Тест по истории (10 класс) на тему: тест по истории. А) создание Вольного экономического общества

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Отрывок из «Повести временных лет»

«...И основала по Мете погосты и установила дани, и по Луге - погосты и дани и оброки установила, и места охот ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты. И сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть ее места для ловли птиц и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним в любви.

Отправилась в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин, сын Льва. И увидев, что она красива лицом и весьма умна, подивился цесарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей наставления о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной».

Укажите имя героини рассказа летописца, пропущенное в тексте, и укажите время ее правления.

Показать ответ

В ответе должны быть названы:

1) имя героини - Ольга;

2) годы правления - 945-962 гг. (середина X в.)

Найдите в тексте предложения, в которых говорится о государственной реформе, проведенной героиней древнерусской истории. Назовите не менее двух нововведений, сделанных ею.

Показать ответ

В ответе должно быть указано предложение: «И основала по Мете погосты и установила дани, и по Луге - погосты и дани и оброки установила, и места охот ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты».

Могут быть указаны следующие действия:

1) установила места сбора дани и размеры дани;

2) приняла христианство.

Накануне экономической реформы в стране был тотальный дефицит товаров. После проведения реформы и либерализации цен прилавки магазинов наполнились товарами, но многие люди не могли их купить, потому что не имели для этого средств.

1) Назовите год, когда могли произойти указанные события.

2) Почему люди не имели возможности купить имеющиеся в избытке товары?

3) Кто возглавлял страну в период проведения этой реформы?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год - 1992 г.

2) причина, например: вследствие скачка цен и гиперинфляции произошло резкое обнищание населения.

(Может быть названа другая верная причина)

3) глава страны - Б.Н. Ельцин

Существует точка зрения, что первая и вторая половины царствования Ивана IV (Грозного) отличались существенным образом. Назовите не менее двух фактов, подтверждающих эту точку зрения.

Показать ответ

Могут быть приведены факты:

1) в первой половине царствования, в отличие от второй, царь опирался при проведении реформ на группу советников - «Избранную Раду», существовало разделение власти между монархом и знатью;

2) во второй половине царствования резко усилился деспотический характер правления, проявившийся в том числе и в терроре опричнины;

3) разделение в 60-х гг. страны на опричнину и земщину разрушило социально-экономические связи между территориями, что было одним из факторов хозяйственной разрухи;

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Смутное время». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие и предпосылки Смуты (прекращение династии Рюриковичей и начало Смуты, правление Бориса Годунова и проблема легитимности власти, царевич Дмитрий и его судьба)

2. Начало Смуты. Самозванцы, цари и казаки

а) начало похода Лжедмитрия I на Москву

б) вступление Лжедмитрия I в Москву

в) свержение Лжедмитрия и избрание Василия Шуйского - первый договор между царем и подданными

г) восстание Ивана Болотникова и активные действия казаков

3. Новые самозванцы, иностранная интервенция и поиски выхода из Смуты

К этому этапу Смуты относятся следующие факты и события: появление Лжедмитрия II («тушинский вор»), польско- шведская интервенция, семибоярщина, приглашение на престол королевича Владислава, первое и второе ополчение.

4. Окончание и итоги Смуты. Избрание Михаила Романова на царство - установление новой династии.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов (п. 2), ненумерованного перечня позиций (п. 1, 3), комментариев в свободной форме.

Контрольно-измерительные материалы по истории России

(11 класс) Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории дается (60 минут).

Работа состоит из 2 частей, содержащих 30 заданий.

Часть 1 (А) содержит 22 задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки – знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий; умение извлекать информацию из источника.

Часть 2 (В) состоит из 8 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова, даты, сочетания букв или цифр.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время .

Часть А

А1. Как назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения Древней Руси?

1). «Русская правда» 3). «Слово о полку Игореве»

2).«Повесть временных лет» 4). «Апостол»

А2. Какое из названных событий относится к 14 в.?

1). «стояние на Угре» 3). Куликовская битва

2). Ледовое побоище 4). Битва на реке Калке

А3 . Что из названного относится к 19 веку?

1). Окончательное закрепощение крестьян

2). Отмена крепостного права

3). Разрушение крестьянской общины

4). Введение подушной подати

А4. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате

    набегов половцев 2) похода Мамая 3) походов Ливонского ордена 4) нашествия Батыя

А5. Прочтите отрывок из жития и укажите, кто руководил русскими войсками в сражении, о котором рассказывается в отрывке.

«Когда же приблизились немцы, то поведали о них стражи... Князь же приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро множеством тех и других воинов... И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копии и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью...

И возвратился князь с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя „божьими рыцарями"».

1) Святослав 2) Александр Невский 3) Дмитрий Донской

4) Андрей Курбский

А6. Насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства называется

1). Экспроприацией 2). Эскалацией 3). Аннексией 4). Интервенцией

А7 . Как назывался принятый Петром I документ, который определял систему и порядок продвижения на государственной и военной службе?

1) Указ о единонаследии 2) Строевое положение

3) Верховный регламент 4) Табель о рангах

А8 . Какая из названных битв произошла 26 августа (7 сентября) 1812 г.?

1) битва за Смоленск 2) сражение у Бородино

3) сражение под Малоярославцем 4) сражение у деревни Салтановка

А9. В какие годы в СССР велась борьба за высшую власть в стране между Н. С. Хрущевым и другими партийно-государственными работниками?

1) 1951-1953 гг. 2) 1953-1957 гг. 3) 1958-1962 гг. 4) 1962-1965 гг.

А10. Какое из перечисленных понятий относится к периоду Первой мировой войны (1914-1918 гг) ?

    Союз трёх императоров 2) Антанта 3) Священный Союз 4Венская система

А11. Как называлась одна из форм движения крестьян в годы Гражданской войны?

1) пугачевщина 2) махновщина 3) аракчеевщина 4) зубатовщина

А12. Как называлась проводимая Советским государством в годы гражданской войны (1918–1921 гг.) социально-экономическая политика?

1) НЭП 2) «военный коммунизм»

3) коллективизация 4) индустриализация

А13. Первая русская революция началась с

1.Обуховской обороны 2.Декабрьского вооруженного восстания
3.Стачки в Иваново-Вознесенске 4."Кровавого воскресенья"

А14. Какое понятие характеризует своеобразную политическую ситуацию в России после Февральской революции?

1) династический кризис 2) двоевластие 3) советизация 4) секуляризация

А15. Сталинградская битва началась:

1) 17 июля 1942 г.; 2) 17 августа 1942 г.; 3) 21 сентября 1943 г 4) 23 августа 1943 г.

А16. Последствием осуществления коллективизации в начале 1930-х гг. является

1) создание фермерских хозяйств

2) уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве

3) усиление социального расслоения среди крестьянства

4) укрепление общины

А17. Название «Дорога жизни» в годы Великой Отечественной войны было связано с сопротивлением врагу защитников

1) Севастополя 2) Москвы 3) Одессы 4) Ленинграда

А18. Какая военная операция Великой Отечественной войны получила название «огненная дуга»?

1) сражение за Сталинград 2) освобождение Киева

3) Курская битва 4) снятие блокады Ленинграда

А19 В каком году на XX съезде КПСС был разоблачен культ личности И. В. Сталина?

1) 1951 г. 2) 1953 г. 3) 1956 г. 4) 1961 г.

А20. Какие писатели подверглись во второй половине 1940-х гг. жесткой критике в партийных постановлениях за «безыдейность», создание «идеологически вредных произведений»?

1) М. А. Булгаков, А. С. Серафимович

2) А. А. Ахматова, М. М. Зощенко

3) М. А. Шолохов, С. В. Михалков

4) А. И. Солженицын, В. Г. Распутин

А 21. Основоположниками славянской письменности являются

1)летописец Нестор 2)Кирилл и Мефодий 3) Ярослав Мудрый и Владимир Мономах 4) Иван Федоров

А22. Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием...

А) «Уран»; Б) «Цитадель»; В) «Искра»; Г) «Восточный вал».

Часть В

В1 . Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) Ледовое побоище

Б) Куликовская битва

В) стояние на реке Угре

Г) битва на реке Калке

В2. Что из названного произошло в первое десятилетие XX в.? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

A) русско-японская война

Б) продажа Россией Аляски Соединенным Штатам Америки

B) образование первой российской Государственной думы

Г) вступление России в Первую мировую войну

В3. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и напишите

название города, об обороне которого идет речь.

«Дивизия Горишного пришла в город вслед за дивизией Родимцева. Она

также с ходу, прямо с переправы через Волгу, без всякого промедления

вступила в бой за Мамаев курган, затем в районе заводов Тракторный и

"Баррикады". Полки этой дивизии, точнее только штабы полков, по

очереди отводились за Волгу, чтобы там, на левом берегу, они могли

пополнить роты, – а затем снова в бой».

В4. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите ответ парами.

Определения

А) опричнина

Б) пожилое

В) приказ

Г) кормление

1)центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни.

2)удельное владение, при Иване Грозном - политика террора

4)плата, вносимая крестьянином при уходе от землевладельца

5)обращение церковной собственности в светскую

В5. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите фамилию художника, о котором идет речь.

«К 1910-м гг. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи... Создатель этого направления определил его как супрематизм (лат. supremus - высший), искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый „Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как главное свое открытие».

1) К. С. Малевич 2) И. Е. Репин 3) В. М. Васнецов 4) К. С. Петров-Водкин

В6. Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике

СССР в 1945–1953 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их.

1) образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

2) Карибский кризис

3) разрыв отношений с Югославией

4) образование Организации Варшавского Договора (ОВД)

5) ввод войск в Венгрию

6) образование в оккупационной зоне СССР Германской Демократической Республики (ГДР)

В7 . Какие из названных документов были приняты в XVIII в.? Укажите два верных названия из четырех предложенных. A) Судебник Б) Табель о рангах B) Жалованная грамота дворянству Г) Русская Правда

В8. Кто из названных исторических лиц возглавлял крестьянские выступления в России? Укажите два верных имени из четырех предложенных.

1) протопоп Аввакум 2) Степан Разин

3) Андрей Курбский 4) Иван Болотников

Итоговый тест по истории России

Вариант 1
А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
А 2. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель
А 3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.
А 4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах
А 5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской; 2) Александр Невский; 3) Иван Калита; 4) Иван III.
А 6. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества 2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей 4) отмена крепостного права.
А 7. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 2) марксисты 3) декабристы 4) народовольцы
А 8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет 2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат 4) Святейший Синод
А 9. .»Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г. 2) 1645 г. 3) 1646 г. 4) 1647 г.

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович 2) Александр Павлович 3) Константин Павлович 4) Николай Павлович
А11. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
1) Рязанское княжество; 2) Тверское княжество;
3) Суздальско-Нижегородское княжество; 4) Новгородская земля.
А12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
1) Государственный Совет; 2) Государственная Дума;
3) Верховный тайный Совет; 4) Сенат.
А13. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.
А14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название:
1) пожилое 2) погост 3) отходничество 4) Юрьев день
А15. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III
А16. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем
1) Ермака Тимофеевича 2) Семена Дежнева 3) Степана Разина 4) Витуса Беринга

А17. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Николай II.
А18. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А19. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А20. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили:
1) дать сражение у реки Березины; 2) вывести войска из Москвы без боя;
3) заключить мирное соглашение с Наполеоном; 4) дать сражение при Бородине.
В 1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) стояние на реке Угре Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва
В 2. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».
В3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение 2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов 4) Учреждение министерств
В 4. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
- Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
- Государь убит! – крикнул он.
В 5. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца со¬бытий и напишите название войны, о которой идет речь в при¬веденном документе:
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

Вариант 2
А 1. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве 2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха 4) “Слово о законе и благодати
А 2. Что такое вотчина?
1) землевладение дворян 2) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу
3) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству 4) землевладение воевод
А 3. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:
1) Сити; 2) Оки; 3) Угры; 4) Калки; 5) Вожи.
А 4. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников 2) Емельян Пугачёв 3) Кондратий Булавин 4) Степан Разин
А 5. При Иоане IV Грозном в России:
1) складывается система приказов 2) проводится министерская реформа
3) вводится “Табель о рангах» 4) происходит присоединение к России средней Азии
А 6. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?
1) Малюта Скуратов 2) Александр Меньшиков 3) Козьма Минин 4) Ермак Тимофеевич
А7. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?
1) неограниченная власть монарха
2) самостоятельность местной власти
3) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
4) большая роль патриарха в государственном управлении
А 8. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование
1) Федора Алексеевича 2) Алексея Михайловича 3) Петра I 4) Екатерины II

А 9. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:
1) Петра I 2) Елизаветы Петровны 3) Екатерины II 4) Александра I
А10. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах
А11. Когда и кто в России впервые принял царский титул?
1) 1505-Иван III 2) 1547-Иван IV 3) 1721-Петр I 4) 1762-Петр III
А12. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи. Имя этого царя:
1) Петр I 2) Павел I 3) Александр I 4) Николай I
А13. Принятая в годы правления Николая I в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:
1) «сила власти - царю, сила мнения - народу!»
2) «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать»
3) «православие, самодержавие, народность»
4) «сначала успокоение, потом реформы»
А14. Выступление Северного общества дворянства началось:
1) 25 ноября 1926 г.; 2)14 декабря 1825 г.; 3) 25 декабря 1825 г. 4) 19 февраля 1825г.
А15. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в:
1) 1812 – 1815 гг.; 2) 1813 – 1814 гг.; 3) 1853 – 1856 гг.; 4) 1877 – 1878 гг.
А16. Кто такие западники?
1) религиозная секта
2) сторонники особого исторического пути России
3) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России
4) сторонники западноевропейского пути развития России
А17. Основателем Московского княжества был:
1) Дмитрий Донской; 2) Юрий Долгорукий; 3) Даниил Александрович; 4) Александр Невский.
А18. Это НЕ относится к мероприятиям Петра I:
1) учреждение Сената; 2) создание навигацкой школы;

3) отмена местничества; 4) реформа алфавита.
А 19. Существовавшая в России с XV до конца XVII в. Система распределения служебных мест в соответствии со знатностью рода носила название
1) местничества 2) кормления 3) земщины 4) рекрутчины

А 20. В Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск в память о русско-болгарском содружестве в годы:
1) Русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг.; 2) Крымской войны;
3) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.; 4) Первой мировой войны.
В 1.Какое событие произошло позже всех других?
1) создание Сената; 2) учреждение московского университета;
3) основание Санкт-Петербурга; 4) Полтавская битва.
В 2. Установите правильное соответствие:
1) 1462 г. 2) 1480 г. 3) 1236 г. 4) 1497 г. 5) 1147 г.
а) начало монголо-татарского нашествия б) первое упоминание о Москве
в) начало правления Ивана III г) стояние на реке Угре
д) Судебник Ивана III
В 3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу 2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу 4) Петру Федоровичу

В 4. Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».
В5. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится:
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…Что стало с нашими морями?…Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»

Ответы:
Вариант 1: А1-3, А2-3, А3-4, А4-1, А5-2, А6-4, А7-3, А8-1, А9-1, А10-4, А11-2, А12-4, А13-3, А14-4, А15-4, А16-1, А17-3, А18-1, А19-2, А20-2.
В1-ВБАГ, В2- Екатерина II, В3-4213, В4- Александр II, В5- Сергий Радонежский, В6- Русско-турецкая война 1877-1878гг., В7-2.
Вариант 2: А1-2, А2-3, А3-4, А4-4, А5-1, А6-3, А7-1, А8-2, А9-3, А10-3, А11-2, А12-3, А13-3, А14-2, А15-3, А16-4, А17-2, А18-3, А19-1, А20-3.
В1-2, В2 -1в2г3а4д5б, В3-1, В4- Василий Шуйский, В5- Александр II, В6 –Кымская (восточная) война 1853-1856гг., В7- полюдье.


Вариант №2

Часть 1

А1. Какое из названных событий произошло в XI в.?

А2. В честь взятие Казани в XVI в. был возведен

А3. Как называли в конце XV – начале XVI в. сторонников учения, порицавшего церковь за стремление к материальному богатству и роскоши?

А4. Что из названного относится к последствиям ордынского ига?

А5. Какое из названных событий произошло раньше других?

А6. За исправление церковных книг по греческим образцам в середине XVII в. выступил

А7. Как называлась административно-территориальная единица, введенная реформами Петра I?

А8. Что из названного относится к политике Екатерины II?

А9. Что из названного относится к причинам городских восстаний середины XVII в.?

А12. Кто из названных общественных деятелей был западником?

А14. Что из названного относится к идеологии славянофилов?

А15. В результате Тарутинского маневра русской армии удалось

А16. Какие из названных организаций относятся к тайным обществам декабристов?

Укажите верный ответ.

А17. Прочтите отрывок из книги историка и укажите императора,

о котором идет речь.

«Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая – в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым».

А18. Какое из названных событий произошло раньше других?

А19. Первый общерусский Судебник был принят в княжение

А20. Какой из указанных терминов обозначает категорию зависимого населения в Древней Руси XI-XII в.?

2) огнищанин

А21. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады?

А22. Какой из названных документов был принят в первой четверти XVIIIв.?

А23. «Наказ» для Уложенной комиссии гг. был написан

1) Екатериной II

2) Н. Паниным

3) А. Безбородко

4) Н. Новиковым

А24. Как назывался глава учрежденного реформами Петра I Сенат?

А25. Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?

А26. Что из названного относится к результатам и последствиям церковных реформ середины XVII в.?

А27. Прочтите отрывок из документа и укажите дату его принятия.

А28. Какое из названных событий произошло позднее других?

А29. Кто из названных общественных деятелей был автором «Конституции», программы Северного общества декабристов?

А30. К правлению какого монарха относится термин «рескрипт Назимову»?

А31. Что из названного относится к особенностям промышленного переворота в России?

А32. В результате Бородинского сражения

Д) Положение о крестьянах, вышедших из зависимости

В10. Прочтите отрывок из письма художника (XIX в.) и напишите название войны, итоги которой привели его к содержащимся в тексте выводам.

«Был прекрасный день, когда мы подходили к Адрианополю. Перед самым городом показалась толпа двигавшегося нам навстречу народа, одушевление которого росло по мере нашего приближения; передовые не выдержали – бросились к нам бегом!»

В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Екатерины II:

1) основание Московского университета

2) крестьянская война под предводительством

3) присоединение Крыма к России

4) учреждение Академии художеств

5) участие России в Семилетней войне

6) принятие Жалованной грамоты дворянству

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 С3. Ответы предполагают использование

информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода .

Из «Манифеста», написанного.

«В Манифесте Сената объявляется:

Уничтожение бывшего Правления.

Учреждение временного правления до установления постоянного, выбранного представителями сословий…

Равенство всех сословий перед Законом…

Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин – все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу… Приобретать всякого рода собственность, как то земля, дома в деревнях и городах…

Отмена подушных податей и недоимок по оным…

Уничтожение рекрутства и военных поселений.

Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».

С1. Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест», дату (число, месяц, год), место этого события и не менее двух фамилий соратников.

С2. Используя текст источника, укажите, какие проблемы (не менее трех) и каким образом пытались решить соратники.

С3. Чем закончилось событие, в связи с которым написал «Манифест»? Назовите не менее трех последствий этого события для дальнейшего хода истории России .

Задания С4 С7 предусматривают разные виды деятельности . Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса .

С4. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

С5. Ряд историков считают, что внутренняя политика Екатерины II была последовательно крепостнической.

Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Екатерины II вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. В середине XVII в. под руководством патриарха Никона были проведены реформы в Русской православной церкви.

Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

С7. Сравните цели и содержание внутренней политики Александра I в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812г.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России

Вариант №2

ЧАСТЬ 1

№ задания

№ задания

№ задания

ЧАСТЬ 2

За полный правильный ответ на задания В2, В4, В7, В9 ставится 2 балла,

за правильный неполный (при верном установлении трех соответствий) – 1 балл.

За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В6, В8, В10, В11 ставится 1 балл.

Ответ

ВАБГ

БВДА

Шувалов

БВДА

Крымская ИЛИ Восточная

АГВБ

ВАГБ

Анна Иоанновна ИЛИ Анна Ивановна

ВБДА

Русско-турецкая (гг.)

ЧАСТЬ 3

За выполнение заданий С1 – С3 ставится от 0 до 2 баллов;

за задания С4 – С7 ставится от 0 до 4 баллов.

С2. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) три проблемы

2) образ решения проблем

С3. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) итог события

2) три последствия

С4. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) три изменения

2) три положения

Указания к оцениванию

Верно названы 6 элементов ответа

С5. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) другая точка зрения

2) сделан выбор предпочтительной оценки

3) три аргумента

Указания к оцениванию

Верно названы 5 элементов ответа

Верно названы 3 элемента ответа

Верно названы 2 элемента ответа

С6. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) два предложения

2) три последствия

Указания к оцениванию

Верно названы 5 элементов ответа

Верно названы 4 элемента ответа

Верно названы 3 элемента ответа

Верно названы 2 элемента ответа

С7. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) две общие характеристики

2) три различия

Указания к оцениванию

Верно названы 5 элементов ответа

Верно названы 4 элемента ответа

Верно названы 3 элемента ответа

Верно назван 1 элемент ответа

1 часть

1. В каком году была проведена в России министерская реформа?

1) 1802 г. 2) 1814 г. 3) 1841 г. 4) 1864 г.

2. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей связан с царствованием Александра I?

А) А.Аракчеев Г) М.Сперанский

Б) Н.Милютин Д) Н.Новосельцев

В) Ю.Самарин Е) А.Горчаков

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) АГД 3) БВЕ 4) ГЕД

3. С правлением какого монарха связан термин «Негласный комитет»?

1)​ Николая I 3) Алескандра II

2)​ Александра I 4) Павла I

4. Одной из особенностей промышленного развития России в пореформенные годы было:

1)​ широкое привлечение в экономику иностранного капитала

2)​ низкие темпы развития

3)​ невмешательство государства в экономику

4)​ начало промышленного переворота

5. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е.Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.

« Граф имел обширную и непреклонную волю…

Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».

1) М.Сперанский 3) Д.Милютин

2)А.Аракчеев 4) А.Бенкендорф

6. Какой из указанных групп населения касались реформы П.Д.Кисилева?

1) крепостных крестьян 3) жителей военных поселений

2) приписных крестьян 4) государственных крестьян

7. Кто из названных лиц руководил подготовкой «Свода законов Российской империи»?

1) М.М.Сперанский 3) Е.Ф.Канкрин

2) П.Д.Киселев 4) А.А.Аракчеев

8. В XIX веке «военными поселениями» называли:

1)​ военные лагеря в сельской местности

2)​ размещение войск на оккупированной территории

3)​ военные учения организуемые регулярно

4)​ организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью

9. Теория официальной народности возникла в годы царствования

1) Екатерины II 3) Николая I

2) Павла I 4) Александра III

1)​ М.Милорадович, П.Каховский

2)​ Александр II, Софья Перовская

3)​ Павел I, Н.Панин

4)​ Николай I, Е.Канкрин

11. Какое название в XIX веке получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?

1) социал-демократы 3) нестяжатели

12. Кого из названных лиц А.С.Пушкин назвал «последним летописцем»?

1) Н.М.Карамзина 3) В.А.Жуковского

2) Г.Р.Державина 4) Д.И.Фонвизина

13. Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.?

1) Северное общество 3) «Союз спасения»

2) «Союз благоденствия» 4) Южное общество

14. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?

1) малочисленность русской армии

2) военно-техническ ая отсталость России

3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров

4) Ведение военных действий на территории Турции

15. Кто из названных лиц был лидером художников-перед вижников?

1) И.Крамской 3) К Брюллов

2) И.Репин 4) И Шишкин

16. В чём заключалась сущность восточного вопроса в первой половине XIX века?

1) в споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель

2) в обострении противоречий между ведущими европейскими державами за влияние на Ближнем Востоке и Балканах.

3) в противостоянии Англии и России в Средней Азии

4) в противоречиях России с США по вопросу о статусе Аляски

17. Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812г.?

А) М.Скобелев В) П.Багратион Д) А Горчаков

Б) П.Нахимов Г) Н Раевский Е) Д.Давыдов

Укажите верный ответ

1) АБВ 2) ВГЕ 3) АЕГ 4) БДЕ

18. Какое из названных событий Отечественной войны 1812г. произошло позже других?

1) Смоленское сражение

2) совет в Филях

3) Бородинское сражение

4) Тарутинский марш-манёвр

19. Какие из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812г.?

А) штурм Измаила

Б) бои за Малоярославец

В) Тильзитский мир

Г) пожар Москвы

Д) сражение под Аустерлицем

Е) совет в Филях

Укажите верный ответ:

1) БГЕ 3) ГАД

2) АДВ 4) ВДЕ

20. Прочтите отрывок из сочинения А.Н.Сахарова и укажите имя императора, о котором идёт речь.

«В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдатов и офицеров за случаи мародёрства. И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побеждённой Франции. И к самому Наполеону после его свержения более не питал личной вражды. Напротив, он проявлял к нему великую душу».

1) Павел I 3) Александр II

2) Александр I 4) Николай I

2 часть

1. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры: Произведения:

А) К Брюллов 1) «Явление Христа народу»

Б) А Иванов 2) «Всадница»

В) П.Федотов 3) «Свежий кавалер»

Г) М Глинка 4) «Жизнь за царя»

5) «Борис Годунов»

2. Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры Произведения

А) А Захаров 1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Б) К Росси 2) генеральный штаб в Санкт-Петербурге

В) В Растрелли 3) здание Адмиралтейства

Г) О.Бове 4) Большой театр в Москве

5) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

3. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста А.М.Муравьева и назовите монарха, о котором идёт речь.

«После краткого и несчастливого царствования Павла вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. Никогда ещё большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».

________________

4. Прочтите отрывок из статьи А.И.Герцена и Н.П.Огарева о правлении одного монарха и назовите его имя.

«Всё для государства, то есть для престола, ничего для людей… Он подогревает вялое православие, гонит униат, уничтожает веротерпимость, не пускает русских за границу, обкладывает безобразной пошлиной право путешествовать, терзает Польшу за её политическое развитие, и смело ставит на своём знамени, как бы в насмешку великим словам на хоругви Французской революции: Самодержавие, Православие, Народность. Самодержавие – как цель. Вот наивная философия истории русского самодержавия».

________________

5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка С.В.Мироненко и напишите имя императора, о котором идёт речь.

«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедовал в юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему более недоставало – решительностью и твёрдостью в своих действиях – Аракчееву».

________________

6. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и напишите название войны, с которой они связаны.

«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов.

Надо отдать справедливость вождю французской армии: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудило его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окружённый со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. (…)

Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили ещё брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал своё дело, погубив этих несчастных».

________________ ___________

7. Расположите события, связанные с царствованием АлександраI, в хронологической последовательнос ти. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательнос ти в тексте задания таблицу.

А) учреждение Государственного совета

Б) начало Отечественной войны

В) учреждение министерств

Г) отставка М.М.Сперанского

8. Прочтите отрывок из «Воспоминаний воинов русской армии – и напишите название войны, с которой связаны описанные события.

«Мы оставляли одну позицию за другой без всякого сопротивления, если не считать стычек арьергарда. Всеми овладело негодование, слышался ропот, по поводу бесконечного отступления. Чувствуя силу, сознавая, что армия в хорошем состоянии, все и каждый из нас в отдельности жаждали – битвы. В наших общих молитвах, в том «Отче наш», с которым я общался к творцу, слышалось из глубины души одна мольба – чтоб завтра же нам дали возможность сразиться с врагом, хотя бы пришлось умереть – только бы дальше не отступали. Наша гордость, гордость ещё не побеждённого солдата, была оскорблена и глубоко возмущена. Как! Мы отступали перед надменным врагом, а они всё глубже и глубже проникали в родные поля каждого из нас, всё ближе и ближе и никем не сдерживаемые подступали к самому сердцу нашего общего Отечества. К Москве, уже слышно было в рядах страшное слово – «измена». В отчаянии, озлобленные, шли под знамёнами, которые, по нашему мнению, постыдным отступлением были опозорены в глазах всего света».

________________ _________

3 часть

В 1806-1807 гг. АлександруI стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М.Сперанский – выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям. Сперанский по поручению царя подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов».

1.​ В чём суть проекта М.М.Сперанского?

2.​ Почему же этот проект, в начале поддержанный императором, не был реализован?

ОТВЕТЫ

1 часть

1 – 1 11 – 2

2 – 2 12 — 1

3 – 2 13 — 3

4 – 1 14 — 3

5 – 2 15 — 1

6 – 4 16 — 2

7 – 1 17 — 2

8 – 4 18 — 4

9 – 3 19 — 1

10 – 1 20 – 2

2 часть

1 – 2134

2 – 3214

3 – Александр I

4 – Николай I

5 – Александр I

6 – Отечественная война 1812 г.

7 – ВАГБ

8 — Отечественная война 1812 г.

3 часть

1. Могут быть названы следующие положения проекта М.М.Сперанского:

— в основу государственного устройства должен быть введён принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

— предполагалось дать конституцию при сохранении самодержавия

— предполагалось выборность определённой части чиновников и их личная ответственность

— М.М.Сперанский предложил создать Государственный совет и Государственную Думу

— предполагалось предоставить некоторые политические права купцам, мещанам и государственным крестьянам

2.Может быть указано, что проект М.М.Сперанского в полном объёме реализован не был, так как:

— планы Сперанского вызвали резкое недовольство придворного общества

— в дворянских кругах сложилась мощная оппозиция проектам М.М.Сперанского

— он не нашёл поддержки и в среде столичной бюрократии, опасавшеёся новой системы прохождения государственной службы

— на неудачу реформ повлияли и личные качества Александра I, отступившего под давлением консервативных настроений.

(При составлении теста были использованы типовые тестовые задания по истории Е.А.Гевурковой, Я.В.Соловьёва, Издательство «Экзамен» Москва 2008г.)