А блок основные мотивы лирики. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Александр Александрович Блок
(1880-1921)

По воспоминаниям М. Горького, «Блок был очень красив, как поэт и как личность». Общественный и писательский авторитет Блока был высокий неоспоримый. В сложном 1919 году, когда в огне революции сгорали многие даже устоявшейся репутации, М. Горький уверенно говорил: «Блока верьте, это настоящий — волею божией — поэт и человек бесстрашной искренности».

Блок был убежден, что «великие произведения искусства выбираются историей лишь из числа произведений «исповеденческого характера». Поэзия Блока и является лирической исповедью: искренность и честность для Блока — необходимые условия творчества. Но ход собственной жизни Блок воспринимал в «всемирном» масштабе. По мнению Блока, — и в этом одна из основных, принципиальных черт его эстетики — у настоящего художника личное неразрывно связано с общественным. Тем более в грозовую революционную эпоху «в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем лучше чувствует он« свое »и« не свое », ибо, в эпоху бурь и тревог, нежные и интимные стремления души поэта также наполняются бурей и тревогой «.

Патриотизм, гуманизм и высокая культура, революционность и бескомпромиссность — все эти качества, присущие Блока, делают его ярким явлением в истории русской литературы и общественной мысли. Критический взгляд Блока остро отмечал трагичность окружающей его жизни. Но неверно было бы воспринимать его лирику как дневник человека, только ужаснулся «страшного мира». По воспоминаниям жены поэта, в Блоке было такое же источник радости, как и пессимизма.

А. Блок — поэт переходной эпохи. Его творчество явилась своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией революционного мира рождается. И на этом пути он прошел через очень сложные поиски, через преодоление влияния идеалистических учений в философии и символизма в искусстве.

Ранняя лирика Блока была связана с символизмом — декадентским литературно-художественным течением конца XIX — чала XX века. Философскую основу символизма составлял мистицизм, идеалистическое учение, согласно которому наряду с несовершенным реальным миром существует мир идеальный. К постижению именно этого мира и стоит стремиться. Отсюда и у Блока в начале творческого пути — отрешенность от общественной жизни, мистическая настороженность в ожидании неизвестных духовных событий. Для символистов главным было отражение субъективных ощущений личности. Реальный образ в символистской поэзии заменен символом — образом, в котором наряду с первоначальным, конкретным началом предусматривается и другой, «идеальный» содержание.

Основная категория искусства, художественный образ — это форма отражения действительности художником. Образ представляет собой конкретную и вместе с тем обобщенную картину жизни. Символ же в основе своей имеет переносное значение. Известны примеры традиционной символики: утренняя заря — символ молодости, хлеб-соль — символ гостеприимства.
Образ выражает предмет конкретно, а символ — условно. Именно древнегреческое слово, что вызвало этот термин, переводится как знак, примета, пароль.
Образ-символ передает в явлении определяющую его идею.

Например, в творчестве М. Горького можно найти конкретные образы птиц. Но Сокол в «Песне о Соколе» — это уже образ-символ, это воплощение идеи, идеи борьбы, непокорства, свободолюбия.

Яркий современный пример перерастания образа в символ — голубь мира. Русский символизм возник в условиях глубокого социального и духовного кризиса. Растерянность перед противоречиями действительности, перед революцией, которая нарастала, что понимается отдельными представителями искусства односторонне, как разрушительное начало, вызвали отказ от общественной деятельности. Символизм побуждал уходить от социальной действительности и революционного движения в мир фантазий. Блок, стремился постичь правду жизни, не мог идти этим путем. «Стихи о Прекрасной Даме». Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье, отличавшейся широтой и глубиной культурных интересов.

Его мать — дочь известного русского ученого А.Н.Бекетова — была первым воспитателем и другом сына, навсегда сохранил привязанность к ней. Высшее образование Блок получил в Петербургском университете, что, по его признанию, дал ему знания и навыки, которые помогали в литературной работе. Но особую роль в становлении молодого поэта сыграл «угол рая неподалеку от Москвы», где среди прекрасной среднерусской природы находился имение деда Шахматово, двери дома открывались прямо «у липы и в сирень, и в синий купол небосклона …».

Любовь А. Блока к Л.Д. Менделеевой, дочери великого русского ученого, ставшей впоследствии женой поэта, выразилась в романтическом преклонении перед ним.
В «Стихах о Прекрасной Даме» (1904 г.) любовь выступает как чувство, непостижимым образом соединяя мир реальный и мир идеальный.

Образный строй ранних стихотворений Блока насыщен символикой. Особенно значительную роль играют развернутые метафоры. Они передают не столько реальные черты изображаемого, сколько чувства, настроения поэта: река «напевает», метель «шепчет», любовь «цветет». Чаще метафора перерастает в символ. Образ выходит за пределы собственного первоначального значения. Так, образы ветра, вьюги, метели воплощают в себе мотивы бездомности, душевной тревоги.

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - очеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых \"примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, - “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали...

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце - и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив моих заплачу,

Твой простор навеки полюблю...

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни - сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и - сколько бы сам ни смеялся над этим - каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл - “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой - служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:

Тебе, чей Сумрак был так ярок,

Приподними небесных арок

Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности - такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, - все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” - этот мотив, общий для всей лирики Блока, - необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе - все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:

Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький положили след,

Но в страстной буре, в долгой скуке -

Я не утратил прежний свет...

Основные мотивы лирики Блока и поэма «Двенадцать»

Главное место в поэме "Двенадцать" занимает мотив бури в море жизни, то есть вся поэма пропитана революционным пафосом. "Он [Блок] согнулся под тяжестью задачи, был раздавлен за то, что не чувствовал прелести Прекрасной Дамы революции, не разгадал ее заклятий. Как скучно и пошло все наблюденное им о победителе-народе!.."

И здесь все та же снежная вьюга, та же тревога, бездомность, огни и мрак ночного города (в трилогии это особенно заметно, начиная со второго тома, где появляются стихотворения, например, как "Там, в ночной завывающей стуже...", "Русь", "Снежное вино", "На зов метелей", "Бушует снежная весна").

В "Двенадцати" поэт остался в кругу своих излюбленных мотивов вольного ветра, порхающей метели, непроглядной ночи, полыхающего пожара. Эти мотивы определяли и название книг "трилогии вочеловечения": "Земля в снегу", "Снежная ночь" и т. д. А в самих стихах Блока тянется нескончаемая цепь снега, льда, стужи, метели начиная с самого раннего: "Я ношусь во мраке, ледяной пустыне", ночь и вьюга, снежный стон, "вот поднялся вихорь снежный", "вдали запевала метель", "там, в ночной завывающей стуже", белоснежная метель, ветер веет снежный, воет ветер леденящий, бушует снежная весна, вечный снег и вой метели и так далее с необыкновенным постоянством.

Говоря о "Двенадцати", существенно отметить, что переплетающиеся мотивы ветра и пожара (вообще - огня) особенно постоянны у Блока в стихах о России или в тех, где образ родины возникает путем разного рода лирических ассоциаций: "И война, и пожар впереди", "Понеслись, блеснули в очи огневые языки", "За ветром взывают мечи", "Твои мне песни ветровые как слезы первые любви", "Дикий ветер стекла гнет", "Встает мятеж, горят деревни". Иногда эти мотивы разрастаются в целую картину, как, например, в "Руси", где пылают зарева горящих сел, ведьмы и черти тешатся в снеговых столбах, буйная вьюга заметает избы, "и вихрь, свистящий в голых прутьях, // Поет преданья старины". Громадную роль играет снежная метель в драме "Песня Судьбы" (1908), глубоко отразившей раздумья Блока о судьбах родины. Здесь, как и в "Двенадцати", этот образ символизирует восстание народной стихии: "Метель идет!". Так, в "Двенадцати" мы видим:

Опять навстречу несется вскачь,

Летит, вопит, орет лихач...

Стой, стой! Андрюха, помогай,

Петруха сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!

Вскрутился к небу снежный прах!..

Интересно, что в "Двенадцати" появляются не только мотивы, свойственные ранней лирике Блока, но и близкие ей группы образов. Так, в неоконченной поэме "Ее прибытие", посвященной, по словам автора, несбывшимся надеждам, разбуженным первой революцией (писалась в декабре 1904 года, но обработана в 1906-1907 годах), читаем:

Через бурю, через вьюгу

Различали красный флаг.

В "Двенадцати" мы видим:

Впереди- с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим...

В январе 1907 года Блок не отступает от темы снега, ветра, стихии. В этот период он пишет "Снежную маску", весь пейзаж которой напоминает пейзаж "Двенадцати". И дело не только в том, что в этих двух текстах мы видим мотивы метели и ночи, но в самой природе стиха, в сходстве ритмического рисунка: те же легкие, порхающие разностопные стихи, то же симфоническое разнообразие непрерывно меняющихся ритмов:

Снежная мгла взвилась,

Легли сугробы кругом.

И снежные брызги влача за собой,

Мы летим в миллионы бездн...

Ты смотришь все той же пленной душой

В купол все тот же звездный...

И смотришь в печали,

И снег синей.

Темные дали,

И блистательный бег саней.

Отдельные точки соприкосновения с "Двенадцатью" обнаруживаются и в других произведениях Блока. Песенно-частушечные ритмы "Двенадцати" мы встречаем в "Заклятии огнем и мраком":

Гармоника, гармоника!

Эй, пой, визжи и жги!

Эй, желтенькие лютики,

Весенние цветки!

В "Двенадцати" эти ритмы представлены в 3 части:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить -

В красной гвардии служить -

Буйну голову сложить!

Сатирические характеристики персонажей старого мира в первой песне поэмы "Двенадцать" соотносятся с такими гневными антибуржуазными стихотворениями Блока, как "Сытые":

Ведь опрокинуто корыто,

Грешить бесстыдно, непробудно...

Долгополый товарищ поп из "Двенадцати" сразу приводит на память другого пузатого иерея из "Ямбов":

И не успеть дочесть отходной

Тебе, пузатый иерей!

Безвестный бродяга, что сутулится в первой песне поэмы, очень похож на того персонажа "Плясок смерти", которого Блок назвал некоронованным царем глухого ночного Петербурга страшного мира, где богатый зол и рад и унижен бедный.

Еще в 1908 году Александр Блок в стихотворении «Россия» пророчествует о том, о чем будет писать через десять лет в "Двенадцати", обращаясь к России:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу,

Какому хочешь чародею

Отдай разбойничью красу!

Тебя заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Ну что ж? Одной заботой боле

Одной слезой река шумней,

А ты все та же лес и поле,

Да плат узорный до бровей.

Для поэмы "Двенадцать" характерно построение изображения на чередовании мотивов ночной темноты и снежной вьюги. С этим связана цветовая символика - контраст черного и белого. Она знаменует два жизненных исторических начала: черное - низкое, ложь, прошлое, белое - высокое, правду, веру в будущее; это противоборствует как на всем свете, так и в каждой человеческой душе.

Снежная вьюга в "Двенадцати" - образ исторической погоды, образ самого переворота и хаоса им принесенного. Черный вечер и белый снег воплощают в своей контрастности историческую бурю, потрясшую мир. Белое, светлое, снежное торжествует в финале поэмы (как, впрочем, и в поэтике символизма в лирическом творчестве поэта), где полностью побеждает непроглядную тьму, из которой вышли "двенадцать":

Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится...

"Двенадцать" - полное торжество стихии. Она главный герой поэмы. Как сама поэма, так и стихия в ней, едина и синтетична, хотя внутри нее самой действуют самостоятельные характеры с их собственными индивидуальными чертами.

Ощущение взлета революции с громадной силой сказалось в "Двенадцати" в мотивах ночной метели, порывистого резкого ветра, взвихренного снега. При этом ветер, снег, пурга - динамические образы восставшей, разбушевавшейся, стихии приобретают различный смысл примечательно к разным персонажам поэмы. Так, для старушки, олицетворяющей "старый мир", снег - большое препятствие

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

Это же можно сказать и о других представителях "старого мира":

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Для несущих "новый мир" "двенадцати" ветер "зол и рад".

"Символизм был губителен для художника, отвращал его от бесконечно богатой содержательностью, красками, ситуациями, проблемами реальной жизни, уводил в абстракцию, в вымышленный и искусственный мир. Все русские символисты - Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов в той или иной форме совершили преступление: они свернули с прямой дороги служения людям и предались сатанинским неистовствам. Основные положения философии и эстетики символизма - ненависть к разуму, демократии, общественности, гуманизму, искание путей над историей" .

И на этом фоне путь Блока - это путь от декадентства к высокому искусству, от модернизма к реализму, от тьмы к свету. В самые жестокие годы реакции он писал своему корреспонденту: "Последняя просьба: если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем" . "И вечный бой! Покой нам только снится", - строка из цикла "На поле Куликовом" стала первой ступенькой в пути Блока к революции. Хоть Блок был одним из лидеров далекого от реальной жизни течения символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В стихотворении "Фабрика" он рассказывает о том, как недвижный кто-то, черный кто-то медным голосом

Согнуть измученные спины,

Внизу собравшийся народ.

В другом стихотворении, написанном в революционный, 1905 год ("Сытые"), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые сытые - скучали и не жили, в то время как кругом слышались мольбы о хлебе.

Так негодует все, что сыто,

Тоскует серость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтоб она была жестокой и кровавой.

В октябрьском перевороте поэт услышал только одну музыку - громовую музыку катастрофического крушения старого мира, которое он так давно предчувствовал и ждал. Поэтому кровавый переворот Блок воспринял как внезапно налетевшую, но уже предсказанную и ожидаемую стихию. Образ разбушевавшейся стихии всегда играл в поэзии Блока особо значительную роль. Ветер, буря, вьюга все это для него привычные понятия романтического мироощущения. Но особенно "стихийна" поэма "Двенадцать": здесь все действующие лица персонифицируют образ стихии.

Цикл "Снежная маска" из "трилогии вочеловечения" весь пропитан стихией снега. Здесь, герой, настигнутый метелью, погружается в вихри снежные, в снежный мрак очей, упивается этими снежными хмелями и во имя любви готов сгореть на снежном костре. Героиня цикла почти лишена конкретных примет, ее черты романтически условны: неизбежные глаза, которые могут цвести; тихая поступь и снежная кровь, ее голос слышен сквозь метели.

Например, в стихотворении "На зов метелей" в героине стихотворения мы не видим внешних черт, она только поверхностно окружена ореолом романтичности. Взаимоотношения лирического героя и его любимой здесь напоминают Ваньку с Катькой. В стихотворении "Снежное вино" последние две строки:

Твои не вспомнить поцелуи

На запрокинутом лице?

очень похожи на описание взаимоотношений Ваньки с Катькой в 4 части "Двенадцати":

Запрокинулась лицом,

Зубки блещут жемчугом...

В цикле "Фаина" образ героини обогащается новыми свойствами. Она не только воплощение стихии души, но и выражение стихии народной жизни:

Смотрю я: руки вскинула,

В широкий пляс пошла,

Цветами вся осыпала

И в песне изошла.

Неверная, лукавая,

Коварная пляши!

И будь навек отравою

Растраченной души.

Этот же мотив "растраченной души", звучит и в других стихотворениях цикла, в том числе и в широко известном "О, весна без конца и без краю". Его обычно приводят как пример мужественного взгляда поэта на жизнь.

Однако из мира стихий, бушующих лиловых миров, как определяет сам Блок в период антитезы, отраженный во втором томе, художник выходит не столько с утратами, сколько с обретениями. Это новое мироощущение поэта отразилось и в венчающем второй том цикле с многозначительным названием "Вольные мысли". Именно здесь звучат слова, предвещающие его переход к третьему, завершающему этапу его вочеловечения:

Всегда хочу смотреть в глаза людские,

И пить вино, и женщин целовать,

И яростью желаний полнить вечер,

Когда жара мешает днем мечтать.

И песни петь! - И слушать в мире ветер!

Третий том открывается циклом "Страшный мир". Тема "страшного мира" сквозная в творчестве Блока: она присутствует во всех томах "трилогии вочеловечения" и поэме "Двенадцать". Ее можно трактовать по-разному: как буржуазную действительность, как упадок нравственных ценностей, как демонические настроения, как губительные страсти - во все это впадает лирический герой, душа которого трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства. Вместо любви здесь горькая страсть, как полынь, бунт черной крови - и это ярко представлено в поэме "Двенадцать". Например, в стихотворении "К Музе" поэт говорит о несчастной гибельной любви:

Для иных ты - и Муза, и чудо.

Для меня ты - мученье и ад.

В поэме "Двенадцать":

В кружевном белье ходила -

Походи-ка, походи!

С офицерами блудила -

Поблуди-ка, поблуди!

Трагическое мироощущение, свойственное большинству стихотворений цикла, находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы страшного мира приобретают космические масштабы:

Миры летят.

Года летят.

Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, - в который раз?

Циклы "Возмездие" и "Ямбы" продолжают эту тему. Главная вина героя - измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. Расплата же, назначенная за эти грехи усталость от жизни и покорное ожидание смерти. В стихотворении "Ночь, улица, фонарь, аптека" показывается роковой круговорот жизни. Этому способствует его кольцевая композиция, точные и емкие эпитеты ("бессмысленный и тусклый свет", "ледяная рябь канала"), наконец, необычная и смелая гипербола: "Умрешь - начнешь опять сначала". В стихотворении "Голос из хора" звучит мрачное, поистине апокалипсическое предсказание о грядущем торжестве зла:

И век последний, ужасней всех,

Увидим и вы, и я.

Все небо скроет гнусный грех,

На всех устах застынет смех,

Тоска небытия.

Уже в "Ямбах" поэт говорит "нет" дням настоящим. Он верит, что крушение старых устоев жизни неизбежно:

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне...

Чуть позже, в "Итальянских стихах", он отвергает позицию чистого искусства, говоря о ней, что это творческая ложь - и здесь он еще более ярко выступает как реалист. «Подлинное искусство, - говорит поэт, - это ноша на плечах, долг, подвиг».

Следующий рассматриваемый цикл "трилогии вочеловечения" "Арфы и скрипки" - связан с блоковской концепцией музыки как внутренней сущности мира, его организующей силы. Если скрипки могут быть расстроенными, то арфа для Блока символ музыки, звучащей всегда в унисон с мировым оркестром. Здесь присутствует широкий диапазон тем: светлая музыка (например, "На смерть Комиссаржевской"), дисгармония страшного мира (например, "Я пригвожден к трактирной стойке").

"Кармен" - последний цикл поэта о любви. Он является связующим звеном между "Арфами и скрипками" и "Соловьиным садом", где отразились раздумья поэта о смысле жизни и месте человека в ней.

Цикл "Родина" посвящен России. Эта сквозная тема, берущая начало из первого тома трилогии и заканчивающаяся в поэме "Двенадцать".

Что касается содержания поэмы, то здесь Блок, на наш взгляд, использует те же образы, что и в предыдущем творчестве: это образы ветра, снега, вьюги, Иисуса Христа, сатирические зарисовки буржуазии, противопоставление черного и белого миров. По форме же это "рвущийся стих" (М. И. Цветаева), в котором слышна музыка революции: здесь и частушечные мотивы, и несущие особую энергию короткие строки, и ритмы марша.

Выдающийся русский поэт Александр Александрович Блок (1880-1921) еще за жизнь став кумиром и символистов, и акмеистов, и всœех дальнейших поколений русских поэтов.

В начале его поэтического пути наиболее близким ему был мистический романтизм творчества Василия Жуковского. Этот "певец природы" своими стихами учил юного поэта чистоте и приподнятости чувств, познанию красоты окружающего мира, единœению с Богом, вере в возможность проникновения за пределы земного. Далекий от теоретических философских доктрин, поэзии романтизма А. Блок был подготовлен к восприятию базовых принципов искусства символизма.

Уроки Жуковского не прошли напрасно: выпестованные им "острые мистические и романтические переживания" приковали внимание Блока в 1901 ᴦ. к творчеству поэта и философа Владимира Соловьёва, который был признанным "духовным отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и т.п.). Идейной основой его учения была мечта о царстве божественной власти, которая возникает из современного мира, который погряз во зле и грехах. Он может быть спасен Мировой Душой, Вечной Женственностью, которая возникает своеобразным синтезом гармонии, красоты, добра, духовной сущностью всœего живого, новой богоматерью. Эта соловьёвская тема является центральной в ранних стихах Блока, которые вошли в его первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Хотя в основу стихов было положено настоящее живое чувство любви к невесте, со временем - жене поэта - Л. Д. Менделœеевой, лирическая тема, освещенная в духе соловьёвского идеала, приобретает звучание темы священной любви. О. Блок разворачивает тезис о том, что в личной любви обнаруживается любовь мировая, а любовь к всœелœенной осознается через любовь к женщинœе. По этой причине конкретный образ перекрывают абстрактные фигуры Вечно Юной Жены, Госпожи Вселœенной и т.п.. Поэт преклоняется перед Прекрасной Дамой - олицетворением вечной красоты и гармонии. В "Стихах о Прекрасной Даме", вне сомнения, присутствуют признаки символизма. Платоновская идея противопоставления двух миров - земного, темного и безрадостного, и далекого, неизвестного и прекрасного, святость приподнятых неземных идеалов лирического героя, его подвел к ним, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ Красоты - важнейшие черты этого художественного направления, нашли яркое воплощение в раннем творчестве Блока.

Уже в первых произведениях оказались основные признаки поэтической манеры Блока: музыкально-песенный строй, тяготение к звуковойи цветовой выразительности, метафоричность языка, сложная структура образа - всœе то, что теоретики символизма называли импрессионистическим элементом , считая его важной составной эстетики символизма. Все это определило успех первой книги Блока. Как и большинство символистов, Блок был убежден: всœе, что происходит на земле - лишь отражения, знак, "тень" того, что существует в других, духовных мирах. Соответственно, слова, язык оказываются для него "знаками знаков", "тенями теней". В их "земных" значениях всœегда просматривает "небесное" и "вечное". Все значения блоковских символов иногда очень тяжело перечесть, и это - важная черта его поэтики. Художник убежден, что в символе всœегда должно оставаться что-то "непостижимое", "тайное", чего нельзя передать ни научным, ни бытовым языком. При этом для блоковского символа характерно и другое: каким бы многозначным он не был, в нем всœегда сохраняется и его первый - земной и конкретный - смысл, яркая эмоциональная, окраска, непосредственность восприятия и чувств.

Еще в ранних стихах поэта можно было заметить такие черты, как напряженность лирического чувства, страстность и исповедальность . В этом состояла основа будущих завоеваний Блока как поэта: неудержимого максимализма и неизменной искренности . Вместе с тем последний раздел сборника содержал такие стихи, как "Из газет", "Фабрика" и др., которые свидетельствовали о появлении гражданских настроений.

В случае если "Стихи о Прекрасной Даме" понравились, прежде всœего, символистам, то вторая книга стихов "Неожиданная радость " (1907) сделала его имени популярным в широких читательских кругах . К этому сборнику вошли стихи 1904-1906 гᴦ. и среди них такие шедевры, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре...", "Осенняя воля" и т.п.. Книга свидетельствовала о высшем уровне мастерства Блока, звуковая магия его поэзии пленяла читателœей. Существенным образом изменилась и тематика его лирики. Герой Блока выступал уже не как монах-отшельник, а как житель шумных городских улиц , который жадно вглядывается в жизнь. В сборнике поэт высказал свое отношение к социальным проблемам , духовной атмосфере общества. В его сознании углубился разрыв между романтической мечтой и действительностью . Эти стихи поэта отобразили впечатления от событий революции 1905-1907 гᴦ., "свидетелœем которых был поэт. А стихотворение "Осенняя воля" став первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока. Поэт интуитивно открыл в этой теме наиболее дорогое и интимное для него.

Поражение первой русской революции решающим образом сказалось не только на судьбы всœей поэтической школы символизма, а и на личной судьбе каждого из его сторонников. Отличительная черта блоковского творчества послереволюционных лет - укрепление гражданской позиции. 1906-1907 гᴦ. были периодом переоценки ценностей.

В данный период изменяется понимание Блоком сущности художественного творчества, назначение художника и роли искусства в жизни общества . В случае если в ранних циклах стихов лирический герой Блока представал отшельником, рыцарем Прекрасной Дамы, индивидуалистом, то со временем он заговорил об обязанности художника перед эпохой, перед народом. Изменение общественных взглядов Блока отразилось и в его творчестве. В центре его лирики - герой, ищущий крепких связей с другими людьми, осознающий зависимость своей судьбы от общей судьбы народа. Цикл "свободные мысли" из сборника "Земля в снегу" (1908), в особенности стихи "О смерти" и "В северном море", проявляет тенденцию к демократизации творчества этого поэта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отображается в состоянии духа лирического героя, в мироощущении, и в конце концов, в лирическом строе языка автора.

Тем не менее, чувство уныния, опустошенности, осложненные личными мотивами, наполняют строки его стихов . Началось осознание окружающей действительности как "страшного мира ", который уродует и губит Человека. Родившаяся в романтизме, традиционная для классической литературы тема столкновения с миром зла и насилия нашла в А. Блоке гениального продолжателя. Психологическую драму личности и философию бытия Блок сосредоточивает в историко-социальной сфере, ощущая прежде всœего социальные нелады. С одной стороны, он стремится к изменению общества, а с другой - его пугают упадок духовности, стихия жестокости, которые всœе большее охватывали страну (цикл "На поле Куликовом" (1909)). В его поэзии тех лет возникает образ лирического героя, человека кризисной эпохи , который утратил веру в старые ценности, считая их погибшими, потерянными навсœегда, и не обрел новых. Болью и горечью за истерзанные судьбы, проклятием жесткому страшному миру, поисками спасительных точек опоры в разрушенном мироздании и хмурой безысходностью и найденной надеждой, верой в будущее наполняются стихи Блока этих лет. Те, что вошли в циклы "Снеговая маска", "Страшный мир" "Танцы смерти", "Искупление", справедливо считаются лучшими из того, что было написано Блоком в период расцвета и зрелости его таланта.

Тема гибели человека в страшном мире Блоком была освещена значительно шире и глубже, чем его предшественниками, тем не менее, на вершинœе звучания этой темы - важный для понимания всœего творчества Блока мотив преодоления зла. Это, прежде всœего, проявилось в теме родины, России, в теме обретения новой судьбы блоковским героем, который стремится преодолеть пропасть между народом и той частью интеллигенции, к которой он принадлежал. В 1907-1916 гᴦ. был создан цикл стихов "Родина", где осмысливаются пути развития Росси, образ которой возникает то привлекательно-сказочным, преисполненным волшебной силы, то ужасно-кровавым, вызывая тревогу за будущее.

Можно сказать, что галерея женских образов-символов в лирике Блока, в конце концов, находит свое органическое продолжение и логическое завершение: Прекрасная Дама - Незнакомка - Снежная Маска - Фаина - Кармен - Россия. Тем не менее, сам поэт настаивал на потом, что каждый следующий образ является не просто преобразованием предшествующего, а, прежде всœего, воплощением нового типа мировоззрения автора на очередном этапе его творческого становления.

Поэзия А. Блока - своеобразное зеркало, в котором отразились надежды, разочарования и драматизм эпохи конца XІХ - начала XX ст. Символическая насыщенность романтическая приподнятость и реалистическая конкретность помогли писателю открыть сложный и многогранный образ мира.

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
А. Блок
Творчество Александра Блока – великого поэта начала XX века – одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем – все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.
Крайне существенно и то,

Что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, – и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых ‘примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, – “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.
Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали…
Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце – и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:
Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив моих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…
Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот подвиг стоит сыну всей жизни – сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:
Сын не забыл родную мать:
Сын воротился умирать.
Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и – сколько бы сам ни смеялся над этим – каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл – “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой – служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…
Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:
Тебе, чей Сумрак был так ярок,
Чей голос тихостью зовет, –
Приподними небесных арок
Все опускающийся свод.
Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности – такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, – все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.
Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” – этот мотив, общий для всей лирики Блока, – необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.
Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе – все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:
Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О сердце, сколько ты любило!
О разум, сколько ты пылал!
Пускай и счастие, и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке –
Я не утратил прежний свет…

(Пока оценок нет)



Мотивы лирики А. Блока

Related posts:

  1. Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них – Александр Блок… М. Рыльекий Поэзия...
  2. Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих...