Все школьные сочинения по литературе. Сочинение на тему: человек и природа в лирике с

Современное человечество близко подошло к экологической катастрофе. Варварское отношение к природе привело к необратимым изменениям, которые могут стать причиной гибели человечества. Мы должны задуматься над тем, как мы относимся к своей природе, и спасти ее и самих себя. И в этом нам помогут стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его стихи проникнуты искренней любовью к русской природе, к своей Родине.
Уже в самом раннем творчестве Есенина появляются картины родной природы: лес, поле, река, русское раздолье. Все они нарисованы с большой любовью автора, восхищением и преклонением. мастерски рисует родную природу: мы видим деревья и цветы, слышим звуки, чувствуем запах. В пейзажах всегда присутствует человек — это сам поэт, который не скрывает своей любви к природе. Мир природы окружает его с самого рождения:

Родился я с песнями в травяном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Конечно, природа для него всегда родная и близкая: и русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность. В своих стихах поэт показывает нам народное восприятие природы: и пусть дом старый, но он родимый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые, но они выращены своими руками. Все это согрето горячей любовью поэта. Есенин учит нас любить свою малую Родину, место, где мы родились и живем, а из этого уже вырастает любовь ко всей стране.
Есенинская лирика очень живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Он любит синий, золотой, красный и зеленый цвета. Зеленый — это цвет воды в родной реке Оке, синий — цвет неба Родины, алый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья. Часто встречаются у Есенина желтый и красный — цвета осени. Это время года навевает поэту мысли об увядании, о смене старого новым, о краткости жизни.
Очень часто в лирике Есенина встречаются образы дерева: березка, клен, яблоня. Дерево у поэта живое, оно так же чувствует и страдает, как человек.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д.
Поэт объединяет в одно целое людей, природу, животных. О братьях наших меньших поэт пишет с большой любовью. В стихотворении «Собаке Качалова» поэт разговаривает с собакой уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что он любит собак, ему нравится пса «… по шерсти бархатной потрогать », «такую лапу не видал я сроду». С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни.
Обо всех животных поэт говорит с большой любовью и нежностью. Например, он обращается к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». Эти трогательные строки заставляют нас бережно относиться не только к коням, но и к другим животным.
Есенин мечтал, что наступит время, когда люди не будут уничтожать деревья, цветы, животных. Это очень близко нашим мыслям о мире, о том, что человек — это только часть природы. Читая есенинские стихи, мы чувствуем родство с белой березой, старым кленом, рябиновым кустом. Так мы понимаем, что ответственность за их жизнь лежит на нас. Эти чувства должны помочь нам сохранить нашу природу.

Которого называли «певцом страны березового ситца», «певцом любви, грусти», он же поэт-философ, который не просто писал пустые слова, а кто вкладывал свою душу в каждый стих, в каждую строчку. Наверное, поэтому его стихи настолько пронизывают всю нашу сущность.

Есенин человек и природа

Его стихи – это произведения, в которых затрагивались темы любви, где описывается деревня, это замечательные пейзажные зарисовки. При этом все его работы неразделимо связаны с человеком и природой. Эта связь настолько сильная, что каждые природные проявления в стихах Есенина не оторваны от чувств человека. Вся его лирика, посвященная любви, переполнена описанием природы, с помощью которой автору удается лучше изобразить нам внутреннее состояние лирического героя. Так, например, когда неспокойно на душе, то и природа веет снежными ветрами в авторской работе «О снежные ветры».

Человек и природа в творчестве Есенина неотделимы. Автор пишет: «Как прекрасна Земля И на ней человек». Благодаря деревьям, ручьям, земле, Есенин изображает душевное состояние героя, где могут быть нотки грусти, например, как в стихе «Я помню, любимая», где используется образ цветущей липы, которая и напомнила герою о любимой. Здесь мы видим грусть расставания, но, в то же время, цветущая липа сглаживает данные чувства.

Человек и природа в лирике Есенина только дополняют друг друга. Так, с помощью природных картин автору удается создавать образ любимой девушки, где ключевым моментом есть береза. Это дерево и предстает пред нами в облике девушки. Например, в стихе «Зеленая прическа» автор с помощью природных штрихов вырисовывает девушку. При этом Есенин не просто так использует образ березы для создания портрета девушки. Этим мы видим связь мира природы и человека в лирике Есенина.

Природа и человек в поэзии Есенина часто переплетаются, человек и мир природы Есенина неотделимы, как неотделима природа и от его настроения. Есенин подчеркивает единство всего живого, он показывает нам, что нет чужой боли в мире. Вся его поэзия наполнена любовью к животным, людям, к земле, природе. Все его стихи прониклись душевностью, искренностью, добротой. Читая произведения Есенина, мы по-другому смотрим на окружающую нас действительность, видим красоту русской природы и учимся беречь свою страну.

Поэзия Есенина - это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин - великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина - Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, - природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа - его "беспокойная, дерзкая сила", размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. "В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни", - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт "великой песенной силы". Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску...

"Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". В стихах Есенина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", и с искренней болью писал "о днях, растраченных напрасно":

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал "тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом "обаяние"... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов".

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что "все мы в этом мире тленны", и благословляет естественный ход жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвестъ и умереть.

В стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу..." чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения "Отговорила роща золотая..." также передается нам при помощи образов природы. Осень - это пора подведения итогов, тишины и покоя (только "журавли печально пролетают"). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. "Мы потеряли великого русского поэта..." - писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.

Сочинение

Поэзия Есенина - это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин - великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина - Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, - природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа - его \"беспокойная, дерзкая сила\", размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. \"В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни\", - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт \"великой песенной силы\". Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску...

\"Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве\". В стихах Есенина не только \"светит Русь\", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, \"кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею\", и с искренней болью писал \"о днях, растраченных напрасно\":

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал \"тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом \"обаяние\"... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов\".

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что \"все мы в этом мире тленны\", и благословляет естественный ход жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвестъ и умереть.

В стихотворении \"Не жалею, не зову, не плачу...\" чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения \"Отговорила роща золотая...\" также передается нам при помощи образов природы. Осень - это пора подведения итогов, тишины и покоя (только \"журавли печально пролетают\"). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. \"Мы потеряли великого русского поэта...\" - писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.

Сергей Есенин - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”. Он как бы создан специально для поэзии. Размашистые, удивительно русские стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
Запас детских впечатлений был у Есенина велик. С детства перед его взором открывались чудесные картины родной природы. Село Константинове раскинулось на крутом обрывистом берегу просторной русской реки, которая, освобождаясь от зимней скованности, разливает здесь свои полые воды на много километров. Летом в пойме расцветает многоцветный ковер бесконечных лугов, рассеченных множеством ручьев и речушек, озер и прудов. По левую сторону Оки раскинулся могучий лес, по правую - бесконечная степь, Русь “без конца и без края”, о которой слагались песни и сказки.
Уже первые задорные и звучные стихи Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою - колотушку сонного сторожа, видит, как где-то в капустных грядках совсем еще беспомощный “клененочек маленький матке зеленое вымя сосет”. Есенинская зима “поет и аукает над чащобой мохнатого леса”, “метелица ковром шелковым стелется”, и “голодным воробушкам под вихри снежные снится весна”.
В его первых стихотворениях уже слышится самостоятельный голос будущего большого поэта, горячо любящего и остро чувствующего родную природу во многих, часто еле уловимых, оттенках. Нам открывается прекрасный мир цветов, звуков, запахов. Сравнения и метафоры помогают Есенину раскрыть его в своем естественном многообразии. Есенинская зарница не просто светит в темной ночи, сноп ее лучей рассыпается в нежных струях облаков, освобождаясь от связывающего пояска: “Распоясала зарница в темных струях поясок”. А лунный луч поэт уподобляет серебряному перу, заря у него ассоциируется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчетливо горят снежинки в золотом огне луны, “заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром”, роса превращается в синие охлопья на зеленых кустах лугов. Увядание природы, время, когда, как писал другой великий поэт, полыхают “в багрец и золото одетые леса”, Есенин уподобляет пожару, осень - поджигателю, отсюда образ: “Горек запах черной гари, осень рощи подожгла”. Казалось бы, противоестественный для осени запах леса находит оправдание, если представить голые деревья, “сожженные пожаром осени”.
У Есенина и цвет, и звук удивительно соединяются в одном образе: “звонкий мрамор белых лестниц”, “хвойной позолотой взвенивает лес”, “синий лязг подков”, “стозвонные зеленя”. Из реальной сельской жизни черпает поэт замечательные образы: “словно космища кудесниц, звезды в яблонях висят”, “по лощинам черных пашен пряжа выснежного льна”, “на равнине льется березовое молоко”, “облака вяжут кружева”, “рассвет рукой прохлады росой сшибает яблоки зари”.
Удивительно умение поэта находить все новые и новые неповторимые оттенки: если белый цвет черемухи Есенин сравнил однажды со снегом: “сыплет черемуха снегом”, то дальше возникает другой образ: “как метель, черемуха машет рукавом”. Иногда образы прямо противоположны. В первом случае снег черемухи подчеркивает свежесть зелени и росы, красоту “шелковых трав”, “смолистый запах сосны”, “буйную прелесть весны” и вызванные ею радости поэта. Во втором - взята не прелесть буйного опьяняющего цветения черемухи, а ее белый цвет, который уподоблен холодности метельного цвета снега, призванного подчеркнуть неуютность, неустроенность края забытого и заброшенного, вызывающего у поэта чувство досады, горечи, сожаления. Поэтому и цвет черемухи превращается в холодную и неприятную метель, под снежные вихри которой в окна заброшенных избенок стучится смерть.
Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветви березки превращаются то в “шелковистые косы”, то в “зеленые сережки”, а цвет ее ствола - то в “березовое молоко”, льющееся по равнинам родной земли, то в “березовый ситец”. При дуновении летнего ветра ветви березок колышутся и, “как сережки”, звенят. Отсюда образ: “В роще по березкам белый перезвон”. Поэт очень удачно подмечает сходство стройной березки с девушкой, а украшающие ее сережки и косы - с ветвями дерева. Вот почему звон сережек березки напоминает ему девичий смех, а девичий смех звенит, как ветви березки: “Мне навстречу, как сережки, прозвенит девичий смех”.
Россия представляется поэту как бескрайние просторы родных полей, лугов, лесов, рек и озер, наполненных многоголосыми звуками, окрашенными в переменчивые цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувственный мир, находящийся в посто янном движении и изменении: то ослепительно белый, с воем и свистом метели, то ярко-зеленый, то багряный и рыжий, подчас закованный в лед и разливающийся половодьем, то хмурый и пасмурный, а то алый, бесконечно глубокий, в лучах зорь и зарниц. Синь становится то мраком (“роща синим мраком кроет голытьбу”"), то васильками “в сердце светится”, то, олицетворяя просторы Руси, “сосет глаза” (“Не видать конца и края, только синь сосет глаза”) и превращается в голубую Русь. Цвет ассоциируется с Родиной, которая, в свою очередь, видится поэту то синей, то голубой, то малиновой, то белой (Русь - “малиновое поле”, “равнины полей” - “березовое молоко”).
Лирический талант Есенина виден даже в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений. Радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает немногословно, добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке. Нескольких строк ему достаточно для создания законченной и яркой картины. Например:

По лугу со скрипом Тянется обоз -
Суховатой липой Тянет от колес.

Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое - запечатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Созданную поэтом картину движущегося обоза можно видеть, слышать, обонять.
Творчество Есенина - очень противоречиво и неоднородно, порою беспросветно грустное и безысходное, порою жизнерадостное, бодрое и смеющееся. Но именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества: до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы - “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств.


Поделиться в социальных сетях!