Коммуникативная методика: холерик vs меланхолик. б) персоналистские теории

Давно замечено, что разные люди учат иностранные языки по-разному. Именно поэтому существует такое большое количество методик изучения иностранного языка. Всегда есть люди, которые показывают блестящий результат по определенной методике, и те, у которых при обучении по той же самой методике ничего не выходит.

Коммуникативная методика относится к тем методикам, где личностные особенности человека играют огромную роль, в отличие, например, от классической методики. Коммуникативная методика ориентирована, прежде всего, на развитие устной речи при общении с другими людьми, и такие качества человека, как общительность, раскованность, словоохотливость, способность к импровизации и жизнерадостность имеют большое значение и во многом определяют успешный конечный результат.

Преподавателю, несомненно, стоит учитывать эти личностные качества студентов и, возможно, как-то корректировать методику и сам подход к обучению в зависимости от этих качеств.

Рассмотрим, как соотносятся основные типы личности человека с коммуникативной методикой.

ЭКСТРАВЕРТЫ

Экстраверты – это люди, которые обычно показывают довольно хорошие результаты при обучении по коммуникативной методике. Общение, участие в игровых сценках, спонтанность, импровизация – это то, что они любят и умеют делать.

Эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники)

Сангвиник обычно говорит громко, быстро и отчетливо, сопровождая свою речь мимикой и жестами. Он спокоен, деловит и всегда открыт любому общению. Как всякий экстраверт «за словом в карман не лезет», причем как на своем родном, так и на изучаемом языке. Сангвиник готов к участию в любых учебно-речевых ситуациях, не боится говорить и никого не стесняется. Он охотно выполняет любые задания, предлагаемые преподавателем, и обычно для него не надо ничего специально придумывать.

Единственная проблема, которую может создать сангвиник на групповом занятии, заключается в том, что своей уверенностью и напористостью он иногда подавляет других, более закрытых студентов-интровертов, которые замолкают, слыша его громкую и авторитетную речь.

Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик)

У него быстрая, со сбивчивыми интонациями речь. Он подвижен при разговоре: жестикулирует, двигается и открыто выражает свои эмоции. При этом нетерпелив и всегда готов вскочить с места, чтобы принять участие в разыгрываемой сценке или диалоге.

Если ему интересно то, что он делает – успех, можно сказать, гарантирован. Однако ему трудно заниматься одним и тем же. Поэтому для отработки какого-либо материала ему все время нужно ставить разные задачи, например, подбирать разные диалоги и сценки, пусть даже с одной и той же лексикой.

При групповых занятиях с такими людьми возникает еще одна проблема: он постоянно хочет говорить и иногда не дает и слова вставить другим студентам. Его не волнует, знает ли он, что говорить, или не знает, может или не может: он будет вести диалог междометиями, жестами, отдельными словами и т.д. В такой ситуации нужно либо подбирать ему партнера, который «сможет за себя постоять», либо продумывать для него специальные роли в учебно-речевых ситуациях. Например, роль судьи в разрешении какого-либо конфликта умерит его пыл, заставив изображать спокойного и важного человека, а роль полицейского, возможно, переведет его словесную энергию в двигательное русло, где он сможет активно двигаться или показывать что-то жестами.

Если у холерика что-то не получается, он быстро теряет самообладание и нуждается в моральной поддержке. В таком случае можно дать ему выполнить задание, с которым он точно справится: он тут же воспрянет духом и опять примет активное участие в занятии.

ИНТРОВЕРТЫ

Интровертам, обучающимся по коммуникативной методике, не так легко, как экстравертам. То, что они не слишком любят – спонтанное общение с разными людьми, иногда без предварительной подготовки – составляет основу коммуникативной методики. Чтобы занятия с этими природными молчунами были успешными, преподавателю обязательно надо учитывать особенности их личности. Если, например, экстраверт легко начинает использовать новые слова и выражения в устной речи, то интроверту желательно сначала записать их в словарик или как-то познакомиться с ними заранее. Экстраверт сходу примет участие в любом неподготовленном диалоге или сценке, интроверту будет комфортнее, если он заранее будет знать, о чем ему надо говорить и в какой роли выступать. Экстраверты не любят письменных работ и скучают при повторении; интроверт, наоборот, в таких ситуациях успешен и спокоен.

Эмоционально устойчивый интроверт (флегматик)

Речь флегматика спокойна, равномерна и без резко выраженных эмоций. Для него характерны паузы в разговоре, а иногда он вообще предпочитает помолчать. Объем его высказываний обычно невелик, как и на родном языке. Он не любит нового и неожиданного и всегда предпочитает заранее познакомиться с учебным материалом. Флегматику обычно трудно начинать разговор. Ему надо собраться с мыслями и продумать то, о чем он будет говорить. Флегматику нравятся те игровые сценки и диалоги, где ему придется по возможности меньше говорить. Однако постоянно давать ему роли с малым количеством слов, возможно, не следует. Гораздо лучше иногда вытаскивать его из зоны комфорта, приглашая к участию в ситуациях, которые потребуют от него эмоций и большего количества слов.

Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик)

Это, пожалуй, самый сложный тип для обучения по коммуникативной методике. Внешне меланхолик может быть похож на флегматика, однако внутренне он всегда тяжело переживает свои неудачи и долго восстанавливается после провалов. У меланхолика слабая, неритмичная речь, иногда снижающаяся до шепота. Он стеснителен, малоактивен, робок и необщителен. На занятии он часто сидит с опущенной головой, погруженный в свой замкнутый мирок, из которого не хочет выходить. Большинство меланхоликов испытывают дискомфорт при выступлении перед аудиторией, пусть даже и самой небольшой. Самое трудное для них – это начало разговора, поддерживать который они никогда не стараются. Для того, чтобы обучение меланхолика проходило успешно, ему надо уделять особое внимание. Преподавание – дело творческое, но некоторые общие рекомендации по обучению меланхоликов устной речи на иностранном языке можно дать.

1. Не надо втягивать меланхолика в активные диалоги и побуждать его делать устные задания, пока он не освоится на занятиях и не привыкнет к людям, находящимся рядом с ним.

2. На первых порах меланхолику лучше не предлагать участие в разговорах на всякие абстрактные и сложные темы. Пусть участвует в простых бытовых диалогах.

3. Меланхолик не любит принимать участие в шумных игровых ситуациях, где занято несколько человек, а предпочитает вести диалог со своим соседом по парте, к которому он уже привык. Возможно, однажды он освоится и сам захочет в чем-нибудь поучаствовать.

4. С интровертом целесообразно заранее отработать определенный алгоритм ведения диалога. Это полезно всем студентам, но меланхолику это может быть жизненно необходимо. Он долго не будет начинать диалог сам, но с помощью определенных, заранее отработанных выражений типа «Oh, I didn’t know that! Really?», etc. покажет свою заинтересованность в диалоге и станет его полноправным участником, пусть и в роли слушателя.

Надо научить интроверта фразам, которые помогут ему заполнить паузы в разговоре и дадут возможность собраться с мыслями: «Just a moment», «Let me see», «Could you repeat, please?», «Could you speak slower?», etc . Меланхолику будет легче продолжить диалог, если он научится переспрашивать собеседника хотя бы и односложно: «Cold?», «Hot?», «Is it?», «Really? Did she?»

5. Меланхолику, по возможности, стоит заранее давать темы для диалогов, чтобы он мог к ним подготовиться, а иногда и записать предполагаемый ответ на бумаге. Это даст ему возможность уверенно поучаствовать в разговоре. Успешно проведенный диалог, в свою очередь, вдохновит меланхолика, склонного к самоосудительной рефлексии, на участие в других, уже неподготовленных диалогах.

Безусловно, все это потребует от преподавателя индивидуального подхода к студенту. Возможно, придется что-то придумывать и искать нестандартные задания. Кроме того, для того, чтобы заставлять меланхолика говорить, нужно затрачивать эмоциональную энергию. Попытки привлечь к этому более говорливых студентов-экстравертов обычно к добру не приводят: они будут все время говорить, а меланхолик – молчать.

Очень важно не требовать от меланхолика быстрых результатов и не отчаиваться от того, что он все время молчит. Он и на родном языке не всегда охотно говорит, часто отделываясь односложными ответами «да» и «нет». Если, например, человек и на родном языке не в состоянии четко рассказать, чем ему понравился или не понравился фильм, трудно ожидать, что он легко сделает это на иностранном языке.

Обычно пособия, основанные на коммуникативных методиках, предлагают большое количество учебно-речевых ситуаций, диалогов и сценок на различные темы и подходящие для разных студентов. Кроме того, меланхолику всегда можно дать выполнить письменную работу, за которую он получит хорошую отметку.

Безусловно, в жизни обычно встречаются не столь ярко выраженные типы студентов. К тому же, по мере взросления детей, когда самоконтроль усиливается, ситуация облегчается сама по себе. У взрослых студентов разница между экстравертами и интровертами не так заметна, как у детей. Однако, знание этих психологических особенностей может повысить эффективность занятий и способствовать созданию комфортной обстановки на занятиях иностранным языком.

Александра Фомина

Использованные материалы:

М. Л. Вайсбурд, Е. В. Кузьмина «Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному речевому общению»

Классификация типов ВНД Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина.

Специфические особенности ВНД человека.

Классификация типов темперамента, по Гиппократу.

Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Понятие об основных свойствах нервных процессов.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Согласно И.П.Павлову критериями типологических свойств нервной системы являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим факторам. Учение И.П.Павлова о типах ВНД – это учение о реактивности нервной системы, особенно ее высших отделов – коры большого мозга.

Под силой нервных процессов понимают работоспособность корковых клеток, которая определяется длительностью нервного напряжения, выражающегося в процессах возбуждения и торможения. Под уравновешенностью нервных процессов понимают соотношение процессов возбуждения и торможения по их силе. Подвижность нервных процессов – это способность нервных клеток в различных условиях существования быстро переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Изучение в эксперименте типологических особенностей собак позволило выделить среди них четыре основных типа ВНД:

Животные сильные, уравновешенные, подвижные (живой тип);

Животные сильные и неуравновешенные (безудержный тип);

Животные сильные, уравновешенные, инертные (спокойный тип);

Животные слабые (оранжерейный тип).

Типы ВНД животных, описанные и научно обоснованные И.П.Павловым, оказались очень близки по свойствам к «темпераментам», описанным Гиппократом.

Древнегреческий врач, основатель медицины Гиппократ (460-377 до н. э.) объяснял неодинаковое течение одной и той же болезни у разных людей за счет различного состояния «соков тела» в организме человека: крови, слизи, желчи, черной желчи. Согласно учению Гиппократа различают четыре темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь), холерический (от лат. chole – желчь), флегматический (от лат. phlegma – слизь, мокрота), меланхолический (от греч. melanos + chole – черная желчь).

Сангвиник – человек решительный, энергичный, с быстрой возбудимостью, подвижный, впечатлительный, с ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью.



Флегматик – спокойный медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Холерик – вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрачным мыслям и с угнетенным настроением, замкнутый и пугливый. В жизни такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна.

В свете учения о типах ВНД стала понятной научная основа учения о темпераментах. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Сильный, неуравновешенный тип ВНД является физиологической основой для формирования холерического темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип – для формирования сангвинического темперамента. Сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов – для флегматического темперамента. Слабый тип – основа для формирования меланхолического темперамента.

Рис. 4. Типы ВНД у животных, по И.П.Павлову (I, II, III, IV).

Примечание . Типологическая классификация Гиппократа: сангвиник

(с преобладанием крови), флегматик (с преобладанием слизи), холерик

(с преобладанием желчи), меланхолик (с преобладанием черной желчи)

Рис. 5. Реакция человека с сангвиническим, флегматическим, меланхолическим и холерическим темпераментом на одно и то же событие (по Х.Бидструпу, 1974)

Кроме основных типов ВНД, общих для человека и животных, И.П.Павлов выделил еще три типа , характерных только для человека, в основе которых лежит различное соотношение I и II сигнальных систем.

Художественный тип с незначительным преобладанием I сигнальной системы. Для людей этого типа свойственно образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе мышления чувственными образами. К их числу относятся большей частью художники и музыканты.

Мыслительный тип – с незначительным преобладанием II сигнальной системы (речевой). Эти люди с выраженной способностью к абстрактному мышлению. Их отличает способность к логическому построению, отвлеченному мышлению. Это ученые, философы.

Промежуточный тип – характеризуется уравновешенностью, равной степенью развития как I так и II сигнальных систем. К этому типу принадлежит основная масса людей. Им свойственно как конкретное, так и абстрактное мышление.

Гениальный тип – те редкие представители человеческого общества, которые имеют особое развитие и I и II сигнальных систем. Сюда И.П.Павлов относит гениальных личностей типа Леонардо да Винчи, способных одновременно и к художественному, и к научному творчеству.

Исследования Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина и других физиологов, проведенные в 50-60-е годы, показали, что классификация И.П.Павлова нуждается в коррекции. Оказалось, что нервные процессы могут быть уравновешенными или неуравновешенными не только по силе (как это считал И.П.Павлов), но и по их подвижности. Неуравновешенность по силе может быть с преобладанием не только возбуждения над торможением (как считал И.П.Павлов), но и с преобладанием торможения над возбуждением. Более того, оказалось, что «подвижность нервных процессов» не является отражением единого свойства нервной системы, а представляет собой совокупность ряда свойств. Оказалось, что существуют другие отчетливые типы ВНД (даже на основе трех свойств, выделенных И.П.Павловым). Например, сильный, неуравновешенный тип с преобладанием торможения над возбуждением.

Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин пришли к выводу, что правильнее говорить не о типах ВНД, а о свойствах нервной системы, комбинация которых характеризует ту или иную индивидуальность.

Согласно Б.М.Теплову свойства нервной системы проявляют себя, главным образом, в динамическом аспекте поведения (скорость, темп, напряженность, вариабельность и т.д.), т.е. в темпераменте и в способностях человека. Именно по темпераменту и по способностям один человек существенно отличается от другого. В меньшей степени свойства нервной системы проявляются в содержательных аспектах деятельности (в побуждениях, мотивах, целях, знаниях и т.д.). Согласно трехфакторной гипотезе Б.М.Теплова темперамент человека можно оценить по эмоциональной возбудимости, по выражению эмоций и по общей быстроте движения.

Кроме того, Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин пришли к заключению, что о силе и подвижности нервных процессов надо говорить раздельно по отношению к возбуждению и торможению, а перечень свойств нервной системы необходимо дополнить параметром динамичности, от которого и зависит скорость выработки положительных и тормозных условных рефлексов.

Эти авторы также отмечают, что методики исследования ВНД очень несовершенны, так как они отражают только частности. Например, тип ВНД, определенный по исследованию зрительного анализатора, может не совпадать с типом ВНД, определенным по исследованию кожного анализатора. Поэтому авторы выдвинули представление о том, что наряду с общетипологическими свойствами существуют парциальные (частичные) типологические свойства, отражающие функционирование отдельных областей коры (например, слуховой, зрительной, моторной), что имеет большое значение для определения специальных врожденных способностей человека.

В.Д.Небылицин ввел понятие об общих свойствах нервной системы, к числу которых он отнес два основных параметра – общую активность и эмоциональность. Общая активность (темперамент), согласно В.Д. Небылицину, обусловливает внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности и к самовыражению, она может варьировать от инертности и пассивной созерцательности до высших степеней активности (моторной, интеллектуальной и социальной). Эмоциональность – это комплекс качеств, отражающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний. В этом комплексе можно выделить три компонента:

1. Впечатлительность (эмоциональную чувствительность) , которая выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным стимулам (или ситуациям).

2. Импульсивность, которая отражает степень легкости перехода эмоций в побуждение (мотив), к действиям без их предварительного обдумывания.

3. Эмоциональную лабильность характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.

По мнению В.Д.Небылицина, в основе общей активности (темперамента) лежат индивидуальные особенности воздействия активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга на передние отделы коры больших полушарий, а в основе эмоциональности лежат индивидуальные особенности взаимодействия передних отделов коры больших полушарий с лимбической системой. Другими словами, темперамент (т.е. общая активность) отражает деятельность лобно-ретикулярного комплекса мозговых структур, а эмоциональность – активность лобно-лимбической системы мозга.

Таким образом, В.Д.Небылицин пришел к определенным выводам:

1. Свойства нервной системы определяются свойствами фронтальной коры, являющейся регулятором физиологических и психологических функций организма. Фронтальные отделы коры через связи с гипоталамо-гипофизарной системой регулируют вегетативные функции, а через связи с гипоталамо-лимбическими образованиями определяют уровень активного сознания, играют значительную роль в программировании действий, интеллектуальных операций и регуляции движений. Таким образом, В.Д.Небылицын, отводя свойствам фронтальной коры роль неспецифической регуляторной системы, рассматривал ее в качестве морфологического субстрата общих свойств нервной системы.

2. Предложил структурно-системный подход к анализу физиологических факторов человеческого поведения. Он полагал, что свойства нервной системы имеют многоуровневую организацию, в том числе уровень нервных элементов (нейронов) и уровень структурных комплексов мозга (поэтому роль и проявление одного и того же свойства нервной системы на разных уровнях могут быть совершенно различными). Уровень структурных комплексов мозга, составной частью которых является лобная кора, играет решающую роль в проявлении темперамента.

Английский исследователь Г.Айзенк с помощью специально разработанных тестов выделил три основных параметра мозговой деятельности человека. Экстравертивность и интровертивность, эмоциональную стабильность и эмоциональную нестабильность (нейротизм, или нейротицизм), психотизм, или психотицизм, противоположным полюсом которого является устойчивое следование социальным нормам. Таким образом, Г.Айзенк предложил концепцию базисной и факторной структуры личности, в том числе концепцию о трех базисных свойствах личности – об экстра-интроверсии о нейротизме и психотизме.

По Г.Айзенку, экстраверт – это открытый, общительный, социабильный, разговорчивый, активный, импульсивный, оптимистичный субъект, для которого характерен слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверт – это спокойный, необщительный, замкнутый (он отдален от всех, кроме близких людей), застенчивый, пассивный человек, который планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. Эта характеристика напоминает параметр активности в классификации В.Д.Небылицина. Г.Айзенк считает, что в основе экстра-интроверсии лежат индивидуальные особенности взаимодействия активирующей ретикулярной формации и передних отделов новой коры (у интровертов более развита система, тормозящая поведение, а у экстравертов – наоборот, развита система, побуждающая активность).

Высоконейроидный (невроидный) субъект, согласно Г.Айзенку, характеризуется как тревожный, озабоченный, легко склонный к гневу, эмоционально неустойчивый. Ему противостоит эмоционально устойчивая личность. Следовательно, нейротизм Г.Айзенка, по сути, аналогичен понятию «эмоциональность» В.Д.Небылицына. По Г.Айзенку, степень нейротизма определяется индивидуальными особенностями взаимодействия лимбической системы и новой коры. «Нейротическая» личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Согласно Г.Айзенку высокие показатели по экстраверсии и нейротизму часто соответствуют психиатрическому диагнозу «истерия», а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Высокопсихоидный тип, по Г.Айзенку, предстает как эгоцентричный, эгоистичный, малоконтактный, холодный, безразличный к окружающим и агрессивный субъект, а низкопсихоидный тип – как дружелюбный, сочувствующий и считающийся с правами других людей человек (альтруист).

В целом, по Г.Айзенку, экстраверсивность, нейроидность и психотицизм определяются индивидуальными особенностями взаимоотношений между отдельными структурами мозга, в том числе между ретикулярной формацией и передними отделами новой коры, а также между лимбической системой и новой корой. Согласно Г.Айзенку имеется связь между выраженностью выделенных им факторов и свойствами нервной системы, по И.П.Павлову. Нестабильный экстраверт соответствует холерику, т.е. сильному, неуравновешенному, подвижному типу, по И.П.Павлову; стабильный экстраверт – сангвинику, или сильному, уравновешенному, подвижному типу; нестабильный интроверт – меланхолику, или слабому типу; стабильный интроверт – флегматику или сильному, уравновешенному, инертному типу.

На основании всех этих наблюдений был составлен личностный опросник Г.Айзенка, который позволяет достаточно быстро оценить два базисных свойства личности (экстраверсивность и нейротизм) и тем самым – определить тип ВНД человека.

Мир состоит из откровений для тех, кто смог его открыть.

А. Тюрин

Темперамент, наряду с другими дополнительными признаками типа, оказывает значительное влияние на характер и поведение человека, а также на его отношения с другими. Он является ещё одной из причин поведенческих различий у людей одного типа личности. Классификация темпераментов органично дополнит картину ваших психологических особенностей и позволит вам расширить представление о себе. Узнав свой темперамент, вы сможете точнее определить свой подтип. Кроме того, знание темпераментов поможет вам избежать многих ошибок в определении типов личности ваших знакомых.

Первой попыткой создания типологии личности стало разделение людей на четыре темперамента, которое относят ещё ко времени античности и связывают с именами знаменитых врачей той эпохи Гиппократа и Галена. В соответствии с этой типологией люди делятся на четыре типа: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Каждый темперамент указывает на способ мышления и поведения человека в эмоциональном плане. Известный русский физиолог И.П. Павлов связал тип темперамента с определёнными парами признаков, характеризующих нервную систему человека. Это:

  • устойчивость – неустойчивость;
  • динамичность – инертность;
  • сила – слабость.

Сравнение показало, что сангвиники и флегматики относятся к людям с устойчивой нервной системой, а холерики и меланхолики – с неустойчивой. Принадлежность человека к тому или иному темпераменту отражается на стиле его поведения и отношениях с окружающими.

Английский психолог Г.Айзенк, используя предложенную Юнгом шкалу экстравертности-интровертности, построил следующую классификацию характеров с различной устойчивостью нервной системы:

  • холерик: экстраверт, эмоционально неустойчивый;
  • флегматик: интроверт, эмоционально устойчивый;
  • сангвиник: экстраверт, эмоционально устойчивый;
  • меланхолик: интроверт, эмоционально неустойчивый.

Х.Айзенк создал таблицу с набором основных качеств, присущих каждому темпераменту:

Неустойчивый

Раздражительный
Тревожный
Неподатливый
Впечатлительный
Пессимистический
Сдержанный
Необщительный

Неспокойный
Агрессивный
Возбудимый
Изменчивый
Импульсивный
Оптимистический
Активный

Интровертный

Меланхолический

Холерический

Экстравертный

Флегматический

Сангвинический

Пассивный
Старательный
Вдумчивый
Миролюбивый
Направленный
Надежный
Размеренный
Спокойный

Общительный
Открытый
Разговорчивый
Доступный
Живой
Беззаботный
Любящий удобства
Инициативный

Устойчивый

Для того, чтобы найти на приведенной схеме свое место, вам нужно определить себя по шкале "экстраверсия – интроверсия " и узнать соответствующий вашей личности тип темперамента. Первое качество вы можете определить по таблице, а тип своего темперамента по тесту.

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Из четырёх предложенных ниже описаний характера выберите то, которое вам больше всего подходит. Его порядковый номер будет соответствовать названию вашего ведущего темперамента (см. ключ к тесту). Поскольку чистые темпераменты встречаются редко, из оставшихся описаний выберите ещё одно, которое подходит вам в большей степени, чем остальные. Его номер будет соответствовать вашему дополнительному темпераменту.

1. Я – человек энергичный и напористый, не всегда контролирую свои эмоции. Если выхожу из себя, то успокаиваюсь не сразу. Своим делом занимаюсь энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекаюсь. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитаю преодолевать, а не обходить.

2. Я – человек спокойный и уравновешенный, меня очень трудно вывести из себя. По характеру терпелив, умею ждать. Медленно приспосабливаюсь к новой обстановке. В дело вникаю глубоко, работаю неторопливо, шаг за шагом продвигаясь в выбранном направлении, не люблю отвлекаться от основного занятия.

3. Я – человек гибкий и динамичный, всегда нуждаюсь в разнообразии внешних впечатлений. Хотя легко возбуждаюсь, но так же быстро и успокаиваюсь. Предпочитаю расширять круг своих контактов и легко переключаюсь с одного занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падаю духом, умею находить выход из любого положения.

4. Я – человек чувствительный и изменчивый, очень завишу от своего внутреннего состояния. Легко расстраиваюсь по пустякам и долго не успокаиваюсь. Из-за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается мне с трудом, поэтому я нуждаюсь в эмоциональной поддержке близких. О моих перепадах настроения посторонним трудно догадаться.

Ключ к тесту:

    холерический

    флегматический

    сангвинический

    меланхолический

Охарактеризуем фрагментарно каждый из определённых вами типов темперамента.

1. САНГВИНИК – эмоционален и отличается хорошей работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем, избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.

2. ФЛЕГМАТИК – спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.

3. ХОЛЕРИК – отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать. Обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.

4. МЕЛАНХОЛИК – быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.

По схеме Айзенка и классификации Павлова мы пришли к выводу о наличии следующей классификации темпераментных групп:

  • холерик: экстраверт, сильный, динамичный, эмоционально неустойчивый;
  • флегматик: интроверт, сильный, инертный, эмоционально устойчивый;
  • сангвиник: экстраверт, сильный, динамичный, эмоционально устойчивый;
  • меланхолик: интроверт, слабый, инертный, эмоционально неустойчивый.

Итак, с точки зрения темпераментов, более активный темперамент имеют холерики и сангвиники, а меланхолики и флегматики отличаются некоторой пассивностью. Наиболее живые и подвижные люди – холерики и сангвиники. Причем холерик – самый неуравновешенный из них, и это хорошо заметно по тому, что он неуравновешен и внешне и внутренне. Сангвиник внутренне уравновешен, хотя внешне может быть очень эмоциональным. Меланхолик, наоборот, неуравновешен внутренне, хотя внешне это не всегда проявляется, если только у него нет дополнительной примеси холерического или сангвинического темперамента.

Темпераменты не только вносят разнообразие в описания типов личности, но также обуславливают их биоритмы работоспосбности. Выделено два основных полюса работоспособности. Это – люди – "жаворонки" и люди – "совы". Жаворонки – выраженные холерики или сангвиники. Они более эффективны в начале процесса, так как легко и активно включаются в работу, но к моменту её завершения часто выдыхаются или теряют интерес. "Совы", наоборот, пассивны и нерешительны в новых начинаниях, долго раскачиваются, прежде, чем включиться в работу, но они более эффективны в завершении начатого и в доводке её до совершенства.

Сочетание у человека пассивного и активного темпераментов создает неопределеный биоритм работоспособности. Люди с таким биоритмом, это люди – "голуби", но при более детальном анализе они все же выявляют некоторую склонность к тому или иному полюсу работоспособности, в зависимости от того, какой темперамент у них преобладает.

Проверить правильность определения темперамента вам поможет краткий тест на биоритмы работоспособности.

ТЕСТ НА БИОРИТМЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Выберите в двух шкалах: А и Z – по одному из двух противоположных утверждений и подсчитайте, в какой шкале их окажется больше.

Шкала "A":

Шкала "Z":

1. Вы наиболее работоспособны в первой половине дня.

2. Обычно, вы включаетесь в новое дело сразу, без раскачки.

3. Вам легче начинать новые дела. чем заканчивать предыдущие.

4. Вы легко можете отложить одно дело и заняться другим.

5. Считаете, что медлительность хуже поспешности.

6. .Вам нравится раньше лечь спать, чтобы утром проснуться в бодром настроении и сразу же приняться за дела.

7. Интерес к работе у вас выше в её начале, а к концу обычно немного снижается.

1. Ваша работоспособность лучше во второй половине дня.

2. Вам нужен некоторый срок, чтобы втянуться в новое дело.

3. Вы охотнее заканчиваете прежние дела, чем начинаете новые.

4 . Вам трудно отложить начатое дело, даже если Вы устали.

5. Считаете, что поспешность хуже медлительности.

6. Вы любите засиживаться допоздна, а утром неохотно включаетесь в работу.

7. Интерес к работе у вас возрастает по мере приближения к её окончанию.

Ключ к тесту:

A – "жаворонки"; Z – "совы".

Итак, если вы – "жаворонок" – у вас более активный тип темперамента (холерик или сангвиник или их разновидности), а если "сова" – более пассивный (флегматик или меланхолик или их разновидности).

Если вы набрали равное количество положительных утверждений в обеих шкалах теста, значит у вас – тип "голубя". Это результат сочетания пассивного и активного темпераментов, возможно из-за развитости нетипичных акцентов вашего типа, которые также имеют темпераментные особенности.

Принадлежность человека к одному из четырёх типологических темпераментных групп, можно определить ситуативно – по той реакции, которая проявляется у него как ответ на возникшее на его пути препятствие:

  • холерик препятствие сметает;
  • сангвиник обходит;
  • флегматик часто даже не замечает;
  • меланхолик перед препятствием останавливается.

Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых – ведущий, он более выражен. Это темперамент подтипа. Второй, дополнительный, вероятнее всего – тот, который проявляется на более глубоком психофизическом уровне типа – уровне акцентов типа.

Но постоянное проявление у человека во всех случаях жизни только преобладающего и дополнительного темперамента – скорее исключение, чем правило. Каждая личность содержит в себе все четыре темперамента, но в разной пропорции. Каждый из них выходит на первый план, в зависимости от ситуации и величины психологической дистанции с другими людьми, а это зависит в свою очередь от характера взаимоотношений (формального или неформального), а также психологического климата (комфортного или дискомфортного).

Основной, доминирующий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере.

Второй по степени убывания – дополнительный темперамент, ярче проявляется на самой далекой психологической дистанции – в формальном общении с другими, чаще посторонними людьми.

Третий тип темперамента проявляется в формальной обстановке, на далекой психологической дистанции (официальный отношения с руководством, подчинёнными или партнёрами из других организаций, просто незнакомыми людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, адаптируясь к социуму, играет определённую социальную роль.

Четвертый тип темперамента, реже всего проявляющийся у человека, характерен для стрессовых ситуаций или тех, которые принято называть форс-мажорными (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.). К таким ситуациям можно также причислить состояния сильного алкогольного опьянения или наркотического воздействия.

Поскольку наша книга посвящена углубленному изучению вариативности типов личности во всем их разнообразии, мы можем рассмотреть эти четыре типа темперамента в их разновидностях. Для этой цели мы используем типологию восьми темпераментов Ле Сена. На наш взгляд, можно проследить их взаимосвязь с темпераментами, описанными выше следующим образом:

Холерики бывают двух видов (по Ле Сену): страстный тип ипросто холерик .

Страстный тип - очень эмоционален, активен, не склонен разбрасываться, предпочитает концентрировать усилия в одном направлении, нуждается в активной деятельности, без которой накопленная и нереализованная энергия может привести к такому же нервному истощению как и бурная деятельность.

Холерик – решительный человек, не думающий о последствиях и часто теряющий чувство меры. Свободолюбив, оптимистичен, часто сердечен в общении.

Флегматики (по Ле Сену), это – просто флегматик и апатик .

Флегматик – психически уравновешен, все рассчитывает наперед и не склонен тратить время на ненужные, с его точки зрения, дела и переживания. Убедить его можно только доводами. Он в меру активен и может проявлять инициативу в том, что считает необходимым.

Апатик – более инертен, предпочитает выполнять только самую необходимую работу, требующую спокойного темпа, системного подхода и порядка.

Сангвиники (по Ле Сену), это – просто сангвиник и аморфик .

Сангвиник – открыт для решения любых проблем, смотрит на их преодоление как на своего рода игру, так же не принимает близко к сердцу конфликты, умеет вовремя сглаживать недоразумения.

Аморфик – непунктуален и разбросан в делах, легко может отложить любую работу на завтра, довольно беспечен и не всегда обязателен в своих обещаниях.

Меланхолики (по Ле Сену) – это сентиментальный и нервный типы.

Сентиментальный – чувствительный, мечтательный, осторожный, предусмотрительный, пуглив и робок, не умеет мобилизоваться и часто теряется в трудной ситуации.

Нервный тип переживает по малейшему поводу, очень чувствителен и обидчив, но не умеет быть предусмотрительным. Кроме того, нерешителен, проявляет пассивность, когда нужно преодолеть трудную ситуацию и это может привести его к нервному истощению.

Можно заметить, что каждый первый тип темперамента в этих парах более рационален по своему поведению, чем второй, но пока рано делать выводы о связи этих темпераментов со шкалой рациональность-иррациональность. Подобные рациональности свойства имеют две линейные психоформы характера – Квадрат и Треугольник, а свойства, подобные иррациональности – две нелинейные – Зигзаг и Круг, которые можно рассматривать в их интро- и экстравертном проявлениях, то есть в первом приближении – это четыре психоформы, а во втором – восемь.

Поскольку психоформы входят в образование акцентов характера, позже мы остановимся на них подробнее. Из сказанного можно сделать вывод, что темпераменты оказывают влияние не только на образование подтипов, но и на их варианты, что вполне естественно и лишний раз убеждает в логической стройности и непротиворечивости данных подходов.

Иногда мы сталкиваемся с диагностически сложными случаями сочетания темпераментов и акцентов типа. Они заключаются в том, что и подтипы, и акценты типа связаны на своем психфизическом уровне с темпераментами. При этом, например, инертный темперамент, заложенный в подтипе, может конкурировать с активным темпераментом, заложенном в акценте подтипа. В таком случае бывает трудно различить, какой из этих разных темпераментов у человека преобладает, особенно в случае усиления в его ведущем акценте одного из двух наиболее "энергетичных" элементов – этики эмоций либо волевой сенсорики (внутренней инициативы и мобилизации типа), которые, как правило, связаны с активным темпераментом.

В таком случае, влияние более спокойного темперамента, соответствующего инертному подтипу, может оказаться недостаточно выраженным из-за влияния активного дополнительного ("акцентного") темперамента. Так, например, у СЭЭ (Политика), в такой ситуации может проявляться смесь "подтипного" флегматического и "акцентного" холерического темпераментов. Такой вариант этого типа будет несколько инерционен в начинаниях, но внешне это вполне живой и подвижный человек.

Другой случай, когда у инертного подтипа ЭИЭ (Наставника) выражен "подтипный" меланхолический темперамент, а на уровне акцентов типа, например, нервный или страстный темперамент. Внешне это будет достаточно живой и эмоциональный человек, но внутренне – нерешительный, ранимый и обидчивый. Вследствие этого он может быть принят за представителя активного темперамента. Тем не менее, у него вы не обнаружите той решительности, активности и "легкости на подъём", какая должна быть у представителя активного темперамента. То есть, "подтипный" (в данном случае, пассивный) темперамент у этого типа личности все равно будет ведущим, даже если внешне он будет казаться живым и эмоциональным из-за активного "акцентного" темперамента.

Таким образом, сочетания темпераментов – основного и дополнительного, проявленные на разных уровнях информационного обмена в типе личности, на первый взгляд вносят противоречие в их интерпретацию и иногда вызывают трудности в диагностике темперамента. Но с опытом эта проблема решается довольно легко, достаточно запомнить подтипные характеристики, характеристики темпераментов, психоформ и акцентов типа, с которыми вы познакомитесь позже. Знание всех "оболочек" типа и их сопоставление при анализе упрощает и уточняет диагностику типов и их вариантов.

Совместимость темпераментов

Занимаясь проблемой соотношения темпераментов и соционических типов, мы заметили, что темпераменты вносят разнообразие в поведенческие реакции социотипов и накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения.

Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Здесь мы рассмотрим только главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.

Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность – флегматик, а меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.

Другие сочетания (холерик – сангвиник и флегматик – меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая – довольно инертна и пассивна.

Более проблематично взаимодействуют между собой пары "холерик – меланхолик" и "сангвиник – флегматик", даже если они дуалы. Правда, у дуалов ссоры могут носить лёгкий, временный характер. Гораздо хуже, если плохо совместимые типы личности имеют ещё и несовместимые темпераменты. Однако труднее всего приходится людям, имеющим несовместимые типы личности, подтипы, акценты и психоформы и темпераменты. К счастью, такое бывает крайне редко.

В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик – меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик – сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам – попытаться быть более последовательными в делах и более надёжными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнёра.

Если же у людей схожий тип нервной системы, то наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков или меланхоликов, несколько хуже – двух сангвиников и совсем плохим – двух холериков. Это можно объяснить следующим образом: флегматики – самые уравновешенные люди, их трудно вывести из себя. Меланхолики впечатлительны, очень ранимы и обидчивы, но они довольно уступчивы и склонны к компромиссам ради достижения душевного равновесия. Сангвиники – независимы и эмоциональны, но отходчивы. Заметив, что назревающий конфликт может принять серьёзный оборот, они легко идут на компромисс для восстановления равновесия в отношениях.

Труднее всего держать баланс в отношениях прямолинейным, возбудимым и безудержным холерикам, которые в своих высказываниях и поступках часто не могут остановиться вовремя и поэтому могут обижать окружающих, сами того не желая.

Тест Айзенка (характер, эмоциональная устойчивость, тип личности)

Опросник, публикуемый здесь как образец психологического теста , составлен английскими психологами Г. Айзенком и С. Айзенк в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти понятия введены швейцарским психологом К. Г. Юнгом. Термины образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интра" - "внутрь" и "верто" - "обращаю". Экстраверты - это личности, в силу организации их нервных процессов обращенные наружу, требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они общительны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда поддаются контролю.

Интроверты обращены внутрь. Им не нужна значительная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специфику поведения такого человека. Он малообщителен, друзей у него немного, но он предан им надолго. Интроверт избегает шумных компаний, медлителен, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует эмоции.

"Чистых" экстравертов и интровертов практически не бывает, но все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.

Еще 24 вопроса выявляют эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. Наконец, в тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, насколько искренне вы отвечали на него.

Отвечая на вопросы, лучше для удобства ставить возле них "да" в случае положительного ответа и "нет" в случае отрицательного.

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
3. Вы человек беспечный?
4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать "нет"?
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?
11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным лицом противоположного пола?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких вам?
21. Часто ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действия?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Чтобы судить по результатам теста о своем характере, необходимо сверить ваши результаты с ключом, приводимым здесь. Ставьте против своего ответа крестик, если ваш ответ совпадает с ответом ключевого списка.

1)1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44,46, 49, 53, 56 - да;
5, 15, 20, 29, 32, 34,41, 51-нет.

Эта шкала вопросов направлена на выявление степени экстраверсии-интроверсии. Если здесь вы заработали свыше 12 крестиков, можно считать, что вы выраженный экстраверт, если менее - интроверт.

2)2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47, 50, 52, 55, 57-да.

Этот ряд вопросов направлен на выявление степени эмоциональной устойчивости или неустойчивости. Отрицательные ответы здесь не учитываются. Если здесь вы набрали менее 12 крестиков, то вы эмоционально устойчивы.

3)6, 24, 36-да;
12, 18, 30, 42, 48, 54-нет.

Это так называемая корректурная шкала, она позволяет проверить, насколько искренне вы отвечали на вопросы. Если здесь вы набрали свыше 4 крестиков, это означает, что вы были не совсем честны перед самим собой, отвечая на вопросы теста.

Еще одна известная типология личности была разработана британским клиническим психофизиологом Г. Айзенком. Он разработал шкалу нейротизма (эмоциональной устойчивости) и связал нейротизм с экстраверсией – интроверсией, с одной стороны, типами темперамента – с другой (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Модель Г. Айзенка

Экстраверт – человек социально открытый, склонный к увеличению социальных контактов, инициативный, приспособляемый к ситуации, импульсивный, требующий стимуляции от внешней среды.

Интроверт – человек закрытый, малообщительный, самодостаточный, социально пассивный, погруженный внутрь самого себя. Он склонен к выполнению работы, требующей сосредоточенности, внимательности, индивидуализма.

Эмоциональная стабильность характеризует человека, не склонного к беспокойству, способного расположить к себе, стремящегося к лидерству, неспособного к сочувствию, равнодушно воспринимающего чужие проблемы.

Эмоциональная нестабильность свойственна человеку тревожному, чувствительному, обязательному, постоянно переживающему за судьбу своих близких, склонному к сочувствию.

Г. Айзенк замеряет результаты по данным шкалам и связывает их с типами темперамента.

1. Холерик (нестабильный экстраверт) – активный, обидчивый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, импульсивный, оптимистичный, непостоянный, поддающийся настроениям. Холерик – человек порывистый, быстрый, способный работать изо всех сил. Он может быть хорошим инициатором перемен, руководителем проекта. Но в силу вспыльчивости и взрывного характера холерик испытывает сложности в общении с окружающими. Он часто обижает и сам обижается (правда, быстро успокаивается). Холерик стремится к лидерству, но при этом зачастую сковывает инициативу коллег, навязывая им свое видение и свою волю. Холерику плохо дается монотонная, кропотливая работа.

2. Сангвиник (стабильный экстраверт) – общительный, открытый, доступный, жизнерадостный, оптимистичный, инициативный, располагающий к себе. Сангвиник – это человек с сильной нервной системой, он быстро сходится с людьми, гибко реагирует на внешние обстоятельства. Часто он загорается какой-то идеей, а потом теряет к ней интерес, постоянно разбрасывается. Он хороший организатор, инициативный, дружелюбный, люди к нему тянутся (прощая ему невыполнение обещаний); это – душа компании. Сангвиник предпочитает работу, требующую перехода от одного ритма к другому. Он любит динамичность, не может долго сидеть на месте. Сангвиник хуже себя проявляет в рутинной, однообразной деятельности.

3. Флегматик (стабильный интроверт) – спокойный, надежный, ровный, пассивный, миролюбивый, рассудительный, доброжелательный, осмотрительный. Флегматик – это уравновешенный человек с сильной нервной системой. Он медлительный, кажется, что он экономит свои силы, долго настраивается на выполнение какой-то работы, но потом быстро все делает. Флегматика бесполезно торопить и подгонять, он все равно будет работать в своем ритме (медленном, неторопливом). Внешне флегматик невозмутим, склонен к постоянству настроения и привязанностей. Он не любит проявлять инициативу, скорее, мечтает о том, чтобы его не трогали, оставили в покое. С людьми флегматик сходится достаточно тяжело, но к некоторым сильно привязывается и преданно дружит. Он хорошо работает, выполняя индивидуализированную, монотонную, не требующую быстроты действий деятельность. Не любит динамичную, аритмичную, срочную работу.

4. Меланхолик (нестабильный интроверт) – тихий, сдержанный, тревожный, необщительный, пессимистичный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся, отзывчивый. Меланхолик – это человек со слабой нервной системой, остро реагирующий даже на маленькие неприятности. Меланхолику свойственна повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность в собственных силах. Он легко утомляется, не выносит стресса и конфликтных ситуаций. Он довольно обидчив, но обиду свою скрывает, накапливая весь негатив внутри себя (в какой-то момент все это выходит наружу, пугая окружающих). В спокойной ситуации меланхолик – это очень добросовестный, ответственный работник, хороший труженик. Он обладает даром эмпатии, умеет встать на место другого и понять его чувства. Это "жилетка" компании, в которую всегда можно поплакать и получить успокоение и сочувствие. Вообще меланхолика характеризирует глубина и устойчивость чувств при слабом их внешнем проявлении (все держит в себе). Меланхолик предпочитает работу, не связанную с активным общением и исключающую сильное стрессовое воздействие. Не любит опасную работу, требующую принятия ответственных решений.

В 50-е гг. XX в. была разработана интересная и востребованная сегодня типология Майерс Бриггс (MBTI). Импульсом для создания типологии послужила проблема трудоустройства американских солдат, демобилизовавшихся из армии. Типология основана на выявлении:

Двух различных способов пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала экстраверсия – интроверсия) Е – I;

Двух противоположных способов сбора информации (шкала сенсорика – интуиция) S – N;

Двух различных способов принятия решений (шкала логика – этика) Т – F;

Двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала рациональность – иррациональность) J – Р.

Изначально можно выделить четыре основных типа по второй и третьей шкале: (1) исследователи (интуиция + логика), (2) гуманитарии (интуиция + + этика), (3) социалы (сенсорика + этика), (4) практики (сенсорика + логика).

Далее можно выделить 16 типов личности: ISTJ (Инспектор), ISFJ (Хранитель), INFJ (Гуманист), 1NTJ (Аналитик), ISTP (Мастер), ISFP (Посредник), INFP (Лирик), INTP (Критик), ESTP (Маршал), ESFP (Политик), ENFP (Советчик), ENTP (Искатель), ESTJ (Администратор), ESFJ (Жизнелюб), ENFJ (Наставник), ENTJ (Предприниматель) (табл. 2.2).

Типология личности MBTI

Тип личности

Характеристика типа личности

ISTJ – Инспектор (М. Горький)

Человек системы. Уважает субординацию. Контролирует работу. Сторонник строгого порядка. Вникает в суть дела. Хорошо собирает информацию. Не любит компромиссов

1SFJ – Хранитель (Т. Драйзер)

Ориентирован на отношения. Умеет влиять на окружающих. Делит людей на "своих" и "чужих", управляет дистанцией. Требователен к себе и другим. Пунктуален. Обладает интуицией на людей

INFJ – Гуманист (Ф. Достоевский)

Тихий, дружелюбный человек. Очень наблюдателен, чувствует отношения между людьми. Хороший посредник. Обладает выраженной интуицией на людей. Гуманизм проявляет в делах. Умеет со всеми выстроить хорошие отношения

4

INTJ – Аналитик (Р. Декарт)

Человек с развитой логикой, сильной способностью к анализ}". Умеет логично и убедительно излагать свои мысли. Рационален. Аналитический склад ума. Ориентирован на задачу, не на человеческие отношения

ISTP – Мастер (Ж. Габен)

Спокойный, замкнутый человек. Внешне нетороплив и холоден. Не демонстративен. Любит природу, уединение. Практик. Заботлив по отношению к родным и близким. Хозяйственный, умеет и любит что-то мастерить, чинить, строить

ISFP – Посредник (А. Дюма)

Дружелюбный, оптимистично настроенный человек. Считается с привычками и удобствами окружающих. Со всеми уживается. Неконфликтен. Окружает себя приятными мелочами. Заботлив

INFP – Лирик (С. Есенин)

Мечтательный романтик. Человек размышления, а не действия. Ориентирован в будущее. Обладает интуицией времени. Эмоционален. Свободно распоряжается своим и чужим временем

INTP – Критик (О. Бальзак)

Интеллектуал. Человек с сильным воображением. Наблюдателен. Обладает философским складом ума. Осторожен в принятии решений. Ранимый. Развитая интуиция

ESTP – Маршал (Г. Жуков)

Волевой, целеустремленный человек. Главное для него – результат. Решительный, способен оказывать силовое давление. Победа любой ценой. Чем больше препятствий, тем собранней становится. Трудоголик

ESFP – Политик (Цезарь)

Человек, склонный к манипулированию другими. Гордится своим влиянием на других. Хорошо чувствует расстановку сил. Воздействуя на болевые точки, управляет поведением окружающих

ENFP – Советчик (Дон Жуан)

Обладает хорошей интуицией на людей. Понимает мотивацию другого. Видит в человеке много достоинств и любит делать комплименты. Умеет вдохновлять, поощрять. Ценит талант другого

ENTP – Искатель (Дон Кихот)

Хорошо видит перспективы новых идей и проектов. Ориентирован в будущее. Занимается тем, что интересно, а не тем, что выгодно. Генерирует интересные идеи. Имеет разнообразные интересы. Склонен к научной деятельности

ESTJ – Администратор (Штирлиц)

Напористый, работоспособный человек. Решительный, инициативный, смело отстаивает свои идеи. Рационализатор. Обладает практическим складом ума. Борется за качество. Контролирует работу коллег и подчиненных

ESFJ – Жизнелюб (В. Гюго)

Жизнерадостный, открытый человек. Умеет эмоционально воздействовать на других. Может поднять настроение себе и другим. Оптимист, веру в успех вселяет в окружающих

ENFJ – Наставник (Гамлет)

Серьезный, сосредоточенный на глобальных проблемах человек. Очень эмоционален, чувствует эмоции других людей. Хороший актер или оратор. Беспокойный, обостряет ситуацию

ENTJ – Предприниматель (Дж. Лондон)

Труженик, работа кипит в руках. Хорошо видит возможности новых дел. Предпринимательская жилка. Умеет обращаться с финансами. Легко меняет сферу деятельности. Мобилен

Зная принадлежность сотрудника к тому или иному типу, гораздо легче воздействовать на его поведение. Действительно, все люди разные и по-разному реагируют на одни и те же управленческие воздействия. Учет психологии личности помогает принимать решения более гибко и с более высокой эффективностью.