Социально психологические исследования в туризме. Теоретические аспекты изучения психологического обслуживания в турфирме

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные понятия, способы и правила делового общения с клиентами. Навыки общения персонала с клиентами и их применение. Деятельность салона "ПаркетЛайн". Сравнительный анализ нормативной и применяемой технологии общения с клиентами на примере компании.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Современные аспекты сущности и причин возникновения педагогических конфликтов. Психологические особенности личности учителя. Эмоциональная устойчивость как психологическая особенность личности учителя, способствующая преодолению учебных конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных, направления и социально-психологические аспекты ресоциализирующей деятельности. Деятельность психолога в исправительных учреждениях, психологическая диагностика личностных особенностей.

    реферат , добавлен 20.04.2010

    Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии. Особенности межличностных конфликтов в коллективе военнослужащих; причины, условия и факторы, влияющие на их уровень. Социально-психологические условия профилактики конфликтов в воинской среде.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2013

    Психологические аспекты разрешения конфликтов в семейных отношениях. Основные технологии, методы и способы социальной работы с семьями. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. Пути преодоления деградации института семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2017

    Психологические подходы к изучению затруднённого общения. Феномен комплекса недостаточности. Психологические особенности осужденных женщин. Организация и методы исследования, результаты и их интерпретация. Методы групповой психокоррекционной работы.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Факторы и причины формирования манипулятивного поведения. Особенности использования скрытого способа воздействия на сознание личности в межличностном общении. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей манипулятивного общения.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2011

Психологический туризм (пси-туризм)– это новое и бурно развивающееся направление современного туризма. Появление его обусловлено напряженным ритмом жизни человека, особенно в крупных городах, который постоянно держит в напряжении и не позволяет ни на мгновение расслабиться. Стрессы, спешка, суета, шумы разрушительно воздействуют как на физическое, так и на психическое здоровье каждого из нас. На выходных полностью восстановиться удается не всегда. Остается единственная надежда – отпуск. Как его провести? На море или заняться своим развитием? А почему не совместить то и другое? На помощь тем, кто хочет не просто отдыхать, но и самосовершенствоваться, появился психологический туризм.

Что включает в себя психологический туризм?

Психологический туризм – это специально разработанная технология для восстановления и поддержания психологического здоровья человека в современном мире. Известно, что нервную систему и организм человека в целом переутомляют не только и не столько умственный и физический труд, а и эмоции, получаемые им в течение жизни. Плохое расположение духа, гнев, страх, и другие негативные эмоции лишают человека бодрости, приводят к упадку сил, потере душевного равновесия, депрессии.

Иногда, чтобы освободиться от этого, перезагрузиться, нужно уехать, полностью расслабиться и набраться новых эмоций, новых знаний, приобрести новые навыки, чтобы поставить жизнь на совсем другие рельсы. Сочетание интересного отдыха с приобретением полезных психологических умений и навыков и есть психологический туризм. За этот период человек может как отдохнуть, так и обучиться, к примеру, эффективным коммуникациям, навыкам быстрой релаксации, управлению временем.

Формы психологического туризма

Сегодня есть множество форм психологического туризма.

Это и путешествия в горы с проводником и психологом .

Это поездки на различные курорты, где отдых сопровождается интересными тренингами .

Это эко-туризм , где человек погружается в природу и одновременно учится каким-то психологическим навыкам. Живут обычно на таких программах в палатках и исключительно в чисто природных условиях.

Есть и более цивилизованный туризм: в современных городах с экскурсионной программой и сопровождающей ее тренингом .

Идеальный психологический туризм это:

Объединение отдыха и путешествий по интересным местам с познанием мира души, знакомством со скрытой силой внутри каждого из нас.

Обычно группу людей курирует специалист, который составляет программу медитаций и тренингов, содействующих в достижении состояния гармонии, помогающих полностью расслабиться и избавиться от негатива.

Эффективный психологический туризм складывается из отдыха, обучения, психологической разгрузки, раскрытия своего потенциала и развития.

За короткое время человек может, как хорошо отдохнуть, так и обучиться, к примеру, медитации, коммуникабельности, энергетическому дыханию и т.д.

Как правило, по возвращению домой после правильно подобранного курса, человек ощущает прилив энергии, сил, эмоционально, физически и духовно обновляется, наполняется свежими идеями и готовностью творить и достигать новых целей.

Улучшается атмосфера как в семье, так и на работе, ведь само восприятие жизни меняется, энергетические ресурсы организма восстанавливаются, неэффективные стратегии поведения корректируются.

Кто из нас не мечтал начать с понедельника новую жизнь? Но, как правило, эти понедельники так и не наступают. Мы продолжаем жить в привычном ритме, в привычном кругу событий, который так трудно разорвать. Современный темп жизни оставляет нам совсем немного времени для личного развития и для отдыха, и зачастую нам приходится выбирать «или» – «или»: или отдых, или личное развитие и обучение.

Еще лет пять назад понятия «психологический туризм» просто не существовало. И когда я назвала свой Центр – Центром психологии и путешествий, то мне очень часто задавали один и тот же вопрос: « А как ты, вообще собираешься совмещать туризм с организацией и проведением тренингов?» Если, честно, то тогда я и сама не знала.
Но время шло, появился опыт и понимание того, что это именно то, что требует от нас завтрашний день. Ведь именно тренинги, совмещенные с путешествием, наиболее полно удовлетворяют нашу потребность и в отдыхе, и в личном развитии, и в оздоровлении, и в новых ярких эмоциях, и в полном погружении в «здесь и сейчас».

Именно такие туры позволяют внести изменения в вашу жизнь, и самое главное – закрепить полученный результат. И, когда вы возвращаетесь из такого путешествия домой, ваши изменения, записанные и закрепленные на подсознании, возвращаются вместе с вами. Эти изменения позволяют вам видеть мир по новому, действовать по новому, реагировать на события по новому, и по-новому Жить!

Психологические туры – это целый ряд преимуществ , так как они совмещают в себе комфортный отдых, увлекательный туризм, самые разнообразные и действенные методы обучения: от древних практик и обрядов – до современных методов психотерапии!
Вы можете выбрать VIP-тур или light-тур, в зависимости от ваших желаний и возможностей. В любом случае, вариант психологического тура обойдется вам значительно дешевле, чем в случае, если вы отдыхаете и обучаетесь по отдельности.

Следующее очень важное преимущество в том, что вы изолируетесь от привычной среды и полностью погружаетесь в материал обучения. В данном случае у вас есть время и возможность не только проработать, но и закрепить необходимые вам практические навыки, которые впоследствии вы будете применять в своей жизни. Ну и еще один немаловажный момент – в таких программах, как правило, вы имеете возможность общения не с одним специалистом, а с мастерами различных профилей.
Сегодня из программ наших психологических туров вы можете выбрать то, что нужно именно вам.

Релакс-тур – направлен на работу с телом и общее оздоровление, возможность расслабиться, привести в порядок свой организм и психоэмоциональную сферу, наработать программу желаемого поведения для применения в обычной жизни.

Основная задача эмоционального тура – дать человеку максимальную возможность получить желаемые эмоции, закрепить их, получить стойкий результат. Из каждого тура вы вынесете определенную эмоцию, определенное состояние. Ваши отрицательные эмоции трансформируются в положительные и качественно изменят вашу жизнь.

Эвдемотерапия – терапия счастьем – комплексный авторский метод, в результате которого происходит раскрытие Высшего потенциала (ресурса) Личности, и человек достигает целостного единства и гармонии Души, Духа и Тела.

Все туры включают в себя обучение по различным программам и сопровождаются авторской методикой КЭРЭЛ (коучинг развития личности), посвященной определению ваших целей и решению ваших задач.

Для своих путешествий мы подбираем места, которые наиболее полно позволят вам погрузиться в программу обучения. Каждый тур – это уникально подобранная и разработанная программа с экскурсиями по древним храмам и монастырям, посещением мест Силы и с привлечением различных технологий и подходов, а также лучших специалистов по обучающим программам. Каждое путешествие выстроено в едином ключе, тема путешествия звучит лейтмотивом во всем в местах, выбранных для путешествия.

С каждым годом психологический туризм становится все более привлекательным и все более востребованным. Отправившись в такой тур вы не просто восстановите свое физическое и психическое здоровье, но и совершите путешествие по пути духовного роста и самопознания.
Эти путешествия поистине станут Волшебными и для вас – по яркости впечатлений и полученному результату!

Ирина Любимова,

партнер Всеукраинского проекта Духовного возрождения и психоэмоционального оздоровления нации «Территория Счастья»,

руководитель Центра психологии и путешествий «Солнечный Свет»

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

чт, 21 Февраля, 2019 - 10:00
Выездной
Сакральный интенсив в Индию: Путь за пределы
TSD training
17100 грн
пт, 22 Февраля, 2019 - 16:44
Выездной
Зимние приключения в Карпатах. Туризм выходного дня. Выезд из Одессы
3950 грн

Турист гражданин, посещающий страну (или место) временного пребывания с определенными целями, без занятия оплачиваемой деятельностью в стране пребывания и осуществляющий, по меньшей мере, одну ночевку в этой стране. По международным нормам период пребывания не может превышать 12 месяцев подряд, по национальным 6 месяцев. Сенин, B.C. Организация международного туризма/ В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С.372.

Отношения к отдыху изменялись постепенно из столетия в столетие. Так, рабочая неделя существенно сократилась. В 50-е годы XIX в. средняя продолжительность рабочей недели составляла 70 ч. Она была длиннее даже для тех, кто был занят в сельском хозяйстве. К 1920 г. рабочая неделя сократилась до 50 ч. Эта тенденция может быть частично объяснена сократившимся числом занятых в сельском хозяйстве.

Продолжительность среднего рабочего дня также уменьшилась от 12 до 8 ч в день. Число рабочих дней сократилось с 7 до 5. Общественная психология потребителей постоянно претерпевает существенные изменения. В 5070-х годах, когда экономика была готова больше производить, а потребитель больше потреблять, труд воспринимался как основная составляющая существования человека, а отдых как средство восстановления сил для дальнейшего труда. Сейчас люди рассматривают право на отдых как наиболее значимую сторону жизни. Жизнь должна доставлять удовольствие, отдых это возможность для самореализации личности, а работа это необходимое средство поддержания соответственного уровня жизни.

Новый потребитель стремится, как и прежде, больше потреблять, но теперь по мере удовлетворения первостепенных потребностей. Он больше ориентируется на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени на материальные ценности.

На российском рынке сформировался новый тип потребителя, которого отличают следующие психолого-поведенческие особенности:

высокий уровень информированности;

высокая требовательность к комфорту и качеству услуг;

индивидуализм;

экологизм сознания (осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеком);

спонтанность решений;

мобильность;

физическая и умственная активность на отдыхе;

стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.

Новый российский потребитель туруслуг, в своем большинстве уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании, искушенный, более информированный, требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный заграничным изобилием, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый изменяет свое поведение и на туристском рынке.

Вышеупомянутые изменения в общественной психологии потребления оказали влияние на стереотипы поведения потребителя на рынке туристских услуг. В западных странах за последние 30 лет бурного развития туризма, а в России буквально за последнее десятилетие в стереотипах поведения туристов произошли важнейшие изменения.

1. В мотивациях туристских поездок усиливается влияние активных форм отдыха и наблюдается углубление его сегментации.

Процесс разделения рынка на однородные группы потребителей,

которым следует адресовать разные товары (услуги, работы, идеи) и разные маркетинговые усилия (индивидуализированные комплексы маркетинга) называют сегментацией рынка. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков. - М: Финпресс, 2000. - С. 264.

2. В 5080-е годы преобладали поездки внутри страны и лишь немногие имели возможность выезжать в командировку или на отдых по путевкам профсоюзов и в основном в страны бывшего соцлагеря или страны ближнего зарубежья. С начала 90-х годов география туристских поездок имеет ярко выраженную тенденцию к экспансии выездного туризма и сокращению спроса на туры внутри страны. Внутри выездного туризма наблюдается рост спроса в сегменте «дальние поездки» турпоездки в экзотические страны Юго-Восточной Азии, Индонезию, Японию, в страны Восточной и Южной Европы.

3. Зарождающейся тенденцией является увеличение количества туристских поездок, в том числе краткосрочных с целью отдыха. Некоторые туристы начинают отдавать предпочтение коротким, но частым поездкам на уик-энд или в праздничные дни новогодние, пасхальные, майские праздники и т. д. Короткие, но частые поездки отвечают таким требованиям потребителя туруслуг, как спонтанность выбора турцентра, интенсивный, насыщенный впечатлениями отдых. Короткий, но интенсивный отпуск отличается от основного отпуска более высоким уровнем расходов на день пребывания в турцентре, большой активностью и мобильностью туристов.

Изменение образа жизни людей. Образ жизни устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. Образ жизни представляет исчерпывающий портрет человека в его действиях и взаимодействии с окружающей средой. Это больше, нежели факт принадлежности к определенному общественному классу или типу личности. Зная о принадлежности человека к тому или иному общественному классу, можно сделать определенные выводы о его предполагаемом поведении, но нельзя представить его как индивида.

Личность человека вносит свои коррективы в выбор покупателя. Под личностью понимаются отличительные психологические характеристики, определяющие индивидуальные и относительно устойчивые реакции человека на окружающую среду. Личностные характеристики могут быть использованы в анализе предпочтений, отдаваемых потребителями определенным сортам товара (определенным услугам).Янкевич, В. С., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме / В.С. Янкевич. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 172.

Располагая информацией о типе личности человека, можно сделать выводы о его отличительных психологических характеристиках, но нельзя узнать о его деятельности, интересах и убеждениях. При разработке маркетинговой стратегии товара (услуги) менеджеры стремятся вскрыть взаимосвязи между товаром (услугой) и определенным образом жизни.

Людей привлекают путешествия с приключенческими целями, получение новых ощущений, здоровый отдых и т. д. Они заинтересованы в самовыражении и самоудовлетворении, испытывая новые стили жизни и узнавая новые виды проведения отдыха. На отдыхе они посвящают время тому, чтобы узнать самих себя. И современное общество поддерживает этот индивидуализм, жажду к самоуважению и самовыражению.

Эксперименты со стилями жизни, отдых в выходные дни, равноправие полов, женская эмансипация дали туризму новые группы потребителей. Мода, обычаи, привычки, традиции также оказывают внимание на поведение потребителей туруслуг и соответственно на спрос. Квартальнов, В. А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.238.

Психографическая сегментация клиентов турфирм объединяет целый комплекс характеристик потребителей. В целом он выражается понятием «образ жизни». Последний представляет собой модель жизни линости, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.п. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович. - Мн.: Новое знание, 2001. - С. 219.

Психографика объединяет способы количественных измерений черт личности, ценностей, стиля жизни потребителя. Личностью называются уникальные реакции человека на раздражители внешней среды, которые отражают его индивидуальность. Энджел, Д. Поведение потребителей / Д. Энджел. - СПб: ПитерКом, 2000. - С.327.

Психографический анализ (анализ стиля жизни) позволяет менджерам понять, каких стилей жизни придерживаются покупатели их продукции, а это в свою очередь дает возможность более эффективно общаться с представителями разных сегментов. Одновременно с этим можно выяснить, как позиционировать новый или существующий товар, как лучше «донести» его до потребителей, придерживающихся определенного стиля жизни (вероятно, эффективность здесь выше, чем при использовании одних лишь демографических показателей). Основная идея метода - заглянуть за рамки стандартных переменных, представить товар в соответствии с действиями, надеждами, страхами и мечтами целевой аудитории.Психографическая сегментация потребителей различных товаров и услуг на основе данных K-TGI. Режим доступа .

Психографические, или психолого-поведенческие, критерии туристского поведения: мотив поездки; психологический портрет туриста; сезонность, организация и форма поездки (групповая или индивидуальная); используемые транспортные средства; средства размещения; удаленность турцели; длительность поездки (имеет большое значение для производителей туристских услуг, так как замечено, что туристы, предпринимающие короткие туры, готовы к большим расходам и склонны к более интенсивной экскурсионной программе). К этим критериям относятся также источники финансирования поездки (социальный туризм отдых малообеспеченных слоев населения, который субсидируется системой социального страхования; инсентив-туры поощрительные поездки для сотрудников фирмы, их семей, финансируемые фирмой); консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки (турагент, туроператор). При психолого-поведенческой сегментации потребителей разделяют на группы по признакам образа жизни и целевым установкам относительно их свободного времени, по характеристике личности и поведенческим особенностям, а также по стереотипам в отношении потребления турпродукта.

В зависимости от мотивации туристской поездки (цели путешествия) различают следующие сегменты туризма: деловой, спортивный, курортный, оздоровительный, приключенческий, развлекательный, образовательный, познавательный, экзотический, хобби-тур.

Многие из них делятся на более мелкие субсегменты, например в рекреационном туризме это отпускной туризм и туризм с целью лечения. Часто бывает нелегко провести четкую границу между отдельными сегментами по мотивации: деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный с рекреационным.

Предпринимаются попытки обобщить те или иные потребности и особенности потребителей туруслуг и выявить типы путешествующих, объединив множество однородных признаков. Данные типологий, создающихся на основе комплекса критериев, всегда условны, но в маркетинге фирмы при проведении сегментации рынка и определении целевых групп можно рационально использовать их для подготовки персонала, при выборе СМИ для проведения рекламной кампании, а также при определении целей маркетинга.

Сегменты, полученные путем деления туристского рынка на основе образа жизни людей, могут дать ответы на вопросы о поведении, интересах, убеждениях, восприятиях, ценностях и нуждах представителей каждого такого сегмента. Например, выявлены потребительские группы: погруженный в себя искатель наслаждений; активная и целеустремленная личность; представитель деловых кругов, так называемые «синие воротнички»; традиционный домосед.

Погруженный в себя искатель наслаждений. Молодой человек, выполняющий монотонную, неинтересную работу, ищет удовлетворения от реальных и воображаемых видов деятельности на свежем воздухе. Любит ходить на рыбалку и охоту, играть в баскетбол, увлечен дорогими спортивными автомобилями. У него приличный доход, но все решения о покупках принимаются им спонтанно. Этот человек не планирует жизнь на долгую перспективу. Он постоянный зритель спортивных, приключенческих и других активных программ по телевизору.

Активная и целеустремленная личность. Использует все свои способности и энергию с целью достижения повышения по службе, имеет большой интерес к своей работе, либеральна, с современными взглядами на многие стороны жизни, уверенная в себе. Подобная личность пребывает в постоянном поиске новых ощущений, активной деятельности, например катание на лыжах, плавание на яхте, путешествие за границу. Этот человек читает журналы, чтобы постоянно быть в курсе всех событий и последних тенденций современной культуры. Он смотрит спортивные телевизионные программы, развлекательные шоу и сводки последних новостей.

Деловая личность. Имеет в своем распоряжении больше свободных денежных средств для покупки второго дома и дорогого отдыха в отличие от активной целеустремленной личности. Но она предпочитает перемещаться на небольшие расстояния и менее мобильна, так как имеет постоянное место жительство и сформировавшуюся семью. Она является читателем деловых журналов, газет, зрителем кратких сводок новостей, специальных телевизионных программ о путешествиях и природе.

«Синие воротнички». Проживают в небольших городах или на окраине крупных городов, имеют твердые убеждения относительно общественных ценностей, таких, как чувство патриотизма, морали и необходимости в тяжелой работе. Превосходным отдыхом они считают отдых с семьей в палатках (кемпинг). Они любят охоту и рыбалку. Из всех телевизионных спортивных программ они предпочитают боулинг или футбол.

Традиционный домосед. Его главной проблемой является неспособность идти в ногу с быстро меняющимся миром. Он признает то, что он приверженец старых традиций и ждет того же от других людей. Он пытается извлечь максимальную пользу из каждого потраченного им рубля. Домосед избегает всего, что связано с риском, и никогда не будет делать покупок в кредит. Он является зрителем телевизионных комедий. Основным источником информации о последних событиях в мире для него являются трансляции новостей по телевидению.

Все эти сегменты дают поверхностную характеристику потребителей. При подразделении туристского рынка по обобщенным характеристикам сегменты, полученные по критерию образа жизни, представляют группы потребителей с совершенно разными потребностями и ценностями. Каждый сегмент представляет собой основной рынок, для которого разрабатывается специальный турпродукт. Социально-демографические данные выявляют физические и финансовые способности и ограничения каждого сегмента. Описание образа жизни дает представление о потребностях и запросах каждого сегмента. Данные об использовании каждым сегментом средств массовой информации показывают, с помощью каких средств можно провести рекламную кампанию с целью информирования данного сегмента.

Сегментация туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности, это обусловлено такими факторами, как усложнение структуры потребностей человека, растущее значение отдыха и туризма в жизни общества.

Усложнение структуры туристских потребностей обусловливает возникновение не только новых сегментов в туристском спросе, но и смешанных форм туризма. Квартальнов, В. А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.244.

Классифицировав своих клиентов, турфирма получает возможность предложить более индивидуализированный пакет продукции с сопутствующими и дополнительными услугами. Делается более правильный выбор о необходимости лояльности клиента, минимизируется возможность ошибки, повышается рентабельность предприятия. Определив группу невыгодных клиентов можно скинуть отрицательный балласт и перевести часть средств на удержание имеющихся прибыльных клиентов.