Рабочая программа по литературе на тему: актуальные_проблемы_современной_поэзии_урок_литературы_в_11_классе. Философская проблематика поэзии Б

Сочинение


Маяковский - поэт большого общественного, социального темперамента Взбурься, баллад поэтовых тина. Пойте теперь о новом - пойте - Демоне... В. Маяковский Первое знакомство с творчеством Владимира Маяковского всегда проходит бурно, с возникновением множества вопросов, с каким-то негодованием даже. Почему? Трудно найти ответ на этот вопрос. Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию Владимир Маяковский. Активная позиция борца, занятая поэтом, вступает в непримиримое противоречие с отчуждением человеческой личности в условиях общества. Свободный, раскованный человек выступает в поэзии Маяковского как высшее мерило прекрасного на земле. Поэма "Облако в штанах" является ярким примером выражения родства лирического героя с массами: Жилы и мускулы - мотив верней. Нам ли вымаливать милостей времени! Мы - каждый - держим в своей пятерне миров приводные ремни! Поэт большого общественного, социального темперамента, Маяковский обладал чрезвычайно развитым чувством личной ответственности за все, что происходит в "буре-мире". Здесь пролегал внутренний нерв его творчества, отсюда берут свое начало и сами эти необычные масштабы, пропорции ("Я и Наполеон", "Маяковский векам"), постоянная тревога за судьбы людей, готовность быть их глашатаем. В стихотворении "Весенний вопрос" Маяковский признался: Я, например, считаюсь хорошим поэтом. Ну, скажем, могу доказать: "самогон - большое зло". А что про это? Чем про это? Ну нет совершенно никаких слов. Читая первые страницы "Про это", нельзя не почувствовать особой авторской запальчивости. Маяковский явно спорит - о чем и с кем? Содержание поэмы не оставляет сомнения, что борьба с "кучерявыми лириками" по-прежнему оставалась актуальной. Без приверженности к "злобе дня" нельзя представить себе Маяковского. Он обладал как бы двойным зрением и, постоянно взмывая ввысь, толкуя о судьбах всего человечества, свободно беседуя "через хребты веков" с далекими потомками, не упускал из поля своего наблюдения текущей повседневности. В поэме "Облако в штанах" Маяковский успешно реализовал сформулированную в одной из своих статей мысль: можно не писать о войне, но надо писать войною. Его сила как поэта в том, что он сумел выделить в жизни ростки нового и утверждающегося, взглянул на сегодняшний день из "третьей действительности" . С появлением Маяковского в поэзии, действительно, "случилось что-то огромное". Не просто пришел еще один одаренный поэт - явился художник большой исторической миссии, особого "переломного" значения. В нем все поражало: "язык улицы", стремительный поток метафор, дерзкая широта замыслов, необычно активная роль личного начала. Чем же определяется глубина и цельность поэзии Маяковского, что дарует ей долговечность? Я думаю, что этим она обязана прежде всего высоте и значительности тех идеалов, которые поэт отстаивал на протяжении всей жизни. Любовь и ненависть, лирика и сатира в его творчестве порождены одним и тем же чувством - верой в то, что будущее человечества прекрасно, и страстным стремлением приблизить его. Маяковский никогда не отделял себя от народа, строящего новое общество. Шагнув через "лирические томики", он обращался к миллионам читателей. Как живой с живыми говорит он сегодня с "товарищами потомками" во всем мире. В поэзии XX столетия нет другого поэта, который бы вызвал на себя такие потоки хвалы и брани. Брань сопутствовала ему на всем, почти двадцатилетнем, творческом пути, но уже при жизни молодое поколение увидело в Маяковском своего трубача и запевалу. Таким он остался на всю жизнь. Он входит в нашу жизнь быстро возгорающимся, неудержимым в страсти, деликатным, предупредительным, трогательным и нежным в заботе о других. Грядущие люди! Кто вы? Вот - я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души! - обращается к нам молодой Владимир Маяковский. Чтобы понять жизнь и личность поэта, прислушаемся к его слову.

Проблему силы поэтического слова в своём тексте рассматривает Виктор Петрович Астафьев, выдающийся российский писатель.

Автор, размышляя над проблемой от первого лица, задаётся вопросом: "почему так мало пели и поют у нас Есенина?". Он отмечает, что поэт мучается за всех людей недоступной им всевышней мукой. Кроме того, рассказчик испытывет воодушевление, слушая доносящиеся из приёмника строчки стихотворения великого поэта:поэзия заставляет его плакать, каяться, исповедоваться.

Проблему силы поэтического слова можно проследить на примере творчества великизх русских поэтов.Стихотворение А.А.Ахматовой "Мужество"-это крик души поэта, наставление гражданам не опускать руки и быть нравственными.

"Великое русское слово"-это то, что объединяло советских людей а такой тяжёлый период, как Великая Отечественная война. Поэтесса отмечает значимость русской речи. Защищая русскую речь, мы защищаем Родину. Вникая в строки стихотворения, читатель испытывает гордость за свою страну, родной язык, у него появляется сила идти дальше, осознание важности защиты родного края в случае опасности.

В качестве второго аргумента хочется привести в пример стихотворение А.С.Пушкина "Пророк". Пушкин хочет донести до читателя то, что поэт, подобно пророку, должен "глаголом жечь сердца людей". В этом его подлинное призвание.

В заключение хочется отметить:сила поэзии велика, она легко способна заставить нас прочувствовать "всевышнюю муку" и "грусть поэта". Я считаю, что у каждого человека должно быть своё любимое стихотворение, которое позволяет раскрыть душу и найти успокоение.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

  • Задумина Надежда Анатольевна

Ключевые слова

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / ГЛУБИНА И ДИНАМИКА МЫСЛИ / ПРОБЛЕМА БЫТИЯ / БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ / ЛЮБОВЬ ПЕРВООСНОВА ЖИЗНИ / ГИМН ДЕТАЛЯМ / СВОЕ ВИДЕНИЕ МИРА / ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ И ОПТИМИСТИЧНАЯ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы - Задумина Надежда Анатольевна

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли . Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии с Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. Поэзия Б. Пастернака это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом. Основная философская проблема проблема бытия . Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное. Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном это всеобщая связь всех явлений и вещей. Вся поэзия Пастернака своего рода гимн деталям , подробностям. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Философия Пастернака жизнеутверждающая и оптимистичная . Библиогр. 3.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы - Задумина Надежда Анатольевна,

  • Человек эпохи исторических катастроф

    2015 / Фомина Зинаида Васильевна
  • Фридрих Гёльдерлин: поэзия как герменевтика

    2008 / Вольский Алексей Львович
  • Поэзия Бориса пастернака в оценке В. Н. Ильина: религиозно-философский аспект

    2014 / Конкина Л. С.
  • Пушкинская тема в литературной критике И. Ильина

    2005 / Мальчукова Т. Г.
  • Традиции орфических гимнов в поэзии М. Волошина

    2007 / Арефьева Н. Г.

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems. His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak"s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak"s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak"s philosophy is life-asserting and optimistic.

Текст научной работы на тему «Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака»

ББК 83.3(2 Рос=Рус)6-8

Н. А. Задумина

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭЗИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Б. Л. Пастернак - один из крупнейших русский поэтов и писателей ХХ столетия, художник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами. Он впустил в свои книги мир со всеми его обыденными реалиями, с его радостями и печалями, впустил и запечатлел на веки саму жизнь. Вслушаемся в его разговор с нами:

Я под Москвою эту зиму,

Но в стужу, снег и буревал Всегда, когда необходимо,

По делу в городе бывал.

Я выходил в такое время,

Когда на улице ни зги,

И рассыпал лесною темью Свои скрипучие шаги. <.. .>

Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты.1

(«На ранних поездах»)

Еще на заре поэтической деятельности Б. Пастернака замечательную и верную оценку его поэзии дал О. Э. Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыхание укрепить. У нас сейчас нет более здоровой поэзии» .

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия - листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии со Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой - она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его», - справедливо отметит Анна Ахматова о слитности поэта с миром в своих размышлениях о поэтах современниках .

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать - одаренной пианисткой; гостями дома были Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историкофилологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге (Германия). И хотя окончательный выбор его пал на поэзию, поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Поэзия Б. Пастернака - это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом.

В биографическом очерке «Люди и положения» (1956, 1957) Б. Пастернак пишет: «Моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Чтобы всеми своими особенностями оно было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной, бескрасочной печати» .

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, -в том, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема - проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует - и все. Без всяких «почему» и «зачем»:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва.1

(«Давай ронять слова»)

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она - неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.1

(«Январь 1919 года»)

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя - жизнь», - говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечою вровень Миры расцветшие висят.1

(«Как бронзовой золой жаровень...»)

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь.

Все это - не большая хитрость.1

(«Любить иных - тяжелый крест. »)

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

О Господи, как совершенны Дела твои, - думал больной, -Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.1

(«В больнице»)

Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть - это, скорее, переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Об этом - стихотворение «Уроки английского». Название кажется странным: в самом стихотворении нет ничего английского (разве что подразумеваемое имя Шекспира), а что касается уроков, то кем и кому они даются, да и какие это уроки? Дездемона, умирая, рыдает по иве; Офелия уходит из жизни «с охапкой верб и чистотела». О чем заключительные строки стихотворения, которым надлежит раскрыть его суть? Вот они:

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий Обдать и оглушить мирами.1

(«Уроки английского»)

Героини, отвергнув «горечь грез», открывают себя навстречу миру, природе, вечности. Перед нами - не трагический конец жизни, а ее новое открытие, озарение, освобождение от бремени «страстей человеческих».

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь -не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном - это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова.» на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно - некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло дало начало новому государству.

Чувство любви роднит человека и мир:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями Мирозданье - лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.1

(«Давай ронять слова. »)

Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора - это полное принятие всех обликов жизни.

Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не «гений чистой красоты», не воплощенное коварство и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение «пред чудом женских рук», наделение женщины каким-то чудесным качеством. Это - изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть воспетым:

Красавица моя, вся стать,

Вся суть твоя мне по сердцу,

Все рвется музыкою стать,

И все на рифмы просится.2

(«Красавица моя, вся стать. »)

Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия - своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству - стихотворение «Давай ронять слова. ». Настоящему творцу «ничто не мелко»: он

Погружен в отделку Кленового листа.

(«Февраль. Достать чернил и плакать!»)

Жизнь существует в подробностях, в деталях - в этом разгадка ее тайны. Описать - значит, показать связи между предметами, их «взаимоотношения», в каком-то смысле их любовь. Так, в одном из первых стихов Пастернака весна - «черная». Весна? Пора любви, надежд, и вдруг. Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черная почва, которая предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям - порою необычным - становится гимном самой жизни.

Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества - «Во всем мне хочется дойти.». Человек должен жить, постигая законы этого мира - законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.1

(«Быть знаменитым некрасиво»)

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность - проклятье».

Цикл «Занятье философией» книги «Сестра моя - жизнь» состоит из медиативных стихотворений с однотипными заголовками: «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». В контексте этих стихотворений, искусство - вечно, оно отражает жизнь с ее многоголосьем, с ее вековечными моральными ценностями:

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок.2

(«Определение поэзии»)

В цикле выражена вся боль поэта за несовершенство жизни («нашу родину буря сожгла»; «вселенная - место глухое»). Мотивы «бури», «хаоса», «болезни», разрабатываемые в книге, включают ее в контекст художественного мира Пастернака. В романе «Доктор Живаго» образ родины, сожженной бурей, перерастает в развернутую метафору: «С России сорвало крышу». Мотив «болезни земли», соотнесенный с мотивом «высокой болезни» в одноименной поэме, говорит о муках, страданиях земли в периоды социальных катаклизмов:

Вот и ливень. Блеск водобоязни,

Вихрь, обрывки бешеной слюны.

Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы Или с сардонической сосны?2

(«Болезнь земли»)

Вопрос о времени соотносится поэтом с собственными взглядами на мир, с представлениями о жизни, смерти и бессмертии. Художник, по Пастернаку, тесно связан со своим временем, но он - и представитель вечности, поскольку через творчество достигает бессмертия.

1 Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 2. - М.: Худож. лит., 1989.

2 Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. - Т. 1. - М.: Худож. лит., 1985.

В стихотворении «Ночь» (1956), отражающем идеи французского писателя Ангуана де Сент-Экзюпери об ответственности человека за все происходящее на «планете людей», Пастернак говорит о преодолении времени и смерти как задаче художника. Поэт уподобляется в стихотворении летчику, поднявшемуся над землей, как звезда, обозревающему небосвод и чувствующему ответственность за мировую жизнь.

Он смотрит на планету,

Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.1

Пастернак внес в стихи свое видение мира: «луга, осоку, сенокос, грозы раскаты» в их неповторимость и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него, поэт определил в своих заметках так: «Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого».

Философия Пастернака - жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни. Мир несовершенен, но он существует, и это прекрасно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мандельштам О. Э. Заметки о поэзии // Собр. соч.: в 4 т. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. - Т. 2. - С. 556.

2. Ахматова А. А. Путь Пастернака // Встречи с прошлым. - М.: Сов. Россия, 1978. Вып. 3.

3. Пастернак Б. Л. Люди и положения: Повести. Статьи. Драматические произведения. - М.: Эксмо, 2008. - 634 с.

Статья поступила в редакцию 29.06.2010

PHILOSOPHICAL CONCEPTION OF BORIS PASTERNAK’S POETRY

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems. His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak’s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak’s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature - it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak’s philosophy is life-asserting and optimistic.

Key words: philosophical problems, depth and dynamics of thought, the problem of existence, awe of life, love is the fundamental principle of life, hymn to details, his own vision of the world, life-asserting and optimistic.

Тема: Современная поэзия. Актуальные проблемы.

Цель: знакомство с актуальными проблемами современной поэзии.

Показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя

Отработать навыки анализа поэтического текста

Форма урока: урок – обозрение.

Оформление: Класс напоминает литературный салон с четырьмя красиво оформленными столиками, вокруг которых расположились члены проблемных групп.

Поэт в России больше, чем поэт…

Лишь тем, в ком бродит гордый

Дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Е. Евтушенко

За месяц до урока были созданы четыре проблемные группы, назначены их руководители, через которых учитель осуществлял руководство и контроль за подготовкой к уроку. Были даны следующие задания: каждой группе подобрать стих с определённой тематической направленностью:

1) Тема войны и мира

2) Экологическая проблема

3) Тема нравственности

4) Деревенская тема.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Стихотворение – стихов творенье.

Такого ремесла на свете нет.

А что же есть? Есть горы в отдаленье.

Дожди и снегопады, тьма и свет.

На свете есть покой и есть движенье,

Есть смех и слёзы – память дальних лет.

Есть умиранье и возникновенье,

Есть истина и суета сует,

Есть жизни человеческой мгновенье

И остающийся надолго след,

И для кого весь мир, все ощущенья

Поэзия – тот истинный поэт.

Но как же пишутся стихотворенья?

На сей вопрос я сам ищу ответ.

(Р.Гамзатов)

Труд поэта - интеллектуальный, духовный, у поэта нет праздника и выходных: " Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, я день, и ночь!», -
призывал известный вам поэт Николай Заболоцкий,

Только тогда, когда поэт духовным зрением проникает в существо вопросов своего времени, в сложный мир человека - современника, когда душа его трудится " день и ночь", - тогда приходит вдохновенье и рождаются стихи поразительной силы воздействия на читателя и слушателя, которые приводят в « движение тысячи лет миллионов сердца". Каждый поэт стремится к созданию таких стихов Такие стихи можно назвать разговором о главном / Я. Смеляков/. С них мы и начнем разговор о современной поэзии. Что же означает - современная поэзия?

Слово « современный» означает относящийся к настоящему, текущему времени» настоящей данной эпохе. Современная поэзия - это поэзия нашего времени. Она включает имена крупнейших поэтов, творческих в последнее двадцатилетие, и тех, кто только начал свой путь в литературе».

Истинная ценность поэта и поэзии заключается в умении находить болевые точки жизни, наиболее острые проблемы со временности.

Поэт всегда должник вселенной, а жизнь всегда богаче своего отражения. Отсюда чувство долга, чувство гражданской ответственности таланта перед своим временем, своей эпохой.

Поэт в России больше, чем поэт

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет, -

пишет Е.Евтушенко в поэме " Братская ГЭС "

Быть всегда в ответе кредо человека и поэта Л. Мартынова.

Я уяснил, что значит быть свободным.

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств! на свете,

И знайте, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за всё в ответе!

За всё я отвечаю в этом мире!

Какие же проблемы волнуют наших поэтов в настоящее время? Чаще всего это проблема войны и мира, экологическая проблема, проблема взаимоотношения человека и природы, деревенская тема, Тема поэта и поэзии, исторической памяти, нравственная проблема, проблема национальных отношений и другие.

Естественно, что все проблемы рассмотреть сегодня мы не сможем, однако часть из них станет предметом нашего разговора,

Руководитель первой проблемной группы

Знакомясь с современной поэзией,

замечаешь, что тема войны и мира волнует почти всех поэтов Среди них много таких, которые прошли через огонь войны. Это Николай Старшинов, Анатолий Жигулин,. Егор Исаев, Николай Грибачев. Но есть и такие, которые не были на войне, но детство их совпало с тем суровым временем и потому данная тема в их поэзии занимает ведущее место. Достаточно вспомнить поэму Е. Евтушенко « Мама и нейтронная бомба » , поэмы Роберта Рождественского

« Реквием « и « Двести десять шагов» Поэзия их мужественна и прямодушна. Их стихи не витиеваты, но добры и решительны. Они трудятся в самом прекрасном значении этого слова. Можно сказать, что все они активные сторонники мира, своим словом заставляют нас задуматься над жизнью, над тем, что можем оставить мы после себя.

Звучат стихотворения с последующими комментариями.

Читают и комментируют члены проблемной группы.

Н,. Старшинов « Мир, подошедший к беде»

В. Высоцкий " Братские могилы»

Д . Самойлов "Сороковые".

М. Львов «Высота »

С. Наровчатов, « Солдаты свободы»

Вы, вероятно, обратили внимание, что во всех стихотворениях, прозвучавших на нашем уроке, тема войны естественно и органично перерастает в тему мира, борьбы за мир. Поэты предупреждают: « Не поддавайтесь иллюзиям, берегите мир!»

Слово берёт группа, занимающаяся экологической проблемой современной поэзии.

Руководитель проблемной группы.

Наряду с проблемой войны и мира существует другая, на первый взгляд, менее опасная, но поэтому и более страшная – это проблема экологии.

И в этом, и в другой области мы решаем: быть нам или не быть?

Современная цивилизация может уничтожить себя как мгновенно, так и постепенно.

Сотни тысяч заводов отравляют нашу воду, землю, воздух. Человек может привыкнуть ко многому, но не ко всему. И вот уже с ужасом осознаём, что дышим не воздухом? пьём не воду, а живём почти в пустыне. Скорбным набатом звучат стихи, посвящённые этой проблеме.

Члены проблемной группы читают и комментируют следующие стихотворения:

В. Сорокин « Не бейте оленя».

И. Бурсов « Мы милостей не ждали от природы».

С Куняев « От великой ГЭС до Усть- Илима».

А. Кузьмичевский « Иду с корзиной за деревню»

Э Вахидов « Высыхает Аральское море».

И. Бурсов « Монолог соседа»

Дудин « Берегите землю»

Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой»

Руководитель проблемной группы.

Как бы трагично не звучали стихотворения о « нашем общем доме», хочется верить в способность людей земли обеспечить её охрану, как верят в это многие поэты.

В разговор вступает проблемная группа, подбирающая стихи по нравственной проблеме.

Руководитель проблемной группы.

Пожалуй, ещё никогда в мире не стояла столь остро, как ныне, проблема нравственности.

Сегодня всё очевиднее становится, что человечеству не только и не столько угрожает энергетический кризис, сколько кризис духовный, нравственный. Велика роль литературы, в частности, поэзии, в развернувшейся битве за сердца, за души людей.

И. Волобуева « ты знаешь эту речку безымянную»

В. Карпенко « Хата с краю».

В Максименко « Дом ребёнка»

Е. Евтушенко « Производители уродства»

В. Костров « И нет сего! И нет того!»

Р. Рождественский « Над головой созвездия мигают»

Руководитель проблемной группы.

Мы заканчиваем разговор на нравственную тему. Надеемс, что он не пройдёт бесследно и послужит хорошим уроком для всех, кто воспитать в себе человека.

Руководитель проблемной группы.

По сравнению с предыдущими темами деревенская тема – самая молодая. Сейчас растёт число заброшенных деревень. Люди покидают свои родные края, свои дома и уезжают в город, преследуя цель « пожить получше.» Наверное, многие забывают свою родину – то место на нашей земле, в котором родился. Какой щемящей болью наполнены стихи, посвящённые деревенской проблеме!

Члены проблемной группы читают и комментируют стихи по данной теме:

Г Зайцев « Всё в запустеньи – дом и огород».

Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой».

А. Кузьмичевский « Кочевая деревня».

Руководитель проблемной группы.

Стихотворения, позвучавшие сейчас, очень похожи друг на друга. Они об одном: о критическом положении наших деревень, об Иванах, не помнящих родства.

Учитель.

Так какая же проблема, на ваш взгляд, самая важная?

Ученица.

Я считаю, что эти темы нельзя рассматривать отдельно, они тесно переплетаются, дополняя друг друга. И все поэты, о чём бы они не писали, так или иначе, каждый в меру своего таланта и понимания пишет об одном – о человеческой душе и её соприкосновении с жизнью.

Заключительное слово учителя.

Итак, мы сегодня постарались рассмотреть несколько проблем современности, которые волнуют наших поэтов. Завершая разговор, хочется сказать, что поэтом называют властителями дум, но властителями дум они становятся тогда, когда над их собственными думами властвует великая и возвышенная идея. Равнодушных и безыдейных властителей дум не бывает. И наши поэты высоко несут знамя идейности, они верят в победу правды и справедливости на земле и зажигают нас этой верой. Они учат нас ответственности перед народом и временем, в котором мы живём, и утверждают, сто каждый из нас способен влиять на ход времени и истории.

На дом: Сочинение « Уроки поэтов»

Урок подготовила Савушинская Э.А. , учитель МОУ СОШ № 22 п.Кубань Гулькевичского района.