Что объединяет группы поддержки медиаторы подстрекатели. Участники социального конфликта и их поведение

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

Задание 1.1

К основным видам экономических отношений относят

  1. предпринимательство
  2. производство
  3. распределение
  4. творчество
  5. обмен

Задание 1.2

Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства?

  1. в государстве существует однопалатный парламент
  2. входящие субъекты имеют статус государственного образования
  3. наличие трёх независимых ветвей власти
  4. в государстве существует двухуровневая система законодательства
  5. образующие государство части имеют полный суверенитет
  6. право регионов свободного выхода из состава государственного образования

Задание 1.3

Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются:

  1. политические партии
  2. публичные акционерные общества
  3. публично-правовые образования
  4. жилищные кооперативы
  5. производственные кооперативы
  6. унитарные предприятия

Задание 1.4.

Формами рационального познания выступают

  1. понятие
  2. восприятие
  3. суждение
  4. умозаключение
  5. ощущение
  6. представление

Ответ :

1.1. 1.2. 1.3. 1.4.
346 24 256 134

Критерии оценивания

2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 2

Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны.

Ответ : участники социального конфликта.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ.

Задание 3

Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.

Ответ :

Общее : формы социальной динамики.

Лишнее : стагнация.

Критерии оценивания

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез.

Ответ :

Общее : теоретические методы научного познания.

Лишнее : описание.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы.

Ответ :

Общее : представители этнических общностей/групп, выделенных по этническому признаку.

Лишнее : сибиряки.

Критерии оценивания

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Задание 6.1

В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания.

Задание 6.2

В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации.

Задание 6.3.

Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека.

Задание 6.4

Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству.

Задание 6.5

Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным.

Задание 6.6

В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика.

Ответ :

6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6.
да нет да нет нет нет

Критерии оценивания

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Решите задачу.

Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится?

Ответ : владелец кинозала добился бы желаемого при условии, что спрос на услуги кинозала является неэластичным. Если спрос на услуги кинозала окажется эластичным, его выручка с ростом цены входных билетов уменьшится.

Критерии оценивания

  • 2 балла за верное указание вида спроса, при котором выручка увеличится.
  • 2 балла за верное указание вида спроса, при котором выручка уменьшится.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 8

Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы.

В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать.

  1. Нормы какого кодекса регулируют права, возникшие у гражданина В. в отношении его романа?
  2. В каком году произведение гражданина В., станет общественным достоянием?
  3. Как повлияет на авторские права то, что гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права?
  4. Сможет ли мать гражданина В. претендовать на его наследство? Приведите пояснение ответа.
  5. К какому типу культуры относится роман гражданина В.? Назовите три признака, по которым это можно определить (каждый признак обязательно проиллюстрируйте примером из текста).

Ответ :

ВОПРОС ОТВЕТ БАЛЛЫ
1 Гражданский кодекс РФ 1 или 0
2 в 2076 г. (спустя 70 лет со смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора) 2 или 0
3 никак не повлияет, поскольку для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения, право на произведение возникает в момент его создания (ГК РФ, ст. 1259, п. 4) 1 или 0
4 1) ответ : да, сможет;

2) пояснение : вне зависимости от наличия завещания она является наследницей первой очереди, которая в данном случае имеет все права на наследство

1 или 0

1 или 0

5 1) ответ: элитарная культура;

2) пояснение:

· ориентация на узкий круг ценителей (книга разошлась среди членов клуба любителей исторических романов);

· необходимость специальной подготовки для восприятия (вставки на древнегреческом языке)

1 или 0

по 1 баллу за каждый названный признак, по 1 баллу за каждое приведённое пояснение.

Максимум за задание 13 баллов.

Задание 9

Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют.

Ответ :

А Б В Г Д
2 1 4 3 5

Критерии оценивания

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
5 3 2 4 1

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную позицию.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов – _______ (А), каждая из которых состояла из _______ (Б) (производительные силы и производственные отношения) и _______ (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были _______ (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление _______ (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости.

В отличие от марксизма, абсолютизировавшего _______ (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения _______ (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь _______ (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций.

Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития _______ (И), который определяет остальные компоненты – социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление _______ (К) общества и определили его основные черты.

Список терминов:

  1. базис
  2. деятельность
  3. духовная
  4. касты
  5. классы
  6. коммунистическое
  7. надстройка
  8. общественная собственность
  9. политическая
  10. постиндустриальное
  11. религия
  12. сословия
  13. техника
  14. формация
  15. частная собственность
  16. экономическая

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
14 1 7 5 15 16 3 11 13 10

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 12

Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Понятия :

  1. проступки,
  2. преступления,
  3. дисциплинарные,
  4. уголовные,
  5. административные,
  6. правонарушения,
  7. гражданские.

Ответ :

Схема с ответами

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждую верную позицию.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 13

Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы изображённого человека. Укажите пять статусов.

Ответ : мужчина, воин (рыцарь), феодал, дворянин, христианин, вассал, сеньор, участник Крестовых походов.

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 14

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Исторический миф - мощное оружие пропаганды Нового и Новейшего времени… В наши дни мифотворцы обращаются за поддержкой уже не к священным текстам или чудесам, а к исторической науке… Одно, это исторические сведения сами по себе, другое ‒ их интерпретация, ценностное отношение. Самая опасная ложь ‒ та, что на 99 % состоит из правды. Миф отличается от науки не тем, что он не опирается на факты или сам их выдумывает (это как раз не обязательно), а тем, как он расставляет акценты, чему придаёт высшую ценность…

Между подлинным мифом ‒ греческим, германским или индейским ‒ и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины».

В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям ‒ уже способным к иным, высшим видам мышления.

Учёные предлагают различать «два значения слова “миф”»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй ‒ для современной культуры»… Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» ‒ в лучшем случае этнографическое значение.

Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того ‒ именно в их различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее.

Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа»

  1. А. Какие два типа мировоззрения (две формы постижения мира) противопоставляет автор? Б. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два отличия между ними.
  2. Сколько смыслов слова «миф» приводит автор? Раскройте их содержание.
  3. Опираясь на содержание текста, назовите тип культуры, для которого характерен современный миф.
  4. Какую, по мнению автора, социальную функцию играет современный миф? Раскройте содержание этой функции, приведя авторскую цитату.
  5. Выскажите предположение, какую социальную опасность может нести современный миф.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1. А. Научное и мифологическое;

Б. два отличия между ними, например:

  • миф опирается на веру и не требует доказательств, а наука опирается на разум и строго доказательна;
  • миф даёт только ответы и не приемлет вопросов, а научное познание начинается с вопроса (проблемы);
  • синкретичность мифа (соединение рационального и эмоционального, неотчётливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова), тогда как наука представляет собой системное знание.

Могут быть приведены другие отличия.

2. Два смысла:

  • классический миф как вид архаического мировосприятия;
  • современный миф как «добросовестное заблуждение».
А . 1 балл

Б . По 2 балла за каждое отличие (всего 4 балла)

По 2 балла за раскрытие содержания каждого смысла (всего 4 балла)

3. Характерен для современной массовой культуры. 2 балла
4. Положительная социальная функция мифа – интеграция, консолидация общества. 2 балла
Пояснение , например: «Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности».

Может быть приведено другое положение текста, поясняющее интегрирующую функцию мифа.

2 балла
5. Современные мифы могут создаваться с целью разжигания вражды между членами общества, утверждения превосходства одних народов или социальных групп над другими, оправдания антигуманной политики.

Могут быть высказаны иные предположения.

3 балла

Максимум за задание 18 баллов

Задание 15

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОНЯТИЯ
1) *** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец ) Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт , обращаясь к составителям ***) Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар аль-Каддафи ) конституция
2) *** – побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель )

*** ‒ это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар ) Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка )

банкротство
3) Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен )

*** ‒ священное таинство демократии. (Теодор Хесберг )

Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант )

выборы/ голосование
4) *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (Освальд Шпенглер )

Мысль без *** ‒ недомыслие, *** без мысли ‒ фанатизм. (Василий Ключевский )

*** без политики бесполезна, политика без *** бесславна. (Александр Сумароков )

мораль

Критерии оценивания

По 2 балла за каждое верное слово.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 16

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

    «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский )

    «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». (И.Т. Посошков )

    «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф )

    «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». (Ф. Бурлацкий )

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 125 баллов .

В самом простом варианте конфликт есть противоборство двух физических лиц, когда речь идет о межличностном конфликте или двух социальных групп при групповом конфликте. Но далее следует множество вариаций. Прежде всего, в конфликте могут участвовать не две, а три, четыре и более сторон, представленные как физическими, юридическими лицами, так и любыми общественными группами, объединенными какими-либо общими интересами (государство, партия, союз работников, класс и др.).

Участников конфликта принято делить на прямых и косвенных. Прямыми участниками конфликта считаются непосредственно противоборствующие стороны, а косвенными - организаторы, пособники, подстрекатели, посредники, свидетели, очевидцы и др.

Противоборствующие стороны – это участники конфликта, со­вершающие активные действия (атакующие или оборонительные) друг против друга. В суде противоборствующими сторонами являются истец и ответчик. Если одна из противоборствующих сторон прекращает борьбу, то конфликт, как правило, исчезает либо меняется состав участников (если в конфликте их было более двух). Противоборствующие стороны могут быть неравнозначны по своему составу. В последнее время часто встречаются судебные процессы против государства. Очень часто в конфликте, в который вовлечены крупные общности, группы людей, большую роль играют лидеры, представляющие интересы участников конфликта. Но замена лидера не прекращает конфликт как таковой, возможна полная смена методов ведения борьбы.

Остановимся более подробно на других участниках конфликта.

Подстрекатель - это лицо, группа или организация, подталкивающие другого участника к конфликтному поведению. Подчас подстрекатель заинтересован в конфликте больше самого участника, но сам может в нем не участвовать. Целью подстрекателя может быть также ослабление враждующих сторон или групп, в которые они входят.

Пособник - это лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. С юридической точки зрения, пособник - это участник преступного деяния (соучастник), действия которого влекут уголовное наказание. При групповых конфликтах, таких, как массовые беспорядки, отличить пособника и активного участника технически очень сложно.

Организатор - это лицо (или группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатор может быть участником конфликта либо быть вне его, может представлять собой одну из противоборствующих сторон либо играть роль подстрекателя. Очень важную роль в масштабности конфликта играет степень обеспеченности организатора различными аксессуарами (массовые, технические, интеллектуальные).


Редкий конфликт (особенно на стадии выхода из конфликта) обходится без такой фигуры, как посредник, медиатор. Посредник - нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров. Посредник сам не принимает никаких решений, а передает пожелания противоборствующих сторон, помогая им прийти к соглашению. Посредником может быть индивид, группа или какая-либо организация. Посредник должен устраивать обе стороны, иначе он не сможет выполнить свои обязанности по ведению переговорного процесса. Доверительные отношения с обоими участниками конфликта позволяют создать благожелательную атмосферу и ускоряют процесс переговоров. Этому во многом способствуют мудрость, авторитетность, скромность и интеллигентность посредника при полном отсутствии заинтересованности в победе одной из сторон.

Для урегулирования конфликтов на первом этапе необходимо определить участников этого конфликта, интересы, которые преследует каждый из них. Нельзя справиться с конфликтом, если нам неизвестен, например, организатор или пособники, или мы неверно истолковываем степень их заинтересованности в результатах конфликта или методах его ведения.

Важный аспект структурного анализа социальных конфликтов – выявление «действующих лиц и исполнителей» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта», сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъект», «посредник». При этом не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей. Так, участником этнического конфликта может быть любая группа лиц, которая принимает участие в конфликте, но не отдает себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником могут быть также сторонние лица, случайно оказавшиеся в зоне конфликта и не имеющие своего интереса. Субъектом этнического конфликта является этническая группа, способная создать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других групп, вызывать те или иные изменения.

Такой специалист в области теории конфликтов, как Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии субъективно несовместимых целей;

Вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанным непосредственно в конфликт, но вносит вклад в его разжигание;

Третичные группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Конфликтантов можно различать по следующим объективным характеристикам.

Роли - некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть:

· прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта;

· косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, - это участники конфликта.

Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением , т.е. косвенные участники конфликта могут:

· провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор), его цель - спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;

· содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи);

· поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки);

· планировать и руководить протеканием конфликта (организатор);

· быть жертвой конфликта.

Алан Турен считает, что определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций является ключевым моментом в анализе конфликта. В чем же здесь проблема? В реальном конфликте действительные оппоненты могут не проявлять свое участие, а скрываться за второстепенными участниками (подмена, маскировка субъекта). Кроме того, трудность с определением участников и субъектов конфликтного взаимодействия связана с динамичностью этого процесса: на одном этапе человек или группа может выступать инициатором конфликта, а к концу переместиться в категорию жертв. Поэтому имеет смысл согласиться с французским исследователем: эта процедура не так проста, как выглядит на первый взгляд.



Кроме ролей, субъекты и участники конфликта характеризуются рангом, социальным статусом, потенциалом.

Ранг - позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:

· оппонент 1 ранга - человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

· оппоненты 2 ранга - отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

· оппонент 3 ранга - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

· оппоненты 4 ранга - государственные структуры, выступающие от имени закона.

Социальный статус - общее положение личности или группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав или обязанностей.

Потенциал (сила) - возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта.

Элвин Тоффлер выделяет, согласно западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание. Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества.

Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научными законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником силы.

Знание, насилие и богатство, взаимоотношения между ними определяют силу в обществе.

Политический же вектор ресурсов вытекает из взаимодействия следующих факторов .

1. Фактор власти. Устойчивость и действенность властных структур и их легитимность в глазах населения или отдельных социальных групп.

2. Фактор человеческих ресурсов . Число людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие властным структурам, их число относительно всего населения, а также форма и устойчивость их организаций.

3. Фактор знаний и навыков (технологической оснащенности). Умения, знания и возможности этих людей, их способности удовлетворять потребности политических структур.

4. Скрытые факторы . Фундаментальные основания деловой культуры и архетипов, психологические и идеологические факторы, такие, как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга. По М. Веберу, дисциплина есть возможность того, что в силу привычки команда получит быстрое и автоматическое исполнение в стереотипизированных формах от данных групп или личностей.

5. Материальные ресурсы и политика . Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта.

6. Санкции. Характер и силы принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении властных структур.

Сила есть способность к эффективному действию и противодействию. Но ее мощь зависит от взаимоотношений с другой стороной, проявляется во взаимодействии социальных групп. Коротко говоря, действие и противодействие являются свойствами силы; они констатируют силу в действии.

Любой ресурс, выступающий основанием силы, эффективен только в том случае, если индивиды подтверждают этот ресурс, и ресурс индивида только тогда дает силу, когда он имеет некоторый вес в контексте тех отношений, где он используется (Э. Тоффлер).

Обычно выделяют и рассматривают три категории участников конфликта в зависимости от присущих им ролей:

Участники: атакующие и защищающиеся;

Управляющие конфликтом;

Нейтральные.

Каждая категория объединяет, в свою очередь, несколько групп. Так, категория «управляющие конфликтом» включает группы: правительственные лица, бюрократические институты, ассоциации. Развернутую типологизацию участников конфликта предложил А.А. Белов. Им выделены и описаны 11 групп участников конфликта в зависимости от степени их вовлеченности в конфликт и ролевого участия в нем.

1. Непосредственные участники – это те, кто сходится в прямом противоборстве за свои интересы. Это сами участники, их союзники, помощники, которые подыскиваются как в самой организации, так и вне ее.

2. Манипуляторы – те, кто пытается достичь своих целей, не принимая явного участия в конфликте, «руками других», используя их как марионеток.

3. Подстрекатели – те, кому выгоден конфликт, но не потому, что в нем достигаются их цели, а потому, что «можно ловить рыбу в мутной воде», кому выгодно обоюдное ослабление сторон, чьи услуги (продукция), в частности, будут пользоваться повышенным спросом в условиях конфликта, кто хочет занять вследствие конфликта лидирующее положение.

4. «Спонсоры». Их цели в конфликте непосредственно не достигаются. Интересы «спонсоров» не связаны с проблемой и результатом. За оказанную помощь в конфликте они получают какие-либо «проценты» (это могут быть материальные блага, льготы, должность, просто благодарность, наконец). Такой тип участников может быть назван еще «ростовщиками».

5. Арбитры – те, кто могут своим волевым решением остановить конфликт, кто управляет конфликтом – «третейские судьи», руководители, авторитетные люди, профессиональные арбитры.

6. «Жертвы» – те, кто страдают от конфликтных действий, не участвуя в них, кто испытывает неудобства от конфликта. Такие субъекты, хотя и не преследуют целей, связанных с содержанием конфликта, могут включаться в него для самозащиты или мести обидчикам.

7. Посредники (медиаторы) – те, кто принимают непосредственное участие в конфликте, но, сохраняя нейтралитет, не преследуют своих целей, а стараются смягчить «трения» сторон, облегчить их коммуникацию, привести стороны к компромиссу.

8. Зрители – те, для кого конфликт – развлечение. Они могут интересоваться ходом, наблюдать, одобрять или осуждать (и сам конфликт, и действия сторон), но активные действия не принимают.

9. «Общественные контролеры» – следят за ходом конфликта, чтобы соблюдались «правила честной игры». В целом сохраняют нейтралитет, но могут вмешиваться, если эти правила нарушаются.

10. «Болельщики» – группы поддержки конфликтующих. Обеспечивают необходимый эмоциональный фон, оказывают моральную поддержку. Никаких интересов не преследуют (могут рассчитывать на благодарность «своих» участников). Действия основаны на личных симпатиях и взаимоотношениях.

11. Наблюдатели – сохраняют нейтралитет, наблюдают за ходом конфликта, чтобы вовремя отреагировать, если будут затронуты интересы групп, которые они представляют.

Обоснование определения участников конфликтного взаимодействия, их роли в конфликте, степени вовлеченности в него позволяет установить реальный «вклад» в развертывание конфликта, цели, преследуемые ими в конфликте, причины и мотивы вступления в него. Знание этих параметров дает возможность сконцентрировать усилия по разрешению конфликта на его «ядре», а не распылять их, что, безусловно, повышает эффективность противоконфликтных мер.

Например, по данным социологических опросов, проведенных в течение последних десяти лет в организациях г. Белгорода, конфликтные роли среди их руководителей и сотрудников распределились следующим образом (в % к числу опрошенных).

Таблица 1

Распределение участников конфликтного взаимодействия

Подстрекатель – это лицо или группа (государство, организация), которые подталкивают другого участника к конфликту. Задача подстрекателя – спровоцировать конфликт между другими сторонами.

Сложность в выявлении подстрекателей:

Его истинные мотивы могут быть скрыты,

Он подставляет под удар кого-то третьего,

Невозможно предугадать все возможные последствия действий пострекателя.

Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью. Пособники бывают активными и пассивными. Активные пособники предпринимают определенные действия, прилагают усилия к развитию конфликта. Пассивные пособники – наблюдатели, которые только своим вниманием, сочувствием и присутствием побуждают противоборствующие стороны к эскалации конфликта.

Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собственности и т.д.

Стадия познания и персонализации в конфликте. Коммуникативные барьеры

Любое восприятие характеризуется определенным искажением (проблемы социальной перцепции, восприятия человека человеком). В основе этого лежит субъективное отражение отражение реальности, основанное на индивидуальных особенностях, жизненном опыте, уровне образования, направленности личности, коммуникативных барьерах.

Коммуникативные барьеры представляют собой различия в однороных особенностях личностей участников контакта, препятствующие полноценному общению между ними.

Коммуникативные барьеры:

· Смысловой

· Моральный

· Мотивационный

· Интеллектуальный

· Ригидностный эмоциональный

· Эстетический

Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

Конфликтология -- дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. конфликтология фаза участник поведение

Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.

Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения.

На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки -- конфликтологии . Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом -- общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность -- группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром -- межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет свой предмет в объекте общем для этих наук. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.

Конфликты -- неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии -- гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии -- социальные, внутриличностные и зооконфликты -- в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения.

Конфликтогенез -- это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро -- конфликт.

Конфликт -- ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт -- особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Различают следующие конфликты:

  • · Внутренние конфликты -- это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних конфликтов, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.
  • · Внешние конфликты -- это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

Антагонистические конфликты -- это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин «антагонизм» распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко -- в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п. современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации :

  • · Приспособление -- одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
  • · Избегание -- уход от конфликтной ситуации.
  • · Компромисс -- совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • · Соперничество -- активное противостояние другой стороне.
  • · Сотрудничество -- попытка прихода к совместному решению.

Фазы конфликтов

  • 1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной
  • 2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации
  • 3. Выбор способов действия
  • 1. Участники конфликта (противостоящие стороны, оппоненты) - это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Степень их участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта (оппонентов); группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие как “оппонент”, что в переводе с латинского означает “возражающий, противник в споре”.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи). Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Организатор - лицо или группа, планирующее конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников и др.

Оппонент - это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.

Часто выделяют такую характеристику оппонента , как его ранг, включающий в себя следующие характеристики:

  • - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте;
  • - “сила”, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры;
  • - физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения;
  • - социальный опыт конфликтного взаимодействия;
  • - широта социальных связей;
  • - масштабы общественной и групповой поддержки;
  • - наличие и величина деструктивного потенциала - физической силы, оружия и т.п.

Сильный оппонент - это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации.

Конфликтный человек - это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

У всех перечисленных выше участников конфликта есть определенные мотивы, по которым они вступают в конфликт. Мотивы сторон включают побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

Заинтересованные стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Сторона, которая первой начала конфликтные действия, называется инициатором конфликта . Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют многолетнюю историю, поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который стал причиной конфликта.

2. Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником столкновения сторон; основное противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

Как известно, ядром любого конфликта является противоречие. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта в зависимости от остроты противоречия усиливается или ослабляется борьба. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Заинтересованные стороны могут воспринимать конфликт с различной степенью точности понимания сути конфликтной ситуации, т.е. степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая.

Латентный «конфликт» - объективно существующая конфликтная ситуация, но не осознаваемая, не воспринимаемая участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

Неадекватно воспринятый конфликт - объективно существующая конфликтная ситуация, воспринимаемая сторонами как конфликтная, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности.

Ложный конфликт - конфликтная ситуация, которая объективно отсутствует, но, тем не менее, отношение сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные.

Адекватно воспринимаемый конфликт - объективно существующая конфликтная ситуация и по ключевым характеристикам адекватно воспринимаемая участниками.

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

При нейтральном взаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно. Конечно, происходит определенное искажение и потеря информации как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции. Это вполне естественно, так как информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особенные изменения - возрастает степень субъективности восприятия.

Степень искажения конфликтной ситуации - не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования когнитивных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.

Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.

1. Искажение конфликтной ситуации в целом.

В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтной ситуации в целом:

  • - конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются;
  • - происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи и отношения;
  • - уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу “здесь” и “теперь”. Последствия, как правило, не просчитываются;
  • - восприятие ситуации происходит в полярных оценках - “белое и черное”. Полутона используются редко;
  • - происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует предубеждениям.
  • 2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства и т.д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели - как возвышенные и поэтому достойные реализации. Субъект конфликта закономерно приходит к выводу, что он прав.

Б. Мотивы оппонента. Оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. “Да, - рассуждает участник конфликта, - оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!”. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

3. Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность. Целевая составляющая рассматривается в русле “Я прав, поэтому я должен победить!”. Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:

  • - я все делаю правильно;
  • - я вынужден так делать;
  • - по-другому в этой ситуации невозможно поступить;
  • - он сам виноват, что мне приходится так действовать;
  • - все так делают.

Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является “он должен уступить, он должен проиграть”. Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:

  • - это подлые поступки, это удары ниже пояса;
  • - он делает только то, что мне во вред;
  • - он намеренно так поступает.