и кроссовках. Если же вы пришли к работодателю по вакансии «строитель», незачем надевать деловой костюм с галстуком.


Если финансовое состояние не позволяет вам выглядеть так, как хотелось бы, не расстраивайтесь. Постарайтесь выглядеть аккуратно и опрятно, и работодатель обратит на это внимание. У многих предпринимателей аккуратность в одежде напрямую ассоциируется с аккуратностью в работе.

Не старайтесь казаться лучше, чем вы есть. Самопрезентация на собеседовании должна показать именно вас, а не выдуманный образ. Не надевайте стильную брендовую одежду, дорогие перстни или серьги в надежде подчеркнуть свой статус — работодатель может истолковать это как желание возвыситься над другими.

Обувь

Обувь тоже очень важна для создания положительного впечатления. Она должна быть чистой, но не обязательно новой. Будет обидно, если собеседование будет испорчено вашими мыслями о мозолях на ногах от неудобных туфель.

Прическа

То, как будут выглядеть ваши волосы на собеседовании, напрямую связано с впечатлением, которое вы произведете. Первое условие — они должны быть чистыми и аккуратными. Короткая стрижка подскажет работодателю, что вы увлекаетесь спортом, а длинные волосы у мужчин ассоциируются с интеллигентностью и склонностью к интеллектуальному труду. Женщины, отправляясь на деловое собеседование, не должны делать пышные укладки и яркий макияж.

Таким образом, успешная самопрезентация даст вам возможность проявить себя на собеседовании с самой лучшей стороны и произвести впечатление, к которому вы стремитесь. Об остальном расскажет ваш опыт и профессиональные навыки.

Предлагаем посмотреть полезный видеосюжет о технике самопрезентации.