Поэты жившие в древнем риме. Поэзия в Древнем Риме

НАТО была создана в 1949 г. Первоначальные члены – США, Канада, Великобритания, Франция, Норвегия, Бельгия, Дания, Исландия, Люксембург, Нидерланды. В 50– 60-е гг. XX в. в НАТО вступили ФРГ, Италия, Испания, Турция, Греция, Португалия; в 1999 г. – Польша, Венгрия, Чехия; в 2004 г. – еще ряд государств Восточной Европы и Прибалтики. В настоящее время члены НАТО – 28 государств. Нормативная основа деятельности этой ММПО – Североатлантический пакт (Устав). В Уставе обозначены цели НАТО и основные направления ее деятельности:

  • – обеспечение свободы и безопасности государств- членов политическими и военными средствами в соответствии с целями и принципами устава ООН;
  • – обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства;
  • – объединение усилий всех государств-членов для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности.

НАТО – это трансатлантический форум для проведения союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим интересы его членов, включая события, угрожающие их безопасности. Обязанность НАТО – сохранять стратегическое равновесие во всей Европе. Участники НАТО обязаны разрешать все споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу мир, безопасность и справедливость. Государства воздерживаются от применения силы или угрозы силой любым способом, несовместимым с целями ООН.

Вооруженное нападение на одного или нескольких членов НАТО рассматривается как нападение на всех участников НАТО в целом. В случае такого нападения каждый участник обязан помогать жертве агрессии всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территории государств-членов, так и на их водные и воздушные суда. Обо всех случаях такого нападения и всех принятых мерах НАТО немедленно извещает СБ ООН. Меры прекращаются, когда Совет сам приступает к процессу восстановления и поддержания мира и безопасности.

Положения Устава свидетельствуют о том, что НАТО представляет собой региональную систему коллективной европейской безопасности, несмотря на субрегиональный характер членства (что, кстати, не противоречит гл. VII Устава ООН). НАТО – региональная организация безопасности закрытого типа: для вступления в эту организацию необходимо приглашение и согласие ее первоначальных членов.

Руководящие политические органы – Североатлантический совет, Политический и Экономический комитеты, Секретариат (во главе – Генеральный секретарь). Военная структура отличается мощностью и разнообразием: Комитет военного планирования (министры обороны стран-членов), Военный комитет (начальники национальных военных штабов), Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, Комитет ядерной обороны, Международный военный штаб, Верховный главнокомандующий союзными силами в Европе и Атлантике.

Положение государств – членов НАТО в ее военной структуре не одинаково: Исландия (не имеющая собственных вооруженных сил) не входит в военную структуру, но вправе посылать своего гражданского чиновника в Военный комитет и имеет статус наблюдателя в Комитете военного планирования. Испания не участвует в командной структуре НАТО, но является полноправным членом Североатлантического совета, Группы ядерного планирования, Комитета оборонного планирования и Военного комитета. В 1966 г. Франция вышла из военной структуры НАТО, но в 2008 г. возобновила свое участие.

В 1991 г. на Римской сессии Совета НАТО были приняты Стратегическая концепция Североатлантического союза и Декларация о мире и сотрудничестве. Эти документы – основа новой концепции безопасности в НАТО: особая роль политических, экономических, социальных и экологических элементов безопасности; связь безопасности союзников с безопасностью других государств Европы. Декларация подтвердила ключевую роль НАТО в поддержании мира на европейском континенте на основе общих ценностей и идеалов свободы и демократии, защиты прав человека.

На сессии была принята Программа "Партнерство ради мира" и создан Совет североатлантического сотрудничества для координации деятельности НАТО с другими государствами. Практическое осуществление Программы – организация многонациональных вооруженных сил (военные контингенты из разных государств – и членов НАТО, и из неучаствующих в НАТО стран) по выполнению миротворческих операций; создание Сил по стабильности в Боснии и Герцеговине. Были созданы также Штаб элементарного партнерства и многонациональные оперативные силы для проведения антикризисных операций.

В 1994 г. на Брюссельской встрече лидеры НАТО заявили, что они "ожидают и будут приветствовать расширение НАТО, направленное в сторону демократических государств на восток от наших границ". В 1999 г. в НАТО были приняты Венгрия, Польша и Чехия (решение об их вступлении принято в 1997 г.). Россия возражала против расширения НАТО. Эти возражения были направлены самой НАТО, а не правительствам Венгрии, Чехии и Польши, что, безусловно, представляло собой грубую политическую ошибку – Россия продемонстрировала неуважение суверенной воли этих государств.

В 1995 г. были заключены Соглашение между государствами – участниками НАТО и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их сил и Дополнительный протокол к нему. В 1997 г. вместо Совета североатлантического сотрудничества был создан Совет евро-атлантического партнерства, куда вошли 44 государства (все члены НАТО, все государства – бывшие участники Организации Варшавского договора, традиционно нейтральные страны – Австрия, Швейцария, Швеция, Финляндия). Основные цели Совета – многосторонние консультации, урегулирование кризисов, проведение ОПМ.

В 1999 г. на юбилейном саммите НАТО (г. Эдинбург), посвященном 50-летию организации, принята новая стратегическая концепция НАТО. В докладе "НАТО в XXI веке" провозглашено право альянса на проведение военных операций за пределами государств-членов без мандата ООН или СБ ООП, без согласования с ОБСЕ. Эта стратегия обоснована тем, что права человека и нормы демократии являются более значимыми категориями, чем государственный суверенитет. Была принята также концепция "превентивной обороны" – право применять вооруженную силу не в порядке самообороны по Уставу ООН, а в порядке "превенции": против тех государств, от которых исходит потенциальная угроза безопасности членов альянса.

В 1997 г. в Париже был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Акт представляет собой нормативную основу отношений между Россией и НАТО и закрепляет следующие принципы:

  • – развитие стабильного, долговременного и равноправного партнерства с целью укрепления безопасности в Североатлантическом регионе;
  • – отказ от применения силы и угрозы силой друг против друга или любого другого государства, его территориальной целостности и политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и Хельсинскому акту;
  • – уважение суверенитета и независимости государств, их права выбора средств обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права на самоопределение, как это закреплено в документах СБСЕ/ОБСЕ;
  • – поддержка миротворческих операций, проводимых СБ ООН или под ответственностью ОБСЕ;
  • – ни Россия, ни НАТО не имеют права вето по отношению к действиям другой стороны, не могут ограничивать право друг друга принимать самостоятельные решения и действовать самостоятельно.

Для осуществления целей Акта был создан Совместный постоянный совет Россия-НАТО. В Акте определены области взаимных консультаций и сотрудничества (безопасность и стабильность, предотвращение конфликтов, совместные миротворческие операции, контроль над вооружениями, конверсия оборонной промышленности, борьба с терроризмом). Совет должен был играть роль основного механизма для проведения консультаций и развития сотрудничества.

Резкий поворот во взаимоотношениях Россия-НАТО произошел в 1999 г. в связи с "косовским кризисом". Позиция России в СБ ООН не позволила странам НАТО провести резолюцию, санкционирующую применение силы против Сербии. Тогда альянс провел такую операцию без мандата ООН. Когда НАТО объявила "гуманитарную акцию" против Сербии и начала бомбардировки Белграда, Россия отозвала своего представителя из Совместного совета и в соавторстве с Индией и Беларусью предложила СБ ООН проект резолюции, квалифицировавший действия НАТО как агрессию. Проект оценивал действия НАТО как угрозу миру, требовал прекращения применения силы против Сербии и срочного возобновления переговоров. Однако в СБ ООН за этот проект проголосовали только три государства – Россия, Китай и Намибия (Беларусь и Индия не являлись членами СБ). Остальные члены СБ ООН проголосовали против принятия предложенной резолюции (резолюция не была принята простым большинством голосов без применения права вето).

Международное сообщество нс сочло необходимым выступить против действий НАТО в Сербии. Следует помнить также, что резко негативная позиция России, Индии и Китая в немалой степени связана с наличием в этих странах собственных "сепаратистских очагов" (Чечня, Кашмир, Тибет) и опасением создать прецедент легитимизации вмешательства международного сообщества в отношения государств со своими "мятежными" провинциями. Это ни для кого не секрет. Фактически, позиция России в 1999 г. привела к полуизоляции нашей страны и повлекла за собой падение российского международного престижа.

События 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне стали следующей поворотной точкой, с которой начался новый этап отношений между Россией и НАТО. В первые же часы после трагедии возникла принципиально новая мировая ситуация – практически все страны одновременно пришли к пониманию, что международный терроризм представляет собой реальную и всеобщую угрозу и для борьбы с ним необходима координация усилий всех государств. 13 сентября 2001 г. Совместный постоянный Совет Россия-НАТО осудил террористическую акцию и пришел к единому мнению о необходимости сотрудничества в борьбе с международным терроризмом.

В 2002 г. на Римской встрече глав государств России – НАТО вместо Совместного постоянного совета был создан Совет Россия – НАТО (СРН). Принципиальное отличие нового Совета – ранее все члены НАТО заранее вырабатывали единую согласованную позицию для переговоров с Россией, теперь же Россия вправе принимать непосредственное участие в выработке позиции альянса (правда, по достаточно ограниченному кругу вопросов). Спектр вопросов, подлежащих обсуждению в рамках СРН, достаточно широк: борьба с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение ядерного оружия, контроль над вооружениями, меры укрепления доверия, поиск и спасание на море, чрезвычайное гражданское планирование и реагирование.

Совет является органом, в котором Россия и государства – члены альянса заседают как равные партнеры, обсуждают и разрабатывают направления совместной деятельности, пользуясь равными правами и обязанностями при осуществлении решений. В 2002–2003 гг. проводились конференции на высшем уровне в Берлине, Москве и Риме, на которых обсуждались дальнейшие направления развития сотрудничества в сфере военной реформы, миротворчества и борьбы с терроризмом.

В 2003–2008 гг. Совет Россия – НАТО практически не функционировал в связи с резко обострившимися отношениями между Россией, с одной стороны, США и ЕС – с другой. Все эти годы в нашей стране в лице НАТО лепился образ врага, и в обиход (как во времена холодной войны) снова вошло бездумное клише, что НАТО развивает свой военный аппарат – на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга – т.е. готовится полное окружение России, а затем лишение ее суверенитета. В августе 2008 г. в связи с российско-грузинским вооруженным конфликтом отношения России и НАТО были прерваны. 23 сентября 2008 г. Россия выразила протест в связи с подписанием Декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН.

5 марта 2009 г. министры иностранных дел стран – членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией. В июле 2009 г. было заключено Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием США в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан.

Тогда же помощник Госсекретаря США по делам Европы и Евразии заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО.

Вступление России в НАТО – одна из основных проблем современности. С обеих сторон высказываются полностью противоположные точки зрения по этому вопросу (в том числе и на уровне высших должностных лиц России, США, Великобритании, ФРГ, Франции). Особенно много противников вступления России в НАТО среди российских чиновников. Здесь не место обсуждать эту проблему, однако стоит подчеркнуть, что вступление в НАТО – это кратчайший путь для вступления и в ЕС. Нс следует забывать, что именно члены альянса играют ведущую роль в международных экономических и финансовых организациях. Вступление России в НАТО, безусловно, принесло бы нам серьезные экономические и политические дивиденды.

С другой стороны, это усилит мощь альянса: значительное уменьшение транспортного "плеча", повышение оперативности силового реагирования, увеличение военной силы. Можно процитировать заявление Генерального секретаря НАТО, сделанное в октябре 2003 г.: "НАТО и Россия нуждаются друг в друге, чтобы противостоять новым угрозам безопасности".

Главенствующую роль в НАТО играют США. Это отражается и в финансировании военных действий, и в проведении силовых акций в основном за счет американских военных. Европейские члены альянса исполняют достаточно "скромную" роль в его военной структуре. Однако дальнейшая "европеизация" НАТО (за счет увеличения числа европейских членов) может привести к коренной трансформации альянса.

Увеличение количества членов НАТО одновременно ведет к повышению ее роли как представительного международного форума для проведения антикризисной политики, и в то же время влечет за собой падение ее значения как реальной военной мощи. В результате НАТО может превратиться из военного блока в политический. "Политическая" НАТО может стать аналогом, дублером ООН ("мини-ООН") или "ОБСЕ с оружием". "Политическая" НАТО рискует стать неким политико-консультативным органом и утратить свое значение как реального стабилизатора европейской и мировой безопасности. В наибольшей степени интересам всех государств соответствует трансформация НАТО в политико-военный блок с глобальной зоной ответственности (при обязательном вступлении России). Это позволит сохранить стабильность во всем евразийском регионе и минимизировать угрозу для всего мира в целом.

В Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам "Более безопасный мир: наша общая ответственность" 2004 г. подчеркнуто: "В последние годы такие союзные организации, как НАТО, проводят операции по поддержанию мира за пределами их подмандатных районов. Мы приветствуем это, когда такие операции санкционируются СБ ООН или подотчетны ему. НАТО может также играть конструктивную роль в плане оказания содействия в подготовке и снаряжении не столь хорошо оснащенных региональных организаций и государств".

Перемирие и раскол Кореи.

Высадка войск ООН в Корее.

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

План

Контрольные вопросы.

Литература

НАТО было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19. Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поводом для создания договора был увеличивающийся размах холодной войны. Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от Советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран - Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: "Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО, является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участник обеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты. Военный комитет НАТО (под началом комитета планирования защиты), состоящий из старших военных представителей каждой страны-участника НАТО, кроме Исландии, которая вооруженных сил не имеет, и представлена гражданским лицом и Франции, которая вышла в 1966 году из военного союза, оставаясь при этом участником НАТО, рекомендует на комитете планирования защиты план защиты. Вооруженные силы стран-членов НАТО включают в себя назначенного в мирное время командира, который в случае войны будет исполнять на местах приказы военного комитета. Командиры отвечают за разработку планов защиты для их областей, для определений требований к войскам и за проведение военных учений.



Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими со странами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор).

Первый кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 году - это был кризис в Корее.

С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 году роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направление деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к сотрудничеству с Европейскими организациями, как например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику с меньшей угрозой континентальной безопасности.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Этот блок, в основном в лице США, не имеет в мире достаточно сильного политического и военного противовеса и, следовательно, практически не ограничены в своих действиях. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Что ясно видно на примере военного конфликта на Балканах, в котором США проводили политику односторонней поддержки Хорватов и истребления сербов, как в будущем потенциальных союзников России. В будущем возможно противовесом НАТО в международных отношениях станет активно развивающаяся сейчас Япония в блоке с соседними странами (например, Китай, Корея и т.д.) и вполне возможно, что Россия вступит в этот новый антинатовский блок и потерянный паритет будет восстановлен.

Вопросы:

1.Когда и зачем образовалось НАТО?

2.Роль НАТО на международной арене в настоящее время?

Литература:

1. Александров В.В. «Новейшая история стран Европы и Америки 1945 – 1986 гг.»; Москва: Высшая школа, 1988.

1. Мюллер Х. «50 лет НАТО – гаранту мира и свободы в Европе»; Германия 1999 №2.

3. Алексеев А.Н. «Совет Североатлантического сотрудничества и будущее Европы»; Международная жизнь – 1992 – №3/4.

2.Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

Бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стояли по разные стороны баррикад, конфронтация между ними нарастала. Гонка вооружений, развернувшаяся между блоком НАТО во главе с США, с одной стороны, и СССР с его союзниками – с другой, набирала силу. Вспыхивали и гасли конфликты разной степени напряжённости, Возникали горячие точки, где сталкивались интересы сторон. Одной из таких точек в начале 50-х годов стал Корейский полуостров.

Корее, аннексированной Японией после Русско-Японской войны, была обещана союзниками независимость на Каирской конференции (1 декабря 1943 г.). Решение было закреплено в Постдамском заявлении (26 июня 1945 г.). Когда Япония капитулировала во второй мировой войне, союзниками была достигнута договорённость (15 августа 1945 г.) об установлении разделительной линии по 38-й параллели, к северу от которой японские войска будут сдаваться СССР, к югу – США. Следуя условиям капитуляции, СССР считало 38-ю параллель политической границей: вдоль неё опускался «железный занавес».

В соответствии с решениями Московского совещания министров иностранных дел в задачи созданной Совместной советско-американской комиссии входило оказание содействия образованию Временного корейского демократического правительства и разработка соответствующих мероприятий. С этой целью Комиссия при подготовке своих предложений должна была консультироваться с корейскими демократическими партиями и общественными организациями. Советская сторона в Комиссии опиралась прежде всего на левые демократические партии и организации, которые выражали волю народа. США сделали ставку главным образом на правые силы и общественные партии и организации, ориентировавшиеся на капиталистическую Америку и сотрудничавшие с ней в Южной Корее. Позиция, занятая США по вопросу о консультациях, снова показала их нежелание прислушаться к голосу корейского народа, прямое противодействие созданию независимой демократической Кореи. Американское правительство преднамеренно старалось исключить участие в консультациях представителей демократических партий, профсоюзных, крестьянских, женских, молодежных и других организаций Юга. Оно настаивало на привлечение к консультациям тех партий и групп, которые выступали против Московских решений в декабре 1945 года.

С конца 1949 года отношения между двумя корейскими государствами всё более обострялись. Оба правительства претендовали на объединение Кореи каждый под своей эгидой.

1949
Болгария 2004
Великобритания 1949
Венгрия 1999
Германия 1955
Дания 1949
Испания 1982
Исландия 1949
Италия 1949
Канада 1949
Латвия 2004
Литва 2004
Люксембург 1949
Нидерланды 1949
Норвегия 1949
Польша 1999
Португалия 1949
Румыния 2004
Словакия 2004
Словения 2004
США 1949
Турция 1952
Франция 2009
Хорватия 2009
Чехия 1999
Эстония 2004

Греция – вступила в 1952, вышла в 1974, сохранив представительство в ряде органов НАТО.
Франция – вступила в 1949, вышла из военной организации НАТО в 1966, но продолжала принимать участие в деятельности его политических органов. В 2009 снова вступила в НАТО.

Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая – «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, в том числе Украина и Россия (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о военном вмешательстве в Косове в марте 1999, однако частично возобновила его в феврале 2000). После теракта 11 сентября 2001, когда в Нью-Йорке были уничтожены небоскребы Всемирного торгового центра, в НАТО была создана специальная структура по борьбе с терроризмом. Возобновились усилия по сближению НАТО и России, нашедшие свое отражение еще в «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанном в Париже в мае 1997 президентом Б.Н.Ельцины м и главами государств и правительств стран НАТО. Одним из важнейших направлений является также сотрудничество с семью странами Средиземноморья – Алжиром , Египтом , Израилем , Иорданией , Мавританией , Марокко и Тунисом .

Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23–24 апреля 1999 «Стратегической концепцией Североатлантического союза». Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия).

Более подробно с принципами союза, его деятельностью и основополагающими документами можно ознакомиться на сайте www.nato.int.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Североатлантический договор

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Статья 2

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждутся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

Статья 3

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Статья 4

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Статья 5

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

Статья 6

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Статья 7

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 8

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Статья 9

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Статья 10

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Статья 11

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот

Статья 12

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

Статья 13

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Статья 14

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО НА УРОВНЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ В ЛИССАБОНЕ 20 НОЯБРЯ 2010 ГОДА

Мы, главы государств и правительств стран-членов Совета Россия-НАТО на встрече сегодня в Лиссабоне заявили, что мы начали новый этап сотрудничества, ведущий к подлинному стратегическому партнерству.

Мы вновь подтвердили все цели, принципы и обязательства, содержащиеся в Основополагающем акте , Римской декларации и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, включая «Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве», и признали, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а также то, что безопасность НАТО и России взаимосвязана. Мы будем работать в направлении достижения подлинно стратегического и модернизированного партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, с целью способствовать созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Государства-члены СРН будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы друг против друга, равно как и против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости в любой форме, несовместимой с Уставом ООН и содержащейся в Хельсинкском заключительном акте Декларацией принципов , которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Государства-члены СРН привержены обязательству работать в качестве 29 равных партнеров, с тем чтобы реализовать огромный потенциал Совета Россия-НАТО, через последовательное развитие политического диалога и практического сотрудничества, исходя из общих интересов. Мы подчеркиваем, что Совет Россия-НАТО является форумом для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым у нас имеются расхождения. Мы твердо намерены в полной мере задействовать механизм СРН для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе. Все мы согласны с тем, что во благо государств-членов СРН - дальновидная и транспарентная политика, нацеленная на укрепление безопасности и стабильности на евроатлантическом пространстве, в том числе через задействование существующих институтов и инструментов. Мы решительно поддерживаем восстановление жизнеспособности и модернизацию режима контроля над обычными вооружениями в Европе и готовы продолжить диалог по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, представляющим интерес для СРН. Мы приветствуем заключение нового Договора о СНВ и рассчитываем на его скорейшую ратификацию и вступление в силу. Государства-члены СРН преисполнены решимости добиваться укрепления мира для всех и создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.

Сегодня мы одобрили Совместный обзор общих вызовов безопасности 21 века , над которым начали работать год назад. У нас важные общие интересы, и мы сталкиваемся с общими вызовами. На этой основе мы определили конкретные мероприятия практического сотрудничества.
Мы договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области ПРО. Мы договорились о совместной оценке угроз со стороны баллистических ракет и о продолжении диалога в этой области. СРН также возобновит сотрудничество по ПРО ТВД. Мы поручили СРН разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Прогресс в работе над этим анализом будет рассмотрен на встрече министров обороны стран-членов СРН в июне 2011 года.

Мы подчеркнули важность международных усилий в поддержку правительства Афганистана и по укреплению мира и стабильности в регионе. В этом контексте особую ценность имеют обновленные договоренности по дальнейшему облегчению железнодорожного транзита нелетальных грузов МССБ через российскую территорию. Основываясь на успехе работы проекта СРН по подготовке антинаркотических кадров, мы приветствуем включение Пакистана в качестве страны-участницы проекта наряду с Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Мы также договорились о расширении проекта для того, чтобы обеспечить дальнейшее прямое содействие укреплению профильных государственных структур в тесном взаимодействии с правительствами, направляющими сотрудников на обучение. Помимо этого, для содействия более эффективному использованию вертолетного парка военно-воздушными силами Афганистана мы также дали поручение о создании в 2011 г. целевого фонда СРН для обеспечения технического обслуживания вертолетов.

СРН будет укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом, включая совместную разработку технологии обнаружения взрывчатых веществ1, противодействие террористическим угрозам гражданской авиации2 и обмен информацией по вопросам терроризма. Российская Федерация подтвердила свою заинтересованность в возобновлении поддержки контртеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море.

Поскольку пиратство и вооруженный разбой на море по-прежнему представляют значительную и возрастающую угрозу безопасности морского судоходства, государства-члены СРН расширят существующее сотрудничество на тактическом уровне, в том числе путем проведения совместной подготовки и учений.

Улучшение наших отношений будет помогать решению вопросов, по которым наши взгляды расходятся. Основываясь на нашей общей повестке дня сотрудничества, мы, главы государств и правительств стран-членов СРН, договорились о дальнейшем расширении и углублении диалога и практического сотрудничества между Россией и НАТО, а также наращивании партнерства Россия– НАТО, которое укрепляет безопасность для всех на евроатлантическом пространстве и за его пределами.

1. Проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ (СТАНДЕКС)
2. Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП)