Ненавижу школу: как привить любовь к учебе. Почему люди ненавидят школу? Распространенные проблемы среди учеников младших классов

Школа постоянно обвиняет меня в том, что мой ребёнок неохотно ходит в школу. Но я пока не понимаю, в чём тут моя вина. Ещё совсем недавно это было не так. Я пытаюсь найти пути выхода из этой ситуации, но в школе до недавнего времени на диалог шли неохотно и будто совсем не слышали родителей.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Когда я сама была школьницей, я не была похожа на большинство своих одноклассников. Обычно после каникул учитель задавал вопрос: «Кто из вас соскучился по школе?». Руку поднимала я одна или не поднимал никто.

Не хотелось чувствовать себя белой вороной. На каникулах мне было скучно (кроме летних). Мне не хватало в сезонные каникулы школьной суеты, общения с друзьями и учителями, большинство из которых я очень любила. И мне казалось странным, что кто-то может по этому всему не скучать. Наверное, у ребят была насыщенная жизнь, раз вне школы им интереснее. Я же класса до 9-го насыщенной жизнью (жила я тогда в деревне и общалась помимо школы только с соседкой) похвастаться не могла. И сегодня, когда я вспоминаю свои школьные годы, своих учителей, у меня возникает чувство трепета по тем временам, потому что мне, правда, было в школе комфортно и интересно.

Дочь тоже с удовольствием раньше училась и ходила в школу. До 8 класса. Первое родительское собрание сразу и мне дало понять, что год будет непростым, потому уже сейчас все настроены на успешную сдачу ОГЭ, начинается подготовка, а это двойные нагрузки. Я понимала, что моя дочь в 8 классе совсем на это не настроена. Её сейчас больше интересуют друзья и её собака, чем ОГЭ в конце 9 класса. С каждым месяцем с начала учебного года прессинг со стороны школы возрастал. Дочь начала жаловаться на головные боли и периодические истерики по поводу школы, нежелание вообще туда идти.

Я сходила в школу на разведку, со мной провели поучительную беседу, объяснив, что дочь «скатывается», что нужны срочные меры со стороны семьи, изымания каких-то важных для неё вещей и полный контроль. Я была растеряна и расстроена. Подумала, что, может, действительно, у нас слишком демократические отношения с дочерью и стоит стать несколько жёстче.

К хорошему это не привело. Я ежедневно заходила в электронный дневник, в котором по выходным возникали непонятные двойки, которых не было ещё на прошлой неделе. Чаще всего дочь не понимала, за что она получила неудовлетворительные оценки. Дочь начала о школе рассказывать такие подробности, от которых у меня волосы на голове вставали дыбом. Я могла лишь удивляться с открытым ртом и обнимать дочь, переубеждая её в заверениях учителей, что «их класс - самый худший» и что «все они тупые, и ОГЭ, естественно, не сдадут».

Разговор со школой был непродуктивным, я слышала лишь обвинения в свой адрес, что «я - плохая мать и не занимаюсь своим ребёнком»

А тем временем у дочери мотивация к учёбе совсем стала низкой, и она решила, что «больше не хочет никому в школе доказывать, что она не верблюд». Она знает, что ей нужно пройти эти трудности, чтобы самой стать сильнее. Вопрос о смене школы стоял, но изучив ряд школ, мы поняли, что это будет бессмысленное мероприятие. Я хочу найти школу, которая будет развёрнута к ребёнку лицом. Школу, которая будет не мстить за независимое и самостоятельное решение учиться так, как получается, без лишнего для неё на сегодняшний день напряга, к которому она оказалась психологически ещё не готова. Школу, которая будет доброжелательно настроена к детям. Мы пока такую школу не нашли в нашем районе, но мне очень хочется верить, что наша школа встанет на этот путь.

Поверьте, у меня есть основания верить именно дочери, а не школе, потому что я сама отработала в школе, и видела все те ужасы, о которых говорит дочь. Видела, как учителя не уважают границ другого человека, а тем более ребёнка, и при всём классе могут его отчитать, обсудить его семью, обозвать и сделать выводы об ученике нелицеприятного характера. Видела, как учителя обвиняют детей в том, что они их не уважают и поэтому принимают решение на каждом уроке выяснять отношения с детьми.

Уважение нужно заслужить, а не выпрашивать его

Я ни в коем случае, не хочу винить всех учителей. Есть достойные в этой профессии. И большинство моих учителей были именно такими, я перед ними очень преклоняюсь по сей день, и о них я писала накануне Дня учителя на своих страницах в социальных сетях. Как-нибудь и в этом блоге обязательно напишу о выдающихся, на мой взгляд, учителях. Мне повезло в жизни, что у меня их было большинство. И никто из них при мне ни разу не повысил на ребёнка голос.

Сегодня учителя часто сетуют на то, что «дети сейчас другие», поэтому они якобы заслуживают такого к себе отношения. Я так не считаю

Сегодня редко можно встретить, действительно, интеллигентного учителя, который ведёт себя на должном уровне. Часть учителей, кстати, которые преподают предметы, у моей дочери, были и моими. Так вот те самые, очень многоуважаемые мной, учителя и сегодня продолжают себя вести должным образом. В их сторону никаких нареканий нет. И я рада, что дочь имеет возможность посещать их уроки - значит не всё потеряно. Вся надежда на то, что она будет ориентироваться на этих прекрасных людей.

Значит, всё-таки дело не в детях, с которыми учителя сегодня не могут справиться посредством уважительного к ним отношения. А всё-таки в учителях, которые, возможно, оказались не своей профессии.

Я всегда говорила детям, что уважительное отношение к любому другому человеку - это норма твоего воспитания, а уважение - это уже твоё личное дело

Я прошу детей, если меня читают дети, обязательно уважительно относиться к учителям, как бы порой вызывающе они себя не вели. Я не требую уважения, его, действительно, человек сам заслуживает или нет, но уважительное отношение в любому другому человеку - это норма.

Но как сложно это говорить детям, когда они как раз наблюдают часто от учителей к себе неуважительное отношение. А разве не пример учит? Требовать уважительного отношения и при этом самому никого не уважать, - это просто странно. Я , что многие взрослые сегодня, а часто и учителя считают, что детей уважать не нужно. К детям всегда - с осуждением и предвзятостью. Возможно, именно потому сегодня школа переживает кризис в нашем обществе.

Дебора Макнамара - клинический психолог-консультант и преподаватель с более чем 25-летним опытом работы с детьми, подростками и взрослыми. Входит в профессорско-преподавательский состав Института Ньюфелда, ведет собственную консультационную практику и регулярно выступает с лекциями о детском и подростковом развитии для родителей, воспитателей детских садов, педагогов и специалистов в области психологии.

Я учитель и всегда с нетерпением ждала сентября, хотя с его приходом перед началом уроков мне начинают сниться кошмары: телефонные звонки, на которые я не могу ответить, пропавшие ученики или забытый план урока. Но вопреки этим воображаемым кошмарам, которые никогда не претворялись в жизнь, я всегда чувствовала, что есть что-то особенное в начале нового учебного года: встреча с новыми учениками и попытка помочь им научиться учиться.

Летом я изучаю программу и создаю новые планы уроков, а мои ученики начинают скулить, когда лето приближается к концу. Я никогда не придавала этому значения, искренно веря, что придет время, когда им начнет нравиться быть в школе.

Но проходит первый школьный месяц, и я припоминаю, что на учение влияет не только класс, инструменты, программа или я сама. Учителя отвечают за создание продуктивной образовательной среды, а родители играют ключевую роль в том, чтобы ребенок пришел в школу, готовый учиться.

С точки зрения учителя, есть много способов, используя которые, родители могут помочь ребенку достичь успеха в школьных делах. И хотя многие эти способы – ни что иное, как проявление здравого смысла, они-то обычно и остаются в тени более научных соображений и оказываются недооцененными. В основе простой постулат: когда школа и семья работают вместе, детские школьные успехи гарантированы.

Вот что могут сделать родители, чтобы ребенку нравилось в школе, и он с интересом учился:

1. Упорядочить и нормально отнестись к тем сложностям, которые приходят в процессе учебы

Любая учеба предполагает, что вас вытаскивают из уютного «я это знаю». Учеба погружает в открытия и вопросы, разбирает уже известное и снова собирает в другом порядке, и в процессе учащийся человек меняется. Но многим становится неуютно, потому что приходится ступать на зыбкую почву неясного, чувствовать себя неуверенно среди нового.

Я всегда говорила ученикам, что если учителю есть дело до их учебы, он не будет создавать для них тепличных условий. Долг студента – не обижаться, а понимать, что если есть кто-то, кто верит в их способность учиться и расти, – это дар.

Родители могут помочь ребенку справиться с новыми впечатлениями, успокоить бурю эмоций и войти в учебный процесс.

Важно не пытаться всегда «спасти» ребенка от дискомфорта – неотъемлемой части учебного процесса, важно убедить чадо, что вы всегда готовы его поддержать в самостоятельном путешествии. Кроме того, если вы обвиняете учителя в том, что ребенку тяжело учиться, это вряд ли поможет выстроить хорошие отношения с педагогом или внушить ребенку уверенность в том, что он способен справиться с возникшими сложностями.

Бывает, что детям нужна поддержка взрослых и даже их вмешательство, чтобы определить и преодолеть непростую ситуацию. Такая поддержка будет гораздо эффективнее, если между учителем и родителями существуют хорошие доверительные отношения.

2. Помочь ребенку адаптироваться

Многое в школе ребенку может прийтись не по душе: перемены заканчиваются слишком быстро, у всех разные желания и потребности, кого-то нужно ждать, правила необходимо соблюдать. В школе бывает много кажущихся бессмысленными явлений, которые становятся частью жизни и которые нельзя проконтролировать. Некоторые дети приспосабливаются к ним легче, и отчасти благодаря поддержке дома.

Часто сигналом неблагоприятной ситуации становится раздражительность ребенка: значит, что-то пошло не так. Фрустрация может выливаться на братьев и сестер, на близких, и бывает, что это становится обычным послешкольным явлением. Если вы найдете слова, которые помогут описать проблему, обнаружите шаблоны общения, которые следует скорректировать, то расстройство может уменьшиться, и ребенок легче приспособится к ситуации в целом. Слезы тоже могут быть уместны в процессе адаптации, и родители, поддерживая ребенка в принятии ситуации, которую он не может изменить, должны не терять терпения и тепла.

3. Сохранять крепкую связь с детьми

Когда у ребенка крепкие и нежные связи с взрослыми дома, вряд ли они будут «жадными» до школьных привязанностей. Если дети не тратят все силы на то, чтобы найти себе друзей и таким образом удовлетворить жажду отношений, им будет проще сосредотачиваться, не поддаваться нездоровым связям со сверстниками, а если другие дети их не будут принимать, то обида и горечь будет меньше.

Сегодня в школе наблюдается сдвиг парадигмы на ориентацию на сверстников. Дети приходят в школу, просто чтобы побыть с друзьями. Взрослые в школе становятся вторичным явлением, уроки – это досадное неудобство, а руководящие ценности – группы ровесников, а не школы. Когда превыше всего ставятся сверстники, дети перестают учиться. Если у родителей хорошие отношения с детьми, то дети будут свободно выстраивать здоровые отношения со сверстниками и следовать взрослым в школьном окружении, учиться у них.

4. Помочь ребенку выстроить конструктивное отношение к учителю и школе

Когда дети видят, что родителям нравится их учитель и школа, они и сами начинают больше доверять взрослым в школе. Родители должны сыграть активную роль и настроиться на волну учителя, по возможности познакомиться, говорить об учителе тепло, демонстрируя доверие, ориентировать ребенка на школьную культуру и школьные правила, и убедиться в том, что отношения с учителем вошли в правильную колею. Если взрослые активно участвуют в представлении ребенка людям, которые будут за него отвечать, то ребенок лучше вписывается в новую ситуацию. Появляется чувство безопасности и покоя, и тогда можно фокусироваться на учебе.

5. Ограничить современные технологии

Дети цепляются за современные технологии, чтобы справиться со скукой, пообщаться с друзьями или отвлечься от проблем (то же самое происходит и у взрослых). Чтобы новейшие технологии не становились похитителем времени, когда мешает сделать домашнее задание, поиграть или побыть с близкими, необходимо выстроить и поддерживать здоровые привычки обращения с девайсами. В начале учебного года во многих семьях ситуация с техникой контролируется, но жизнь становится все более напряженной, и мы соскальзываем с выбранной траектории. Создавая ограничения, родители должны заботиться о детях и твердо соблюдать установленные правила.

Учителя и школы тоже должны устанавливать правила использования современных технологий: таким образом создается безопасная и продуктивная образовательная среда. Правила зависят от возраста, но в любом случае лучше уточнить у родителей, какие существуют правила, и придерживаться их. Все чаще школы сталкиваются с проблемой школьников, ушедших в соцсети и не вернувшихся к учебе. Цифровой мир сделал границы между домом и школой слабее, поэтому родительский контроль и наблюдение необходимы, чтобы предотвратить возможные проблемы.

6. Соблюдать расписание и школьные правила

Правила, графики и расписание школы планируется заранее, учебная программа должна выполняться, выходные должны быть отдыхом. Когда родители помогают ребенку приспособиться к школьным будням, дни в классе проходят легче и продуктивнее. Когда дети постоянно опаздывают, не готовятся к уроку, у них нет необходимых предметов и дома им не помогают найти необходимое, или дети уезжают в разгар четверти, учить и учиться намного тяжелее. Родители должны помочь ребенку привыкнуть к расписанию, научить отдыхать после школы, восстанавливаться и возвращаться к учебе полным сил.

7. Оставлять время на игру

Дети в школе работают, хотя многие учителя стараются сделать учебный процесс интересным и захватывающим. Для того чтобы у ребенка была возможность усвоить весь новый материал и быть готовым к дальнейшей учебе, необходимо дать ему возможность поиграть и отдохнуть. Возможно, после школы есть другие занятие, но не менее важно иногда оставлять ребенка в покое и не докучать ему, убивая его любознательность. Взрослым может казаться такое времяпровождение непродуктивным, но детям необходим отдых, чтобы в школе им было хорошо и интересно.

Если заставлять ребенка работать слишком много, у него появляется отторжение к учебе и к нам – срабатывает защитный механизм. Есть время учиться и время отдыхать. Родители должны помочь ребенку в организации его мира и найти возможности и для первого, и для второго.

8. Оставить домашнюю работу на откуп ребенку

Битвы вокруг домашней работы убивают добрые отношения и вряд ли помогут ребенку найти внутреннюю мотивацию к учебе. Если вы видите у ребенка ответственное отношение (или зачатки такового) к учебе, не мешайте им решать, когда и как они будут делать домашнюю работу и какая помощь им нужна от родителей. Когда родители не кричат о своих требованиях («домашнюю работу надо сделать!»), когда ребенок сам берет на себя ответственность (когда, где и как будет делать «домашку»), тогда он будет меньше сопротивляться. Цель родителей – помочь создать график, структуру дня и поддерживать ребенка в процессе выполнения домашней работы. Не начинайте битву за контроль домашней работы: она уничтожит желание ребенка учиться и родительский авторитет.

9. Общаться с учителем и поддерживать с ним добрые отношения

Когда и учитель, и родители стремятся к добрым отношениям, выигрывают дети. В идеале хорошо начинать общаться до того, как проблемы возникнут или превратятся в бедствие. Я всегда думала, что было бы лучше, если ученики или родители приходили ко мне, когда проблема была в зародыше, потому что тогда у меня было больше возможностей помочь. Важно помнить, что учитель и родители видят ребенка в разном окружении, и обсуждение другой точки зрения может стать очень полезным.

Если есть проблема, стремление сохранить добрую волю и отношения необходимо, но требует зрелого взгляда на ситуацию от всех ее участников. Для меня самыми продуктивными всегда становятся встречи, где родители стараются сосредоточиться на том, как помочь ребенку, а не обвиняют его и учителя во всех прегрешениях.

10. Поддерживать ребенка, когда возникают проблемы со сверстниками

В школе практически невозможно защитить ребенка от обид со стороны других детей. Бывает, что дети чувствуют себя отверженными, в их адрес звучат обидные слова, распространяются злые сплетни. Когда возникают проблемы со сверстниками, родителям нужно утереть дома детские слезы и найти слова, которые помогут описать, что произошло. Ребенку важно чувствовать поддержку родителей. Если у ребенка проблемы с одноклассниками, поговорите с учителем. У него есть свои способы помочь детям и в классе, и во внеклассное время (конечно, учитель сам должен высказать готовность к участию в процессе).

В багаже у школьника должна быть надежная поддержка и любовь близких. Учитель стремится создать безопасную атмосферу в классе, где нет места притеснению слабых или унижению кого бы то ни было, но учитель не видит (и не может видеть) все, что происходит от спортплощадки до класса. К счастью, если у родителей хорошие отношения с детьми, ребенок более стабилен и меньше реагирует на незрелость окружающих.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.


На носу начало нового учебного года, однако приближение Дня знаний радует далеко не всех. Некоторые дети признаются, что ненавидят школу и хотели бы продлить время летних каникул. Исследовательский центр рекрутингового портала попытался выяснить причину столь негативных эмоций.

По мнению большей части респондентов (26%), причина враждебности детей по отношению к школе кроется во взаимоотношениях со сверстниками: «Дети – жестокие существа. Конфликты между сверстниками в школе порой бывают очень жестокими». Неразделенная любовь, издевательства и подшучивания одноклассников могут надолго отбить охоту к посещению школы, - считают они.

Каждый пятый участник опроса (20%) утверждает, что ненависть к школе прививают детям учителя, которые зачастую не помогают юным созданиям подготовиться к взрослой жизни, а, напротив, всячески унижают и отказываются видеть в ребенке личность. «В свое время именно учителя отбили у меня охоту ходить в школу»; «Безусловно, это отношения с учителями, которые сами ничего в жизни не добились и отрываются на учениках»; «Посредственный педагог – это горе», - комментируют опрошенные.

16% россиян винят в происходящем самих детей, которые, по их мнению, просто ленятся и не хотят учиться. Еще 13% респондентов склонны думать, что ненависть к школе у подрастающего поколения формируют родители, которые заставляют детей учиться на «отлично» и тем самым превращают жизнь ребенка в ад.

По мнению 8% россиян, неприязнь некоторых детей к школе обусловлена тем, что в ней они теряют время, изучая то, что никогда не пригодится в жизни. «Ненавижу школу, и хорошо, что отучился. 80% школьной информации никогда не пригодится мне, это уж точно!»; «В школьные годы я люто ненавидела математику и преподавателя, которая унижала весь класс. И что в итоге? Синусы, тангенсы и прочее в жизни не пригодились, а нервов было убито много», - вспоминают опрошенные.

Свои версии того, почему школьники не любят школу, предложили 7% респондентов: «в школе неинтересно», «виновата система образования в целом», «виновата семья и воспитание», «дети просто устают», «это нормально для 90% детей».

Любопытно, что женщины чаще склонны искать причину детской ненависти к школе в плохих отношениях с учителями и сверстниками, а также в прессинге со стороны родителей, тогда как мужчины чаще склонны винить детей в лени и безалаберности.

Затруднились ответить 10% опрошенных: «Думаю, что здесь имеют место все причины. Ненавидят школу не только лентяи».

Место проведения опроса: Россия, все округа
Заказчик: Новые известия
Населенных пунктов: 210
Время проведения: 28-30 августа 2012 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов

Вопрос:
«Некоторые дети признаются, что ненавидят школу. С чем, по вашему мнению, это связано в первую очередь?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Варианты ответа Все Пол Наличие детей
муж жен Есть Нет
Школу ненавидят только лентяи, которые не хотят учиться 16% 20% 12% 15% 17%
В школе дети теряют время, изучая то, что никогда не пригодится в жизни 8% 8% 7% 6% 9%
Дети страдают от конфликтов со сверстниками 26% 23% 29% 25% 28%
Детей унижают учителя, которые отказываются видеть в школьниках личности 20% 16% 24% 23% 16%
Родители заставляют детей учиться на отлично, превращая их жизнь в ад 13% 12% 15% 13% 14%
Другое 7% 8% 6% 8% 6%
Затрудняюсь ответить 10% 13% 7% 10% 10%

Некоторые комментарии респондентов:

«Школу ненавидят только лентяи, которые не хотят учиться» - 16%
«А когда вырастут, будут ненавидеть ходить на работу или работать вообще».
Прораб, 50 лет, Нефтеюганск

«Если ты сам в каждом сверстнике будешь видеть только положительное, будешь поддерживать разговор, исходя из своей начитанности, то тебя быстро зауважают и тебе всегда захочется идти в школу и учиться. Если у тебя возникли конфликты с учителями, наберись терпения и докажи, что ты что-то значишь, тогда тебя обязательно будут ставить в пример другим, только не гордись и не ленись».
Начальник отдела, 47 лет, Пенза

«Зачастую родители психологически не готовят детей к школе, не формируют у ребенка ответственность за свою жизнь. То есть в значительной мере это вина родителей».
Главный инженер, 45 лет, Москва

«Сейчас школа другая, она сильно отличается о той, в которой учились мы. Были другие отношения с учителями. Меньше было материального, больше духовного. Учителя с нами действительно возились, и мы это ценили. Сейчас совсем другие времена, и если ребенок ленится, значит у него не вызывает интереса учитель или же он скучно излагает материал. Лентяями не рождаются, ими становятся. И школа тоже в этом виновата».
Юрист, 47 лет, Рязань

«В школе дети теряют время, изучая то, что никогда не пригодится в жизни» - 8%
«Масса примеров из реальной жизни. Достаточно четырех-пяти классов на все про все».
Корректор, 51 год, Москва

«Ненавижу школу, и хорошо, что отучился. 80% школьной информации никогда не пригодится мне, это уж точно!»
Администратор, 19 лет, Хабаровск

«К сожалению, в нашей действительности будущее ребенка никак не зависит от полученного им образования: можно быть дворником с ученой степенью или состоятельным балбесом».
Юрисконсульт, 26 лет, Москва

«В школьные годы я люто ненавидела математику и преподавателя, которая унижала весь класс. И что в итоге? Синусы, тангенсы и прочее в жизни не пригодилось, а нервов было убито много».
Помощник секретаря, 26 лет, Москва

«Дети страдают от конфликтов со сверстниками» - 26%
«У самого были жестокие конфликты с одноклассниками, сын из-за конфликтов перешел в другую школу и отношений с прежними одноклассниками больше не поддерживал».
Инженер-конструктор, 56 лет, Глазов

«Все дети радуются, если можно не ходить в школу. Школа всегда содержит в себе некий элемент насилия над ребенком (без него обучение нерезультативно!), а среди детей мало мазохистов. А если ребенок еще и не может утвердить себя среди сверстников и учителей, тогда школу остается только ненавидеть».
Администратор базы данных, 39 лет, Казань

«Дети – жестокие существа. Конфликты между сверстниками в школе порой бывают очень жестокими».
Ведущий геолог, 31 год, Благовещенск

«Некоторых детей угнетают накалившиеся отношения со сверстниками. Нынешняя молодежь, по моему мнению, стала жестокой настолько, что детям просто неохота это терпеть и они вынуждены придумывать различные отговорки, лишь бы не ходить в этот ад (школу)».
Официант, 18 лет, Саратов

«Детей унижают учителя, которые отказываются видеть в школьниках личности» - 20%
«Дети рождаются гениями, а школа делает из них людей».
Мастер производственного участка, 53 года, Омск

«Преподаватели зачастую выступают в роли надзирателей-законодателей, не обращая внимания на свои прямые должностные обязанности. То есть вместо того чтобы вести уроки на одном дыхании, учителя отвлекаются на внешний вид учеников, их поведение на уроках и т.д. Они забывают, что если на уроке будет интересно, дети будут соблюдать дисциплину и сами приструнят отъявленных плохишей, мешающих всему классу».
Менеджер по работе с персоналом, 37 лет, Ростов-на-Дону

«Сейчас нет педагогов, одни случайные учителя...»
Заместитель директора по научной работе, 58 лет, Иваново

«Я ненавидела свою вторую школу (последние 3 года обучения). Посредственные учителя, посредственное обучение. Любое посягательство на авторитет учителя заканчивалось репрессиями со стороны остальных учителей и «дружеским разбором полетов» с участием всего класса. Откровенное «выдавливание» из школы успешных учеников, смеющих иметь собственное мнение. Увы, по сей день та же проблема встречается и в других школах. Никогда в школу на вечера встреч не хожу, так как кроме чувства несправедливости и мерзости ничего не испытываю...»
Главный бухгалтер, 46 лет, Москва

«Учителя не могут заинтересовать детей, учителям все равно, а детям в свою очередь плевать на учебу».
Практикантка, 19 лет, Ростов-на-Дону

«Безусловно, это отношения с учителями, которые сами ничего в жизни не добились и отрываются на учениках».
Заместитель директора, 23 года, Саратов

«Родители заставляют детей учиться на отлично, превращая их жизнь в ад» - 13%
«Родители сами виноваты».
Менеджер по развитию, 30 лет, Астрахань

«Я выбрала вариант, который наиболее близок мне. Но конфликты со сверстниками также являются причиной ненависти к школе».
Куратор, 23 года, Санкт-Петербург

«Другое» - 7%
«Причины нужно рассматривать в комплексе. Это и недостаточное воспитание со стороны родителей, и, конечно же, школьная атмосфера. Здесь целый клубок проблем! Начиная от отсутствия продуманной государственной программы обучения, низкой квалификации преподавательского состава, недостаточной материально-технической базы и т. д. и т. п.».
Начальник отдела, 49 лет, Ростов-на-Дону

«Смена приоритетов! Неквалифицированные педагоги, общий низкий уровень развития, современная система образования!»
Бухгалтер, 45 лет, Саратов

«В каждом конкретном случае нужно искать свою причину».
Менеджер по продажам, 53 года, Волгоград

«Главное в нашей жизни – выживание. Дети от взрослых узнают о конфликтах и зле. Школа – это отражение нашего общества. Несправедливость, обиды, презрение товарищей – одни из многих причин нежелания посещать школу, где тебя не любят и унижают. Такого предмета, как моральная автономия личности, в школе не изучают. Да и личность ребенка только-только формируется в школе».
Заместитель директора по производству, 51 год, Санкт-Петербург

«Виновата семья и плохое воспитание».
Директор, 48 лет, Волгоград

«Мне кажется, что главная причина – это лень и зависимость. Там ведь заставляют трудиться (напрягать мозги) и обязывают жить не так, как хочется, а по распорядку».
Юрист, 56 лет, Санкт-Петербург

«Морально устаревшая система образования. Отсутствует или не работает обратная связь. По моему скромному мнению, должен быть индивидуальный подход, один учитель – один ученик. А то, что вещает учитель на уроке, можно и так прочитать. Лучше это время потратить на каждого отдельно взятого ребенка, все-таки учитель это педагог, а не диктор. Это позволит разработать для каждого ребенка программу обучения в соответствии с его способностями».
Инженер-механик, 26 лет, Кабанск

«В школе неинтересно. Нужно больше интерактивных игр, уроков-бесед, брейн-рингов и т. д.».
Офис-менеджер, 24 года, Саратов

«Дети ненавидят школу, на мой взгляд, потому, что им приходится рано вставать, а после школы – делать уроки...»
Главный архивист, 38 лет, Санкт-Петербург

«Это нормально для 90% детей».
Главный бухгалтер, 52 года, Санкт-Петербург

«Затрудняюсь ответить» - 10%
«Думаю, что здесь имеют место все причины. Ненавидят школу не только лентяи».
Руководитель проекта, 50 лет, Москва


Код для вставки в блог

По мнению взрослых, дети ненавидят школу из-за конфликтов со сверстниками

На носу начало нового учебного года, однако приближение Дня знаний радует далеко не всех. Некоторые дети признаются, что ненавидят школу и хотели бы продлить время летних каникул. Исследовательский центр рекрутингового портала попытался выяснить причину столь негативных эмоций.

Ольга Игоревна, Вы гуманитарий, он - технарь... ("математику он понимает и почти всегда делает сам", компьютеры, "кружок мехмата"). В папу, наверно. Я всегда спрашиваю - где его папа (в тексте - тишина...)? Он - очень важен для мальчика!

Отмечу сразу, что верное слово в Ваших оценках чувств сына как "...но эта агресссия (аж три "с"! про агрессию ведь он ничего не говорит, сетует только на отсутствие шуток и юмора и цепляние учителей не по теме!) и ненависть (?) мне кажутся. .. " - кажется ! Это - Ваши субъективные оценки ситуации.

"Нет большой нагрузки, много свободного времени" - что бы Вы предпочли чтобы он делал? Читал? Сейчас многие меньше стали читать, информацию берут из Интернета. Отдайте на компьютерные курсы - пусть изучает не дилетантски, а профессионально, поддерживайте то, что ему нравится! Может Вы недорисовали в детстве, а емутеперь - ходи в кружок! Я занималась фехтованием - не просто, да и колко бывает! Ну и не нравится ему, что ж такого, может через 5 лет сам захочет заниматься! Способный, учится хорошо... Что волнует-то? Что-то - своё.

Картинка, предстающая перед взором, вызывает неопределенные чувства, когда по вечерам "мы читаем вслух вместе"! Одно произведение или каждый своё? Хором или по ролям? Кто- кому? Для чего?

Просто любите своего сына.

А про отношение к своему мужу (мужчине - отцу ребенка) важно пообщаться с семейным психологом . Обращайтесь. А-то так и будет раздражать и напрягать похожесть...

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Ольга Игоревна, Вы не написали, сколько сыну лет. От этого многое зависит. В первом классе играть в компьютер 4-6 часов в день, пожалуй, многовато, в 11-м это вполне нормально. Насколько я знаю, в кружок мехмата принимают все-таки старшеклассников, поэтому предположу, что сын Ваш в подростковом возрасте находится. Отсюда нежелание учиться, сильная усталость (а нагрузка в школе действительно в нынешние времена гораздо сильнее, чем в наши - программа сложнее, а уровень подготовки учителей упал - объясняют хуже, приходится самостоятельно заниматься).

Далее, сын Вам сказал открыто, что ему надо расслабляться, отдыхать. Хорошо, если Вы переживаете за долгое сидение за компьютером, тогда какие Вы можете предложить ему способы расслабления? Кружки - это дополнительная нагрузка, не отдых. Еще вопрос - а что именно он делает за компьютером? Если только играет, это одно, а если смотрит фильмы, читает, общается с друзьями в чатах и на форумах, а может быть даже пишет программы или изучает какие-нибудь компютерные штучки?- так ничего плохого здесь нет, а, наоборот, радоваться надо, что не в подворотне пиво хлещет и не рисует в лифте неприличные слова:)

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2