Как правильно говорить: полезные советы. Если проблемы с дикцией у ребенка

Все мы умеем разговаривать, но не каждый умеет говорить правильно. Навыки общения в детстве нам привили родители и родственники. Но вот грамотную речь развили далеко не в каждом. Научиться говорить правильно, красиво выстраивать фразы – фот наша задача. Даже если вы не занимаете высокую должность, не участвуете в конференциях, всё равно надо уметь себя подавать. Грамотно поставленная речь и самообладание поможет вам безболезненно находить выход в стрессовых ситуациях, окружение будет считаться с вашим мнением, относиться к вам с уважением и вас будут считать интересным собеседником.

А уж про работу и говорить нечего. Каждый уважающий себя человек, не смотря на занимаемую должность, должен правильно выстраивать предложения и связывать их между собой.

Пошаговая инструкция правильной речи

Шаг 1. Выстраиваем предложения правильно.

Красивая плавная речь строится из правильных предложений. Чтобы научиться их составлять «на лету», для начала, нужно тренироваться дома с листком бумаги и ручкой. Придумайте рассказ на определённую тему, как сочинение в школе. Например, расскажите в подробностях, как прошёл сегодняшний день, что было нового, какие события произошли, с кем встречались, как выглядели эти люди. Запишите его, продумывая тщательно каждое слово. Зачитайте готовый материал на диктофон и прослушайте себя. Сделайте работу над ошибками, исправьте неправильные фразы, дополните мысли и запишите заново. И так до тех пор, пока вам не понравится.

Шаг 2. Увеличиваем словарный запас.

Чтобы поддерживать разговор с разными слоями населения (разных профессий, возрастов), нужно иметь богатый словарный запас. Расширьте его следующими способами:

  1. Читайте словарь перед сном, узнавайте значение новых слов.
  2. Читайте сложные книги, которые заставляют думать, а не просто «прочитал-забыл».
  3. Как только услышите в чьей-то речи на улице, по телевизору, радио незнакомое слово, не поленитесь поискать его значение в словаре. Благо, что телефон и интернет сейчас почти у каждого под рукой.

Шаг 3. Много читайте классики.

Попробуйте начать читать много и именно классику, и вы заметите, как ваши мозги стали «шевелиться». Регулярное чтение меняет структуру мыслей человека, он думает по-другому и по-другому разговаривает. И именно в классической литературе содержится много правильных речевых оборотов. Хотя современной литературой тоже не пренебрегайте. Чтения слишком много не бывает.

Шаг 4. Учимся выступать на публике.

Вам предстоит защита дипломной работы или публичное выступление перед огромной аудиторией? Однозначно, что к такому выступлению надо готовиться. Даже если вы хорошо знаете тему и не стесняетесь при общении с друзьями, большая группа людей, непрерывно следящая за вашей речью, мимикой, жестами может сбить вас с толку.

Как готовиться к публичному выступлению:

  • не надейтесь на себя. Заранее продумайте и запишите каждую фразу. Спустя пару дней свежим взглядом пересмотрите свою работу, выявите слабые места, перестройте «слабые» предложения;
  • репетируйте речь перед зеркалом. Это отличное упражнение, показывающее вас со стороны и тренирующее психологическую выносливость перед публичным выступлением;
  • попросите родственников, знакомых выслушать ваш монолог. Пусть они поправляют вас, делают вам замечания;
  • научитесь закрываться воображаемым куполом. Такой психологический метод защитит вас от окружающей среды. Мысленно поместите себя в него и представьте, что он скрыл вас от сотни смотрящих глаз.

Шаг 5. Тренируем мимику и жестикуляцию.

Здесь тоже подойдёт упражнение перед зеркалом. А ещё лучше запишите свою речь на видеокамеру и посмотрите результат. Сначала вам будет стыдно за себя, ваши жесты и мимика покажутся слишком глупыми и несуразными. Подкорректируйте себя, но не превращайтесь в безликого робота. Держитесь золотой середины.

Шаг 6. Стремление.

Без вашего упорства и стремления не получиться научиться ораторскому искусству. В этом деле главное системность. Важны регулярные тренировки. Будьте готовы к тому, что с первого раза не получится ничего хорошего, вам будет казаться, что вы и оратор – это разные люди. Но не отчаивайтесь! Только сильные и настойчивые личности добиваются успеха.

Шаг 7. Вырабатываем самоуверенность.

Почитайте дополнительную литературу про то, как стать уверенным человеком. Не будет уверенности – не будет и красивой речи. Вы можете часами заниматься перед зеркалом, но на публике растеряетесь, если у вас заниженная самооценка. Помните, что в глазах окружающих вы именно тот человек, каким сами себя считаете, и как себя преподносите. Вы можете тысячу раз быть воспитанным, начитанным, умным, но стеснение может разом перечеркнуть ваш достойный облик.

Шаг 8. Выделяем и доносим главную тему.

Не стоит слишком затягивать свой рассказ в общении с друзьями и родственниками. У вас интересная новость? Очень хорошо! Поделитесь ей, опишите её ярко и красочно. Но не отклоняйтесь на посторонние детали, они могут убить интерес к основному событию. Например, вы рассказываете о том, как стали свидетелем хорошего поступка: мужчина перевёл старушку через дорогу. И одновременно начинаете описывать, что за улица была, в чём был одет мужчина, какого цвета у него волосы. В общем, «льёте воду». Не смотря на то, что событие значимое, слушатели не будут в восторге от вашего рассказа, поскольку вы их утомили посторонними деталями.

Многие люди ежедневно в своей речи допускают оплошности и даже не подозревают, что выглядят нелепо. Пришло время исправить ситуацию, поэтому вашему вниманию самые распространенные речевые ошибки.

Великий и могучий русский язык изучают в школах и в других учебных заведениях, но все равно есть огромное количество людей, которые допускают ошибки в самых простых и банальных словах. Хватит быть невеждой, пора исправляться! Учимся правильно говорить.

1. Как говорят: звОнит

Правильно – звонИт. Очень распространенная ошибка, которая слышится повсеместно. Выработайте у себя полезную привычку ставить ударение правильно и научите других.

2. Как говорят: ложить


Правильно – положить или класть. У грамотных людей просто уши заворачиваются в трубочку, когда они слышат фразу «ложить кирпич» и тому подобное. Глагол совершенного вида «положить» никогда не используется без приставки.

3. Как говорят: одеть/надеть


Правильно – надевают что-то, а одевают кого-то. Если посмотреть на картинку, то объяснение более понятно. Ошибка очень распространенная, так, можно услышать фразу – «одеваю джинсы» и так далее.

4. Как говорят: сколько время?


Правильно – сколько времени? Не расстраивайте людей и задавайте этот вопрос правильно. Есть еще один вариант, как можно задавать этот вопрос: который час?

5. Как говорят: день рождение


Правильно – день рождения. Для проверки следует использовать вопрос – день чего? Во время поздравлений можно услышать и такие варианты – «с днем рождением» или «с днем рожденья». Все это неправильно. Если пишете кому-то поздравление, не нужно каждое слово начинать с заглавной буквы, это неправильно, странно и не повышает значимости написанного текста.

6. Как говорят: ихний


Правильно – их. Просторечие нынче распространено, но если вы хотите быть культурным человеком, то не используйте подобные формы. Чтобы искоренить такую вредную привычку, в качестве насмешки даже было придумано сравнение этого слова с химическим элементом.

7. Как говорят: займи денег


Правильно – одолжи денег. Не совершайте ошибок в управлении глаголами. Помните, что слово «занять» используется в контексте «у кого?», а не «кому?».

8. Как говорят: компания/кампания


Правильно – нужно знать, какое слово, где употреблять, поскольку в написании разница только в одной букве, а значения совершенно отличаются. Компания – группа людей, которые находятся вместе, или какое-то предприятие. Кампания – военные действия или мероприятия для реализации общественно-политической или хозяйственной задачи. Чтобы запомнить разницу, выучите простую фразу – «компания решила провести кампанию».

9. Как говорят: экспрессо


Правильно – эспрессо. Баристы в разных заведениях каждый день десятки раз слышат в заказе это пресловутое «экспрессо», но мало кто из клиентов при этом хочет получить не чашечку вкусного кофе, а поезд.

10. Как говорят: латтЕ


Многие делают ошибку и в слове латте, делая ударение на последний слог, а правильно – на первый: лАтте.

11. Как говорят: еденица


Правильно – единица. Даже такое простое слово многие используют неправильно. Используйте для себя проверенное слово – «единый».

12. Как говорят: вообщем


Правильно – в общем/вообще. Не стоит соединять эти два слова и получать бред. Помните, что это разные слова и смысл у них отличается.

Умение изъясняться грамотно заключается не только в лексической сочетаемости слов и правильной расстановке ударений. Необходимо научиться выделять главное из большого объёма информации.

Представьте, что вы смотрите интересный сериал, о котором вам так увлечённо рассказывали друзья. После десятого эпизода начинается самое интересное, а продюсер, как назло, растянул этот момент и скрыл кульминацию за кучей ненужных деталей. По истечении ещё нескольких серий вы бросите просмотр и переключитесь на более информативную кинокартину.

Так происходит и с речью. Оппонентам не интересно слушать историю с массой мельчайших подробностей. Рассказ должен быть лаконичным, логически связанным. Занудство отталкивает собеседников и убивает интерес.

Шаг №2. Увеличивайте словарный запас

Откажитесь от употребления тех слов, значение которых вам непонятно. Расширить область знаний в плане русской речи поможет толковый словарь. Если неизвестно значение иностранных слов, обратитесь к Всемирной паутине. Подобные действия не только помогают изъясняться разносторонне, но и способствуют вливанию в разные слои населения. По истечении месяца регулярной практики вы сможете найти общий язык с учителями, танцорами и профессорами. Возьмите за привычку узнавать значение 3-4 слов в сутки. Важно выучить, понять и запомнить изученные аспекты.

Исключите слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки. К ним относится «не месяц май». Май - это определённый период, именуемый месяцем. Он не может быть годом или часом. Также распространёнными примерами, не представляющими отдельной информации, принято считать «отступить назад», «поднять вверх» и пр.

Шаг №4. Пересказывайте полученную информацию

Психологи советуют стоять перед зеркалом и разговаривать с отражением. Безусловно, данную методику есть смысл попробовать. Но существует и другой способ, позволяющий человеку обучиться грамотности. Раз в неделю собирайте друзей вместе (минимум 4-5 человек) и пересказывайте им полученные ранее знания. Посмотрели интересный фильм? Выделите суть и постарайтесь изложить сюжет интересно, лаконично, без лишних прелюдий.

Следите за реакцией публики. Если слушатели зевают, опускают глаза или задают вопросы, не относящиеся к теме, им скучно. В таком случае у вас есть 2 выхода: самостоятельно проанализировать, что именно вы сделали не так, либо обратиться напрямую к оппонентам. Частой ошибкой новоиспечённых «пересказчиков» является чрезмерное употребление местоимений вместо того, чтобы называть героев по именам.

Шаг №5. Избегайте тавтологии

Тавтологией именуют фигуру речи, когда оратор использует близкие по значению или однокоренные слова. Подобные словосочетания затрудняют восприятие, поэтому их необходимо избегать. Примером тавтологии можно считать «масло масляное» или «аналогичный аналог». Запомните, это правило - основополагающая грамотной речи.

Чтобы научиться подбирать уместные слова можно следить за дикторами на радио или ТВ, после чего анализировать их промахи. Людям, у которых имеется основная работа, стоит присмотреться к удалённой деятельности по написанию статей. Копирайтинг вынуждает подбирать одинаковые по смыслу, но разные по произношению слова.

Шаг №6. Читайте книги

Классическая литература по праву считается образцом художественной речи. Неосознанно вы начнёте перенимать из книг слова и выражения, которые идеально подходят в определённой ситуации. Не стоит рассчитывать на то, что ежедневное 15-минутное чтение сделает вашу речь грамотной. Этому процессу необходимо выделять минимум 2-4 часа в сутки.

По истечении месяца прочтённая информация даст о себе знать, вы перестанете испытывать трудности при подборе слов и построении предложений. Людей, которые обучаются посредством освоения художественной литературы, называют начитанными. Это происходит по той причине, что человек начинает выражаться некогда изученными словами, усвоенными на уровне подсознания.

Шаг №7. Следите за речью

В русском языке существует масса сленгов, которые предназначены для конкретных ситуаций. В официальной обстановке и во время публичного выступления перед высшими слоями населения необходимо использовать профессиональную лексику. В разговоре с друзьями или «простыми» людьми стоит отдавать предпочтение молодёжному сленгу. Касаемо экспрессивного жаргона, откажитесь от него вовсе. Слова «хата», «баксы», «тачка» никак не пересекаются с грамотной речью.

Видео: как научиться красиво говорить

Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами - словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: , интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие - ваша красивая речь - будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом - все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи - чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, - пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное - понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы - это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах - не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот , особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене - всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

Есть или кушать? Класть или ложить? ЗвонИт или звОнит? На этих словах сегодня спотыкаются абсолютно все русскоговорящие люди. Вне зависимости от возраста, страны проживания и образования.

Некоторые люди подобные ошибки в речи друг друга напрочь игнорируют. А некоторым они настолько режут слух, что способны даже всерьёз и надолго оттолкнуть от собеседников. Говорить, конечно, надо правильно. И родной язык, конечно, надо беречь. А для этого как минимум надо контролировать собственную речь. Красивая и правильная речь всегда считалась одним из самых главных показателей развития человека.

КУШАТЬ ИЛИ ЕСТЬ?

Эти два слова означают одно и то же -- принимать пищу. Тем не менее интеллигентные люди считают слово "кушать" лакейским и использование его в разговорной речи расценивают как дурной тон, проявление слащавости и манерности.Специалисты-языковеды считают, что "кушать" -- это ложно понимаемая форма вежливости. То есть человек из ложной боязни выразиться грубо, прослыть невоспитанным начинает включать в свою речь вместо глагола "есть" глагол "кушать", который, по его мнению, относится к числу вежливых и не имеет грубого оттенка.Так, запоминаем: кушать могут только дети. Взрослые люди едят, завтракают, ужинают, обедают, трапезничают.В соответствии с нормами современного русского языка употребление глагола "кушать" допустимо только в речи детей и только в настоящем или прошедшем времени ("Мама, я кушал/кушаю") или по отношению к детям и только в повелительном наклонении ("Кушай, Олечка, кашку!").Во всех остальных случаях менять глагол "есть" на "кушать" недопустимо.Кстати, представителям сильного пола произносить слово "кушать" считается вообще неприличным. Мужчинам надо просто исключить его из своего лексикона и забыть.

"ИЗВОЛЬТЕ ОТКУШАТЬ ЧАЮ"

К истории вопроса
В старом русском языке глагол "кушать" вообще имел особый смысл: он означал "попробовать, отведать всего понемногу", "немного поесть".Помните у Пушкина: "Не нужно мне твоих шатров, ни скучных песен, ни пиров, не стану есть, не буду кушать, умру среди твоих садов!"В дореволюционном просторечии глаголы "кушать", "покушать", "выкушать" стали применять не только к еде, но и к питью, а также с оттенком подобострастия и вежливости к гостям или важным особам: "Пожалуйте кушать!", "Извольте откушать ухи!", а также в обращении слуг.Возникает вопрос: почему же в наше время современные русские люди пользуются этим устаревшим глаголом? С чем связана эта ошибка, откуда она берёт своё начало?Начнём с того, что в русском языке XIX века глагол "кушать" встречался исключительно в речи прислуги, причём употреблялся он не просто с оттенком вежливости, а скорее всего, имел оттенок учтивости, предупредительности и даже особо униженной вежливости. И, как правило, слуги, обращаясь к господам, говорили: "Кушать подано!" или "Извольте кушать!".И точно так же говорили лакеи или слуги о своих отсутствующих господах: "Клара Петровна сегодня дома не кушали". И ещё заметим, что в нашем старинном просторечии (то есть исключительно в речи прислуги) применялись даже такие выражения, как "чай кушать" или "кофей кушать".Очень интересное замечание на этот счёт сделал в одной из своих статей Герцен. А именно -- он вспомнил, как лакей его отца-помещика учил мальчишек -- будущих лакеев: "Он их таскал за волосы и при это приговаривал: "А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебя пожаловать; ты -- ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать..."Вывод прост: глагол "кушать" проник в разговорную русскую речь из языка необразованной прислуги, из лакейского лексикона. И этим всё сказано.

КЛАСТЬ ИЛИ ЛОЖИТЬ?

Глагол "класть" всегда употребляется без приставок.Глаголы "положить", "разложить", "уложить" -- только с приставками. Разумеется, ударение ставится на последнем слоге -- положИть.Когда надевать, а когда одевать?Почему одни говорят "надеть пальто", "надеть костюм", а другие -- "одеть пальто", "одеть костюм"? На самом деле многие просто неправильно употребляют глаголы "надеть" ("надевать") и "одеть" ("одевать").Необходимо, чтобы каждый школьник знал о том, что глагол "надеть" ("надевать", "надеваю") употребляется в тех случаях, когда действие обращено на того, кто его производит (надеваю пальто, надеваю сапоги), а также в предложениях с предлогом "на" (надеваю платье на куклу, надеваю наволочку на подушку).Глагол же "одеть" ("одевать"), означающий "облачить кого-нибудь во что-нибудь", употребляется тогда, когда действие обращено на другого человека или предмет (одеваю сестрёнку, одеваю куклу).

Наш бич -- ударения

ЗВОНИТ ИЛИ ЗВОНИТ?



ТортЫ или тОрты?


Правильно -- новорождЁнный.
ТуфлЯ или тУфля?
Правильно -- тУфля.

ОТЧЕГО ИЛИ ПОЧЕМУ?

В первые годы жизни, едва научившись говорить, ребёнок начинает допытываться у взрослых: "Почему идёт снег?", "Почему маму зовут мама?", "Почему надо спать?".Будучи взрослыми, отвечая на вопросы "отчего?" и "почему?", люди совершают открытия и делают изобретения.Слова "отчего" и "почему" -- синонимы. Смысловые различия между ними очень-очень тонкие.Если вам задают вопрос "отчего?", желательно использовать в своём ответе предлог "от" в сочетании с родительным падежом того или иного существительного. Например: "Отчего у вас такое сияющее лицо?" -- "От радости".И, соответственно, задавать вопрос "отчего?" желательно в случае, когда в ответе на него собеседник сможет логично использовать предлог "от". Так, например, нелогично спрашивать: "Отчего ты заболел?" или "Отчего сегодня не работает Интернет?". Логичнее: "Почему ты заболел?" или "Почему сегодня не работает Интернет?".Вопросительное слово "почему?" значительно шире по своему употреблению. Оно обозначает следование за чем-либо как за основанием.Если в некоторых случаях вместо "отчего?" мы можем спросить "почему?", не искажая при этом смысла вопроса (отчего вы грустите? почему вы так грустите?), то заменить слово "почему" словом "отчего" иногда просто невозможно. Почему (а не отчего) вы с ним поссорились? Почему (а не отчего) вы так думаете?

НАШ БИЧ -- УДАРЕНИЯ

Иногда легче запомнить, чем понять
ЗвонИт или звОнит?
В последнее время чуть ли не 90 процентов русскоязычных людей именно звОнят, а не звонЯт. И отнюдь не потому, что в привычной нашему уху латышской речи ударения чаще всего падают на первый слог. ЗвОнят и москвичи, и нижегородцы, и русские в Литве и Белоруссии.
Вдаваться в расследования не будем. Надо просто раз и навсегда запомнить: правильно говорить "звонЯт", "звонИт", "перезвонИт", "созвонИмся" и т. д.
ТортЫ или тОрты?
Правильно -- тОрты. В качестве наглядной проверки можно использовать слово "тОртик".
КрасИвее или красивеЕ?
Правильно -- красИвее.
КвартАл или квАртал?
Многие считают, что ударение в этом слове ставится на первый слог, когда речь идёт о временных рамках, а на второй слог, когда речь идёт об обозначении места. Подобное мнение ошибочно!
В слове "квартал" ударение всегда на второй слог -- квартАл.
ЗавИдно или зАвидно?
Правильно -- завИдно.
ФеномЕн или фенОмен?
Правильно -- фенОмен.
НоворОждённый или новорождЁнный?
Правильно -- новорождЁнный.
ТуфлЯ или тУфля?
Правильно -- тУфля.