Почему люди испытывают чувство стыда. Почему нам бывает стыдно? Как стыд и смущение помогают во взрослой жизни

Прислушаемся к тому, о чем говорили раньше: "Vox pópuli - vox Déi" - "голос народа - голос Бога".

В 137 населенных пунктах Российской Федерации был проведен социологический опрос. Социологи пытались выяснить, чем гордятся жители нашей страны, а чего они стыдятся, имея в виду обозримый исторический путь нашей Родины на отрезке столетия.

И вот что выяснилось. Предметом гордости большинства опрошенных является, во-первых, победа в Великой Отечественной войне. Несомненно, достойный ответ. Возвращение Крыма в состав России - это тоже покрывает собой огромную социологическую нишу. Люди радуются восстановлению исторической справедливости. Ведущая роль России в освоении космоса - этим можно гордиться. Гордиться в хорошем смысле слова, не бить себя в грудь, не надуваться, но знать свои победы.

В последнем варианте перечень совпадает с характеристикой Бисмарка. О характере русского человека Бисмарк говорил, что опасно затевать всякие милитаристские упражнения с этими людьми. Потому что они действительно неповоротливые, кое-чего не знают, но, в общем-то, просты, терпеливы и стойки, их потребности невысоки. И в невысоком уровне потребностей и есть залог неисчерпаемой силы для этого народа. Есть множество разных его афоризмов о России, которая долго запрягает - быстро ездит и прочее.

А чего стыдятся наши люди? Оказывается, чувство стыда и огорчения возникает у каждого десятого из жителей России, согласно опросу, от гонений на Церковь в минувшем XX столетии. Многие на уровне банального мышления так и говорят: если бы советская власть Церковь не гнала, то была бы лучшей властью в мире и стояла бы вечно.

Но ясно, что это исторически неверно. Потому что советская власть только и могла возникнуть как яркая оппозиция религиозному сознанию, и борьбу с религией они ставили во главу угла. Как говорил Ленин, "нам нужно перво-наперво разобраться с Боженькой".

Поэтому, с точки зрения фактологии и вообще внутренних процессов, это банальная и несправедливая мысль, не имеющая жизненной перспективы. Но с точки зрения социологического анализа, она указывает на правдивую тенденцию. Люди говорят: да, все было хорошо, в принципе. Дешевые коммунальные услуги, свежий хлеб, обеспеченная работа. Без каких-нибудь особых изысков. Но это же все наживное. Нельзя же за кроссовки, например, или за жвачку Родину продавать. Того, что Церковь гнали, люди стыдятся.

А теперь остается сделать последний шаг, чтобы творчески разрешить проблему. А именно, необходимо читать в наших приходах жития новомучеников и исповедников, начиная с известных митрополитов, Патриарха Тихона, царственных мучеников, и до простых мучеников, которых очень много.

Необходимо знать, кто в твоем регионе пострадал Христа ради. Местные мученики за Христа, которые есть везде. Необходимо поминать их в молитвах, изучать их, всматриваться в их портреты. И у нас есть фотографические портреты тысяч и тысяч людей, которые смотрели в дуло маузера последние секунды своей жизни за имя Иисуса Христа.

Есть Бутовский полигон, есть много других расстрельных мест. И нужно, чтобы люди знали: русский народ заплатил сверхдорогую цену за продолжение своего исторического бытия. Поэтому от стыда и позора следующий шаг к почитанию и прославлению народному - не только всецерковному, но и народному. И там, поверьте, хранится источник очень многих откровений.

Храни Господь всякую верующую душу.

Отступы вокруг формы

Казалось бы, что плохого в стеснительности? Прежде всего то, что она оказывает не самое лучшее влияние на качество всех граней жизни человека и создаёт ему немало проблем. Стеснительный человек является заложником своей стеснительности и страдает от неё при самых различных жизненных ситуациях: он боится отстаивать своё мнение в спорах, ему сложно проявлять инициативу в деловых и личных отношениях, а необходимость публичного выступления может вызвать у стеснительного человека приступ паники. При этом, стеснительный человек может быть очень умным, знающим, эрудированным и талантливым, но окружающие его люди редко об этом догадываются, так как он предпочитает держаться в тени и не высовываться. Такой человек всё время боится кого-то обидеть, боится попасть в смешное и нелепое положение, боится вызвать на себя недовольство окружающих - и этот постоянный страх просто не даёт ему жить нормальной и полноценной жизнью! Именно по вине стеснительности, вместо того, чтобы вести себя раскованно и свободно, человек надевает на себя маску угодливости и преувеличенной вежливости, которая со стороны кажется заискиванием и вызывает у окружающих людей недоумение и неуважение.

Почему люди стесняются?
Уверенность, смелость, раскрепощённость - качества, противоположные стеснительности. Что отличает уверенного в себе человека от стеснительного? Всем уверенным людям совершенно несвойственен страх перед общественным мнением и чьим-то осуждением, поэтому они очень редко интересуются тем, кто что о них думает, а когда что-то делают, то думают прежде всего о пользе дела, а не о произведённом на кого-то впечатлении. Одним словом, уверенный человек проявляет себя спонтанно и свободно, а любые его действия мотивируются не желанием кому-то угодить или понравиться, а исключительно собственными желаниями и потребностями.

Заметим, что самоуверенность - это не синоним наглости или дерзости! Уверенный в себе человек вполне может быть интеллигентным, воспитанным и вести себя в соответствии с принятыми в обществе правилами этикета. Но при этом он всегда держится с достоинством и никогда ни перед кем не заискивает!
Что же отличает стеснительных людей от уверенных и почему стеснительному человеку трудно вести себя уверено и раскрепощённо? Все разница только в том, что уверенный человек имеет высокую самооценку и не стремиться поднять её при помощи окружающих, тогда как стеснительный человек - это, как правило, человек с заниженной и нестабильной самооценкой, нуждающийся в поощрении своих действий и поступков другими людьми. Что же может так подорвать самооценку человека? Только он сам, своим неправильным к себе отношением!

Стеснительность обычно свойственна людям с повышенной рефлексией - склонностью постоянно поддавать строгому критическому анализу все свои действия и поступки. Такой человек сначала что-то скажет или сделает, а потом мучительно анализирует: не показался ли он кому-нибудь слишком наглым, или глупым, или смешным, или невоспитанным, или ещё каким-то «не таким». Именно из-за постоянного внутреннего самоконтроля и неумения расслабляться, стеснительный человек со стороны производит впечатление крайней скованность и зажатости. Это похоже на то, как если бы кто-то во время ходьбы стал внимательнейшим образом следить за движениями своих ног и тщательно контролировать, куда их ставить. Далеко ушёл бы такой человек?
Стеснительность в буквальном смысле слова подразумевает, что человек сам себя стесняет и мешает себе самовыражаться, не позволяя раскрыться и проявиться лучшим качествам своей личности. И всё это только из страха перед недовольством окружающих! Что же нужно сделать стеснительному человеку, чтобы избавиться от стеснительности и перестать без конца ущемлять и стеснять себя самого из-за нелепых страхов и предосторожностей? В первую очередь, нужно получше разобраться в том, что в данном конкретном случае является причиной стеснительности. Понять, какие именно неправильные психологические установки заставляют человека стесняться себя самого. А затем убрать эти установки и заменить правильными, которые позволят избавиться от гнетущих комплексов и стать самим собой. Вот установки, от которых вам срочно нужно избавляться, чтобы преодолеть стеснительность:

Я должен выглядеть идеально
Неправильно было бы думать, что единственная проблема стеснительного человека заключается только в его страхе перед мнением окружающих. Да, такой человек постоянно жаждет одобрения и восхищения, но это ещё далеко не всё! Одна из самых главных причин стеснительности - постоянная сосредоточенность человека на своём образе, вызванная преувеличенным стремлением видеть себя идеальным и безукоризненным. Стеснительный человек очень хочет соответствовать какому-то придуманному им самим идеалу, каким-то критериям, которые в его представлении называются «нормой». И когда он замечает в своей внешности или в поведении малейшие отклонения от этой нормы, как тут же чувствует себя ущербным, «ненормальным» и начинает паниковать. Единственный выход здесь - это понять, что никакого идеала, которому должен соответствовать человек, не существует и существовать не может, а поэтому, не стоит втискивать себя в какие-то рамки, ограничивая таким образом себе самому свободу самовыражения!
Нужно также отучиться от привычки слишком много размышлять о том, как вас воспринимают окружающие, что они думают по поводу вашей внешности, ваших слов, вашего поведения. Запомните раз и навсегда: как бы вы не выглядели, что бы вы не сказали и как бы себя не вели - все равно найдутся люди, которым вы не понравитесь и которые вас осудят. Вспомните поговорку: «На вкус и цвет товарищей нет». Вы просто не можете нравиться всем и всегда! Так стоит ли стараться?

Поэтому, как только поймаете себя на вредных мыслях о несовершенстве собственного образа, тут же отбрасывайте их на ненадобностью! Поначалу это будет трудно, но со временем правильная установка закрепится и станет срабатывать автоматически. Главное, помните: вы должны быть не такими, какими вас хотят видеть друзья, родственники, коллеги или соседи, а такими, какими вам самим удобно, комфортно и приятно быть - это касается как внешности, так и поведения. И не ленитесь работать над собой. Стеснительность - это не «крест», который вы должны нести всю жизнь, и не «злой рок». Это всего лишь следствие неправильных психологических установок. А уберётся причина - уйдёт и следствие!

Что обо мне подумают люди
Стеснительным людям свойственно предавать гипертрофированное значение всему, что говорят и думают о них окружающие. Причём мысли о таких вещах обычно сопровождаются болезненным самокопанием, приступами самокритики и попытками посмотреть на себя как бы со стороны, глазами других людей. Задумайтесь: даже если весь мир станет восхищаться вами и выражать вам свои восторги, вы всё равно не станете от этого ни богаче, ни умнее, ни счастливее! Так зачем вам заботиться о чужом мнении?

А вдруг я мешаю кому-то
Люди, которым с детства привили строгие нормы морали и поведения, часто бывают стеснительными потому, что боятся своими поступками или словами кого-то задеть, напрячь или обидеть. Во-первых, не так уж часто на вас сердятся и обижаются, как вам это кажется! Может быть вы приписываете собственную обидчивость и требовательность другим людям? Во-вторых, некоторые люди могут сердиться на вас уже за то, что вы умнее, красивее и успешнее их. В-третьих, даже если вы ущемите кого-то (например, любимая девушка выберет вас, а не вашего приятеля), то что, вам теперь отказываться от личного счастья и уступить его другому? Вы готовы идти на любые жертвы, лишь бы не вызвать у кого-то отрицательных эмоций? Жизнь без конфликтов не бывает - и это нормально!

Мне нельзя быть смешным
Ещё одна ошибочная установка - страх вызвать насмешку и презрение окружающих. Каждый человек может попасть в смешную и нелепую ситуацию. Но если уверенный человек посмеётся над собой вместе со всеми и тут же забудет об инциденте, то неуверенный и стеснительный может пережить в подобной ситуации настоящий шок, так как будет твёрдо уверен, что опозорился до конца своей жизни, и что теперь разговоров у всех только и будет, что о его конфузе. Поймите: люди составляют о вас своё мнение не по какому-то одному поступку или ситуации, в которую вы попали, а по вещам намного более глобальным, например, по тому, где вы работаете, сколько зарабатываете и чего смогли достичь в этой жизни. А ошибки и досадные промахи бывают абсолютно у каждого!

А как иначе?
Вот мы и выяснили, что стеснительность - это прежде всего страх человека перед самовыражением, который не позволяет ему самоутвердиться в социуме и максимально раскрыть и использовать свои способности и таланты, это боязнь явить себя миру таким, как есть, со всеми достоинствами и недостатками, из которых состоит человеческая личность. К сожалению, многие стеснительные люди даже не пытаются бороться со своей стеснительностью и не задумываются, что можно жить иначе - не сковывая себя никакими страхами. Им куда проще нацепить на себя маску угодливой скромности и проходить в ней всю жизнь, так и не раскрыв и десятой доли своих потенциальных качеств и возможностей. Такой человек даже не пытается разобраться в себе и понять, какой же он на самом деле. Для него главное, чтобы его никто не осуждал и не трогал…
Сбросьте нелепую маску и станьте самим собой! Поверьте: вы - личность, достойная уважения и восхищения! Вы замечательны! Полюбите себя безусловной любовью и примите со всеми особенностями и недостатками. Как только вы по-настоящему примите и полюбите себя, как тут же почувствуете, насколько мало для вас значит, что думают о вас окружающие!

И что со мной тогда будет?
Самое интересное, что стеснительному человеку зачастую кажется, что как только он перестанет перед всеми заискивать, станет самим собой и начнёт свободно самовыражаться, как на него тут же обрушится весь окружающий мир, и все наперебой начнут его ругать, критиковать и осуждать. На самом деле, ничего такого, разумеется, не произойдёт, и ваша жизнь будет идти своим чередом, как и шла. Но только с той разницей, что теперь вы сможете скинуть со своих плеч тяжесть бесконечных страхов и комплексов, и поймёте, что без них вам жить намного легче, веселее и приятнее! Отступы вокруг формы

Pudere - так на латыни обозначали привычный нам глагол «стыдиться». Однокоренным pudendum в средние века окрестили женские гениталии - «то, что женщина стыдится показать». Предполагалось, что в оппозиции стыдливым половым органам женщины находятся гордо смотрящие перед собой мужские гениталии.

Доктор психологии Эмили Нагоски в своей книге «Как хочет женщина» легко и играючи развенчивает это противостояние. Дело в том, что клитор, женский аналог пениса, точно также равноправно смотрит вперёд, только лишь имеет гораздо меньший размер за ненадобностью доставлять семя для оплодотворения. Этот простой, но яркий пример - символ долгого пути присвоения телу не биологического, но этического значения. Коснулось это и мужчин, и женщин. Однако, очевидно, первых история заставляла стыдиться гораздо реже: никаких проверок в первую брачную ночь, позора «опростоволоситься» или наглости иметь менструации.

Прежде всего хотелось бы коснуться понятия девственности . Это, возможно, самый трагичный эпизод в ряду навешивания на тело этических ярлыков. С точки зрения биологии девственная плева - тонкий слой кожи, натянутый у входа во влагалище, который может принимать различные формы: плёнки с отверстиями, полоски, полумесяца. Может он и вовсе отсутствовать. Интересно, что и у мужчин есть аналог - семенной холмик. Но сейчас не об этом. Плева может быть плотной, а может быть тонкой и упругой. Что важно, её разрыв, как правило, не вызывает кровотечения, но при первом половом акте оно может возникнуть из-за недостатка смазки и малозначительных разрывов влагалища, также если плева недостаточно упруга - повлечь разрывы близлежащих слоёв кожи. Я веду к тому, что наличие или отсутствие крови в первую брачную ночь или при первом половом контакте не свидетельствует ровным счётом ни о чем. Таким образом под молот фантастических наказаний за «нецеломудрие» в обществах по всему миру неминуемо попадали невиновные девушки.

В относительно недалёком прошлом, в XIX веке, в России потерявших «девичью честь» до брака, то есть не сумевших закровоточить во время первой ночи с супругом или угодивших под скверный слух завистливого соседа, наказывали с позором: сажали на цепь при церковных дверях, заставляли проползти под свадебным столом на коленях, как бы искупляя свою вину. Девушкам могли надеть на шею лошадиный хомут или исполнить набор ругательных песен их родителям.

В случаях, если девушка по слухам или в действительности, была в сексуальных связях - снисходительно смотрели на отношения с мужчиной статусом выше, но стыдили связь по любви - она приписывалась особенной развращённости женщины. В этом уточнении кроется и само отношение к ней - как к собственности, основной актив которой здоровье и новизна. Огорчает, что и сейчас этот тезис жив в умах и мужчин, и женщин: операции по восстановлению девственной плевы предлагают в множестве клиник, есть для таких процедур даже хитрое название - гименопластика .

Многовековые практики придания биологическим категориям этического смысла привели и к тому, что мы часто стесняемся своего тела даже один на один с собой. Помните эпизод из «Секса в большом городе», в котором Шарлотта впервые посмотрела на свою вульву в зеркало и упала в обморок? Данные экспертов в области полового просвещения показывают, что это не единичный случай и многие взрослые, даже рожавшие, женщины, никогда не видели некоторых частей своего тела: например, клитора. Теперь понятно, почему есть те, кому до сих пор удаётся верить в мистическое значение девственности и трепетать в ожидании сакральной крови. Мы просто себя не знаем. Однако если посмотреть на это с другой стороны - сколько впереди приятных знакомств!

Связь тела и стыда сохраняет свою устойчивость также из-за табуированности наготы. Информация о том, как выглядят мужские и женские внешние гениталии - половой член и вульва - поступала к нам прежде в очень ограниченном количестве: только из практики. Сейчас современному человеку легко найти её в Интернете: в виде эротики и порнографии, а они, как и любая модельная индустрия, отбирают только то, что приятно глазу. Почти всегда на фото и видео используется ретушь: корректируется цвет, закрашиваются прыщики и родинки. На глаза зрителям - мужчинам и женщинам - попадаются только хорошо отобранные и не существующие в реальности гениталии. От этого собственные пенисы и клиторы, мошонки и половые губы кажутся не такими, не нормальными, слишком большими или маленькими - постыдными. Благо раздевалки в бассейнах и банях никто не отменял, там чего только не увидишь. И сразу на душе отрадно: как нас много таких разных, но в общем-то одинаковых и совсем не постыдных.