Разговор начальника и подчиненного манипуляции пример. Как уберечь себя от давления и манипуляций руководителя

Медлительность - самое серьезное препятствие для достижения цели. Медлительный человек не способен выдавать высокий результат. Он постоянно отвлекается по пустякам и неправильно расставляет приоритеты.

Медлительный человек редко становится руководителем, ведь медлительность мешает ему быть активней, быстрее и проворнее, чем другие сотрудники. Медлительный руководитель - это катастрофа для предприятия. В условиях современной конкуренции даже самое маленькое промедление недопустимо. Уж слишком большую цену доведется за него заплатить.

Но что же делать, если вы, руководитель, вдруг заметили за собой это негативное качество? Складывать полномочия и увольняться? Ни в коем случае! Нужно бороться с этой негативной привычкой и, в конце концов, взять над ней вверх.

Медлительный человек… какой он?

Вместо того чтобы приступать к написанию важного доклада вы начинаете наводить порядок в кабинете? А когда нужно готовиться к совещанию - вспоминаете, что забыли позвонить жене, мужу, другу или коллеге? Скорее всего, медлительностью вы уже «болеете». Ведь медлительный человек - это тот, кто постоянно откладывает выполнение важного дела, находя более срочные задачи.

Медлительный человек не всегда способен отличить срочную работу от важной и отделить первостепенные задачи от второстепенных. Он не всегда понимает, что срочная работа очень редко является важной. На самом деле, «важное» может переместиться в разряд «срочных» лишь в случае, когда к его выполнению приступают несвоевременно. Именно из-за медлительности сроки важных задач начинают «гореть», и они стремглав перелетают к срочным.

Почему люди медлят?

На самом деле в удовольствии немного оттянуть выполнение неприятного или сложного дела не способен себе отказать практически никто. Очень сложно просматривать деловые бумаги, когда на расстоянии вытянутой руки лежит пульт от телевизора, а еще ближе «расположилась» недочитанная книга.

Различают 3 основные причины медлительности

Необходимость выполнять неприятную работу

Работа кажется настолько неприятной, что вы отодвигаете ее всё дальше и дальше, втайне надеясь, что обстоятельства изменятся, и она станет не нужна. Но ничего не меняется, и в результате вы хватаетесь за неё в последний момент, нарушаете сроки или выполняете некачественно. А всего-то и требовалось, не затягивать до последнего.

Как бороться?

  • Подумайте, почему то или иное задание кажется вам таким уж неприятным? Какой именно участок работы заставляет вас морщиться и тянуть, тянуть, тянуть?Разбейте неприятное задание на несколько совсем маленьких (занимающих не более 10 минут) и сразу же приступайте к выполнению самой «отталкивающей» части. Выполняйте каждый день по 2-3 части в разное время дня. Осознание того, что вам не требуется доводить неприятное дело до конца прямо сегодня, значительно облегчит и ускорит его выполнение.
  • Установите для себя четкие сроки выполнения задания. В идеале озвучьте конечную дату друзьям, коллегам или начальству. Боязнь показаться пустословом в глазах посторонних заставит вас действовать быстрей.Поставьте дату окончания работ на рабочем столе или повесьте на стенке, неподалеку от своего рабочего места - главное, чтобы она попадалась вам на глаза по нескольку раз в сутки. Это не даст о ней забыть и подстегнет вашу работоспособность.
  • Определите для себя все дела, которые вызывают негативные эмоции. Старайтесь именно с них начинать рабочий день. Таким образом, весь оставшийся день вы будете в приподнятом настроении - ведь все самое неприятное уже позади!
  • Назначьте для себя вознаграждение за успешно завершенное неприятное задание. Только ни в коем случае не награждайте себя, если выполнить поставленную задачу не удалось.

Необходимость выполнять сложную работу

Сложная работа плоха тем, что вы не знаете с какого конца к ней подступиться. Вы откладываете её всё дальше и дальше, но легче она от этого не становится.

Как бороться?

  • Разбить одну большую подзадачу на много-много маленьких. Найти решение для нескольких маленьких будет легче, чем для одной большой.Этот метод носит название «метода десятиминуток», так как каждое мини-задание не должно отнимать более 10 минут. Хорош он тем, что выкроить 10 минут в течение рабочего дня совсем несложно. К тому же никакого дискомфорта 10-минутная работа не доставляет, даже если она действительно сложная. Ведь что такое 10 минут? Пустяк. Таким образом, шаг за шагом, вы и не заметите, как сложная работа будет окончена.Этот метод имеет один небольшой секрет: начинать работу нужно с выполнения самых сложных 10-минутных задач. Для этого вам придется предварительно выстроить из 10-минуток ранжированный ряд (по убыванию).

Боязнь показаться смешным или глупым

Раз уж вы руководитель, то вам просто по статусу положено всегда оказываться на шаг вперед своих подчиненных. Вы ведь именно так считаете, верно? Рассуждая таким образом, вы не оставляете себе права на ошибку. Стремясь всегда и во всем достигать совершенства, вы только усложняете свою жизнь. Нет, само по себе стремление похвально, но нужно во всем знать меру.

Как бороться?

  • Застраховаться от ошибок на все 100% невозможно, поэтому как бы вы не затягивали обсуждение задачи, какие-либо недочеты всё равно всплывут. Поэтому старайтесь оперативно собирать нужную информацию и как можно быстрей приступать к практической части. Поверьте, некоторые ошибки намного проще исправить по ходу дела, нежели предусмотреть заранее.
  • Составляйте список препятствий, с которыми вы можете столкнуться, стараясь достигнуть желаемого. Заранее продумайте, как можно избежать тех или иных трудностей. Периодически перечитывайте первоначальный список, внося в него коррективы, отмечая то, что все-таки произошло, и вычеркивая то, чего удалось избежать. Вот увидите, большинство трудностей надуманы: в действительности вам доведется столкнуться с гораздо меньшим количеством проблем.

3 универсальных способа борьбы с медлительностью

  • Планирование. Это, пожалуй, один из самых эффективных методов борьбы с медлительностью. Составляйте планы на каждый день, и выбор «делать или не делать?» просто не встанет перед вами.
  • Соревнование с самим собой. Да, и такое возможно! Успеете ли вы сделать эту работу за час? А может, еще быстрее? А получится ли у вас справится вот с этим, на первый взгляд непростым, заданием? А с вот этим? С каждым разом конечный результат будет радовать всё больше и больше, тем самым, подстрекая вас поднимать планку ещё выше.
  • Инерция. Любое дело главное начать, а там, по инерции, оно пойдет и дальше. Да вы ведь и сами знаете, что продолжать начатое намного проще, чем сдвинуться с мертвой точки. Поэтому просто начните… Вот увидите, результат не заставит себя ждать.

Думаю, что со своей медлительностью вы теперь точно справитесь. Но как же быть с подчиненными? Ведь наверняка многие из них тоже страдают этим недостатком. Во-первых, прочитайте им эти советы, а во-вторых, пересмотрите имеющуюся систему мотивации и поощрений: ничто так не стимулирует деятельность, как осознание того, что это оценят и похвалят (причем желательно не только на словах).

Медлительность - это всего лишь особенность вашего поведения. С ней можно и нужно бороться! Удачи в этом непростом, но таком важном занятии!

Не бывает неманипулируемых руководителей. Если руководитель считает, что по отношению к нему этого не происходит, то это означает только одно: им манипулируют особенно искусно. Односторонняя зависимость одного человека от другого побуждает зависящего вырабатывать разные способы воздействия на своего начальника как защитного, так и наступательного свойств. Ознакомьтесь с предлагаемой коллекцией способов манипулирования и оцените вероятность их проявления в вашем окружении.

Не бывает неманипулируемых руководителей.

Если руководитель считает, что по отношению к нему этого не происходит, то это означает только одно: им манипулируют особенно искусно. Такова уж природа вертикальных отношений, где односторонняя зависимость одного человека от другого побуждает зависящего вырабатывать разные способы воздействия на своего начальника как защитного, так и наступательного свойств. Некоторые эти воздействия подчиненного на начальника совершенно открыты и понятны последнему: подчиненный прямо говорит ему о своем несогласии, незаинтересованности, выдвигает требования, ставит условия. Такие действия легко наблюдаемы, достаточно контролируемы. Но сейчас речь о скрытых, неуловимых для руководителя способах воздействия, побуждающих его прямо или косвенно к каким-то реакциям, решениям, поступкам, совпадающим с интересами подчиненного, но раньше или позже наносящих вред интересам руководителя.

Так что манипулирование представляет собой незаметное для руководителя воздействие на него со стороны подчиненного в интересах последнего.

Много лет, проходя одну организацию за другой, наблюдая разные варианты подобных «изобретений», мы решили их собрать и показать одному из своих клиентов в виде специальной коллекции. Интерес был живой и деятельный - он напряженно стал вспоминать случаи того или иного воздействия на себя, которые он мог отнести к числу манипулятивных, задал много вопросов о способах противодействия этому. Эту коллекцию в доработанном табличном виде вы можете увидеть ниже (табл. 1).

Как пользоваться этой таблицей?

Сначала внимательно прочитайте (если вы анализируете таблицу самостоятельно) или предложить прочитать ее своему коллеге, руководителю, клиенту и т.д. (если вы используете ее для работы или совместного анализа с коллегами и пр.) Задайтесь вопросом: нет ли таких способов манипулятивного воздействия на вас, которые здесь не отмечены? Назначение этого вопроса - углубить внимательное чтение, побудить к большему погружению в воспоминания о конкретных ситуациях.

Потом попробуйте заполнить сначала левую колонку, обратив внимание с ним те пункты, где баллы получаются самыми высокими. Потом то же самое с правой колонкой. Соедините овалом те пункты, где совпадают высокие баллы в обеих колонках по отношению к одному и тому же пункту. По нашим наблюдениям, наиболее частым и рискованным способом манипулирования является п. 1 (дозирование информации). Дальше вероятность проявления и риск для руководителя расходятся: например способ в п. 3 отмечается довольно часто, но риск от него сравнительно невелик. А вот п. 10 проявляется реже, зато риск от него один из самых больших. Пункт 8 - совершенно очевидно, что такое случается редко, но с абсолютным риском.

Также внимание руководителя можно заострить на следующем тезисе: объект манипулятивных воздействий часто не замечает или недооценивает их. Часто на вопрос: «Какие ваши особенности дают возможность подчиненным для манипуляции вами?» - очень многие из руководителей отвечают: «Доверчивость». Это скорее лестная самооценка, отражающая ограниченную саморефлексию и очень далекая от истины. В этом случае отнеситесь к этому клинически и предложите задуматься над другими предпосылками того же свойства. Потом распределите их по разным группам по степени сходства - различия и переходите к обсуждению задачи «б» - как противодействовать манипулятивным воздействиям.

Задачи для последующей работы и анализа:

* а) преодоление того, что в вашем поведении дает возможность подчиненным манипулировать вами,
* б) способы противодействия манипулятивному воздействию подчиненных на вас.

Возьмем пример. Руководитель назвал следующие свои особенности, провоцирующие манипуляции им: «...желание все решать самому; нежелание контролировать исполнение; стремлюсь выслушать людей до конца; люблю иногда откровенно поговорить с некоторыми; может быть, излишне много рассказываю людям о себе; иногда некритически отношусь к поступкам сотрудников; бываю в семьях подчиненных на днях рождения, когда приглашают; чрезмерно открыт в общении; иногда переоцениваю достоинства людей; просто не хочется видеть у других двойное дно; невнимательность к оценке информации; иногда за документом не видишь человека, его готовившего...» и т. п. Как видим, тут неглубокая саморефлексия, нежелание видеть свои недостатки и слабости своего стиля руководства. Так вот, в случае с этим конкретным человеком диагностическое интервью с подчиненными показало его закрытость в общении, неприязнь к негативной информации о положении дел в компании, склонность выделять т. н. любимчиков и др.

Как пользуются сами руководители этой коллекцией манипуляций? Некоторые кладут этот листок под стекло на свой письменный стол, чтобы время от времени туда заглядывать. А раза два руководители увеличивали его до масштаба A3 и вешали над головой на стену у себя в кабинете. Правда, один из них, видя, как это отвлекает собеседника, перевесил этот листок в приемную на дверь своего кабинета.

Так что эта методика имеет самостоятельное значение. Но одним из лучших способов преодоления манипулятивного воздействия является командообразования. Дело в том, что работа в командном режиме значительно снижает возможности манипулирования руководителем. Почему?

* Во-первых, потому что многие не решаются или стыдятся использовать способы 4, 6, 8, 10 и 11 в присутствии других.
* Во-вторых, попытки использовать способы 1, 3, 4, 6, 8 и 10 тут же гасятся противодействием других членов команды, чьи интересы не совпадают с подобными воздействиями.
* В-третьих, руководитель сам видит, как работа в командном режиме производит более разнообразную информацию, уменьшает вероятность появления незаменимых, дает разные варианты решений, вводит большую согласованность между подчиненными, снижает возможности лести, клики или же становится труднее проводить решение, выгодное только кому-то одному.


Статьи этого раздела

  • Как начальство ускоряет профессиональное выгорание сотрудников

    Пять причин потери интереса к работе из-за поведения босса.

  • Как быть, если в кризис счастье привалило

    Деловая литература полна советами, как выжить в кризисных условиях. Особенно часто поминают восточную мудрость про то, что кризис - это новые возможности. И правда, сотни российских компаний именно из-за сокращения импорта, падения курса рубля и прочих прелестей вдруг получили толчок к развитию. Но новые возможности создают и новые проблемы. Эта статья – про то, как с ними быть.
    Публикация основана на личных наблюдениях автора.

  • Когда подчинённые пудрят вам мозги: практическое руководство

    Если вы - руководитель хотя бы с 3-летним стажем, будьте уверенны, подчинённые пудрили вам мозги уже десятки раз. А если - директор Крупного Холдинга, - так вообще каждый день. Хотя вы, возможно, этого и не замечали. Предлагаю инструкцию: как это учуять и что с этим делать.

  • Как максимально эффективно вести табель учета рабочего времени?

    Табель учета рабочего времени - незаменимый инструмент в работе любой организации. Его ведение прописано в законодательстве, а недооценка может негативно повлиять на работу компании. Табель учета позволяет руководителю увидеть общую картину явки сотрудников на работе.

  • Как выбрать подходящую для вас модель контроля персонала

    Многие руководители, решая для себя вопрос, как «держать в узде» подчиненных, вряд ли задумываются над тем, какой стратегии контроля они станут придерживаться. В результате нередко смешиваются элементы совершенно различных стратегий, что и приводит к бесплодности всех усилий. Для большинства руководителей наиболее полезны две стратегии: внешнего контроля и внутреннего стимулирования.

  • Жестокий руководитель. Кого винить?

    В России будущий не довольный своей командой руководитель формируется еще в учебном заведении. Здесь студентов учат, как выстроить работу команды, как повысить эффективность коллектива, но никто не учит личной эффективности. Работа с личной эффективностью, личностный…

  • ТОП-6 ошибок руководства, которые могут помешать развитию компании

    В одной из своих последних статей для Forbes Glenn Llopis, американский предприниматель и бизнес-консультант, рассказал об ошибках топ-менеджмента, которые, в конечном счете, негативно отражаются на успешности их бизнесов.

  • Как небольшим компаниям решать проектные задачи

    Как малому и среднему бизнесу стоит выстраивать процессы управления проектами – «по науке» или «как заведено»? Лучше, как подсказывает здравый смысл, считает Александр Крымов. Читайте о специфике project-менеджмента в небольших компаниях.

  • Проблема российского бизнеса в его поверхностном отношении к персоналу

    Кризис в очередной раз заставляет управленцев оптимизировать свой бизнес и выявить резервы, которые могут быть использованы в новой ситуации. Эксперты кадрового агентства Юнити сравнили российские принципы работы в рекрутменте с немецкими и пришли к выводу, что главной точкой роста является персонал компаний.

  • «Сержанты бизнеса»: проблема линейных менеджеров

    Управленцы низшего звена – это «сержанты» или «прапорщики» компании. Они могут стать самой влиятельной ячейкой в бизнес-иерархии, если позаботиться об их карьерном развитии. Александр Крымов о поиске и обучении линейных менеджеров.

  • Часто используемые стратегии в отношении персонала в периоды финансовой нестабильности

    За последние годы российские компании, преодолевшие кризис 2008 года, последовательно расширяли свой бизнес и, соответственно, подстраивали численность персонала таким образом, чтобы располагать чуть большим количеством работников, чем было абсолютно и минимально необходимо. Однако в последние…

  • Рекомендации работодателям в кризис

    За последние годы российские компании, пережившие и преодолевшие кризис 2008 года, неизменно расширяли свой бизнес и, соответственно, корректировали численность персонала, чтобы обеспечить определенный кадровый резерв, перекрывавший их фактические кадровые потребности. Однако в последние несколько месяцев…

  • Эмпатия в бизнесе – плюс или минус?

    Человеческий ресурс не обезличенное понятие, и HR-специалисту, как ни крути, приходится работать с конкретными людьми, взаимодействовать с ними, пытаться понять их мотивы, причины тех или иных действий, находить общий язык. При этом, «проникая во внутренний мир» коллег, важно самому не стать жертвой манипуляций.

  • Как увеличить производительность труда работников

    Увеличение производительности труда работников может быть про​блемой даже для самого компетентного руководителя. К счастью, многие менеджеры располагают значительным набором средств для повышения мотивации. Так, один из наиболее распространенных способов повысить мотивацию состоит в том, чтобы…

  • Производительность труда в компании: вызовы кризиса

    Производительность труда в России всегда хромала по сравнению с заграницей, хромает сейчас и хромать, по всей видимости, будет. В условиях кризиса стоит вернуться к этому вопросу.

  • Оценка эффективности HR-Департамента

    Как меняется роль HR в современной компании? Каковы ожидания топ-менеджеров от работы HR-департамента? Каким образом в Вашей компании оценивается эффективность HR-департамента.

  • Геймифицируй это: как вдохновить команду на подвиги при помощи игровых механик

    Все чаще на HR-конференциях и страницах отраслевых изданий можно встретить термин "геймификация" - в контексте работы с мотивацией персонала, повышения продаж, укрепления корпоративной культуры и других задач повышения эффективности. Что же такое геймификация и почему именно сейчас HR-сообщество столь активно заговорило об этом инструменте - ведь на самом деле, используется давным-давно.

  • Выходное интервью: понять причины ухода и предпринять меры

    Выходное интервью можно с уверенностью назвать «золотым стандартом» во взаимоотношениях компании и увольняющегося сотрудника. Работодателю очень важно «хорошо» попрощаться с ценным работником и при этом получить от него полезную информацию, как удержать других сотрудников.

  • «Свои» люди в компании. Нюансы отношений

    На практике нередко встречается ситуация, когда высшее руководство устраивает в штат компании своих родственников или знакомых. Такие действия могут нести в себе риски как для работы отдельных подразделений, так и для бизнеса в целом.

  • Что такое управление?

    Любой, даже недавний выпускник программы MBA знает, что можно целый день спорить о самом правдивом, лучшем определении слова управленец. Но это меня утомляет. Поэтому давайте вместе подумаем о главном, о сущности того, что мы ожидаем от профессионального руководителя (мы пока не рассматриваем остальную вашу работу: приумножение прибыли или выпуск более совершенных виджетов). К чему сводится управление?

  • Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся?

    Каждый год на попытки научить лидеров и менеджеров руководить своими служащими и налаживать с ними эффективную обратную связь тратятся миллионы долларов и тысячи часов рабочего времени. Тем не менее значительная часть этих тренингов не дает желаемых результатов. Многие менеджеры так и остаются плохими наставниками. Может быть, причина в том, что этому нельзя научить?

  • Как найти общий язык с подчинёнными? Два примера, которые точно не стоит повторять

    Татьяна была потрясающим, высоко мотивированным менеджером в международной организации, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. Получив продвижение и заняв руководящую должность, она получила в наследство небольшую команду сотрудников. Ее непосредственные подчиненные были весьма категоричны, циничны, прямолинейны…

  • Cоставление управленческой отчетности своими силами и на аутсорсинге

    Помимо финансовой отчетности для акционеров и контрагентов, состоящей из баланса, отчетов о прибылях и убытках и кэшфлоу, все больше компаний регулярно готовят управленческую отчетность, которая необходима высшему руководству для принятия решений.

  • 6 правил успешного аутсорсинга бухгалтерского учета

    Залогом эффективности аутсорсинга бухгалтерии является грамотная подготовка к передаче процесса, которая начинается сразу после принятия решения о переходе на аутсорсинг и оканчивается подписанием договора с поставщиком услуги. Подготовиться к передаче можно самостоятельно, при помощи внешних консультантов или специалистов выбранного провайдера. В любом случае, есть несколько универсальных рекомендаций, которые позволят сделать переход на аутсорсинг максимально четким и быстрым, а его дальнейшее использование - эффективным для компании.

  • Создание команды мечты!

    Если вы действительно хотите сделать скачок вперед в своем личном или профессиональном развитии, то вам придется расширить круг своих тесных связей. Когда вы найдете трех человек, которые помогут изменить вашу жизнь, вашей целью станет привлечение их в свой узкий круг и создание надежных взаимоотношений на основе доверия и уважения. Это здорово, но где искать таких людей?

  • Как правильно составить договор на аутсорсинг
  • Как удержать ценного сотрудника? Прививка от жесткого менеджмента
  • Решение проблем в команде с помощью ситуационного анализа

    Ситуационный анализ (или анализ актуальных ситуаций) любой человек осуществляет повседневно, сознательно или неосознанно. Без него нельзя сделать ни шагу. Анализ текущих событий необходим нам, чтобы определиться, как себя вести в будущем. Ситуационный анализ представляет собой процесс оценивания внешних и внутренних обстоятельств с целью определения рациональной линии поведения. Технологически он состоит из трех последовательных автономных этапов (процедур). Наиболее эффективно ситуационный анализ также применяется для определения командой прикладных проблем и нахождения эффективных решений.

  • Оценка экономической эффективности деятельности службы управления персоналом

    Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и кандидата экономических наук, директора Зеленодольского филиала Института экономики, управления и права, доцента кафедры маркетинга и экономики Института экономики, управления и права (г. Казань) - Руслана Евгеньевича Мансурова. Последние…

  • Надо определить необходимую численность специалистов в компании

    Вопросы определения оптимальной численности персонала компании всегда являлись актуальными и в известной степени спорными. При этом если рассматривать вопросы определения необходимой численности рабочих, то данные вопросы проработаны достаточно хорошо. Еще с советских времен (особенно по промышленным предприятиям) разработаны всевозможные нормативы численности персонала, нормы обслуживания оборудования, нормы времени на различные работы и пр., которые в большинстве своем не потеряли актуальности и в настоящее время в виду низких темпов внедрения нового оборудования и перехода на новые технологии.
    Вопросы определения численности персонала специалистов отделов управления, таких как бухгалтерия, планово-экономический отдел, финансовый отдел и пр. остаются мало проработанными. Если обратится к нормативной базе советского времени, то эти методики и нормы безнадежно устарели в виду резко увеличивающихся требований, предъявляемых в условиях рыночной экономики.

  • Принципы адаптивности в структуре организации

    В динамичном и все более изменчивом мире перестают работать традиционные методы управления, основанные на жестких планах и программируемых решениях. Перемены заставляют сместить акцент с предвидения изменений к методам построения организаций, способных воспринимать изменения и обращать нестабильность в свою пользу. Как и в природе, чтобы выжить в быстро изменяющейся среде, необходимо к ней адаптироваться. Для создания адаптивной организации необходимо понимать законы и особенности ее функционирования.

  • Как бороться с неплатежами потребителей?

    Эта проблема в меньшей степени характерна для розничной торговли и более характерна для сферы услуг.
    На начальном этапе следует постараться связаться с такими контрагентами и сначала в устной, а потом и в письменной форме заявить о своих претензиях. Практика показывает, что в 10-15% случаев это срабатывает. И в нашей книге мы приводим несколько вариантов таких писем.

  • Необходимо оценить экономический ущерб от высокой текучести кадров

    Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и кандидата экономических наук, директора Зеленодольского филиала Института экономики, управления и права, доцента кафедры маркетинга и экономики Института экономики, управления и права (г. Казань) - Мансурова Руслана Евгеньевича. Последние…

  • Работа с фрилансерами: кто прав, кто виноват

    Фрилансеры - работники, которых нанимают на разовые работы, когда нет необходимости в сотруднике в штате или свои сотрудники заняты на других проектах. Мнения о работе с фрилансерами обычно делится 50 на 50: у некоторых был ужасный опыт, у некоторых весьма положительный. Как правило, клиенты продолжают обращаться к тем фрилансерам, с которыми не было проблем в сроках и качестве выполненной работы. В статье мы рассмотрим плюсы и минусы фрилансера, а также особенности процесса работы с ним.

  • Медведь и секретарши (сказ о секретарях и руководителях)

    Жил-был Медведь по имени Михал Потапыч. Был он владельцем среднего купи-продажного бизнеса, а заодно и директорствовал, ибо справедливо полагал, что без надзора Хозяина офисная челядь весь бизнес по норам и дуплам растащит. …

  • Три дракона для начинающего менеджера

    Внимание, коллеги! Прочтите эту статью внимательно. Возможно, она убережёт вас от страшной опасности и поможет не только пережить первые менеджерские проблемы, но и в дальнейшем состояться в качестве успешного руководителя.

  • Особенности управления персоналом малого предприятия

    Особенностью малого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом. На малых предприятиях часто отсутствуют документы по регламентации кадровой работы, а существует система неофициальных установок. Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникновению конфликтов, выражению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам. Рассмотрим, какие методы эффективного управления персоналом малого предприятия позволят повысить производительность труда и обеспечить успех дела.

  • Как попросить о повышении заработной платы

    Нередко руководители структурных подразделений обращаются в службу персонала с просьбой посодействовать в повышении заработной платы подчиненным. HR-специалисты, как правило, охотно соглашаются помочь и походатайствовать перед генеральным директором, выступая своего рода "парламентерами". Но часто ли увеличивают вознаграждения самим сотрудникам отдела персонала? И как быть, если зарплата HR-а в компании уже давно нуждается в добавке, а руководство об этом совсем не задумывается? Эта статья не претендует на обязательное руководство к действию, но описанные в ней приемы были опробованы на практике и могут пригодиться.

  • Синдром Макиавелли. О сопротивлении переменам в организации

    Перемены всегда вызывали сопротивление. Впервые эту тему обозначил основоположник европейской политологии Николо Макиавелли в трактате «Государь» (1513 г.): «Нет ничего более трудного, чем браться за новое, ничего более рискованного … или более неопределённого, чем возглавлять…

  • Экспресс оценка состояния HR-бренда
  • С точностью до наоборот: «вредные советы» по управлению

    Конечно, приведенные далее «рекомендации» по управлению скорее походят на известные «вредные советы» Григория Остера, нежели на руководство к действию. Используя иронию, с помощью этих советов «от обратного» мы стремились наглядно иллюстрировать «запрещенные приемы» руководства, которые не следует использовать в трудовом коллективе, если вы хотите добиться эффективного управления и результативности действий ваших сотрудников. Знание этих приемов также может быть полезно для диагностики недоброжелательного руководства.

  • Как создать внутрифирменную бюрократию

    «Без бумажки ты букашка», - гласит русская пословица. Между прочим, букашки, т.е. насекомые, - самый процветающий класс. Маленькие фирмы вполне комфортно себя чувствуют и без лишних бумажек. Но если ваша «букашка» интенсивно растёт, придётся задуматься и о них!

  • Если подчиненные "звезды"

    Часто в коллективе, которым вы руководите, есть сотрудники более умные, сильные, образованные, чем вы. Это естественный процесс, считают психологи, обычный интеллект, тот, что позволяет нам складывать огромные цифры в уме или разрабатывать конструкцию самого высокотехнологичного лайнера, с возрастом угасает. Пик интеллекта - 25 лет, потом он неуклонно снижается в силу физиологических причин. А вот интеллект этический, дающий нам возможность успешно взаимодействовать с людьми, с возрастом растет. Поэтому вполне закономерно, что юными амбициозными талантами управляют люди зрелые и опытные. Считается, что в современном бизнесе именно этический интеллект более востребован и приносит больше дивидендов, чем обычный, как это ни странно. Но странно ли?

  • Система управления по целям (результатам)

    Система управления по целям получила широкое признание среди практиков, так как она обеспечивает хорошие результаты по достижению запланированных показателей. В результате согласования целей на всех уровнях и во всех звеньях усиливается мотивация к работе и заинтересованность в достижении целей и задач. Четкие временные рамки решения задач организации позволяют продвигаться к получению конечного результата малыми шагами.

  • Унификация организационных структур предприятий холдинга. Необходимость изменений при переходе к унифицированной системе оплаты труда

    Процесс формирования холдинга или операционной компании связан с решением целого ряда задач правового, управленческого и политического характера, и, как показывает практика, задаче создания унифицированной организационной структуры не уделяется должного внимания на данном этапе. Вспоминают об…

  • Планирование работы HR-менеджера

    Эффективность работы кадровой службы зависит не только от уровня расходов на управление персоналом, но и от того, как HR-менеджер распоряжается своим самым ценным ресурсом - временем. Нередко важные и срочные дела откладываются из-за низкой самодисциплины, неумения расставить приоритеты в делах, "замусоренного" рабочего пространства, телефонных звонков и посетителей, на которых приходится отвлекаться. HR-специалисты часто задаются вопросом: как правильно организовать работу в течение восьмичасового рабочего дня?

  • Что мешает руководителям эффективно управлять подчиненными

    Используя только три ресурса - опыт, интуицию и здравый смысл, - руководитель незаметно для себя обрастает проблемами. В результате ему приходится постоянно бороться с действительностью, вместо того чтобы получать удовольствие от профессиональной работы. Мы постарались сформулировать те проблемы руководителя, которые представляются наиболее типичными. Не все они присущи всем действующим руководителям. Однако у любого из тех, кто не склонен обременять себя регулярным саморазвитием, отыщутся некоторые из перечисленных помех.

  • Золотые правила управления проектами

    Проекты, по определению, уникальны. Каждый проект организуется для достижения своей специфической цели. Проектом также может быть отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. Тем не менее, существуют некоторые общие принципы, на основании которых строится управление успешными проектами. Их называют «золотыми правилами» управления проектами.

  • Работа в команде: ключевые факторы успеха

    Командная работа относится к разряду особых случаев делегирования полномочий и ответственности. В условиях традиционной структуры задача и относящиеся к ней полномочия возлагаются на обладателя рабочего места. Объединенная компетенция членов группы должна обеспечивать решение задач и…

  • Оценка эффективности в практике работы российских специалистов PR

    Существует мнение, что оценка эффективности PR необходима прежде всего заказчику. Однако оценка эффективности не только позволяет клиенту оценить, насколько PR-кампания повлияла на объемы продаж и положение бренда на рынке, но и дает возможность убедить клиентов в необходимости проведения PR-мероприятий, указать плюсы и минусы осуществленных мероприятий и сделать рекомендации на будущее. Представляем исследование, проведенное среди российских PR-агентств.

  • Переговорные приемы и хитрости

    Содержательная сторона проведения переговоров строится по простой формуле: передача информации, аргументирование и принятие совместного решения. Однако в осуществлении этих этапов разворачивается основное действие и проявляется искусство переговорщиков. Переговорщику необходимо уметь распознавать, когда по отношению к нему применяется тот или иной прием. Рассмотрим ряд переговорных приемов, которые применяются на протяжении всех трех этапов представленной выше формулы.

  • Как организовать и успешно провести собрание

    Одним из наиболее сложных вариантов делового взаимодействия являются собрания - особенно если они проводятся в ситуации конфликта в организации. Кроме того, для ряда организаций собрания являются высшим органом управления. Эти рекомендации помогут вам придать собраниям более управляемый характер, повысить вероятность их успешного проведения, снизить риски возникновения конфликтов или непредвиденных ситуаций, а также, в конечном итоге, положительно повлиять на стратегические планы организации и психологический климат в коллективе.

  • Отдел продаж может работать как часы

    Отдел продаж любой компании можно сравнить с часовым механизмом, состоящим из втулки, вала, пружины, маятника, рычагов и других элементов, которые движутся по законам механики. Отдел продаж – тоже механизм, только вместо «пружин» и «маятников» - инструменты продаж, вместо часовщика – руководитель отдела продаж.

  • Ключевые обязанности руководителя по организации эффективного управления

    Хорошая работа начинается с тщательной организации. Если вы хотите, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, необходимо уделить самое пристальное внимание именно организации данного процесса. Если искомые обязанности представить в виде перечня, то в него войдут следующие функции: постановка задачи и организация выполнения, распределение обязанностей и обеспечение взаимодействия, выстраивание взаимоотношений, анализ результатов, аудит эффективности процессов и пр. Как их реализовать на практике?

  • Коэффициенты расчета текучести кадров

    Обычно текучесть кадров отслеживается путем регистрации увольняющихся и предположения, что на место уволившегося будет принят новый работник. Коэффициент половины срока продолжительности работы всегда показывает, что тенденция работников к увольнению из компании наиболее высока в течение первых недель работы; их следует учитывать, чтобы показать, действительно ли компания теряет особенно большое число работников в начале их работы по сравнению с предыдущим периодом. Коэффициент увольнений наиболее легко рассчитывается и широко используется. Однако он может дезориентировать по двум причинам.

  • Последний ресурс: Хаос от лояльности

    «Познакомьтесь. Это Владимир Леонидович, очень порядочный и честный человек», - представляет клиент сотрудника. Консультант прикидывается «чайником» и спрашивает: «А вы, Владимир Леонидович, в организации кто?» И вновь получает ответ от клиента: «Я же сказал! Это…

    Условия бизнеса в России таковы, что эффективнее всего оказываются люди с очень быстрым мышлением. Слишком часто происходят сбои, изменения среды - нужно быстро принимать эффективные решения. Посидеть, оценить, подумать просто нет времени. Успешные бизнесмены с…

  • Особенности российской этики менеджмента

    Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это оказывает влияние на деловые отношения. К примеру, одним из параметров национального стиля менеджмента является механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К…

  • Человеческими слабостями нужно пользоваться

    Что есть переговоры - процесс, противостояние, битва, просто работа? Переговорщики слишком взаимозависимы. Как сказали Ильф и Петров, согласие - это полное непротивление сторон. Тем более в каждом случае имеешь дело с разными людьми, разными компаниями.

  • Определение SWOT - анализа

    «SWOT – анализ» - классический метод анализа риска и выработки вариантов стратеги проекта. SWOT - это аббревиатура английских слов Strength (сила), Weakness (слабость), Opportunity (возможность), Threat (угроза). Как видно уже из названия, смысл анализа состоит из противопоставления («взвешивания») противоположных качеств проекта:

  • Взгляд извне: Курочка по зернышку/ Труднее всего придется российским бизнесменам

    Уходит кризисный год. Сейчас уже не важно, кончился кризис или нет. За прошедший год возникла новая реальность. Все потихоньку приспособились к новому состоянию рынка: сократили персонал, научились обходиться без кредитов, забыты ипотека, корпоративные праздники и…

  • Сказано - сделано, или методика постановки задач

    Каждый руководитель в своей ежедневной практике делает несколько необходимых вещей: планирует, контролирует, хвалит или ругает и, конечно, раздает задания сотрудникам. Но далеко не всегда и не все получается так, как хотелось бы.

  • Кадровые миграции

    Повышение в должности или изменение круга функциональных обязанностей - не только серьезная "проверка на прочность" сотрудника, но и хороший способ предотвращения ряда сложных проблем в управлении персоналом. Как проходят внутриорганизационные перемещения в компаниях и какие проблемы решает ротация кадров?

  • Оптимизация расходов или сокращение: как найти верный путь?

    В условиях современной финансово-экономической ситуации в стране и в мире многим компаниям приходится искать пути выживания. Кто-то судорожно бросается диверсифицировать бизнес, кто-то в массовом порядке сокращает штаты, а кто-то пытается спастись, секвестрируя бюджет. Как решить, что делать? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости системы принятия решений. Но правильнее все-таки принимать пусть даже неверные решения, чем бездействовать и не принимать никаких.

    Устранение деструктивного лидерства

О дна из основных проблем в построении карьеры менеджера - ответственность за действия других людей. Почему возникает эта ответственность? Потому что подчиненный является самостоятельной личностью, а не роботом. И имеет свои интересы. Далее речь пойдет именно о возможностях подчиненного управлять начальником и о приемах манипуляции. А пока поговорим о предпосылках для манипуляций. Итак, почему начальником можно управлять?

Начальник контролирует широкий круг вопросов и как правило владеет вопросом меньше подчиненного. Очень часто начальник растет по функциональной вертикали. Например, мастер-специалист отдела главного механика-главный механик-главный инженер-генеральный директор. Очевидно, что любой его функциональный заместитель, кроме главного инженера владеет своим вопросом гораздо лучше. В этой ситуации сформировать мнение директора гораздо легче, чем мнение специалиста.

Начальник больше загружен и как следствие поручает подчиненному разобраться в ситуации. На многих документах часто встречается виза руководителя «такому-то разобраться, доложить» или «подготовить проект решения». Иногда босс говорит: займись этим. Поставив визу, начальник автоматически отдает полномочия подчиненному. Подготовленный специалист проверит факты, даст анализ ситуации, несколько вариантов проекта решения, из которых предложит один. Причем исходить он может как из интересов дела, так и из своих личных интересов. А иногда обоснование просто подгоняется под нужное решение.

Начальник вынужден заниматься политикой (участие в кланах, удержание власти и самопиар) больше подчиненного, а значит у него меньше возможности вникать в суть. Специалист занимается только своим делом. Начальник, кроме этого, занимается управлением командой и политикой. Причем чем выше уровень управления, тем больше в работе политики. Есть даже термин «технический зам». Это заместитель, который управляет командой, при этом начальник занимается только политикой.

Начальник вынужден заниматься менеджментом , значит ему важно не столько решение, сколько процедура принятия решения. Один из постулатов менеджмента - это отсутствие идеального решения. Поэтому придумали ряд методик, которые отсекают самые худшие варианты. Например, процедура согласования договора, когда его визирует человек 5-10. Грамотный менеджер никогда не будет принимать решение по наитию, он заставит пройти процедуру. Здесь-то и открывается простор для манипуляций, ведь правильного решения нет в принципе.

У начальника выше цена ошибки , потому что он больше на виду и работает в большем масштабе. Как говорится, чем выше поднимаешься, тем более легкой мишенью становишься. Представим ситуацию, когда из-за ошибки специалиста доклад начальника содержит неверные данные и его на этом ловят. Не каждому удается вывернуться и не потерять лицо в такой ситуации!

Начальник не робот, а живой человек. Он имеет личностные ценности, амбиции и увлечения. Он испытывает эмоции. А испытывать эмоции в бизнесе - значит проявлять слабость. Босс всегда рядом, ближайшим подчиненным видно все вплоть до перепадов настроения. Это дает эмоциональные рычаги управления начальником. Например, просить лучше, когда начальник в хорошем настроении, а жаловаться на «врага» - в плохом.

Конечно, все это не значит, что начальник является более уязвимой фигурой, чем подчиненный. У него тоже есть рычаги воздействия на команду. В первую очередь, административные. Но кроме сильных сторон у любой ситуации есть и слабые. Как раз их можно и нужно контролировать!

2. Как манипулировать людьми с помощью контроля информации?

Итак, как манипулировать людьми на работе?

Приемы манипуляции людьми построены на двух принципах - контроль информации и контроль эмоций. Начнем с первого принципа. Я встречал следующие приемы манипулирования через контроль информации.

Формирование нужного мнения. Иногда начальник прямо поручает сформировать мнение по определенному вопросу. Например, ставит визу «разобраться, доложить» или приглашает на встречу по этому вопросу. Можно часто повторять ссылки на негатив (Иванов ОПЯТЬ облажался) или пиарить нужную нам тему (У Петрова ВСЕГДА гарантированное качество). Применимы все приемы чинопочитания. При регулярных встречах с начальником можно проявить инициативу и привлечь внимание к нужному вопросу. Можно привлечь внимание к успехам «своих» или сбоям «чужих».

Например, директор получает статистику о выходе техники на линию. И поручает специалисту разобраться, кто виноват в низких показателях. Специалист может признать виновным финансиста (не вовремя оплатил), юриста (долго согласовывал договор), снабженца (долго закупал запчасти), механика (плохо контролировал эксплуатацию), водителя (небрежно относился к технике). Если у специалиста есть «враги» среди перечисленных должностей, он назначает виновного. Далее обоснование подгоняется под факты, сдабривается обобщениями (слова типа всегда, регулярно, периодически и пр.) и преподносится директору. Изменить его мнение будет очень трудно, многие не любят признавать ошибки, видя в этом признак слабости.

Управление нужным процессом. Сюда входит формирование повестки совещания, состава докладчиков по вопросу, согласование предварительных документов и проектов решений. Если мы хотим зарубить чье-то предложение, приглашаем на совещание противника с хорошо проработанными аргументами против. Желательно включить его в список в последний момент, чтобы критика была неожиданной, и оппонент не успел подготовиться. В обратной ситуации можно затребовать все тезисы оппонентов и заранее подготовиться к критике. А можно вообще вычеркнуть противников из списка участников и создать иллюзию, что большинство присутствующих за проект. Или сообщить им неверное время начала совещания, пусть опоздают или вообще не придут.

Распространенный пример - заказные тендеры, когда победитель выбран заранее. Комиссия прилагает максимум усилий, чтобы придраться к документам «лишних» участников и не допустить их к конкурсу.

Ограничение времени на принятие решения. Можно придержать документы, замолчать информацию, блокировать встречу с определенными людьми и пр. А потом ворваться к начальнику с криком «Шеф, усе пропало, гипс снимают…» есть шансы, что в спешке он примет очевидное решение или ваше предложение.

Управление доступом к информации. Можно манипулировать людьми, просто затруднив им доступ к информации. А без этого с большой вероятностью никто не будет принимать решения. В крупных организациях всегда есть регламент документооборота. Может быть список обязательных согласований документа. Так любой документ можно пропустить быстро, или даже самому пробежаться и собрать подписи. А можно утопить бумагу в визах и согласованиях, направить документ работнику, который в отпуске или гарантированно будет против. Можно направить не тому, пока разберутся кому надо, пройдет время. А когда все визы будут собраны, потребовать дополнительного согласования с кем-нибудь еще, якобы вопрос нестандартный. Можно придраться, что часть информации устарела (например, появились данные за прошедший квартал) и потребовать нового согласования. Возможности бюрократии безграничны!

Управление доступом «к телу». В чем причина огромной власти секретарей, вахтеров, охранников и эйчаров? В том, что они решают, пройдет человек дальше них или нет. Некоторые прямо берут деньги за аудиенцию у начальника. Почти все отсекают «ненужные» контакты, а своим наоборот создают все условия. Секретарь на просьбу «срочно передайте боссу» может тут же передать, а может позже вскользь сказать «звонил такой-то». Потому-то им и дарят цветы, конфеты и подарки, чтобы не было проблем с доступом к начальнику. И чтобы секретарь не мог манипулировать людьми по вопросам, важным для дарителя.

3. Как манипулировать начальником с помощью контроля эмоций?


А теперь - о эмоциональных приемах манипуляции. Все мы живые люди, все испытываем эмоции. На этом и основаны следующие приемы.

Провокация. Людей можно выводить из себя и провоцировать на ошибки. О которых тут же докладывать кому надо или сливать в СМИ. Можно манипулировать начальником, провоцируя его на нужные эмоции. Например, разозлить его перед переговорами с нашими врагами, есть вероятность, что встреча закончится плохо.

Однажды директора крупного предприятия удалось спровоцировать написать письмо в администрацию президента. Письмо писалось в гневе и оказалось очень эмоциональным. Очевидно, что его не просили именно писать письмо, просто злили по мелочам и все. Вот нервы и не выдержали. А письмо показали акционерам и объяснили, чем оно ущемляет их интересы. Директора тут же сняли.

Использование отвлекающей информации. Можно создать или использовать естественный информационный повод (так называемый маркер), чтобы отвлечь внимание от определенной темы. И пока в лучах прожектора будут ломаться копья, тихо протолкнуть нужное решение. Это очень серьезный инструмент, применяется в первую очередь для манипулирования общественным мнением.

Самопиар. Надо говорить не «Иванов опять облажался», а «а я говорил Иванову, что надо делать не так, а он не послушал и опять облажался». Задним числом и в отсутствие Иванова подобрать аргументы в свою пользу очень легко. Обратный вариант: «молодец Петров, сделал как я говорил и все получилось блестяще!»

Понимание чужой точки зрения. Иногда можно сильно улучшить отношения с начальником, просто поставив себя на его место.

Использование презентаций. В отличие от текста и графики, древовидной структурой легче манипулировать мнением начальника. Кто мешает важные нам моменты перечислять высоким уровнем вложения (крупными буквами), а все остальное – перечислять на низком уровне (мелким шрифтом)?

Использование лишней информации. Иванов может быть отличным работником, но его можно облить грязью по теме, не относящейся к делу. Например, сказать, что он спьяну нахулиганил или нахамил кому-нибудь. Негатив однозначно будет перенесен на отношение к работе. Налицо манипуляция начальником - человеческий мозг почти всегда делает ложные выводы из лишней информации.

Использование эмоций и демагогических приемов. Это могут быть слезы, вываливание личных проблем, имитация нервного срыва, демонстративный поиск другой работы. Хочу заметить, что этим активно пользуются не только женщины. Я сам в молодости пару раз демонстративно искал работу и один раз подействовало, зарплату подняли. Отличный результат дают риторические вопросы. Представляете, какой негатив получит человек, если его с пафосом публично спросить «ты понимаешь, как ты нас всех подставил?!» И как можно этим манипулировать не только начальником, но и коллегами!

Использование индивидуальных особенностей личности. Например, управлять людьми можно используя метапрограммный портрет. Но техники НЛП можно использовать и для манипулирования начальником. На одних людей лучше действует кнут (создаем видимость угрозы), на других - пряник (видимость награды). Лучше, конечно, не создавать видимость, а показывать реальные вещи. Но под нужным углом!

4. Как противостоять манипуляциям?

Перейдем на другую сторону баррикад. И зададимся вопросом, как противостоять манипуляциям начальнику или коллегам. Что можно противопоставить манипулятору?

Как начальнику противостоять манипуляциям подчиненных?

Контролировать эмоции. Выключить их совсем очень трудно, а разделить во времени момент выражения эмоций от момента принятия решения можно легко. У меня есть такое правило. Я могу орать на людей, в бешенстве брызгая слюной. Но я никогда не принимаю решений сгоряча или на эмоциях. Есть только один критерий принятия решения - выгодность. А нравится это кому или нет - дело десятое.

Требовать цифры. Я очень люблю графики и таблицы. Они не врут. Например, что будет, если специалисту предложить выбрать поставщика техники или оборудования? Он выберет того, кто даст наибольший откат или того, с кем привык работать. Я просил сначала назвать мне несколько критериев для сравнения. В одном случае я выбрал совокупную стоимость владения, в другом - качество сервисного обслуживания. И только потом мне дали таблицы для сравнения. Выбор был очевиден, а возможности для манипуляций резко упали.

Требовать результат. В этой ситуации манипуляции становятся бесполезными, потому что начальник не принимает никаких решений. Он просто фиксирует результат на уровне «сделал-не сделал». И какая разница, что говорят об этом человеке? Хороший менеджер - результативный менеджер. Кроме того, в такой ситуации значение доступа к информации или к телу резко упадет.

Думать головой. В первую очередь, использовать только относящуюся к делу информацию. Если вам говорят, что Иванов облажался, на это надо отреагировать без обобщений, только по конкретным фактам. Если у Иванова «среднее по больнице» количество косяков, никакой необходимости принимать меры нет. Кроме того, при принятии решений необходимо всегда провоцировать критику, заставлять подчиненных рождать истину в споре.

Вычислять манипуляторов среди подчиненных. Как бы эффективно они не интриговали, что-то все равно всплывет. Энергию и амбиции этих людей нужно направить в нужное русло. Или хотя бы в сторону, чтобы не мешала. Натравите их на контрагентов или параллельного вам начальника. Пусть другие противостоят манипуляциям и тратят на это силы.

Быть пессимистом. Иногда люди манипулируют интуитивно или неосознанно. Подозревайте манипуляции во всем. Но без паранойи. Как говорится, доверяй но проверяй. Для этого достаточно смотреть внутрь себя и понимать, что каждое принятое решение является маленьким шагом для достижения большой цели.

Что делать, если коллега манипулирует начальником?

Тоже манипулировать. Другого пути противостоять манипуляциям нет. Почему зло всегда сильнее добра? Потому что зло использует весь арсенал приемов, а добро только половину.

Выводить манипулятора на свет. Иногда манипуляции не видны начальнику, но прекрасно видны другим подчиненным. Сдайте манипулятора начальнику. Если он попадется несколько раз, есть шанс, что босс отреагирует.


Скрытое управление и манипулирование подчиненными

Скрытое управление подчиненными

Образованность и самосознание работников постоянно растет. Поэтому такие грубые методы управления, как приказ, окрик, открытое давление и принуждение уже не «работают». Более мягкие методы, в частности, скрытое управление, дают лучший эффект. Сокрытие самого факта понуждения к действию позволяет не принижать достоинство человека, снять лишнее напряжение в отношениях, мешающее работе.

Как человек, личность и индивидуум подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходить его. Поэтому и вдумчивые руководители, и подчиненные, в принципе, заинтересованы в более мягких методах управления, щадящих обоюдное самолюбие. Вот почему скрытое управление, если это не манипуляция, предпочтительнее, чем прямое принуждение.

Скрытое управление позволяет руководителю устранять противоречия между личными целями и желаниями работников и целями общеколлективными (в частности, производственными) и направлять энергию личностных мотиваций на достижение общей цели.

Поэтому грамотное использование руководителем скрытого управления повышает его имидж в глазах подчиненных. Все это служит эффективной профилактикой конфликтов.

Манипулирование подчиненными

Напомним, что манипуляция – это частный случай скрытого управления, отличающийся тем, что он совершается заведомо против воли адресата воздействия и наносит ему ущерб (материальный, моральный или психологический).

Руководитель-манипулятор, имея право распоряжаться подчиненным на работе, присваивает себе право распоряжаться им как человеком, как личностью. Это отношение к подчиненному может проявляться в разных формах: в подавлении его или прямом доминировании, в манипулировании, в унижении – явном и грубом или утонченном и завуалированном. В известной степени мягкое принуждение лучше, чем грубое попирание достоинства людей. Но основная проблема – посягательство на личность – при этом так и не решается, а лишь загоняется вглубь сознания. Защититься от принуждения и унижения трудно, но все же легче, чем от завуалированной манипуляции, усиленной психологическими преимуществами манипулятора. При манипуляции внешний конфликт подменяется внутриличностным, его намного труднее распознать и труднее разрешить, поскольку борьба с другим осложняется борьбой с самим собой.

Поэтому имеется существенное этическое ограничение на использование манипуляции – она становится крайне аморальной в тех случаях, когда используется в личных целях руководителя и когда насилие над личностью превышает тот уровень, который диктуется спецификой работы.

Примеры скрытого управления подчиненными

Поручение трудного задания

Нередко возникает потребность поручить подчиненному задание, не входящее в его прямые обязанности – очень трудоемкое, срочное или не очень приятное.

Руководители могут уменьшить возможное сопротивление подчиненного несколькими способами:

  • поблажками в работе незадолго до того, как дать поручение;
  • обильной похвалой или комплиментами в начале разговора;
  • открытым вызовом, если имеют дело с честолюбивым подчиненным.

Управление строптивым подчиненным

Подобная манипуляция нередко встречается в служебных отношениях. Мишенью воздействия могут выступать различные обстоятельства: амбиции, желание доказать свою исключительность, а также особенности темперамента и характера адресата. Автор неоднократно был свидетелем ситуаций, когда начальник говорил своему честолюбивому заместителю: «Иван Иванович, нам спустили задание, совершенно невыполнимое. Как нам отбиться от него?» Иван Иванович, любивший перечить всем, а тем более выискивавший возможность показать, что начальником нужно было назначить его, а не нынешнего руководителя, заявил:

– Это задание выполнимо.

– Теоретически, конечно, да, но практически – невыполнимо.

– Я знаю, как это сделать!

– Вы шутите?

– Не шучу.

– И как же?

– Вы увидите, я это сделаю!

– Фантастика!

– Через 3 дня принесу Вам результат!

– Вот спасибо! Груз с души сняли!

Задание было выполнено.

Метод желаемых ситуаций

Установлено, что наилучшим образом работник исполняет то, что он считает нужным, а не то, что велит начальство (по мнению многих подчиненных, это далеко не всегда совпадает). Поэтому оптимально, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя.

Метод желаемых ситуаций состоит в том, что руководитель создает ситуацию, в которой подчиненный самостоятельно приходит к нужному для руководителя решению.

Это требует высокой психологической культуры руководства, знания психологии, мотивации деятельности подчиненных. Это – высший класс руководства людьми, которые в этом случае чувствуют себя свободными и полностью самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, – наилучшая демонстрация уважения к работнику. Тогда он с большей охотой идет на работу, более инициативен и удовлетворен своим трудом.

Кроме того, для работника «завалить» дело, «спланированное» самим, это значит расписаться в своей несостоятельности, поэтому к выполнению своего решения он подходит намного ответственнее, чем к решению руководства.

Дети как стимул дисциплины

Начальник проводил планерку в самом начале рабочего дня – в 8.00. Регулярно были опаздывающие, и это затягивало совещание. Замечания, выговоры помогали мало. Тогда руководитель объявил, что если будет хоть один опоздавший, планерка будет проходить в самом конце рабочего дня. Опоздания сразу прекратились.

Дело в том, что весьма значительную группу составляли матери, спешившие после работы забрать детей из детских учреждений. Они знали, что значит забрать ребенка последним: найти его заплаканным, которому разгневанная сверхурочным ожиданием воспитательница «объяснила», что «мама его не любит».

Эти мамаши и предупредили всех: если кто опоздает – пусть пеняет на себя. Руководитель спрогнозировал эту ситуацию и использовал ее в качестве мишени воздействия на нарушителей. Этот пример эффективного скрытого управления подтверждает справедливость известного правила менеджмента: исполняются более качественно те распоряжения, которые учитывают личные интересы подчиненных.

Управление нерадивым подчиненным

Его осуществляют, например, используя метод Сократа. Суть этого метода состоит в задавании цепочки вопросов, позволяющих привести собеседника к нужному решению.

Так, нужно дать поручение сотруднику, который (это известно по опыту) будет спорить, доказывать, что это дело не входит в его обязанности и т.п. Возможен такой вариант диалога:

Руководитель: Вы были на совещании по вопросу о...?

Подчиненный: Да, был.

Руководитель: Вы, конечно, обратили внимание на пункт четвертый решения?

Подчиненный: Да, а что?

Руководитель: Этот пункт прямо адресуется Вам. Нужно сделать... (дается поручение и определяется срок).

Логика последовательно задаваемых вопросов закрытого типа такова, что после каждого ответа число степеней свободы отвечающего сужается, ведь, отвечая на каждый вопрос, оппонент определяет свою позицию, становится пленником предыдущих ответов.

В рассмотренном примере нерадивый подчиненный, возможно, просто увильнул от совещания или читал на нем детектив (руководитель не исключает эти возможности), но сказать «нет» он не решится, дабы «сохранить свое лицо». А сказавши «да», он отрезает себе пути к отступлению. Та же ситуация и со вторым вопросом.

В более сложных случаях может понадобиться большее число вопросов закрытого типа, чтобы привести оппонента к нужному решению.

Примеры манипулирования подчиненными

Манипуляция «Обещанного три года ждут»

К руководителю на прием пришел рабочий с жалобой, что он до сих пор живет в очень плохих условиях со своей большой семьей. Полгода назад начальник пообещал ему выделить служебную квартиру через два-три, максимум четыре месяца. Понимая, что на этот раз простым обещанием не обойтись, начальник разыгрывает целый спектакль: вызывает заместителя, ведающего вопросами жилья, председателя профкома и требует отчитаться в том, что сделано по данному вопросу. В присутствии рабочего устраивает вызванным шумный разнос и требует решить вопрос в течение одного-двух месяцев. Выпроводив их, проникновенно просит рабочего потерпеть еще немножко.

Здесь хорошо просматриваются два направления манипулятивного воздействия: стремление отложить решение вопроса и повысить уступчивость адресата. Второе направление (ведущее по затрачиваемым усилиям) в свою очередь может быть расчленено на ряд задач. Во-первых, руководителю необходимо снять с себя ответственность за проволочку, во-вторых, убедить просителя, что он на его стороне, в-третьих, продемонстрировать, что по вопросу предпринимаются определенные меры, и, в-четвертых, дать надежду на скорейшее его решение.

Манипуляция «Заплатим потом»

Руководитель предлагает работнику поехать в командировку для решения срочного вопроса. Денег в кассе сейчас нет, и значит, ехать нужно за свой счет. Руководитель обещает оплатить командировочные расходы позднее. Работник знает, что «позднее» может длиться полгода, инфляция за это время «съест» значительную часть оплаты. Но руководитель не случайно вызывает именно этого человека: в этом городе у работника близкие родственники, он будет рад их навестить. Согласие получено.

Манипуляция «Подумайте о своем будущем»

Директор научно-исследовательского института периодически после посещения министерства на планерке предупреждал руководителей: «Надо еще раз вернуться к вопросу о структуре института», – и обводил внимательным взглядом присутствующих. Все (или почти все) внутренне напрягались – ведь в измененной структуре его отдела могло и не оказаться.

Манипуляция посредством расположения в пространстве

Встречаются руководители, администраторы, чиновники, которые «обставляют» прием посетителей манипулятивным образом.

Одни ставят стул для посетителей так далеко от своего стола, что пришедший уже от одного этого ощущает всю малозначимость и собственной персоны, и своего дела. Как раз это и является целью манипулятора.

Другие, наоборот, желая продемонстрировать собеседнику расположение и доброжелательность, выходят из-за стола, садятся рядом – за стол заседаний или в кресла, угощают чаем или кофе, предлагают закурить.

Есть еще более изощренные методы скрытого воздействия. Например, усадив гостя в глубокое кресло перед столом, казалось бы, создают для посетителя комфорт. На деле же хозяин кабинета получает психологическое преимущество, поскольку глядит на него сверху вниз. А слова, произносящиеся сверху вниз, воспринимаются как более значительные.

Последний прием мастерски использовал Сталин. Проводя совещание, заседание, он сидел не рядом со всеми, а прохаживался. При этом, помимо стереотипа о превосходстве того, кто располагается выше говорящего, срабатывал еще один – стереотип восприятия: человек, контролирующий большее пространство, воспринимается как более значимый.

Мишенями воздействия являются перечисленные психологические обстоятельства.

Манипуляция «Уход от ответа»

Подчиненный приходит с вопросом, который сам не может решить. Начальник, чтобы не выдать своего нежелания или неспособности решать его, начинает постепенно «распалять» подчиненного – журить за действительные и мнимые недочеты. Тот, наконец, взрывается, переходит на повышенный тон, обижается. Развязка следует немедленно: «Научитесь сначала держать себя в руках – тогда и приходите».

Понятно, что руководитель пользуется слабостью подчиненного – его вспыльчивостью.

Совещание как средство манипулирования

Говорят, что совещание – это возможность коллективного ухода от персональной ответственности. Если решение принято конкретным руководителем, то он и несет за него ответственность. Но если решение выработано совещанием, то отвечает совещание, т.е. персонально никто. Цель данной манипуляции – уход от ответственности. Мишень воздействия – сложившаяся практика коллективной безответственности.

Манипулирование собранием

  1. Использование фактора времени

Манипуляторам на руку следующее:

  • когда люди торопятся домой после работы, то готовы проголосовать почти за любое решение;
  • после 2-х часов напряженной работы без перерыва 90 % теряют способность к сопротивлению навязываемым решениям.

Исходя из этих обстоятельств принятие нужных решений относится на конец собрания или само собрание проводится в конце рабочего дня.

2. Нейтрализация оппозиции

Сопротивление председательствующему на собрании или совещании резко ослабевает, если он использует следующие приемы:

  • главного оппозиционера сажает рядом с собой, можно прямо в президиум (нападать на рядом сидящего несподручно);
  • остальным противникам по возможности мешает сесть вместе, рассредоточив их (вместе они чувствуют силу, порознь – слабость). Мишенями воздействия служат указанные психологические закономерности.
  • Общий настрой и направленность обсуждения могут регулироваться председательствующим с помощью следующих закономерностей:

  • слово предоставляется «нужному» человеку, который своим эмоциональным выступлением придаст обсуждению иное направление;
  • манера начинать дискуссию заставляет вырабатывать похожую тональность ответов (вспыльчивость порождает вспыльчивость и т.д.).
  • Как ответить на критику, не раскрывая рта

    Идет совещание. Выступающий критикует председательствующего. Тому самому оправдываться неудобно. Это роняет его статус. (В народе говорят: «Оправдывается – значит, виноват».) Но оставлять без ответа критику – значит подписаться под ее справедливостью. Надо, чтобы ответил кто-нибудь другой.

    Председательствующий почти всегда найдет такого среди присутствующих. Нередко в зале есть «вечный оппонент» выступающего. Поможет найти несогласного с оратором и знание невербальных проявлений несогласия: языка мимики, поз и жестов. Стоит этому слушателю (или «вечному оппоненту») сделать какое-то телодвижение, председательствующий сразу говорит: «Сейчас, сейчас я дам Вам слово!» (как будто тот его просил). Отказаться неудобно, тем более есть что сказать. Мишень воздействия – «неудобно отказаться». Приманка – «есть что сказать». Так ведущий совещания отвечает на критику чужими устами.

    В.П. Шейнов, доктор социологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики РИВШ БГУ


    Новости партнеров

    pravo.kulichki..kulichki.net

    2004-2015 Республика Беларусь

    Скрытое управление в служебных отношениях могут использовать как руководители, так и подчиненные. Однако есть и специфические задачи, вытекающие из разницы в служебном положении первых и вторых.

    Манипулиование в рабочих отношениях может преследовать следующие цели и задачи:

    Сделать другого орудием исполнения своих намерений;
    переложить на другого часть своей работы;
    уйти от личной ответственности, в частности, переложив ее на других;
    самоутвердиться (в том числе - и за счет другого);
    разрешить свои психологические проблемы, в том числе - внутриличностные конфликты;

    придать взаимоотношениям желаемый вид (например, установить дистанцию, показать степень доверительности и т.д.);
    получить выигрыш в комфортности своего положения.

    Скрытое управление руководителем

    Не только руководители управляют подчиненными, но и подчиненные - руководителями. Цели у них почти совпадают, поскольку черпаются из приведенного выше списка. Однако есть две существенные особенности:

    1. Скрытое управление - это единственный способ для подчиненных управлять руководителями (исключение - забастовка, но это крайняя мера, когда неповиновение принимает коллективный характер; к тому же управлением со стороны подчиненных это явится лишь в случае победы над администрацией, что бывает далеко не всегда).

    2. Управляя своим начальником, подчиненный действует более осторожно, поскольку осознание руководителем того, что им управляют, может дорого обойтись подчиненному.

    Скрытое управление начальником осуществляется по следующим направлениям:

    Нейтрализация его недостатков как руководителя (недостаточный профессионализм, отрицательные черты характера, пробелы в образовании, недостаток культуры);
    достижение личных выгод инициатора воздействия не в ущерб работе и руководителю;
    получение личной выгоды в ущерб работе, коллегам, руководителю. Последний случай будем называть манипуляцией.

    Всякий безынициативный подчиненный, приходящий в кабинет начальника без предложений, ждущий указаний, представляет для руководителя постоянную угрозу. Подсказывая решение, советуя, руководитель принимает ответственность на себя и снимает ее с подчиненного. Нагрузка на первого увеличивается, на второго - уменьшается.

    Подчиненный может вести себя так либо вынужденно, либо по своей инициативе. Принуждает его к этому обычно автократический стиль поведения начальника, при котором творческий потенциал работника оказывается невостребованным, отдача от него намного меньше возможной, в то время как начальник перегружен множеством мелких вопросов, что также не на пользу делу. Подчиненный, действующий подобным образом по собственной воле, является манипулятором.

      Если скрытое управление осуществляется им преднамеренно, то как итог - снятие с себя ответственности, уменьшение рабочей нагрузки.

      Если неосознанно - то выигрыш психологический. Ведь если человек от природы нерешителен, излишне осторожен, тревожен, то для него более комфортна позиция подчинения.

    Рассмотрим варианты манипулирования подчиненным своим начальником

    Манипуляция «Обезьяна на шее»

    Подчиненный обращается к начальнику: «Вы поручили мне достать автокран. Он есть (там-то), но не с моим авторитетом к ним обращаться. Вот если б Вы пару слов сказали... Я могу набрать номер телефона их начальника». Польщенный шеф соглашается: «Ладно, давай скажу».

    Но чаще всего одним звонком дело не решается: то нужного человека нет, то выдвинуты встречные условия. «Ну ладно, иди, я решу этот вопрос», - говорит начальник. На следующий день подчиненный заглядывает в кабинет руководителя с видом полной покорности и просящим тоном интересуется: «Ну как, не решили?». Занятый текучкой руководитель машет на него: «Иди работай, решу». Через некоторое время подчиненный снова интересуется, решен ли вопрос, и так может продолжаться довольно долго.

    На управленческом жаргоне поручение, висящее на исполнителе, называется «обезьяной на шее». В описанном случае «обезьяна» «перескочила» на шею начальника.

    Манипуляция «Хочу с вами посоветоваться»

    Некоторые работники любят заходить к руководству «посоветоваться». Это, безусловно, манипуляция с целью переложить на руководителя ответственность за принятие решения и даже за его исполнение, поскольку если дело провалится, то останется возможность списать на качество совета: «Я все сделал, как вы сказали». (Хотя, как мы знаем, плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею.)

    Манипуляция «Меня рвут на части»

    Работник охотно берет на себя много поручений, но когда от него пытаются получить какой-то конкретный результат - ссылается на перегруженность, перечисляя все, что на него «навалено». Любопытно, что некоторые поступают так неосознанно, искренне считая, что отдаются работе до конца. Это могут быть чрезвычайно энергичные, но неорганизованные люди, для которых процесс бурной деятельности важнее результата.

    Манипуляция «Сирота казанская»

    Манипуляция «Дитя на работе»

    Эту манипуляцию разыгрывают некоторые работники, прикидываясь бестолковыми. Про таких говорят: «Быстрее самому сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется». Типичные высказывания манипуляторов этого толка: «Я не профессор», «Я слабая женщина, что вы хотите?», «Мы академий не кончали». Этим людям выгодно слыть недалекими и вызывать сочувствие.

    Манипуляция «Получить подпись руководителя»

    Подчиненному надо подписать бумагу у руководителя. Однако если руководитель вчитается в документ, он, вероятнее всего, его не подпишет. Чтобы все-таки получить подпись, иногда действуют так.
    Подчиненный заходит в кабинет с беззаботным видом и сообщает какую-нибудь новость, которая, по его мнению, должна заинтересовать начальника. При этом он небрежно протягивает документ:

    Вот, подпишите, пожалуйста.

    - Что это?
    - Да так, пустяковая бумага, все согласны, только не хватает Вашей подписи.

    Начальник пытается прочесть, но посетитель отвлекает рассказом да еще и инсценирует спешку. Нередко эта хитрость срабатывает. Цель манипуляции - переложить ответственность на руководителя. Случись что - отвечать тому, чья подпись на документе.

    Манипуляция «Через голову начальника»

    Вышестоящий руководитель нередко дает поручение работнику, минуя его непосредственного начальника. Поэтому подчиненный отказывается выполнять некоторые поручения последнего, ссылаясь на срочное задание вышестоящего. Начальник чувствует себя уязвленным.

      Во-первых, получать отказ от подчиненного всегда неприятно.

      Во-вторых, если это задание поручить больше некому, приходится выполнять работу за подчиненного.

    Не меньше начальника беспокоит и то, что он не всегда уверен, действительно ли подчиненный занят работой, порученной вышестоящим руководителем, или просто прикрывается этим, потому что несколько раз он не заставал подчиненного на работе, тот же оставлял записку, что его отпустил вышестоящий.

    В этой ситуации очевиден непрофессионализм вышестоящего руководителя в работе с персоналом, жертвой которого становится непосредственный начальник. Поведение подчиненного является манипулятивным. Если бы он не имел намерения злоупотреблять создавшимся положением, то вел бы себя иначе. Например, своевременно проинформировал бы непосредственного руководителя о полученных заданиях и согласовал бы с ним график работ и свои отлучки. Впрочем, если вышестоящий руководитель предпринимает свои неэтичные действия вполне осознанно, чтобы досадить нижестоящему руководителю, то тогда манипулятор - он.

    Манипуляция «А вы слышали?»

    Начало рабочего дня. Вбегает сильно опоздавшая Н. и с порога («Вы еще не слышали?..») начинает возбужденно рассказывать о заявлении, сделанном по радио политическим лидером. Коллеги принимаются бурно обсуждать принесенную новость. Начальник тоже находится среди обсуждающих: как местный депутат, он не может остаться равнодушным. Сама же Н. довольно скоро перестает участвовать в разговоре и садится за свой рабочий стол.

    Цель манипуляции очевидна - отвлечь внимание от факта опоздания и возможного порицания за него. Для обеспечения податливости начальника к манипулятивному воздействию задается стремительный темп действий и возбужденные интонации голоса, преследуется быстрое вовлечение в разговор всего отдела (воздействие на начальника при этом маскируется, а «разогрев» аудитории «разогревает» и начальника).

    Помимо того что разговор отвлекает внимание от опоздания Н., он еще и прекрасно маскирует ее манипулятивное намерение, позволяя при случае сказать: «Я просто поделилась своим впечатлением». В поведении также содержится намек, что причиной опоздания стало слушание выступления (чтобы проинформировать всех!). Окружающие допускают известную ошибку восприятия: «сразу после» приравнивается к «потому что». В виде намека, побуждающего к неявному умозаключению, эта конструкция как раз и имеет наибольшую силу воздействия.

    Манипуляция «Мелкие услуги»

    Нередко подчиненные оказывают начальству мелкие услуги: достают дефицитную запчасть; привозят из командировки, из отпуска небольшой презент; в день его рождения или другой праздник поздравляют его прочувствованнее чем другие или делают лучший подарок; занимают для него очередь и т.д. Все это подается как искреннее проявление уважения. И поскольку эти действия систематически повторяются, то создают у руководителя ощущение долга перед отправителем этих действий, особенно если тот действует тонко, ненавязчиво. И долг этот обычно возвращается - повышением по службе, увеличением оклада, премиями, престижными командировками и т.п.

    Манипуляция «Барин нас рассудит»
    Ведущий инженер требует от младшего по должности освободить место за компьютером для выполнения своей работы. Не желая уступать, тот начинает громко доказывать, что ему нужно еще время, чтобы закончить свою работу. Спор доходит до начальника, который вмешивается и дает младшему время закончить работу.