Психолог дает советы в начале учебного года: как адаптироваться к школьному режиму. Можно управлять скоростью перемен, используя стратегию маленьких шагов

Долгое время считалось, что согреться на холоде можно только с помощью физической активности. Вышел мужик на мороз, стал дрова рубить или снег кидать — и согрелся. Но упускали тот факт, что с топором или лопатой в руках очень быстро устанешь. А как только прекратишь работать, снова начнешь остывать… Эта проблема очень актуальна для спортсменов зимних видов спорта — например, лыжников. На соревнованиях они долго ждут начала, потом бегут свои километры, а потом снова ждут — объявления результатов. Ждут и мерзнут.

Однако существует и другой опыт: тибетские монахи или индийские йоги могли долгое время находиться на холоде даже без одежды. Самое полное и подробное описание этого феномена приведено в книге французской путешественницы Александры Давид-Неэль «Маги и мистики Тибета». А иллюстрацией может служить картина Николая Рериха «На вершинах», где изображен обнаженный отшельник, сидящий в позе лотоса в горах, а под ним растаявший снег… Значит, йоги производили достаточное количество тепла, чтобы не чувствовать холода. Откуда же тепло берется? Как выдержать холод без дрожи?

В легких производится большое количество тепла, а кровь, проходящая через легкие, согревает все внутренние органы — при гипоксии. Именно гипоксия (недостаток кислорода) запускает механизм теплопродукции в легких. Так наука биофизика объясняет феноменальные результаты йогов. Стало ясно, почему йоги стремятся в горы. Не потому, что там воздух чище, особенная гармония или к Богу ближе. Просто в горах естественные условия высотной гипоксии. И те практические приемы, которые на равнине требовали бы долгого обучения и тренировки, в горах осваиваются гораздо быстрее. Поэтому и мы проводим свои исследования в горах. Имеется в виду задержка дыхания на выдохе. Вы спокойно вдохнули, выдохнули и задержали дыхание. Начальные навыки йоги «Туммо» зимой тренировать легче. Когда шагаете по улице и чувствуете, что замерзаете, нужно задержать дыхание после энергичного выдоха и в быстром темпе идти не дыша. Вы почувствуете, что у вас начинают согреваться пальцы рук, которые уже начинали неметь на морозе, пальцы ног, которые уже не двигались. То тепло, которое родилось в легких, начнет разливаться по организму… И так вы можете повторить несколько раз, пока окончательно не согреетесь. Вы обнаружите, что этот навык нарабатывается довольно быстро. А когда научитесь согреваться, можете одеваться полегче даже при крепких морозах — чтобы не перегреваться в метро.

Легкие — это входные ворота инфекции. Но микробы и бациллы входят туда только если легкие холодные. А если в легких производится основное тепло, то оно и является тем барьером, который противодействует любой инфекции. Главный барьер — это даже не иммунитет, а теплопродукция в легких. Если изо рта идут клубы пара, все в порядке.

Стать финансово независимым значит, чаще всего, найти работу. Но это только полдела на пути к тому, чтобы закрепиться на своем рабочем месте и начать восхождение по карьерной лестнице. Потребуется испытательный срок, период адаптации в новых условиях.

Приход или переход на новую работу – процесс всегда стрессовый, сложный. В особенности это касается первого рабочего дня. Иначе говоря, «как запряжешь, так и поедешь». Большинство менеджеров среднего звена, занятого подбором кадров в компаниях, считают, что главным фактором успешной адаптации нового работника в коллективе является уровень доступности «новичка» к информации, касающейся работы на том или ином рабочем месте. Для этого даже создаются специальные программы, которые помогут новому человеку оградить себя от стрессовых ситуаций и сполна проявить свою работоспособность.

Первый день работы


В первый день работы новый человек очень нуждается в поддержке сотрудника кадрового отдела или, как сегодня принято называть, HR-департамента. Новому коллеге уделяют внимание для того, чтобы создать в его сознании позитивный настрой на дальнейшую работу, максимально снизить его психо-эмоциональную нагрузку. Ведь цель HR-департамента – сохранить кадры.

С другой стороны, без усилий новичка в этом же направлении сотруднику HR вряд ли удастся этого достичь.

Обратите внимание! «Новичок» просто обязан не только проявить заинтересованность, активность (охотно знакомится с коллегами, с общепринятыми правила данного коллектива, с характером и объемом своей работы), но и самостоятельно настроить себя морально на положительный результат.

Нужна концентрация своих сил в связи с тем, что первый рабочий день насыщен событиями и большим количеством информации, необходимостью разобраться в структуре компании, в особенностях бизнес-процесса, в стиле работы непосредственного руководителя.



Результат такой двусторонней работы во многом зависит от масштаба организации, объема и сложности задач, которые стоят перед ней. В небольшой бизнес-компании ознакомить нового коллегу с правилами способен любой ближайший сотрудник. В крупной организации наверняка потребуется помощь специалиста более широкого профиля для того, чтобы новый сотрудник не оказался ограниченным рамками только своих обязанностей, смог прояснить для себя главную цель, которую ставит перед собой корпорация. Это поможет ему оценить роль своего труда, своих обязанностей в общем деле. Не говоря уже о том, что новичку необходимо показать и рассказать, где что лежит, как найти нужные отделы, к кому обращаться по тем или иным вопросам. В свою очередь, коллеги отдела дополнять подробностями общую информацию.

На период адаптации к новичку полезно прикрепить персонального наставника, к которому по необходимости можно обратиться за полезным советом, который в любой момент ответит на любой вопрос. Ведь вопросы начинают возникать только в процессе работы. Первое время новичок нередко может смущаться перед руководством или боятся отвлечь коллег от работы. Но неверное решение или неправильный поступок по незнанию может нанести гораздо больший вред не только новичку, но и общему делу.

Тактика поведения



В привычной для нас обстановке мы знаем что именно предпринять для решения задач, которые перед нами стоят. В новом коллективе для того, чтобы почувствовать себя как «рыба в воде», важно знать, как надо себя вести, чтобы адаптация прошла успешно, знать, что важнее – сохранение собственного стиля работы, собственных правил и привычек или применение общепринятого стиля работы в данном коллективе.

Обратите внимание! Специалисты по работе с кадрами считают, что очень важно все же придерживаться «золотой» середины, которая предполагает проявление индивидуальности.

Она может оказаться весьма полезной для усовершенствования стиля работы коллектива отдела и компании в целом. Этот факт может с самого начала значительно «сработать» в пользу новичка, поднять его рейтинг, если, конечно, в коллективе наблюдается здоровая психологическая атмосфера. Это облегчит контакт с коллегами, начальством. Нельзя игнорировать их предложения принять участие в совместном обеде или беседе на отвлеченные темы, к примеру, в курилке. Преодоление скованности в процессе таких контактов способствует скорейшему привыканию к новой обстановке.

Секреты успешной адаптации



Секреты успешной адаптации состоят в том, чтобы, не проявляя особого рвения, выполнять свои обязанности старательно, ответственно. Желание сразу, с первых дней сильно понравиться скорее навредит, чем приблизит вас к успеху в коллективе. Давно известно – ни один коллектив не приемлет «выскочек», которые «высовываются с собственным мнением». Полезно выждать, пока выскажутся коллеги, наделенные опытом, а затем (лучше по их просьбе) присоединиться к рассуждениям.

И уж чего вовсе не стоит делать, так это вникать в процесс сплетен и, тем более, принимать чью-то сторону в склоках на темы, которые возникли на основе событий, происходящих до появления новичка в этом коллективе.



Только желание обучаться, способность безболезненно принимать критику, терпение, приветливое отношение ко всем без исключения, умеренное чувство юмора помогут очень быстро стать в новом коллективе своим человеком.

Ни для кого не секрет, что появление нового коллеги вызывает особый интерес к нему всего коллектива, в котором состоят очень разные люди, в том числе весьма задиристые. Они обязательно попытаются испробовать вас «на прочность», усугубив дискомфорт, который вы испытываете. Для старожилов новичок в коллективе – свежая возможность добавить адреналина, возможность выделиться, повысив свою самооценку, почувствовать себя опытным наставником.



Особенно это касается крупных, уже ставших консервативными, компаний с устоявшимся составом коллег, сумевших преодолеть многие профессиональные преграды, успевших привыкнуть друг к другу, а возможно, и устать друг от друга.

Обратите внимание! В таких условиях важно не только качественно исполнять свои обязанности, но и приобрести «крепкую спину», найти своих единомышленников и с их помощью создать твердую профессиональную почву.

Моббинг



Неприятие нового сотрудника приобрело современное название – моббинг. Это явление можно оценить как офисную дедовщину, преследование или травлю неустоявшегося. Причем такое явление может наблюдаться не только со стороны рядовых сотрудников, и со стороны руководителей. Проявление подобной нездоровой атмосферы в коллективе вынудило, к примеру, Швецию выработать специальный противомоббинговый закон.



Последствием моббинга, порожденного страхом и внутренним напряжением в коллективе, согласно исследованиям европейских специалистов HR-департаментов, могут быть стрессовые состояния, головные боли, бессонница, ночные кошмары, отстраненность, сомнения, чувство вины, стыда и даже паранойя и самоубийства (в 10% случаев). В чем же выход?

В первую очередь следует:

  • проанализировать свое поведение;
  • повышать свой профессионализм;
  • наблюдать за происходящим в коллективе.


Исследования определили степень вредности некоторых привычек, о которых полезно знать: пустой разговор с коллегами и склонность к сплетням; частое курение; навязчивое, бестактное и безответственное поведение; опоздание; громкая речь, в особенности по телефону на личную тему; трапеза в рабочее время; леность; неаккуратность с халатностью и такие пороки как высокомерие, вранье, глупость, доносы и проявление хамства.

Запретная тактика поведения в коллективе



Нет сомнения в том, что искусство вхождения в коллектив требует напряжения. Его всегда можно уменьшить. Настроить коллег против себя очень легко, ведь желающие применить тактику «кто на новенького» находятся очень быстро. Для этого оттолкнемся от противного и перечислим приемы, которые должны стать запретными для новичка.

  • Собираясь на работу, запаситесь «снаряжение» в виде блока жвачки, кулька семечек, парфюма с резким запахом, яркого лака для ногтей, который дамы будут применять без стеснения и исключительно в рамках рабочего времени. Пользуйтесь этим «арсеналом» сугубо индивидуально, ни с кем не делясь.
  • Откровенно демонстрируйте наличие у вас «навороченного» мобильного телефона с громкими динамиками, которым под силу прошибить своими децибелами любые стены и перегородки в офисе. Прием и посылание звонков должны происходить ежечасно и исключительно без тактичного выхода из офиса.





  • Проявите свою «неудержную» работоспособность именно к концу дня с задержкой в офисе по истечении рабочего времени. Это позволит всем коллегам «осознать», наконец, какие они бездельники.
  • Для вашего домашнего быта всегда пригодятся чужие зажигалки, офисная бумага, ручки-линейки-ластики…, которые вы прихватите, уходя домой.
  • Выберите для себя самое теплое и удобное рабочее место, не забывая частенько открывать окно в офисе.

Ну и другое в подобной манере… На первый взгляд, казалось бы, в упомянутых выше поступках нет ничего особо серьезного, тем более криминального. Но жизнь, как мы знаем, складывается из мелочей, а неприязнь, как правило, постепенно рождается из них же. Ваши коллеги даже не в состоянии будут сформулировать ответ на вопрос, почему же они так устойчиво недолюбливают вас.

Обратите внимание! Важная задача стоит перед новым сотрудником в новом для него коллективе - научиться анализировать свои поступки и выделить те, которые вызывают негативную реакцию коллег.

Постигая искусство общения, вполне реально приобрести навыки для преодоления препятствий в решении иногда сложной проблемы - как адаптироваться в новом коллективе.

Не спешите пугаться. На самом деле быстро адаптироваться к новой работе не так сложно. Так что же нужно делать и что не стоит, дабы максимально облегчить этот процесс? Об этом мы и поговорим.

Очень важно подготовить «почву» для успешной адаптации к новой работе еще на этапе заключительного собеседования. Продумайте вопросы относительно вашей новой должности заранее. Помимо прочих важных моментов стоит выяснить:

  • Какой у компании корпоративный стиль.
  • Каковы приоритеты в ваших задачах.
  • Почему появилась данная вакансия. И если причина – увольнение сотрудника, постарайтесь узнать, почему так произошло.
  • К кому можно будет обратиться с возникающими вопросами.

Ответы на эти вопросы помогут вам избежать ошибок в процессе адаптации и эффективно выстроить линию поведения в новом офисе.

НОВАЯ СРЕДА. МЕТОДЫ В(Ы)ЖИВАНИЯ

Первое время новичка волнует два момента: как справиться с новыми обязанностями и как влиться в коллектив.
Относительно служебных обязанностей на новом месте вам стоит проявить активность, а именно:

  • Задавайте вопросы. Всегда лучше переспросить, чем переделывать работу с ошибками.
  • Установите цели и составьте список задач. Обсудите их с начальником, возможно, его советы будут вам полезны.
  • Проявите энергию в работе. Если в процессе у вас возникнут сложности, обратитесь за инструкциями к более опытным коллегам.

Теперь о коллективе. На первых порах имеет смысл проявить сдержанность в общении с новыми коллегами, чтобы ненароком не навредить себе. Прежде всего:

  • Познакомьтесь с сотрудниками. Запомните или запишите имена. Не забывайте про улыбку, будьте внимательны и приветливы.
  • Изучите сослуживцев и попытайтесь определить их статус в коллективе. Не стоит пытаться наладить контакт только с лидерами – ведь есть шанс, что и кто-нибудь из ведомых пробьется наверх. Общение же только с теми, кто находится в тени, может помешать росту вашей карьеры.
  • Пересмотрите ваши привычки и традиции, связанные с прошлой работой. Это поможет избежать конфликтов на новом месте.
  • Обратите внимание на дресс-код. Если принято приходить на работу в деловом костюме, отложите любимые джинсы до выходных. Уважайте негласные правила нового коллектива.

Иногда желание быстрее почувствовать себя пресловутой «рыбой в воде» настолько велико, что толкает некоторых новеньких на необдуманные действия. Какого же поведения следует избегать?

СЕМЬ ОШИБОК НОВИЧКА

Рассмотрим типичные ошибки при налаживании отношений с новыми коллегами.

  1. Предъявлять претензии относительно условий. Такое поведение может вызвать раздражение у привыкших к данной атмосфере коллег.
  2. Нахваливать прежнее место работы. Это может быть воспринято как недовольство новым.
  3. Выворачивать душу «наизнанку» перед сослуживцами. Во-первых, незачем посторонним знать о вас какие-то личные подробности; во-вторых, помните – иногда люди бывают непорядочны.
  4. Участвовать в обсуждении личной жизни коллег. Репутация сплетника в состоянии поставить жирный крест на карьере.
  5. Придираться к себе. Желание показаться в лучшем свете может привести к тому, что вы будете предъявлять к себе завышенные требования. Такой подход грозит нервным истощением. Оно того стоит?
  6. Привязываться к одному человеку. Чем шире будет круг вашего общения, тем быстрее и легче вы вольетесь в коллектив.
  7. Демонстрировать превосходство слишком открыто. Всезнаек-зазнаек обычно стараются избегать. Пусть ваши таланты и достижения станут достоянием общественности благодаря успехам в работе, а не хвастовству.

Помните, что адаптация к новому рабочему месту в среднем длится около трех недель. Даже если вам тяжело дается привыкание, постарайтесь не делать серьезных выводов в течение этого времени. Есть вероятность, что скоро вы порадуетесь, что не поддались порыву уйти. Или же окончательно поймете, что напрасно потратили время.

  • вымойте всё как минимум один раз, а лучше два;
  • познакомьтесь с соседями;
  • будьте организованнее, определите, где расположены магазины, поликлиника и почта;
  • поменяйте замки;
  • спишите показания счетчиков;
  • не забудьте помочь кошке и детям - у них ведь тоже стресс!
А ещё важно не заказывать пиццу с доставкой, а продолжать готовить что-то домашнее, потому что чем быстрее восстановишь привычную рутину, тем лучше. И так далее и тому подобное.

Для многих из нас это довольно типично - нагрузить себя делами по самую макушку, лишь бы не сталкиваться лицом к лицу с тем, что чувствуешь. Потому что там тебя ждёт неприятное, а кому хочется иметь дело с неприятным? Лучше уж пойти срочно знакомиться с соседями, а заодно вынести очередной накопившийся мусор. И не забыть экологично утилизировать коробки - мы же должны заботиться об окружающей среде.

Надеюсь, читатель уловил мою иронию.

Отмахиваться от эмоций - тоже не вариант
Еще бывает так: заметив у себя негативные эмоции, люди начинают за них критиковать себя или близких. Например, так: «Ну-ка хватит расклеиваться!» или «Что это такое, когда же уже пройдет эта хандра, сколько можно, может быть, со мной уже что-то не в порядке?», или так: «Ты всегда принимаешь всё очень близко к сердцу, так нельзя!», или даже так: «Что за детский сад - мечтать вернуться обратно, в старую квартиру».

Факт: Подобное отношение к своим переживаниям никак не облегчит ваше состояние. А вот утяжелить может. Потому что к исходным чувствам добавятся еще чувства по поводу чувств:

  • я в тоске по поводу моей тоски;
  • я злюсь на себя за то, что я постоянно злюсь;
  • я беспокоюсь, что я никак не могу почувствовать себя спокойно в новом доме.
Могут появиться и другие неприятные мысли, связанные не с чувствами, а с положением дел. Например, такие: «Уже месяц прошел, а коробки так и не разобраны, кошмар!» или «Я ничего не успеваю, это ужасно!». Такие мысли не способствуют тому, чтобы радоваться жизни - скорее, наоборот.

Итак, как пережить переезд в эмоциональном плане и не заработать себе проблемы из-за стресса?

1. Признать ситуацию и не критиковать себя
С переездом могут быть связаны разные негативные эмоции: любого типа, любой интенсивности и длительности. Это нормально и ожидаемо. Перестаем критиковать себя и окружающих за то, что испытываем их.

2. Быстро не будет - это тоже важно принять
Период адаптации может занять несколько месяцев. Постарайтесь терпимее относиться к себе и близким. В какой-то момент может показаться, что вот оно - уже все, вы привыкли к новой квартире. Но уже через день вернется прежняя тоска, злость или беспокойство. Это тоже нормально и это тоже пройдет - дайте себе время на адаптацию (минимум несколько месяцев).

3. Чем сопротивляться - изучайте себя
У вас уникальный период в жизни и уникальная возможность наконец-то познакомиться с тем, что вы чувствуете. Когда мы стараемся подавить, игнорировать или отбросить чувства - они возвращаются с удвоенной силой. Или как минимум с такой же, с какой вы их подавили. Ваши ресурсы уходят по сути на борьбу с собой. Когда мы открыто встречаем все, что происходит у нас внутри, как бы даем чувствам место, не пытаемся им сопротивляться, они… выдыхаются сами. Пусть не сразу, но это происходит.

Хорошая иллюстрация к сказанному - большая волна на море. Если вы кинетесь ей навстречу в попытках остановить - вы потерпите неудачу: скорее всего, она просто собьет вас с ног. Если же вы останетесь на берегу и пропустите ее, она выплеснется на берег, и всё. Да, при этом вы будете мокрым, но на этом ваши неприятности закончатся.

4. Живите своей жизнью, а не выполняйте чеклисты из интернета
Подумайте о том, что для вас важно в этой жизни. Каким или какой вы хотите быть в этой ситуации?

Если ваша ценность - быть организованным человеком, тогда поступайте именно так: составляйте списки дел, подписывайте коробки и стройте план их поэтапного разбора. Каждая завершенная задача будет доставлять вам радость.

Если ваша ценность - любопытство, если вы интересующийся человек, то поступайте именно так: разведайте, где лучшие детские кружки в районе, где соседи отдают в починку одежду или, может быть, где покупают лучшие овощи…

Когда мы находимся в контакте с собственными ценностями, любое действие придает жизни смысл и значение. В свою очередь, дает нам внутренние ресурсы справляться с различными невзгодами. Этот подход далек от «переделать все дела до физического изнеможения», о котором я писала в начале.

5. Не поддавайтесь негативу
Критикующие, негативные, самоосуждающие мысли постарайтесь воспринимать как фон, как радиоприемник, который играет, но его нельзя выключить. Мы не обязаны слушать то, что там играет, это просто слова, звучащие в голове.

Надеюсь, что мои советы помогут вам бережнее относиться к своему собственному внутреннему миру. А значит, легче переносить разные жизненные ситуации, не только переезд.

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Приходилось ли вам испытывать негативные эмоции при приезде? Сколько времени вам понадобилось, чтобы адаптироваться к новому месту? Что помогло пережить этот период?

Олеся, добрый вечер! У меня есть старший брат, ему тридцать три года. У него с девушками никогда не ладилось, наверное, потому что он молчаливый и очень закомплексован, еще замкнут в себе. Все это скрывается в гипераккуратности и чистоте в одежде и обуви. Он постоянен во всем, редко что меняется в жизни, если только сама жизнь не заставляет его. Например очень долго работал, там где ему не нравилось, в итоге его уволили, хотя два года намеревался это сделать сам. Профессия ему не нравится, но уже четыре месяца сидит дома, читает проф. литературу, почти никуда не выходит. На любые разговоры поменять жизнь, приводит доводы, что все равно все будет плохо. У нас с мамой просто крик души, что нам сделать? Я знаю, это проблема из детства, ему всегда говорили, что он не такой как все, в негативном плане. Думаю, что раскрыться он не сможет с консультацией психолога, но, надеюсь, я ошибаюсь. Подскажите пожалуйста, если помочь с моей стороны оплатить ему тренинги, то с чего ему начать? Или что еще я могу сделать для него? В глубине души есть опасения, что это может дойти до самоубийства.

Ответ психолога theSolution:

Понимаю Ваше беспокойство за брата. У него сейчас, действительно, очень непростой период в жизни - период перемен. Ваш брат сейчас находится в состоянии стресса и испытывает трудности с адаптацией.

Ваш брат не выходит из дома, потому что постоянная обстановка его успокаивает. Дело в том, что в ситуации стресса у человека активируются те или иные формы глубинного страха. У людей, склонных к постоянству, основной глубинный страх - это страх нового и страх перемен . Ваш брат принадлежит к числу таких людей, которым нужно больше времени для того, чтобы справиться с переменами, чем человеку, скажем, испытывающему страх постоянства. Это ни хорошо и ни плохо — это просто его особенности реагирования на стресс . У других людей — с иными формами глубинного страха — другие способы реагирования на стресс.

Страх перед предстоящими переменами в жизни — это естественно.

Вашему брату можно помочь. Есть проверенные психологические способы того, как правильно справляться со стрессом. Во-первых он должен знать, что страх перемен — это естественно. Не существует людей, которые переносят жизненные перемены легко. Кому-то немного проще, кому-то немного тяжелее. Но у всех людей в таких случаях бывают типичные стрессовые реакции — либо чувство страха, либо чувство тревоги (все будет плохо) и подавленности.

Очень важно в стрессовых ситуациях отслеживать свой уровень тревоги и депрессии с помощью клинических тестов . При уровне более 48 баллов по и более 57 баллов нужно будет дополнительно консультироваться с врачом-психотерапевтом очно. Если уровень тревоги и депрессии не превышает этих цифр, то можно справляться со стрессом психологическими способами, без лекарств.

Для адаптации к переменам нужно время

Любому человеку нужно какое-то время, чтобы адаптироваться и привыкнуть к новой ситуации . Постарайтесь не торопить брата, дайте ему время прийти в себя и приспособиться к ситуации. Пусть возьмет два-три или четыре месяца на обдумывание того, как он хочет жить в дальнейшем. Пусть задаст себе вопросы: кем он видит себя через пять- семь лет? Хочет ли он к этому времени завести детей и семью? Сколько ему понадобится денег, чтобы содержать их? На какой машине он хочет ездить к этому моменту? Хочет ли он жить отдельно или продолжать жить с родителями и через 5- 7 лет? Возможно, он никогда об этом не задумывался, никогда не задавал себе такие вопросы. Возможно, Ваш брат просто не знает, что свою жизнь можно строить, а на обстоятельства своей жизни активно влиять . Ответы на вышеуказанные вопросы помогут ему осмыслить свои желания, придадут ему сил сделать первый шаг в будущее.

Можно управлять скоростью перемен, используя стратегию маленьких шагов

Наши решения в ситуации перемен, очень похожи на решение искупаться в незнакомой реке. Согласитесь, что прыгать в воду с моста, не зная ни глубины реки, ни температуры воды — пожалуй, безрассудно. Всегда можно поступить по-другому. Например, подойти к берегу и опустить в воду ладонь. Подумать и только потом принять решение — опускать туда всю руку или нет. Ни в отношения с девушкой, ни в рабочие отношения не нужно «прыгать с моста». Можно попробовать, затем понять, нравится или не нравится — только потом принимать предварительное решение. Если двигаться к переменам медленно и небольшими шагами — легче избежать неудачи.

Поддержка близких в ситуации неопределенности придает человеку уверенности в завтрашнем дне.

Вашему брату станет легче, если он поймет, что его любят и поддерживают в семье всегда : и когда у него все хорошо, и когда не очень все ладится. Не требуйте от брата великих достижений и быстрого стопроцентного успеха. Все это у него будет, просто ему нужно время на подготовку.

Ваш брат может сильно переживать из-за самой возможности потерпеть неудачу, и по эмоциональным причинам отказываться от действий, когда нет гарантий стопроцентного успешного результата. Он может себя корить за то, что не получается быть идеальным человеком, который легко и быстро решает проблему любой сложности. Не требуйте от него «идеальности» .

Важно научиться мужественному отношению к неудачам.

После каждой неудачи нужно подняться, затем сделать один маленький шаг вперед . Пожалуй, это самый важный навык, который поможет Вашему брату выйти из состояния стресса и начать действовать. Чтобы Ваш брат поверил в себя и свои возможности, Вы можете посоветовать ему прочесть книгу Ника Вуйчича «Жизнь без границ» . Эта книга помогает понять, как справиться с отчаянием, переживаниями неудачи и стрессом от перемен. Также Вы можете на TED.com , узнать его непростую историю. Ник своим опытом вдохновил более пяти миллионов человек. Его способ подниматься после тяжелых переживаний тронул сердца многих людей. Возможно, это видео придаст мужества и Вашему брату.

Можно почитать книгу М. Дж. Райан «В этом году я…Как изменить привычки, сдержать обещания или сделать то, о чем вы давно мечтали» . Эта книга о том, как не бояться перемен и найти собственную «формулу успеха» для того, чтобы сделать свою жизнь лучше, добиться поставленных целей и осуществить задуманные планы. Она о том, как распознать негативные убеждения, которые мешают начать действовать.

После чтения это книги, если Ваш брат пожелает, он может обратиться к психологу. Задача психолога через поддержку и раскрытие его сильных сторон, помочь ему поверить в себя.

Психолог может помочь с профориентацией и системным планированием жизни.

Вашему брату было бы намного легче, если бы применял специальные упражнения по снижению стресса от неопределенности . В его случае может оказаться полезной следующая последовательность занятий с психологом. Вначале сделать », для того чтобы психолог посмотрела его склонности, способности, навыки и подобрала варианты деятельности, которые ему подойдут. Затем пройти программу