Воспоминания о студенческих годах в медицинском институте. Воспоминания моей мамы об учебе в медицинском институте

Поздравляю всех сопричастных с Днем медицинского работника. Наверно, у каждого в жизни бывали ситуации, за которые мы могли бы благодарить врачей. А сегодня как раз есть повод пожелать всем врачам крепкого здоровья, успехов в работе и благополучии.

Всегда в этот день мы поздравляем с праздником маму. Ведь у нее 40 лет врачебного стажа, она кандидат медицинских наук, невролог и хоть сейчас и на пенсии, но эта профессия остается с человеком пожизненно.

Те, кто давно и постоянно читают мой журнал, помнят, что пару лет назад мама опубликовала мемуарную книжку «Записки коренной харьковчанки». Тогда я ее покритиковала, что в книжке она не отразила самых интересных воспоминаний - о годах своего студенчества. И вот уже готова рукопись второй маминой книги. Мы ее назвали «Постигая тайны Эскулапа». В ней мама написала о выборе профессии, о годах студенчества, об интересных случаях из своей медицинской практики. Думаю, сегодня подходящий день, чтобы познакомить читателей с главой из маминой будущей книжки. Она называется

Наши первые занятия в анатомке (анатомическом корпусе) были для меня серьезным испытанием. В этом корпусе нам читали первые лекции. Анатомка имела большой зал, расположенный в виде амфитеатра, с огромным расписанным картинами потолком. В центре - внизу - находилась кафедра, за которой наши професора читали нам лекции. Морфологический корпус на проспекте Ленина (ныне пр. Науки) тогда еще только достраивался. И лекции по специальностям первых курсов (анатомии, физиологии, микробиологии и др..) нам читали в анатомке. Анатомка с первых дней пребывания в институте была нашим основным местом учебы. Без знания анатомии невозможно учиться дальше. Занятия в анатомке! О! Какие мы тогда были юные, почти дети, стоя над трупом в своих белых халатах. И запах формалина и какя-то серая маса, которая когда-то была человеком.

Рис.1. Наша группа на занятиях в анатомке. Я в нижнем
ряду, первая слева

Среди студенческого фольклора во все времена была такая песенка-шутка:
«От Евы и Адама
Пошел народ упрямый,
Пошел неунывающий народ,
Живут студенты весело
От сессии до сессии,
А сессии всего два раза в год.
День мы прогуляем,
Два мы проболеем.
А потом не знаем ни бум-бум.
Так выпьем за гулявших,
За ничего не знавших.
Так выпьем за сдававших наобум.»

Некоторые студенты и в наше время так учились, как поется в песенке. Но это не распространялось на студентов-медиков. Мы с первых месяцев учились страстно, с большим интересом, как одержимые. А иначе было невозможно. Без основательного знания нормальной анатомии и физиологии человека нельзя было бы двигаться дальше к изучению различных патологических состояний человеческого организма. И потому все вечера мы проводили с первых учебных дней в анатомке, где был прекрасный музей, препараты и трупы, на которых мы препарировали учились, учились, учились. Наверно, нам всем было тогда трудно в этой новой для нас жизни, и был страх, но мы его преодолевали вместе, всей группой.

И как непохожи были мы, тогдашние, на современных студентов! Все жили одинаково, не было роскоши: очень скромная одежда, не было красивых сумок и других аксессуаров, а только маленькие дешевые чемоданчики, в которые мы складывали свои халаты, а нередко носили с собой и кости скелета, и черепа, постоянно учась.

Рис. 2. Наша группа после занятий

Мы старались запоминать все по латыни, как нам подсказывали преподаватели и опытные бывалые студенты. « Supinator u pronator , два экстензора и всё». До сих пор помню. И таких примеров было много. И даже прозвища некоторым студентам давали латинские из анатомии.

Рис. 3. Наша группа на прогулке

Да, занятия в медицинском институте имели свою специфику, резко отличающуюся от всего, что изучалось в других ВУЗах, кроме марксизма-ленинизма. И некоторые не выдерживали. Одна очень хорошая девушка с нашего курса не смогла учиться и ушла в конце года.

А наша группа была особенная. Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу. Объясняли непонимающим « eminentio » и sulcus ¢ ы искали вместе bulli arterii , et venul ¢ ы. И засиживались в анатомке до позднего вечера. А потом выходили на свежий воздух, и он ударял нам в голову, как вино, после многочасовых ученических бдений.

Очень много сил, энергии, нашего интеллекта уходило на анатомию.Но это была основа, без знания которой дальнейшая учеба была бы бессмысленной. И мы это понимали. Сейчас я удивляюсь, как без знаний элементарной математики люди учатся в технических ВУЗах. И если на старших курсах, когда мы изучали клинические дисциплины, нам говорили преподаватели: «Ослаблена пульсация на a . Dorsalis pedis » , к примеру. Мы знали, где ее прощупывать. Потому что на первых курсах учились по-настоящему. Хотелось все запомнить, все познать, чтобы потом стать врачами. Такая была у нас сильнейшая мотивация. И это на всю жизнь. Ни дня без профессиональной литературы, ни дня без постижения нового в твоей врачебной области. «Больной - книга - больной» - завещал нам молодым талантливый терапевт нашего времени Тареев. И мы свою свою трудовую жизнь выполняли этот завет.

Главным богом в анатомии был тогда, живущий в Харькове и работающий в Мединституте профессор Р. Синельников. У меня до сих пор хранится созданный им один из томов атласа анатомии, который подарил мне А., муж моей сестры с надписью: «Томке в честь поступления в ХМИ».

Сам автор атласа был учеником тоже знаменитого профессора Воробьева, который бальзамировал В.И. Ленина. И среди студентов даже ходила шутка. Якобы Воробьев, обращаясь к Р. Синельникову говорил: «Рафка! Подай калошки». Я думаю, что это просто выдумка студентов, такая глупая шутка. На самом деле к профессору Синельникову можно было обратиться лишь с глубочайшим уважением. Ибо все в нем изобличало высокий интеллект, культуру и доброту. Он был маленький, уже старенький (с «высоты нашей молодости») седовласый, с мягкой доброй улыбкой. Помню, как я сдавала ему экзамен. Очень волновалась, хотя знала ответы на все вопросы. «Деточка - сказал он, прервав мой ответ. «Не волнуйтесь, подсчитайте, сколько раз Вам придется сдавать экзамены за все годы учебы. И что будет с вами, если Вы всегда будете так переживать. Успокойтесь! Помните мои слова.» И я их помнила всю жизнь, даже после окончания института. И это немало помогло мне в жизни сохранить свое здоровье.

Кроме волновавшей нас анатомии, были и другие, очень интересные «науки». Запомнились лекции по нормальной физиологии, которые нам читал профессор Альперн, высокий, стройный, с хорошо поставленным голосом. И также как лекции были интересны и практические занятия. На практических занятиях мне приходилось трудновато. Лягушек и крыс вообще не могла резать. И тогда мы устраивали в нашей группе обмен: кто-то из мальчиков по договоренности резал мне крысу, а я переводила ему целые листы с английского.

Рис. 4. На практических занятиях по гистологии

Мы много раз зацикливались на одних и тех же английских текстах, и я до сих пор помню педиатра Домбровскую из этих текстов и ее руководящие указания: «День, проведенный ребенком без воздуха, потерянный для его здоровья день.» И всю свою дальнейшую жизнь, когда большинство из многих ровесников стало родителями, я повторяла эту фразу для них. Но, вообще, практические занятия с лягушками, крысами, биохимическими колбочками и пробирками, микробиологией и др. промелькнули как один день.

Труднее всего пришлось мне на практических занятиях по судебной медицине, когда на зачет надо было самостоятельно вскрыть очередной, попавший на судебно-медицинскую экспертизу труп. И здесь уже никак нельзя было улизнуть. Крыс и лягушек мы уже давно не вскрывали, поменяться на английский с мальчиками уже было невозможно. Мне повезло. Когда пришла моя очередь, погибший оказался умершим от отравления денатуратом. И запах испарений этого вещества перебивал абсолютно все запахи, вплоть до трупного. Я хорошо справилась с заданием.

Большой интерес у меня вызывали лекции по микробиологии. Читал их нам уважаемый, уже немолодой тогда профессор Деркач. К сожалению, читал скучно, монотонным затухающим голосом. Мало кто его слушал. Все занимались своими делами: готовились к следующим занятиям, читали, болтали и т.д. И вдруг среди убаюкивающей тишины скучного голоса лектора раздавалось громкое восклицание: «Вы слышите? Спирохета Обермейера!» И еще более громким голосом с поднятой рукой: «Спирохета Обермейера! Вы слышите?» Все вдруг просыпались, и слушали его восклицания, а после этого и часть лекции по сифилису.

А еще среди преподавателей без высоких научных званий и заслуг мне запомнилась доцент Ступина, всегда прекрасно одетая, ухоженная, красивая женщина. Она обращалась к нам с неизменным «Здравствуйте, товарищи студенты.» И это «товарищи студенты» звучало как боевой призыв, говорилось четким, звучным, звонким голосом как обращение командира к своему войску. Время шло, и мы переходили на старшие курсы, где уже начались клинические дисциплины.

За время пребывания на старших курсах мы все «переболели» теми заболеваниями, которые изучали в клиниках. Нас всех осматривали наши преподаватели и выносили свой вердикт: «Здоровы». Уже тогда мы присматривались к особенностям разных врачебных специальностей, чтоб остановить свой выбор на одной. В то же время нас готовили к тому, чтобы быть участковыми врачами в сельской местности. Иногда мы выезжали с преподавателями в сельские амбулатории и больницы и обучались на практике азам врачевания. А кроме того, в программу обучения входила практика, о которой я напишу далее.

До мельчайших подробностей помню лица студентов нашей группы на начальны х курсах. Староста Володя М. - худой черноусый мальчишка из Харьковской области. Красивая, скромной украинской красотой, высокая, стройная черноокая Лиля С. Из Сум, очень воспитанная, вся в себе, с редко выплывающими наружу эмоциями. А рядом с ней Валентина П. - полненькая, с постоянной шестимесячной завивкой с мелкими русыми кудряшками, очень степенная, не по молодому возрасту, казавшаяся старше нас своим отношением к жизни и к учебе.

Самый большой насмешник в группе - Иван К., долговязый, несколько нескладный, медлительный, навязывающий ярлыки части из нас, которые отличались нередко ехидным содержанием и были обидными, но меткими. А самым веселым из мальчиков был Алик Д. - долговязый, худой парень, чистый блондин с вьющимися кудрями. Запомнилось, что на коротких переменах между 2-х часовыми занятиями он постоянно ел булки, и мы посмеивались над ним. А потом оказалось, что он страдал очевидно уже тогда сахарным диабетом. Оттуда повышенный аппетит.

А еще в группе были две девушки, ставшие для меня любимыми подругами: Света Т. и Эмма Ф. Эмма Ф. - из Сухуми, чистокровная армянка. Ее брат Армавир Карапетович тогда уже был врачом, позже стал известным специалистом, оперирующим в области торакальной хирургии. Впервые я встретилась с ней на квартире, где они жили с Армавиром, где-то на Москалевке. В те времена я была очень застенчива. При виде Армавира смутилась. А он спросил меня: «Томочка! Вы из Полтавы?» А я еще больше засмущалась после этих слов, подумав, что он считает меня глубокой провинциалкой, задав такой вопрос. А с Эммой меня свела еще любовь к музыке. Я выросла на той музыке, что слышала по радио. А Эмма окончила музыкальный техникум. Она была профессионал. Мы с ней много-много раз ходили в нашу Харьковскую филармонию, где в те годы выступали знаменитые музыканты - исполнители, в том числе С. Рихтер.
Ах, какая необыкновенно уютная, домашняя и в то же время классически строгая была наша Харьковская в коричневых тонах филармония, ныне уже не существующая. Ее снесли. Она располагалась на углу Сумской напротив кинотеатра «1-ый Комсомольский» (ныне там магазин).

В годы моей учебы и позднее до сноса филармонии очереди за билетами в нее тянулись по всей Сумской, почти до бывшего магазина «Соки-Воды» и медицинской библиотеки. Я помню как на один из концертов известной пианистки, исполняющей Шопена, не было билетов, и я пошла к администратору. «А Вы учитесь в консерватории?» - он меня спросил. И очень удивился, узнав, что я студентка Медицинского института.
Вообще, в годы нашей учебы (середина ХХ века) был высочайший пик культуры. И самое главное: все было доступно. А сейчас - астрономические цены на билеты, и не тот, увы, уровень исполнителей, одним словом, попса! И этим все сказано.

Эмма была очень мудрая не по возрасту; громадные карие глазищи, нос с горбинкой, как у Анны Ахматовой, низкий грудной голос. Я ее воспринимала как очень близкого мне человека.

На старших курсах часто бывала в их доме, уже собственном, на прекрасной Шатиловке. Это был зеленый, весь в садах, самый лучший рай2он Харькова, располагающийся на возвышенности над источником минеральной воды - «Харьковская 1». А рядом парк и опять сплошная зелень. Даже дышалось там лучше, чем в других местах. Там, на Шатиловке, в их саду мы часто занимались, готовясь к очередным экзаменам.
Эмма очень любила Армению. Часто приглашала в гости: «Приезжая, я покажу тебе горы Армении». Не сбылось.

Ну, а самой близкой моей одногруппницей-подругой была Света Т. Веселая, смешливая, симпатичная, умница. Все студенческие годы связаны у меня со Светой.

Рис. 5. Я и Света Т. в парке

Я очень любила ее маму - Марию Николаевну. Они жили тогда на Московском проспекте в одной из многоэтажек. Мы часто занимались вместе в ее квартире, и мама заботилась о нас, кормила и поила, а как-то, когда я ночевала у них, и спать укладывала. И все это с такой заботой и добротой, что всю жизнь помнится. Строгая и в то же время - мягкая, добрая, и Света на нее была немного похожа. Ее мама хорошо ко мне относилась, как к дочери. И Света иногда использовала это в своих интересах. Уходя поздно на свидания, она говорила маме, что идет ко мне. А мама ее очень мне доверяла: если встреча с Т., значит, все будет в порядке. Всегда помню Марию Николаевну и буду помнить. А мне при встрече с Марией Николаевной всегда хотелось прижаться к ней, как к родному человеку. От ее среднего роста, немного полноватого стана, усталого в ранних морщинках лица, серых с сединой коротких волос, любящего взгляда всегда веяло какой-то теплотой. Но была в ней и строгость, только не повелительная. Последний раз я виделась с ней, когда приезжала в отпуск из Ворошиловграда, своей рабочей Белянки. Она встретила меня, как родную дочь. И Света даже недовольна была нашим с ее мамой долгим общением. «Ведь Т. приехала ко мне - говорила С. - «Но я тоже хочу поговорить с ней отвечала мама».

При переходе на изучение клинических дисциплин нас переформировали в другие группы. И у меня появились новые сокурсники-одногруппники. Среди них особенно выделялся Станислав Г. (С.Г.). Небольшой, плотный, ниже среднего роста, с маленькими серыми глазками, невыразительным лицом, он покорял нас своим интеллектом. И тогда его внешность - не красавца, отходила на задний план. Дружил он в основном, с девушками нашей группы, и каждая мама своей дочери считала С. ее женихом. У него была «одна, но пламенная страсть». Он любил до обожания театр. И мечтал о театральном институте. Но в выбор профессии вмешалась мама, которую он очень любил. И не позволила ему поступать в театральный. Она выбрала для сына медицинский. А он оказался послушным и любящим сыном.

Рис. 6. У дверей клиники. Я со Станиславом Г.

Театральный институт до его сноса находился на углу Сумской между нынешней Зеркальной струей и японским рестораном (бывшим автоматом-закусочной). Это было красивое бело-голубое здание, мечта нашего С. И он все свободное от учебы время пропадал в этом театральном, где у него появилось много друзей среди будущих актеров и актрис. Его жизнь постоянно протекала не только в нашей реальности Медицинского ВУЗа, но и в мире театра. Часто он перед нами копировал модных тогда героев фильмов и театральных постановок, и надо сказать - очень похоже. В этом же театральном училась его любовь, из-за которой он взял направление на работу туда же, куда была направлена она - в Ворошиловградскую (ныне Луганскую) область.

В годы нашей учебы в нашем Харьковском театральном появилась организация «Белая лошадь», которая объединяла студентов-театралов, имеющих неординарные взгляды на нашу тогдашнюю действительность. «Белая лошадь» была, конечно, разгромлена. После отработки на периферии положенного срока, С. поступил в аспирантуру и всю жизнь проработал в медицинском институте на кафедре гистологии. Но остался верен театру в качестве зрителя. В течение всей жизни после работы бежал в театр на очередные представления. Благо, а может быть, к несчастью семьи у него не было.

А самым большим аристократом во вновь созданной нашей клинической группе был Олег К. Аристократом его никто не называл. Это я дала ему мысленно такое прозвище. Стройный, с прекрасной стрижкой белобрысых волос, в роговых очках-велосипедах, всегда изящно одетый в черную бархатную куртку или костюм, с дорогим кожаным портфелем. Он выделялся среди всех студентов и обращал на себя внимание. Его выделяло из общего уровня даже проживание в аристократическом доме - Саламандре на Сумской. Он блестяще отвечал на всех занятиях, был отличником. Ему прочили блестящее будущее в науке.

У Олега была любовь к Е., студенке нашей же группы, дочери мамы-профессорши. После окончания института О. и Е. уехали в Ленинград, где, кажется, жила мать Е. В Ленинграде О. родила дочь. Несколько раз приезжала в Харьков. Рано умерла. Дочь эмигрировала в одну из скандинавских стран, куда позже уехал и О.

И еще в нашей группе учился студент - китаец, Го-Юй-Чжунь, он просто грыз науку, хотя ему было трудно. Был он очень трудолюбивый, тихий, спокойный, отличник. Мы относились к нему с больших уважением.
Вспомнила я здесь только очень-очень немногих, но о каждом из наших однокурсников можно написать целый роман.



Итак, мы расстались недалеко от совхозных полей за Окой, где летним вечером мальчишки и девчонки танцуют под то, что им, по словам современных либеральных толкователей прошлого, было совсем не доступно и за что их могли наказать «душители свободы и ростков настоящего искусства». 😊


Такую трактовку навязывали «господа» Дибров и Веллер на канале «Ностальгия» в передаче "Рожденные в СССР". С экрана текла «правда» о том, как тяжело было припасть советскому народу к живительному западному року и попсе. Когда я был молодым и не опытным юношей, мне казалось приблизительно так же. Но:


У того, кто в молодости не был революционером, - нет сердца.


У того, кто в зрелости не стал консерватором, - нет мозгов.


Мало того, что западный рок – совсем и не столь живительная влага. Я «взалкал» его достаточно и знаю, о чем говорю. Но он в большинстве своем - и не образчик высочайшего музыкального мастерства. А заботливое государство должно подсовывать только лучшее для развития, а не оглупления, своим агнцам. Остальное любопытные несмышленыши найдут сами, как ребенок находит спрятанные от него вредные сладости или спички. И в СССР каждый желающий без особого труда находил дорогу к "запретным плодам"...


Западный рок, как и голливудское кино, – скорее, легковесный, призывно пахнущий, но вредный коммерческий поток, который захлестнет доступно, навязчиво и призывно, и незаметно смоет национальную культуру и мораль.


В «навозной куче», я подтверждаю, покопавшись и отравившись, можно иногда обнаружить и «необработанные алмазы». 😊



Сегодня же только слепой не видит, что пустоту и низменность быстренько освоили наши попсовики, ровняясь, кстати, отнюдь не на самые лучшие образчики западной музыки. По сцене бегают вечно молодые исполнители, сверкая стекляшками и привлекая внимание броской раскраской, как дамы легкого поведения. "Танцуй, пока молодой, мальчик..." - стучит в висках. А подразумевается: "после нас, хоть потоп" или вспоминается басня "Стрекоза и муравей".


А про наш рок в музыкальном смысле и сказать то нечего. Отравившись свалившейся на него "свободой", он, скорее, сдох, чем нет. В отличие от его "маститых отцов", влачащих вполне себе и не бедное, но жалкое в профессиональном смысле, существование…


Ну а я, наткнувшись в телепередаче на беспардонное искажение реалий моей молодости, решил дозвониться в прямой эфир канала "Ностальгия", где и привел некоторые подробности, на которые ведущим нечего было возразить. Замечание, что в моем институте слушать западную музыку мог каждый первый безо всяких на то усилий, несколько смутило Веллера, который не привык сталкиваться с доказательными опровержениями его точки зрения. Но его выручил Дибров, задав отвлекающий от сути вопрос. Естественно, «неправильное» мнение далее никто не собирался доносить до слушателей и меня вывели из эфира от греха подальше, сказав, что звонок сорвался.


Вернусь в середину 70-х. Лучшая музыка для меня в последних школьных классах ассоциировалась в первую очередь с ВИА "Песняры" и "Цветы". Но были и "Для меня нет тебя прекрасней", и "Как прекрасен этот мир, посмотри", отдельные песни разных исполнителей, которые записывались в "сборки" с радио и ТВ на уже распространявшиеся «бабинные» магнитофоны. Переписывались с магнитофона на магнитофон и западные записи ("Шизгару" давай!) авторов, которых толком у нас на периферии никто и не знал. Особо увлеченные потом откапывали, что звучит песня "Venus" от группы Shocking Blue. Я отлично помню, как на переносном «маге» своего знакомого услышал первый раз Демиса Руссоса и Певцов Леса Хамфри, оставивших неизгладимое впечатление, не выветрившееся даже сквозь вереницу лет. Запись у товарища появилась от Севы Новгородцева с BBC, передачи которых глушили, глушили "неумехи" КГБшники, но не заглушили.


В те времена мне доводилось бывать и в деревне каждый год. Из открытых окон соседей к моему пренебрежительному юному удивлению доносились летом частушки, народные песни из передачи «Пой, гармонь» и официальная наша и зарубежная попса (Карел Гот и другие исполнители из стран соцлагеря). Не сильно отличались музыкальные предпочтения старшего поколения и в городах, где слушали и распевали продукцию "Поющих гитар", Лещенко, Кобзона и т.д.


Кстати, позднее, выступая в городе Лениногорске в Татарии в составе студенческого ВИА, я нашел лишь подтверждение этим своим школьным наблюдениям, услышав просьбу исполнить «Барыню» на танцах, вместо Slade. Но "московским артистам" (так там воспринимали наш ансамбль) было, таки, предложено остаться на все лето, чтобы играть на танцах. 😊 Так что, большинство жителей страны с превеликим удовольствием заполняли стадионы на концертах Пугачевой и "Самоцветов", слушая магнитофонного Высоцкого и разнообразных бардов. А уж достать билеты на концерт "Цветов" в подмосковном городском театре было очень непростой задачей.


Важно помнить, что официальные певцы и музыканты советского брежневского «застоя» обладали в подавляющем большинстве явно выраженными музыкальными голосами и исполнительским мастерством. Послушайте хотя бы Ободзинского в «Золоте Маккены». А люди, которые не могут попасть в ноты в живую (Варум, младший Маликов и масса современных «исполнителей»), просто не могли появиться тогда на сцене, потому что уровень определенного качества никто не отменял в угоду деньгам и низменным вкусам.


И проблема у наших рокеров с переходом в профи зачастую возникала не за их оппозиционные режиму тексты и манеру подачи звука, а из-за недостаточного исполнительского мастерства, о чем открыто и упоминает разговорчивый Подгородецкий в своей книге.
Я в свое время был в ДК МАИ на прослушивании группы "Воскресенье" для выступления в профессионалах. Исполнялись многие известные песни. Тогда прошел слух, что их не допустили, хотя смотрелось все достаточно официозно и без рок - эпатажа...
А что же публика? А публике на танцах не очень важно, какого качества гремит музыкальный продукт, в чем я неоднократно убедился, играя в ансамбле. Толпа входила в раж лишь от того, что наш соло гитарист просто дергал рычаг "вибратто" и зал отзывался слаженным ревом, заходясь в восторге.


Так что, молодые, как и везде и во все времена, хотели нового, громкого, экспрессивного, эпатажного, необычного, будоражащего, что соответствовало состоянию и возрасту их организмов. А мода на западное проистекала и распространялась из мегаполисов к периферии, подкрепляясь обычной человеческой любознательностью. Запретность же (точнее - отсутствие популяризации с государственной стороны) этого "плода" делала его для молодых еще притягательнее. Да, и сама жизнь, ускоряясь на глазах, более соответствовала резкой ритмичной жесткой электромузыке, чем неторопливым мелодичным руладам родителей, выросшим из 19 века.


Нас, тинэйджеров, коробила зажатость и официозность сценического поведения и строгость исполнительской манеры, которые нивелировали разницу при исполнении бравурного марша, детской песенки и танцевальных ритмов. Ну, скажите, как можно, отрываясь, расслабляться, будучи одетым в галстук и тройку? Можно только чинно подрагивать и ритмично двигать ручками.


Но качество музыкального исполнения у советских профессионалов однозначно было выше подавляющего большинства советских рокеров, которые и инструментами толком не владели, зачастую не имея даже музыкальной школы в качестве образования, и голосом не обладали. Недаром у того же Макаревича в числе любимых - безголосые Вертинский и ему подобные. А когда какой-нибудь группе "Браво" надо было "забацать" сложное соло на гитаре, то привлекался джаз гитарист Бойко. 😊 Кстати, сессионные музыканты и на Западе активно используются и не только для записи альбомов.


Поступив в МИФИ, я тут же жадно окунулся в самые модные тогда музыкальные течения, свойственные и нашей и зарубежной рок-музыке.


Но только по прошествии многих лет понял, почему отец не разделял моих восторгов по поводу Deep Purple и Uriah Heep. С возрастом громкий звук начинает только раздражать, что я и обнаружил относительно недавно, делая сборки из своих любимых композиций. А молодым громкость очень часто подменяет умение и качество. Для нас же тогда новизна музыкальной агрессивной экспрессии затмевала все остальное. Наши то звучали вяло и зажато в сравнении с западными раскрепощенными группами. Особенно, если у группы был лидер с сильным харАктерным голосом и присутствовало исполнительское мастерство.


И что интересно: нет сегодня команд, сравнимых с лучшими западными рок-группами 70-х и там у них и здесь у нас. И это при полной свободе самовыражения, которая, ориентируясь на невысокие запросы толпы, заменила музыку рэпом и простейшим ритмом. В 70-е рок тянулся к сложности джаза и классики, увлекая за собой к их сложности и своих поклонников. Сегодня он опускается до уровня треньканья в городской подворотне.


А наши профессиональные группы в те времена достаточно активно пропагандировали западный рок, вкрапляя его композиции в свои концерты. Помню, в ДК "Москворечье"выступал "Аракс". Я с удивлением услышал чуть ли не целое отделение западных известных мне композиций, осознав, что экспрессия и громкость – это самое легкое и доступное, что можно воспроизвести для публики. Но самые сложные вещи самых лучших западных групп нашим особенно не давались…


А то, что люди все равно ощущают настоящее искусство и тянутся к нему, подтверждает такой случай.


Кто-то принес в институтскую общагу послушать "родной двойник" (!) рок оперы "Иисус Христос суперзвезда". Написана она была в 1970 году Эндрю Ллойд Уэббером и Тимом Райсом. "Родной" - значило тогда пластинку, даже не перепечатку вторичными фирмами, а "двойник" - два альбома по 40 минут.


Общага МИФИ в те времена состояла из пяти корпусов. В студгородке было четыре здания по пять этажей каждое. Сегодня общагу сносят и потому я немного опишу, что он представлял из себя формально. Рядом с жилыми корпусами была асфальтированная спортивная площадка и банный корпус. На первом этаже каждого жилого корпуса были буфет, "читалка", где можно было заниматься, и клубное помещение, где устраивались танцы, концерты групп типа "Сломанный воздух", "Вежливый отказ" или "Машина времени". Там же выступали поэты и известные барды. А выше жилые этажи состояли из комнат на три человека, располагавшихся с двух сторон вдоль длинного коридора, заканчивавшегося умывалками и туалетами, а посередине имевшего кухню. В комнате располагались три кровати, стол, шкаф и несколько полок. Если сравнивать с общагами других институтов, то были и лучше и хуже условия проживания студиозусов. Я же, проживал значительное количество семестров приживалкой, т.е. - четвертым. Но молодость, интересная насыщенная жизнь и интеллектуально развитые добрые друзья позволяют мне и сегодня считать то время - фантастически счастливым во всех отношениях. Хотя могу точно сказать, что среди моих знакомых есть и те, кому то время отнюдь не кажется райским.


Так вот, в одной из комнат мы расселись с товарищами и на полную мощь аппаратуры с восторгом прослушали два диска рок-оперы, не отрываясь. Сидим под впечатлением. В дверь - стук: "Мужики, что это звучало? Можно послушать?". Народ то во время нашего "концерта" ходил мимо двери и прислушивался. Естественно, настоящие "пласты" никто не известно кому давать тогда не давал из-за их большой стоимости и ценности.


Мы принесли стулья дополнительно, сделали "амфитеатр" и сами с удовольствием прослушали еще раз оперу вместе с новыми меломанами. Так что, хорошая музыка тянет к себе всех. Знаю, что и у нас были сделаны попытки на русском записать эту оперу нашими исполнителями. Но лучшего исполнения, чем на том "двойнике", творения Вебера и Райса я не слышал.

Кстати, для понимания атмосферы жизни в общаге - еще один случай. У нас в комнате "орет" музыка. Через некоторое время в паузе между песнями слышен стук в дверь. Открываю. На пороге - институтские преподаватели, проверяющие жизнь студентов в общежитии. Пытаются меня пристыдить за чрезмерно громкую музыку. Я предлагаю спросить у соседей, мешаем ли мы им. К большому удивлению соседи предлагали усилить громкость...

Есть люди, мимо которых студенчество пролетело, как неинтересный пейзаж за окном. Для меня же это – сладкий период моей жизни. Я искал причину, почему? Если коротко, то можно сформулировать так: достаточно беззаботная, свободная и интересная жизнь в общении с очень разными и не тривиальными развитыми людьми. Очень плотный для того времени поток новой и не всем доступной, особенно на периферии, информации. Тогда же интернета то не было! А тут только в самом институте на регулярной основе идут просмотры не доступных для всех фильмов, встречи с Стругацкими и выступления Градского, Егорова и Гафта. Рядом со скибатроном (электронная доска объявлений) вывешены анонсы лекций, посвященных самым спорным и передовым концепциям науки и философии. В фильме "Овечка Долли была злая и рано умерла" можно увидеть это место.


А общежитие дарит «на одну ночь» возможность прочесть еще и не изданного на русском "Хоббита" или не сильно распространенных произведений Булгакова и запретных «Москва-Петушки». Читали и Бродского в перепечатках и много еще чего… Вот так протекал досуг технаря-мифиста, если он стремился к гармоничному развитию. Никто в общаге не шманал и не отбирал запретной литературы, которая вполне имела доступ к тем, кто этого желал. А те, кому до Бродского или Толкиена было, как до лампады, - спокойно проходили мимо них и отправлялись в Москву, как мы это называли в театры или на выставки. 😊


А сейчас? Студенты, не имея стипендии, позволяющей на нее прожить, вынуждены подрабатывать. И время, которое мы тратили на развитие, развлечения и человеческое общение, сегодня тратят на заработок, который позволит получить образование и отсидку в интернете.


Да, и институт вряд ли стремится расширить кругозор своих студентов, тратя на это свои деньги, как было в пору моей молодости. Сборная МИФИ по футболу тренировалась зимой в футбольном манеже ЦСКА. В каждом общежитии имелись музыкальные комплексы и аппаратура. Приглашались известные писатели, лекторы, музыканты, выступавшие в самом институте.


Стипендия в МИФИ была 55 рублей, если было не более двух троек в сессию. Каждый, кто «отстреливал» сессию с одной четверкой и остальными пятерками, получал дополнительно 15%. Отличники – 25%. Профсоюз на достаточно регулярной основе подкидывал талоны на обед в институтской столовой. Самый дешевый обед из трех блюд в ней стоил 45 коп. В торговом центре по пути из института в общагу самая дешевая котлетка-полуфабрикат стоила 8 копеек, а килограмм картошки - 10. Правда, чтобы наесться, надо было из двух котлет сделать одну, а треть пакета картошки могла уйти в отвал из-за гнили. Но идея цены проживания вам понятна, если батон хорошего настоящего хлеба стоил 13 копеек.


Можно было при желании месяц провести в профилактории. Это корпус санаторного типа рядом с общагой и институтом и многоразовым питанием на убой. Летом, кто хотел, отправлялись рублей менее чем за 20 на смену в СОЛ «Волга». Зимой - в средмашевские дома отдыха под Москвой. Если студенту хотя бы немного помогали родители (мне давали на питание еще 15 рублей, а некоторым – до 100), то жизнь в общаге, которая обходилась около 3 рублей, превращалась в сказку без конца. Только надо было миновать сессию. А некоторые, не желая заканчивать институт даже устраивали фиктивный «академ». 😊 Был у меня знакомый, который умел температуру поднимать. Лег в больницу и, таки, пролежал там положенное время, чтобы "учиться" в институте еще год.


А в общаге жизнь била ключом. В газете МК тогда рассказали о первом музыкально-литературном клубе, открывшемся в общежитии МИФИ. У нас уже при каждом корпусе были такие клубы с массой отделений по интересам. Имелась и высококлассная и достаточно дорогая по тем временам аппаратура. Как я уже сказал, приезжали поэты, писатели, барды, рок-группы. В таких условиях учиться было непросто. Ведь еще никто не отменял девчонок и спорт. 😊


В первый год я попал в вокально инструментальный ансамбль (ВИА). Группа создана была более старшими ребятами, которые меня познакомили с преферансом, отголосками дедовщины и «пластами» рок-групп. Заинтересовавшись западной музыкой, узнал многих, приторговывавших фирменными виниловыми дисками, стоившими от 25 рублей до 100 в зависимости от состояния, качества фирмы и т.д. Естественно, в институте была толкучка дисков, которую периодически слегка шманали оперотрядники. Была такая организация, чем-то отличавшаяся от добровольной народной дружины (ДНД). Чем – уже не помню, хотя позже в ней состоял. 😊


Но при этом на танцах мы исполняли и Queen и Карела Гота, и Deep Purple и «В городском саду играет духовой оркестр»…


В МИФИ проходили конкурсы ВИА. На одном из них председательствовал известный руководитель джаз-рок группы «Арсенал» А. Козлов. Наша группа отличилась тем, что исполнила Баха в рок аранжировке.


А уже года с 76го в каждом корпусе общаги танцы сменились дискотеками, программа которых фактически состояла только из западной музыки… Мы опять упираемся в проблему «крикливости» меньшинства, которому всегда предоставляется сегодня у нас слово, с чего я начал эту часть воспоминаний. И у слушателей создается ощущение, что в СССР все было именно так, как рассказывают либералы и антисоветчики, оккупировавшие трибуну. На самом деле увлечение Западом не касалось большинства населения, которое вполне себе удовлетворялось своими песнями, своей одеждой и своими примочками. Смотрите, что большинство сегодня, когда музыкальных ограничений нет, слушает? И это - отнюдь не западный рок.


Скорее можно сказать, что народ смотрел на чрезмерных модников или любителей западной музыки, как на слегка сдвинутых чудиков. Недаром, когда вышли диски Пугачевой «Женщина, которая поет» и Тухманова «По волнам моей памяти», когда появились антоновские песни «Мечта», «Снова месяц взошел на трон», то звучали они чуть ли не из каждого окна общаги, в отличие от какого-нибудь нашумевшего в те времена среди меломанов диска "Queen" или "Pink Floyd". Завершением музыкальных воспоминаний расскажу детективно-партийную историю, приключившуюся у нас в общаге.


С тыльной стороны корпуса стояли мусорные баки (там, где стрелочка 😊).

Наша тяжелая институтская юность.

Кто-то случайно увидел рядом с баками прикрытую тряпками музыкальную аппаратуру. Устроили засаду. Попался студент, один из партийных боссов. Дело решили не раздувать. Парня выставили из партии и выгнали из института. А аппаратуру из клуба нашего корпуса вернули на место.

Скрываясь от КГБ, пародируем одну обложку западного диска.

Обратите внимание на вот эту старую фотку, где пародируется обложка западной пластинки. Разве это не доказывает,что мы тогда не могли слушать западный рок? 😊


Мой товарищ (Володька, царствие ему…), с которым играли в футбол, был после армии и подготовительного отделения назначен комсоргом потока (факультет делился на два потока и несколько групп по 20-30 человек в каждом).


А сначала все студенческие должности официального характера старались распределить среди бывших армейцев, подразумевая, что они – старше, серьезнее и дисциплинированнее. И эти ребята были уже хоть немного, но знакомы институтской администрации по подготовительному отделению, на которое и попадали из армии те, кто хотел учиться в МИФИ. А Володя подбирал людей уже по своим предпочтениям и сказал мне: давай попробуем делать живые реальные дела, а не заниматься пропагандистской ерундой, чтобы отсечь политиканов и коньюнктурщиков. А ты, мол, будешь поднимать спорт на потоке, а не бумажки перекладывать. Я согласился с детско-юношеским идеализмом и задором. Идеализм и задор, напоровшись на пару-тройку заседаний поточного бюро, сдулись у меня и Володи, как проколотая камера. Другие члены бюро шли, наверное, с другими целями и задачами или были покрепче характером. Недаром одна дама сегодня добралась до Госдумы и руководства Общественного Фронта и мелькает периодически в зомбоящике.


Активисты, с которыми я столкнулся, в большинстве своем говорили на каком-то другом формально-газетном не очень доступном мне языке. Мне не удалось установить взаимопонимания с теми, кто видел общественную работу, как лестницу для роста. Хотя допускаю, что всему виной было мое неумение и нежелание заниматься оргработой, как ее понимал институтский комсомол. Так что, вскоре я «забил» на свою комсомольскую нагрузку…


Прошел год. Всех зазвали на комсомольское собрание, которое специально устраивалось между поточными общими лекциями, чтобы никто не разбежался. Сидим мы с товарищами на галерке и о чем-то «трем», как сегодня говорят. Вдруг мне предлагают прислушаться, т.к. мою фамилию всуе склоняют. Слышу, что работу спорторга оценили неудовлетворительно и вывели меня из поточного бюро. Вот и вся репрессия за почти годовое манкирование комсомольскими делами. С тех пор я больше не выдвигался на передовые рубежи комсомольской работы, ограничиваясь, как и большинство, нагрузкой для «галочки».


Студенты «мужеска пола», не имевшие более серьезных общественных нагрузок, которые формально в то время иметь было надо обязательно, выбирали между ДНД (добровольной народной дружиной), члены которой с сотрудниками милиции (или без) патрулировали улицы, и оперотрядом. Я выбрал «отряд», потому что он занимался охраной порядка на различных интересных культурных мероприятиях в институте с приглашением известных гуманитариев. Мне показалось, что попадать туда – хороший бонус к осмотру чердаков института на предмет, нет ли там свидетельств каких-то противоправных сборищ. И это - точно интереснее, чем просто дежурить на улицах дружинником.


Помню, как формально и с минимальной потерей времени проходили комсомольские собрания в моей учебной группе института. Актив группы: комсорг, староста и профорг старались собирать народ только в привязке ко времени занятий, объединив поводы, выплывавшие периодически по профсоюзной, административной или комсомольской линиям. Так что, тяжесть давления партии на наши критиканствующие умы совсем не была обременительной. Вот, к примеру, я никогда не был на майской и ноябрьской демонстрациях в Москве, хотя народ как-то отбирали на подобные мероприятия. Зато один раз встречал какого-то официального зарубежного деятеля в рядах, махающих флажками дружбы.


Продолжение следует…

Студенческая жизнь. Как много значат эти два слова для людей, которые хоть раз в жизни были студентами. Только студенты, которые не просто «отсидели за партами», могут наполнить их истинным смыслом.

Многие считают, что студенческая жизнь однообразная, монотонная, последовательная и утомительная работа на диплом. А вот и нет!

Мою историю будет интересно прочитать тем, кто только поступает в ВУЗ, кто стоит в преддверье новой жизни. Может быть и те, кто уже стали студентами узнают себя в моём повествовании. Ну а те из вас, кто уже прошёл дорогу получения высшего образования, понастольгируют вместе со мной...

Я - 16-летняя девочка, приехавшая в 2003 году учиться в Москву из провинциального городка, сейчас вспоминаю студенческое время с романтической ностальгией, всё было таким ярким, каждое событие значимым, планы далеко идущими, чувства обострёнными… Теперь я редко бываю в студенческом городке, где прошли мои незабываемые годы, но каждый раз с интересом всматриваюсь в лица студентов, которые, как молодая кровь хлынули в стены МОЕГО РОДНОГО универа - живого существа, со своими привычками, настроением и чувствами… частью которого в душе остаюсь и я.

Сначала были вступительные экзамены, которые я приехала сдавать будучи ещё школьницей, в феврале 2003г. Я оказалась в Москве впервые, поезд прибыл на вокзал в 6 утра. В этот же день в 14:00 у меня тестирование по математике. Ужасная усталость, тревожное ожидание экзамена и ощущение одиночества в чужом городе, где тебя никто не ждёт и ты никому не нужен, не дали мне шанса насладиться ей - прелестницей Москвой, тогда я не знала, как полюблю её, свяжу с нею своё будущее, что в этом городе найду свою любовь, выйду замуж и даже рожу детей тоже здесь. В том сыром феврале 2003 года я только думала о том, как жутко находиться вдали от семьи… от мамы. Вся жизнь оставалась там - в школе, в которой я училась на тот момент. Моя семья, подружки, уроки, вечерние прогулки по городу - вот что было ценностью в тот момент, и всё это никак не было связано с Москвой, меня это совершенно обескураживало. И сердце настаивало на том, что моё место дома, там она - настоящая жизнь, но рассудок подсказывал, что упускать возможность учиться в столице нельзя, это преступление против самой себя.

Никогда не забуду, как на экзамены пришли ребята-москвичи. Они даже родителям не сказали, что отправились на тестирование, на тот случай, если результат теста будет не очень хорошим))) Вот это да! У меня это целое событие, приезд в чужой город, все мои одноклассники и учителя в курсе, куда я поехала, не говоря уже о родителях, а тут такое. Я вдруг представила, как они после экзамена отправятся домой, кто-то жил совсем недалеко, и их жизнь потечёт дальше в привычном русле, тут и родители, и школа, и друзья… А мне предстоял переезд, осознание и принятие новой самостоятельной жизни. Мне предстояло стать СИЛЬНОЙ. Тогда я впервые подумала: «Не хочу, чтобы мои дети в 16 лет уехали от меня далеко, как я от своих родителей, пусть они вот так же, как эти ребята, пришедшие на тест, смогут вернуться в привычную родительскую среду.»

Народ на экзамене был самый разнообразный. Кто-то с родителями явился, это были, в основном, иногородние ребята, родители приехали вместе с детьми, боясь отправлять чад одних на такое серьёзное мероприятие. Были и абитуриенты, у которых уже учились в нашем ВУЗе знакомые, старшие братья или сёстры, которые пришли их сопроводить, я, честно говоря, с завистью смотрела на тех, кто уже поступил и учился, мне казалось, что они, должно быть, такие счастливые, только потому, что уже студенты)))

Я сидела на тесте дрожа, казалось вершится моя судьба, пронзительная тишина звенела в ушах, сосредоточиться не получалось, я точно помню, что молилась в тот момент, даже не о том, чтобы успешно сдать экзамен, а о том, чтоб моя жизнь сложилась, чтоб моя ноша не оказалась непосильной.

В тот же день я уехала домой вечерним поездом, переполненная впечатлениями и эмоциями. Странные ощущения будто сдавливали мне горло, хотелось плакать. Мне предстояло вернуться в Москву ещё на 2 теста и… волнительное ожидание результатов экзаменов.

Прошло время, все вступительные экзамены были успешно сданы, радости не было предела, я увидела свою фамилию в списках поступивших. Жизнь изменила своё русло, потекла бурно и по новому, назад пути уже не было - был только манящий и увлекающий путь вперёд.

Я пошла гулять по студенческому городку, рассматривала места, где мне предстояло жить ближайшие 5 лет. Был август, жаркий вечер, тёплый воздух, зелёная лиственничная аллея, тянущаяся вдоль студгородка - всё вызывало у меня восторг и опьянение, Я-СТУДЕНТКА! Учебные корпуса пустовали - ни студентов, ни преподавателей - все на каникулах, на улице редко проходили люди. И в этой прекрасной тишине и пустоте я больше не чувствовала себя одинокой и никому не нужной в чужом городе, я была счастлива…

Продолжение следует. Пойду детей кормить)))

Студенчество - особая пора в жизни человека, это период перехода из детства во взрослую жизнь, период становления личности. По вступлению в этот новый жизненный этап, вчерашний школьник обретает большую самостоятельность и большую ответственность. Это время самоопределения и самореализации, интересных знакомств и новых друзей. Именно в стенах университета многие открывают в себе качества и умения, о которых раньше и не подозревали. Для большинства студентов университет становится вторым домом, а студенческая группа второй семьей.

Выпускница Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Глазунова кафедры «Дизайн архитектурной среды» Дзусова Альбина поделилась своими воспоминаниями о студенческих годах.

Почему твой выбор пал именно на специальность дизайнера?

Будет немного глупо звучать, но это судьба, стечение обстоятельств, и любовь украшать все вокруг себя.

Были ли у тебя сложности с поступлением?

Конечно, сложности были. Нехватка времени, потеря веры в достижение цели и потеря времени на восстановление этой веры, огромные нагрузки. Было такое ощущение, что держишь на своих плечах небо. Помню, я не верила, что правда поступила, и никому не рассказывала, пока мне не выдали студенческий.


Твои преставления об учебе в академии совпали с реальностью?

Нет, все оказалось намного сложнее.

Тяжело ли было покидать родной город, жить вдали от родителей?

Нет, не тяжело, я этого ждала. Мне хотелось увидеть и почувствовать большего.

Нравилось ли тебе учиться в данном учебном заведении?

Да, конечно. Замечательное учебное заведение. Когда ты находишься внутри, то ты как в своей персональной картинной галерее.

А что было самым запоминающимся в твоей студенческой жизни?

Самым ярким было посвящение в студенты. Очень яркое и радостное событие. Также запомнились часы и даже сутки, проведенные в академии над проектами и другими дисциплинами.

Были ли у тебя любимые дисциплины и преподаватели?

- Очень запомнились такие дисциплины как: сопромат, проект, начертательная геометрия, теоретическая механика, научная специализация, конструкции, философия и многие другие. Запомнились все педагоги без исключения, они все внесли огромный вклад в наши знания и характер. Я благодарна всем, нельзя конкретно кого-то выделить, потому что учебный процесс - это системный подход по формированию тебя, и в тебе от них всех есть что-то, что повлияло на тебя.

С какими сложностями пришлось столкнуться во время обучения? На каком курсе было сложнее?

Основные сложности это борьба, борьба над собой. Нужно было приложить огромные усилия в осознании перехода на новую ступень в жизни. Сложно ответить на каком именно курсе было сложнее всего. В нашей специальности каждый год приносил сюрпризы, с которыми, казалось, невозможно справиться.

Как проходила защита, волновалась ли ты?

Волнения были, без сомнения. Но в целом, это был прекрасный день. Ты увидел то, над чем работал целый год. Этот день - огромная радость.

Ты о чем-нибудь жалеешь, что не успела сделать, пока была студентом?

Буду жалеть о знаниях, которые не взяла.

Что бы ты хотела пожелать нынешним абитуриентам?

Радуйтесь знаниям и препятствиям, с которыми вы сталкиваетесь при их получении, ведь это все формирует вас как человека интеллектуального и образованного.


К сожалению, многие воспринимают учебу как нудную обязанность, а своих преподавателей как мучителей. Кто-то вовсе учится только ради получения заветных корочек, которые откроют им дорогу в жизнь. Но чтобы стать успешным специалистом важно любить свою специальность и ценить знания, которые закладывают в твою голову преподаватели. И, разумеется, для достижения этой цели не обойтись без упорства и терпения. Проведите свои студенческие годы так, чтобы не было жалко упущенных возможностей.

Спор и закон Менделя

На занятиях малого практикума по генетике на биологическом факультете МГУ произошел забавный случай. При выполнении одной из задач необходимо было показать на практике действие генетических законов Менделя. Для этого в пробирку с питательной средой помещают одну пару мух дрозофил (самца и самку), закрывают ее ватным тампоном и экспонируют в боксе при определенной температуре. Через две недели из вылупившегося нового поколения мух необходимо отделить самок и самцов и подсчитать среди них разные морфологические формы, статистически обработать и таким образом «вывести» законы Менделя. Чтобы мухи не разлетелись по аудитории, их стряхивали в чашку Петри с денатуратом – техническим этиловым спиртом, в который добавлены специальные вещества, исключающие его употребление.

Сидят за столом два студента (один из них из Грузии) и спорят (они сейчас известные ученые, поэтому не буду называть их имен).

– Грузин: «Спорим на пять рублей, что ты не сможешь выпить денатурат с мухами!». (Это происходило в начале 70-х годов прошлого века, и пять рублей были достаточно ощутимой суммой).

– Второй: «Запросто!» И опрокинул чашку с содержимым в рот.

– Тогда грузин говорит: «Спорим на 10 рублей, что и я смогу сделать то же самое!» – «На пять рублей спорить согласен, а на десять – нет. Почему я должен пить эту гадость за пять рублей, а ты – за десять!?»

– «Ты понимаешь, я привык пить вино. Если бы мухи плавали в вине, я бы без денег выпил его, а денатурат мой организм не принимает».

Пошутили, поговорили, но надо было сдавать зачет по практикуму, т.е. предъявить преподавателю мух, разложенных по тем или иным признакам, а их не было. Пришлось придумывать оправдание, дескать, чашку Петри уронили, и все ее содержимое находится на полу лаборатории. Преподаватель не поверил. Пришлось заново выращивать мух и «отрабатывать» практикум.

Пожиратель червей

Расскажу еще один случай с «пожиранием» ни в чем неповинных животных – дождевых червей. На летней практике после первого курса студент «подрабатывал» тем, что за деньги поедал дождевых червей. Стоимость «смертельного номера» составляла один рубль. Рубль в те времена для студентов был достаточно ощутимой суммой, поэтому несколько человек «скидывались» по 10-20 копеек и наблюдали этот «смертельный» номер. Чтобы был более понятен курс рубля в то далекое время, к примеру, «Ленинградское» мороженое стоило 22 копейки, а «Эскимо» – всего 11 копеек.

Исполнитель тщательно мыл червя в воде, затем брал его за один конец, и широко открыв рот, отправлял его туда (почти, как ели в те времена кильку). Затем делал соответствующее глотательное движение, и червяк отправлялся в желудок.

Жаркое из крыс

Так как мы уже начали рассказывать о поедании не совсем обычных для кулинарных целей животных, расскажу еще один «смертельный номер» в исполнении моего приятеля.

Как известно у древних мореплавателей часто возникали проблемы с едой. Еда заканчивалась или портилась, а крыс на корабле было видимо-невидимо. Моряки бунтовали, умирали от голода, а крыс не ели. Наш приятель провел на себе эксперимент, в микроволновке приготовил на обед лабораторную белую крысу. Он снял с нее шкуру, выпотрошил и отправил жариться. Экспериментатор утверждал, мясо крысы на вкус нечто среднее между кроликом и цыпленком, только намного нежнее и вкуснее. Белых крыс, оставшихся после эксперимента, он ел регулярно, даже пытался угощать своих коллег по работе.

Он рассказал еще один случай, когда в экспедиции в Забайкалье они ели бурундуков. Их мясо так же было нежное и вкусное и «отдавало» кедровыми орешками. Совсем недавно он признался, что это самое лучшее мяса, которое он когда-то ел.

С другой стороны, в этом нет ничего удивительного. В Юго-Восточной Азии едят все, что летает, ползает и прыгает: змей, обезьян, скорпионов, собак, кузнечиков. А крысы там являются деликатесом. Недаром великий Конфуций, который жил 2500 лет назад, говорил «Нет несъедобных видов живых существ, а все определяется отсутствием надлежащей кулинарной обработки».

Сиамские котята

Я жил в общежитии и у нас в комнате обитали два сиамских котенка. Они были настолько прожорливые, что никаких денег не хватало, чтобы накормить их. Сколько ни покупали рыбы, все съедали и притом очень быстро.

Мой приятель предложил кормить их тушками кроликов, которые оставались после проведения биохимических экспериментов (он учился на кафедре биохимии). Для опытов в основном использовали печень и еще какие-то внутренности, а все остальное выбрасывали или отправляли в виварий на корм животным. Он предложил кормить котят этими кроликами.

Котята съедали кролика за милую душу. Холодильника у нас не было, поэтому хранили для них еду между оконными рамами (тогда была зима). Однажды котята добрались до наших запасов (видимо, кто-то не очень плотно закрыл окно) и пока мы были на занятиях, съели всего кролика. Мы поняли, со временем, когда они подрастут, окончательно разорят нас, а потом съедят, как тех кроликов.

Как-то вечером нам сильно захотелось есть. Буфет был закрыт, и мы решили зажарить лабораторного кролика. Перед этим долго пытали студента-биохимика относительно качества мяса. Кролик оказался очень вкусный. После этого участь котят была решена. По всему общежитию была развешена информация о наличии симпатичных котят, которые ищут себе новых хозяев.

А мы еще долго ели кроликов, которых приносил студент, якобы для милых и симпатичных котят (которых в это время у нас уже не было).

Жаркое из лягушачьих лапок

На третьем курсе на практикуме по физиологии животных студенты «измываются» над лягушками. Их убивают жутким способом, вставив в затылок иглу, затем достают сердце, вставляют в него канюлю и с интересом наблюдают, как бьется сердце (кровь в ней, то опускается, то поднимается). Затем бедное сердце «пытают» электрическим током, заставляют сокращаться сердце или мышцы ног.

У нашей группы была последняя «пара», поэтому лягушек за весь день cкапливалось очень много. Целая гора бедных созданий лежала на противне. Я решил попробовать их на вкус, чем хуже французов. Отрезал ноги, снял шкуру (кстати, легко снимается) и в общежитии поджарил их с луком на сливочном масле. Лапки оказались очень вкусные, французы соображают в еде. Пришел с занятий мой сосед по комнате и набросился на приготовленную еду. Потом, когда узнал что ел, ему, бедному, стало настолько плохо, что не позавидуешь.

Нутрия вместо кролика

У меня дома жена и сын достаточно брезгливые существа и всегда скептически относились к мясу и рыбе, которые я покупал на рынке. Отправился как-то на рынок, купил тушку кролика. Приготовили, съели, понравился. Другой раз отправился на рынок с заданием купить очередного кролика. Кроликов на рынке не оказалось, но продавали тушки нутрий (хорошие, упитанные, жирненькие). Купил, но по дороге домой меня осенило, что могут забраковать мою покупку. Поэтому пришлось выдать ее за кролика. Приготовили, съели, очень понравилось. В очередной раз отправился на рынок. На этот раз купил кролика. Приготовили, съели, не понравился. Дескать, купил «старенького», прошлый раз был молоденький и упитанный, а этот – суховатый. Пришлось признаться, что прошлый раз ели не кролика, а нутрию. Теперь, отправляясь на рынок, получаю заказ купить именно нутрию, а не кролика.

Крик петуха

Пятый курс, лекция по истории биологии. Преподаватель нудно читает лекцию, большинство студентов скучают, кто-то играет в «крестики – нолики», другие – в «морской бой». Вдруг раздался задорный крик петуха, все от неожиданности чуть – ли не вскочили со своих мест. Уважаемый профессор (кстати, он был уже в приличном возрасте), чтобы взбодрить студентов, запрыгнул на стол, прокричал петухом и, как ни в чем, ни бывало, продолжил читать свою лекцию. Все считали этого профессора оригиналом, однако те, кто его хорошо знал, утверждали, что этот «перл», как и многое другое, заранее был запланирован, и отмечен в конспекте лекций.

Экзамен по математике

Во времена моей молодости на младших курсах биофака самым страшным предметом была высшая математика (наверное, и сейчас так же). Лекции читала доцент Кашкина (к, сожалению, имя ее уже не помню), а семинарские занятия вела Мария Васильевна (а у нее не помню фамилию). С виду очень симпатичные женщины, но жуткие садистки. Чтобы сдать им зачет или экзамен по математике, надо было сильно потрудиться. Экзамен они обычно принимали в Большой биологической аудитории, где умещался весь курс. Всем раздавали билеты и через некоторое время, преподаватель подсаживалась к студенту, и на всю аудиторию раздавался возмущенный голос: «Марь Васильевна, посмотрите, какой тупица у меня сидит, не может отличить интеграл от дифференциала». Таких «тупиц» было полкурса, не меньше.

Однако эта история не об экзамене. Я познакомился с девушкой с мехмата. Она мне нравилась. Захожу как-то к ней в комнату. Она сидит на кровати, поджав ножки, а на коленях толстая тетрадь, вся исписанная интегралами с дифференциалами. Она кокетливо беседовала со мной, продолжая что-то писать. Я подсел рядом, заглянул в тетрадь, и мне стало жутко: «Неужели ты все это понимаешь?!»

– Так здесь все просто, одно из другого вытекает.

– А для меня все это, как китайские иероглифы.

– Хочешь, я покажу, как надо «щелкать» интегралы.

Она долго пыталась объяснить мне элементарные правила математики, однако мне ничего в голову не лезло. Может быть оттого, что пришел к ней не для этого.

Наконец, чтобы как-то утешить мое самолюбие, и показать, что я не окончательный «тупица», она начала жаловаться, что у нее очень плохая память, не может сдать экзамен по истории КПСС. Не может запомнить ни одной даты работы съезда, партконференции, ни одно постановление. Вот так бывает!

Как я начал заниматься спортом

Это случилось в четвертом классе. Мы во дворе играли в футбол, и мой школьный товарищ в пылу игры случайно ударил меня. Мы подрались, причем уже по-настоящему. Он был немного сильнее (а может быть – проворнее) и поставил мне под глаз синяк. Тогда я пообещал, в первую очередь себе, что ровно через год я поставлю ему синяки под оба глаза. И начал тренироваться. Каждое утро занимался гимнастикой, бегал, обливался холодной водой. Все это делал ежедневно, несмотря на непогоду. У меня был кожаный футбольный мяч. Я набил его тряпками и сделал боксерскую грушу. К обычным варежкам нашил вату, в результате получились импровизированные боксерские перчатки. После школы надевал их и без устали стучал по мячу. Наш сосед дядя Петя (хороший человек и классный токарь) выточил мне штангу и разборные гантели, которыми я пользовался и в последующие годы. В те времена купить штангу и тем более разборные гантели было очень сложно, да и денег на это не было.

Так я начал заниматься спортом. Обида на приятеля быстро прошла и мы порой вместе по очереди колотили по импровизированной груше. Помню одно, старался не отступать от намеченного плана, даже когда не хотелось ничем заниматься. Когда «червь сомнения» уговаривал отступиться, всегда назло (до фанатизма) старался победить его. Мы никогда не пропускали тренировки, даже если на это были такие уважительные причины, как непогода. Однажды был сильный дождь, все размокло, а по плану нужно было бежать кросс 20 км. Я пробежал этот кросс в помещении, на одном месте, высоко поднимая колени.

Хорошо это или плохо? Наверное, не очень хорошо, т.к. можно переусердствовать и навредить себе. Однако сейчас при выполнении любой работы могу заставить себя выполнить ее, даже если не хочется этого делать. Так что я многим обязан поставленному мне когда-то синяку.

Первый спортивный приз

В юные годы, как большинство моих сверстников, активно занимался спортом. В те времена посещение спортивных секций, даже престижных, было бесплатным. Как и все мальчишки пытался заниматься боксом, борьбой, штангой, однако в этих секциях долго не задерживался. Не помню, чтобы на первом этапе занятий кого-то из моих сверстников выгоняли из секций, как неперспективных. Брали в секцию всех. Если нравилось, записывались, ходили на занятия, а если надоедало, переставали ходить. Наверное, на более высоком уровне шел отбор, когда стоял вопрос попадания в команду и выступления в более серьезных соревнованиях.

Однажды, совсем случайно вместе с друзьями оказался на стадионе «Ленинского комсомола» в пригороде Баку, который всегда был полон народа. Это был небольшой уютный стадион, который никогда не пустовал. Все чем-то занимались, одни бегали, другие прыгали, третьи толкали ядро. Там целыми днями кипела бурная жизнь. Там я начал заниматься бегом.

Уже через несколько занятий мне выдали шиповки, старые, потертые, но это были настоящие шиповки. Я очень гордился ими. Дорожка на стадионе была гаревая. Сейчас спортсмены и не догадываются о существовании таких дорожек. Дорожку стадиона засыпали крошкой, поливали и укатывали. Однако она достаточно быстро разбивалась и превращалась в пыль. Вот по таким дорожкам мы и бегали. Поэтому обувь с длинными шипами была обязательна.

Прошло еще некоторое время. Мы приняли участие в соревнованиях по кроссу, бежали 1000 метров. Нам выдали совершенно новые шиповки и форму – трусы и майку с эмблемой «Нефтяник». Не помню, какое место мы заняли (вряд ли призовое), однако тренер нас похвалил, т.к. очень старались. Это, казалось бы, случайное увлечение растянулось на долгие годы и определило мою дальнейшую жизнь.

Я был застенчивым мальчиком, однако на дорожке преображался, там я боролся и побеждал. Конечно, я не стал выдающимся спортсменом, бегал на уровне кандидата в мастера, однако этого все же было достаточно, чтобы изменилась моя жизнь.

Что такое спорт, я понял сразу же после первых занятий. Однажды возвращался домой после тренировки. Путь проходил через парк, где обычно собирались дворовые хулиганы. Многих я знал, однако это ничего не значило, могли и побить, если не понравишься им. Они уже знали, что занимаюсь бегом, поэтому первый вопрос был: «Форму получил?» Я утвердительно кивнул. Этот вопрос означал, попал ли в команду? При желании в магазине можно было купить спортивную форму, но бесплатно получали лишь те, кто попадал в команду. Кроме того, при той всеобщей бедности получить бесплатно спортивные трусы и майку многое значило.

Прошло какое-то время. Я начал ездить на соревнования в другие города. Дворовые мальчишки об этом знали, и все время интересовались успехами. Однажды, возвращаясь домой после очередной тренировки, наткнулся на группу местных хулиганов, которые держали в страхе близлежащие дворы. Если, не дай бог, кто-то начинал ухаживать за девушкой из чужого двора, обязательно ловили и сильно били. За чужими девочками ухаживать не разрешалось.

Меня остановили и поинтересовались о моих успехах. Я рассказал, в каких соревнованиях участвовал, в какие города ездил, уже получил разряд. После этого старший сказал, если в поселке кто-то меня обидит, могу обращаться за помощью к нему. Так благодаря спорту я впервые получил большую награду, мог ухаживать за всеми девушками поселка и гулять с ними, где пожелаю. Как ни странно, после этого случая никто меня никогда не обижал, хотя с другими ребятами такое случалось очень часто.

Детство и национальный вопрос

Сейчас часто человека идентифицируют с его национальностью. Во времена моего детства все было совсем по-иному. Мы жили в пригороде Баку. В нашем дворе жили люди многих национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, татары, лезгины, азербайджанцы и многие другие. В школе – то же самое. Рассматриваю школьные фотографии, кого только там нет.

В детстве мы с кем-то дружили, с кем-то дрались, кого-то дразнили. Однако даже при желании не могу вспомнить, чтобы все это было связано с национальностью человека. То же самое происходило и с взрослыми. Они гуляли, выпивали, дружили, но опять же не помню, чтобы какое-то событие (хорошее или плохое) идентифицировалось с национальностью. К нам часто приходил в гости дядя Курбан (азербайджанец), который хорошо играл на мандолине. Мы всегда были рады его приходу. В школе моими лучшими друзьями были татары, армяне, белорусы.

На каком языке мы говорили? На удобном, на котором говорили все. Дома мой школьный товарищ – татарин говорил на родном языке (в основном из-за того, что его бабушка приехала из деревни и плохо знала русский), а на улице – на русском. Когда мы приходили к нему домой, тоже использовали татарский язык. В детстве мы знали и могли пользоваться многими языками. Со временем, к сожалению, все забылось. Однако язык был средством общения, а не идентификацией национальности.

Когда немного подросли, мы встречались с симпатичными девочками, а девочки с хорошими мальчиками, но никто не спрашивал какой они национальности. Главное, чтобы девочка была стройная и симпатичная. Помню, одна из первых моих симпатий была татарочка. Когда начал активно заниматься спортом и ездил по соревнованиям, мне понравилась грузинка. Мы даже с ней вечерами гуляли. Правда идиллия быстро закончилась, ребята из ее команды строго предупредили меня, чтобы не подходил к ней.

И сейчас у меня никогда не возникает вопрос, связаны ли личные качества человека с его национальностью.

Голубая мечта детства

Я жил в Азербайджане, Баку. Это был самый интернациональный город страны. Все говорили на русском языке, даже азербайджанцы. Все вывески были на двух языках. Это только в деревнях местные жители использовали родной язык. Однако мне там жить почему-то не очень хотелось. Занимаясь спортом, мне удалось побывать во многих городах страны. Я приезжал в новый город, ходил по нему и мечтал, смогу ли в нем жить. Потом, засыпая, грезил тем или иным городом. Больше всего мне нравились Краснодар и Ставрополь. От них я был без ума. Климат там теплый, много солнца, фруктов. А вот северные города мне нравились значительно меньше, в основном из-за отсутствия солнца в зимнее время. Позже, когда учился в Москве, первые годы мне не хватало солнца, уже в январе, феврале я буквально заболевал из-за его отсутствия.

Как-то приехали в Ленинград на очередные соревнования. Город был настолько красивый, что казался музеем под открытым небом. Мы гуляли по Невскому, Дворцовой площади, а в голове свербела мысль, это не город, а музей. По этой мостовой когда-то ходили Пушкин, Лермонтов. На Дворцовой 9 января состоялось «кровавое воскресенье» (так были забиты мозги идеологией). В Ленинграде я и не мечтал жить. Разве можно жить в музее? Кроме того, удручали свинцовые облака. И откуда они только появлялись! Светит солнце, вдруг, откуда ни возьмись, появлялись тучи, и начинался дождь.

В Баку в те времена нравы и взаимоотношения между молодыми людьми были архаичные. Мы к ним привыкли. Приехали как-то в Ленинград, девицы сами чуть ли не вешались на шею. Это нас сильно удивляло. И другое. Тогда была мода подкрашивать щеки в красный цвет, чего в Баку никто не делал. Я был в ужасе, неужели все ленинградские девушки чахоточные. Наивные были молодые люди, до смешного.

Однажды нас привезли на соревнования в Москву. Мы ехали в автобусе из аэропорта Внуково, через центр в район ВДНХ. Я сидел возле окна, и мне почему-то показалось, что еду домой, настолько было уютно и приятно. Казалось, высотные дома я уже когда-то видел, и они были хорошо знакомы (хотя в Москве был первый раз). Тогда у меня и в мыслях не было, что могу стать жителем столицы.

Мне тогда казалось, что в Москве живут необыкновенные люди. Когда был совсем еще юным (3-4-й класс) к нам во двор приехал мальчик из Москвы. Его почему-то называли «московский». Не знаю, это его фамилия была или просто из-за того, что приехал из Москвы. Нам он казался не совсем обычным мальчиком, и мы часто ходили смотреть на него. Наверное, детские впечатления сильно засели в подсознании.

Даже когда обучался в МГУ, и тогда у меня не было в мыслях остаться в Москве. Я предполагал после окончания университета поехать работать в Геленджик, или Севастополь. Между этими двумя городами предполагался мой выбор. И опять же случайность, я стал жителем Москвы, как сейчас говорят «понаехали тут». Однако это произошло так давно, и «понаехавших» стало так много, что на их фоне могу причислить себя чуть ли не к коренным жителям столицы.

Общеуниверситетский кросс

Я учился в МГУ в 1970-е годы. Каждую весну в конце апреля проводился общеуниверситетский кросс. Бежали 1000 м, 3 км, 5 км и 8 км. Больше всего желающих было бежать 1000 м. Забеги обычно начинались рано утром и заканчивались поздно вечером. Любой желающий мог принять участие в соревновании. Стартер набирал 10 человек, выстраивал и отправлял в путь. Судьи на финише фиксировали только время лидера и заносили его в протокол. А комментатор по громкой связи сообщал время победителя очередного забега. Желающих принять участие в кроссе было много, поэтому плотные шеренги стояли одна за другой. Выстрел стартера отправлял в путь одну шеренгу за другой, и так в течение всего дня.

В то время я был одним из лидеров университета в беге на 800 м (а это недалеко от 1000 м). Чтобы не создавать конкуренцию сильные университетские бегуны сами выбирали себе дистанцию, на которой и побеждали. 1000 м – это была моя дистанция, на которую никто не претендовал.

Утром, пораньше я вышел на старт, пробежал и, естественно, выиграл. Конкурентов у меня не было, да и смысла не было стараться, поэтому результат был не очень высокий. Я знал, что никто у меня не выиграет. Диктор называл имя очередного победителя забега и сравнивал его результат со временем лидера. Итак, в течение всего дня. Я пошел в общежитие, искупался, переоделся, вернулся на стадион. Вокруг меня собралась, как сейчас говорят «группа поддержки». Мы шутили и обсуждали результаты очередного забега. А диктор без устали называл мою фамилию.

Вдруг имя лидера сменилось. Кто-то пробежал дистанцию быстрее меня. В итоге появился новый лидер. Оказывается кто-то из ребят, который должен бежать 5 км, увидел, что мое время не очень высокое, решил сменить квалификацию. Что делать? Пришлось вернуться в общежитие, переодеться в спортивный костюм и пробежать еще раз (правилами это разрешалось). Лидер стал прежний, но с более высоким результатом. Народ бежал и бежал, поэтому «Почетную грамоту» победителя я получил только поздно вечером.

Сейчас студент измельчал (стал не тот, что был в наше время), таких массовых кроссов в университете уже давно не проводится.

Группа поддержки

Когда мы участвовали в соревнованиях, вокруг нас постоянно находились болельщики, которые поддерживали нас. Неважно, выиграл ты или нет, они всегда были рядом. Это была так называемая «группа поддержки», которым всегда можно отдать на хранение спортивный костюм, мази, притирки, или еще чего-то. При необходимости они делали нам массаж. Наверное, они находили в этом какое-то удовлетворение.

Прошло много лет. Многие из нас отрастили круглые животики, кто-то обзавелся лысиной, некоторые приобрели «солидность» в виде лишнего веса. Однако «боевые заслуги» никогда не забываются. Если удается встретиться с представителем «группы поддержки», он обязательно расскажет все подробности, все нюансы твоей былой славы, о которой ты уже ничего не помнишь.

Мой приятель всегда рассказывал, как мы с ним выиграли университетскую эстафету. Особенно он любил предаваться воспоминаниями во время банкета, посвященного очередной защите диссертации. Рассказывал он эту эстафету в красках, со всеми подробностями, как будто она произошла буквально вчера, а не четыре десятка лет назад. Присутствующие слышали эту историю по много раз, но не перебивали его. Наверное, каждый предавался воспоминаниями о времени, когда и они были «рысаками».

Однажды ко мне на работу пришел человек (толстенький и кругленький) и стал утверждать, что мы с ним хорошо знакомы. Я смотрел на него широко раскрытыми глазами, в которых не было даже проблеска памяти о тех временах. Я ничего не помнил. Тогда он начал рассказывать, как я постоянно угощал его яичницей с помидорами во времена моей жизни в общаге. Это тоже не подействовало на меня. Затем он стал рассказывать, как я бегал, притом в таких подробностях, о которых я уже давно забыл. Оказалось, это был один из представителей «группы поддержки».

Коллега

В студенческие годы я жил в общежитии Главного здания МГУ. Нас в комнате обитало три человека. Было поздно и мы уже собирались ложиться спать. Вдруг раздался стук в дверь. Перед нами стоял пожилой (как нам тогда показалось) и совершенно незнакомый человек.

– Ребята, разрешите переночевать у вас – раздался его неуверенный голос.

– Кто вы такой, и почему вам нужно переночевать именно у нас в комнате, а не где-то в другом месте – опешили мы.

– Я приехал в командировку в Москву, мест в гостинице нет, поэтому решил попросить приют у коллег в МГУ. А в этой комнате я жил 20 лет назад. Поэтому я и перед вами – услышали его наивный рассказ.

Пришлось потесниться. Утром, когда мы проснулись, нашего постояльца уже не было. На столе лежала записка: «Спасибо, коллеги, за приют!»

Садчиков Анатолий Павлович ,
выпускник биологического факультета МГУ, доктор биологических наук, профессор МГУ, вице-президент Московского общества испытателей природы
([email protected] http://www.moip.msu.ru)

Окончание следует.