Анализ стихотворения ахматовой муза. Анализ стихотворения Ахматовой “Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)”

От Гость >>

Нужен анализ стихотворения А.Ахматовой "Муза ушла по дороге".
Вот шаблон:
1. Дата написания, история создания, кому посвящено;
2. Какие темы затрагиваются, в каких строчках;
3. Какие проблемы, каков взгляд автора на эти проблемы; подтверждение этому в тексте;
4. Как автор решает проблемы, с каким чувством, настроением он делает вывод;
5. Анализ лирического героя (что он переживает? с каким настроением? почему?);
6. Художественно-выразительные средства: фонетические; лексические; синтаксические;
7. Место стихотворения в творчестве поэта;
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии.

Ответ оставил Гость

Достаточно традиционна для русской поэзии тема Музы, не обошла ее и Анна Андреевна. Для нее это и божественная покровительница, и родная сестра, близкая подруга - много ликов у Музы Ахматовой. Но всегда это очень интимные переживания, нет в отношении Анны Андреевны к своей героине легкого пренебрежения или панибратства, а всегда - восхищение, граничащее с поклонением высшему существу.
Анна Ахматова с определенной долей мистики относилась к своему жизненному предназначению, считая, что ее судьба была определена еще в детстве. Однажды, гуляя с няней к киевском городском саду, будущая поэтесса нашла брошь в виде лиры и услышала пророческие слова своей воспитательницы о том, что ей суждено стать литератором. Прошли годы, пророчество сбылось и вера в то, что ничего в этой жизни не бывает случайным, лишь усилилась.События 1915 года, когда Ахматова оказалась на распутье, стали переломными в ее творчестве. Этой волевой женщине пришлось выбирать между семьей и поэзией, в результате чего брак а Николаем Гумилевым фактически распался. На бумаге они продолжали оставаться супругами вплоть до 1918 года, однако Ахматова отдавала себе отчет, что все это фикция, понимая – семья принесена в жертву таланту, творчеству и литературе. Впрочем, был момент, когда сама поэтесса усомнилась в том, что поступает правильно. Ей даже показалось, что после принятия столь судьбоносного решения она уже никогда не сможет создавать стихи. В итоге было написано произведение «Муза ушла по дороге…», в котором Ахматова прощалась со своим прошлым без надежды на более счастливое будущее.Та самая муза, которую Ахматова так боготворила, на время оставила свою подопечную. Сам по себе этот факт вызвал смятение в душе поэтессы, которая поняла, что не чувствует больше потребности создавать стихи. ведь «муза ушла по дороге», даже не оглянувшись на ту, которой так верно служила, и не пожелала принять в дар от поэтессы голубку, которая «всех в голубятне белей». Этот романтический образ символизирует душу автора, которая готова была пожертвовать ею во имя творчества. Однако эта жертва оказалась невостребованной. Что лишь усилило сомнения Ахматовой по поводу ее жизненного предназначения. Можно ли совмещать служение литературе и семье, стоит ли жертвовать одним ради другого? На эти вопросы поэтесса попыталась ответить в своем стихотворении, отметить, что ее белоснежная голубка «сама полетела за стройной гостьей моей». Этим Ахматова хотела лишь подчеркнуть, что выбор ее души очевиден и связан с поэзией. Поэтому семье будет отведена второстепенная роль. Однако автор нисколько об этом не жалеет, так как мечтает отправиться вслед за музой в ее страну вечности, став частью истории, которая создается здесь и сейчас по велению судьбы и по зову сердца.

«Муза» Анна Ахматова

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: » Я!».

Анализ стихотворения Ахматовой «Муза»

Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа – собственно явление музы. Сюжетная динамика в произведении предельно упрощена не случайно. По мнению доктора филологических наук Валерия Тюпы, посредством этого приема Ахматова демонстрирует неожиданность ожидаемого. Стихотворение озаглавлено, соответственно, его тема изначально определена, что позволяет читателям стать солидарными с лирической героиней, вместе с ней предощущать появление музы.

Произведение Анны Андреевны, хоть и посвящено теме творчества, тесно связано с фактами биографии поэтессы. Начнем со второй строки: «…Жизнь, кажется, висит на волоске». С 1921 по 1924 год Ахматова фактически скитается по чужим квартирам. В момент написания «Музы» она жила у своей подруги Ольги Афанасьевны Глебовой-Судейкиной, знаменитой танцовщицы и актрисы, одной из первых русских манекенщиц. Неопределенность царила и в личной жизни поэтессы. Развод с Шилейко был не оформлен. Естественно, не представлялось возможным зарегистрировать брак с Пуниным. Проблемы Анна Андреевна испытывала даже с фамилией. Только в 1926 году она официально стала Ахматовой. В прошлом осталась всероссийская слава поэтессы. Примерно с середины 1920-х ее новые произведения перестали печататься, а старые – переиздаваться.

Неслучайно муза в стихотворении описана как «милая гостья с дудочкой в руке». Здесь есть отсылка к статуе, стоящей в петербургском Летнем саду, который всегда был очень дорог Анне Андреевне. Речь идет об Эвтерпе – древнегреческой музе лирической поэзии и музыки.

Поначалу кажется, что лирическая героиня готова ради творчества отказаться от важных вещей – почестей, свободы, юности. В действительности жертвенность эта мнимая. Отрекаясь от радостей жизни, она получает нечто другое, лучшее – бессмертие. Намек на него дается через появление образа Данте Алигьери в конце стихотворения. Лирическая героиня спрашивает музу, она ли диктовала великому итальянскому поэту страницы «Божественной комедии». На полученном утвердительном ответе текст Ахматовой будто обрывается. И от этого финала веет спокойствием, умиротворенностью, ведь для настоящего творца важнее бессмертие в веках, которое способно даровать только муза.

Анна Ахматова – замечательная поэтесса, чьи стихи читаются с удовольствием. И хоть они в основном имеют небольшие размеры, они доносят до читателя главную мысль и идею произведения. Одним из таких ее небольших стихотворных работ является стихотворение «Муза» Ахматовой, что было написано писательницей еще в 1924 году. Сегодня нам как раз и предстоит сделать анализ стихотворения Ахматовой «Муза».

Стихотворение Муза Анна Ахматова

Анализ стиха «Муза» Ахматовой начну, пожалуй, с его размера, а оно по-настоящему небольшое, лишь две строфы. Зато сколько в нем чувств. Стих посвящен Музе, иными словами, вдохновению, которого ждут все писатели и благодаря чему рождаются настоящие шедевры литературы.

Сначала на первых рядках мы видим ожидание. Лирическая героиня, здесь стоит подразумевать саму Ахматову, ведь работа автобиографическая, настолько сильно ждет ее прихода в ночное время, что ей кажется, будто «жизнь на волоске». И, наверное, для писателей так и есть. Без вдохновения не будут ложиться мысли на бумагу, не смогут они передавать свои чувства читателям и это для всех творческих людей, в том числе и для Ахматовой, хуже любой трагедии. Писатели готовы скитаться, они могут терпеть лишения, но отсутствие вдохновения, хуже смерти.

И вот, она вошла. Наконец, вдохновение посетило героиню стихотворения и мы, вместе с героиней чувствуем облегчение, когда на вопрос: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?», слышим положительный ответ, а далее, как будто все замирает. Стихотворение «Муза» Ахматовой и его анализ на этом завершается и приходит спокойствие, ведь мы понимаем, что с вдохновением, которое пришло к героине произведения, будут новые шедевры, что останутся на века.

реквием поэма ахматова

Главная мысль поэмы "Реквием" - выражение народного горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. Интересно, что среди последних практически нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности.

Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска "смертельная", шаги солдат "тяжелые", Русь "безвинная", "черные маруси" (арестантские машины, иначе "черный воронок)". Часто употребляется эпитет "каменный": "каменное слово", "окаменелое страдание" и т.д. Многие эпитеты близки к народным: "горячая слеза", "великая река" и т.д. Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеной.

Обращает внимание последняя строчка. Эпитеты "красная" и "ослепшая" по отношению к стене создают образ стены, красной от крови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими.

Сравнений в поэме немного. Но все, так или иначе, подчеркивают глубину горя, меру страданий. Некоторые относятся к религиозной символике, которую Ахматова часто использует. В поэме есть образ, близкий всем матерям, Матери Христа, молча переносящей свое горе. Некоторые сравнение не изгладятся из памяти:

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отдалена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут...

И вновь народные мотивы: «И выла старуха, как раненый зверь». «Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть». Надо вспомнить историю, когда Петр 1 сотнями казнил мятежных стрельцов. Ахматова как бы олицетворяет себя в образе русской женщины времени варварства (17 век), которое вновь вернулось в Россию.

Больше всего, мне кажется, в поэме использовано метафор. «Перед этим горем гнутся горы...». С этой метафоры начинается поэма. Это средство позволяет добиться удивительной краткости и выразительности. «И короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «Звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». А вот еще: «И своей слезой горячей новогодний лед прожигать».

В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений, удивительны комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний.

Смерть и безумие - близкие друг другу состояния. Но безумие страшнее смерти, потому что безумный человек способен на все, даже на самоубийство. А Анна Ахматова - сильный человек, она не может позволить себе сойти с ума, она должна продолжать жить и творить.

Чтобы забыть ночной кошмар - человек просыпается. А чтобы забыть кошмар реальный? Наверное, нужно заснуть. И, наверное, поэтому поэма заканчивается в стиле колыбельной:

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Когда человеку становится плохо и одиноко - он замыкается в себе. И постепенно начинает все воспринимать по-другому, у него появляются другие ценности. Смерть ему уже не страшна. А это значит, что человек духовно взрослеет, видит в жизни и смерти совершенно другой смысл. Как правило, заключительная часть реквиема - это мольба о даровании вечного покоя. Это радостный и светлый мотив, идущий от преисполненного надеждой сердца. Надеждой на блаженство, на вечную жизнь в раю. Анна Ахматова же наоборот, не хочет этого. Она просит поставить ей памятник, чтобы не забывать ужасы этой жизни. Чтобы она и люди помнили об этом и после ее смерти.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха как раненый зверь.

Она боится забыть это, потому что в данный момент это - смысл ее жизни. Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить память о себе и о своем времени в сердцах людей, она обращается к мотиву памятника. Она просит поставить себе памятник у Тюремной Стены, «где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». Значит, это памятник не Ахматовой, не ее музе, а памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы. Можно сказать, что никогда - ни в русской, ни в мировой литературе - не возникало столь необычного образа - памятника Поэту. «Реквием» Анны Ахматовой - подлинно народное произведение не только в том смысле, что поэма отразила великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкой к народной притче. Подводя итог, можно добавить к сказанному лишь слова Виктора Астафьева, которые в точности передают состояние души лирической героини, идею всей поэмы: «Матери! Матери! Зачем вы покорились дикой человеческой памяти, примирились с насилием и смертью? Ведь больше всех, мужественней всех страдаете вы о своем первобытном одиночестве в своей священной и звериной тоске по детям».