Значение херасков михаил матвеевич в краткой биографической энциклопедии. Участие в литературном процессе

Значение ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ

Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова, писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева. Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 - 1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым, и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы". Н. К-ка.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    (1733-1807) русский писатель. Эпическая поэма "Россияда" (1779), написанная в духе …
  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    Михаил Матвеевич , русский писатель. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы …
  • ХЕРАСКОВ, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I; род. 25 октября 1733 г. в г. Переяславле, …
  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    писатель. Происходил из валахской семьи. выселившейся в Россию при Петре I; род. 25 октября 1733 г. в г. Переяславле, Полтавской …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • ХЕРАСКОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ХЕРАСКОВ в Энциклопедии фамилий:
    Русский поэт и драматург XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков принадлежал к знатному роду валашских (Румыния) бояр Хереску. В 1711 г. …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • МИХАИЛ
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • ХЕРАСКОВ
    ХЕР́АСКОВ Мих. Матв. (1733-1807), рус. писатель. Директор (затем куратор) Моск. ун-та (1763-1802). Видный деятель рус. масонства. Эпич. поэмы, в т.ч. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • ХЕРАСКОВ
    Михаил Матвеевич (1733-1807) , русский писатель. Эпическая поэма «Россияда» (1779), написанная в духе …
  • МИХАИЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ДЕБУ ИППОЛИТ МАТВЕЕВИЧ И КОНСТАНТИН МАТВЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    братья Ипполит Матвеевич и Константин Матвеевич (1810, Петербургская губерния, …
  • СИДОРОВ АФАНАСИЙ МАТВЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сидоров Афанасий Матвеевич (1912 - 1937), учитель. Родился 1 декабря 1912 года в деревне …
  • ЧИХАЧЕВ НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чихачев (Николай Матвеевич) - генерал-адъютант, адмирал. Родился в 1830 г., образование получил в морском кадетском корпусе; в 1853 - 1859 …
  • ЧЕРНЯЕВ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Черняев (Василий Матвеевич, 1796 - 1871) - исследователь флоры Украины и вообще Южной России. Окончил курс на медицинском факультете Харьковского …
  • ЦЕХАНОВЕЦКИЙ ГРИГОРИЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Цехановецкий (Григорий Матвеевич) - экономист (1833 - 1898); был профессором политической экономии и статистики сначала в Киевском, затем в Харьковском …
  • ЦАЛАБАН ТИМОФЕЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Цалабан (Тимофей Матвеевич, 1774 - 1824) - переводчик. По окончании курса в академической гимназии, служил в Преображенском полку; в 1795 …
  • ХИТРОВО БОГДАН [ИОВ] МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хитрово (Богдан [Иов] Матвеевич, родился около 1615 г., умер в 1680 г.) - ближний боярин и дворецкий. В 1648 г., …

(25.10.1733 – 27.09.1807)

Директор (1763–1770), куратор (1778–1802) Московского университета. Первый «обербиблиотекариус» библиотеки (1757–1761). Действительный статский советник.

Происходит из знатного валашского рода бояр Хереско, представители которого переселились в Россию при Петре I. Родился в г. Переяславе Полтавской губернии. Лишившись во младенчестве отца, воспитывался в семье отчима – генерал-прокурора Сената фельдмаршала Н.Ю. Трубецкого, просвещённого вельможи аннинского и елизаветинского времени и крупного библиофила. В 1743 г. был определён в Сухопутный шляхетский кадетский корпус, где 7 лет обучался различным наукам и языкам и где под руководством видного представителя русского классицизма писателя А.П. Сумарокова начал писать первые стихи. В 1751 г. выпущен из Корпуса в Ингерманландский пехотный полк в чине поручика, в 1754 г. рекомендован в титулярные советники с переводом в Коммерц-коллегию, но уже с 1756 г. начал службу в канцелярии недавно открывшегося Московского университета, где ему поручен административный надзор за библиотекой, типографией и театром. На сцене университетского театра (объединенного с труппой итальянца Д. Локателли) М.М. Херасков проявил свой драматургический и режиссерский талант, положив начало русской «морализующей» комедии («Безбожник», 1761). В начале 1760-х гг. он издаёт литературные журналы («Полезное увеселение», «Свободные часы»), вокруг которых объединяются молодые писатели.

В 1762 г. М.М. Хераскову была поручена цензура всех университетских изданий, а через год он назначается директором университета с чином канцелярии советника.

В 1770 г. М.М. Херасков оставил Московский университет и перевёлся в Санкт-Петербург на должность вице-президента Берг-коллегии. К этому времени он уже известный литератор и общественный деятель, по отзыву знаменитого писателя-просветителя, издателя и журналиста Н.И. Новикова – «человек острый, учёный и просвещённый. ... Стихотворство его чисто и приятно, слог текущ и твёрд, изображения сильны и свободны; его оды наполнены стихотворческого огня, сатирические сочинения – остроты и приятных замыслов... и он по справедливости почитается в числе лучших наших стихотворцев и заслуживает великую похвалу».

В июне 1778 г. в чине действительного статского советника М.М. Херасков вернулся в Московский университет на должность куратора.

В 1802 г. вышел в отставку в чине действительного тайного советника.

Похоронен М.М. Херасков на кладбище Донского монастыря в Москве.

ХЕРАСКОВ, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ (1733–1807) – русский поэт, прозаик, драматург.

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в городе Переяславле Полтавской губернии. Происходил из родовитой валашской семьи Хереско, переселившейся в Россию при Петре I. Мать Хераскова вторым браком была замужем за князем Н.Ю.Трубецким – вельможей, не чуждым ученых и литературных интересов, приятелем А.Д.Кантемира и адресатом его VII сатиры О воспитании .

В 1743–1751 учился в петербургском Сухопутном шляхетском корпусе, который шутя именовали «рыцарской академией». В корпусе действовал любительский театр под фактическим руководством А.П.Сумарокова , оказывавшего значительное влияние на литературные занятия и вкусы кадетов. Вероятно, тогда же, и главным образом под влиянием Сумарокова, приобщился к стихотворству, хотя его ранние опыты до нас не дошли. В 1751 был определен подпоручиком в Ингерманландский пехотный полк. В 1755 перешел на статскую службу в Коммерц-коллегию, но уже через несколько месяцев переехал в Москву, где в 1756 занял должность асессора (надзирающего за студентами) в только что открытом (1755) университете. Вскоре в его ведение были переданы также университетская библиотека (1756), типография (1757), минералогический кабинет (1759) и театр (1761). С 1761 уже исполнял обязанности директора университета, а в 1763 был официально утвержден в этой должности и занимал ее вплоть до 1770.

В 1758 дебютировал на литературном поприще с трагедией Венецианская монахиня , вышедшей отдельным изданием в университетской типографии (сведений о постановке ее на сцене нет). Вскоре он организовал издание при университете журналов «Полезное увеселение» (1760–1762) и «Свободные часы» (1763), вокруг которых объединились молодые литераторы (И.Ф.Богданович , В.И.Майков, А.А.Ржевский, В.Г.Рубан, В.Д.Санковский, Д.И.Фонвизин, П.И.Фонвизин и др.). Здесь же печатались и стихотворения его жены Елизаветы Васильевны, урожденной Нероновой (1737–1809), с которой у поэта, по свидетельствам современников, до конца его дней сохранялось трогательное взаимопонимание. Сам Херасков поместил в этих журналах 190 своих стихотворений. Вообще, в 1760-х сочинена большая часть его лирических стихотворений, объединенных в сборниках Новые оды (1762), Нравоучительные басни (1764) и Философические оды или песни (1769). Лирика Хераскова и поэтов его круга 1760-х преимущественно моралистична. Мораль, нравоучение у него повсюду – даже в жанрах, по своей природе, казалось бы, исключающих подобные мотивы: например, в любовной элегии и анакреонтической оде. Уже заглавия его Анакреонтических од (включенных в сборник Новые оды ) говорят об их далекой от традиционной анакреонтики тематике: О суетных желаниях , Истинное благополучие , О важности стихотворства , О разуме , О злате и т.п. Даже обычная в стихах этого рода тема владычества Эрота над сердцами юных и старых, глупцов и мудрецов у Хераскова в оде Сила любви разрешается весьма неожиданно:

Только в сердце, Богу верном,

Только в мыслях просвещенных

Он не смеет воцариться;

И, владея всех сердцами,

Сих сердец Эрот боится.

В 1770 Херасков был назначен вице-президентом Берг-коллегии и переехал на жительство в С.-Петербург. Здесь стал вдохновителем издания журнала «Вечера» (1772–1773), в котором печатались в основном все те же его московские знакомцы (Богданович, Майков, Ржевский и др.). К этому времени относятся первые опыты Хераскова в эпической поэзии, составившие его славу в потомстве (ранняя дидактическая поэма Плоды наук , опубл. в 1761 г., не имела большого успеха), – Чесменский бой (1771) и Россияда (1778). Если первая из них была еще только подступом к эпопее, то Россияда стала полномасштабным героическим эпосом, который должен был занять в русской поэзии место, подобное тому, что занимает Энеида Вергилия в латинской. Создать национальный эпос в соответствие с классическими требованиями, который обеспечил бы русской словесности достойное место в кругу европейских литератур, пытались и Ломоносов , подражавший Генриаде Вольтера в поэме Петр Великий , и Сумароков, сочинивший лишь вступление к своей Димитрияде , и др., но только Хераскову удалось довести дело до конца, с чем и связана специфическая и, на взгляд позднейших читателей, несколько преувеличенная известность Россияды в XVIII – начале XIX вв. Она соответствовала всем требованиям, предъявляемым теорией к сочинениям такого рода: повествовала о ключевом событии в русской истории (покорение Казани при Иоанне IV, которое, по мнению Хераскова, знаменовало окончание эпохи ордынского ига над Россией), изобиловала элементами фантастики (русским покровительствуют ангелы и святые, замученные в Орде; татарам – адские силы), была написана александрийским стихом и имела соответствующий зачин:

Пою от варваров Россию свобожденну,

Попранну власть татар и гордость низложенну,

Движенья древних сил, труды, кроваву брань,

России торжество, разрушенну Казань.

Из круга сих времян спокойных лет начало,

Как светлая заря, в России воссияло.

Наряду с «героическими» песнями, в которых говорится о сражениях, небесных явлениях и т.п., в Россияде есть и «романические» песни о любовных интригах при дворе казанской царицы Сумбеки. Причем их так много, что позднейшие критики (А.Ф.Мерзляков) упрекали Хераскова в нарушении единства поэмы, но именно эти песни сообщают Россияде некоторую занимательность.

Успех поэмы во многом был предопределен удачно выбранным сюжетом, пришедшимся как нельзя кстати в эпоху русско-турецких войн. Это оценила и императрица Екатерина II. Автору Россияды , находившемуся в отставке без содержания с 1775 (видимо, за его связи с масонством), была возвращена монаршая милость, и в 1778 он получил назначение на должность куратора Московского университета, которую бессменно (с перерывом в несколько месяцев) занимал вплоть до 1802 (все это время он был фактическим руководителем университета). Одно из первых его деяний на этом посту – основание университетского благородного пансиона (1778). Еще находясь в С.-Петербурге, в 1777 Херасков сблизился с Н.И.Новиковым и принял участие в издании масонского журнала «Утренний свет» (1777–1779, последние номера вышли уже в Москве). При посредничестве Хераскова Новиков в 1779 переехал в Москву и арендовал на 10 лет университетскую типографию. Известная книгоиздательская деятельность Новикова в 1779–1792 проходила под его покровительством. В 1781 в Москве была учреждена Директория масонов-розенкрейцеров. В ее состав вошел и Херасков. При его поддержке «московские мартинисты» (как их называли за приверженность учению французского мыслителя Сен-Мартена) открыли в университете Учительскую (1779) и Переводческую (1782) семинарии.

Для позднего творчества Хераскова характерно противопоставление веры и разума со скептической оценкой последнего, приверженность к жанру аллегорического путешествия в поисках истины. Эпическая поэма Владимир возрожденный (1785), пользовавшаяся известностью не меньшей, чем Россияда , была уже не героическим, а скорее психологическим эпосом («своеобразной масонской Одиссеей , по определению Л.В.Кулаковой). Речь в ней идет о князе Владимире, крестителе Руси, о его восхождении к высотам истины и нравственного совершенства. Внешние события в поэме служат лишь «знаком» того, что происходит во «внутреннем человеке». Отступление от образцов сказывается даже в количестве «песен»: если в Россияде их 12, как в Энеиде и др., то во Владимире – 15 (в 3-й ред. – 18). Тем не менее Россияда и Владимир воспринимались современниками как произведения, сходные по своей роли в русской поэзии.

После Владимира он сочинил еще несколько поэм: «Вселенная, мир духовный » (1790) – небольшая в трех песнях поэма о творении мира и грехопадении Адама, написанная в подражание Потерянному раю Дж.Мильтона и Мессиаде Ф.-Г.Клопштока ; Пилигримы, или Искатели счастья (1795) – поэма-аллегория; Царь, или Освобожденный Новгород (1800) – поэма, явившаяся как отклик на Французскую революцию и утверждающая принцип самодержавия; Бахариана (1805) – пространная, изобилующая приключениями с «прикровенным» нравоучением «богатырская сказка» (безрифменный стих с дактилическими окончаниями, имитирующий народное тоническое стихосложение, – подражание Илье Муромцу Н.М.Карамзина и Добрыне Н.А.Львова); Поэт (1805) – поэтический трактат о стихотворстве.

К жанру аллегорического путешествия близки и романы Хераскова, написанные витиеватым слогом (фактически, ритмической прозой), – Нума Помпилий (1768), Кадм и Гармония (1787) и Полидор, сын Кадма и Гармонии (1792). Современники особенно ценили второй из них (Кадм и Гармония ), а Карамзин даже именовал его «поэмой».

Преследования розенкрейцеров в начале 1790-х, когда был арестован Новиков и высланы из столицы Н.Н.Трубецкой и И.П.Тургенев, Хераскова не коснулись. Императрица удовольствовалась нарочито наивным заявлением последнего, что его «оклеветали какой-то мартинизмою». С восшествием на престол Павла I был награжден чином тайного советника (3 класс), орденом св. Анны 1-й степени и имением в 600 душ. Однако к концу его царствования (март 1801) в результате какого-то недоразумения вышел в отставку и вновь вступил в должность куратора университета уже при Александре I.

Однако уже в 1802, недовольный начавшимися реформами, Херасков подал в отставку. Сочинять продолжал до самой смерти. Последнее его произведение – трагедия Зореида и Ростислав – была опубликован уже после его смерти и получила премию Российской академии. Умер Херасков 27 сентября (7 октября) 1807 в Москве.

Творчество Хераскова разнообразно в жанровом отношении. Помимо множества стихотворений, поэм и романов (см. выше), ему принадлежат девять трагедий: Венецианская монахиня (1758), Пламене (1762, опубл. 1765), Мартезия и Фалестра (ок.1766, сюжет заимствован из трагедии Т.Корнеля Ariane ), Борислав (1772, опубл. 1774), Идолопоклонники, или Горислава (1782), Юлиан Отступник (нач.1790-х), Цид (нач.1790-х, переделка Сида П.Корнеля). Освобожденная Москва (1798), Зореида и Ростислав (1807); две комедии: Безбожник (1761), Ненавистник (1770); пять «слезных драм»: Друг несчастных (1774), Гонимые (1775), Милана (1786, «драма с песнями»), Школа добродетели , Извинительная ревность (обе 1796). Большая часть сочинений Хераскова собрана в его Творениях (ч. 1–12. М., 1796–1802). Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Издания Избр. произведения . Л., 1961 (Б-ка поэта)

Владимир Коровин

ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич родился в семье, принадлежавшей к знатному роду валашских бояр Хереско - писа­тель.

В 1711 после Прутского похода Петра I семья деда поэта переселилась в Россию. С 1743-1751 Михаил Матвеевич получал образование в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Затем 3 года военной службы и кратковре­менное пребывание в Коммерц-коллегии.

В 1755 был определен на службу в Мос­ковский университет в чине коллежского асес­сора.

С 1763 до 1770 был директором университета. В Московском университете Xерасков развернул большую и полезную деятель­ность: добивался перевода преподавания с латинского на русский язык; ведал библиотекой, типографией, театром; сов­местно с объединившимися вокруг него молодыми писателями стал издавать пер­вые московские литературные журналы:

1760-62 - «Полезное увеселение»,

1763 - «Сво­бодные часы» (1763).

В 1770 его перевели в Петербург вице-президентом Берг-кол­легии, ведавшей горной промышленнос­тью.

В 1775 уволили в отставку, после чего Михаил Матвеевич вернулся в Москву. Возможно, что перевод в Петербург и его отставка были вызваны его масонскими связями.

Но с 1778-1802 Xерасков снова оказался в Москов­ском университете в должности куратора (что было выше должности директора. Вскоре после своего назначения добился открытия при Московском университете Благородного пан­сиона, где позже получили образование В. А. Жуковский , А. И. Грибоедов , В. Ф. Одоевский , М. Ю. Лермонтов , Ф. И. Тют­чев , и передал в аренду на 10 лет универ­ситетскую типографию Н.И.Новикову, широко развернувшему просветитель­скую издательскую деятельность.

Писать Xерасков М.М. начал еще в корпусе, где гос­подствовали литературные и театральные интересы.

В 1751 он напечатал «Оду на воспоминание победы Петра Великого над шведами» (указано В. С. Сопиковым в «Опыте российской библиографии»).

В 1755-56 в журнале «Ежемесячные сочи­нения» он опубликовал ряд басен, эпи­грамм, сонетов, «Оду Анакреонтову» и другие, наполнив их оптимистическим содержанием и следуя в этих жанрах за А. П. Сумароковым . Но вскоре Xерасков значительно отступил от канонов классицизма, и сделал это прежде всего в об­ласти драматургии.

В 1758 вышла первая тра­гедия «Венецианская монахиня» в вывел на сцену не высокопоставлен­ных особ, а обычных, рядовых людей, для которых любовь оказалась сильнее «долга», в основу сюжета положил дей­ствительное происшествие из современ­ности, ограничился тремя действиями вместо обязательных пяти. «Венециан­ская монахиня» была значительно бли­же к новому для того времени жанру сен­тиментальной «буржуазной» драмы, чем к классицистической трагедии. И в даль­нейшем, наряду с созданием трагедий в классицистическом роде он выступал в жанре «слезной драмы»

«Борислав» - 1774;

«Идолопоклонники, или Горислава» - 1782;

«Пламена» - 1786;

«Осво­божденная Москва» - 1798;

«Зареида и Ростислав» - (напечатана посмертно, в 1809),

«Друг нещастных» - 1771;

«Гонимые» - 1775;

«Школа добро­детели» и «Милана» - 1798).

В лирике Михаил Матвеевич и его литературное окружение (участники названных выше московских университетских журналов) поставили в центре своего творчества абстракт­ное морализирование, мотивы личного самоусовершенствования, темы житей­ской суеты, бренности земного. Xерасков откро­венно признавался, что ему «тихое вздыханье стенящих горлиц мило», а «ти­хие потоки», «рощи» и «долины» «прият­ней лирна гласа». При исключительном жанровом разнообразии лирики Xерасков М.М. охот­нее всего культивировал философские оды, элегии, дружеские послания, со­держащие в себе раздумья и нравоуче­ния. В лирике писатель, как и в его драматур­гии, заметно начали проявляться эле­менты сентиментализма. Он был также автором политико-нравоучительной повести «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768), где отстаивал ряд принципов просве­тительной философии, масонского символико-аллегорического романа «Кадм и Гармония» (1786), с резкими выпадами против философов-материалистов, и лю­бовно-авантюрного и тоже аллегориче­ского романа «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), где враждебно изо­бразил французскую революцию.

Наибольшую известность у современ­ников Xераскова М.М. принесли его поэмы, среди ко­торых особо выделяется «Россияда» (1779), имевшая целью воспеть «знаменитые под­виги не только одного государя, но и всего российского воинства». Посвящен­ная важному историческому событию в жизни русского народа - взятию Ка­зани Иваном Грозным как завершающему этапу в свержении татарского ига, «Рос­сияда» вместе с тем на материале прош­лого одобряла современную ее автору борьбу России с Турцией, осуждала рас­пущенность царского двора Екатерины. Кроме «Россияды», Xерасковым был создан еще ряд поэм:

«Плоды наук» (1761),

«Чес­менский бой» (1771),

«Владимир» (1785),

«Вселенная» (1790),

«Пилигримы» (1795),

«Царь, или Спасенный Новгород» (1800),

«Бахариана» (1803).

В творчестве Xераскова Михаила Матвеевича отразились характер­ные изменения в литературном процессе 2-й половины XVIII в. «Творец бессмертной «Россияды», один из столпов русского классицизма, ученик и последователь Сумарокова, он в то же время оказался предшественником сентименталиста Ка­рамзина . Xерасков М.М. относится к числу тех «тру­долюбивых людей», которые, по выраже­нию Белинского , «размножали на Руси книги, а через книги - читателя.

Умер - , Москве.

Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр. Получил хорошее домашнее воспитание. Затем учился в Сухопутном шляхетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. С юности был серьезно увлечен творчеством.

В 1760 - 1762 издавал журнал "Полезное увеселение", в 1873 - "Свободные часы".

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошел как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: "Плоды наук" (1761), "Чеменский бой" (1771), "Россияда" (1779), "Владимир Возрожденный" (1785), "Царь или Спасенный Новгород" (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии "Пламена" (1765), "Борислав" (1774), "Освобожденная Москва" (1798); комедии "Безбожник" (1761), "Ненавистник" (1774).

Однако в драмах "Друг несчастных" (1774), "Гонимые" (1775) Херасков использует приемы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царем-философом на троне ("Нума Помпилий, или Процветающий Рим", 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой ("Кадм и Гармония", 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы ("Истинное благополучие", "О разуме", "К А.Ржевскому" и др.).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Жизнь и деятельность

Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова, писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева. Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 - 1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым, и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы".