Влияние биологических ритмов на работоспособность человека кратко. Суточный биоритм: определение, понятие, влияние на органы, нормы и патологии, сбитые ритмы и примеры их восстановления

Существует распространенное мнение о том, что дети легче переносят травмирующие события. Действительно, их психика довольно гибкая и потому редко подолгу зацикливается на переживаемом объекте. Однако, и маленький ребенок, особенно достигший пяти-семи лет, может страдать от депрессии. Причин для развития депрессии великое множество.

Депрессия у детей – явление не такое уже редкое. Многие родители хватаются за голову и не знают, как правильно поступить, обнаруживая у своего любимого чада явные симптомы депрессии. Современный ритм жизни, наличие постоянных стрессов, напряженная обстановка в семье, где растет малыш – все это может существенно повлиять на его индивидуальное мировосприятие. Дошкольники нередко страдают боязнью темноты или страхом того, что родители перестанут их любить.

Несмотря на то, что депрессия может возникнуть у кого угодно, обычно для такого состояния нужны веские основания. Причины депрессии обычно бывают связаны с длительным напряжением внутри семьи, с разводом родителей или другими эмоциональными потрясениями. Часто симптомы депрессии у ребенка сильно тревожат заботливых маму и папу, они хотят помочь своему чаду обрести душевное равновесие. Каковы же могут быть явные причины формирования депрессии у ребенка? Попробуем разобраться!

Обстановка дома

Депрессия у детей может возникнуть в том случае, когда они неуютно чувствуют себя среди самых близких людей. В семье, где часто происходят ссоры, малыш чувствует себя лишним, нелюбимым и нежеланным. У него даже может возникнуть предположение, что родители жалеют о том, что он вообще появился на свет. Такого ребенка постоянно преследуют мысли о собственной ничтожности, и потребуется большая работа с психологом для того, чтобы изменить это убеждение. Домашняя обстановка прямым образом влияет на способность воспринимать происходящие события. Если ребенку не уделяется достаточно внимания, любви и ласки, то до формирования депрессии остается недалеко.

Подростковый период

Если сопутствует времени ярко выраженного пубертата, то ее часто принимают за норму. Дело в том, что возрастной период от тринадцати до шестнадцати лет характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, скованностью или, напротив, агрессивностью. В это время внимание ребенка целиком приковано к собственным чувствам. Он может чувствовать себя несчастным уже потому, что чем-то отличается от сверстников. Молодой человек или девушка подвергают тщательному анализу все, что происходит. Так появляется потребность отыскать свою собственную правду. Проблемы, которые волнуют подростков, взрослым кажутся надуманными и несущественными. Может быть, это происходит потому, что взрослые забыли, как сами переживали кризис подросткового периода? Депрессия – частый спутник тех ребят, у кого нет друзей, кого никто не понимает.

Смена места учебы

Другой причиной формирования депрессии нередко становится смена места учебы. Если родители внезапно продают квартиру и переезжают в другой город, то ребенок вынужден последовать за ними. Часто несовершеннолетнего никто и не спрашивает, хочет ли он оставлять школу, друзей. Ему волею судьбы приходится менять привычный круг общения. Просто так складываются обстоятельства, и именно они определяют дальнейшие действия родителей. Подстраиваясь под изменившиеся условия, ребенок чувствует себя несчастным, и у него формируется депрессия. Лучше всего никогда не торопить события и дать ребенку закончить хотя бы учебный год. Срывание его посреди процесса нередко грозит более серьезными последствиями, чем сама депрессия.

Отношения со сверстниками

Когда ребенка не принимают в детском коллективе, это сильно ранит психику . В таком случае он может стать нервным, раздражительным, неуправляемым. Отношения со сверстниками имеют большое значение для каждого человека. В детском же возрасте любые неудачи кажутся непоправимой трагедией. Малыш может начать считать себя неудачником только потому, что не понимает, почему его отталкивает коллектив. Депрессия здесь выступает не причиной, а способом самому разобраться в сложившейся ситуации.

Проблемы с обучением

Довольно распространенной причиной депрессии у ребенка могут быть трудности с освоением тех или иных школьных предметов. Когда что-то не получается долгое время, охватывает отчаяние, пропадает желание действовать и воплощать в жизнь свои сокровенные мечты. Ребенок, который по каким-то причинам плохо усваивает изучаемый материал, чувствует себя изгоем среди сверстников. У него резко падает самооценка, он начинает вести себя не самым лучшим образом. Проблемы с обучением вполне могут явиться причиной затяжной депрессии. Особенно тогда, когда ребенок не рассказывает о возникших сложностях родителям, а предпочитает держать все в себе.

Депрессию сложно не заметить. Она настолько явственно выражает себя, что окружающие обязательно заподозрят неладное. Симптомы депрессии обычно четко видны близким того человека, который от нее страдает. Сами симптомы указывают на необходимость задуматься о том, что происходит с ребенком и как ему можно помочь. Причины у депрессии могут быть разными, но проявления примерно одинаковые. Причем, это касается как детей, так и взрослых.

Сниженный фон настроения

Ребенка, пребывающего в депрессии, невозможно ничем развеселить. Глядя на него, создается впечатление, что он полностью сосредоточен на своем внутреннем мире. Нередко он уединяется от других детей и не реагирует на внешние раздражители. Излишне печальный, замкнутый ребенок должен привлечь внимание воспитателей и учителей, однако на деле это происходит не всегда. Постоянная подавленность является главным симптомом депрессии. Взрослым необходимо быть предельно внимательными к тому, что происходит с детьми. Не допускайте, чтобы ребенок страдал. Сниженный фон настроения проявляется в ярком нежелании действовать. Ребенок становится вялым, апатичным, отказывается взаимодействовать с другими детьми. Он может стать раздражительным и даже агрессивным, сильно замкнуться в себе. Любимые игрушки перестают доставлять удовольствие, ему все чаще кажется, что он никому не нужен.

Нарушения сна и аппетита

Если ребенок плохо ест, отказывается даже от любимых лакомств, этот симптом указывает на наличие какого-то неблагополучия внутри психики. Нарушения сна может свидетельствовать о тревожном расстройстве. Обычно в этот момент ребенок становится более плаксивым и апатичным, его преследуют различные страхи. Привычные действия теперь могут вызывать у него опасения. Не всегда взрослые столь внимательны к ребенку, не всегда могут сразу определить причину изменившегося поведения. Явным симптомом депрессии является снижение аппетита до такой степени, что приходится кормить малыша чуть ли не насильно. Если дошкольник боится спать один в своей комнате, это тоже говорит о расстройстве.

Внезапное изменение веса

Если ребенок резко худеет или, напротив, набирает вес – это симптом неблагополучия в его организме. Иногда такие проявления могут указывать на снижение иммунитета. Однако в ряде случаев у ребенка действительно происходит развитие депрессии. Любое резкое колебание веса в той или иной степени связано с психологическими причинами. Обычно стойкое депрессивное состояние развивается у ребенка на фоне пережитого сильного потрясения. Его могут мучить головные боли, а по ночам сниться кошмары.

Физические недомогания

Если ребенок часто болеет, родителям стоит призадуматься. Даже банальная простуда не может появляться просто так, без видимых на то оснований. Можно оправдывать собственное бездействие слабым иммунитетом ребенка, однако, даже в этом случае с проблемой необходимо работать: укреплять малыша физически, прибегать к закаливанию, нормализовать правильное питание. Физические недомогания, появляющиеся постоянно, могут свидетельствовать о депрессии. Оставайтесь внимательными к своему ребенку, не допускайте, чтобы он жил в собственных страхах. Детскую психику достаточно легко травмировать, а вот исправлять последствия становится значительно труднее.

Лечение депрессии у детей

Депрессия у детей – это серьезный повод для беспокойства. Здесь не обойтись обычным лечением, как в случае с физическими болезнями. Необходимо подключить душевное тепло и искреннюю заботу. Все-таки ребенок должен жить как можно более беззаботно и радоваться жизни. Неправильно, когда малыш слишком часто грустит или излишне погружен в себя. Лечение целесообразно начинать после того, как все симптомы подтвердятся. Родительское сердце всегда подскажет, как правильно поступить. Ниже изложены действенные рекомендации, которые помогут ребенку справиться с расстройством.

Консультация психолога

Лечение этого проявления неблагополучия лучше проводить с консультации специалиста. Дело в том, что сами родители могут не знать и не понимать многих тонкостей в развитии малыша: время возрастных кризисов, особенностей их протекания и т.д. Психолог подскажет, как лучше выстраивать взаимодействие с ребенком, на что следует обратить пристальное внимание. Как правило, дети после визита к психологу становятся уравновешеннее, начинают смотреть на мир более позитивно.

Медикаментозная помощь

Она может понадобиться в том случае, когда требуется более серьезное лечение, и процесс стал выходить из-под контроля. Медикаментозное лечение должно осуществляться только по показаниям врача. Самостоятельное назначение может привести к необратимым последствиям. Здесь недопустимы эксперименты над ребенком, так как это может повлиять на его дальнейшее физическое и психическое здоровье. К медикаментозной помощи, как правило, прибегают в самую последнюю очередь, когда уже испробованы все другие методы воздействия.

Арт-терапия

Этот метод хорошо зарекомендовал себя в психотерапии. Лечение будет весьма эффективным, если позволить ребенку сполна выразить свои чувства на бумаге. Как правило, трудностей в проведении этот вариант не вызывает, обычно дети не отказываются что-то нарисовать по просьбе взрослого. Арт-терапия – прекрасный способ избавиться от навязчивых страхов, сомнений и патологических состояний. С помощью цветных карандашей и листа бумаги ребенок сможет освободиться от тревожащих его образов, которые до этого жили в голове. Стоит помнить о том, что депрессия у детей появляется вследствие неправильного отношения взрослого. Когда ребенку не хватает внимания и любви, он учится добиваться желаемого разными способами. Арт-терапия способна обнаружить многие скрытые факторы, которые долгое время не замечаются родителями.

Благополучные условия

Чтобы избавить ребенка от депрессии, нужно, прежде всего, создать дома соответствующую обстановку. Малыш должен чувствовать себя защищенным от всего на свете. Хорошо, если у вашего сына или дочери будет иметься собственное пространство. Личная комната позволяет определить индивидуальные границы, дать малышу чувство благополучия. Также малыш обязательно должен чувствовать, что в семье его любят и принимают таким, какой он есть на самом деле. Это большая редкость, поскольку очень многие люди стремятся «переделать» своих родственников. Лучшим лечением станет спокойная умиротворяющая атмосфера. Идеальным вариантом будет смена привычной обстановки на время. Если позволяют денежные средства, можно куда-то отправиться вместе с ребенком: в санаторий, лагерь, в путешествие или курорт. Вы сами и ребенок получите массу положительных впечатлений.

Таким образом, депрессия у детей – это состояние, которое в обязательном порядке нуждается в коррекции. Лечение должно быть основано на любви и всецелом принятии, только тогда от него будет действительно ощутимая польза.

Кажется, что дети должны быть лишены каких-либо факторов, которые провоцировали бы у них депрессию. Однако факты доказывают обратное: у ребенка является распространенным явлением, которое проявляет все симптомы и признаки психического расстройства. Нередко родители пренебрегают лечением, которое направлено на устранение причин депрессии, что еще больше усугубляет проблему.

Детство многими людьми представляется беззаботным. Однако у детей есть немало причин для того, чтобы испортить себе настроение. Дети вынуждены жить по чужим правиладм, постоянно слышать в свой адрес критику, учиться жизни среди других детей, которые пока еще не соблюдают этики и способны оскорблять, унижать, обзываться.

Депрессию могут усугубить проблемы в отношениях с родителями или неуспешность в учебе, которая с каждым годом требует от маленького человека все большего и лучшего. Можно сказать, что дети находятся в еще большем стрессе, нежели взрослые люди. Это естественным образом приводит к депрессии, которая сама по себе не исчезнет, а ребенок пока еще не обладает навыками самостоятельного решения таких проблем.

Тяжелые формы депрессии лечатся в стационаре. Легкие формы лечатся в домашних условиях, где образ жизни не меняется: он все так же учится, делает домашние дела, занимается покупками.

Медикаменты прописываются строго врачами. Здесь активно применяется Адаптол, который оказывает широкое воздействие:

  • Нормализует сон.
  • Устраняет соматические нарушения.
  • Улучшает настроение.

Другим препаратом является Тенотен, который:

  1. Снижает чувство тревоги.
  2. Улучшает сон.
  3. Нормализует аппетит и работу памяти.
  4. Улучшает концентрацию внимания.

Тяжелые случаи лечатся антидепрессантами под контролем врача.

Основная часть работы направлена на улучшение климата в семье. Родители должны направить свои силы на то, чтобы:

  • Повысить самооценку своему ребенку.
  • Принять его нужды и желания.
  • Помочь научиться справляться с трудностями.
  • Помочь выражать свои чувства.
  • Помочь влиять на сложившуюся ситуацию.

Итог

Не стоит пренебрегать состоянием своего ребенка. Сам он со своей депрессией не справится. А если еще и родители начнут игнорировать либо принижать значение его переживаний, тогда к положительному итогу это не приведет.

Депрессия влияет на продолжительность жизни в том плане, что человек становится подверженным мыслям о самоубийстве. Он может предпринять попытки реализовать свои замыслы, некоторые из них могут оказаться удачными. Чтобы не было такого прогноза, следует вовремя замечать изменения в своем ребенке и помогать ему справиться. Если не получается это сделать в одиночку, тогда следует обратиться к психологу.

В нередких случаях ребенок нуждается просто в отдыхе, когда все требования с него будут сняты, проблемы ненадолго не будут беспокоить. Находясь в колее проблем, человек постоянно находится в напряжении. Это не позволяет ему выйти из депрессии, а наоборот еще больше его в нее погружает.

В некоторых ситуациях речь идет о завышенных требованиях, которые выдвигаются к ребенку. Многие причины связаны с родителями, которые выбирают неверные методы воспитания. Все это угнетает ребенка. Если родители не изменят своей тактики, тогда сами станут причиной его несчастного существования.

– психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

    Слово «депрессия » имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств . Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

    Причины депрессии у детей

    Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода , внутриутробных инфекциях , родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм , наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека , равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство , обусловленное разлукой . Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста . Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Симптомы депрессии у детей

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор , боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения , 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид . Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром , детским неврологом , психиатром . До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи , хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога . Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ , МРТ головного мозга . Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог . Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы : ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия . Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию . Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности . Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по внешним признакам отличается от меланхолии длительностью, частотой повторения и глубиной симптомов.

Депрессия – это психическое расстройство, которое может выражаться в многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение, отсутствие интереса к деятельности, торможение мышления, необоснованные страхи, различные физиологические признаки типа бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Длительное время считалось, что у детей, в отличие от взрослых, не могут наблюдаться депрессивные состояния, по крайней мере длительные. Последние исследования показывают, что длительная депрессия для детей и подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых.

Серьезные и длительные депрессивные состояния могут наблюдаться у 3-5% детей и 10-20% подростков. Основная сложность состоит в диагностике таких состояний (изменчивость, неустойчивость, многообразие проявлений вследствие одновременного действия на ребенка множества внешних факторов).

Депрессии у детей, в отличие от "печальных, меланхолических, грустных" настроений, не являются самопроходящими расстройствами и родители не должны надеяться, что они исчезнут с возрастом. Депрессии могут повторяться и приводят к значительному ухудшению общего состояния и здоровья ребенка, что делает депрессию очень опасным заболеванием детского возраста.

Депрессивные симптомы, депрессивный синдром, депрессивное расстройство

В повседневной жизни под "депрессией" у ребенка понимают ряд различных состояний.

Депрессивные симптомы. Например, ребенок унылый и чувствует себя несчастным. В большинстве случаев такие симптомы являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и не являются свидетельством серьезных психических расстройств. Депрессивные симптомы следует отличать от собственно симптомов болезни "депрессивное расстройство".

Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных симптомов (например, настроение печали, ослабление интереса к деятельности, психомоторные нарушения и т.п.). Синдром может сочетаться с другими расстройствами (например, с синдромом гиперактивности, синдромом дефицита внимания). Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по длительности и глубине выходит за нормы.

Депрессивное расстройство (собственно "депрессия"). Возникает, когда депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона "стресса" (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов , которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. "зимних" депрессий.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. "социального отступления" у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы ).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды "мятежа" и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы , характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:
- постоянное состояние печали (уныния);
- постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;
- низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;
- длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);
- "социальное отступление" (например, желание ограничить число социальных контактов);
- бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;
- пониженный или повышенный аппетит;
- чувство постоянной усталости;
- трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;
- злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;
- пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Лечение депрессии у детей

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован ), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п. В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни.