Средства воздействия друг на друга частников общения. Вводная.ppt

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выс-. тупает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и явлений и процессов.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных , позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их , отношений и .

Наличие внешней цели по отношению к взаимодействующим индивидам, достижение которой предполагает взаимные усилия.

Эксплицированностъ (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми.

Ситуативностъ - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом.

Рефлексивная многозначность - зависимость восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей.

Процесс взаимодействия людей делится на три основных этапа (уровня).

На первом этапе (начальномуровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей. Между ними имеет места лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Оно в силу конкретных причин может не достигнуть своей цели и не получить дальнейшего развития.

Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу, или нет. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции (жесты) отвержения.

Контакт прекращается.

И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией; к тому, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, приятие или неприятие друг друга партнерами по взаимодействию имеет более глубокие корни.

Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени подобия - контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство - различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство - различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эффект конгруэнции, т.е. подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может проявиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле достигнуть конгруэнции следует стремиться с первых минут контакта.

Переживание сопринадлежности, которое возникает:
- когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
- когда существует основа для межличностного сближения;
- в случае принадлежности субъектов к одной . Эмпатия (эмоциональное сопереживание собеседнику) реализуется:
- при установлении эмоционального контакта;
- при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
- при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
- когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются).

Идентификация (проекция своих взглядов на собеседника), которая усиливается:
- при разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
- когда человек видит в другом черты своего характера;
- когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
- при ссылках на прежние случаи;
- при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия, в ходе которого осуществляется как намеренное, так и ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.

Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть яркой, эмоционально окрашенной и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций (Соловьева О.В., 1992). В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с разворачивающимся процессом взаимоотношений.

На среднем этапе (уровне) взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы, или модели, организагщи совместной деятельности:
- каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
- общая задача выполняется последовательно каждым участником;
- имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия - несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом осуществляется распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, которая связана либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень и личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости - несовместимости (или срабатываемости - несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость считаются его особыми составляющими элементами (Обозов Н.Н., 1980). Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом».

Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.
Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников.
Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический, социально-психологический и социально-идеологический климат, имеют очевидные различия (Обозов Н.Н., 1980).

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить: двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми).
Кооперация - максимизации общего выигрыша.
Индивидуализм - максимизации собственного выигрыша.
Конкуренция - максимизации относительного выигрыша.
Альтруизм - максимизации выигрыша другого.
Агрессия - минимизации выигрыша другого.
Равенство-минимизации различий в выигрышах (БитяноваМ.Р., 2001).

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование их устойчивости, сближение позиций приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентации, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Под их воздействием изменяются мнения, отношения партнеров по взаимодействию. Регуляторы взаимовлияния формируются на базе глубокого свойства психики - подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение - такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно.
Конформность - сознательное изменение мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать.
Убеждение - процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, и особенно общения, их конвергенция-дивергенция представляет собой своеобразный регулятор межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движу-лцей силы развития межличностных отношений и групп.

Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание - одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов:
- типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений);
- товарищеских (деловых по сути отношений);
- знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений);
- степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения).

В адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, большую роль играют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора - социометрический статус и степень подобия по нему. При этом необходимо учитывать:
- устойчиво взаимодействуют (дружат) друг с другом лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе;
- отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, телица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок.

Таким образом, взаимодействие - сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей.

Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология.

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае, как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

Дополнительное взаимодействие - партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.
Пересекающееся взаимодействие - партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой, ярко проявляют собственные намерения и действия.
Скрытое взаимодействие - включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов:
Содержание - определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
Стиль - указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.

В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития » взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия - неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Под непродуктивностью стиля взаимодействия обычно понимается конкретное воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым по крайней мере одним из участников взаимодействия.

Характер активности в позиции партнеров:
- в продуктивном стиле - «рядом с партнером», т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности;
- в непродуктивном - «над партнером», т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого.

Характер выдвигаемых целей:
- в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели;
- в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером.

Характер ответственности:
- в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия;
- в непродуктивном - вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру.

Характер отношений, возникающих между партнерами:
- в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие;
- в непродуктивном - агрессия, обида, раздражение.

Характер функционирования механизма и обособления:
- в продуктивном стиле - оптимальные формы идентификации и отчуждения;
- в непродуктивном - крайние формы идентификации и отчуждения.

Основные понятия: взаимодействие, причинная обусловленность взаимодействия, межличностное взаимодействие, межгрупповое взаимодействие, этапы и уровни взаимодействия, виды и типы взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние, субъект-объектные и субъект-субъектные связи, виды и функции взаимоотношений

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся по отношению друг к другу. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и влияние их друг на друга, получившие название взаимодействия.

4.1. Своеобразие взаимодействия людей

Общая характеристика взаимодействия. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов. Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это взаимодействие их внутренних миров, обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности – пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «я – он», «мы – они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе. В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается из: – физического контакта; – перемещения в пространстве; – восприятия и отношений его участников; – духовного вербального контакта; – невербального информационного контакта; – совместной групповой деятельности. В структуру взаимодействия обычно входят: – субъекты взаимодействия; – взаимная связь его субъектов; – взаимное воздействие друг на друга; – взаимные изменения субъектов взаимодействия. Обычно различают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, личностно-массовые, межгрупповые, массовогрупповые взаимодействия. Но принципиальное значение при их анализе имеют два вида взаимодействия: межличностное и межгрупповое. Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и переживаний. Основными признаками такого взаимодействия выступают: наличие внешней по отношению ко взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия; эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми; ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом; рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников. Межгрупповое взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества. Взаимодействуя, представители различных групп общества, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, не похожими на прежние, а с другой – превращают некоторые уникальные особенности каждого из них в нечто общее, в совместное достояние. Выявление принадлежности данных особенностей только представителям одной общности со временем становится проблематичным. Можно в то же время говорить о трех вариантах взаимодействия: воздействие, то есть преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности (личности) на другую (другие), когда одна группа (личность) является активной, доминирующей, другая – инертной, пассивной по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т. п.); содействие, когда две или несколько групп (личностей) на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях, а высшей формой содействия выступает сотрудничество; противодействие, создавать препятствия действиям, порождать противоречия в позициях, блокировать усилия другой общности (личности) или устанавливать ей помехи, а также организовывать активное противостояние вплоть до физических действий (для того чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столк-новение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость). Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда группа (личность) или ее представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным в своей жизни, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами. При названных обстоятельствах реакция противодействия является вполне объективной и нормальной. Каждый из перечисленных вариантов взаимодействия не «одномерен», а имеет широкий спектр проявлений. Например, воздействие может варьироваться от жестко тиранического до мягкого, учитывающего особенности объектов воздействия, противодействие также может быть представлено гаммой – от непримиримых противоречий до незначительных разногласий. Следует иметь в виду, что однозначной интерпретации вариантов взаимодействия может и не быть, так как каждый из них может вбирать в себя другие, а какие-то из них могут постепенно трансформироваться даже в свою противоположность, переходить в иную группу и т. д. Содержание и динамика взаимодействия. В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (см. табл. 1) . Табл. 1. Западные теории взаимодействия

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три уровня: начальный, средний и заключительный. На низшем уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития. Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием – сходством, подобием – контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами являются одним из основных условий дальнейшего развития взаимодействия (других его форм – общения, взаимоотношений, взаимопонимания), а также их самих как личностей. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, одергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, «кислая мина», суетливость, убегание и т. п.) или прекращения установившегося контакта. И, наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий. Безусловно, принятие или непринятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Можно различать научно обоснованные и проверенные стадии однородности – разнородности (степени сходства – различия) участников взаимодействия. Начальная стадия есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров. Завершающая стадия однородности – разнородности (степени подобия – контраста участников межличностного взаимодействия) – есть соотношение в группе (сходство – различие) мнений, отношений (в том числе симпатий – антипатий) к себе, партнерам или другим людям, к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Завершающая стадия подразделяется на этапы: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный этап есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Вторичный этап находит выражение в соотношении (сходство – различие) мнений и отношений как результате межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности . Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции. Она представляет собой подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне. Конгруэнция усиливается вызванными у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может по-явиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле стремиться достигнуть конгруэнции следует с первых минут контакта. К основным предпосылкам достижения конгруэнции обычно относятся: а) переживание сопринадлежности, которое возникает в случаях: ♦ когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой; ♦ когда существует основа для межличностного сближения; ♦ когда субъекты принадлежат к одной социальной группе; б) эмпатия , которая легче реализуется: ♦ при установлении эмоционального контакта; ♦ при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров; ♦ при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету; ♦ когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются); в) идентификация, которая усиливается: ♦ при живости, разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон; ♦ когда человек видит в другом черты своего характера; ♦ когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга; ♦ при ссылках на прежние случаи; ♦ при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций. В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия и в ходе которого осуществляется также намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты. Можно выделить три основные функции обратной связи. Она выступает обычно: 1) регулятором поведения и действий человека; 2) регулятором межличностных отношений; 3) источником самопознания. Обратная связь бывает разных видов, и каждый вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть: а) вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения); б) невербальной, осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т. д.; в) выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть эмоционально окрашенной и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций . В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свои состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений. Сложившаяся психологическая общность партнеров укрепляет их контакты, приводит к развитию взаимосвязей между ними, способствует преобразованию их личных отношений и действий в совместные. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступая как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как его тактика регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге, о себе, задачах совместной активности. При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Помимо образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов совместной деятельности входят образы-представления о себе («я-концепция»), представления партнеров о впечатлении, произведенном ими друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности. Эти образы-представления вместе не всегда четко осознаются людьми в процессе взаимодействия. Они чаще выступают как неосознанные впечатления и не находят выхода в понятийную сферу мышления субъектов совместной деятельности. Вместе с тем психологическое содержание, заключенное в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, проявляется посредством волевых действий в различных формах направленного на партнера поведения. На среднем уровне процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров. Обычно различают три модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания. Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия – несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности. Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости – несовместимости (или срабатываемости – несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость должны считаться его особыми составляющими элементами . Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть психологическим климатом. Различают несколько видов совместимости. Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) – относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например, физиологический и социально-психологический, социально-идеологический имеют очевидные различия . В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе скорость и точность индивидуальных и совместных действий. В то же время следует помнить о том, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает прежде всего именно мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми): 1) максимизации общего выигрыша (мотив кооперации); 2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм); 3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция); 4) максимизации выигрыша другого (альтруизм); 5) минимизации выигрыша другого (агрессия); 6) минимизации различий в выигрышах (равенство) . В рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены и все возможные побуждения, детерминирующие социальное взаимодействие людей: интерес к определенной деятельности и конкретным людям, средства общения, результаты сотрудничества, характер отношений между партнерами и т. д. Однако наиболее значимыми для понимания взаимодействия являются именно указанные выше. Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные мотивы людей начинают координироваться. В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама дискуссия может проходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов. Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности. Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование устойчивых оценок и мнений, сближение которых приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентаций, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров. Регуляторами взаимовлияний людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого. Они формируются на базе более глубокого свойства живых систем – подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств. Внушение – это такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно. Конформность в отличие от внушения представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать. Убеждение – это процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию. Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, особенно общения, их конвергенция – дивергенция выступает своеобразным регулятором межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движущей силы развития межличностных отношений и групп. Межличностные взаимовлияния зависят от степени определенности – неопределенности (очевидности – неочевидности) фактов, событий, явлений, по которым принимаются те или другие решения. Исследователями обнаружена следующая зависимость: при высокой определенности (очевидности) задачи вероятность изменения оценок и мнений меньшая, адекватность ее решения более высокая. При высокой неопределенности (неочевидности) задачи вероятность изменений оценок и мнений большая, адекватность ее решения менее высокая. Данную зависимость можно назвать законом «социально – психологической целесообразности», которая в целом указывает на то, что в условиях обсуждения мнений, оценок возрастает их адекватность реальному положению дел. Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. «Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком» . В то же время взаимное непонимание

– одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов и т. д. Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений, товарищеских, деловых отношений); от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявления свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия). Важное значение в адекватности как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации имеют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц. Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора – социометрический статус и степень подобия по нему. При этом выясняется следующее: устойчиво взаимодействуют друг с другом (дружат) лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе; отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное неприятие, те лица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок (различия значимые). В парах взаимоотвергающих друг друга людей чаще всего встречаются сочетания «холерик – холерик», «сангвиник – сангвиник» и «флегматик – сангвиник». Не было ни одного случая взаимных отрицаний в паре типа «флегматик – флегматик». В дружеских парах нет ни одного случая сочетаний «холерик – холерик», «сангвиник – сангвиник», а в парах взаимоотвергающих друг друга людей таких сочетаний большинство . Более широкий диапазон сочетаний с другими типами темперамента имеют меланхолики, которые устойчиво сохраняют межличностную привлекательность к себе подобным, с флегматиками и сангвиниками. Сочетание меланхолика с холериком встречается только один раз: холерики в силу своей раздражительности, «безудержности» плохо уживаются (несовместимы) с меланхоликами и другими холериками, а меланхолики лучше совместимы с флегматиками и сангвиниками. Таким образом, взаимодействие является сложным многоэтапным и многогранным процессом, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияния и взаимопонимание людей. Разновидности взаимодействия. Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология. Обычно выделяют несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми. В процессе взаимодействия этих типов, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии: 1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции). 2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм). 3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. 4. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм). 5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого . В основу деления на типы могут быть положены намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытое. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга. Пересекающееся – это взаимодействие, в процессе которого партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой – ярко проявляют свои собственные намерения и действия. Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения – тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание. Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Известно, что такой стиль взаимодействия не существует между людьми изначально. Он устанавливается. При этом достаточно часто участники взаимодействия из-за личностных особенностей не могут приспособиться друг к другу, прийти к согласию, преодолеть барьеры, установить доверительные отношения. В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития взаимодействия, люди не могут сохранять эффективные взаимоотношения. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия – неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности. Реальным проявлением непродуктивности стиля взаимодействия становится ситуация, воспринимаемая человеком как «конфликтная», «тупиковая», а также переживаемые при этом тревога, напряженность, негативные взаимоотношения и эмоции. При этом люди реагируют на проблемную ситуацию во взаимодействии по-разному: одни решают ее самостоятельно, другие нуждаются в опоре и психологической помощи. Обычно выделяют пять основных критериев , позволяющих правильно понять стиль взаимодействия: Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле – «рядом с партнером», активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности, в непродуктивном – «над партнером», активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого). Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле – партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном – доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером). Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном стиле вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру). Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле – доброжелательность и доверие; в непродуктивном стиле – агрессия, обида, раздражение). Характер функционирования механизма идентификации – обособления (идентификация и обособление в продуктивном стиле; крайние формы идентификации и отчуждения в непродуктивном стиле). Своеобразие межгруппового взаимодействия. Социальная психология пока еще уделяла мало внимания проблемам межгруппового взаимодействия. В настоящее время исследованы три его интегративных феномена . Во-первых, это групповая аффилиация, которая отражает взаимодействие между группами, являющимися составными частями большей общности. Любой группе свойственно стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к более широкой социальной общности. Это взаимодействия групп разнопорядкового масштаба и объема (взаимодействие по вертикали), которые не могут быть равноправными. В этом случае большая социальная группа как бы поглощает в себя малые, которые функционируют по законам первой. Следовательно, для осмысления социально-психологических особенностей малой группы необходимо сначала понять своеобразие большой социальной группы, частью которой она является. Общая социально-психологическая характеристика группы должна начинаться с выявления ее социальной принадлежности. Общий анализ в данном случае будет первичным по отношению к частному. Если мы берем для сравнения две социальные группы, которые различаются по своей принадлежности к разным большим социальным группам, мы должны, прежде всего, определить существенные различия между данными большими группами и на основании этого давать сравнительную характеристику малым группам, которые входят в их состав. Само деление большой социальной группы на более мелкие (подгруппы) способствует формированию социального чувства принадлежности – чувства «мы», которое порождает восприятие социальных феноменов через призму «своих» и «чужих». Конфликт интересов между группами провоцирует развитие агрессии, враждебности по отношению к представителям другой группы. Это вызывает у участников взаимодействия ощущение опасности, угрозы, а другая группа воспринимается как источник этой угрозы. При этом происходит усиление внутригрупповой солидарности, сплочения, более полное осознание индивидами принадлежности к своей группе. Увеличивается непроницаемость границ группового членства. Одновременно значительно усиливается социальный контроль в группе, который ведет к тому, что уменьшается степень отклонения индивидов от выполнения групповых норм. Во-вторых, феноменом межгруппового взаимодействия выступает открытость группы, которая необходима для того, чтобы поддерживать ее существование в постоянно меняющихся социальных условиях и обеспечивать полноценное функционирование и развитие. Все процессы взаимодействия группы с окружающим социумом осуществляются через групповую открытость. Открытость проявляется в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Уровень групповой открытости можно рассматривать как своеобразный критерий обновления группы и соблюдения баланса процессов дифференциации и интеграции. Открытость группы может быть связана и с привлечением новых членов или даже изменением состава группы. Уровень групповой открытости определяется благополучием существования группы в социуме. Чем выше уровень благополучия, тем более открытой может быть группа. При неблагоприятных условиях открытая группа становится закрытой. Закрытость в данном случае значима с точки зрения сохранения группы как целого и на какое-то время спасает группу. Однако если она закрыта достаточно продолжительный период времени, то постепенно утрачивает свои позитивные адаптационные функции и через стагнацию перерождается, превращаясь из адаптивного социального явления в дезадаптивное. В-третьих, важнейшим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая референтность, которая проявляется в обращении к значимой внешней группе, выступающей в качестве носителя определенных ценностей и норм, некой эталонной модели. Межгрупповая референтность определяется ценностными ориентациями группы, ее социальными установками и ведущими тенденциями развития. Если последние меняются, то меняется и межгрупповая референтность. Современные социально-психологические исследования межгруппового взаимодействия показывают, что основными его функциями являются сохранение, стабилизация и развитие групп как функциональных единиц общественной жизни. При взаимодействии с другими группами каждая группа стремится к более-менее устойчивому состоянию посредством сохранения относительного баланса тенденций интеграции и дифференциации. Если во внешних отношениях группы усиливаются тенденции дифференциации, то внутренние отношения будут характеризоваться усилением тенденции интеграции и наоборот. Соперничество, сотрудничество, отношения неучастия – основные стратегии взаимодействия между социальными группами. Доминирующей стратегией взаимодействия следует считать стратегию соперничества.


Физиологическая система – это постоянная совокупность различных органов , объединенных какой-либо общей функцией.

Функциональная система – это временная совокупность органов,


1. саморегуляция;

2. динамичность (распадается после достижения желаемого результата);

3. наличие обратной связи.


Благодаря этому организм работает как единое целое. Особое место в физиологии уделяется гомеостазу.

Гомеостаз – это совокупность биологических реакций, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма (кровь, лимфа, межклеточная и цереброспинальная жидкость).


1. Физиологическая характеристика возбудимых тканей. Параметры возбудимости.

К возбудимым тканям относят: нервную, мышечную, железистую . Возбудимость - это способность ткани под действием раздражителей переходить из состояния функционального покоя в состояние возбуждения.


Классификация раздражителей.

а) по природе раздражители бывают: физические, химические, физико-химические, биологические, социальные.

б) по физиологической значимости: адекватные и неадекватные . Адекватными называютте раздражители, к восприятию которых данная ткань приспособлена в процессе своего эволюционного развития.


Неадекватные – это неестественные раздражители, к восприятию которых ткань не приспособлена (к примеру, действие электрического тока на мышцу или механический удар по глазу).


г) по силе раздражители делят на: подпороговые, пороговые, сверхпороговые.


1. Возбудимость – способность живой ткани отвечать на действие раздражителя изменением физиологических свойств и возникновением процесса возбуждения.

Существуют силовые и временные показатели возбудимости

К силовым показателям возбудимости относят пороговую силу раздражителя (т.е., наименьшую силу раздражителя, вызывающую возбуждение). Для электрического тока введен специальный термин – реобаза.


К временным показателям возбудимости относят:

полезное время раздражения и хронаксию . Полезное время в одну реобазу вызывает возбуждение ткани. Хронаксия – это наименьшее время, в течение которого электрический ток силой в две реобазы вызывает возбуждение ткани.


ПВ – полезное время – ми-нимальное время действия раздражающего импульса силой в одну реобазу , необходимое для возбуждения.

Хр – хронаксия - минимальное время действия раздражающего импульса силой в 2 реобазы необходимое для возникновения ПД.


Повреждение периферических нервов ведет к резкому удлинению хронаксии

Методика хронаксиметрии помогает поставить ранний диагноз или выявить эффективность лечения.


4. Рефрактерность – временное снижение возбудимости ткани в процессе его возбуждения (бывает абсолютной , когда нет ответа ни на какой раздражитель и относительной – при этом возбудимость восстанавливается и ткань способна реагировать на сильные (сверхпороговые) раздражители.


О состоянии покоя в возбудимой ткани говорят в том случае, когда на ткань не действует раздражитель из внешней или внутренней среды. При этом отмечается постоянный уровень метаболизма, нет видимых проявлений функции ткани.


Возбуждение – это активный физиологический процесс, который возникает в ткани под действием раздражителя.

При этом изменяются её физиологические свойства, наблюдаются функциональные отправления (в нерве возникает нервный импульс, мышца сокращается).


Торможение – это , который возникает при действии раздражителей на ткань. Торможение проявляется в подавлении (ослаблении) возбуждения.


Но еще задолго до появления этих методов стало понятно, что «животное электричество» обусловлено процессами, происходящими на клеточной мембране.


- на внешней поверхности мембраны имеется небольшое количество (5-10%) углеводов (гликопротеидов, гликолипидов), которые выполняют рецепторную и защитную функцию.


Её величина составляет 30-90 мВ.

Согласно мембранно-ионной теории (Бернштейн, Ходжкин, Хаксли, Катц) причиной разности зарядов на мембране является неодинаковая концентрация анионов и катионов внутри и вне клетки.


Концентрация Na+ вне клетки в 10-12 раз больше, чем в клетке.

Ионов Сl - вне клетки в 30-50 раз больше, чем внутри клетки.

В клетке содержатся также крупномолекулярные анионы (белки – глутамат, аспартат, органические фосфаты).


ИОННАЯ АСИМЕТРИЯ

ИОННАЯ АСИМЕТРИЯ

Концентрационный градиент калия

Концентрационный градиент натрия


1 . Неодинаковой проницаемости для них клеточной мембраны;

2. Работы ионных насосов, которые транспортируют ионы в клетку и из клетки против концентрационного и электрического градиентов с затратой энергии АТФ.

Проницаемость мембраны в покое для К+ в 25 раз выше, чем для Na+.

По закону диффузии К+ выходит из клетки (т.к. его концентрация внутри клетки в 40 раз больше, чем вне клетки). Органические анионы из-за своих больших размеров выйти из клетки не могут и они создают отрицательный заряд на внутренней поверхности мембраны. Таким образом, главным ионом, который создает ПП является ион К+.


Потенциал действия выражается в быстром колебании мембранного ПП при действии раздражителя.

ПД обеспечивает передачу сигналов между нервными клетками , в ЦНС, рабочих органах, мышцах. Величина ПД составляет 80-130 мВ, длительность – 0,5-1 мс.


ПД включает:

ПД включает:

– Фазу деполяризации (т.е. уменьшение мембранного потенциала до нуля);

- Инверсии (изменение знака заряда на обратный: внутренняя поверхность мембраны приобретает положительный заряд, наружная отрицательный );

- Фазу реполяризации – восстановление первоначального заряда мембраны (минус изнутри, плюс – снаружи);

- Следовые потенциалы (следовая деполяризация и следовая гиперполяризация)


При возбуждении клетки происходит активация Na-ых каналов. По концентрационному градиенту ионы Na устремляются внутрь клетки, где его концентрация меньше. При этом отрицательный заряд внутренней поверхности мембраны уменьшается (деполяризация). Затем разность зарядов возникает с обратным знаком , так как число катионов в клетке превосходит число анионов (инверсия, перезарядка).


Таким образом, главную роль в возникновении ПД играют ионы Na+.


Им является «натрий-калиевый насос». Белки-переносчики (Na-K-АТФаза), расщепляя молекулу АТФ, используют ее энергию на перенос ионов (Na и К) против концентрационного и электрического градиентов.


Амплитуда ЛО зависит от силы стимула

Распространяется по мембране затуханием (декрементом)

Может суммироваться (в результате амплитуда деполяризации увеличивается)

Трансформируется в потенциал действия при достижении уровня критической деполяризации


Абсолютная рефрактерность – отсутствие возбудимости (соответствует фазе деполяризации и инверсии)

Относительная рефрактерность (фазе реполяризации)

Супернормальная возбудимость (следовой деполяризации)

Субнормальная возбудимость (следовой гиперполяризации).


закон силы

закон «все или ничего»

закон времени (длительности действия)

закон «крутизны» (времени нарастания силы)

полярный закон


Закон «все или ничего» - подпороговые раздражители не вызывают ответной реакции («ничего»), на пороговые и сверпороговые – возникает максимальная ответная реакция («всё»).


Закон крутизны – чтобы возник ПД, крутизна стимула должна быть не меньше пороговой величины. При медленном нарастании силы раздражения возбуждение может не возникнуть (аккомодация).


1. При действии постоянного тока возбуждение возникает только в момент замыкания или только в момент размыкания цепи.

2. При этом в момент замыкания возбуждение возникает только под катодом , а в момент размыкания - под анодом.

3. Возбуждение, которое возникает под катодом больше , чем под анодом.


При этом под катодом развиваетсякатэлектротон - увеличение возбудимости.

под анодом –анэлектротон - снижение возбудимости.


В основе этого явления лежит явление аккомодации ткани, т.к. постоянный ток можно представить как ток с бесконечно малой крутизной нарастания.



процесс непосредственного (межличностного) или опосредованного (средствами связи, материальными носителямикультуры, информации и т.п.) воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь. (Косолапов Н.А., с.102)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

в психологии - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду, что эти виды - не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Взаимное воздействие или влияние. В социальном взаимодействии – поведение одного выступает стимулом для поведения другого, и наоборот. В статистическом взаимодействии – эффекты двух (или более) переменных взаимозависимы; например, трудность задачи и уровень возбуждения часто взаимодействуют таким образом, что усиление возбуждения приводит к увеличению успешности решения простых задач, но уменьшает успешность решения трудных задач.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых переменных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии равных условий первой, второй и т. д. переменных, и иллюстрируется графически. По графическому изображению В. выделяют три его вида: нулевое (zero), или отсутствие В., расходящееся (spreading) и пересекающееся (crossing) В.;

В. 1-го порядка - В. между двумя независимыми переменными (факторами),

В. 2-го порядка - В. трех независимых переменных и т. д.

Взаимодействие

в социальной психологии) - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью В. является его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если в процессе В. обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития структур. В. как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с конечной скоростью и в определенном пространстве - времени. Однако эти ограничения действуют лишь для непосредственного В. Для опосредованных форм В. пространственно-временных ограничений не существует. Л.А Карпенко

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

совокупность процессов воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом др. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во В. с др. объектами. В. выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности – структуру. В. носит объективный и универсальный характер. Им охвачены все формы бытия и формы их отражения. Взаимодействовать могут только материальные системы. Цепь В. не имеет ни начала, ни конца. Именно В. определяет отношения причины и следствия. В. сопровождается переносом материи, движения и информации. В. бывает силовым и информационным. Без изучения В. в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности (А. Г. Спиркин, 1994). Раньше идея единства всех типов и видов В. выдвигалась лишь предположительно. Созданные ныне модели Великого объединения и даже суперобъединения В. лежат в русле теоретических устремлений к построению единой фундаментальной теории природоустройства (теории Всего) (В. Н. Князев, Р. О. Курбанов, 2001). Любой конфликт является видом социального В. и, следовательно, подчиняется общим законам последнего. Главная особенность, отличающая конфликт от иных видов В., заключается в том, что стороны активно противодействуют друг другу. Противодействие является сутью В. в конфликте. В природе и известном нам космосе противодействие как форма В. встречается только в зооконфликтах и нигде более. Конфликт м. б. понят при рассмотрении как специфического В. и раскрытии его общих черт и особенностей по сравнению с др. родственными видами В.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

в инженерной психологии) - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и взаимосвязь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью В. является его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если в процессе В. обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития структур. В. как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с конечной скоростью и в определенном пространстве -времени. Однако эти ограничения действуют лишь для непосредственного В. Для опосредованных форм В. пространственно-временных ограничений не существует. (Е.А. Климов) Проблема В. является одной из центральных в инженерной психологии. Достаточно сказать, что ее основная задача формулируется как изучение процессов информационного В. человека и техники. Помимо этого изучаются и другие виды В., напр., В. анализаторов, В. операторов в малой группе, межличностное В., В. навыков, В. человека и ЭВМ и др.

Характерное свойство жидких и газообразных тел – их текучесть, т.е. малая сопротивляемость деформации сдвига. В жидкости силы , действующие между молекулами, меньше чем в твердых телах, и быстро убывают с расстоянием. В газах при обычных условиях силы молекулярного взаимодействия настолько малы, что молекулы свободно и беспорядочно перемещаются по законам, близким к законам упругого удара и проявляются эти силы только при сближении молекул. В жидкости некоторая упорядоченность в расположении молекул наблюдается лишь вблизи каждой данной молекулы и в течение некоторого времени.

Иными словами, в обычных условиях жидкости не оказывают сопротивления изменению формы, но сохраняют свой объем, а газы не сохраняют ни формы, ни объема. Вследствие этого внешнее давление, производимое на жидкость или газ, передается ими во все стороны равномерно (закон Паскаля).

Гидроаэростатика – раздел механики, изучающий равновесие жидкостей и газов.

Гидроаэродинамика – раздел механики, изучающий движение жидкостей и газов под действием внешних сил.

Жидкости и газа рассматриваются в механике как сплошные среды, непрерывно заполняющие часть пространства.

Для изменения объема жидкости или газа требуются внешние силы, при этом в жидкости и газе возникают упругие силы. Эти упругие свойства характеризуются давлением .

∆f
∆S
Рассмотрим, как действуют силы внутри жидкости. Для этого проведем в некотором объеме жидкости, находящемся в равновесии, площадку ∆S (рис. 1.11). Вследствие упругости отдельные частицы жидкости действуют друг на друга и, в частности, на ∆S с силой, зависящей от степени сжатия жидкости.

Равнодействующая ∆f всех сил, с которыми жидкость действует на площадку ∆S, направлена по нормали к ней, т.к. в противном случае её нужно было разложить на две составляющие – нормальную и касательную. Рис. 1.11.

Касательная составляющая вследствие отсутствия упругости сдвига привела бы жидкость в движение, что противоречит условию неподвижности.

Силу, отнесенную к единице поверхности площадки ∆S, называют давлением:

Чтобы определить давление в точке, переходим к пределу:

(1)

Давление – скаляр, т.к. его величина не зависит от ориентации площадки, к которой отнесено давление. Давление в газах определяется аналогично.

Единицы давления:

СИ: Н/м 2 (Па – Паскаль)

Внесистемные единицы: 1 мм. рт. ст. = 133 Па

1 атм = 1,01·10 5 Па

Гидростатика несжимаемой жидкости

Если бы в жидкости не было бы объемных сил, то условием равновесия было бы постоянство давления во всем объеме.

Определим теперь давление внутри весомой несжимаемой жидкости. Выделим вертикальный цилиндр высотой h и площадью S (рис. 1.12). Рассчитаем силу, действующую на нижнюю и верхнюю поверхности цилиндра.

На верхнюю: F B = p 0 S

На нижнюю: F H = pS

Еще на цилиндр действует сила тяжести:

mg = ρVg = ρhSg

Если цилиндр в равновесии, то результирующая R всех сил равна нулю: F B + mg – F H = 0

p 0 S + ρhSg – pS = 0

p = p 0 + ρgh – гидростатическое уравнение (2)

Следствием неодинаковости давлений на разных уровнях в жидкостях и газах является наличие выталкивающей силы, определяемой законом Архимеда (287-212 гг. до н.э.):

На тело, погруженное в жидкость или газ, и омываемое со всех сторон действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости или газа в объеме погруженного тела.

Закон Архимеда используется при оценке плавучести и устойчивости кораблей.

Современная теория плавучести и остойчивости кораблей развита в трудах А. Н. Крылова, создавшего русскую научную школу кораблестроения.

Стационарное движение идеальной жидкости .

Состояние движения жидкости можно определить, указав для каждой точки пространства вектор скорости как функцию времени.

Совокупность векторов или , заданных для всех точек пространства, называется полем скоростей (или ускорений ) .

Поле скоростей изображают следующим образом:

проводят в движущейся жидкости линии так, чтобы касательные к ним в каждой точке совпадали по направлению с .

Линия, в каждой точке которой вектор скорости направлен по касательной, называется линией тока .

Линии тока проводят так, чтобы густота их была пропорциональна величине скорости в данном месте.

Часть жидкости, ограниченную линиями тока, называют трубкой тока .

Течение жидкости, при котором скорости в каждой точке потока, а также форма и расположение линий тока, не изменяются со временем, называется стационарным (установившимся).

Поток, в котором распределение скоростей меняется со временем, называется нестационарным .

Рассмотрим стационарное течение жидкости, происходящее без пузырьков и пустот.

Рис. 1.13

Такое течение должно удовлетворять закону сохранения массы: за один и тот же интервал времени ∆t через разные сечения трубки S 1 и S 2 должны проходить одинаковые массы жидкости:

v 1 S 1 = v 2 S 2 – уравнение неразрывности для несжимаемой жидкости (3)

Теорема неразрывности:

Произведение величины скорости течения несжимаемой жидкости на величину поперечного сечения трубки тока есть величина постоянная для данной трубки тока.

Следствия из уравнения (3) :

1) чем уже сечение трубки тока, тем больше v и наоборот;

2) при изменении сечения трубки тока частицы движутся с ускорением.

Применим закон сохранения энергии для выделенных объемов.

Изменение энергии ∆E рассматриваемого объема из 1 в 2 равно:

∆E = (E p 2 + E k 2) – (E p 1 + E k 1)

(4)

Т.к. силы трения отсутствуют, то изменение энергии должно равняться работе, совершаемой силами давления:

A = F 1 ℓ 1 – F 2 ℓ 2 = p 1 S 1 ℓ 1 – p 2 S 2 ℓ 2 (5)

Приравнивая (4) и (5), получим:

т.к. V 1 = V 2 = V, а , то:

уравнение Бернулли (1738г.) (6)

Это уравнение связывает изменение давления с изменением скорости течения и геометрической высотой.

Уравнение Бернулли представляет собой закон сохранения энергии для единицы объема жидкости:

– Е к энергия единицы объема жидкости (динамическое давление) ;

ρgh – Е п энергия единицы объема жидкости в поле силы тяжести (гидростатическое давление );

p – называется статистическим давлением жидкости на стенки трубы ;

Уравнение Бернулли хорошо выполняется для реальных жидкостей, внутреннее трение в которых мало (вода, воздух).

Следствия :

1. Накдонная трубка тока постоянного сечения (v = const везде):

r·g·h 1 + p 1 = r·g·h 2 + p 2 ;

p 1 – p 2 = r·g·(h 2 – h 1)

Разность давлений в двух сечениях равна весу столба жидкостей между ними, т.е.

Δp = p 1 – p 2 – равно гидростатическому давлению.

2. Горизонтальная трубка тока переменного сечения:

В местах сужений, где скорость возрастает, статистическое давление уменьшается (и наоборот).

Вязкость. Силы внутреннего трения .

Рассмотрим течение вязкой жидкости между двумя твердыми пластинами, из которых нижняя неподвижна, а верхняя движется со скоростью v в (рис. 1.14). Условно представим жидкость в виде нескольких слоев 1,2,3…. Слой у дна, как бы прилипает, его скорость равна нулю. У верхнего слоя, прилипшего к пластине скорость максимальна. Слои воздействуют друг на друга. Например, слой 3 стремится ускорить 2, но испытывает торможение с его стороны, хотя со стороны 4 сам ускоряется. Т.е. нижележащий слой тормозит, а вышележащий слой ускоряет течение жидкости.

Если слои жидкости движутся с различными скоростями, то возникают силы взаимодействия между слоями и возникает дополнительно обмен количеством движения между ними в результате беспорядочного движения молекул. Молекулы, переходя из слоя в слой, изменяют их количество движения.

Это и является результатом возникновения внутреннего трения.

И. Ньютон дал выражение для силы внутреннего трения:

(7)

Отсюда следует, что сила внутреннего трения пропорциональна площади взаимодействующих слоев и тем больше, чем больше их относительная скорость .

η – коэффициент динамической вязкости (вязкость).

Называется градиентом скорости , который характеризует быстроту изменения величины скорости при переходе от слоя к слою в направлении нормальном к движению слоев.

[η] = кг/м·с в СИ;

η зависит от температуры жидкости (с ростом температуры уменьшается).

Вязкость проявляется не только при движении жидкости или газа по сосудам, но и при движении тел в жидкости или газе. При небольших скоростях тел, в соответствии с уравнением Ньютона, сила сопротивления движущемуся телу пропорциональна вязкости жидкости, скорости движения тела и зависит от размеров тела. Наиболее простой формой тела является шар. Для него силы внутреннего трения находятся следующим образом:

F тр = 6πηrv – закон Стокса.

r- радиус шара, v- скорость его движения.

Различают два течения жидкости:

а) ламинарное (пластинчатое) – движение жидкости параллельными слоями, не перемешиваясь.

б) турбулентное (вихревое) – частицы жидкости движутся по искривленным случайно изменяющимся во времени траекториям.

Ламинарное течение – течение стационарное при небольших скоростях.

Турбулентное течение – течение нестационарное.

Характер изменения скорости течения в потоках можно представить схемами средних скоростей :

При ламинарном движении :

верхние слои жидкости из-за сил молекулярного притяжения прилипают к поверхности трубы и остаются неподвижными. Скорости последующих слоев увеличивается при увеличении расстояния от стенок трубы.

При турбулентном движении :

Частицы жидкости приобретают скорость перпендикулярную течению, следовательно могут переходить из слоя в слой. Скорость частиц жидкости быстро увеличивается по мере удаления от поверхности трубы, а затем практически не меняется, т.к. частицы свободно переходят от слоя в слой.

Английский учёный Рейнольдс установил, что характер течения зависит от значения безразмерной величины, называемой числом Рейнольдса Re :

где ρ – плотность жидкости (газа);

v – средняя скорость потока;

ℓ – геометрический размер сечения;

η – вязкость.

При малых Re – ламинарное течение, при больших – турбулентное.

Величина в уравнении (8) называется кинематической вязкостью ν .

Вопросы для самоподготовки

1. Что изучает гидроаэромеханика.

2. Что называется давлением.

3. Вывод гидростатического уравнения.

4. Условия плавания тел. Закон Архимеда.

5. Что такое линия тока, трубка тока.

6. Какое течение жидкости называется стационарным, нестационарным.

7. Уравнение неразрывности для несжимаемой жидкости.

8. Вывод уравнения Бернулли.

9. Следствия из уравнения Бернулли.

10. Вязкость. Силы внутреннего трения.

11. Ламинарное и турбулентное течение.

12. Число Рейнольдса.

ЛЕКЦИЯ № 8


Похожая информация.