Авторское отношение в произведении валерик к войне. Анализ стихотворения «Валерик» М

«Валерик» - рассказ-исповедь.

Цели урока:

проанализировать стихотворение Лермонтова «Валерик», раскрыть особенности изображения войны и человека на войне в лирике поэта, выявить отношение Лермонтова к войне;

развивать умения анализировать поэтический текст, представлять и аргументировать свою точку зрения, вести диалог.

Оборудование: презентация, аудиозапись.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент: эмоциональный настрой, мотивация к учебной деятельности.

Рассказывает об истории создания стихотворения «Валерик» (слайды презентации 1-5).

Стихотворение было написано в 1840 году. Основная его часть представляет развернутое описание походной жизни и военных действий на Кавказе, кровопролитного боя на реке Валерик между отрядом генерала Галафеева и чеченцами 11 июля 1840, в котором участвовал и Лермонтов.

Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели поэта.

Стихотворение обращено к

В. А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой) - близкому другу и возлюбленной поэта, женщине, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства.

Свои впечатления о бое на реке Валерик Лермонтов запечатлел не только поэтическим словом, но и кистью художника.

О том, что чувствовал поэт в те дни, свидетельствует портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова бароном Д. П. Паленом после валерикского боя. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, одежда без эполет.

Прослушивают романс «Я к Вам пишу…» (муз. М.Таривердиева на стихотворение М.Лермонтова). Исполнители: Галина Беседина и Сергей Тараненко.

Постановка проблемы.

Организует диалог, побуждающий к постановке проблемы.

Примерные вопросы:

    Дома вы прочитали стихотворение полностью. Чем не похоже это стихотворение Лермонтова на те, которые мы читали раньше?

    Какие строки поразили: показались пронзительными, странными, может быть, непонятными?

    Попробуйте одним словом охарактеризовать стихотворение. Слайд 6.

    Это стихотворение-послание, письмо, рассказ, исповедь.

Уточняем по словарю:

Исповедь

1. Откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.

2. У верующих: покаяние в грехах перед священником.

(Словарь русского языка С.И. Ожегова)

В чем исповедуется лирический герой? Рассказывает о своих взглядах или признается в грехах?

    На какие еще вопросы вы хотели бы ответить в ходе урока?

Отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями.

Примерные ответы:

Объем (= поэма)

Жанр (любовное послание, письмо, поэтический бытописательный и батальный рассказ?)

Тема (любовь – война)

Лирический герой в 2 ипостасях: в момент сражения и в момент написания письма.

Эмоциональная окраска стихотворения (сопоставьте с батальными сценами в в «Бородино» Лермонтова): полное отсутствие героического пафоса, предельно трагическое звучание. (Пафос – сильное чувство, высокое воодушевление художника ).

Чтение отрывков, которые произвели наиболее сильное впечатление.

Совместная формулировка проблемы:

Выдвижение гипотез.

Выдвигают гипотезы, предположения о путях решения проблемы, обосновывают пути решения:

Лермонтову важно показать не воинские подвиги, а то, что испытывает человек на войне, как война влияет на человека.

Поиск решения проблемы с опорой на текст художественного произведения.

Организует подводящий диалог.

Вопросы для обсуждения:

Обратимся к 1 части стихотворения. Охарактеризуйте лирического героя.

СЛАЙД № 9 Центральное место в стихотворении занимают военные сцены.

    Какой в стихотворении изображается война? Что придает описаниям особую достоверность? Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической речи»? Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?

    С помощью каких художественных средств создаются батальные сцены? (Худ. деталь, ИВС, особенности рифмовки). В чем, по мнению поэта, трагизм ситуации, изображенной в батальных сценах?

    Какой смысл привносят в текст описания картин природы?

СЛАЙД 11. Заключительная часть стихотворения. Что изменилось в лирическом герое сейчас, когда он пишет это письмо? Какой смысл придает тексту ирония его финала?

Что же сказал Лермонтов каждому из вас своим стихотворением «Валерик»? Найдите в нем строки, которые становятся итоговым аккордом стихотворения? Принимаете ли вы укоряющее лермонтовское обращение «жалкий человек»? СЛАЙД 12

Отвечают на вопросы с опорой на текст стихотворения, делают краткие записи в тетради:

Предельная, беспощадная искренность.

Трагедия одиночества, разочарования «больной души».

Влияние «кочевой» жизни на человека.

Темы: любовь и война. СЛАЙД №8

Столкновение мирного и военного быта

Разрушение человеческой души под влиянием войны (психология человека на войне).

Человеческая жизнь обесценивется, человек превращается в зверя.

Природа оживляет душу человека; пейзаж наполняет стихотворение философским смыслом. СЛАЙД 10

Противопоставление думающего, страдающего лирического героя пустому, равнодушному светскому обществу.

жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?

Итог урока. Вывод по проблеме.

Дает задание кратко сформулировать ответ на вопрос: почему Лермонтов не героизирует изображаемые события?

Письменно отвечают на вопрос, зачитывают полученные ответы.

Примерный вывод:

М.Ю. Лермонтов один из первых в русской литературе показал разрушительное влияние войны на душу человека. Поэтому в его рассказе нет места героизации, он выступает как пацифист: зачем льется кровь, гремят выстрелы, совершается богопротивное дело? Зачем, когда жизнь так хороша, земля прекрасна, и на ней так много места для мирного и счастливого существования всех людей?

Домашнее задание

Из времени Лермонтова перенесемся в конец ХХ века. Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Валерик» и рассказ Н.Евдокимова « У САМОГО НЕБА». (Юность, 1997, №3). СЛАЙД 12

Кавказ и судьба Михаила Лермонтова тесно связаны. Он познал быт и традиции этого свободолюбивого народа еще в детские годы, когда бабушка сама ездила с ним в горы, чтобы подлечить здоровье ослабленного мальчика. Служба на Кавказе лишь только сильнее закрепила в сердце юного поэта любовь к этим прекрасным и удивительным местам. В своем стихотворном шедевре «Валерик» автор показал жизнь кавказского населения, народа, который никогда не будет существовать в рабстве.

Это лермонтовское произведение было создано в 1840 году. События, положенные молодым поэтом в сюжет этого творения реальные. Так, Михаил Лермонтов наблюдал за подвигами в бою отряда генерал - лейтенанта Галафеева в Чечне. Сам Лермонтов около десяти дней в июле 1840 года становится бойцом этого героического отряда и ведет журнал боевых подвигов отряда.

В стихотворении автор воспроизвел то, что некогда записывал сам в военный журнал отряда. Исследователи лермонтовского творчества, изучив журнал и текст стихотворения, обратили внимание, что не только военные факты совпадают и последовательное их изложение, но и целые предложения, а также и сам стиль повествования.

Название лермонтовского произведения произошло от речки Валерик, которая, по географическим данным, впадает в правый приток Терека - реку Сунжу. Для своего текста поэт выбирает эпистолярный жанр, который позволяет свободно выражать мысли и наблюдения, чувства и воспоминания. Основная стихотворная тема - это тема смысла жизни и тема смерти.

Лермонтов пытался донести своим стихотворным шедевром мысль о том, что, несмотря на то, в нашей жизни, полной тревог и испытаний, необходимо успеть познать и себя, и свой внутренний мир. Каждый человек должен услышать себя, открыть и понять свой внутренний мир. Ведь человек не может жить без согласия с собой, без этого внутреннего познания. У поэта есть мечта, которую он передает в стихотворных строках: эта прекрасная земля должна жить под мирным небом, и не должно быть войны, которая уносит человеческие жизни. Эта тема актуальна и в наши дни, и будет всегда близка и понятна современнику. Наверное, этим и определяется популярность этого стихотворения.

Михаил Лермонтов использует в стихотворении «Валерик» различные выразительные художественные и речевые средства, которые позволяют автору нарисовать такую картину, которая будет ясна и понятна читателю. В тексте Михаил Лермонтов использует эпитеты, метафоры, градации. Постоянные эпитеты: тень широкая, лошади тощие . Есть и оригинальные метафоры: «в струях потока» . Привлекает внимание и интересная градация: «как звери, молча, с грудью грудь» .

Поэт использует простейший двухсложный размер - двустопный ямб, показывая этим насколько прост и незамысловат сюжет. Но вот рифмовка всего стихотворения неупорядоченная. Рифмы в нем не имеют регулярности и обычно рифмуются по два или же три стиха, используя то перекрестную, то смежную, то охватывающую рифму. Продолжает поэт и тему одиночества и патриотизма, которую в русской литературе начал Александр Пушкин. Традиции своего учителя поэт бережно хранит и уважает.

В последних предложениях лермонтовского творения звучат философские размышления, которые смешивается с романтическим настроением поэта. Такой способ позволяет автору донести свои мысли чувства к любому читателю. Это все описывается с небольшой и грустной иронией, которая все больше переносится на бытовой уровень и носит уже больше реалистический характер. Поэт надеется, что его читатель поймет всю глубину его стихотворного замысла, сможет оценить его и задумается над теми вопросами, которые он поднимает в своем творении.

Вторая кавказская ссылка стала для Лермонтова очень плодотворной в творческом плане. В частности, там было написано одно из самых интересных его стихотворений – “Валерик”. Краткий анализ “Валерик” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, поможет школьникам глубже понять это произведение.

Краткий анализ

История создания – написан “Валерик” в 1840 году и посвящен битве на одноименной реке, в которой участвовал сам поэт.

Тема – красота и хрупкость жизни, которая вернее всего осознается на фоне смертельной опасности.

Композиция – трехчастная, первая и последняя части составляют обрамление для главной, собственно описания сражения.

Жанр – любовно-военная лирика, очень редкое сочетание.

Стихотворный размер – четырехстопный и двухстопный ямб с нерегурярной рифмовкой.

Эпитеты “остынувший ум”, “тяжелых лет”, “холодное размышление”, “последний цвет”, “больная душа”, “медные пушки”.

Метафоры “страницы прошлого читая”, “сердцем лицемерить”, “влачил я цепь тяжелых лет”, “мой крест несу”,”штыки горят”, “темный и лукавый взор”.

Олицетворение – “сердце спит”.

История создания

Написанное в 1840 году, стихотворение “Валерик” придет к читателю в 1843-м (оно напечатано в альманахе “Утренняя заря”), но история создания этого произведения началась несколько раньше. Это письмо-обращение к возлюбленной посвящено прекрасной Варваре Лопухиной, в которую много лет любил поэт. Ей адресована поэтическая исповедь Лермонтова.

Во время написания этого произведения он находился в Чечне, во второй кавказской ссылке. В то время подразделение генерала Галафеева, под началом которого служил Лермонтов, вело активные военные действия, в частности, участвовало в сражении на речке Валерик, которое и описано в произведении. Несмотря на то, что у поэта был уже трехлетний опыт военной службы, фактически это было одно из первых сражений, в котором он участвовал.

Тема

Лермонтов пишет о войне и о любви, объединяя эти две темы в одну – он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неизбежной опасности для нее. Вот и лирический герой осознает эту простую истину, только оказавшись на войне. Именно эту мысль он пытается передать своей возлюбленной, однако мало надеется на понимание, ведь у них нет “родства душ”.

Поэт говорит о войне как о чем-то беспощадном и бессмысленном – и несмотря на то, что он рассказывает о конкретном сражении, поднятая им тема имеет общечеловеческое значение и гуманистический смысл.

Композиция

Композиционно этот стих явно делится на три части.

В первой он обращается к любимой женщине, но при этом тон обращения совершенно лишен романтики. Лирический герой говорит о том, что война забрала у него иллюзии, касающиеся чувств. И хотя сердечная привязанность длилась долго, поэт более не верит в нее и всячески отталкивает девушку, к которой обращается. Он много иронизирует и говорит о своей уверенности в ее равнодушии к нему.

Вторая часть композиции – это описание самого сражения, в котором Лермонтов использует множество образов, чтобы передать, насколько ужасно происходящее. Он намеренно обезличивает солдат, что делает сражение еще более ужасным и уродливым. Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, обреченными на смерть.

Основная идея третьей части – показать светскому обществу, что поездка на Кавказ – это не увеселительная прогулка, которой ее все считают. И хотя фактически он обращается только к возлюбленной, здесь явно имеет место обобщение. При этом поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов сражений.

Использованный Лермонтовым композиционный прием очень удачен: он делает переживания героя из-за возлюбленной и его восприятие войны единым целым.

Жанр

Это уникальное произведение, в котором переплелись черты любовной и военной лирики. В то же время в этом послании-исповеди есть элементы пейзажных зарисовок, рассуждения на философские темы и даже бытовые сцены.

Лермонтов использует четырехстопный и двухстопный ямб с нерегулярной рифмовкой для того, чтобы передать ритм боя с одной стороны и сделать диалоги естественными с другой. Использованные в стихотворении приемы максимально точно передают эмоции, о которых говорит Лермонтов.

Средства выразительности

  • Эпитеты – “остынувший ум”, “тяжелых лет”, “холодное размышление”, “последний цвет”, “больная душа”, “медные пушки”.
  • Метафоры – “страницы прошлого читая”, “сердцем лицемерить”, “влачил я цепь тяжелых лет”, “мой крест несу”,”штыки горят”, “темный и лукавый взор”.
  • Олицетворение – “сердце спит”.

Эти средства выразительности помогают ему рассказать правду о своих чувствах и переживания, при этом не завуалировав их.

Тема: Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»).

Цели:

- показать поиск лирическим «я» гармонии с миром, трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, показать символический смысл стихотворений, наполненных философскими обобщениями.

Ход урока

Тема жизни и смерти - вечная во всей литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы...»), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет!..»), «Могила бойца», «Смерть». Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
Стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право...»), написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста „Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами „Журнала военных действий“ видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения „Журнала“ и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова» 3 .

III. Чтение и анализ стихотворений.
Вопросы и задания к стихотворению «Валерик»
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?

Происходит смешение жанров: в послание включаются батальные сцены

По форме «Валерик» – любовное послание , включающее и охватывающее, однако, стихотворную повесть. Первая и последняя части выдержаны в духе типичного любовного послани я, в котором патетика и серьезность искреннего признания несколько снижены условностью жанра и ироничностью тона.

2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?

сложная композиция . Описанию кровопролитного сражения в нем предшествуют посвящение любимой женщине (ее имя не названо) и мирные картины жизни горцев:

В стихотворном повествовании Лермонтова описывается тревога в русском лагере, вызванная горскими конниками, прискакавшими во главе с мюридом, одетым в красную черкеску... Короткий его поединок с гребенским 1 казаком.

Но уже из следующих строф стихотворения выясняется, что этот эпизод только «присказка», а главная «сказка» - впереди. И посвящена она сражению на «речке смерти » (91) - Валерике. Только находясь в самой гуще событий , мог поэт запомнить, а затем запечатлеть главные эпизоды жестокого боя, следовавшие один за другим. Его кульминацией была двухчасовая рукопашная схватка.

Завершив рассказ о том, как прошел «этот день кровавый » (91), поэт обращается к любимой женщине с кратким напутствием.

Посвящение (вступление) и послесловие , казалось бы, написаны лишь на глубоко личную тему - о любви и вынужденной разлуке. Они как бы заключают в «кольцо» главную часть стихотворения, где показаны ужасы войны, обнажена ее сущность.

3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность?
6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл создается нерегулярностью рифм?
9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл выявляет ирония его финала?

Перерывы в военных действиях оставляют его наедине с природой , которая одновременно проста и прекрасна

Зато лежишь в густой траве,

И дремлешь под широкой тенью

Чинар иль виноградных лоз,

Кругом белеются палатки;

Казачьи тощие лошадки

Стоят рядком, повеся нос;

У медных пушек спит прислуга,

Едва дымятся фитили;

Штыки горят под солнцем юга.

В это спокойное и мерное описание внезапно вторгается война сначала сшибками удалыми, своей игрой напоминающими «трагический балет », а потом – «иными представленьями », «Каких у вас на сцене нет ...» И вот тут рассказ лирического героя идет о войне, доселе нисколько не похожей на другие войны, например, на Отечественную: войну 1812 года, о которой вел рассказ солдат-артиллерист в стихотворении «Бородино».

Повествование о кровавом сражении в стихотворении «Валерик» воспринимается на фоне героического, приподнятого изображения войны (ср. описание боя в «Полтаве» Пушкина), увиденного глазами поэта-историка и государственного мыслителя, и на фоне не менее героического, но лишенного патетики и увиденного рядовым-участником («Бородино» Лермонтова) . Тут имеет значение и точка зрения рассказчика, и время рассказывания. Лирический герой находится в нутри сражения и отделен от него несколькими днями . Таким образом, переживание о событии не остыло, и сейчас сражение снова встает перед глазами. Лирический герой мысленно погружен в бой.

Весь стиль и тон стихотворения резко меняется : нет иронии, нет условного книжного языка романтической лирики,

    нет спокойной изобразительно-описательной речи.

    Рассказ становится прерывистым , нервным,

    число переносов значительно возрастает, фраза не вмещается в стих,

    определение отрывается от определяемого слова,

    подлежащее от сказуемого,

    сказуемое от дополнения. И все это вместе создает, во-первых, впечатление уродливости происходящего , атмосферу хаоса , иррациональности, не подвластной разуму, а во-вторых, неразличимости.

Когда идет бой, людей (личностей) нет – одна сплошная масса , не понимающая, что происходит, но автоматически делающая свою кровавую работу.

Для воспроизведения картины сражения Лермонтов ввел множество глаголов действия, но носителем действия в стихотворении выступила не личность, а масса Скликались дико голоса», «в арьергард орудья просят», «Вот ружья из кустов выносят. Вот тащат за ноги людей И кличут громко лекарей», «Вдруг с гиком кинулись на пушки »).

С этим связано и употребление слов с безличными и неопределенно-личными значениями дело началось», «всё спряталось »),

отсутствие личных местоимений единственного или множественного числаподходим ближе. Пустили несколько гранат; Еще подвинулись: молчат. ..»). Лирический герой тоже не вполне сознает, что происходит, а после боя выглядит опустошенным:

Но не нашел в душе моей

Я сожаленья, ни печали.

Люди едва ли не перестали быть людьми:

... и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.

В дальнейшем, после окончания битвы снова различимы отдельные люди и среди них лирический герой:

    здесь можно увидеть солдата,

    умирающего капитана,

    генерала, сидящего в тени на барабане,

    чеченца Галуба .

Картина войны нужна Лермонтову для того, чтобы передать ее бессмысленность, неестественность и уродливость . С этой целью ломается стих , который перестает быть мерно и плавно текущим, гармоничным и музыкальным.

Прозаически нарисованной картине войны противостоит поэтически переданная природа . Началу перестрелок и сражений дважды предшествует описание природы, выдержанное во вполне конкретной стилистике с легким налетом романтического стиля. В первом пейзаже («Зато лежишь в густой траве. ..») романтический стиль почти не ощущается, во втором он проявляется резче и определеннее:

Раз – это было под Гихами,

Мы проходили темный лес;

Огнем дыша, пылал над нами

Лазурно-яркий свод небес.

Над допотопными лесами

Мелькали маяки кругом;

И дым их то вился столпом,

То расстилался облаками;

И оживилися леса:

Под их зелеными шатрами.

Наконец, романтическая стилистика торжествует в заключительном описании природы

Окрестный лес, как бы в тумане,

Синел в дыму пороховом.

А там вдали грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы – и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

Легко заметить, что здесь «перенос» («и Казбек /Сверкал главой остроконечной ») не ломает стих, не делает его прозаичным, а напротив, подчеркивает величественность картины, выделяя ее центр. Военным командам, военной профессиональной лексике , грубому и точному разговорному языку противопоставлены высокие и торжественные обороты речи , восходящие к традиционно романтической поэтической стилистике. И это свидетельствует о том, что Лермонтова интересует не смысл данного эпизода и не смысл русско-чеченской войны, а враждебность человека природе , себе подобным и всему мирозданию . Он не может понять, в чем заключается смысл этой враждебности, этого всеобщего, нескончаемого в истории человечества бунта, какую цель преследует этот мятеж

И с грустью тайной и сердечной:

Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом много места всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Почему человек превращает прекрасную поэзию природы и жизни в безобразную прозу войны или разрушения?

Любовное послание, включившее батальный «безыскусственный» рассказ, таким образом, наполняется серьезным философским содержанием, которое одновременно безнадежно-безысходно и иронично-саркастично («В самозабвеньи Не лучше ль кончить жизни путь? И беспробудным сном заснуть С мечтой о близком пробужденьи?»). В заключительных стихах философская романтическая ирония переведена в бытовой план: все описанное в стихотворении шутливо именуется «шалостью» «чудака », размышления которого над жизнью и смертью не стоят внимания. В лучшем случае они способны «развеселить » и не надолго занять мысль и воображение адресата послания.

В стихотворении поэт полемизирует с официозным воззрением на войну с горцами, с поверхностным, бьющим на внешние эффекты её изображением. Трагизм ситуации, по мысли Лермонтова, в том, что горские племена и русские солдаты вынуждены убивать друг друга , вместо того, чтобы жить в мире и братстве. В конце стихотворения возникают окрашенные в тона философской медитации размышления о бессмысленности "беспрестанной и напрасной " (91) вражды, о том, что война и кровопролитие враждебны лучшему в человеке и "вечно гордой и спокойной" жизни природы

Чтобы понять в полной мере отношение Лермонтова к чеченцам , необходимо вчитаться в каждую строчку. Важны не только слова, но и умолчания. Предваряя описание жестокой схватки, поэт считает необходимым прямо заявить о своей любви к горцам:

"Люблю я цвет их желтых лиц,
Подобный цвету ноговиц,
Их шапки, рукава худые,
Их темный и лукавый взор
И их гортанный разговор."
На всем протяжении описания боя автор ни разу никак не обозначает противника. Дав четкие географические привязки: "Из гор Ичкерии далекой / Уже в Чечню на братний зов..." , врагов в предстоящем бою он обозначает нейтральным в этническом смысле понятием - "удальцы ", а после завершения схватки - "горцы ". Нежелание Лермонтова видеть врагов в уже знакомом ему народе подтверждает применение в стихотворении этнонима - "чеченец ". Если появление этого слова в ранней лирике поэта всегда было связано с описанием боя или предстоящей стычки, то здесь, в стихотворение, описывающем бой именно с чеченцами, это слово многозначительно появляется лишь после окончания сражения и в связи с другом - "он был / кунак 2 мой ".

Лермонтов явно не хотел создавать для русского читателя из чеченца "образ врага ". И скупо, но ясно давал понять, что видит будущее лишь в дружбе между русскими и чеченцами. Недаром его "кунак " носит многозначительное имя - Галуб, дающее отсылку к пушкинскому "Галубу". Это незаконченная поэма, написанная вскоре после "Путешествия в Арзрум". Герой поэмы, горский юноша Тазит, таинственным образом усваивает европейскую, а не горскую мораль и отказывается от кровной мести , от набегов и грабежей

В основе взгляда Пушкина и Лермонтова на кавказскую драму лежала уверенность в неизбежности включения Кавказа в общероссийский мир. Это не фатализм, это понимание логики событий. И, не сомневаясь, что "силою вещей" Кавказ обречен стать частью империи, оба великих поэта старались вникнуть в сознание горца и объяснить особенности этого сознания русскому обществу, чтобы смягчить, гуманизиpовать тяжкий для обеих сторон, но неотвратимый процесс. Пушкина и Лермонтова волновала прежде всего не степень вины того или другого народа. Они стремились не проклясть и обличить, но отыскать возможность совмещения двух глубоко чуждых миров, видя в этом единственный выход из трагических коллизий.


10. Задание. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Валерик» со стихотворением «Бородино» и с рассказом Л. Толстого «Набег».
Вопросы и задания к стихотворению «Завещание»

Стихотворение «Завещание» Михаил Юрьевич Лермонтов написал за год до своей гибели.

Стихи и поэмы последних лет его короткой жизни побуждают к размышлениям о личности и судьбе поэта. Темы одиночества, трагического ощущения бытия и мрачных предчувствий в его сочинениях занимают все большее место. В картинах природы: «На севере диком», «Утес», «Листок» – звучит мотив непонимания, отторжения и покинутости. Разочарование сквозит в стихах «Родина» , «Пророк».

Скорбное начало жизни с ранним сиротством, неприязнь окружающих и гонения властей сформировали его характер и отношения с людьми. В мемуарах современников Лермонтову даются прямо противоположные оценки. Природу противоречивости личности поэта точно выразил Александр Иванович Герцен в статье: «Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову»

Существуют воспоминания о том, что круг общения Лермонтова не ограничивался светскими или армейскими знакомыми. «Среди людей непривилегированных» (И. Андроников) у него были истинные друзья. Им он мог открыть страдающую, мятущуюся душу, не находящую выхода в затхлой атмосфере обыденной жизни. Наверное, и они открывались перед поэтом в простоте и жизненной правде.

На эту мысль наводит анализ стихотворения «Завещание». Лирико-драматический герой его – простой солдат.

По словам Виссариона Григорьевича Белинского, «…это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный…»

Тяжелораненый в бою, на пороге смерти воин посылает со своим земляком последний привет родной стороне и тем, кто помнит или даже не помнит его. Первые слова: «Наедине с тобою, брат» создают атмосферу исповеди .

Формально текст можно разбить на четверостишия с построчной или перекрестной рифмой в различной последовательности. Размер их также неоднороден: то четкий четырехстопный ямб, то разностопный.

Первые четыре автор объединяет в одну строфу, скорее не по ритму, а по смыслу. Здесь вся нехитрая история служивого и итог его жизни. Читатель узнает немного: ранение в грудь, честная служба, плохое лечение – вот и все. В простых словах сквозит обреченность «На свете мало, говорят, Мне остается жить!» и в то же время покорность судьбе «Смотри ж... Да что? моей судьбой, / Сказать по правде, очень / Никто не озабочен» . Строка: «А если спросит кто-нибудь... / Ну, кто бы ни спросил» перекликается с воспоминанием о соседке. Как будто не сразу решился солдат сказать о самом сокровенном.

Вторая строфа объединяет два четверостишия и посвящена родителям. О родителях – особая забота: «Отца и мать мою едва ль / Застанешь ты в живых... / Признаться, право, было б жаль / Мне опечалить их» . Пусть не знают, не испытывают горя.

Третья, также восемь строк – о той самой соседке, единственной, кто может поплакать, вспомнив его.

Такое, на первый взгляд, хаотичное построение стихотворения позволяет передать безыскусную простонародную речь.

Сами рифмы усиливают это впечатление. Рифмуются частицы: «едва ль – жаль», местоименные существительные: «кто-нибудь – в грудь», неопределенные местоимения: «одна – она».

В стихах практически отсутствует метафоричность . Устойчивый эпитет «родному краю» не нарушает общего языкового строя, близкого к бытовой лексике. Поэтому слова«Пустого сердца» , характеризующие давнюю любовь, звучат так пронзительно и остро.

Речевые обороты в народном стиле «Сказать по правде» , «Ей ничего не значит!» дополняют образ лирического героя .

Не надменный гордец, каким его видели в светском кругу, не язвительный острослов, каким он был среди офицеров, сочинил это стихотворение.

Ираклий Луарсабович Андроников, с большой любовью относясь к Лермонтову, отмечал способность его перевоплощаться в своих героев.

Просто, без изысков поведал Лермонтов историю умирающего воина, словно действительно перевоплотился в него, переняв и речь и образ мысли простого солдата. Так может написать только тонко чувствующий, искрений человек.

Андроников поставил «Завещание» по значимости выше многих других творений поэта: «…стихотворения последнего года, в которых он поднимается еще выше, потому что «Валерик», «Завещание», «Любовь мертвеца», «Спор», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...» раскрывают новые стороны этой великой души».


1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?
2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?
3. Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?
4. Докажите, что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.
5. В чем отличие лирического «я» стихотворения «Завещание» от героя ранней лирики Лермонтова?
6. Задание. Сопоставьте стихотворение «Завещание» 1840 г. с ранним стихотворением - переводом из Гёте - с тем же названием («Есть место: близ тропы глухой...»). Проследите, как изменился облик лирического «я» в ранней и зрелой лирике.
Сон

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

Бог знает чем была погружена;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Вопросы и задания к стихотворению «Сон»
1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга?
4. В чем трагичность общения их душ?
5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?

Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений, СОН в том числе.

Стихотворение "Сон" не описывает биографических событий из жиз-
ни поэта, а рассказывает о его настроениях на языке об-
разов его поэзии.
Герой, погибая, видит сон. Во сне ему грезится далекое, но родное существо ("она") Таким образом, стихотворение "Сон" посвящено трагической для Лермонтова мечте - преодолению одиночества.
Стихотворение "Сон" имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня видит сон о нем:

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Таким образом, сюжет развернут два раза - с точки зрения героя и с точки зрения героини.
Стихотворение "Сон" делится на две части. Первая часть пей-
зажна. Причем природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая
его, сила. Раненый герой стихотворения "Сон" погибает от зноя
Нагромождение камней, голых и не прикрытых раститель-
ностью, создает у Лермонтова всегда тягостный, "злой"
пейзаж.
Вторая часть стихотворения начинается откровенной
параллелью:
И снился мне.. .

Следует обратить внимание не только на параллелизм
смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонацион-
ные обороты - начало периода с союзом "и". Если в пер-
вой части стихотворения скалы Дагестана выступают как своего рода синонимы, то во второй в такой же роли оказывается ""вечерний пир в родимой стороне". Мечта героя летит к родимой стороне. Героиня ("одна") сидит задумчиво "меж юных жен, увенчанных цветами". Т

И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена.. .

Сон в употреблении Лермонтова по аналогии с фран-
цузским "reve" может означать не только усыпление (сон
в прямом смысле) , но и мечту. Таким образом, слово
"сон" в стихотворении имеет следующие значения: 1)
усыпление, 2) смерть, 3) мечта. Эти значения раскрывают
смысл заглавия постепенно, Так, слова "Но спал я мертвым сном... " в общея-
зыковом употреблении могут означать просто крепкий сон;
выражение "он спит мертвым сном" само по себе в разго-
ворном языке образа смерти не вызывает. Но в сочетании
с выражениями "с свинцом в груди", "по капле кровь то-
чилася" этот фразеологизм раскрывает свое второе значе-
ние и начинает говорить о смерти. В этом контексте "И
снилось мне... " становится обозначением предсмертного
бреда. Сон героини ("И снилось ей... ") имеет уже другое значение - это видение, которое уносит ее в далекий край. Стихотворение
Лермонтова "Сон" посвящено романтической теме трагического одиночества.
6. Задание. Сопоставьте стихотворение «Сон» (1841) со стихотворением 1830-1831 гг. с тем же названием («Я видел сон: прохладный гаснул день...»). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?
IV . Итог урока. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром оказывается тщетным: нельзя убежать от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает «чужое» сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни - это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

2 Тот, кто связан с кем-л. обязательством взаимной дружбы, защиты, помощи, гостеприимства (у кавказских горцев); друг, приятель.

Неозаглавленное стихотворение, которому позже было принято давать название «Валерик», стало известно после гибели Лермонтова . Черновой автограф доставил с Кавказа в Москву родственник и друг поэта А. А. Столыпин. С Кавказа же была доставлена и копия, сохранившаяся в архиве Ю. Ф. Самарина : ее привез офицер И. Голицын. Хотя в стихотворении описаны события, происходившие в Чечне летом 1840 года, факт обнаружения копии и автографа после гибели Лермонтова и на Кавказе позволил исследовательнице (Э. Г. Герштейн) предположить, что Лермонтов писал это стихотворение не в 1840 году, как это считается до сих пор, а летом 1841 года, в Пятигорске. Впрочем, это еще нуждается в уточнении.

В послании описана экспедиция генерала Галафеева на левый фланг Кавказской линии и происшедшее 11 июля кровопролитное сражение на речке Валерик в Чечне. Сосланный в кавказскую армию, Лермонтов принимал участие в походе, отличился в сражении при Валерике и был представлен к награде. Представляя его к ордену, Галафеев писал, что Лермонтову было поручено наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять о ее продвижении, «что было сопряжено с величайшею для него опасностью». Несмотря на это, Лермонтов «исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

Сергей Безруков читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Валерик»

Сохранился «Журнал военных действий» отряда Галафеева. В этом журнале день за днем описывается поход и подробно изложен ход валерикского сражения. Если сопоставить лермонтовское стихотворение с записями этого «Журнала», то видно, как точно изобразил поэт действительные события и в то же время как умело отобрал и обобщил самое главное. Лермонтов изображает войну с точки зрения ее рядового участника – конкретно, без всяких прикрас, с огромным уважением к доблести русских солдат и офицеров.

Белинский относил «Валерик» к числу «замечательнейших произведений» Лермонтова и отмечал, что оно отличается «этою стальною прозаичностью выражения, которая составляет отличительный характер поэзии Лермонтова и которой причина заключалась в его мощной способности смотреть прямыми глазами на всякую истину, на всякое чувство, в его отвращении прикрашивать их».

По черновикам видно, что, добиваясь максимальной простоты в передаче своих впечатлений, Лермонтов отбрасывает торжественные слова «огонь батальный», «на месте сечи», которые ассоциируются с традиционными военными описаниями. Новый стиль Лермонтова, оставаясь высокопоэтичным, все больше сближается с обыденной повседневной речью.

Валерик, или Валарик, – речка в Чечне, приток Сунжи. Название это происходит от чеченского слова «валлариг» – мертвый. Поэтому Лермонтов и называет Валерик – «речкой смерти», вкладывая в это двойной смысл: носящая название «речки смерти» – она в день сражения действительно стала речкой смерти.

По материалам статей Ираклия Андронникова.