Понятие о местоимении общее грамматическое значение. Местоимение

Местоимения - это слова, указывающие на предмет, признак, количество или обстоятельство, но не называющие их.

Начальная форма местоимения – форма им.п., ед.ч., м.р.: мой, наш, какой, который.

В некоторых случаях местоимение не изменяется по числам или не имеет ни числа, ни рода, начальной является форма им.п.: я, ты, мы, вы, кто, что, кто-либо. В таких случаях нужно отметить, что начальной формы нет, и назвать первую словоформу имеющейся парадигмы.

Основные функции местоимений – дейктическая, анафорическая, кванторная и заместительная.

1. Дейктическая (греч. deixis - указание) функция проявляется в соотнесении того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками (я – говорящий, ты – слушающий, ваш – принадлежащий вам).

2. Анафорическая (греч. отнесение) функция – соотнесение элементов данного высказывания с другими частями текста (такой – подобный тому, о чем уже говорилось, другой – не такой, о котором говорилось).

3. Кванторная функция – соотнесение имени с различными классами предметов и их признаков: с классом предметов или признаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию (кто? какой?)

5) В потоке речи проявляется также заместительная функция местоимений – использование местоимений вместо имен – существительных, прилагательных, числительных, а также наречий для того, чтобы избежать повторов.

В предложении местоимение выступает в роли главных или второстепенных членов предложения: Я не знаю, каков сейчас его план, хотя когда-то мы об этом с ним говорили.

Лексико-грамматические разряды местоимений

1. Разряды по соотношению с частями речи

В предложении местоимения могут употребляться вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а также вместо наречий и слов категории состояния.

От грамматических свойств местоимения можно разделить на 5 групп: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия и местоимения - слова категории состояния.

Местоимения-существительные (местоименные существительные, предметно-личные местоимения) указывают на предмет, отвечаю на вопросы кто? что?, изменяются по падежам, в тексте заменяют имя существительное и в предложении являются подлежащим и дополнением. В этот разряд входят слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что и производные от них.

Местоимения-прилагательные (местоименные прилагательные, признаковые местоимения) указывают на признак предмета, отвечают на вопросы какой? чей? каков?, изменяются по родам, числам и падежам, в тексте заменяют прилагательное, выполняют синтаксическую функцию определения и сказуемого. Это такие местоимения, как мой, твой, наш, ваш, свой, этот, тот, какой, всякий, некоторый.

Местоимения-числительные (неопределенно-количественные числительные, местоименные числительные, количественные местоимения) указывают на количество предметов, отвечают на вопрос сколько?, изменяются по падежам, могут быть заменены количественными числительными.

Местоимения-числительные не обладают категориями рода и числа.

Примеры: сколько, насколько, столько, настолько, сколько-нибудь, столько-то, нисколько, несколько, немного, много, мало.

Местоимения-наречия указывают на признак действия или признака, отвечают на вопросы наречий как? когда? где? почему? зачем?, не изменяются, заменяются наречием, в предложении выступают в роли обстоятельства. Это такие местоимения, как так, как, где, куда, когда, зачем, когда-то, кое-где, никогда, никак, там, тут.

Местоимения – слова категории состояния указывают на состояние, сочетаются с глагольной связкой быть, не изменяются, в предложении входят в состав СИС. Это такие слова, как каково, таково, некогда, негде, некуда, незачем: Некогда мне с тобой разговаривать. Ему было некуда идти.

2. Разряды местоимений по значению

По значению местоимения делятся на 9 разрядов:

1) Личные местоимения указывают на лицо (я, мы, ты, вы) или на любое живое существо и неодушевленный предмет (он, она, оно, они).

Личные местоимения 1 и 2 лица не имеют форм рода. Глаголы при них ставятся в форму м. и ж. рода в зависимости от пола конкретного лица: Я ходил (а) в театр.

Местоимения 3 лица различаются по родам.

2) Возвратное местоимение себя указывает на отношение действующего лица к самому себе. Оно не имеет рода, числа и формы И.п., т.к. обозначает объект действия: Незнакомец ничего не рассказывал о себе. – Незнакомка ничего не рассказывала о себе.

При построении предложений с местоимением себя нужно быть внимательным, так как оно может относиться к разным лицам, упоминаемым в предложении. Подруга не разрешает мне шутить над собой – двусмысленность.

К возвратному местоимению себя близко взаимно-возвратное местоимение друг друга, которое указывает на разные субъекты и объекты, связанные одним действием: Они взглянули друг на друга, глаза их встретились (Лермонтов). Каждое из действующих лиц является одновременно субъектом и объектом.

3. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо говорящему (мой, наш), слушающему (твой, ваш) или тому, о ком-чем говорится (свой, его, ее, их).

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам. Притяжательные местоимения его, ее, их являются неизменяемыми, застывшими формами. Их нужно отличать от омонимичных личных местоимений.

Важно помнить, что личные местоимения в предложении играют роль дополнения, изменяются, при употреблении с предлогом имеют начальное Н – а притяжательные местоимения играют роль несогласованного определения, не изменяются: Я взял его плащ – Я взял у него плащ – Я его давно не видел.

4. Указательные (выделительно-указательные) местоимения служат для выделения каких либо предметов из разряда однородных и одновременно для указания на них. Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

Мест-е сама имеет 2 формы В.п.: самоё, саму – 1-я книжная, устаревающая.

Употребляясь с частицей же и местоимением самый, местоимение такой указывает на тождество одного предмета с другим, уже известным (такой же плащ, то же самое пальто).

5. Вопросительные местоимения передают вопрос о предмете, его признаке или количестве. А кто вас прислал? Который час?

Местоимения кто, что, сколько не имеют форм рода, числа, но изменяются по падежам. Категории рода и числа передаются при таких местоимениях синтаксически. При местоимении кто глагол употребляется в форме м.р.: Кто из девушек победил?, при местоимении что – в форме ср. рода: Что случилось?

В сочетании с местоимением кто местоимения типа такой, другой, иной принимают форму м. и ж. рода в зависимости от реального пола лица, на который указывает местоимение: Кто вы такой? Кто такая?

При выяснении не личности человека, а его характера используются обороты что за, что такое: Что за человек этот Иван Иваныч?

В риторических вопросах и восклицательных предложениях с отрицанием не местоимение что означает "все без исключения, очень многое": Чего не сделает женщина, стремящаяся стать в уровень с веком! (А. Писемский).

6.​ Относительные местоимения - это местоимения, совпадающие по форме с вопросительными, но выступающие в функции союзных слов – они присоединяют придаточную часть СПП к главной: В жизни человека бывает момент, который никогда потом не забывается и который определяет его биографию (Полевой).

7. Отрицательные местоимения - указывают на отсутствие лица, предмета или их признака: никто, ничто, некого, нечего, ничей.

Отрицательные местоимения образовались от вопросительных и имеют ту же парадигму склонения, что и они.

ни - используются для усиления отрицания в предложении: Никому ничего не нужно.

Отрицательные местоимения с приставкой не - часто имеют дополнительный оттенок причины, из-за которой действие не могло или не может совершаться: Незачем погибать!

8.​ Неопределенные местоимения - указывают на неопределенные лица, предметы и признаки. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не-, кое - и постфиксов –то, -либо, -нибудь: некоторый, кое-кто, что-либо, чей-нибудь .

В неопределенных местоимениях некто, нечто не- всегда находится под ударением и пишется слитно. При употреблении с предлогом – в 3 слова: не о чем, кое с кем.

Местоимения с постфиксами –то, -либо, -нибудь и приставкой кое- синонимичны, но каждому из них присущи особые оттенки.

Местоимения кто-либо, что-либо близки по значению к кто-нибудь, что-нибудь, но отличаются книжным характером: Ему казалось, что он уже понял сущность искусства лучше, чем кто-либо другой.

Местоимения кое-кто, кое-что имеют значение «некоторые, немногие» и употребляются в ситуациях, когда конкретный подразумеваемый предмет говорящему не безразличен.

9.​ Определительные местоимения - указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, любой, каждый, иной, другой. Изменяются как прилагательные: по родам, числам, падежам.

В роли местоимений могут выступать и прилагательные, и существительные.

Местоимения переходят в другие части речи редко: Наши победили. Они взяли своё.

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения
– Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён
существительных.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
Упражнение «Узнай предмет». Учитель показывает жестом на
предметы. Ученики записывают слова, обозначают орфограммы:
карандаш, фломастер, девочка, телевизор.
– Укажите род имён существительных.
– Какие слова я могла бы употребить вместо имени существительного?
(Они, он, она.)
II.
Формулирование
1 3 3 4
Работа в паре по учебнику.
Упр. 289.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
© ООО «Баласс», 2013
1

материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
После чтения текста выполняют задания «по шагам».
– Какие слова называют в тексте героя?
– А какие – о чём он мечтает?
– Выпишите эти слова в две группы.
– Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются выписанные
слова, кого они называют, заменяют в тексте, как сделать текст
понятным?)
– Сравните с формулировкой в учебнике (с. 196).
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
2 3 4 5 2
1. Наблюдение.
Упр. 290.
Ученики читают предложения в упражнении и подставляют
необходимые местоимения.
– Почему вам легко было справиться с этим заданием?
– Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена
существительные.)
– А без этих существительных­подсказок можно будет что­то понять?
(Нет.)
– Вспомните задание в предыдущем упр. 289. Проведите эксперимент:
закройте первые части предложений.
– Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек?
(Они заменяли эти существительные.)
2. Работа над понятием «местоимение».
– Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как
© ООО «Баласс», 2013
2

называются такие слова.
– Почему же они получили такое название – местоимения?
– На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)
– Попробуйте провести «обратный» эксперимент. Вставить «известные»
существительные вместо местоимений. Что получится?
– Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.)
Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения,
выделенные жирным шрифтом.)
– Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно
запомнить.)
3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте.
Упр. 291.
Сначала ученики ищут местоимения, потом существительные,
которые они заменяют.
Запись в тетрадях:
Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.
4. Работа с определением (с. 63).
1. Чтение определения про себя.
2. Беседа на выявление понимания.
– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?
– В чём особенность этой части речи?
– Какие части речи заменяют местоимения?
– Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных,
мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о
человеке или предмете.)
– Назовите ещё раз личные местоимения.
– Сколько их? (8.)
© ООО «Баласс», 2013
3

5. Продолжение наблюдений над местоимениями.
Упр. 292. Выполняется по вопросам в задании. Ученики наблюдают,
какие местоимения указывают на участников диалога.
Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое
участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога
указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком­то ещё, кто не
участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он.
Работа со схемой (с. 64).
– Рассмотрите силуэты человечков. Что они иллюстрируют? (Кто
участники диалога.)
– Прочитайте местоимения 1­го лица, 2­го лица, 3­го лица.
– Сделайте вывод.
6. Работа с определением (с. 64).
1. Самостоятельное чтение про себя.
2. Беседа по вопросам:
– Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными?
(Они указывают на лицо или лица.)
– Сколько местоимений 3­го л. ед.ч.? (3.)
– Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.)
– Назовите местоимение 3­го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (­а.)
– А какое окончание у местоимений оно, он? (­о и нулевое.) Какая ещё
информация о местоимениях содержится в тексте в рамке?
(В предложениях местоимения изменяются.)
– Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают
местоимения? (Задать вопросы.)
– Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как
так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?)
© ООО «Баласс», 2013
4

IV. Развитие
умений.
– Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.)
Ответы на вопросы после вывода.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 293 – развивается умение подбирать имена существительные,
которые могут заменять личные местоимения 3­го л. ед.ч.
Методическая рекомендация
: местоимения 3­го л. ед.ч. м.р. и ж.р.

называются лично­предметными, т.е. могут заменять как лица, так и
предметы. Поэтому при подборе имён существительных важно
подбирать названия не только предметов, но и лиц: он – мальчик, друг;
она – ученица, красавица.
Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная.
2. Упр. 294 – развивается умение отличать местоимения от других
слов, а также местоимения единственного и множественного числа.
Сначала ученики называют лишнее слово и объясняют, почему оно
лишнее. Потом записывают местоимения и указывают род и число.
Запись:
1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.).
2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.).
3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.).
4) Ока, окно, око.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
© ООО «Баласс», 2013
5

– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Что нового вы узнали на уроке?
– Запишите ключевые слова урока. (Местоимения, личные местоимения,
1­е, 2­е, 3­е лицо.)
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 1, с. 70–71. Представить информацию в рамках любыми удобными
способами (опора, рифма, рисунок, схема), выучить таблицу личных
местоимений на с. 64.
Деятельность учеников:
 Отличать местоимения от слов других частей речи.
 Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).
 Писать предлоги с местоимениями раздельно.
© ООО «Баласс», 2013
6

Конспект урока русского языка в 4 классе

Программа «Школа России»

Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Тип урока:

Цель:

Задачи:

Предметные УУД:

Метапредметные УУД:

Познавательные :

Регулятивные :

умение работать по образцу;

планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций;

Коммуникативные:

оказывать взаимопомощь;

осуществлять взаимоконтроль;

Личностные УУД:

Методы:

Форма урока: урокисследование. 1-й урок в теме «Местоимение».

Средства обучения:

Межпредметные связи:

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

Встали дружно.

Повернулись и друг другу улыбнулись.

Настроенье каково?

Все такого мнения?

Все, без исключения

Проверьте всё ли у вас готово к уроку и тихонечко садитесь.

2.Актуализация знаний с использованием чистописания.

Посмотрите на экран и сформулируете выполнение задания.

(К словам левого столбика нужно подобрать противоположные по смыслу слова)

сухой – мокрый

старый -молодой

гладить -мять

глубокий -мелкий

твёрдый - мягкий

большой - маленький

Что в этом задании интересного и необычного?

(все слова второго столбика на букву м)

Как вы думаете какую букву мы будем писать на чистописании?

Что бы правильно справиться с чистописанием посмотрите какая закономерность букв?

МмМммМммм ….

Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

(К каждой следующей цепочке добавляется ещё одна строчная буква м.)

Откройте тетради, запишите число и запишите буквы по образцу с правильным соединением.

Еще раз внимательно посмотрите на слова первого столбика.

На какие две группы можно разделить эти слова?

(На глаголы и имена прилагательные.)

Какие еще части речи вы знаете?

(существительные, предлоги….)

3.Определение темы

У вас на столах есть карточки розового цвета. Вычеркните повторяющиеся буквы и вы

получите слово- это и будет темой нашего урока.

ооМррЕззСааТллОууИккМяяЕччНппИввЕ (местоимение)

Да, сегодня на уроке мы познакомимся с местоимением.

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по

частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных.

А вот почему? Это действительно загадка.

    Предлагаю провести исследование и найти ответ на эту загадку.

    Что такое исследование?

(Исследование- поиск нового)

А кто проводит исследование?

(исследователи)

    Кто такой исследователь?

    (Исследователь- человек, который проводит исследование)

4.Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

(Создаю условия для выполнения исследования.)

Начнём наше исследование.

Перед каждым исследованием бывает подготовка.

Предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о местоимении.

А для этого выполните небольшую тестовую работу. Приложение 2

(Выполняют тестовое задание на оранжевых карточках.)

1. Местоимение:

а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос

3. Местоимение:

а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель б) ем в) ты

а) ты, мы б) она, он в) в, о

Смогли ли вы ответить на все вопросы?

(Не хватает знаний)

А сейчас отталкиваясь от темы мы с вами постараемся сформулировать задачи нашего урока,

опираясь на слова.

Познакомиться с (местоимениями)

Научиться отличать (местоимения от других частей речи)

Научиться использовать (местоимения в своей речи)

5.Открытие новых знаний.

Продолжим наше исследование.

По частям речи у нас с вами составлены кластеры, а сегодня мы изготовим памятки.

На столах есть заготовки этих памяток в которых мы будем записывать наши исследования.

Приложение 3

1.Работа с предложениями.

Прочитайте.

(Читают предложения и отвечают на вопросы учителя.)

В лесу живёт лиса. Лиса кормится мышами, сусликами и другими грызунами.

О ком говорится в предложениях?

Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения?

Какой имеется недостаток?

(повтор слов)

Как его исправить, посоветуйтесь с товарищем по парте.

(необходимо его заменить другим словом).

А сейчас мы с вами побудем редакторами.

Кто такой редактор?

(Редактор- человек исправляющий ошибки)

Давайте отредактируем наши предложения и запишем в тетради.(1 ученик у доски)

(Слово лиса во втором предложении заменим словом она.)

Для чего мы это сделаем?

(Избежать повтора)

Молодцы!

А сейчас попробуйте составьте предложения из данных слов и запишите его в тетрадь.

Охотятся, майских, на, лисята, жуков. С, лакомятся, удовольствием, они.

(Лисята охотятся на майских жуков. Они с удовольствием лакомятся.)

(НА СЛАЙДЕ ПРОВЕРКА)

Что вы сейчас записали?

(предложения)

Подчеркните в них основу.

Помогите мне закончить фразу:

Предложение состоит из … (слов)

Каждое слово – это часть …. (речи.)

Назовите, какие части речи встретились в нащих предложениях?

(В предложениях встечались существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.)

Какой можно сделать вывод?

Т.к. местоимение – слово, значит, оно является ….(Частью речи.)

(Записывают вывод в исследовательскую карточку.)

- Местоимение – это часть речи.

Итак, первое открытиемы с вами сделали. Местоимение - это часть речи.

2. Разбор слова по составу.

Давайте выясним, почему эта часть речи получила такое название?

Вместо какой части речи мы употребили в предложении местоимение?

(существительных)

Местоимение мы поставили вместо имени существительного.

В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо»

Итак, второе открытие.

- Про местоимения даже есть небольшой стишок

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

3. Выясним, какова же роль местоимения в речи?

Вернёмся к нашим предложениям, в которых мы исправили ошибки.

Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?

(повтора)

Какую часть речи мы заменили?

(существительное)

Для чего же мы используем в речи местоимения?

(заменяем существительные)

Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимений такое же

значение, как у существительного?

Как вы думаете?

Давайте выясним.

Если бы не было 1-го предложения, было бы понятно, о ком идёт речь?

В чём же тогда различие в значении местоимения и имени существительного?

(Местоимение не называет предмет, а указывает на него.)

Какой можно сделать вывод?

(Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.)

Запишите в исследовательскую карточку.

4. Знакомство с личными местоимениями.

(Учитель задает вопросы.)

В какой стране ты живёшь? Отвечаем полным ответом.

(Я живу в России.)

Запишите в тетрадь.

Какое слово употребили, назвав себя?

Подчеркните это слово.

Какие ещё страны вы знаете?

(Англия, Франция…..)

Мы знаем много стран. (запишите)

Какое слово в предложении указывает на нас?

А сейчас обратитесь к соседу по парте с вопросом, не называя его имени.

(Ты любишь рисовать?)

Запишите.

Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились?

А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то какое слово использовали?

(Вы любите слушать музыку?)

Запишите

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?

Запищите

Если это группа лиц?

Запишите

Все названные местоимения называются личными .

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ-

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Все местоимения.

Запишите личные местоимения в исследовательскую карточку.

6. Работа с учебником .

Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на страницах 52.

Назовите местоимения и поставте к ним вопрос.

Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?

Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.

7.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте)

Раз, два, три (хлопки в ладоши)

Я пою и ты поёшь

Раз, два, три

Мы идём и мы поём

Раз, два, три

Очень дружно мы живём

Раз, два, три.

Какие местоимения вы услышали?

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде

Давайте вспомним чему мы должны научиться на уроке?

Вам помогут опрорные слова

(Познакомиться с

(местоимениями)

Научиться отличать

(местоимения от других частей речи)

Научиться использовать

(местоимения в своей речи)

А теперь внимание – начинаем соревнование!

Конкурс «Самый внимательный редактор».

Давайте еще раз вспомним кто такой редактор?

(Человек работающий с текстом, проверяющий и исправляющий ошибки)

Посмотрите на экран и прочитайте.

Что вы прочитали?

Выберите понравившийся отрывок запиши его в тетрадь исправляя ошибки.(Приложение 4)

А у людей мартышка слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

2.Ай, Моська! Знать Моська сильна,

Что лает на Слона!

3.Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай, кум милый, мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

Опираясь на исследовательскую карточку, дайте определение местоимению.

(Учитель организует подведение итогов первой части урока.)

Вывод. – Что такое местоимение?

9.Работа по учебнику.

Страница 53 упражнение 111 (устно)

Назовите местоимение в предложении и на кого или на что оно указывает.

Когда в разговорной речи вы употребляете ВЫ, а когда ТЫ?

10.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Учитель предлагает выполнить задания разного уровня сложности. Инструктаж учителя.)

(Выбирают карточку и выполняют задания.)

(Проверяют себя по эталону.)

Приложение 5

1 уровень

Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения.

Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце.

- Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.

2 уровень

Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают ?

11.Рефлексия

(Учитель предлагает, обобщить знания, ответив на вопросы)

С какой частью речи мы познакомились?

(местоимением)

Почему эта часть речи получила такое название?

(вместо имени существительного)

Для чего нужны местоимения в речи?

(чтобы не повторять слова)

Предлагаю вам вернутся к нашему тесту и выполнить задания.

Смогли ли вы сейчас ответить на все вопросы?

Подводят итог урока.

Повторно выполняют тест.

12.Домашнее задание

(Учитель предлагает выполнить задание по выбору.)

Сочинить стихотворение или сказку о местоимениях.

Записать 5 предложений с местоимениями

Стр.93 упр. 157 в учебнике.

13.Самооценка

(Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.)

Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

«Самым интересным на уроке было…»

(Я прошу вас подвести анализ своих знаний и оценить свою работу на уроке)

(Помещают свои листы самооценки на доску. Выставление оценок.)

Приложение 1

Лист самооценки

Высший

Выше

среднего

Средний

Ниже

среднего

низкий

чистописание знания о местоимении редактирование самостоятельная знания о местоимении

(аккуратность в начале урока басни работа на конец урока

правильность)

Приложение 2

1. Местоимение:

а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос

3. Местоимение:

а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель б) ем в) ты

5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:

а) ты, мы б) она, он в) в, о

Приложение 3

Приложение 4

А у людей мартышка слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

2.Ай, Моська! Знать Моська сильна,

Что лает на Слона!

3.Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай, кум милый, мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

Приложение 5

1.Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения.

Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце.

- Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.

2.Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Проект урока русского языка

Учитель начальных классов: Милькова Ирина Валентиновна

Класс: 4

Тема урока : Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: освоение определения понятия «местоимение», формирование умения находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.

Задачи:

Совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи, выделять существенные признаки и свойства;

Способствовать развитию познавательного интереса, орфографической зоркости и зрительного восприятия;

Развивать умение работать в парах и коллективе;

Формировать положительную мотивацию к обучению;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД:

научатся находить местоимения в речи;

познакомятся с личными местоимениями.

Метапредметные УУД:

Познавательные :

классифицировать объекты по существенному признаку;

использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм;

строить сообщения в устной и письменной форме;

оценивать результаты выполненного задания;

Регулятивные :

умение работать по образцу;

планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата;

планировать решение учебной задачи;

выстраивать последовательность необходимых операций;

контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

участвовать в совместной деятельности;

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования;

оказывать взаимопомощь;

осуществлять взаимоконтроль;

проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Формы организации работы учащихся :

фронтальная, парная, дифференцированная, индивидуальная.

Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма урока : урок – исследование. 1-й урок в теме «Местоимение».

Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, тетради, карточки для исследовательской работы, карточки для работы в парах, индивидуальные, презентация, доска с необходимыми записями, учебник В. П. Канакина «Русский язык» 4класс -М.: Просвещение, 2012.

Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.

Оглавление § 1. Понятие о местоимении § 1. Понятие о местоимении § 1. Понятие о местоимении § 2. Местоимения и другие части речи § 2. Местоимения и другие части речи § 3. Разряды местоимений § 3. Разряды местоимений § 3. Разряды местоимений § 3. Разряды местоимений Конец


§1. Понятие о местоимении В русском языке имеются слова, которые могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом. (М. Горький) В этом отрывке слово оно заменяет существительное море, указывая на предмет. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. => ">


§1. Понятие о местоимении К местоимениям можно задать вопросы к т о? ч т о? (я, он, мы); к а к о й? ч е й? (этот, наш); к а к? г д е? к о г д а? (так, там, тогда) и др. Какой вопрос следует задать зависит от части речи, которую местоимение заменяет: Мой (ч е й?) брат ходит в школу. Там (г д е?) ему (к о м у?) нравится. Слов-местоимений в нашем языке немного, но употребляются они чаще, чем слова других частей речи, так как одно и то же местоимение может употребляться вместо разных слов. =>=> (продолжение) => (продолжение)">


§1. Понятие о местоимении Общее грамматическое значение Морфологические и синтаксические признаки Грамматическое значение местоимений - указание на предметы, признаки, количество без называния их. Эти признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют особых морфологических и синтаксических признаков. В предложении местоимения бывают подлежащими, дополнениями, определениями и обстоятельствами: Люблю тебя, моя Россия За твой характер боевой, За испытанья грозовые, За величавый облик твой. х. (продолжение)


§2. Местоимения и другие части речи. Местоимения-существительныеМестоимения-прилагательные Я, ты, мы, вы, он, кто, что, никто, что-то и др. - указывают на предметы, изменяются по падежам и связываются с другими словами в предложении как имена существительные: Ему пришло письмо. – Брату пришло письмо. Что строят? – Школу строят. Её построят по новому проекту. Мой, твой, наш, ваш, какой, этот и др. – указывают на признаки предметов как имена прилагательные. Они связываются с именами существительными и, тек же, как имена прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам: Наш журнал(классный журнал), наша стенгазета (школьная стенгазета), наше расписание (учебное расписание), наши книги (библиотечные книги). Местоимение который указывает на порядок предметов при счете и изменяется, как порядковые числительные, по родам, числам и падежам: Нет которого тома? – Пятого. =>=> =>">


§2. Местоимения и другие части речи. Местоимения-числительныеМестоимения-наречия Сколько, столько, несколько – указывают на количество предметов. Они связываются с существительными, как количественные числительные, и обычно изменяются по падежам: скóлько книг, скольких книг, со сколькими книгами. Где, когда, куда, так, там, потому и др. – указывают на признаки действий, не изменяются и связываются с глаголами так же, как и наречия: Когда просыпается город? – Город просыпается рано. Куда ты пойдешь? – Я пойду домой. Где твой дом? – Далеко. х. (продолжение)


§3. Разряды местоимений. Оглавление: §3.1 Личные местоимения §3.1 Личные местоимения §3.2 Возвратное местоимение §3.2 Возвратное местоимение §3.3 Притяжательные местоимения §3.3 Притяжательные местоимения §3.4 Вопросительные местоимения §3.4 Вопросительные местоимения §3.5 Относительные местоимения §3.5 Относительные местоимения §3.6 Неопределенные местоимения §3.6 Неопределенные местоимения §3.7 Отрицательные местоимения §3.7 Отрицательные местоимения §3.8 Определенные местоимения §3.8 Определенные местоимения §3.9 Указательные местоимения §3.9 Указательные местоимения


§3.1 Личные местоимения К личным местоимениям относятся: я, мы, ты, вы, он, она, они. Это местоимения-существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи. Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника. Он, она, оно, они - местоимения 3-го лица, указывают на того или на то, о чем или о ком разговаривают. Личные местоимения 1-го и 2-го лица отвечают на вопрос к т о?, а местоимения 3-го лица отвечают на вопрос к т о? или ч т о? в зависимости от значения, которое эти местоимения получают в предложении. У меня есть сестра. Она (кто?) учится в первом классе. - Я решил задачу. Она (что?) была нетрудной. =>=> =>">


§3.1 Личные местоимения Личные местоимения бывают ед. и мн. числа: я, ты, он, она, оно – ед. число; мы, вы, они – мн. число. Личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и все слово: я – меня, мне, меня, мной, обо мне. В косвенных падежах к местоимениям 3-го лица после предлога прибавляется н: увидел её, но надел на неё; написал им, но приехал к ним. Обратите внимание!. Для выражения вежливости вместо местоимения ты используется местоимение вы, а в официальных бумагах, письмах Вы пишется с большой буквы. (продолжение) х.


§3.2 Возвратное местоимение В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение- существительное. Местоимение себя по своему значению похоже на суффикс -ся- в возвратных глаголах. Оно тоже обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо: Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой. Возвратное местоимение отвечает на вопросы к о г о? к о м у? и др. Возвратное местоимение не имеет рода, лица (относится к любому лицу), не имеет числа (может указывать как на одно так и на несколько лиц) местоимение себя не имеет формы им. п. В предложении является определением И. Р. Д. - Кого? себя Кому? себе В. Т. П. Кого? себя Кем? собой (-ою) О ком? (о) себе х.


§3.3 Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой) указывают на признак предмета по его принадлежности и отвечают на вопрос ч е й? (ч ь я? ч ь е? ч ь и?). Это местоимения-прилагательные Они изменяются, как прилагательные, по родам, числам, падежам: мой словарь, моя книга, мое сочинение, мои друзья, моего словаря, моей книги, моего сочинения, моих друзей и т.д. В значении притяжательных местоимений используются личные местоимения в форме род. п.: его, их, её. В предложениях притяжательные местоимения обычно бывают определениями: О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов) х.


§3.4 Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и др. употребляются в вопросительных предложениях: Дети встанут, прибегут, Сто вопросов зададут, Тысячу вопросов: - Сколько лет живут слоны? - Кто был Ломоносов? - Где течет река Нева? - А когда же спит сова? (А. Барто) Вопросительные местоимения также используются при изучении грамматики русского языка. Изучая части речи, мы запоминаем, на какой вопрос отвечают слова каждой части речи. =>=> =>">


§3.4 Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения-существительные кто? что? и местоимение-числительное сколько? изменяются по падежам. Вопросительные местоимения-прилагательные какой? чей? который? изменяются по родам, числам, падежам. Вопросительные местоимения-наречия где? куда? откуда? когда? почему? зачем? как? не изменяются. (продолжение) И. Р. Д. В. Т. П. чей? чьего? чьему? как И. или Р. чьим? (о) чьем который? которого? которому? как И. или Р. которым? (о) котором? сколько? скольких? скольким? как И. или Р. сколькими? (о) скольких? х.


§3.5 Относительные местоимения Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько, когда, где, куда, как и др. являются относительными в тех случаях, когда играют роль союза связи простых предложений в составе сложноподчиненного: Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье. (А. Фет). Относительное местоимение что заменяет здесь существительное листок и в придаточном предложении является подлежащим и одновременно выполняет роль союза, связывающего два предложения. В некоторых случаях относительные местоимения выполняют роль связывающего союза, но не являются подлежащим. Грамматические особенности относительных местоимений такие же как и у вопросительных. х.


- §3.6 Неопределенные местоимения Неопределенные местоимения некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой- то, когда-то, где-то, кое-кто, кое-где, кое-когда и др. указывают на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, количества. КОЕ У КОГО КТО ТО но =>=> =>">


§3.6 Неопределенные местоимения Неопределенные местоимения образуются от вопросительных с прибавлением частицы не, которая превращается в приставку (некто, нечто, некоторый, несколько, некогда) и частиц - (то, - либо, -нибудь, кое- (кто-то, какой-нибудь, кое- что, кое-где). пишутся через дефис Обратите внимание!. Местоимения с частицами -то, -либо, - нибудь, кое- пишутся через дефис: кто-то, что-то, какой-то, кое-где, когда-нибудь, что- либо. раздельно Если же частица кое- отделена от местоимения предлогом, то она пишется раздельно со словом: кое у кого, кое о чем. л (продолжение) =>=> =>">


§3.6 Неопределенные местоимения Неопределенные местоимения, кроме некто, нечто, изменяются так же, как вопросительные местоимения. Местоимения некто и нечто по падежам не изменяются: некто имеет форму им. п., нечто – форму им. п. или вин. п. Неопределенные местоимения-существительные (кто- то, что-то и др.) в предложении играют роль подлежащего или дополнения: Кто-то постучал в дверь. Неопределенные местоимения-наречия обычно являются обстоятельствами: Где-то, когда-то, давным- давно тому назад, я прочел одно стихотворение. (И. Тургенев) (продолжение) х.


§3.7 Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нигде, никогда, никуда и др. указывают на отсутствие предметов, признаков, количеств. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений прибавлений частиц ни и не, которые превращаются в приставки. Обратите внимание!. слитно Отрицательные местоимения с приставками не и ни пишутся слитно. Не пишется под ударением, ни без ударения: нéкого – никогó. раздельно Если ни и не отделены от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно: не у кого, не о чем. =>=> =>">


§3.7 Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения изменяются так же, как вопросительные, от которых они образованы. Местоимения некого, нечего не имеют формы им. п. Отрицательные местоимения-существительные никто, ничто и др. в предложении обычно бывают подлежащим: Никто не забыл о путешествии. Отрицательные местоимения-прилагательные никакой, ничей в предложении являются определением: Никакие работники не могли сравниться с ним. Отрицательные местоимения-наречия нигде, негде, никогда и др. в предложении играют роль обстоятельства: Нигде не мерцал огонек. х.


§ 3.8 Определительные местоимения Определительные местоимения – сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. Определительные местоимения-прилагательные сам, весь, всякий, каждый, любой и др. изменяются по родам, числам, падежам: вся ночь, все озеро, все ученики, всему классу, всего отряда. В предложении определительные местоимения бывают определениями: Каждой веточкой живой лес беседует со мной. (Л. Татьянчива.) Местоимения-наречия всюду, всегда, везде и др. не изменяются и в предложении являются обстоятельствами: Я всегда любил ее. х.


§ 3.9 Указательные местоимения Указательные местоимения – тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь и др. Местоимения-прилагательные тот, этот, такой изменяются по родам, падежам, числам: тот, та, те, тех, тем. Местоимение числительное столько изменяется только по падежам. Местоимения-наречия там, тут, здесь, так, тогда, поэтому и др. не изменяются. Указательные местоимения могут употребляться как в простом, так и в сложном предложении. В сложном предложении указательное местоимение вместе с относительным служат для связи придаточного предложения с главным. Обратите внимание! э слитно..Местоимения-наречия потому, затем, отсюда, оттуда, поэтому и подобные пишутся слитно. И. Р. Д.. столько стольких стольким И. Р. Д. как И. и Р. столькими (о) стольких х.