Судебная психология. Как работается судебным психологам? Глава i

forensic psychology) С. п., возникшая на стыке психологии и права, изучает взаимодействие между психологией и законом и занимается приложением психол. знаний к решению правовых вопросов. Эта специальность охватывает широкий круг клиентов и ситуаций, включ. частных лиц всех возрастов, супружеские пары, группы, орг-ции, производственные структуры, правительственные учреждения, школы, ун-ты, стационарные и амбулаторные психиатрические клиники, и исправительные заведения. Судебные психологи могут привлекаться к работе в таких различных областях, как уголовная правоспособность и ответственность, ответственность за гражданские правонарушения и/или убытки, ответственность производителя за качество товара, направление в психиатрическую больницу на лечение, развод и судебные споры о родительской опеке, некарательное воздействие на преступников, права пациентов и преступников, специальное обучение, свидетельская идентификация, отбор состава присяжных, отбор и обучение полицейских, практика найма на работу, заработная плата рабочих, и профессиональная ответственность. В отличие от психиатрии, уже на протяжении многих лет выполняющей свою роль в судебной системе, психология приобрела прочный правовой статус лишь в 1962 г., после решения Судьи Апелляционного Суда США Бэйзлона в деле "Дженкинс против Соединенных Штатов" (Jenkins v. United States). Судья, участвовавший в рассмотрении уголовного дела Дженкинса, предложил присяжным пренебречь свидетельскими показаниями психолога в отношении психич. расстройства. Он поступил так на основании представления, что психолог не обладает квалификацией для вынесения медицинских заключений. Апелляционный Суд США. постановил, что данный судья допустил ошибку, и определил, что "некоторым психологам предоставляется право свидетельствовать в качестве эксперта в области психических расстройств". Далее он предложил критерии, позволяющие квалифицировать психолога как эксперта. За прошедшие со времени этого решения годы др. дела значительно расширили круг охватываемых психол. экспертизой проблем. Сегодня, несмотря на существование определенных различий между штатами и между правительством штата и федеральными властями, психологам регулярно предоставляется статус эксперта практически в каждой соответствующей области уголовного, гражданского, семейного и административного права. Развитие С. п. проявилось в целом ряде других направлений. В 1960-х годах юридические школы и психологические факультеты приступили к совместному созданию междисциплинарных учебных программ. В начале 1970-х появились первые совместные программы подготовки докторов философии и докторов юриспруденции, а также программы докторов философии в области психологии со специальностью в судебной или коррекционной психологии. На сегодняшний день уже существует множество таких программ, а также отмечается тенденция включать в программы психол. аспирантур курсы правового содержания. Появился тж целый ряд профессиональных орг-ций. К ним относятся Американская ассоциация коррекционной психологии (American Association of Correctional Psychology) и Американское общество психологии и права (American Psychology-Law Society). В 1980 г. члены Американской психологической ассоциации (American Psychological Association, АРА) одобрили создание отделения психологии и права (Division of Psychology and Law) (Отделение 41). АРА также учредила Комиссию по правовым проблемам (Committee on Legal Issues, COLI). В 1978 г. была учреждена Американская коллегия судебной психологии (American Board of Forensic Psychology). Ее целью яв-ся аттестация квалифицированных специалистов и продвижение судебной психологии как самостоятельной законной дисциплины. Другим свидетельством развития яв-ся публикация журналов и книг в данной области. Наряду с основными журналами, Law and Human Behavior ("Право и человеческое поведение") и Criminal Justice and Behavior ("Уголовное судопроизводство и поведение"), существует множество др. журналов, тж публикующих соответствующие статьи. Среди книг, рассматривающих состояние дел в этой области, можно назвать New directions in psycholegal research ("Новые направления в психолого-юридических исследованиях") Липситта и Сейлса, The role of the forensic psychologist ("Роль судебного психолога") Дж. Кука и Law and psychological practice ("Закон и психологическая практика") Швитцгебел и Швитцгебел. Специфические вопросы, адресуемые судебным психологам. Основные вопросы, на к-рые приходится отвечать психологу в большинстве судебных дел, можно разделить на три категории: а) вопросы диагностического характера, касающиеся личностной динамики, наличия психоза или органической психопатологии, доказательств симуляции и т. д.; б) вопросы, требующие перехода от уровня диагностики к вынесению экспертных заключений, касающихся специфических правовых вопросов, правоспособности отвечать перед судом, связи психол. расстройства с аварией, соблюдения интересов ребенка и т. д.; в) вопросы, касающиеся решений по делу - необходимости направления на лечение и прогноза его результатов, возможности опасного поведения в будущем и т. д. Для ответа на такие вопросы судебному психологу недостаточно лишь традиционных диагностических умений, ему также необходимо владение специальными оценочными процедурами и знание рассматриваемого судебного дела. Кроме того, ему придется столкнуться с важными проблемами, касающимися конфиденциальности, к-рые будут изменяться от ситуации к ситуации. Прежде чем приступать к оценке, психолог должен также проработать с адвокатами круг вопросов, к-рые перед ним ставятся, и помочь им понять, что психол. оценка может дать и чего она дать не может. Адвокат должен тж понимать, что психолог получает свой гонорар только за оценку и что он не несет обязательств свидетельствовать в интересах клиента. Будут предоставляться такие свидетельские показания или нет, зависит от результатов проведенной оценки. Психологу также необходимо ознакомиться с "судебной историей" (forensic history), к-рая яв-ся более обширной, чем обычная биография, и зачастую включает такую информ., как клинические записи, полицейские отчеты и свидетельские показания. На эти источники информ. впоследствии надлежит ссылаться при составлении заключения по результатам оценки. Свидетельствование в суде. В отдельных случаях заключение судебного психолога может быть принято без его появления в суде. Однако нередко психолог может быть вызван в суд для дачи показаний. Дача показаний может оказаться травмирующим опытом; ключевым фактором, позволяющим свести трудности к минимуму, яв-ся тщательная предварительная подготовка. Такая подготовка осуществляется на нескольких уровнях. Первый уровень предполагает тщательное изучение соответствующего закона, используемых тестов и полученных результатов. Психолог также должен уметь излагать данные тестов без злоупотребления профессиональным жаргоном, иллюстрируя свои утверждения соответствующими примерами поведения. Второй уровень подготовки представляет собой встречу с адвокатом. Судебный психолог должен строго следовать этическим принципам и сохранять личную честность. Однако, психолог также несет ответственность за представление результатов максимально эффективным образом. От адвоката, напротив, требуется содействие интересам клиента. Адвокатов учат никогда не задавать свидетелю вопрос, на к-рый адвокат уже заранее не знал бы ответа. Подготовка, следовательно, включает согласование между психологом и адвокатом порядка, в котором будут оглашаться результаты тестирования, и того, какие вопросы будут задаваться и каковы на них будут ответы психолога. Полезно также рассмотреть вопросы, к-рые могут задаваться психологу в ходе перекрестного допроса, чтобы наметить на них возможные ответы. Доверие к психологу в зале суда будет зависеть от ряда факторов. Первым является уровень его квалификации (credentials): психолог должен обеспечить адвоката своей краткой автобиографией (curriculum vitae), к-рую адвокат может использовать при представлении психолога и характеристике его квалификации. Доверие к психологу будет тж зависеть от его поведения в зале суда. Находясь на месте для свидетельских показаний психолог должен помнить, что ведущий перекрестный допрос адвокат лишь выполняет свою работу, когда выражает сомнение в доверии к психологу и полученных им результатах. Кроме того, ситуация в зале суда зачастую не оказывается столь формальной, как это ожидается, и судья обычно готов оказать помощь свидетелю-эксперту. При свидетельствовании психолог не должен стесняться признаться в том, что он не понял вопроса, или не знает ответа, или что у него недостаточно информ. для ответа на данный вопрос. Судебное некарательное воздействие. Судебное некарательное воздействие (forensic treatment) охватывает столь же широкий круг ситуаций, как и судебная оценка. В случае уголовных дел некарательное воздействие может заключаться в терапии, фокусирующейся на возвращении неправоспособному индивидууму его правоспособности отвечать перед судом, или в оказании эмоциональной поддержки чел., к-рому предстоит тюремное заключение. Некарательное воздействие в уголовных делах иногда включает терапию, сфокусированную на личностных проблемах либо на агрессивном или сексуальном поведении индивидуума во время содержания его под стражей или амбулаторной терапии в качестве условия, предписанного решением суда о условном осуждении (пробации) или условно-досрочном освобождении. Терапевтическая работа с преступниками требует специальных знаний о системе уголовного судопроизводства, характере и эффектах тюремной среды, системе пробации и надзора за условно-досрочно освобожденными, а тж об особенностях личности и/или поведения, часто наблюдаемых у преступников. Процедуры групповой терапии или поведенческой терапии часто оказываются чрезвычайно полезными при работе с сексуальными насильниками, преступниками с алкогольными проблемами, и др. категориями преступников. В ситуации гражданских дел о взыскании убытков некарательное воздействие может состоять из инсайт-ориентированной или поддерживающей психотерапии. В дополнение этому, специальные методы, такие как поведенческая терапия, когнитивная терапия или методика биолог. обратной связи, могут использоваться для лечения тревоги, фобий или депрессии. Терапевт должен отдавать себе отчет, что суду могут потребоваться свидетельские показания, и это может временами оказывать влияние как на психич. состояние клиента, так и на ход терапии. В таких случаях терапевт зачастую может обнаружить, что судебная ситуация находится в противоречии с терапевтической ситуацией. В таких случаях терапевт обязан довести до сознания пациента и адвоката свои рекомендации, но принятие окончательного решения в отношении того, следовать этим рекомендациям или нет, ложится на самого пациента. В ситуации установления права опеки над ребенком (child custody) некарательное воздействие часто предписывается судом либо для того, чтобы избежать полного судебного разбирательства по установлению права опеки, либо в качестве составной части разрешения спора. Осн. цель такого воздействия состоит в том, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к новой ситуации, и это, конечно, требует работы с ребенком. Однако почти всегда при этом также требуется работа с родителями. Работа с родителями фокусируется на таких вопросах, как процесс общения с ребенком, неосознанное или сознательное ограничение прав др. родителя в отношении ребенка и разрешение конфликтов между родителями. Исследования в С. п. Большинство вопросов, задаваемых судебному психологу, требуют от него лишь описания текущего состояния индивидуума. Однако мн. др. вопросы заключают в себе эксплицитное или имплицитное требование прогноза будущего поведения. Ответы на вопросы, касающиеся вероятности будущего опасного поведения, реакции на психиатрическое лечение, или адаптации ребенка в различных возможных альтернативных жизненных ситуациях, требуют не только проведения тщательной клинической оценки, но и знания релевантных исслед. В исслед. может часто обнаруживаться ошибочность традиционных клинических представлений. Недавним примером этому служат результаты исслед. детской адаптации к травме, вызванной разводом родителей. Существующий уровень научных знаний зачастую не позволяет поддержать клиническую т. зр. с позиций имеющихся исследовательских результатов. Это диктует необходимость для судебного психолога быть не только получателем информ., но и поставщиком исслед. по этим вопросам. В др. случаях, напр. связанных со свидетельской идентификацией, преимущественной основой для составления заключения яв-ся проведение соответствующего исслед. Судебный психолог должен постоянно находиться в курсе новой информ., к-рая появляется в результате исслед. Такие усилия, наряду с совр. уровнем знаний права и изменений, вносимых в них новыми делами, обеспечивают перспективу того, что, при условии сочетания с тщательным клиническим подходом, они позволят судебному психологу оказывать наибольшую помощь правовой системе. См. также Уголовная ответственность, Показания экспертов, Психология присяжных, Психология и закон Дж. Кук

Страница 2

Судебная психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы человек - право, разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Методологическую основу судебной психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Исследуя проблему предмета и системы судебной психологии, мы исходим из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями. Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы судебной психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии.

Судебная психология составляет особенную часть юридической психологии, которую часто и называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

Судебная психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обуславливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых дисциплиною. Она разрабатывает психологические основы:

Ø правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

Ø преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения);

Ø правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

Ø ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

Ø психологии несовершеннолетних.

Судебная психология решает следующие задачи:

Ø изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы;

Для оптимизации правоохранительной деятельности необходимы, во-первых, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, которые в ней реализуются, и, во-вторых, научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объективным требованиям, предъявляемым к профессии юристов и о методике подбора и расстановки юридических кадров.

Синтез психологии и юриспруденции в научных дисциплинах – юридической психологии и психологии юридического труда – должен привести к взаимному обогащению этих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем в этой стыковой области – повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Судебная психология (в современном понимании) – это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования. Она может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Возникновение специальных дисциплин объясняется, конечно, растущей дифференциацией и прогрессом аналитических методов. Однако в области человекознания эта тенденция переплетается с синтетическими подходами к реальным целостным или сложным видам человеческой деятельности. Поэтому специализация в этой области чаще всего сочетается с объединением отдельных частных теорий в общую теорию того или иного образования, свойства или вида человеческой деятельности.


Агрессия подростков как социальная проблема современного общества
Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агресси...

Феноменология и концептуализация семьи. Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой...

Личностные детерминанты склонности ко лжи
Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости ("он совершенно не умеет врать!") до столь же патологической лживости ("ни одному его слову верить нельзя!&q ...

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

«___»___________________2013 г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине

“ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для обучающихся по специальности

030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«СПЕЦИАЛИСТ»

СМК-УМК-4.4.2-45-13

Тема 5

Судебная психология

Рассмотрена на заседании ПМК (секции)

Протокол № ___ от «___» _________ 20__ г.

Санкт-Петербург

2013

  1. Учебные цели
    1. Познакомить с понятием судебная психология.

2. Изучить материалы предварительного следствия и планирование судебного разбирательства.

  1. Воспитательные цели
    1. Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию и прививать интерес к дисциплине.
  2. Расчет учебного времени

Время, мин.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

3. Психология допроса

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Литература

Основная литература

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература


  1. деятельности. СПб., 2008.

  2. пособие. СПб., 2009.
  1. Учебно-материальное обеспечение
  2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.
  3. Слайды:
  • Название темы.
  • Учебные вопросы.
  • Рекомендуемая литература.
  • Рассмотрение содержания учебных вопросов
  • Заключение.

VI . Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Судебное разбирательство как стадия уголовного процесса следует за предварительным следствием. В ходе судебного разбирательства суд должен в полном объеме проанализировать версию предварительного следствия, а также все возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Кроме того, суд может выдвинуть по любому уголовному делу собственную версию.

Деятельность суда строится на принципах гласности, устности, непосредственности, непрерывности процесса; при состязательности сторон.

Судья должен обладать определенными психическими качествами, в частности эмоциональной устойчивостью и способностью к конструктивной деятельности в экстремальных условиях уголовного процесса, ведь не секрет, что именно в судебном заседании воспроизводятся агрессивность, злоба и ненависть заинтересованных сторон. Судье в такой ситуации необходимо проявлять выдержку, терпимость, а также способность в нужный момент воспользоваться своими властными полномочиями, которыми его наделило государство. Вся деятельность суда должна быть направлена на установление истины по делу, принятие единственного верного, законного решения по приговору.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Общие представления о судебной психологии.

С. п., возникшая на стыке психологии и права, изучает взаимодействие между психологией и законом и занимается приложением психол. знаний к решению правовых вопросов. Эта специальность охватывает широкий круг клиентов и ситуаций, включ. частных лиц всех возрастов, супружеские пары, группы, орг-ции, производственные структуры, правительственные учреждения, школы, ун-ты, стационарные и амбулаторные психиатрические клиники, и исправительные заведения. Судебные психологи могут привлекаться к работе в таких различных областях, как уголовная правоспособность и ответственность, ответственность за гражданские правонарушения и/или убытки, ответственность производителя за качество товара, направление в психиатрическую больницу на лечение, развод и судебные споры о родительской опеке, некарательное воздействие на преступников, права пациентов и преступников, специальное обучение, свидетельская идентификация, отбор состава присяжных, отбор и обучение, практика найма на работу, заработная плата рабочих, и профессиональная ответственность.

Специфические вопросы, адресуемые судебным психологам. Основные вопросы, на к-рые приходится отвечать психологу в большинстве судебных дел, можно разделить на три категории: а) вопросы диагностического характера, касающиеся личностной динамики, наличия психоза или органической психопатологии, доказательств симуляции и т. д.; б) вопросы, требующие перехода от уровня диагностики к вынесению экспертных заключений, касающихся специфических правовых вопросов, правоспособности отвечать перед судом, связи психол. расстройства с аварией, соблюдения интересов ребенка и т. д.; в) вопросы, касающиеся решений по делу - необходимости направления на лечение и прогноза его результатов, возможности опасного поведения в будущем и т. д. Для ответа на такие вопросы судебному психологу недостаточно лишь традиционных диагностических умений, ему также необходимо владение специальными оценочными процедурами и знание рассматриваемого судебного дела. Кроме того, ему придется столкнуться с важными проблемами, касающимися конфиденциальности, к-рые будут изменяться от ситуации к ситуации. Прежде чем приступать к оценке, психолог должен также проработать с адвокатами круг вопросов, к-рые перед ним ставятся, и помочь им понять, что психол. оценка может дать и чего она дать не может. Адвокат должен понимать, что психолог получает свой гонорар только за оценку и что он не несет обязательств свидетельствовать в интересах клиента. Будут предоставляться такие свидетельские показания или нет, зависит от результатов проведенной оценки. Психологу также необходимо ознакомиться с "судебной историей", к-рая яв-ся более обширной, чем обычная биография, и зачастую включает такую информ., как клинические записи, отчеты и свидетельские показания. На эти источники информ. впоследствии надлежит ссылаться при составлении заключения по результатам оценки. Свидетельствование в суде. В отдельных случаях заключение судебного психолога может быть принято без его появления в суде. Однако нередко психолог может быть вызван в суд для дачи показаний. Дача показаний может оказаться травмирующим опытом; ключевым фактором, позволяющим свести трудности к минимуму, яв-ся тщательная предварительная подготовка. Такая подготовка осуществляется на нескольких уровнях. Первый уровень предполагает тщательное изучение соответствующего закона, используемых тестов и полученных результатов. Психолог также должен уметь излагать данные тестов без злоупотребления профессиональным жаргоном, иллюстрируя свои утверждения соответствующими примерами поведения. Второй уровень подготовки представляет собой встречу с адвокатом. Судебный психолог должен строго следовать этическим принципам и сохранять личную честность. Однако, психолог также несет ответственность за представление результатов максимально эффективным образом. От адвоката, напротив, требуется содействие интересам клиента. Адвокатов учат никогда не задавать свидетелю вопрос, на к-рый адвокат уже заранее не знал бы ответа. Подготовка, следовательно, включает согласование между психологом и адвокатом порядка, в котором будут оглашаться результаты тестирования, и того, какие вопросы будут задаваться и каковы на них будут ответы психолога. Полезно также рассмотреть вопросы, к-рые могут задаваться психологу в ходе перекрестного допроса, чтобы наметить на них возможные ответы. Доверие к психологу в зале суда будет зависеть от ряда факторов. Первым является уровень его квалификации: психолог должен обеспечить адвоката своей краткой автобиографией, к-рую адвокат может использовать при представлении психолога и характеристике его квалификации. Доверие к психологу будет может зависеть от его поведения в зале суда. Находясь на месте для свидетельских показаний психолог должен помнить, что ведущий перекрестный допрос адвокат лишь выполняет свою работу, когда выражает сомнение в доверии к психологу и полученных им результатах. Кроме того, ситуация в зале суда зачастую не оказывается столь формальной, как это ожидается, и судья обычно готов оказать помощь свидетелю-эксперту. При свидетельствовании психолог не должен стесняться признаться в том, что он не понял вопроса, или не знает ответа, или что у него недостаточно информ. для ответа на данный вопрос. Судебное некарательное воздействие. Судебное некарательное воздействие охватывает столь же широкий круг ситуаций, как и судебная оценка. В случае уголовных дел некарательное воздействие может заключаться в терапии, фокусирующейся на возвращении неправоспособному индивидууму его правоспособности отвечать перед судом, или в оказании эмоциональной поддержки чел., которому предстоит тюремное заключение. Некарательное воздействие в уголовных делах иногда включает терапию, сфокусированную на личностных проблемах либо на агрессивном или сексуальном поведении индивидуума во время содержания его под стражей или амбулаторной терапии в качестве условия, предписанного решением суда о условном осуждении (пробации) или условно-досрочном освобождении. Терапевтическая работа с преступниками требует специальных знаний о системе уголовного судопроизводства, характере и эффектах тюремной среды, системе пробации и надзора за условно-досрочно освобожденными, а так же об особенностях личности и/или поведения, часто наблюдаемых у преступников. Процедуры групповой терапии или поведенческой терапии часто оказываются чрезвычайно полезными при работе с сексуальными насильниками, преступниками с алкогольными проблемами, и др. категориями преступников. В ситуации гражданских дел о взыскании убытков некарательное воздействие может состоять из инсайт- ориентированной или поддерживающей психотерапии. В дополнение этому, специальные методы, такие как поведенческая терапия, когнитивная терапия или методика биолог. обратной связи, могут использоваться для лечения тревоги, фобий или депрессии. Терапевт должен отдавать себе отчет, что суду могут потребоваться свидетельские показания, и это может временами оказывать влияние как на психич. состояние клиента, так и на ход терапии. В таких случаях терапевт зачастую может обнаружить, что судебная ситуация находится в противоречии с терапевтической ситуацией. В таких случаях терапевт обязан довести до сознания пациента и адвоката свои рекомендации, но принятие окончательного решения в отношении того, следовать этим рекомендациям или нет, ложится на самого пациента. В ситуации установления права опеки над ребенком некарательное воздействие часто предписывается судом либо для того, чтобы избежать полного судебного разбирательства по установлению права опеки, либо в качестве составной части разрешения спора. Осн. цель такого воздействия состоит в том, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к новой ситуации, и это, конечно, требует работы с ребенком. Однако почти всегда при этом также требуется работа с родителями. Работа с родителями фокусируется на таких вопросах, как процесс общения с ребенком, неосознанное или сознательное ограничение прав др. родителя в отношении ребенка и разрешение конфликтов между родителями. Исследования в С. п. Большинство вопросов, задаваемых судебному психологу, требуют от него лишь описания текущего состояния индивидуума. Однако мн. др. вопросы заключают в себе эксплицитное или имплицитное требование прогноза будущего поведения. Ответы на вопросы, касающиеся вероятности будущего опасного поведения, реакции на психиатрическое лечение, или адаптации ребенка в различных возможных альтернативных жизненных ситуациях, требуют не только проведения тщательной клинической оценки, но и знания релевантных исслед. В исслед. может часто обнаруживаться ошибочность традиционных клинических представлений. Недавним примером этому служат результаты исслед. детской адаптации к травме, вызванной разводом родителей. Существующий уровень научных знаний зачастую не позволяет поддержать клиническую т. зр. с позиций имеющихся исследовательских результатов. Это диктует необходимость для судебного психолога быть не только получателем информ., но и поставщиком исслед. по этим вопросам. В др. случаях, напр. связанных со свидетельской идентификацией, преимущественной основой для составления заключения яв-ся проведение соответствующего исслед. Судебный психолог должен постоянно находиться в курсе новой информ., к-рая появляется в результате исслед. Такие усилия, наряду с совр. уровнем знаний права и изменений, вносимых в них новыми делами, обеспечивают перспективу того, что, при условии сочетания с тщательным клиническим подходом, они позволят судебному психологу оказывать наибольшую помощь правовой системе.

Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства.

На стадии исследования материалов предварительного следствия судья знакомится с материалами, полученными в его ходе. Именно на данной стадии активизируется аналитическая сторона психической деятельности судьи, который пытается представить образ возникновения и развития исследуемого события, мысленно проводя различные эксперименты и выдвигая свои версии. Выдвигая судебную версию, судья должен основываться только на проверенных и достоверных фактах, чтобы избежать судебной ошибки.

С материалами дела, кроме судьи, знакомятся прокурор и защитник, критически анализируя собранные доказательства, делая соответствующие выписки из дела с целью выявления нарушения процессуального закона. Для оценки имеющихся доказательств каждое обстоятельство конкретного уголовного дела рассматривается сточки зрения процессуальных оппонентов,

Судебное следствие является частью судебного разбирательства, в котором принимают участие подсудимый и все участники процесса с целью непосредственного исследования доказательств, собранных в стадии предварительного следствия, и предъявления их суду.

Предъявленные доказательства тщательнейшим образом исследуются, выявляются и анализируются их допустимость и относительность. В соответствии с действующим законодательством суд может вынести приговор только на основе доказательств, которые были рассмотрены в судебном следствии. Психологическая задача судьи в судебном следствии состоит в предоставлении гарантированных прав и возможностей процессуальным оппонентам (прокурору и защитнику), с тем чтобы обеспечить состязательный характер судопроизводства. Судья должен тактично, но жестко реагировать на недопустимые ситуации (грубость и некорректность поведения сторон), тем самым вводя процесс в нужное процессуальное русло. Нельзя прибегать к нравоучениям и нотациям. В ходе судебного разбирательства судья должен способствовать снятию гнетущей и подавленной атмосферы.

Судебное следствие построено на допросе всех участников процесса, поэтому недопустимы:

невнимательность со стороны председательствующего;

его длительные переговоры с судьями;

Проявления нетерпимости, иронии или неуважения к окружающим.

Все вопросы, задаваемые участникам процесса, должны в обязательном порядке контролироваться членами суда. Судья всегда должен помнить о том, насколько может быть субъективен в своих показаниях потерпевший, который является заинтересованным лицом, и поэтому его показаниям необходимо уделять самое пристальное внимание. Психологические особенности потерпевшего очень важны для выяснения степени ответственности обвиняемого, поэтому суд должен учитывать также и провоцирующее поведение потерпевшего, которое признается как смягчающее вину подсудимого обстоятельство. Суд должен оказывать всем участвующим в процессе мнемическую помощь, напоминая об отправных событиях преступления, их последовательности, а также привязке к жизненно важным для данного участника процесса событиям. Особое внимание в ходе судебного следствия следует уделять допросу эксперта с целью выяснить, какие методы исследования он использовал.

Психология судебных прений и судебной речи. В соответствии с уголовно-процессуальным законом судебные прения состоят из речей обвинителей; гражданского истца; гражданского ответчика или их представителей; защитника подсудимого.

Продолжительность судебных прений законом не ограничивается, однако председательствующий вправе остановить участвующих в прениях, если они затрагивают обстоятельства, не имеющие отношения к делу. По окончании прений их участники имеют право на реплику.

Каждый участник судебных прений произносит судебную речь, теснейшим образом связанную с результатами судебного следствия и полученными в ходе него доказательствами. Цель судебной речи — убедительное воздействие на суд через соответствующие аргументы. Речь оратора должна быть ясной, грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия. Давая психологическую характеристику подсудимого, нельзя небрежно относиться к его личности и психо-травмирующим факторам его поведения. Искусство судебной речи заключается в том, чтобы вызвать у судей солидарность со сказанным путем предоставления веских доводов, подкрепленных имеющимися в деле доказательствами.

Основным приемом ораторского искусства является воздействие на окружающих, побуждающее к самостоятельному развитию их мысли.

Психология речи прокурора в суде. На прокурора в суде возложена обязанность по поддержанию государственного обвинения, которое должно быть основано на фактических обстоятельствах правовой оценки преступления, совершенного подсудимым.

Прокурор вправе настаивать на обвинении только в том случае, если материалы следствия подтверждают его, в противном случае он должен отказаться от обвинения. Речь прокурора должна строиться только на неопровержимых доказательствах и конкретных фактах, носящих аналитический, а не повествовательный характер. Очевидно, что анализ события преступления в первую очередь должен быть направлен на доказательство того, что событие преступления имело место и в его совершении виновен именно подсудимый. Для этого доказательства должны быть строго систематизированы, что в конечном счете и обеспечивает правильность выдвигаемого обвинения.

Психология речи защитника в суде. Процессуальной функцией адвоката является защита подсудимого с аргументацией своих доводов. Оказывая помощь юридического характера своему подзащитному, защитник должен не допускать произвола в судопроизводстве и предотвращать возможную судебную ошибку. Деятельностью в суде защитник помогает своему подзащитному выполнять юридически грамотные действия.

В психологическом плане между защитником и подзащитным должны складываться доверительные отношения, при этом защитник не должен быть связан с волей и позицией подзащитного, он самостоятельно определяет направление и тактику построенной им защиты, выступая от своего имени.

Речь защитника должна строиться только на собранных по делу доказательствах, которые могут опровергнуть предъявленное его подзащитному обвинение или же смягчить его ответственность. Адвокат как никто другой должен помнить о презумпции невиновности, используя любое сомнение при толковании закона в пользу своего подзащитного. Своими действиями он должен обеспечивать полноту защиты, раскрывать все психологические обстоятельства деяния, совершенного своим подзащитным, с тем чтобы вызвать снисхождение к нему суда.

Речь адвоката, выступающего после прокурора, должна быть аргументированной и убедительной настолько, чтобы сломить сложившийся после выступления прокурора психологический барьер. Но всегда нужно помнить о том, что приемы защиты должны быть корректными и тактичными, в них должна проявляться гражданская позиция защитника.

Психология подсудимого в суде. Обстановка в суде оказывает негативное влияние на психику подсудимого. Если же в отношении подсудимого избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей, то ожидание суда в следственном изоляторе зачастую приводит его к психическому истощению, которое усиливается непосредственно в зале суда. Подсудимый испытывает чувство страха перед судебным следствием, а особенно перед вынесением приговора; это чувство усугубляется и стыдом перед близкими и родными, а также перед потерпевшим. Для любого подсудимого чрезмерно суровый приговор с длительным лишением свободы становится жизненной катастрофой.

Психологические аспекты справедливости и законности уголовного наказания. В ходе судебного следствия суд должен проанализировать и учесть все обстоятельства, послужившие совершению преступления конкретным подсудимым, оценить его личностные качества, которые определили социально значимые особенности его поведения.

При индивидуализации наказания суд должен учитывать:

форму вины, цели и мотивы преступления;

психическое состояние подсудимого;

особенности его личности

Для назначения судом наказания большое значение имеет повторность совершения преступления. Личность подсудимого характеризуют как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства. Смягчающими обстоятельствами являются чистосердечное признание, явка с повинной, публичное раскаяние, готовность возместить причиненный ущерб и т.п.

Психология постановления приговора. Постановление приговора является завершающей стадией судебного разбирательства. С этой целью суд удаляется в совещательную комнату, где решает весь перечень вопросов, поставленных на разрешение суда. Закон гласит, что каждый вопрос, поставленный на разрешение суда, должен быть поставлен в такой форме, чтобы на него можно было дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ.

Приговор должен быть составлен в понятных и доступных выражениях, а описание преступного деяния должно соответствовать фактам, установленным судом. Обоснование судебного решения должно содержать анализ исследуемых доказательств и веские доводы, согласно которым суд принял одни из них и отверг другие. Решение о виде наказания должно быть сформулировано таким образом, чтобы при исполнении приговора не возникало никаких сомнений.

3. Психология допроса

Допрос — самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действий: его проведение требует от следователя высокой общей, психологической и пр о фессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, масте р ского владения тактическими приемами допроса.

Основными психологическими задачами допроса являются диагност и ка истинности показаний, оказание правомерного психического воздействия с целью получения достоверных показаний и изобличения ложных показ а ний.

Психологические аспекты подготовки следователя к допросу

Одна из основных задач следователя при подготовке к допросу — со з дание его информационной базы, что достигается собиранием исходных да н ных. Исходные данные для допроса по своим источникам и содержанию н е однородны. Наиболее важными среди них являются те, которые относятся к предмету допроса. Они могут находиться в материалах дела, которые след о ватель тщательно изучает, — специально под углом зрения предстоящего д о проса. Особо должны выделяться данные, относящиеся к вопросу о виновн о сти данного лица в совершенном преступлении (при подготовке к допросу обвиняемого) или о личности обвиняемого (при подготовке к допросу поте р певших и свидетелей).Информация, относящаяся к предмету допроса, может быть получена и из оперативных источников.К числу исходных данных для допроса относятся сведения о личности допрашиваемого, такие, как социал ь ный статус данного лица, выполняемые им социальные роли, моральный о б лик и поведение в быту, отношение к коллективу и коллектива к нему, отн о шение к другим лицам, проходящим по делу, психофизиологические качес т ва, поведение в ситуациях стресса и фрустрации и др. Они могут быть пол у чены из имеющихся материалов дела и оперативных источников либо с п о мощью специальных психологических методов: в результате наблюдения, беседы, путем анализа продуктов деятельности, обобщения независимых х а рактеристик.

Особое значение приобретает изучение личности обвиняемого, нео б ходимое не только для проведения успешного допроса, но И для расследов а ния в целом, а также для правильного решения дела в суде и последующей работы по исправлению и перевоспитанию осужденного.

Изучение личности допрашиваемого необходимо для определения на и более эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом, а также для построения вероятностных моделей его поведения на д о просе. "Планируя преодоление возможного противодействия, — отмечает М. И. Еникеев, — необходимо учитывать такие личностные особенности до п рашиваемого, как рефлективность, гибкость или ригидность (застойность) его мышления, а также характерологические качества: агрессивность, ко н фликтность поведения, устойчивость или неустойчивость к стрессам, к н е ожиданно возникшим сложным обстоятельствам. Поскольку исходные да н ные о личности допрашиваемого часто бывают очень скудными, возможно построение нескольких наиболее вероятностных моделей поведения подл е жащего допросу лица и вариантов тактики его допроса"".

Важным элементом подготовки к допросу является составление его плана. План может быть развернутым или кратким, письменным или мы с ленным. Он должен содержать перечень вопросов, которые в следственной тактике подразделяются на дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие.

Дополняющие вопросы задают с целью восполнить полученные пок а зания, устранить имеющиеся в них пробелы. Они могут быть направлены на детализацию показаний.

Уточняющие вопросы также могут задаваться с целью детализации показаний, но чаще — для уточнения, конкретизации полученных сведений.

Напоминающие вопросы направлены на оживление памяти допраш и ваемого, на возникновение тех или иных ассоциаций, С помощью которых он припомнит интересующие следователя факты. Напоминающих вопросов обычно задается несколько, чтобы помочь допрашиваемому припомнить о б стоятельства забытого события. При этом "напоминающие вопросы, — по д черкивает Р. С. Белкин, — не следует смешивать с наводящими вопросами, т. е. такими вопросами, формулировка которых содержит в себе ответ, жела е мый для спрашивающего: "Был ли на Иванове в тот вечер серый плащ с м е таллическими пуговицами?". В силу того, что наводящие вопросы оказывают внушающее воздействие на допрашиваемого, ориентируют его в том, какой ответ хотел бы услышать от него следователь и поэтому могут помешать у с тановлению истины при расследовании, они запрещены законом" 2 .

Контрольные вопросы задаются с целью проверки полученных свед е ний.

Изобличающие вопросы направлены на изобличение допрашиваемого во лжи, очевидной для следователя. Обычно они сопровождаются предъя в лением допрашиваемому достоверных доказательств, опровергающих его показания.

Успешность допроса во многом определяется правильным выбором времени его проведения и правильной организацией вызови допрашиваемого лица. Как свидетельствует практика, преждевременный допрос (особенно подозреваемого и обвиняемого), равно как и запоздалый, может отрицател ь но сказаться на дальнейшем расследовании. При выборе времени допроса необходимо учитывать два фактора: субъективный и объективный.

К субъективным факторам относится состояние готовности к допросу следователя и допрашиваемого. Перед сложным допросом следователь до л жен находиться в хорошей "форме", т. е. в таком эмоционально-волевом с о стоянии, которое обеспечивало бы ему свободное оперирование имеющим и ся материалами дела, успешный контроль за психикой допрашиваемого лица и управление этой психикой в рамках закона с целью получения от данного лица наиболее правдивых и полных показаний. Следователь также должен успешно регулировать собственные психические состояния во время допр о са.

К объективным факторам, определяющим готовность следователя к допросу, относятся: обстоятельное изучение им материалов дела, разработка версий, которые следует проверить при допросе, составление подробного плана допроса, изучение личности допрашиваемого лица.

Обязательным условием при подготовке к сложному допросу (в пе р вую очередь подозреваемого и обвиняемого) является разрп ботка психол о гических приемов установления контакта с допраши ваемым, поскольку во многих случаях именно отсутствие психоло гического контакта становится препятствием к раскрытию престу пления вообще.

Решение вопроса о том, где, в каком месте допрашивать (ни месту пр о изводства расследования или по месту нахождения дои рашиваемого), зав и сит от конкретной ситуации.

Психология допроса свидетеля и потерпевшего

Из отдельных разновидностей допроса самым распространен ным я в ляется допрос свидетелей и потерпевших. Любое лицо, которое способно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания, может быть свидетелем, за исключением защитника обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему и з вестными в связи с выполнением обязанностей защитника.

Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринима в ший событие преступления или другие обстоятельства, имеющие значение для дела, так и тот, кому стало известно об этом со слов других лиц или из документов, а также из других источников.

Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен м о ральный, физический или имущественный вред. Он так же, как свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым.

Допрос свидетелей и потерпевшего разделяется на четыре стадии:

  1. установление психологического контакта с допрашиваемым;

свободный рассказ допрашиваемого;

постановка уточняющих вопросов;

ознакомление с протоколом и магнитной записью показаний.

Установление следователем психологического контакта с допрашива е мым, как ранее отмечалось, является необходимой предпосылкой достиж е ния цели допроса. "Под психологическим контактом с допрашиваемым, — отмечает Р. С. Белкин, — понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониман и ем его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его дейс т виях, осознает необходимость способствовать своими показаниями устано в лению истины"".

На установление контакта влияют обстановка допроса, манера повед е ния следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид (подтянутость, опрятность).

После установления контакта с допрашиваемым следователь предлаг а ет ему рассказать все известное по делу. Данный этап допроса называется свободным рассказом допрашиваемого, в процессе которого он излагает и з вестные ему факты в той последовательности, которую он избирает сам или которую ему рекомендует следователь.

После изложения показаний следователь с помощью различных вопр о сов уточняет, восполняет пробелы, выявляет новые факты, не упомянутые в свободном рассказе. Если полученные показания, по мнению следователя, являются ложными, то он должен:

1) при добросовестном заблуждении допрашиваемого помочь ему и с править ошибки;

2) при умышленной даче ложных показаний — изобличить его во лжи и заставить дать правдивые показания.

Как показывает следственная практика, во многих случаях Допраш и ваемые забывают какие-то отдельные детали интересующего следствие с о бытия. Забывание — естественный процесс, поэтому следователя должно н а стораживать не столько то, что допрашиваемый забыл какие-то факты, сколько то, что он слишком легко приводит подробности давно происшедш е го события: это может свидетельствовать о заученных показаниях.

Более прочно запоминает обстоятельства события потерпевший, п о скольку пострадавшим лицом они воспринимаются и переживаются эмоци о нально, но и у этого лица запоминание может иметь определенные пробелы.

В целях "оживления" памяти свидетеля или потерпевшего (эти приемы можно использовать также и при допросе подозреваемого и обвиняемого, к о торые искренне стараются вспомнить то или иное обстоятельство) примен я ются следующие тактические приемы.

1. Допрос с использованием ассоциативных связей

а) По смежности. В процессе формирования показаний в памяти св и детеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого образуются ассоциации по принципу смежности между образами предметов и явлений в том одн о временном или последовательном порядке, в каком они воспринимались. Чтобы помочь допрашиваемому припомнить интересующий факт, следов а тель напоминает ему о предмете или явлении, которые находились с предм е тами допроса в пространственной или временной связи. С этой целью до п рашиваемого могут вывозить на место происшествия, где в его памяти "ож и вают" детали происшедшего.

б) По сходству. Аналогичную функцию, что и в предыдущем приеме, выполняет предъявление допрашиваемому не относящихся непосредственно к делу предметов, слов, выражений и т. д. Предложенный следователем ра з дражитель (например, фотография человека) может вызвать в памяти допр а шиваемого образ какого-то человека, похожего на изображенного на фот о графии.

в) По контрасту. Этот прием основан на использовании временных связей в памяти допрашиваемого, включающих представления о противоп о ложных, контрастирующих объектах. Например, событие, интересующее следствие, произошло летом. Если допрашиваемый затрудняется сказать, к о гда это событие было, то, напомнив ему о зиме, можно помочь восстановить в его памяти забытое время.

г) С помощью наглядности. Этот прием применяется в том случае, когда допрашиваемый затрудняется сформулировать словами те или иные признаки предмета, явления. Тогда ему предъявляют те или иные предметы, связанные с интересующими следствие обстоятельствами. Такие предметы могут оказаться своеобразным стимулом для припоминания: их вид вызовет связанные с ним в памяти допрашиваемого ассоциации, которые и приведут к припоминанию интересующего объекта.

2. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств

При повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить з а бытые им при первом допросе факты, обстоятельства. Объясняется это пс и хологическим механизмом реминисценции, под которым понимается явление усиления в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизвед е нии.

Приемы по "оживлению" ассоциативных связей могут быть использ о ваны и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает неверные пок а зания, добросовестно заблуждаясь и искренне полагая, что говорит правду.

Психология допроса подозреваемого и обвиняемого

Допрос подозреваемого и обвиняемого по сравнению с допросом св и детеля и потерпевшего имеет свои особенности. Эти особенности проявл я ются уже в специфике установления психологического контакта.

Человек, глубоко раскаивающийся в совершенном преступлении, еще задолго до допроса испытывает угрызения совести, чувство стыда, сожаления о содеянном. Такой обвиняемый, видя в следователе человека, сопереж и вающего вместе с ним, желающего объективно разобраться в случившемся, проникается доверием к следователю и его разъяснению, что чистосердечное признание своей вины и дача правдивых показаний явится смягчающим вину обстоятельством. Такая позиция обвиняемого, безусловно, является основой для установления контакта между следователем и допрашиваемым.

Важную роль в установлении контакта с обвиняемым играет эмоци о нальное состояние следователя, его настроенность и тон допроса. По мех а низму зеркальности допрашиваемый "заражается" соответствующим эм о циональным состоянием следователя. Поэтому спокойный, ровный тон сл е дователя, его эмоциональная уравновешенность снимает напряженность у допрашиваемого, а стремление следователя объективно, непредвзято раз о браться во всем вызывает у допрашиваемого доверие к нему.

"Более сложным может оказаться установление контакта с обвиня е мым, настроившимся на дачу заведомо ложных показаний, да еще к тому же ранее судимым. Иногда в подобной конфликтной ситуации контакт устан о вить не удается. Допрос приобретает характер противоборства, и в таких у с ловиях психологической задачей следователя является внушение обвиняем о му уважения к своему противнику, чувства безнадежности обмануть следс т вие. Это уже первый шаг к установлению контакта и побуждению обвиня е мого к даче правдивых показаний"".

Допрос обвиняемого, полностью признающего себя виновным, как правило, носит бесконфликтный характер, за исключением случаев самоог о вора или попыток скрыть от следствия или преуменьшить вину кого-либо из соучастников. Однако бесконфликтность ситуации в начале допроси может обостриться грубым и фамильярным поведением следователя по отношению к допрашиваемому, его нечуткостью, невниманием к человеческой судьбе допрашиваемого, неумением и нескрываемым нежеланием понять его.

"У. явилась в дежурную часть РОВД и заявила, что несколько минут назад она убила своего сожителя В. Проведенной проверкой было установл е но, что В. действительно убит в доме У. ударом ножа В область сердца.

Следователь К. после осмотра места происшествия допрос доставле н ной к нему в кабинет У. начал со слов: "Ну-ки, расскажи, как ты его замоч и ла?". В ответ У. выругалась нецензурными словами и категорически отказ а лась давать какие-либо показания.

К чести К. — это был молодой следователь — он тут же осознал свою ошибку, сообщил о случившемся прокурору и попросил передать дело др у гому следователю. Последнему потребовалось затратить длительное время для установления с У. контакта, после чего подозреваемая подробно расск а зала о мотивах и обстоятельствах совершенного ею убийства".

Однако в большинстве случаев следователю приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда обвиняемый в начальной стадии расследования отк а зывается от дачи каких-либо показаний. Тогда следователю приходится ок а зывать на такого обвиняемого тактическое воздействие, которое осуществл я ется путем:

1) убеждения обвиняемого в неправильности занятой им позиции;

2) использования факта дачи показаний соучастниками обвиняемого;

3) использования противоречий между интересами соучастников.

Тактика допроса подозреваемого сходна с тактикой допроса обвиня е мого, хотя и имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что данные о личности подозреваемого, которыми располагает следователь, обычно огр а ничены. Кроме того, у следователя при допросе подозреваемого еще нет уб е дительных доказательств, как при допросе обвиняемого. Вместе с тем есть и преимущество — фактор внезапности, что не позволяет допрашиваемому продумать линию защиты, осмыслить, какими доказательствами его вины располагает следствие.

Психологические особенности допроса при изобличении допраш и ваемого во лжи

Ложные показания дают не только подозреваемые, но и свидетели и потерпевшие. Допрашиваемый может давать ложные показания как в своих интересах, так и в ущерб им (например, при самооговоре).

Мотивами дачи ложных показаний свидетелем могут быть следующие:

— боязнь мести со стороны подозреваемого, обвиняемого, их родс т венников и знакомых;

— опасение испортить отношения с другими лицами, проходящими по делу;

— желание выгородить или смягчить вину подозреваемого (обвиня е мого) в силу родственных, семейных, дружеских побуждений либо из кор ы стных соображений, а также противоположное намерение усугубить вину указанных лиц — из мести, ревности и т. д.;

— нежелание в дальнейшем выступать в качестве свидетеля, опозна ю щего или участника иного следственного действия, быть вызванным в суд и т. д.;

— стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки, аморальное поведение и т. д.

Мотивы дачи ложных показаний потерпевшим сходны с перечисле н ными, к ним можно добавить только такие мотивы, как;

I) желание преуменьшить вред, причиненный преступлением поте р певшему, чтобы скрыть источник приобретения утраченных ценностей; 2) стремление преувеличить причиненный преступлением ущерб как из чувства мести, так и из корысти и иных побуждений (ревность, злоба и т. д.).

Что касается мотивов дачи ложных показаний подозреваемым и обв и няемым, то они весьма разнообразны. В следственной практике наиболее часто встречаются следующие:

1) желание избежать ответственности за содеянное или преуменьшить свою вину, либо понести наказание не за совершенное, а за менее тяжкое преступление — действительное или мнимое;

2) стремление выгородить или смягчить вину соучастников в силу дружеских, семейных или родственных связей, из корыстных соображений;

3) стремление оговорить соучастников из мести или в целях обеспеч е ния собственной безопасности в будущем, а также оговорить себя в силу б о лезненного состояния психики либо из бахвальства и т. д.;

4) стремление оговорить себя, чтобы скрыть неблаговидное, в том чи с ле и преступное, поведение близкого человека".

Лицо, дающее заведомо ложные показания, оказывает противодействие следствию, вступает со следователем в противоборство, в результате чего создается конфликтная ситуация.

Чтобы изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний, следов а телю необходимо использовать тактические приемы.

При изобличении во лжи свидетеля и потерпевшего можно прибегнуть к таким приемам:

— убеждение в неправильности занятой позиции, ее антигражданском характере;

— разъяснение правовых последствий дачи ложных показаний;

— разъяснение вредных последствий дачи ложных показаний для близких допрашиваемому лиц из числа потерпевших, подозреваемых, обв и няемых;

— воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого (чувство собственного достоинства, смелость, благородство, принципиал ь ность и т. д.).

Следственная тактика располагает целым арсеналом приемов изобл и чения подозреваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний, а также оказания на них правомерного психологического воздействия с целью пол у чить правдивые показания. Рассмотрим основные.

1. Убеждение. Этот прием заключается в обращении следователя к здравому смыслу допрашиваемого, побуждении его к раскаянию и чистосе р дечному признанию путем разъяснения как вредных последствий запир а тельства и лжи, так и благоприятных последствий признания своей вины и активного содействия расследованию совершенного преступления, а также преступлений прошлых лет, оставшихся нераскрытыми.

2. Использование положительных свойств личности допрашива е мого. Обращение следователя к положительным качествам собеседника во многих случаях приносит пользу. Каждому человеку свойственно стремление к самоуважению, и поэтому, апеллируя к честности, порядочности допраш и ваемого, к его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, среди товар и щей, его личному и социальному статусу, его можно убедить быть открове н ным, правдивым.

3. Пресечение лжи. Данный прием применяется тогда, когда нет нео б ходимости давать возможность подозреваемому или обвиняемому "разве р тывать" ложь, когда у следователя имеется достоверная информация по п о воду обстоятельств, выясняемых во время допроса. "В этом случае лживые показания допрашиваемого немедленно отклоняются, ложь пресекается в "зародыше" путем Предъявления имеющихся доказательств или других средств воздействия. Потеряв надежду на возможность дезинформировать следователя, изобличенный фактами, допрашиваемый часто переходит от лжи к правде"".

4. Выжидание. Этот прием применяется к лицам, у которых происх о дит борьба мотивов, один из которых побуждает к даче ложных показаний или отказу от дачи показаний, а другой — к признанию своей вины, раска я нию в содеянном. Такая борьба мотивов не затухает и может проявиться до с таточно сильно при умелом тактическом воздействии следователя и в пр о цессе допроса. Учитывая колебания допрашиваемого, следователь., сообщая определенные сведения, умышленно "закладывает" в его сознание такую и н формацию, которая должна обеспечить победу позитивных мотивов, и затем делает перерыв в допросе, выжидая, когда допрашиваемый сам откажется от мотивов, побуждающих его к даче ложных показаний.

5. Допущение легенды. Нередко следователь, зная либо догадываясь о том, что подозреваемый или обвиняемый дает ложные показания — легенду, предоставляет ему возможность изложить ее. Вступив в своего рода игру с допрашиваемым, он исходит из намерения выудить у того как можно больше деталей, конкретики, подробностей и как можно точнее и обстоятельнее з а фиксировать рассказ в протоколе допросов. Дав возможность допрашива е мому высказать все, что ему вздумается, следователь предъявляет весомые доказательства, опровергающие, развенчивающие легенду. Застигнутый врасплох и не подготовленный к созданию новой лжи, допрашиваемый м о жет дать правдивые показания.

6. Внезапность. Данный прием заключается в неожиданном для до п рашиваемого решении следователя провести после допроса то или иное сле д ственное действие, в то время как допрашиваемый, убежденный в неосв е домленности следователя о тгх или иных обстоятельствах дела, считает это действие невозможным. Например, следователь заявляет обвиняемому, да ю щему ложные показания, о намерении провести очную ставку с лицом, кот о рого, по мнению допрашиваемого, уже нет в живых.

Разновидностью использования фактора внезапности на допросе явл я ется такой распространенный прием изобличения, как неожиданное предъя в ление доказательств. Эффективность этого приема зависит также от того, д о пускает ли подозреваемый или обвиняемый, что данные доказательства м о гут оказаться у следователя. А. В. Дулов назвал такой прием, оказывающий сильное психологическое воздействие на обвиняемого (подозреваемого), "эмоциональным экспериментом". Он пишет: "Это действие является эксп е риментом по той причине, что следователь специально создает условия, при которых резко изменяется эмоциональное состояние допрашиваемого, часто влекущее за собой и определенные физиологические реакции. Эмоционал ь ным же эксперимент именуется в связи с тем, чти цель его — выявление и з менений в эмоциональном состоянии, последующий анализ и использование в допросе этого выявленного изменения. Чем больше событие преступления переживается, сохраняется в памяти обвиняемого (в силу раскаяния или в с и лу страха перед разоблачением), тем большее эмоциональное воздействие на него будет оказывать информация, напоминающая об этом событии, особе н но в том случае, если он не знает о наличии ее в распоряжении следователя, если считает, что эта информация начисто разрушает его линию защиты от предъявленного обвинения"".

В качестве примера можно привести одно из уголовных дел из практ и ки американского Федерального бюро расследования преступлений.

Безжизненное тело Мэри Стоунер, 12 лет, было обнаружено в 16 кил о метрах от ее дома в пригородных зарослях. В последний раз ее видели за н е сколько дней до исчезновения, когда она вышла из школьного автобуса возле своего дома.

Причиной смерти стал удар камнем, расколовший череп. Окровавле н ное орудие убийства обнаружили и изъяли полицейские, производившие о с мотр места происшествия.

Подозрение пало на Даурела Девьера, 24 лет. Проверка его на пол и графе не дала никакого результата. О том, как развивались события дальше, рассказал сотрудник ФБР Джон Дуглас, консультировавший местных сыщ и ков.

"Я сказал полицейским, что теперь, когда он понимает, ЧТС детектор лжи ему не страшен, остается лишь один путь уличит» его — допрос. Прежде всего его следует провести ночью. Поначалу преступник будет ощущать себя более комфортно, поскольку ночной допрос будет означать, что он не станет добычей прессы. Однако допрос после окончания рабочего дня также будет свидетельствовать о серьезных намерениях полиции.

В допросе должны участвовать как агенты ФБР, так и местная полиция. Он поймет, что против него обращена вся мощь правительственных стру к тур.

Далее, советовал я, оборудуйте комнату для допросов. Используйте нижнее освещение, создающее атмосферу таинственности. Сложите на виду стопку папок с его именем. Самое главное, нужно положить на стол окрова в ленный камень с места происшествия, но так, чтобы увидеть его он мог, только повернув голову.

Ничего не говорите об этом камне, посоветовал я полицейским, но внимательно наблюдайте за мимикой Девьера. Если он и есть убийца, то он не сможет не обратить на него внимания.

Из своего опыта я знал, что на преступника, наносящего удар тупым предметом, неизменно попадает кровь жертвы.

Мой сценарий был выполнен в точности. Когда полицейские ввели Девьера в комнату, подготовленную для допроса, он сразу же посмотрел на камень, покрылся испариной и начал тяжело дышать. Он вел себя нервно и настороженно и явно был подавлен при упоминании о крови. В конце допр о са он признался не только в убийстве Мэри Стоунер, но также и в соверш е нии другого изнасилования".

Даурел Джин Девьер был обвинен в изнасиловании и убийстве Мэри Стоунер и приговорен к смертной казни. Он был казнен на электрическом стуле 17 мая 1995 г.

7. Последовательность. Этот прием по своему характеру противоп о ложен предыдущему. Считается, что иногда бывает целесообразно предъя в лять доказательства последовательно (по примеру нарастания доказательной силы) и систематически, подробно останавливаясь на каждом из них, чтобы дать обвиняемому "прочувствовать" всю силу отдельного доказательства и всего их комплекса. Вообще в следственной тактике существует целый арс е нал приемов предъявления доказательств:

1) раздельное предъявление различных доказательств в той или иной последовательности;

2) одновременное предъявление всех имеющихся доказательств;

3) предъявление вначале косвенных, а затем прямых доказательств;

4) внезапное предъявление доказательства (о чем речь шла выше);

5) предъявление доказательств по нарастающей их весомости;

6) предъявление комплекса доказательств после предварительного с о общения обвиняемому о наличии доказательств, их перечисления с указан и ем источников их происхождения (либо без указания);

7) предъявление доказательств как бы невзначай, между делом;

8) предоставление обвиняемому возможности самому изучить доказ а тельство и оценить степень его убедительности;

9) фиксация внимания на отдельных признаках доказательства;

10) сопровождение процесса предъявления доказательства Пояснением механизма его образования, обстоятельств его обнаружения;

11) предъявление доказательств с демонстрацией возможности техн и ко-криминалистических средств по выявлению и расшифровке скрытой и н формации, содержащейся в этом источнике 2 .

8. Снятие напряжения. Нередко во время допроса обвиняемый не о т казывается от разговора, но и не может его вести, так как чувствует себя ск о ванным, чрезмерно напряженным. В этом случае следователь, воздействуя на допрашиваемого определенным образом, иногда только интонациями голоса, отдельными фразами старается снять эту напряженность. Успешное снятие напряжения довольно часто влечет за собой откровенное признание. Обле г чение, наступившее после снятия напряжения, вызывает у допрашиваемого стремление "излиться в беседе", "поговорить по душам". 1

9. Использование "слабых мест" личности обвиняемого. Под "сл а бым местом" личности следует понимать такие ее особенности, используя которые можно добиться правильных, правдивых показаний на допросе. "Слабым местом" допрашиваемого может 6ыть склонность к меланхолич е ским переживаниям, вспыльчивость, тщеславие и т. д. Так, в запальчивости и гневе обвиняемый расскажет то, чего не высказал бы в обычном состоянии (например, выдаст своих соучастников). В то же время следственная этика запрещает апеллировать к низменным качествам допрашиваемого (жадность, стяжание и др.).

10. Инерция. Это своеобразный прием, сущность которого сводится к тому, что следователь, беседуя с обвиняемым, незаметно переводит разговор из сферы отвлеченного, постороннего разговора в сферу разговора по сущ е ству. При этом обвиняемый, говоря с "постороннем", "по инерции" прогов а ривается о том, о чем не хотел бы говорить. Для получения большего эффе к та необходимо более часто осуществлять такие переходы от одного предмета беседы Я другому.

11. Отвлечение внимания. Обвиняемый всегда чутко и пристально следит за ходом допроса с целью уловить, что для следователя важно и что представляется ему второстепенным. В связи с этим допрашиваемый стр е мится сосредоточить свое внимание на чем-то одном, по его мнению, гла в ном. "Учитывая это обстоятельство, — отмечают Л. Б. Филонов и В. И. Д а выдов, — следователи искусственно переводят внимание допрашиваемого на участки, не имеющие первенствующего значения, и тем самым отвлекают его внимание от более важных участков. Все это предпринимается в расчете на то, что допрашиваемый будет относиться с меньшей осторожностью, н е брежнее к тем обстоятельствам, о которых следователю было бы желательно получить более детальную информацию"".

12. Создание впечатления хорошей осведомленности следователя. Сущность этого приема заключается в том, что следователь, не обманывая допрашиваемого, в то же время убеждает его в своей осведомленности. Это может достигаться, во-первых, умением вести себя определенным образом, во-вторых, с помощью достоверной информации, в то время как обвиняемый не предполагает, что это за сведения (отдельные детали биографии, факты из дела и т. Д.). В результате у допрашиваемого создается впечатление, что сл е дователь знает не только отдельные подробности дела, но и все остальное. Это в итоге может заставить обвиняемого прекратить запирательство.

13. Создание "незаполненности". Этот прием применяется в тех сл у чаях, когда при отсутствии достаточного количества доказательств следов а тель ведет свои рассуждения, опираясь на ряд достоверных фактов. Он тол ь ко показывает обвиняемому "незаполненные" места в деле. В то же время, рисуя в основном достаточно ясную и полную картину события, он вместе с допрашиваемым прослеживает логику отдельных фактов и предлагает ему заполнить неясные места. Эти незаполненные места и неясности, отмече н ные. следователем, вызывают у допрашиваемого беспокойство и естестве н ную потребность освободиться от нелогичности, привести все сказанное в соответствие с логикой.

14. Форсированный темп допроса. Этот прием состоит в том, что следователь, используя активную позицию, берет инициативу в свои руки и опережает мысль "противника" заранее заготовленными ходами в форме в о просов или суждений. При высоком темпе подачи вопросов допрашиваемый, приняв этот темп, окажется не в состоянии тщательно обдумывать и "раст я гивать" ответ.

Существует ряд других тактических приемов допроса обвиняемого, более подробно рассмотренных Л. Б. Филоновым и В. И. Давыдовым в уп о мянутой работе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Судебная психология - отрасль юридической психологии, изучающая закономерности деятельности - расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности - обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно - следственных работников, и как они могут быть целенаправленно сформированы. В ее рамках рассматриваются вопросы оптимальных приемов взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами, осуществления следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания.

Специфические вопросы, адресуемые судебным психологам. Основные вопросы, на к-рые приходится отвечать психологу в большинстве судебных дел, можно разделить на три категории: а) вопросы диагностического характера, касающиеся личностной динамики, наличия психоза или органической психопатологии, доказательств симуляции и т. д.; б) вопросы, требующие перехода от уровня диагностики к вынесению экспертных заключений, касающихся специфических правовых вопросов, правоспособности отвечать перед судом, связи психол. расстройства с аварией, соблюдения интересов ребенка и т. д.; в) вопросы, касающиеся решений по делу - необходимости направления на лечение и прогноза его результатов, возможности опасного поведения в будущем и т. д.

Разработал

Профессор кафедры

психологии и педагогики В.И. Колесов

\ Приложение (к лекции)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ №5

  1. Лекция

Рассматриваемые вопросы

  1. Общие представления о судебной психологии
    1. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства
    2. Психология допроса

Основная литература

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2010.
  2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2011.
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2012.
  4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. М., 2006.
  2. Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной
    деятельности. СПб., 2008.
  3. Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное
    пособие. СПб., 2009.
  4. Горьковая И.А. Личность подростка - правонарушителя. СПб., 2005.
  5. Гримак Л.П. и др. Методы прикладной психологии в раскрытии и
    расследовании преступлений. М., 1999.


Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Разработал

Профессор кафедры

Колесов В.И.

Проверил

Профессор кафедры

Лобжа М.Т.

Стр. 1 из 26

Еще в XIX веке большое значение уделялось психологии, в том числе и судебной. Сегодня является одной из отраслей науки, и ее знания используются для решения многих юридических проблем.

Судебная психология: задачи

Вопросы надежности свидетельских показаний, мотивация криминального поведения, психология принятия решений, влияние особенностей человеческой памяти на свидетельские показания, вопросы общей свидетельской достоверности - все это изучается при помощи судебной психологии. В ней различают:

  • психологию свидетелей;
  • судейскую психологию.

Данная дисциплина позволяет анализировать причины совершенных преступлений, выявлять черты характера преступника, повлиявших на их совершение, выяснять, как изменились черты характера и каким образом исправить психику преступника.

Как и всякая психология, судебная имеет ряд задач. При помощи нее выявляют подлинную картину совершения преступления и, основываясь на этом, принимают верное решение (выносят приговор). Также задачей психологии судебной практики является предотвращение совершения преступлений, перевоспитание преступников и правонарушителей, прививание населению стремления соблюдать закон.

Психологические методы

Методы, применяемые в психологии, сегодня используются и в такой юридической дисциплине, как судебная психология.

  1. Составление психологического портрета. Для этого анализируются ранее совершенные аналогичные преступления и выявляется тип человека, который смог бы совершить такое преступление. Таким образом составляется профиль преступника.
  2. Когнитивный опрос. Суть его заключается в том, что, отвечая на вопросы, свидетель вспоминает совершенное преступление до мелочей.
  3. Метод беседы (интервью). Чтобы установить контакт с подозреваемым в преступлении лицом, данный метод используется в начале расследования, вопросы понятны и кратки.
  4. . Данный метод психологии ведения судебного процесса требует составить определенную программу действий: определить закономерности и способы фиксирования результатов, выяснить роль и место наблюдателя среди других лиц. Кроме этого, метод наблюдения позволяет более точно отметить мимику и жесты наблюдаемого лица и зарегистрировать увиденные факты.
  5. Анкетный метод. Одинаковые вопросы с целью выявления каких-либо нюансов задаются большому количеству людей, а после результаты ответов обрабатываются.
  6. Метод эксперимента. Цель его проведения — определение реакции преступника на различные действия, то есть этот метод выявляет психическую реакцию, в результате воздействия которой произошло преступление.

Таким образом, судебная психология, взаимодействуя и с психологией, и с законом, решает правовые вопросы при помощи психологических знаний.