Методы исследования восприятия. Методы диагностики восприятия

Исследование восприятия проводится в направлении изучения либо отдельных свойств восприятия, либо совокупностей свойств.
Гайда и Лоскутов предложили трехуровневое деление свойств объектов:
1-й уровень. Особенности восприятия отражать свойства объектов: локализации в пространстве / удаленность от субъекта / направление движения относительно субъекта и (или) друг друга / рельеф / форма / величина / длительность воздействия объекта на субъект / последовательность воздействия.
2-й уровень. Свойства более высокого порядка: предметность / константность / целостность / структурность / обобщенность.
3-й уровень. После включения в сознание: избирательность / осмысленность / целенаправленность / категориальность...
При исследовании того или иного свойства восприятия экспериментатор варьирует, исходя из своей гипотезы, физические характеристики объекта восприятия и установку испытуемому.
Гайда и Лоскутов приводят эксперимент: "восприятие формы при пассивном и активном осязании. Изменение физических характеристик - изменение формы фигурок. Изменение установки: просьба описать форму фигуры либо не ощупывая, либо ощупывая. Соколова Е.Т. описывает эксперимент, изучающий влияние мотива на восприятие.
Условия экспериментов сильно варьируются в зависимости от того, какие свойства изучаются.
Гайда и Лоскутов приводят 2 эксперимента на константность восприятия размеров (ограниченность поля зрения / наклон плоскости), один на исследование адаптации зрительного восприятия к искажениям сетчаточных изображений (очки), 2 на зрительные иллюзии.


Свойства восприятия :

Апперцепция - зависимость от прошлого

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений.

Структурность (обобщенность) – мы воспринимаем фактически обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

Константность – мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.

Свойства ощущений :

Качество - особенность, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида.

Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления.

Продолжительность (длительность) – это время, в течение которого сохраняется

Управление восприятием

Чем шире ваше восприятие, чем больше красок, звуков, мыслей, эмоций, впечатлений вы получаете, тем больше полезной информации вам дарит окружающий мир. Обычное восприятие отличается от расширенного, также как отличается восприятие человека спящего от бодрствующего. Восприятие сужается, потому что большинство информации, которую получают ваши органы зрения, слуха, обоняния и осязания, отфильтровывается в подсознании. Создано большое количество методов, позволяющих сделать восприятие более осознанным. Это дает вам возможность самим решать, какая информация должна быть отфильтрована. Работа, связанная с расширением восприятия, в результате обязательно приведет к переходу на более высокий качественный уровень. Вы придете к цельному голографическому восприятию. Работа над расширением восприятия будет вестись на трех основных «фронтах»: визуальном (зрение), аудиальном (слух) и кинестетическом (ощущения). Вы уже продвинулись на этом пути, когда создавали образы и представляли океан энергии (визуальный канал восприятия); слушали одновременно несколько звуков (аудиаль-ный); практиковали дыхание через сердце (кинестетический). Следующий этапом развития восприятия будет синестезия - синтез всех трех каналов восприятия.

Начнем с аудиального канала. Для этого прислушайтесь к какому-нибудь звуку или включите приятную для слуха музыку.Теперь почувствуйте этот звук. Задайте себе вопрос: какие ощущения он у меня вызывает? Как он отражается на мышечном тонусе?Подключите зрение. Попробуйте увидеть этот звук.Найдите цвет, с которым он у вас ассоциируется.

Время от времени меняйте последовательность работы. Например, начните с какого-нибудь ощущения, а потом окрасьте его и сопоставьте звук. Результатом будет усиление эффективности любой практики по управлению собой. Ведь практически все они непосредственно связаны с использованием каналов восприятия. Работу с образами можно дополнять звуками. Возрастная регрессия станет для вас более простой. Совершенствуясь в расширении восприятия, вы начнете более полно проживать каждый момент вашей жизни

Нарушение восприятия

Агнозии/псевдо агнозии - нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания/ нарушение контроля за результатами деятельности и общее осмысление ситуации.

Галлюцинации/псевдогаллюцинации - восприятия, возникающие без наличия реального объекта при психических /расстройства восприятия, подобные галлюцинаторным, однако, в отличие от них, лишенные "ощущения объективности и действительности".

Ошибки восприятия:

· Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.

· Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

· Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

· Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

· Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

· Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Внимание -это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

ВИДЫ(основные)

· непроизвольное и произвольное внимание

Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании

Функции внимания:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации,

· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

· определяет точность и детализацию восприятия,

· определяет прочность, и избирательность памяти,

· определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Концентрация внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания - продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

Объем внимания

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные.

Распределение внимания

Распределение - это способность одновременно выполнять несколько действий.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Этих методов довольно много, но ни один из них не удовлетворяет критерию универсальности. Каждый метод либо группа методов, как правило, подбирается или создаётся заново при решении специальных исследовательских задач.

1. Пожалуй, чаще всего используются методы, имеющие название тахистоскопия .

От двух слов: тахисто – быстрый, скопия – смотреть. Это метод, который был разработан в середине 19 столетия в связи с изобретением тахистоскопа – специального прибора, позволяющего точно дозировать время предъявления информации. Тахистоскоп представлял собой следующее устройство: внешний экран с прорезью – это то, что наблюдал испытуемый. С обратной стороны экрана устанавливалась тяжёлая шторка, которая падала вниз под влиянием различных грузиков. Чем больше вес грузика, тем быстрее перемещалась шторка. Это что-то наподобие гильотины. Шторка тоже имела прорезь. Когда шторка падала и прорези совпадали, наблюдатель имел возможность видеть то, что изображено на третьем экране. Геометрическая фигура, изображение человечка, слово или что-то другое. Меняя грузики и их вес, экспериментатор варьировал скорость перемещения шторки, а следовательно – время предъявления визуальной информации. Таким прибор был в середине 19 века, а к 20-му веку появились уже электронные тахистоскопы, которые работали на иных принципах, но обеспечивали ту же самую функцию. Единица измерения событий, которые воспринимаются с помощью тахистоскопа – 1 миллисекунда, что равняется тысячной доли секунды. Измерение восприятия осуществляется именно в этих единицах. Чтобы вы имели более или менее полное представление: взгляд, брошенный на предмет или человека, предполагает всего 300 млсек, т.е. треть секунды. 2 – 3 раза в секунду мы переводим взор с одной позиции на другую, но, как правило, об этом не знаем.

2. Второй метод, который получил название исследование времени реакции .

Время реакции – это время ответа испытуемого на те или иные сенсорные воздействия. Этот метод тоже появляется в середине 19 столетия, когда было обнаружено, что время реакции на события различной сложности изменяется. Чем сложнее событие, тем больше время реакции на него. В классических исследованиях 19-го и первой половины 20-го века время реакции определялось с помощью нажатия испытуемого на телеграфный ключ. Начиная с середины 20-го века, время реакции оценивается либо с помощью специального устройства, либо с помощью одной из кнопок клавиатуры компьютера.



3. Группа методов, которая получила название: метод оптических (акустических) преобразований . В эту группу входят:

- Инвертоскопия .

Речь идёт об использовании в психологическом эксперименте специальных оптических устройств, которые укрепляются либо непосредственно на голове, либо в очковой оправе. Имеется в виду либо система зеркал, либо система призм, которая формирует необычное изображение проекции предметов на сетчатке глаза.

Вот некоторый предмет, который освещается внешним источником света. Свет отражается от поверхности предмета, попадает в глазное яблоко, где у поверхности сетчатки формируется уменьшенное перевёрнутое изображение предмета. Этот факт был известен ещё в 16 веке. И с 16 века философы, физики и художники задавались одним и тем же вопросом: а что случится, если изображение на сетчатке сделать нормальным? Нормальным – в смысле таким же прямым, как и изображение предмета. Вот инвертоскоп, как раз, и позволяет достигать этой цели.



Американский психолог по фамилии (Стрэттон) был первым, кто перевернул изображение на сетчатке, сделал его нормальным. Стрэттон сам носил специальные устройства – инвертоскопы на своей голове и убедился, что в течении по крайней мере трёх дней воспринимаемый мир представляется перевёрнутым вверх ногами, и более того – смещается вместе с любым поворотом головы или перемещением туловища. Только через три дня Стрэттон осознал стабильность воспринимаемого мира и его привычную ориентацию. Эксперимент Стрэттона многократно повторялся на протяжении всего 20-го столетия и не был ни опровергнут до конца, но и не подтверждён до конца.

Вторая разновидность методов оптических преобразований называется (псевдоскоп), псевдоскопия.

Псевдоскопия это метод, построенный на том, что ближние предметы воспринимаются удалёнными, а дальние – приближенными. Этот прибор также представляет собой систему призм, которые крепятся в очковой оправе. Когда вы смотрите на выпуклый предмет, он воспринимается вами как вогнутый и наоборот. Например, когда вы смотрите на маски, выпуклая маска воспринимается вогнутой. Но когда вы смотрите на человеческое лицо, оно никогда вогнутым не воспринимается. Это говорит о том, что существует система норм, которым подчиняется наше восприятие. А псевдоскопия – это метод, который позволяет установить эти нормы. Каковы они, как конкретно они проявляются.

Наконец третий метод из этой группы, из группы оптических преобразований, называется стереоскопия .

В основе метода лежит прибор, который называют стереоскоп. Стерео- означает объёмный. Назначение этого прибора – превращение плоскостных изображений в объёмные. Представим себе, что наблюдатель воспринимает два разделённых круга с поставленными асимметрично точками. Вот это – своеобразный разделительный экран, который позволяет делать так, чтобы каждый глаз воспринимал своё изображение.

В реальной жизни это сделать трудно, потому что существует механизм, который называется конвергенция и аккомодация. Конвергенция – это сведение зрительных осей. Оси сводятся таким образом, чтобы наиболее чётко и правым и левым глазом видеть фиксируемый объект. Есть прямо противоположный процесс, процесс разведения осей. Он называется дивергенция. В процессе сведения и разведения осей постоянно участвует аккомодация глаза. Речь идёт об изменении кривизны хрусталика, т.е. передней линзы.

В том случае, когда оси каждого глаза, правого и левого, направлены на свой самостоятельный предмет, происходит явление, которое называется фузия – слияние двух образов в единое целое. Вот когда это происходит, плоские изображения воспринимаются объёмными. Скажем, в том, что я изобразил, наблюдатель будет видеть конус, ориентированный в сторону наблюдателя. Не зная этого механизма, к такому выводу очень трудно прийти. С помощью метода стереоскопии изучают пространственное зрение, его организацию и функционирование.

4. Психофизические методы .

Это методы, которые позволяют определить пороги ощущений и восприятий, рабочий диапазон сенсорной чувствительности, а также провести оценку воспринимаемого: воспринимаемой величины, формы, удалённости, цвета. Для того, чтобы выполнить такую оценку, необходимо предъявить два предмета или два события. По тому, чем одно событие отличается от другого или чем один предмет больше или меньше другого, делается заключение об их воспринимаемых свойствах. Пример с индивидуальным усилителем, который создается специально под чувствительность конкретного человека.

5. Психофизиологические методы .

Чаще всего речь идёт о регистрации движений глаз, реже – о регистрации движений головы или пальцев рук.

Методы регистрации движения глаз (методы окулографии) – от окулюс – глаз, графия – изображение.

Речь идёт о регистрации позиции и перемещения глаз в пространстве. Выделяют несколько разновидностей движения глаз.

Первая группа называется микродвижения глаз. В эту группу включают тремор глаз – это очень быстрые малоамплитудные дрожания глазного яблока. Движения глаз, в частности тремор, невозможно прервать, а строго говоря, глаз невозможно остановить. Исследования показывают, что пока есть движения глаз, в частности тремор, зрительная функция глаза сохраняется, но как только тремор убирается, человек слепнет.

Есть исследования, которые показывают, что тремор глаз вообще связан с витальными процессами и смерть человека в первую очередь проявляется в отсутствии тремора глаз. Любопытная вещь!

В группу микродвижений глаз входят микроскачки или как их называют обычно микросаккады . Это французское слово – саккада, которое означает резкое перемещение позиции. В психологии принято оценивать и измерять движение глаз в угловых градусах. Вот величина микросаккады не превышает одного углового градуса.

Третье микродвижение называется дрейф глаз или просто дрейф . Это тоже движение, тоже с амплитудой не более одного градуса, но очень медленное. Средняя скорость дрейфа – 15 – 20 угловых минут в секунду. Во время дрейфа, как впрочем и во время микросаккад сохраняется тремор. Чтоб вы представляли себе: амплитуда тремора не превышает 1 – 2 угловых секунд. Это очень маленькое дрожание. А частота тремора может доходить до 200 Гц. Это очень высокая частота. Глаз – один из самых подвижных биологических органов. Он динамично изменяется.

Итак, тремор составляет что-то вроде фона, на этом фоне развёртываются микросаккады и дрейф. И микросаккады и дрейф нужны для того, чтобы обеспечить нам оптимальные условия рассматривания предметов или событий. Они имеют место тогда, когда мы смотрим или, на профессиональном языке, фиксируем предмет. Микросаккады и дрейф очень часто объединяются и образуют сложную форму движений, которая называется микронистагм . Это четвёртая - производная форма.

Микронистагм представляет собой дрейф, т.е. плавное движение, кстати очень маленькое, и резкое перемещение в противоположную сторону. Потом снова дрейф и снова резкое перемещение. Иногда микронистагм называют физиологический нистагм.

Вторая группа называется макродвижения . Их отличительная особенность – амплитуда. Амплитуда и саккад и плавных движений больше 1 градуса. 1 градус – это как бы граница. Но граница очень условная.

Сюда включают: макросаккады или просто саккады . Средняя амплитуда саккад при рассматривании изображений – около 6 – 10 угловых градусов. Саккады предназначены для того, чтобы изменять фиксационную позицию. Т.е. рассматривать разные части предмета. Например, оглядывать комнату или читать текст.

Вторая разновидность движений получила название следящие движения . Они имеют место тогда, когда предмет, на который мы смотрим, приходит в движение. Следящие движения как бы прилипают к предмету и воспроизводят траекторию его движения, правда при условии, что это движение не будет больше 90 угловых градусов в секунду. Это очень высокая скорость. Скорость же макросаккад много больше. Она может достигать 600 градусов в секунду. Производной от саккад и следящих движений является так называемый железнодорожный нистагм . Вы наблюдали эту разновидность движений, когда смотрели на идущий поезд, пытаясь фиксировать вагоны. Ваши глаза совершают плавное движение, а потом резко возвращаются назад. Это движение большой амплитуды, в отличие от микронистагма. Скорость и амплитуда этого железнодорожного нистагма в 10 раз, т.е. на порядок отличается от скорости и амплитуды физиологического нистагма.

К макродвижениям относят так называемые вергентные движения – это конвергентное и дивергентное движения. Конвергентное сведение оси, дивергентное – разведение оси.

Наконец, последняя разновидность движений получила название торзионные – от слова торзия – вращение. Это вращение глаза вокруг своей оси.

Регистрация подобного рода движений глаз даёт информацию исследователю о распределении внимания по предметам или событиям, информацию о способах решения зрительных и интеллектуальных задач, а также информацию о наиболее информативных участках зрительного поля.

К другим физиологическим методам, достаточно часто используемым при изучении восприятия, можно отнести вызванные потенциалы . Вызванный потенциал - это ответ, который регистрируется в зрительной коре непосредственно после стимуляции сетчатки. Вызванный потенциал продолжается в течении нескольких сотен миллисекунд, а его форма говорит о различных фазах или этапах формирования зрительного образа.

6. Очень часто в психологии восприятия используются проективные методы , прежде всего пятна Роршаха и тест тематической аперцепции (ТАП).

К подобным методам обращаются тогда, когда пытаются изучить восприятие в связи со структурой личности. Прежде всего, в связи с определёнными потребностями и мотивами человека. Мы видим то, что нам интересно.

Наконец, нужно отметить рисуночные тесты, т.е. рисунки, изображения, которые позволяют раскрыть смысловое содержание того, что воспринимается. В психологии восприятия принято дифференцировать предметное значение воспринимаемого и смысл. Предметное значение – это функциональная характеристика предмета, которая присутствует в нём объективно, независимо от вас. Например, это книга, но моё отношение к этой книге будет самым различным и, возможно, отличаться от отношения к этой книге каждого из вас. Вот это отношение в психологии называется специальным термином смысл.

Если значение объективно, то смысл всегда субъективен. Предметное значение вот этой вещи, которую я держу, одинаково для вас и для меня, но смысл этого предмета для каждого из нас оказывается различным. В этом разница!

Рисуночных тестов довольно много и главное их назначение – это установление мотивационной основы воспринимаемого и установление личностного смысла того, что воспринимается.

32. Методы исследования восприятия

Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен.

Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.

Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию используют следующие подходы:

Тахитоскопия. Строго дозированное и ограниченное время экспозиции. Контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула.

Хронометрия. Измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов. Существуют моторные, вербальные, физиологический реакции.

Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.

Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.

Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала. С помощью эмпирических операций или инъекций вносятся систематические искажения в естественные соотношения между объектом и наблюдателем.

Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.

Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.

Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.

Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.


24. Монистическая и множественная модели памяти

Винер разделил память на текущую и постоянную.

Оперативную память

Бродбент предложил модель переработки, в котором перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные центры, которые соответствуют различным модальностям сигналов, где она хранится очень короткое время, а потом передается в следующий блок, где подвергается переработке в вербальную форму, этот блок соответствует кратковременной памяти.

Предложили идею о первичной и вторичной памяти, информация из первичной памяти теряется, т.к. она не затухает. Вытесняются вновь поступившей информацией (интерференция).

Множественная модель памяти, Шифрин

В данной модели информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды.


Сл.страница


Бэдели и Хинч разработали модель оперативной памяти, основываясь на том, что хранение поддерживается в активном состоянии.

Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально специфической, а мультимодальной.

Система состоит из 3-х компонентов:

Центрального исполнительного компонента и 2-х «систем-врагов». Одна из которых специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная).

Согласно модели в артикуляционной петле автоматически поддерживается определённое количество информации.

Это количество зависит от времени необходимой для вокализации материала (1-2 сек.), поэтому ёмкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проявления.

S – ёмкость памяти

R – скорость чтения
Ck – коэффициенты

Подавление артикуляции влечёт за собой снижение ёмкости оперативной памяти.

Шанин Д.А, - идея оперативного образа – аналога оперативной памяти визуальной модальности, в нем акцентируются признаки объекта, которые существенны при выполнении конкретной деятельности.


5. Общие свойства ощущений

Качество – основная особенность данного ощущения, отличает его от других видов и вирирующая в пределах данного вида ощущения. Качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй.

Интенсивность – является количественной характеристикой ощущений и определяют силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения. Это есть его временная характеристика, определяется функциональным состоянием органа чувств но главным образом действием раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение возникает спустя латентный период ощущения. Латентный период для разных видов ощущений различен.

Подобно тому, как раздражение не возникает, но и также не сразу исчезает после прекращающегося воздействия раздражителя (зрительное ощущение – остается след в виде последовательного образа).

Существуют положительные и отрицательные положительные образы: положительные остаются после раздражения неизменными (в кино не замечаем периоды перемены кадра, т.к. они заполнены следами последовательных образов). Отрицательные: при ощущении цвета, последовательные образы переходят в дополнительный цвет и возникает отрицательный последовательный образ, это объясняется ослаблением чувствительности сетчатки.

Анализ, осуществляемый, пространственными рецепторами дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно. 2. Психические процессы как форма деятельности Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в...

Долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Дифференциальная психофизиология - направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два...

Неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект». Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность – умение считать, ...

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Методы исследования восприятия:

  • - Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность - феномен.
  • - Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.
  • - Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур. В экспериментах по восприятию используют следующие подходы: тахитоскопия (строго дозированное и ограниченное время экспозиции, контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула) и хронометрия (измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов).
  • - Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.
  • - Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.
  • - Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала.
  • - Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приемы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.
  • - Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.
  • - Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.
  • - Метод моделирования работы перцептивных процессов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.

Методики изучения восприятия:

  • 1) методика «Классификация предметов» - для выявления зрительной агнозии;
  • 2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;
  • 3) таблицы Равена - для исследования зрительного восприятия;
  • 4) таблицы, предложенные М.Ф.Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), - для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);
  • 5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т.д.) - для исследования слухового восприятия.

Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях

Как показано выше, нарушения восприятия имеют различ­ные причины и разные формы проявления. Знание этих особен­ностей позволяет психологу участвовать в постановке диагноза,

а знание механизмов нарушений - в разработке и осуществле­нии коррекционных программ.

При локальных поражениях головного мозга наблюдаются два вида нарушений:

1. Сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т. д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

2. Сложные гностические расстройства, отражавшие нару­ шение разных видов восприятия (восприятие предметов, про­ странственных отношений). Эти нарушения связаны с пораже­ нием корковых зон мозга.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности. Чаще встре­чается не снижение, а усиление болевого ощущения, так назы­ваемые «психогенные» боли, что также является нарушением восприятия. При переживании боли большая роль отводится ожиданию, боязни боли, хотя, по исследованиям Б. Д. Карва-сарского, не существует боли, лишенной материальной основы, даже когда речь идет о психогенных болях. При этом важно ус­тановить соотношение сенсорного и эмоционального компонен­тов переживания боли для выбора правильного лечения: преоб­ладание медикаментозного воздействия или психотерапевтиче­ского.

У эпилептоидных больных восприятие чрезмерно детализи­ровано и малопродуктивно. Можно сказать, что они «за деревь­ями» не видят леса.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов свя­заны большей частью с апатоабулическим синдромом и эмо­циональной амбивалентностью.

При психопатиях возбудимого круга повышается чувстви­тельность при повышении эмоционального тонуса.

При психопатиях тормозного типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоцио­нального тонуса.

При реактивных депрессиях восприятие нарушено по-разному, и зависит от клинической картины:

а) при депрессивно-параноидном синдроме - аффективное искажение восприятия;

б) при астено-депрессивном - фрагментарность восприятия с трудностями концентрации внимания и его переключения;

в) при истеро-депрессивном - восприятие отличается вну­ шаемостью, в силу чего возможны псевдоагнозии.

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

Клинический метод применяется в случаях, когда необхо­димо исследование болевой, тактильной, температурной, вибра­ционной или слуховой чувствительности, проводится с помо­щью специально подобранных волосков, щетинок, игл, анама-лоскопов, аудиометров и др. Осуществляют такую диагностику обычно врачи.

Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические мето­ды, к примеру, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным.

Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследо­вания зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать «Классификацию предметов»). Испытуемый должен узнать предмет. Затем ему предлагают более сложные рисунки, к примеру, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрей-тера). Иногда для исследования зрительного восприятия ис­пользуют также таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органи­ческих изменений головного мозга используют таблицы с дви­жущимися квадратами, или «волнистый фон», предложенные М. Ф. Лукьяновой.

Для исследования зрительного восприятия используют та-хистоскопический метод (предъявление изображений в течение определœенного времени); а в случае крайне важности исследова-

ния слухового восприятия - идентификацию магнитофонных записей. Для этого крайне важно иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелœест страниц переворачиваемой кни­ги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т. д. С помощью этого метода, как вы уже знаете, можно обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.

Библиографический список

1. Атлас для экспериментального исследования психиче­ ской деятельности человека / Под ред. И. А. Полищука и А. Е. Видренко Киев, 1980.

2. Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 1965.

3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

4. Гиляровский В. А. Учение о галлюцинациях. М., 1949.

5. Гильяшева И. Н. О применении методики ТАТ в диаг­ ностике неврозов и шизофрении // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и меди­ цинской деонтологии. Л., 1972.

6. Зейгарник Б. В. Биренбаум, Г. В. К проблеме смыслово­ го восприятия // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. М., 1935. Т. IV. Вып. 6.

7. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1999.

8. Кандинский В. X. О псевдогаллюцинациях. М„, 1952.

9. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. М., 1977.

10. Рубинштейн С. Я. Экспериментально-психологический подход к исследованию обманов слуха // Невропатоло­ гия и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1971. № 6.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­ сихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970.