Характеристика главного героя робинзон крузо краткое содержание. Несокрушимый характер Робинзона (по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»)

Текущая страница: 8 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Александр Александрович Блок
(1880–1921)

Сладкозвучие его лирики было чрезмерно… В безвольном непротивлении звукам, в женственной покорности им заключалось… очарование Блока…

К. И. Чуковский


«Трагический тенор эпохи» – назвала Блока Анна Ахматова, определив этим две важные стороны его мироощущения: трагическое начало и необычайное, музыкальное чувство времени.

Благородство и красота были присущи внутреннему и внешнему облику Блока. «…Красивый, стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами, с большими мечтательными глазами и с печатью благородства во всех движениях» – таким остался он в памяти А. И. Менделеевой, матери его будущей жены. Почти все, знавшие его, отмечали необычность, романтичность его облика.

Два места в России были поэту родиной: Петербург («город неуловимый»), где он родился 16 ноября 1880 года, и подмосковное Шахматово. «Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к Родине», – писала М. А. Бекетова, его тетя и будущий биограф.

Духовный мир Блока формировался в семье, хранившей культурные традиции русской интеллигенции: дед А. Н. Бекетов, «отец русской ботаники», был ректором Петербургского университета, мать А. А. Блок и бабушка Е. Г. Бекетова, широко образованные женщины, занимались переводами. «Прекрасная семья. Гостеприимство стародворянское, думы – светлые, чувства – простые и строгие», – пишет Блок в «Автобиографии». Жуковский, Полонский, Майков, Фет, А. К. Толстой были его первыми духовными учителями. «Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет», – вспоминает поэт.

Начало XX века. Московские молодые поэты А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев восторженно приняли стихи А. Блока. «Все события, – писал поэт Валерий Брюсов, – все, происходившее вокруг, эти юноши воспринимали как таинственные символы, как прообразы чего-то высшего, и во всех явлениях повседневной жизни старались разгадать их мистический смысл».

В 1904 году увидела свет книга Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Таинственный образ Вечной Женственности (влияние поэта и философа Вл. Соловьева), полная драматизма любовь к Л. Д. Менделеевой, будущей жене, «мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века», – все это воплотилось в лирических произведениях сборника.

В поэтический мир Блока со временем входят новые темы, новые образы: поэт откликается на общественные события (стихотворения «Фабрика», «Сытые»). Чуткость его поэзии ко времени была необычайна.

В период между двумя революциями созданы наиболее значительные произведения поэта: стихотворения «Незнакомка», «Заклятие огнем и мраком…», «На железной дороге», «Россия», цикл «На поле Куликовом» и другие, поэма «Соловьиный сад», ряд публицистических и критических статей.

Для стихов Блока становятся характерны тревожные ритмы. Тема столкновения героя, носителя светлых идеалов, со страшным миром действительности, в котором не дано торжествовать добру, свету и гуманизму, – главная в творчестве поэта на исходе 900-х годов.

Спасительным полюсом для поэта была Россия. Образ России проявляется в стихах Блока постепенно: она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно сильное чувство пронизывает весь поэтический мир – безоглядная любовь к Отечеству. Это проявляется уже в первых стихах о России («Осенняя воля», «Россия»). Родина для Блока все – «жизнь или смерть, счастье или погибель».

Ожидание очистительной бури, сметающей старый, ненавистный поэту мир, определило отношение Блока к революции: «Всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».

Откликом на события 1917 года явилась поэма «Двенадцать», а вслед за ней стихотворение «Скифы», главное содержание которого составляет мысль о революции как знаке «мира и братства народам».

Последние годы жизни поэта были драматичны: он выглядел бесконечно усталым и надломленным. Кровью сердца купил Блок свое понимание революции как сжигающей стихии. Он осознавал – если у поэта отнимают «творческую волю, тайную свободу», то «поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл».


Да, я дышу еще мучительно и трудно.
Могу дышать. Но жить уж не могу.

Девушка пела в церковном хоре…


Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Незнакомка


По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»7
«Истина в вине!» (лат.)

Кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

О доблестях, о подвигах, о славе…


О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

О, я хочу безумно жить…


О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

Россия


Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

На железной дороге

Марии Павловне Ивановой



Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие,
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул – и поезд вдаль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что – давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно;
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – все больно.

Вопросы и задания

1. Чему посвящено стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»? Как соотносится первая строка с темой стихотворения?

2. Прочитайте стихотворение «О, я хочу безумно жить…». Какие чувства и желания являются для поэта самыми волнующими, сокровенными? Какие принципы, по убеждению Блока, должны быть определяющими для искусства, творчества?

3. Как удается Блоку передать чувство любви к Родине в стихотворении «Россия»?

4. Какие два лика России созданы в одноименном стихотворении Блока? Как определяет поэт свое отношение к Родине?

1. С каким некрасовским стихотворением перекликается стихотворение «На железной дороге»? Почему стихотворение «На железной дороге» входит в цикл «Родина»?

2. Попытайтесь определить термин «музыкальность», характеризующий поэзию Блока. Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»?

1. Сравните женские образы в стихотворениях «Девушка пела в церковном хоре…» и «Незнакомка».

2. Почему некоторые исследователи рассматривают стихотворение «О доблестях, о подвиге, о славе…» как поэтическую параллель пушкинского стихотворения «Я вас любил…»? С помощью каких художественных средств создается Блоком женский образ? Какова символика синего цвета в стихотворении?

Анна Андреевна Ахматова
(1889–1966)


На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.

И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.

И непохожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.

А бледный рот слегка разжат,
Неровно трудное дыхание,
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.


Этот портрет, написанный с большим сходством в 1913 году, принадлежит самой Анне Андреевне Ахматовой. Вместе с другими ее изображениями, созданными известными художниками, он зрительно дополняет представление о «златоустой Анне всея Руси», как называла ее М. Цветаева.

В автобиографии Ахматова лаконично отмечает наиболее важные моменты своей жизни: первые воспоминания о великолепных царскосельских парках, сильное впечатление, оставленное древним Херсонесом, обучение чтению по азбуке Льва Толстого, первое стихотворение, написанное в одиннадцать лет, первое знакомство с русской поэзией – поэзией Державина и Некрасова. Потом уже открылся Пушкин, беззаветная любовь и удивление им прошли через всю ее жизнь.

Одно из ранних стихотворений Ахматовой обращено к Пушкину и Царскому Селу, где она провела свое детство и юность.

Там она познакомилась со своим будущим мужем Николаем Гумилевым, тоже учившимся в Царскосельской гимназии.

Ряд стихотворений в первых сборниках Ахматовой «Вечер» (1911) и «Четки» (1914) навеяны ее чувствами к Гумилеву.


В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашу встречу, мальчик мой веселый.
Только, ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок,
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой незвонок.

После революции творческая судьба Ахматовой сложилась драматично. В начале 20-х годов были опубликованы две книги стихов: «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). О сборнике «Anno Domini» замечательно отозвался литературовед Виктор Шкловский: «Это как будто отрывки из дневника. Странно и страшно читать эти записи. Я не могу цитировать в журнале эти стихи. Мне кажется, я выдаю чью-то тайну».

С 1924 года ее стихотворения перестали печатать вплоть до 1939 года, а изданные произведения подвергались необоснованной критике. Долгое время в печати не появлялись ни новые, ни старые ахматовские стихи. Она занималась в эти годы изучением творчества Пушкина, архитектурой Петербурга, переводами.

Затем наступила следующая эпоха творческих репрессий.

Поэт Михаил Дудин вспоминает: «…в ее жизни было много тяжелого, трагического… Но никогда, ни в одной из ее книг я не находил отчаяния и растерянности. Никогда не видел ее с поникшей головой. Она всегда была прямой и строгой, была человеком воистину неземного великого мужества… Души высокая свобода, которой она обладала, давала ей возможность не гнуться под любыми ветрами клевет и предательств, обид и несправедливостей».

И только на рубеже 50–60-х годов поэтическое имя Ахматовой было реабилитировано в общественном мнении. В 1964 году она удостоена международной премии «Этна-Таормина» в Италии, в 1965 году получила докторскую степень в Оксфорде. В «Беге времени» (1965), последнем прижизненном сборнике Ахматовой, впервые относительно полно представлено ее позднее творчество. Немало произведений увидели свет лишь в конце 80-х годов.

Анна Андреевна Ахматова создала удивительную лирическую систему в русской поэзии, соединив своим творчеством новую поэзию XX века с великой поэзией XIX столетия.

Сжала руки под темной вуалью…


Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Песня последней встречи


Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

Сероглазый король


Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

Он любил три вещи на свете…


Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
…А я была его женой.

Уединение


Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу…
А недописанную мной страницу -
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.

Муза


Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что́ почести, что́ юность, что́ свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Родная земля

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.



В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.

Вопросы и задания

1. Прочитайте стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король». Каким настроением проникнуты эти стихи? Какие художественные приемы использует автор?

1. Прочитайте строки из записных книжек Ахматовой, в которых говорится о назначении и месте поэта в обществе: «Но в мире нет власти грозней и страшней, Чем вещее слово поэта»; «Поэт не человек – он только дух – Будь слеп он, как Гомер, иль, как Бетховен, глух – Все видит, слышит, всем владеет…»

Каким Ахматова видит предназначение поэта?

2. Прочитайте стихотворения «Уединение», «Муза». Каким вы видите образ Музы в поэзии Ахматовой?

3. Прочитайте стихотворение «Родная земля». Определите его тональность. Какие мотивы вы можете выделить в этом стихотворении? Какие разные значения слова «земля» звучат в нем? Какая тема обозначена в последних строчках?

1. Что значит любовь для лирической героини Ахматовой?

2. К. Чуковский писал: «Тихие, еле слышные звуки имеют для нее неизреченную сладость. Главное очарование ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Ее умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства, она пользуется мельчайшими, почти неприметными, микроскопически малыми образами, которые приобретают у нее на страницах необыкновенную силу». Выскажите ваши впечатления от знакомства с лирикой Ахматовой.

3. Поэт Михаил Кузмин назвал поэзию Ахматовой «острой и хрупкой». Как вы поняли это определение?

Сергей Александрович Есенин
(1895–1925)

Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство – это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.

С. П. Кошечкин


Сергей Есенин родился в деревне Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Рязанская земля была страной его детства. И костер зари, и плеск волн, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отразилась в стихах, полных любви к русской земле:


О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…

Первые стихотворные строки были написаны в школьные годы, а в 1916 году вышел в свет его поэтический сборник «Радуница».

Поэт считал, что его литературная дорога началась «с легкой блоковской руки». «Был он для меня словно икона… Приду и скажу: вот я, Сергей Есенин, привез вам мои стихи. Вам только одному и верю. Как скажете, так и будет». В дневнике Блока 9 марта 1915 года появилась запись: «Днем у меня рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».

В 1915–1916 годах Есенин создает стихи, в которых воплотились важнейшие черты всей его лирики: бесконечная любовь к России и родной Рязанщине, чувство общности со всем живым на земле.

Октябрьскую революцию поэт принял, как он сам признавался, «с крестьянским уклоном». Поэта захватывает вихревое начало, вселенский, космический размах событий, грядущие изменения в России. «Весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем», – вспоминал позже поэт Петр Орешин. Художественный стиль Есенина этого времени отмечает высокая патетика, метафоричность образов. Стремясь отозваться на революционные события, он обращается к мифологии, библейским легендам.

Однако довольно скоро Есенин начал понимать: ни космической революции, ни мужицкому раю не суждено осуществиться. В одном из писем поэта 1920 года читаем: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому». Эти настроения со временем усиливаются.

Высшим смыслом, стержнем лирики Есенина явилась тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил Есенин.

В трудные для Есенина дни, чтобы лучше понять настоящее, он обращается к тем событиям прошлого, которые кажутся ему созвучными настоящему времени. Так, в 1921 году написана драматическая поэма «Пугачев», в которой создан образ мужицкого бунтаря, а в 1924 году во многом автобиографическая поэма «Анна Снегина», лирическая струя которой входит в широкую историческую тему. Под поэмой «Черный человек» стоит дата «14 ноября 1925» – немногим более месяца осталось жить поэту. Поэма, по признанию ее автора, написана под влиянием маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» (где, как известно, пришедший к Моцарту незадолго до его смерти черный человек заказывает композитору реквием).

Стихотворения последних лет жизни наполнены трагическим пафосом. Один из современников вспоминал о вечере 1924 года, где выступал Есенин: «Стихи его ударяли по сердцам лихостью отчаяния, бились безысходной нежностью и безудержной решимостью защищать кулаками и кровью свое право на печаль, песню и гибель».

По-разному видится читателям и образ главного героя романа. Один из критиков утверждал, что, попав на необитаемый остров, Робинзон немедленно устраивается там с удобствами и начинает жарить бифштексы, другой - что он «располагается, как дома, на пустынном острове и как только встречает туземца, немедленно аннексирует его и извлекает из него максимальную пользу. По прошествии многих лет он появляется перед нами с улыбкой, как будто он провел все это время в Чипсайдской лавке» 3. В характере Робинзона читатели замечают прежде всего здравомыслие, практицизм, хладнокровие, деловитость... И справедливо - это, действительно, определяющие качества, позволившие герою выжить, устоять, не потерять человеческий облик.

Однако образ Робинзона вовсе не так одномерен и рационализм его не столь безоговорочно. Ситуация, в которой оказывается герой, отнюдь не такая идиллическая, как ее рисуют критики и как она подчас предстает в литературных обработках романа Робинзон живет на острове в постоянном напряжении и страхе, «болезни, расслабляющей душу, как

расслабляет тело физический недуг», - страхе диких зверей, от которых он в первую ночь залезает на дерево, страхе грозы, которая может уничтожить запасы пороха, страхе землетрясения, страхе, вызванном неожиданным окликом попугая, сверкающими глазами козла в темноте и особенно - видом человеческого следа на песке, страхе появления дикарей и пиратов...

Дефо углубляется в нюансы этого психологического состояния, унижающего человека, лишающего его способности здраво мыслить и рассуждать: «...на основании собственного опыта могу сказать, что ничто не делает человека таким жалким, как пребывание в беспрерывном страхе». В Робинзоне страх убил даже его стремление к изобретательству.

Гема страха смыкается с темой иррациональных предчувствий, вещих снов, безотчетных импульсов. Сын иска Просвещения, Дефо, однако, мог бы повторить вслед за своим великим соотечественником:

Есть многое на свете, друг Горацио, Что И Не снилось вашим мудрецам...

И герой его, рационалист и прагматик, ведущий подчас бухгалтерские расчеты с самим господом богом, чутко прислушивается к собственной интуитивной реакции на происходящее.

«Никогда не пренебрегайте тайным предчувствием, предостерегающим нас об опасности. даже в тех случаях, когда вам кажется, что нет никакого основания доверять ему», - убеждает Робинзон читателей. И сам следует этому совету. Даже когда к острову подплывает долгожданный корабль, Робинзон не бросается навстречу людям - «какое-то тайное предчувствие», которого он «ничем не мог объяснить предостерегало его против них»; и предчувствие не обмануло - на остров высадились пираты. При возвращении в Англию герой так же безотчетно решает отказаться от путешествия морем и забирает с корабля сданный заблаговременно багаж. И снова герой оказался прав - корабль не достиг места назначения, как он узнал позднее.

Более того, Робинзон не раз видит вещие сны; один из них предвосхищает обстоятельства спасения Пятницы, другой (в «Дальнейших приключениях») точно передает положение дел на острове, в то время как Робинзон находится в Англии.

«...С точки зрения позднейшего психологического реализма XIX-XX вв., художественные средства, с помощью которых Дефо изображает внутренний мир своего героя, кажутся скудными и область их применения - ограниченной», - утверждает А. А. Елистратова. Но правомерен ли в принципе такой подход? Какие бы «скудные» средства ни применял Дефо, он остается тонким психологом для любого времени, писателем, психологическая глубина и убедительность которого познаются в полной мере лишь при вдумчивом чтении. Вначале даже возникает желание упрекнуть автора в непоследовательности. Вот, казалось бы, Робинзон осознал всю греховность своей прошлой жизни и молит бога лишь избавить его «от бремени грехов, над ней тяготевшего и лишавшего ее покоя». Что значило в сравнении с этим его одиночество? Об избавлении от него Робинзон больше не молился, он «даже не думал о нем: таким пустяком стало оно (...) казаться». Роман пестрит такого рода утверждениями. И в то же время Дефо умеет показать, что под маской спокойствия и удовлетворенности скрываются постоянное напряженное ожидание и подспудная мечта вырваться из островного плена, вернуться к людям. С этой мечтой Робинзон строит лодку и делает отчаянную попытку отплыть от острова, чуть не стоившую ему жизни; с этой мечтой он добирается до потерпевшего крушение испанского корабля; с этой мечтой он расспрашивает Пятницу о племенах, населяющих окрестности острова. («С того дня у меня возникла надежда, что рано или поздно мне удастся вырваться из моего заточения и что мне поможет в этом мой бедный дикарь») .

Душевное равновесие героя, добытое с таким трудом, оказывается очень шатким. След ноги на песке надолго выбивает Робинзона из колеи, приводит его в такое угнетенное состояние, что он не может найти «облегчение в смирении и молитве». Потерпевший крушение близ острова испанский корабль так живо напоминает герою о радостях человеческого общения,

что Робинзон, как в горячке, одержим лишь идеей переправы с острова на материк, несмотря на все безумие этой затеи. Когда же, наконец, наступает момент избавления и он получает возможность покинуть остров, то от счастья и волнения теряет дар речи и чуть не лишается чувств. А ведь это тот самый человек, который не раз утверждал: «...если бы не страх перед дикарями, которые могли потревожить меня, я бы охотно согласился провести здесь весь остаток моих дней до последнего часа». Непоследовательность? Нет, скорее психологическая глубина и убедительность, позволившие создать емкий, многогранный образ, включающий и абстрактный облик человека вообще, и библейскую аллегорию, и конкретные биографические черты своего создателя, и пластику реалистического портрета. Не случайно американский критик Э. Тилльярд сказал: В литературе XVIII века нет более всеобъемлющего характера, чем Робинзон Крузо».

Как видим, роман может быть прочитан (и читался!) очень по-разному. Каждое поколение видело в нем нечто созвучное своему мироощущению. В эпоху сентиментализма Робинзон представлялся «естественным человеком», в эпоху романтизма - Человеком вообще Человеком с большой буквы, а в середине XIX в.

историки литературы и философы выявили в нем типичного англичанина и буржуа периода первоначального накопления. Одних огорчала «бесчувственность» и бесстрастность» стиля Дефо, других поражал его глубокий психологизм; одних восхищала достоверность описаний, другие упрекали автора в несуразностях, третьи считали его искусным лжецом...

И у читателя может возникнуть недоуменный вопрос: что же нам делать с таким множеством интерпретаций и оценок, где же привычный указующий перст критика, безошибочно отделяющий истину от заблуждения, важное от второстепенного, прогрессивное от реакционного? Но в данном «введении в книгу» мы и не собирались предлагать единственно верную, универсальную концепцию этого многогранного произведения и его центрального образа. Нашей задачей было как раз осветить всю их принципиальную многозначность, показать философскую и эстетическую глубину этого отнюдь не «детского» романа, его открытость - как и любого поистине великого произведения искусства - различным интерпретациям, трактовкам, прочтениям. Хотелось бы, чтобы читатель, ощутив все многообразие творческой палитры английского романиста, под новым, «взрослым» углом зрения перечитал с детства знакомую и любимую книгу.

(по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»)

«Робинзон Крузо» – книга известная всему миру. Она очень быстро стала популярной у читателей всех стран, была переведена почти на все языки мира. Прошло много лет с тех пор, как Даниэль Дефо написал это произведение, но и до сих пор оно читается с большим интересом и волнует воображение читателей. Тысячи людей впервые узнают об истории Робинзона Крузо, миллионы читателей перечитывают эту книгу снова и снова, и каждый находит в ней что-то свое, каждый сочувствует герою. Дети играют в Робинзона Крузо, его именем пользуются в повседневной жизни, уже не имея в виду само произведение. История Робинзона Крузо перестала быть историей конкретной личности, она стала символом.

Робинзон Крузо был, наверное, обычным человеком, со своими радостями и печалями. Он, возможно, не отличался какими-то особыми талантами. Именно это делает его таким близким нам, его поступки понятны каждому, а его раздумья и жизненные принципы вызывают сочувствие и доброе отношение к герою. Более того, Робинзон находится в затруднительном положении, будущее пугает его. Оторванность от цивилизации кажется ему хуже смерти. Его охватывает отчаяние. Таким изображает автор Робинзона в первые дни его жизни на безлюдном острове.

Тем не менее, со временем Робинзон вынужден задуматься о том, как выжить в новых условиях, и отчаяние заменяется надеждой. Лишь во время болезни грусть снова возвращается, усиленная тем, что он ощущает себя очень одиноким.

Когда Робинзон попал на остров, то имел лишь то, что было на нем. Инструменты, которые удалось спасти из корабля, помогли выжить, а настойчивая работа сделала это возможным. Робинзон строит себе жилье, из найденных зерен выращивает хлеб. Козы, которые жили на острове, становятся его домашним скотом и обеспечивают его молоком и сыром. Чтобы вырастить из нескольких зернышек вдоволь хлеба, понадобилось несколько лет настойчивой работы. Для Робинзона эти зернышки означали не только возможность есть хлеб. Это была его победа над злой судьбой.

Улучшая себе условия жизни, Робинзон решает построить лодку.

В произведении очень много примеров того, что может сделать человек, имея непоколебимую волю и целеустремленность. Ни одно испытание не смогло сломить характер Робинзона. Он бросил вызов обстоятельствам и победил их.

Несокрушимый характер Робинзона олицетворяет лучшие черты всего человечества. Человек не должна бояться трудностей. Именно эта мысль является выводом произведения «Робинзон Крузо». И именно поэтому история обычного моряка, который благодаря настойчивой работе и несокрушимому характеру сумел выжить и возвыситься над неблагоприятными обстоятельствами, будет еще долго волновать читателей этой замечательной книги. Так как пример Робинзона уместен не только на безлюдном острове, но и в повседневной жизни.

Робинзон Крузо был обычным человеком. Он не отмечался какими-то особыми способностями. Именно это делает его таким близким нам, его поступки понятны каждому, а его мысли и жизненные принципы вызывают сочувствие и доброе отношение к герою.

Человек, который занимал не сильно важное место в обществе, который привык жить, пользуясь достояниями своего времени. Он попадает в такое положение, в котором не имеет возможности жить в обычных условиях. Более того, Робинзон находится в затруднении, будущее пугает его. Оторванность от цивилизации кажется ему хуже смерти. Его охватывает отчаяние. Таким изображает автор Робинзона в первые дни его жизни на необитаемом острове.

Тем не менее, со временем Робинзон вынужден задуматься о том, как остаться живым в новых обстоятельствах, и отчаяние изменяется на надежду. Лишь во время болезни грусть снова возвращается, усиленная тем, что Робинзон ощущает себя очень одиноким.
Когда он попал на остров, то имел лишь то, что было на нем. Инструменты, которые удалось спасти с корабля, помогли выжить, а настойчивый труд сделала это возможным. Робинзон строит себе жилье, из найденных зерен выращивает хлеб. Козы, которые жили на острове, становятся его домашним скотом и обеспечивают его молоком и сыром. Чтобы вырастить из нескольких зернышек достаточно хлеба, понадобилось несколько лет настойчивого труда. Для Робинзона эти зернышки означали не только возможность кушать хлеб. Это была его победа над злой судьбой.

Улучшая себе условия жизни, Робинзон не оставляет надежду возвратиться домой. Устав ждать какой-нибудь корабль, который будет проплывать возле острова и сможет его спасти, Робинзон решает построить лодку.

В произведении много примеров того, что может сделать человек, имея непоколебимую волю и целеустремленность. Ни одно испытание не смогло сломить характер Робинзона. Он бросил вызов обстоятельствам и победил их.

Несокрушимый характер Робинзона олицетворяет лучшие черты всего человечества. Человек не должен бояться трудностей. Именно эта мысль является выводом произведения «Робинзон Крузо» . И именно поэтому история обычного моряка, который благодаря настойчивой работе и несокрушимому характеру сумел выжить и возвыситься над неблагоприятными обстоятельствами, будет еще долго волновать читателей этой замечательной книги. Так как пример Робинзона уместен не только на безлюдном острове, но и в повседневной жизни.
Мне не нравится Робинзон Крузо, так как он плохой человек. Вы сами об этом знаете, если читали книгу о нем. Это он продал в рабство мальчика Ксури, что оказал содействие его бегству из рабства. Это он имел плантации в Бразилии, и мы знаем, кто работал на тех плантациях.

Известная всему миру. Она очень быстро стала популярной у читателей всех стран, была переведена почти на все языки мира. Прошло много лет с того времени, как Даниэль Дефо написал это произведение, но и до сих пор он читается с большим любопытством, волнует воображение. Тысячи людей впервые узнают об истории Робинзона Крузо, миллионы читателей перечитывают эту книгу снова, и каждый находит в ней что-то свое, каждый сочувствует герою. Дети играют в Робинзона Крузо, его именем пользуются в повседневной жизни, уже не имея в виду само произведение. История Робинзона Крузо перестала быть историей конкретной личности, она стала символом.

Робинзон Крузо был обычным человеком. Он не отмечался какими-то особыми способностями. Именно это делает его таким близким нам, его поступки понятны каждому, а его мысли и жизненные принципы вызывают сочувствие и доброе отношение к герою.

Человек, который занимал не сильно важное место в обществе, который привык жить, пользуясь достояниями своего времени. Он попадает в такое положение, в котором не имеет возможности жить в обычных условиях. Более того, Робинзон находится в затруднении, будущее пугает его. Оторванность от цивилизации кажется ему хуже смерти. Его охватывает отчаяние. Таким изображает автор Робинзона в первые дни его жизни на необитаемом острове.

Тем не менее, со временем Робинзон вынужден задуматься о том, как остаться живым в новых обстоятельствах, и отчаяние изменяется на надежду. Лишь во время болезни грусть снова возвращается, усиленная тем, что Робинзон ощущает себя очень одиноким.
Когда он попал на остров, то имел лишь то, что было на нем. Инструменты, которые удалось спасти с корабля, помогли выжить, а настойчивый труд сделала это возможным. Робинзон строит себе жилье, из найденных зерен выращивает . Козы, которые жили на острове, становятся его домашним скотом и обеспечивают его молоком и сыром. Чтобы вырастить из нескольких зернышек достаточно хлеба, понадобилось несколько лет настойчивого труда. Для Робинзона эти зернышки означали не только возможность кушать хлеб. Это была его победа над злой судьбой.

Улучшая себе условия жизни, Робинзон не оставляет надежду возвратиться домой. Устав ждать какой-нибудь корабль, который будет проплывать возле острова и сможет его спасти, Робинзон решает построить лодку.

В произведении много примеров того, что может сделать человек, имея непоколебимую волю и целеустремленность. Ни одно испытание не смогло сломить характер Робинзона. Он бросил вызов обстоятельствам и победил их.

Несокрушимый характер Робинзона олицетворяет лучшие черты всего человечества. Человек не должен бояться трудностей. Именно эта мысль является выводом произведения «Робинзон Крузо». И именно поэтому история обычного моряка, который благодаря настойчивой работе и несокрушимому характеру сумел выжить и возвыситься над неблагоприятными обстоятельствами, будет еще долго волновать читателей этой замечательной книги. Так как пример Робинзона уместен не только на безлюдном острове, но и в повседневной жизни.
Мне не нравится Робинзон Крузо, так как он плохой человек. Вы сами об этом знаете, если читали книгу о нем. Это он продал в рабство мальчика Ксури, что оказал содействие его бегству из рабства. Это он имел плантации в Бразилии, и мы знаем, кто работал на тех плантациях.

Это он после 20-ти лет одиночества сделал первого же человека себе не другом, не сотрудником, а слугой, дал ему нечеловеческое название вместо имени. Это он такой скряга, что большая часть его записей - перечень имущества, а совсем ненужные ему на острове деньги сохраняет на всякий случай.
Но необходимо быть справедливым и отдать ему должное.

Он не стал сидеть дома, а неоднократно пускался в странствования. Правда, он брал с собой какие-то товары для торговли, но, кажется, его коммерческая деятельность не давала ему прибыли. Когда он, в конце концов, получил деньги, то они были из его бразильских имений. Итак, товары были скорее для человеческих глаз, а звало его море, но море было неприветливым к Робинзону. Каждое путешествие заканчивалось катастрофой, одна из которых прославила героя.

Много лет он провел на необитаемом острове, один-одинешенек, но отчаяние отступает уже в первые дни. Он начинает работать: перевозит с потерпевшего крушение корабля все, что не украло море. Строит жилье. Изучает тот утерянный в океане кусок земли, куда его занесло. Учит попугая. Укрощает козлят и создает свойское стадо. На этом изолированном острове он создает «человечество» в одном человеке с собственной культурой, где наибольшей ценностью становятся не деньги, а человеческая работа. Со временем он создает целую коммуну из людей разных культур и наций, объединенных общей судьбой.

Выносливый, смелый и сильный, трудоспособный и терпеливый, он вызывает уважение во всех, он популярен уже столетие. Уважаю его и я, хотя бы за то, что не одичал, не забыл свою веру и язык, смог преодолеть предубеждение против испанцев, был сообразительный и отважный во время стычки с пиратами, умел сделать любую вещь, а когда не умел, то учился. За то, что он ощущал страх и отчаяние, и не подвергся им и остался сыном человечества, а не животного мира, как это произошло с Александром Селькирком - одним из прототипов Крузо.

И не могу забыть, что он так отнесся к людям другой расы.
Уважаю, и не люблю.