Тайна бессмертия в Гулаге – в гиперборейских печатях. Священник павел флоренский классный час

Христианские мученики ГУЛАГа.
Классный час.
(Для учащихся 10-11 классов).

Цель: расширение кругозора учащихся по Отечественной истории
Воспитательная задача: развитие нравственных качеств
План:
1. Общая информация о ГУЛАГе.
2. Биография отца Арсения.
3. Книга «Отец Арсений».

Основная часть:
Рассказ учителя:
Сейчас многие говорят о духовном возрождении России. Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к колокольному звону, который наполняет душу тихой радостью, напоминает о бренности жизни, о высоком небе.
Несчастья и беды, обрушившееся на православное духовенство и верующих в период двух революций и гражданской войны известны в истории как репрессии. За период с 1920 по 1938 гг. было репрессировано более 21 тыс. священнослужителей, судьба многих из них неизвестна до сих пор. Для каждого православного россиянина изучение истории гонений на Русскую Православную Церковь и подвигов ее защитников всегда будет актуальным.

Репрессивная политика большевиков против церкви. Основные периоды гонений на Русскую Православную Церковь

Особое место в общей репрессивной политике советского государства занимали репрессии по отношению к духовенству. Как «социально-чуждые» элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации. Уничтожение духовенства как влиятельного сословия, было необходимым для большевиков условием ликвидации Церкви и «религиозных пережитков» в народе.
Можно выделить несколько периодов в гонениях на Русскую Православную Церковь:
1) Церковь и большевистская революция (1917–1920гг.);
2) религиозный НЭП (1921–1927 гг.);
3) воинствующее безбожие и большевистский террор (1928–1941 гг.)
Первый период интенсивных гонений (1917–1920 гг.) В это время большевики, согласно учению Маркса, искренне верили, что Церковь, как идеологическая “надстройка” эксплуататорского общества, исчезнет сама собой с разрушением последнего. Для этого надо лишить ее поддержки государства. В соответствии с этим было проведено отделение Церкви от государства, она лишилась элементарных гражданских прав, произошел ряд прямых репрессий, осуществлялись пропагандистские кампании.
В период религиозного НЭПа (1921–1928 гг.) большевики были вынуждены временно отказаться от широкомасштабных репрессий против Церкви. Теперь они сделали ставку на развал Церкви изнутри, провоцируя и поддерживая расколы внутри нее.
Самый страшный период интенсивных гонений (1935–1938 гг.) Это было время самых страшных испытаний для РПЦ. За всю историю христианства не было гонений, которые по своему размаху были бы сопоставимы с гонениями на Русскую Церковь в эти четыре года. Советское государство решило полностью уничтожить религиозную жизнь на своей территории. Именно в это время РПЦ как организованная структура была почти полностью разгромлена. Лишь начало Второй мировой войны вынудило Советскую власть начать с Церковью мирный диалог.
Начало репрессивной церковной политике советской власти было положено декретом СНК «Об отделении церкви от государства» от 23 января 1918 года. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Таким образом, 1918 год стал первым годом массовых репрессий против духовенства и верующих. Духовенство рассматривалось большевиками наряду с кулаками, «спецами» как «социально чуждый элемент», они под разными предлогами были выброшены на обочину нового общества, лишены гражданских прав, изгнаны с работы, оставлены без жилья, спущены вниз по ступеням социальной лестницы, отправлены в ссылку.
В первые годы советской власти восемь тысяч православных священников пали жертвами большевистского террора. Киевский митрополит Владимир был изуродован, а затем расстрелян. Жестоким пыткам был подвергнут Пермский архиепископ Андроник. Ему вырезали щеки, выкололи глаза, обрезали нос и уши и в таком изувеченном виде водили по городу. Расправлялись и с другими священнослужителями.
Репрессии против духовенства продолжались на протяжении всех последующих десятилетий. По официальным данным в 1937–1938 годах было репрессировано около 165 тысяч православных священнослужителей, из них расстреляно 106 800 человек.
По распоряжению Наркомата юстиции в 1919-1920 гг. было проведено вскрытие святых мощей и их освидетельствование, что стало настоящим потрясением для церковного народа. Этот акт проводился особыми комиссиями в присутствии священников, результаты пропагандировались в сугубо антирелигиозном ключе. 11 апреля 1919 года в Троице-Сергиевой лавре властями производится вскрытие святых мощей преподобного Сергия Радонежского. Невзирая на протесты верующих, большевики продолжали свое черное дело. Всего за период с 1 февраля 1919 года по 28 сентября 1920 года было произведено 63 публичных вскрытия святых мощей.
Также одним из направлений репрессивной политики большевиков против церкви являлось закрытие и разрушение церквей, закрытие монастырей, ликвидация монастырских кладбищ, передачи зданий сельскохозяйственным коммунам или трудовым колониям для малолетних. По всей стране снимали колокола, сжигали иконы и богослужебные книги, колокольный звон и крёстные ходы были запрещены. Все храмы были закрыты 1930-е гг., церкви после их закрытия зачастую разбирали и материалы использовали на постройку школ, гаражей, клубов.
Итак, репрессивная церковная политика советской власти стала духовной и нравственной катастрофой для народа в целом. Террористический план уничтожения значительной части духовенства и церковного актива привел к росту насилия и агрессивности, к обострению социальных конфликтов.
С первых времен в Церкви христианской существуют повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Особенным почитанием окружались имена мучеников и исповедников за Христа. Мучениками называются святые, убитые за исповедание христианской веры. Под исповедниками обычно понимают христиан, пострадавших за Христа от гонителей христианства. Новомучеником называют человека, который пострадал за веру в XX веке.

Рассказ о таком человеке подготовили учащиеся нашего класса. (сообщения уч-ся)
Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916г. окончил университет, болел эндокардитом более восьми месяцев. В это время он написал свои первые работы по искусству – древнему русскому зодчеству.
В начале 1917 г. после периода духовных исканий он уехал в Оптину пустынь, где был послушником двух старцев – Анатолия и Нектария. Здесь совершился его монашеский постриг, затем он был рукоположен в иеромонаха.
В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме (за пределами стокилометровой зоны). В 1931 г. – опять был арестован и сослан в Вологодскую область на пять лет. Теперь отец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях.
Затем – третий арест в 1939 г., новая ссылка в Сибирь, потом – на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. – был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. переведен в лагерь усиленного режима, переписка и приезды духовных чад почти прекратились, а в 1942 г. – в лагерь особого режима, где переписка и посещения окончательно были запрещены. Только весной 1958 г. отец Арсений был освобожден из лагеря особого режима и поселился в г. Ростове Великом у Надежды Петровны. Скончался отец Арсений в 1975 г. и был погребен на кладбище г. Ростова.На могиле его был положен гранитный камень с надписью: Отец Арсений1894-1975. Потом этот камень исчез; в каком состоянии и где находится могила, теперь неизвестно, т. к. все, кто ухаживал за нею, уже скончались.
Учитель знакомит с кратким содержанием книги «Отец Арсений», которая вышла в свет в конце 90-х и зачитывает выдержки из отдельных глав книги «Отец Арсений» о жизни в лагере.
В 2000 году вышел альбом Александра Маршала с тем же названием. Каждая песня в этом альбоме - краткий поэтический пересказ одной из глав книги.
Учитель предлагает прослушать одну из песен альбома в исполнении А.Маршала «Подвиг», и обсудить ее слова. Как вы думаете, какой главе книги «Отец Арсений» посвящена эта песня.
(С ребятами проводится дискуссия)
Просмотр фрагментов фильма «Отец Арсений»

Подведение итогов
Рефлексия.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать
и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда
на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас»

ХХ век - время особых испытаний для христиан, живших в СССР. Советское атеистическое государство возвело задачу уничтожения церкви в ранг государственной политики. Наибольшего накала гонения на церковь достигли в сталинское время, когда и возник ГУЛАГ. Слово ГУЛАГ (Главное управление лагерей) стало нарицательным для обозначения системы сталинского террора против собственного народа, а первоначально обозначало государственную структуру, управлявшую лагерями, в которых использовался подневольный труд миллионов бывших наших сограждан. Сотни тысяч христиан наряду с ними испытали на себе все ужасы ГУЛАГа.

В Библии написано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их » (Евр. 13:7). И если мы помним и чтим имена людей, живших за много тысяч лет до нас, имена героев веры Ветхого и Нового Заветов, то будет неправильно забыть имена наших дедов и отцов, которые жили совсем недавно, забыть их тернистый путь страданий, исповедания веры и мученичества.

Священник Павел Флоренский.

Классный час.

(Для учащихся 10-11 классов).
Цель: расширение кругозора учащихся в области Отечественной истории

Воспитательная задача: развитие нравственных качеств на примере жизни выдающегося деятеля русской культуры: самопожертвование.

Средства: наглядные, стихи.

План:

1. Общая информация о ГУЛАГе

2. Информация о СЛОНе

3. Судьба Павла Флоренского


Данная разработка предназначена для учеников 10 – 11-х классов средних общеобразовательных учреждений. Она призвана помочь ребятам осознать жестокость советского режима, а именно, его проявления – ГУЛАГа. Также, данная работа решает воспитательную задачу, а именно, должна развивать нравственные качества, как-то: самопожертвование, гуманизм, справедливость. Работа заставит ребят задуматься также о равнодушии и моральной глухоте, нечуткости.

Данный материал может быть использован на уроках истории и литературы при изучении произведения А. Солженицына «Архипелаг-ГУЛАГ».

Перед проведением урока необходимо раздать учащимся материал, который они будут представлять на уроке.

Урок можно проводить как инсценировку. Акцент следует сделать на рассказе о судьбе отца Павла Флоренского.


Ход
Учитель : Все вы, ребята, знакомы с понятием ГУЛАГ из курса Отечественной Истории, но я напомню, что это такое ещё раз. Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ) было организовано 25 апреля 1930 . С ноября 1930 стало появляться название ГУЛАГ (Главное Управление исправительно-трудовых Лагерей ОГПУ). Закрыт ГУЛАГ был приказом МВД № 020 от 25 января 1960 . Зачастую под термином «ГУЛАГ» подразумевают не само управление, а подчинявшиеся ему исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). Наиболее известные – Берлаг в Магадане , Горлаг около Норильска , Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН), и в Казахстане Карлаг , АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). То было страшное время в истории России 20 века. Много пострадало людей. Они не хотели изменить своей христианской вере и своим убеждениям. А 20 век в России был веком воиствующего атеизма. Всех инакомыслящих ссылали в лагеря, где люди умирали. Оставшиеся в живых свидетельствовали о погибших. В числе погибших был священник Павел Флоренский.

Я расскажу вам о лагере, в котором содержался отец Павел Флоренский, по воспоминаниям выживших узников.

Ученик 1: «А от других соловчан я узнал и пострашней, чем видели мои глаза. Сказали мне гибельное слово – Секирка. Это значит – Секирная гора. В двухэтажном соборе там устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант – как бы удержаться. Если же свалится – надзиратели подскакивают и бьют его».

Ученик 2 : Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести – и сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).

Ученик 3: Ну, да за жёрдочками не на Секирку ходить, они есть и в кремлёвском, всегда переполненном, карцере. А то ставят на ребристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом – «на пеньки», это значит – голого под комаров. Но тогда за наказанным надо следить; а если голого да к дереву привязывают – то комары справятся сами. Еще – целые роты в снег кладут за провинность. Еще – в приозёрную топь загоняют человека по горло и держат так. И вот еще способ: запрягают лошадь в пустые оглобли, к оглоблям привязывают ноги виновного, на лошадь садится охранник и гонит её по лесной вырубке, пока стоны и крики сзади кончатся».

Об отце Павле Флоренском вспоминал сподвижник его молодости священник Сергий Булгаков : «Он нашел для себя обетованную землю у Троицы Сергия, возлюбив в ней каждый уголок и растение, ее лето и зиму, весну и осень. Конечно, он знал, что может его ожидать, не мог не знать, слишком неумолимо говорили об этом судьбы Родины, сверху донизу, от зверского убийства царской семьи до бесконечных жертв насилия власти. Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал... Родину, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. И сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление».

Жесткой травле отец Павел Флоренский был подвергнут после выхода в 1922 году работы «Мнимости в геометрии», в которой, в частности, он «неверным образом» истолковывает теорию относительности. А в 1928 году в Сергиевом Посаде он был арестован. Без предъявления каких-либо обвинений, в 1928 году отца Павла высылают в Нижний Новгород. Вскоре его возвращают из ссылки. Но в начале тридцатых годов он был вновь арестован и осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58, 10 и 11 пунктам – «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти... а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания».

Он был выслан на Дальний Восток в восточносибирский лагерь «Свободный» и определен работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. Затем, в 1934, он был направлен в город Сковородино на опытную мерзлотную научно-исследовательскую станцию, где он провел ряд важнейших исследований, впоследствии легших в основу труда его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940). В 1934 г. поступило предложение – ходатайство правительства Чехословакии об освобождении Флоренского и переезде его с семьей в Чехословакию, но это ходатайство правительство СССР отклонило. Затем осенью 1934 г. он был переведен в Соловецкий лагерь особого назначения, где он продолжал вести научную работу в лагерном заводе йодной промышленности , в лаборатории которого он занимался разработкой технологии добычи и производства йода и агар-агара из морских водорослей и сделал целый ряд научных открытий и изобретений.

Ученик 4: Павел Флоренский реализовал себя полностью во всех трех измерениях совершенства: он гениальный ученый, он любящий отец своих пятерых детей и духовных чад, и он христианский мученик, священник, расстрелянный в Соловецком лагере. По обилию творческих замыслов, отчасти загубленных, отчасти осуществленных, его можно сопоставить разве что с Леонардо да Винчи, с той разницей, что Леонардо завершил свой жизненный путь в почете и славе, а мы не знаем даже могилы отца Павла...

Учитель: Зло коренится в неистребимой жажде иметь перед глазами образ врага. В те годы образ врага – человек в рясе, священник... Он напоминаел о вере в Бога и Его добрых заповедях. Если бы Павел Флоренский не был священником, вероятно, ему бы удалось вписаться в систему, не сливаясь с ней, продолжая научные исследования.

После кончины отца Павла, оставшаяся без него семья – жена, их пятеро детей, а в последствии и внуки, сочли своим главным семейным долгом и делом сохранение наследия Павла Флоренского. Несмотря на то, что в 1933году большевиками была изъята и уничтожена вся библиотека Павла Флоренского, благодаря усилиям его жены и детей, все его личные рукописи были сохранены. В дальнейшем, при наступлении более благоприятных обстоятельств, его дети и внуки подготовили к печати и издали основную массу его трудов, так и не вышедших при его жизни.


Соловки – мистическая столица вселенского ГУЛАГа. Здесь совершилась Вторая Голгофа, на которой Христос был распят в лице миллионов мучеников. Тайна Соловков в том, что они являлись центром древней Ги-пербореи, её теополисом. В эпоху христианства здесь были основаны святые скиты и обители. Во времена московско-византийского царства соловецкий монастырь превратили в тюрьму, Соловки стали местом распятия Святой Руси. От них же пойдёт её великое воскресение.Последние 500 лет, по откровению Божией Матери, над Соловками был простёрт Брачный Одр Всевышнего и сонмы мучеников познали сладость богосупружества.


В благодати преображающейся Солнечной Девы окруженная колючей проволокой территория ГУЛАГа казалась дышащим оазисом мира, местом тишайшего покоя и вечного блаженства... В полночь по вышнеиерусалимскому времени лики сопричастных осиявались неизреченным светом - приходила Богоматерь. Одни стояли на коленях, другие лежали на нарах со скрещенными руками и внимали Её словам...


Соловки... Сегодня это одно из самых таинственных мест на земле, связанных не только с кровавой историей сталинизма, но и получившие название мистической столицы ГУЛАГа. Предание гласит, что еще в XVIII веке монаху Иисусу, жившему на острове Анзер Соловецкого Архипелага, во сне явилась Богородица и поведала о том, что это место будет названо Второй Голгофой: здесь прольются реки крови погибнут тысячи невинных душ... Прославление Соловков изменит почти мгновенно судьбу России. В кратчайший срок удастся добиться того, на что ушли бы долгие годы земных трудов. Россия станет сокровищницей новых путей и образов, столь необходимых сегодня миру. Эта книга-пророческий голос, апокалиптический набат накануне вселенского преображения. Ищущие последней правды, устремившиеся в пустыню богопознания обретут в лице автора сокровенного собеседника и таинственного путеводителя.


В уникально-новом духовном ключе автор осмысляет мученичество миллионов невинных жертв в годы сталинского ГУЛАГа. В нечеловеческих страданиях многие из них обрели нетленные и мироточивые мощи. В равновеликих скорбях им открылась равновеликая Любовь. Зафонтанировали сокрытые доселе источники неиссякаемого потенциала человека.


Одна из тайн Соловков – история Серафима Соловецкого, пожалуй, самой загадочной личности в истории XX столетия. О его судьбе, по сути, никто не знает. Бог хранил его до времени. И сам он не распечатывал уста. И это понятно. Проведя тридцать девять лет в застенках сталинского ГУЛАГа, привык держать уста молчащими, даже ближайшим чадам ничего не говорил о себе. Есть свидетельсва, что тридцать девять лет провел Михаил II Романов (Серафим Соловецкий) в застенках сталинских концлагерей. Небо дало ему духовное имя: Серафим Умиленный – патриарх Соловецкий. Серафим Соловецкий – личность феноменальная. Не брали его ни расстрельная пуля, ни пытка садиста-палача, ни штык вохровца...


Соловецкие отцы искупили человечество мученическим подвигом любви. От Соловков – возрождение нашего отечества и расцвет истинной веры. Соловки – золотая казна не только России, но и всего человечества. Секирная гора на соловецких островах известна своей легендарной лестницей. В годы ГУЛАГа жертву завязывали в мешок, привязывали к бревну и сбрасывали по почти отвесной лестнице. Поныне благоухают пропитанные мученической кровью ступеньки секирной лестницы.


Соловецкие мученики, оставляя этот бренный мир, со слезами вопрошали: узнают ли потомки, наши дети о том, какую любовь мы познали на Соловках.Книга повествует о, казалось бы, невероятном: тысячи мучеников ГУЛАГа за колючей проволокой познали неземную любовь… В этой книге собрано всё, что Отцы Соловецкие хотели открыть человечеству.


Четвертая книга из цикла, посвященного феномену Соловецкой Голгофы, объединяет статьи блаженного Иоанна разных лет и личные откровения, данные ему великим святым ХХ века, солнечным иерархом Второй Голгофы – Серафимом (Романовым). Опыт откровения Христа среди адской машины сталинских концлагерей. Опыт победы над страхом и смертью. Опыт восхождения на небо вопреки обстоятельствам, времени, человеческим условностям. Церковь, пошедшая на Соловки, не просто выстояла – она взошла на высоту святости и богопознания, о которых и не предполагала за все предыдущие два христианских тысячелетия. Как такое стало возможным? Ответ – в личности и пути святого Серафима, фигуры в прямом смысле слова апокалиптической, патриарха, чудотворца, мистика и мученика, победившего ужасы ГУЛАГа мужеством и верой. За колючей проволокой в зэковских бараках Серафим достиг наивысшей ступни святости, возможной на земле. Силой несказанной любви Христовой Серафим победил ГУЛАГ, смерть и красного дракона.


Совершенно неожиданная - в глубине трепетная и нежная, от Любящего Сердца Отца к сердцам жаждущих и страждущих, находящихся в местах лишения свободы…


Продолжаются мироточения, ее явления многим и исцеления. Школа матушки начинает торжествовать в Хорватии, Японии и Америке, как если бы она пребывала здесь во плоти или сошла по второму сроку. Годы скитаний. То откажется голосовать - и молодые курсанты-милиционеры практикуются на ней на допросах. Мытарства - больницы, аресты, камеры, голод, нищета. Подалась в Почаев к игумену Амфилохию, известному костоправу. Прочел в ее сердце жажду Господа – принял сироту. Евфросиния покоряет тотчас же. Мгновенно пленяет сердце своего ученика. Ее неотразимое дерзновение о совершенной святости увлекает вослед. Высочайшая духовность превосходит самые блистательные наставления по книжным образцам. Перед каждым простирает невидимую духовную лестницу на Небеса и высвечивает огненные ступени восхождения. Непревзойденная таинница пути. Любящая мать, добрая, чуткая. Вся – трепет, пламенная ревность, возжженное сердце. А внешне – нищенка, бомжиха, теснимая и презираемая. Десять лет носила демисезонное пальто. В нем ее и похоронили в простом, дощатом гробике. В нем и замироточила…


Серия богодухновенных очерков, посвященных тайной истории жизни Марии Вениаминовны Юдиной (1899—1970), великой пианистки и педагога… и в то же время катакомбной схимонахини, подвижницы и юродивой, не побоявшейся бросить вызов самому Сталину. Откровение Юдиной блаженному Иоанну внешне началось с фортепианных сонат в четыре руки, с концертов Бетховена и Моцарта... и однажды всплыла история, сама по себе феноменальная, похожая на греческий миф или трагедию Софокла: эпизод с ее игрой для Сталина. (Этот апокалиптический ее поединок с тираном стал притчей во языцех и упоминается во всех биографиях. Духовное измерение дуэли фортепианного Да вида с кремлевским Голиафом вы найдете в очерке блаж. Иоанна “Игра для Сталина”, вошедшем в данную книгу). Однако для о.Иоанна, как ни странно, музыкаль¬ная встреча с Юдиной была не первой. Давным-давно, еще задолго до обращения в веру, в московском храме он однажды встретился с ней лично, глаза в глаза. “С этой женщиной у меня была мистическая связь не меньше 40 лет. Все эти годы я помнил о ней, и она оставалась для меня загадкой. В ней таился невы¬раженный Логос. При упоминании ее имени со мной что-то начинало твориться. Я чувствовал в ней одну из необыкновенно родственных душ, но ничего о ней не знал и боялся приближаться к этой тайне. Я на самом деле ее видел. Даже пом¬ню момент, когда глаза наши пересеклись, обменялись обжигающими взглядами...” «Пренебесная Мария Юдина», с.19-22


Первомученик церкви третьего тысячелетия. Подобно Спасителю совершил восхождение на Голгофу. Победил дьявола и мировое фарисейство, за что именован царем Святого Духа. Как и Креститель – последний пророк новозаветной церкви и первый пророк и Предтеча церкви грядущей. Как и подобает мелхиседекову священнику бескомпромиссно и бесстрашно свидетельствовал живую веру. Обличал ложь и бесчестие иосифлян-инквизиторов. Пронзенный штыком пьяного красноармейца прошел смертные врата, победил смерть, воскрес и продолжал жить несколько лет с кровавым стигматом прободенного сердца. На глазах у тысяч был вознесен в огненном столпе на небеса. Его жизнь, смерть, вознесение и чудотворные явления потрясают всякое воображение. «Им, соловецким мученикам грозило полное забвение. Анонимные и безымянные, с последним предсмертным стоном они покидали этот мир, обреченные на глухое беспамятство потомков. Но Бог воздвиг новых небесных летописцев. Они сошли свыше как пророки последних дней накануне великого Преображения, смены эпох и цивилизаций. Они пришли возвестить людям правду. Обличить ложь. Открыть миру светильников, которыми держится жизнь на земле. Святой Иннокентий Балтский – царственно велик среди них. Ему предстоит вскоре вкупе с Серафимом соловецким и Николаем II мироточивым возглавить триумфальное шествие помазанников Второй Голгофы Христа-Духа Святого. Их назовут увенчанными победителями. И прославят как спасителей мира».


Бог вынес на поверхность остров, клочок земли (если мерить его масштабами других островов), поражающий неожиданной суровой красотой, над которым раскинулось живое небо. Оно обладает неиссякаемой глубиной, оттуда сходят Пресвятая Богородица, ангелы и святые. Небо и спасает от смерти на Соловках патриарха Серафима. Он должен выжить ради будущего Церкви, он должен выжить, чтобы поведать правду о Соловецкой Голгофе. О той Голгофе, что вместила в себя весь ГУЛАГ, все мученическое воинство, весь цвет нации, верных служителей и бесстрашных духовных воинов возлюбленного ими Бога. И Он – Судия и щедрый Отец – укреплял Свое воинство для будущей России.