Что изучает общая психология как наука. Лекции по дисциплине «общая психология» Предисловие

Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения научить человече­ство обращаться с этим сокровищем. Н. К. Рерих

Как и любая другая наука, общая психология имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и прояв­ления этих феноменов.

Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний. Общая психология - фундамент всей психологической науки. Она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимают­ся. Общая психология призвана давать универсальные знания, позволяющие адекватно объяснять результаты отражения сознанием человека воздействий окружающей материальной и общественной среды. Она раскрывает внутрен­ний духовный и психический мир людей, а также их переживания и отноше­ние ко всему происходящему вокруг них.

Кроме того, общая психология закладывает основы для изучения человека как существа действующего, творящего, преобразующего окружающую дей­ствительность с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершающего конкретные действия и поступки.

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благород­ство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образован­ным в полном смысле слова.

Н. Г. Чернышевский

Глава ПЕРВАЯ


1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ


КОММЕНТАРИИ

Общая психология - отрасль психологической науки, раскрывающая зако­номерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.

Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурно­го развития.



Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и живот­ным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявленнях. Психика челове­ка - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. с. все то, что состав­ляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, лич­ность, деятельность и поведение.

Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе кото­рого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность слива­ется с переживаниями.

Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социаль­но-психологическими особенностями.

Деятельность- это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение - внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и про­цессов как результата отражения воздействий объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.

1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практиче­ское значение.

2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процес­сов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть прак­тическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспи­тания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).

Глава первая


1.2. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные на­уки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоре­тически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось разви­тие психики и сознания людей на различных этапах становления общества И человеческих отношении.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлени­ях правильного осмысления функционирования психики и сознания в усло­виях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психоло­гическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понимать патологию психиче­ского развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основ­ных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей выраба­тывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловлен­ность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных обще­ственно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без ре­зультатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологи­ческое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономи­ческого производства, какими психологическими средствами и методами мож­но повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликт­ность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание законо­мерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффек­тивных методов обучения и воспитания.

Глава первая


1.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психология - одна из самых сложных наук, так как носителем психики яв­ляется головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям дея­тельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень мно­гогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явления­ми, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого И свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что резуль­таты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека.

Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявить, что наибольшую слож­ность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять меха­низмы своего собственного поведения и научиться им управлять.

Ф. Бич

Глава первая


1.4. МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первич­ное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действитель­ности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприя­тие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоцио­нальные и волевые.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, харак­тер и способности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каж­дый данный момент времени.

К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы - это психологические фе­номены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием лю­дей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общно­стям.

Именуют богатством блага те, что вовне, Настоящее благо Существует во мне. Р. Тагор

Глава первая


1.5. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПСИХИКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психологические феномены существуют в форме:

1. Процессов:

^ ощущений, восприятий, пред­ставлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, мотивации, усвоения, запоминания, забывания, обобщения, повторения, привыкания, рефлексии, самоактуализации, самовнушения, самонаблюдения, само­определения, творчества и т. д.;

^ индивидуальных внешних (поведенческих): действий, деятельности, жести­куляции, игр, импринтинга, мимики, подражания, поступков, реакций, упражнений и т. д.;

^ общения, межличностного воспри­ятия, межличностных отношений, взаимопонимания, взаимодействия, иден­тификации, коммуникации, конформизма, формирования групповых норм;

^> групповых внешних (поведенческих): ькжгрутюъых отношений и взаимодей­ствия.

2. Состояний:

^ индивидуальных, внутренних (психических): адаптации, аффектов, влече­ний, возбуждения, галлюцинаций, интересов, любви, меланхолии, наме­рений, напряжения, настроений, отчуждения, рассеянности, самоактуали­зации, самообладания, склонности, страсти, стремлений, стрессов, сты­да, тревожности, убежденности, притязаний, привязанности, усталости, утомления, фрустрации, эйфории и т. д.;

> индивидуальных, внешних {поведенческих): готовности, интереса, поведен­ческой активности и т. д.;

^ групповых, внутренних (психологических): конфликтов, сплоченности, внут-ригрупповой поляризации, психологического климата и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): паники; страха, открытости группы, закрытости группы и т. д.

3. Качеств:

> индивидуальных, внутренних (психических): авторитарности, агрессивно­сти, активности, акцентуации, боязливости, инертности, интровертиро-ванности, интуитивности, общительности, работоспособности, решитель­ности, самолюбия, трудолюбия и т. д.;

> индивидуальных, внешних (поведенческих): авторитетности, человечности, внушаемости, настойчивости, обучаемости, организованности, трудолю­бия, фанатизма, честолюбия, эгоизма, экстравертированности и т. д.;

> групповых, внутренних (психологических): совместимости, стиля взаимодей­ствия и лидерства, соперничества, сотрудничества, принятия решений, эф­фективности совместной деятельности и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): организованности, соперничества и т. д.

Глава первая


1.6. СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воз­действующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдель­ных их свойств, как это происходит при ощущении.

Представление - процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Воображение - это психический познавательный процесс создания но­вых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующе­го отражения действительности.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Речь - процесс практического применения человеком языка в целях об­щения с другими людьми.

Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отношения ко все­му тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Воля - это способность человека сознательно управлять своим поведе­нием, мобилизовыватъ все свои силы на достижение поставленных целей.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в кото­ром выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жиз­ни и деятельности.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее прояв­ления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овла­девать одним или несколькими видами деятельности.

Кроме того, предметом общей психологии являются психические образова­ния, т. е. все то, что связано с результатами освоения человеком окружающей действительности и совершенствования им своего внутреннего мира (знаний, навыков и умений, профессионального мастерства и т. д.), а также психиче­ские состояния, т. е. пассивность, активность, рабочий настрой, депрессии, удовлетворенность и неудовлетворенность.

Общая психология вместе с тем закладывает основы методологии осмыс­ления феноменов других отраслей психологической науки.

Глава первая


1.7. СООТНОШЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людь­ми из обыденной жизни.

Они обладают следующими основными отличительными характери­стиками:

> конкретностью, т. е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

< интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

^ ограниченностью, т. е. недостаточными представлениями человека о спе­цифике и сферах функционирования конкретных психологических фено­менов;

> основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыден­ные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

< ограниченностью в материалах, т. е. человек, обладающий теми или ины­ми житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Научная психология - это устойчивые психологические знания, получен­ные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики лю­дей и животных.

Этим знаниям присущи свои особенности:

> обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

> рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

> неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

^ основываются на эксперименте, т. е. научные психологические знания ис­следованы в различных условиях;

^ слабая ограниченность в материалах, означающая, что в научных психоло­гических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливался.

Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание опережает бытие. Ина­че мы до сих пор сидели бы в пещерах.

А. и Б. Стругацкие

Глава первая


1.8. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину раз­вития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психическо­го на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разум­ную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит счи­тал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки науч­ного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не об­ладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавли­вает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомисти­ческого анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психи­ки, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрез­вычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиоло­гии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экс­периментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихе­виоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую приклад­ную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-матери-алистического взгляда на происхождение психики.

Глава первая


1.9. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изу­чают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невклю-ченным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, имеет слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является органи­зованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключением этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство иссле­дователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкци­ей; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, по­лученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные во­просы исследователя.

Опрос бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые вы­полняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные про­явления психики индивида (обычно оно включает использование конститу­тивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предпо­лагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).



Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

В настоящее время существует большое количество изданий по общей психологии, ориентированных как на студентов-психологов, так и на студентов, обучающихся педагогическим, юридическим, экономическим специальностям. Студентам – будущим педагогам профессиональной школы – сложно сориентироваться в имеющемся многообразии учебной литературы.

Уникальность учебного пособия «Общая психология» состоит в том, что в нем в доступной и краткой форме изложен материал теоретического курса, в соответствии с которым разработаны практические занятия, сориентированные на специфику подготовки и будущей деятельности педагогов профессионального образования.

Данное пособие составлено в соответствии с программой курса «Общая психология», апробировано в Российском государственном профессионально-педагогическом университете и рекомендовано учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию.

Тематика практических занятий охватывает большинство разделов программы курса «Общая психология», по содержанию соответствует теоретической части пособия и имеет также унифицированную структуру.

1) изучить теоретический материал, предложенный в разделе 1;

2) ознакомиться с содержанием практического занятия и заблаговременно подготовить протоколы и таблицы исследования, образцы которых даны в пособии;

3) внимательно ознакомиться с порядком выполнения работы и провести ее;

4) в конце занятия предоставить преподавателю письменный отчет по следующей схеме: тема и цель работы, краткое описание методики, протокол исследования, обработка данных, анализ результатов и их интерпретация.

Мы надеемся, что предлагаемый учебный материал поможет расширению и углублению психологических знаний студентов профессионально-педагогической специальности.

Н.С. Глуханюк

С.Л. Семенова

А.А. Печеркина

Раздел I. Конспект лекций по общей психологии Тема 1. Психология как наука и практика

Предмет и задачи общей психологии

В процессе непрерывного развития науки то одна, то другая отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология.

Психология обладает рядом особенностей по сравнению с другими научными дисциплинами (рис. 1, 2). Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, мышления, речи, воли, интересов, потребностей, эмоций.

Понятие «психология» возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом

Термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение

В дословном значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением

Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера

Рис. 1. Значение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что боги решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал 1 .

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству

2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание он исследует с помощью сознания же

3. Практические следствия психологии уникальны: они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные, поскольку познать нечто – это значит овладеть и научиться управлять им, а управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями – задача самая грандиозная

4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающей роли людей, их психики и сознания

5. Единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы

6. Уникальность психологии заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой

7. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем

Рис. 2. Особенности психологии как науки 2

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека (рис. 3).

Психология

Основные закономерности порождения и функционирования психической реальности

    Качественное изучение психической реальности

    Анализ формирования и развития психических явлений

    Изучение физиологических механизмов психических явлений

    Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей

Рис. 3. Предмет и задачи психологии

Психология — наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Общая психология фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.

Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Ведь, как хорошо известно, объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.

Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.

История психологического знания насчитывает более 2000 лет, на протяжении которых она развивалась главным образом в рамках философии и естествознания.

Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология».

Однако лишь с начала XX в. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Па рубеже XX-XXI вв. существенно возросло значение психологии в связи со все большей ее включенностью в различные виды практической деятельности. Возникли такие ее отрасли, как педагогическая, юридическая, военная, управленческая, спортивная психология и т.д. Вместе с тем своеобразие объекта психологической науки породило в ее составе большое число науч- пых школ и теорий, дополняющих друг друга и нередко противоречащих друг другу.

Смысл самого слова «психология» становится понятным, если учесть, что оно состоит из двух греческих терминов:« psyche » — душа, происходящего от имени греческой богини Психеи , и« logos » - слово, понятие, учение, наука.

С момента своего появления психология стала выделяться среди других наук, поскольку она оказалась среди них единственной, которая названа именем богини.

Своим названием психология обязана греческой мифологии. Согласно одному из мифов, бог любви Эрот влюбился в простую крестьянку Психею . отличавшуюся, однако, божественной красотой. Но мать Эрота богиня Афродита была очень недовольна тем, что ее сын. небожитель, захотел соединить свою судьбу с простой смертной. Афродита стала прилагать усилия, чтобы разлучить влюбленных. Она заставила Психею пройти через множество испытаний. Но стремление Психеи соединить свою судьбу с Эротом оказалось столь велико, что это произвело сильное впечатление на богов Олимпа и они решили помочь Психею преодолеть все выпавшие на ее долю испытания и выполнить нее требования Афродиты. А тем временем Эроту удалось убедить верховного Бога — Зевса превратить Психею в богиню, сделать ее такой же бессмертной, как боги. Так влюбленным удаюсь соединиться навеки.

По сути дела, именно эта глубокая мысль о целостности универсума, включающего в себя два главных начала — материальное и духовное. заключенная в древнем мифе, стала основой представлений современной материалистической философии и психологии о сущности человеческой психики, как такого свойства высокоорганизованной материи, которое воплощает в себе высший этап универсальной эволюции природы.

Именно эта идея выражена в наиболее распространенном сегодня определении психологической науки:

Психология, есть наука, объектом которой являются закономерности психики как особой, высшей формы жизнедеятельности человека и животных.

Сама же психика сегодня понимается не как нечто таинственное и необъяснимое, а как возникшая в результате длительного процесса самоорганизации природы высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения на основе информации об этом мире.

На уровне человека, выражающего высшую ступень процесса организации, упорядоченности бытия, психика приобретает качественно новый характер в силу того, что биологическая природа человека преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает обширный внутренний план жизнедеятельности — сознание, а человек становится личностью.

Однако и сегодня следует учитывать, что в течение многих веков психика обозначалась термином «душа», которая представлялась как бесплотная сущность, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, сохранившимся до наших дней, зависит не столько от процессов самоорганизации природного бытия, не столько от живого тела, сколько от внеземных, сверхприродных начал, от недоступных нашему понимианию потусторонних сил. Именно такое представление о сущности психического лежит в основе всех современных мировых религий, в том числе и христианства, а также поддерживается и некоторыми направлениями философии и современной психологической науки.

Однако, с точки зрения других психологических учений, психика является высшим продуктом процессов самоорганизации природы и выступает в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным, внешним миром, обеспечивая мощный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.

Но так или иначе основу современной психологии составляют исторически сложившиеся представления о соответствии психического и материального миров, сосуществовании внутреннего и внешнего, душевного и телесного, субъективного и объективного бытия.

Конечно, прежде чем прийти к такому представлению о сущности психического, знание о нем должно было пройти длительный путь развития, включающего в себя ряд этапов. Знакомство с содержанием этих этапов помогает глубже понять психическую реальность и на этой основе сделать сознательный выбор между существующими поныне различными сс трактовками.

Процесс становления психологического знания был длительным и трудным. Эти трудности были не случайны. Они связаны со спецификой психического, которая порождала в прошлом и порождает сегодня немало проблем в развитии психологической науки, в частности объясняет сохранение вплоть до настоящего времени политеоретического характера этой области знания.

Трудности развития психологии связаны со следующими особенностями сферы психического:

Особое местонахождение, локализация объекта психологической науки. Физические носители этого объекта находится не вне, а внутри нас. Причем физические носители психических функций «запрятаны» внутри нас особенно надежно: в черепе, в других наиболее прочных костных структурах нашего скелета.

Эта особо надежная зашита, созданная природой для охраны психики. вместе с тем значительно затрудняет исследование тайн этой сферы.

Специфика психического мира состоит также и в том, что, будучи тесно связанным с материальным, физическим миром, с единым для всего универсума процессом самоорганизации, он вместе с тем по ряду своих свойств противоположен ему. Как уже отмечалось, психика отличается такими свойствами, как бесплотность, нематериальность, невидимость. Конечно, психические свойства иногда выходят наружу, они проявляются в словах, жестах и действиях людей и таким образом отчасти материализуются.

Однако между этими зримыми, материальными проявлениями и самими психическими явлениями всегда остается дистанция, иногда огромного размера. Недаром некоторые знатоки человеческой психики утверждают, что язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли.

Из указанных особенностей сферы психического вытекает и еще одна, с которой постоянно сталкивались исследователи, - невозможность точной фиксации, физической или химической регистрации психических процессов, происходящих в нервной системе, особенно в мозге, невозможность объективного определения возникающих внутри нас мыслей и чувств. Именно поэтому предпринимавшиеся неоднократно попытки создания так называемого «детектора лжи» или хронографа оказывались неудачными, поскольку неизменно обнаруживалось. что в процессе их экспериментального использования эти приборы фиксируют лишь физиологические процессы (изменения пульса, температуры тела, давления и т.п.), с которыми связаны психические явления, но не сами эти психические явления.

И наконец, еще одна сложность познания психической реальности возникает в связи с невозможностью использования для ее изучения всего комплекса наших познавательных способностей, поскольку психические явления нельзя ни увидеть, ни обонять, ни осязать: их можно воспринять лишь опосредованно, умозрительно, с помощью нашей способности к отвлеченному мышлению, поскольку только эта наша уникальная способность и дает возможность увидеть невидимое.

Все эти особенности психической реальности делали задачу ее исследования особо сложной и привели к тому, что путь развития психологии оказался весьма длительным и противоречивым. Этот путь включал в себя ряд этапов, каждый из которых порождал свою особую форму психологического знания.

Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению тех или иных собственно психологических проблем, идей и представлений. Для того чтобы разобраться в них. нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Особенно важно уяснить, что психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией , учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека , ориентируются на тот или иной его образ.

В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок той или иной исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний представляет собой, хотя и сложный, противоречивый, но вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и формированием на этой основе новых объяснений его психики.

В этом процессе обычно выделяют три основных исторических этапа, которым соответствуют три формы психологического знания:

  • , или житейская, психология;

Структура психологической науки

Исторический процесс развития каждой науки связан со все более значительной ее дифференциацией, в основе которой лежит процесс расширения объекта данной науки. В результате современные науки, особенно фундаментальные, к числу которых относится и психология. представляют собой сложную многоотраслевую систему. По мере усложнения структуры науки возникает необходимость классификации составляющих ее отраслевых наук. Под классификацией отраслевых наук понимается их систематическое деление, упорядочивание научного знания путем разложения той или иной науки как родового понятия на составляющие ею родовые понятия.

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин.

Разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности изучается психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли и психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

генетическая, дифференциальная и возрастная психология.

Для психически грамотной организации воспитания необходимо знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психологии.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии, или педагогически запущенными детьми.

Объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик. формирования умственных действий); психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми: психология учителя).

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, как, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Предмет психологической науки

Само название психологии означает, что психология — это наука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении . Итак, впервые психология определилась как наука о душе. Но исследовать душу научными методами оказалось достаточно сложно. В ходе исторического развития, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения. На этом пути психология достигла значительных успехов в изучении явлений психики человека: были выявлены основные компоненты психики, изучены закономерности формирования ощущения и восприятия, выявлены виды памяти, виды и особенности мышления, изучены психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности и т.д.

Однако, как констатируют многие психологи, путь отказа от понятия души и замена ее понятием психики в конечном итоге оказался для психологии тупиковым.

На протяжении XX в. и западная, и советская психология исходили из мира наличного бытия, а духовная жизнь рассматривалась как продукт «особым образом организованной материи» — мозга и социальных взаимодействий. Результатом такого полхода стали, как отмечает Б.С. Братусь, не только мертвый, бездушный, душу отдавший человек как объект исследования, но и мертвая, бездушная психология.

Как бы психология ни претендовала на научную объективность, тем не менее в основе любой значимой психологической концепции XX в., будь то бихевиоризм или марксистская психология, психоанализ или гуманистическая психология, исходным предстает образ человека, лишенного бессмертной души, подвластного инстинктам, блуждающего в поисках удовольствий, утех, деятельности, самореализации, самовозвеличивания и т.д.

В ходе попыток построения психологии как самостоятельной научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения произошла утрата единства самой психологической науки. Психология в XX в. представляет собой конгломерат фактов, школ, направлений и исследований, чаше всего почти никак не связанных друг с другом. Одно время надежды возлагались на общую психологию, призванную играть руководящую роль по отношению к конкретным психологическим исследованиям, но эти надежды не оправдались.

В настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика , опирающаяся на те или иные психологические теории либо на целый ряд их и вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий привело к проблеме предмета психологии. Для бихевиориста предметом изучения является поведение, для сторонника теории деятельности — психически управляемая деятельность, для христианского психолога — живое знание о генезисе греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Закономерно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет исследования, или же следует признать наличие множества психологий?

Одни ученые считают, что психология представляет собой единую науку, которая, как и любая другая наука, имеет свой особый предмет. Психология как наука занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и ни обогащались знания о нем, какими бы терминами ею ни обозначали, можно выделить признаки, которые характеризуют собственно предмет психологии, отличающий ее от других наук.

Психология — это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Другие ученые склоняются к мысли, что психология — это наука и практика в единстве, а наука и практика в психологии понимаются по-разному. Но это означает, что психологий много: не меньше, чем реальных опытов построения психологической науки-практики.

Восстановление единого предмета психологии и синтез психологического знания возможен только путем возврата психологии к признанию реальности и главенствующей роли души. И хотя душа останется преимущественно вне рамок психологических исследований, ее постулирование, се благоговейное признание, постоянная необходимость соотнесения с самим фактом и целями се существования неизбежно изменят, преобразят формы и суть психологических исследований.

Многие непредубежденные психологи, как на Западе, так и в России, осознали глубокую пропасть, отделяющую современную научную психологию от великих религиозных систем. Накопленные в этих системах за века и даже за тысячелетия богатства глубинного знания о человеческой душе и сознании не получили адекватного признания и до последнего времени не изучались.

В последние годы происходит сближение духовно-опытного и научно-теоретического способов познания мира.

Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике — свойстве мозга. Многие современные психологи рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сущности человека. Понятия души и духовности с позиций сегодняшнего дня уже не трактуются как чисто образные выражения. Духовность включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. И хотя духовность не имеет прямых физических коррелятов, кроме энергетики, психологи считают, что духовность может изучаться в рамках психологии.

К концу XX в. осознается необходимость построения единой картины мира, в которой были бы синтезированы как результаты научного познания природы и человека, так и плоды тысячелетнего духовного опыта. Лидером в этом процессе, как и всегда было в истории научного познания, выступают физики. Вслед за физикой в научной психологии также стало приходить осознание необходимости перестройки мировоззрения и выхода к многомерному пониманию человека.

С учетом всего изложенного психологи приходят к пониманию психологии как науки о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с обшей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются:

  • психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);
  • психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);
  • психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми;
  • психология учителя.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Словарь

Трансперсональная психология — направление в психологии XX в., основанное американским психологом С. Грофом и рассматривающее человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, а его сознание как часть мировой информационной сети.

Советская психология — период в развитии отечественной психологии, когда мировоззренческой основой психологических исследований служила марксистско-ленинская философия.

Духовно ориентированная психология — направление в современной отечественной психологии, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия.

Психология - наука и система знаний о закономерностях, мелет и шах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

Психические факты обнаруживаются объективно, внешне: в мимике, психомоторных действиях, движениях, деятельности и творчестве, и субъективно, внутренне: в процессах ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, чувствах, воле и т.д. Вместе с тем их содержание может как осознаваться, так и существовать в неосознаваемой форме.

Противоречия внутреннего и внешнего в психике человека разрешаются при помощи движений, действий и поступков, которые выражают отношение человека к людям, природе и обществу.

Основными механизмами психики человека являются: отражение, проектирование и опредмечивание - превращение сил и способностей человека в форму материальных предметов или знаковых систем.

В продуктах деятельности отражаются неповторимость, самобытность и индивидуальность - мера человека - его творческий потенциал.

Для получения объективных и точных данных о закономерностях, механизмах и психологических фактах используются методы исследования. Метод - способ познания и применения системы приемов для достижения поставленных целей. Например, существуют методы самовоспитания, методы управления, методы научного творчества и т.п.

В психологии разработаны методы изучения психических фактов и феноменов. К ним относятся: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент (лабораторный, естественный и экспериментально-генетический) , метод экспертных оценок, анкетирования, интервью, тестов и т.п.

Главное требование к методам научного исследования в психологии: давать вероятностные знания, вести к объективному отражению психических фактов и феноменов оптимальным путем - в соответствии с законом оптимальности. Те же требования касаются и методов практической деятельности человека - они призваны гармонизировать его психику, действия, деятельность и творчество - с минимальными затратами энергии, времени и труда.

Выполнение этих требований предполагает методичность - последовательность и организованность действий на основе одного метода или системы методов в познании, обучении, трудовой деятельности. Поэтому методичность является необходимым условием и системообразующим фактором оптимизации человеческой деятельности.

Общая психология - одна из наук о человеке. Предмет ее изучения - сложнейшая сфера жизнедеятельности человека - психика. Сложность психики, как явления, обусловлена тем, что она является высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ. Сложной является и функциональная сторона психики. Она - способ ориентации организма в окружающем мире, регулятор поведения и деятельности в динамичных условиях среды.

Психическая активность человека направлена на разные предметы. Удовлетворяя материальные (органические) и духовные потребности, человек ищет и получает из окружающей природной и социальной среды необходимые источники существования, приобретает знания, планирует свои действия, определяет способы и пути их осуществления, напрягает свои силы, чтобы достичь поставленную цель, переживает успехи и неудачи.

Все это - психическая активность человека, предмет изучения психологии.
Предмет психологии - закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов.

Круг явлений, которые изучает психология, у каждого человека проявляется четко и выразительно - это чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды и т. п., все, что составляет внутреннее содержание нашей жизни, данной нам непосредственно и принадлежащей нам.

Психическое явление - собственность человека.

Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды так или иначе связаны с тем, что находится во внешнем мире, что отражено человеком. Отражение - духовное богатство, которое связывает человека с культурой человечества и ноосферой.

Психическое - отражение взаимодействия со средой обитания, действительностью. Человек, отражая действительность, сам является частью этой действительности. В состав отражения входит и отражение самого себя, которое человек переживает в форме чувствования себя. Вот почему психические явления выступают как процессы, свойства конкретного мира человека; поскольку в их составе содержится то, что ему особенно близко и ценно.

Психическое - субъективное отражение.
Субъективность как свойство отражения налагает отпечаток на отношение человека к своему окружению. Это отражение определяется личными взглядами, интересами, вкусами и т.п., что и свидетельствует об отличии человека от других людей, его неповторимости. Чрезмерная субъективность в отражении ведет к ошибочным взглядам, позициям, оценкам и суждениям, что повышает вероятность ошибок в действиях и деятельности.

Психическое явление - регулятор взаимодействия с факторами внешней среды.

Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и убеждения так или иначе связаны с тем, что расположено вне человека, что он отражает.

Психическое явление может развиваться по содержанию, глубине и регулирующей силе отражения, упорядоченности действий и деятельности человека.

В психическом, как регуляторе действий и деятельности, таится огромный потенциал развития механизмов психики: отражения, проектирования и воплощения. Ведь человек не только отражает, но преобразует окружение в новые формы, строит их согласно законам гармонии, а это, в свою очередь, способствует улучшению его жизни и деятельности.

Глава 1 Психология как наука

Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы человека, особенностей его психики. Популярность психологии объясняется просто – она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других. Эти и многие другие вопросы являются областью исследования науки психологии.

Психология – это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч. ????" - душа) и «логос» (греч. ??"??? - слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.

Предметом изучения психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.

Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась душа. Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.

Позже предметом психологии стало считаться сознание. Сознание – способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.

В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции – наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.

В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать деятельность и поведение человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.

Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.

В самом общем виде предметом психологии можно считать закономерности формирования, развития и становления психики человека, связи человека с природой и обществом .

Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.

Можно выделить две основные стадии развития психики – элементарную сенсорную и перцептивную .

Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:

низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слаборазвитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;

– высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;

– низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;

– высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные – птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;

наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.

Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.

Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:

– психические процессы;

– психические состояния;

– психические свойства.

Психические процессы – отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.

Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:

а) познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;

б) эмоциональные процессы – эмоции, чувства, переживания;

в) волевые процессы – воля, принятие решений и т.д.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.

Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально-психологического климата, конфликты, сплоченность).

Психическое состояние – устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности. Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния – грусть, печаль, жизнерадостное настроение. Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов – особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т.д.

Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.

Среди психических свойств человека можно выделить:

а) жизненную позицию – систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;

б) темперамент – систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношения с другими людьми;

в) способности – систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

г) характер – систему психических свойств личности, определяющую особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.

Психология связана с целым рядом наук, так или иначе изучающих человека, – с философскими, социальными и естественными науками, – занимая между ними промежуточное место.

Философию можно считать прародительницей целого ряда наук, в том числе и психологии. Именно в рамках философии впервые зашла речь о человеке, его природе, личностных особенностях. Психология как отдельная наука поставила человека в центр своего внимания, изучая роль психики в его жизни. Помимо душевных процессов психология изучает и особенности эволюционного развития человека, его телосложение и нервную систему. В рамках физиологии и анатомии центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается вопрос о связи между психическими процессами и ЦНС человека. Помимо изучения отдельной личности психология рассматривает вопросы группового взаимодействия, поведения человека в обществе.

Психология содержит в себе целый ряд дисциплин – направлений, изучающих различные грани психических явлений, человеческого поведения.

Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.

Дифференциальная психология - раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

Социальная психология изучает закономерности образования групп, поведения и общения людей в группах, проблемы лидерства в группе. В рамках социальной психологии изучаются большие (народы, классы и т.д.) и малые (рабочие коллективы, семьи и т.д.) группы.

Педагогическая психология изучает закономерности становления личности в процессе обучения и воспитания, особенности развития учащихся, взаимодействия между учениками и учителями, а также факторы, влияющие на успешность обучения.

Возрастная психология изучает закономерности и особенности развития личности человека, присущие тому или иному возрастному периоду.

Психодиагностика изучает с помощью методов исследования психики некоторые индивидуальные особенности человека. Наиболее известными методами диагностики являются тесты, опросники, анкеты.

Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека и позволяет определить особенности формирования и развития у человека трудовых навыков и умений, работоспособность и выносливость трудящихся. Психология труда имеет ряд разделов в зависимости от вида деятельности и выполняемой работы. Например, можно выделить инженерную, авиационную, космическую психологию.

Юридическая психология рассматривает особенности поведения участников досудебного и судебного процесса, личности правонарушителя. Выделяют несколько разновидностей юридической психологии: судебную, криминальную и исправительно-трудовую психологию.

Медицинская психология изучает вопросы, связанные с нарушением здоровья и психики людей. Помимо этого в рамках медицинской психологии рассматриваются вопросы протекания различных нормальных и патологических состояний – стресса, аффекта, тревоги. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология и психотерапия.

Парапсихология не считается многими научной дисциплиной, однако остается достаточно популярной. Парапсихология изучает особенности возникновения и проявления различных паранормальных способностей человека, таких как телепатия, телекинез, ясновидение.

Необходимо отметить, что в связи с появлением новых наук или социальных феноменов число направлений психологии возрастает. Например, относительно недавно возникла экологическая психология .

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Издательство МГУ, 1988.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1997.

3. Лурия А.Р. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Центр ВЛАДОС, 2003.

5. Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2004.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

Приложение ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.В некоторых странах

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука 1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ Субъективный опыт – совокупность воспринятых человеком смысловых, понятийных взаимосвязей.Факторы влияния на субъективный опыт человека:1) объекты и явления окружающей реальности. С рождения ребенок приобретает новый

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные

Из книги Общественное животное [Введение в социальную психологию] автора Аронсон Эллиот

Социальная психология как наука Научный метод, вне зависимости от того, приложим ли он к физике, химии, биологии или социальной психологии, является наилучшим из тех, которыми мы, люди, обладаем, чтобы удовлетворить наше стремление к знанию и пониманию. Говоря более

Из книги Рефлекс свободы автора Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

1.1. Психология управления как наука

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

1. Юридическая психология как наука Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг. ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в

Из книги Пути за пределы "эго" автора Уолш Роджер

НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Кен Уилбер Скорее всего, важнейшим из стоящих сегодня перед трансперсональной психологией вопросов является ее отношение к эмпирической науке. Ни сфера деятельности трансперсональной психологии, ни главный ее предмет, ни ее