Как начать менять свою жизнь засчёт правильных установок. Система организации жизни

Система организации жизни (Life Management System ) – это целостная система, которая позволяет видеть свою жизнь на ладони, организовывать её, изменять, делать такой, какой ты хочешь её видеть. Эта система включает в себя описание твоего предназначения, твоих целей, планы реализации целей, ценности, конкретные дела, которые хочется видеть сделанными, систему хранения информации. Реализация системы может различаться у разных людей. Вот пример описания системы реализации одного человека – «Моя система Life — Management ».

Вся система состоит из нескольких подсистем:

Система жизненной перспективы , которая включает твоё предназначение, жизненные цели, ценности.

Система целей , которая включает жизненные цели, разбитые на набор среднесрочных и долгосрочных целей.

Система организации дел , включает в себя краткосрочные цели и списки конкретных дела, которые движут к осуществлению краткосрочных целей и которые просто хочется видеть сделанными. Например, .

Информационная система – позволяет хранить информацию и обеспечивает удобный доступ к содержимому. Это могут быть книги, цитаты, статьи, документы, мысли и т.п.

Система установок положительные установки, которые помогаю делать жизнь такой, какой её хочется видеть.

Финансовая система – позволяет видеть твой текущий ежемесячный доход и расход, организованные по статьям, будущие планы по доходам.

Система построения характера – описывает черты , которые необходимо развить, план работы над развитием черт характера. Такая система была у Бенжамина Франклина.

Система вырабатывания привычек – система, позволяющая отслеживать статус вырабатывания полезных привычек.

У конкретного человека система организации жизни может включать все либо несколько из подсистем, также она включать и другие, неописанные выше подсистемы. Система обычно постоянно эволюционирует. Так, в начале вся система может состоять только из одной подсистемы, например, системы целей или системы организации дел.

Система работает тем эффективнее, чем более полной она является. Для этого различные подсистемы должны позволять организовывать все стороны жизни. Для полного представления о сторонах жизни можно руководствоваться следующим списком: характер, вклад и служение, эмоции, финансы, развлечения, семья, интеллект, здоровье, отношения, общение, духовность, работа.

Зачем нужна система организации жизни? Прежде всего — это эффективный способ улучшения жизни. Система всегда позволяет вспомнить, кто ты, зачем ты здесь, даже если какие-то обстоятельства попытаются выбить тебя из колеи. Это также эффективный способ принятия решений. Когда у тебя есть альтернатива, поступить так или иначе, ты всегда можешь обратиться к системе жизненной перспективы, просмотреть свои ценности, жизненные цели, предназначение, и, исходя из этой информации, принять лучшее решение.

Так как система и не предписывает, какие должны быть жизненные цели и ценности, она служит мощным инструментом, без позитивной и негативной окраски. В этом смысле она потенциально может служить как эффективным орудием добра, так и эффективным орудием зла. Но только потенциально. Дело в том, что когда человеком определяется своё предназначение, ценности, жизненные цели, и они регулярно пересматриваются и изменяются так, чтобы они более соответствовали человеку, система направляет жизнь всегда в одно русло – в то, ради которого конкретный человек появился здесь в этом мире. Этот путь избавлен от «доброй» или «злой» окраски, он именно такой, какой он есть.

Можно ли прожить счастливо и без такой системы? Да, можно. Можно ли прожить эффективно без такой системы? Биографии людей, внесших наибольший вклад в развитие человечества, говорят «нет». Система управления жизнью позволяет эффективно организовывать свою деятельность, мысли, время, информацию, таким образом, что человек способен сделать больший вклад, оставить после себя больше.

Сущ., кол во синонимов: 1 жизненная установка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Жизненная позиция - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающаяеё субъективное отношение к обществу … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психол. качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу. Ж. п. проявляется в реальном поведении человека, м. б. активной (постоянное стремление изменить… … Педагогический словарь

Личности типология, по Адлеру - (Adler) – основана на разграничении следующих 4 х типов личности: 1. управляющий тип личности это самоуверенные, напористые и активные индивиды с назначительным либо отсутствующим социальным интересом, то есть мало или вовсе не заботящиеся о… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АСТЕНИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ - АСТЕНИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, по Кречмеру (Kretschmer), один из полюсов биполярной в смысле силы и слабости установки личности по отношению к внешнему миру. Астеническая установка характеризуется сознанием собственной малоцен ности, состояниями… … Большая медицинская энциклопедия

- (греч. autos сам) у человека 1) жизненная установка и не всегда осознаваемый поведенческий принцип. В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило, преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются… … Новейший философский словарь

- (Кьеркегор) (Kierkegaard) Сёрен (1813 55) Датский философ, богослов и писатель, один из предшественников экзистенциализма. «Для мышления и личности К. характерно столкновение контрастных, несовместимых принципов и жизненных установок, что во… … Энциклопедия культурологии

- (р. 1937) литературовед, культуролог, философ. В 1961 окончил филологический факультет МГУ; доктор филологических наук. А. более 20 лет работал в Ин те мировой литературы АН СССР, в течение ряда лет являлся зав. отделением антич. литературы. С… … Философская энциклопедия

- (от греч. eudaimonia счастье) философско этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический,… … Философская энциклопедия

- (от греч. autos – сам) жизненная установка, при которой все преломляется через призму собственного Я; при этом мечтательность преобладает над активным отношением к внешнему миру; причиной аутизма являются чрезмерно чувствительная психика или… … Философская энциклопедия

Книги

  • Эта горькая сладкая месть , Дарья Донцова. Жизненная установка детектива-любителя Даши Васильевой - если не я, то кто же?.. Став случайной свидетельницей убийства Кати Виноградовой, которой поставили капельницу со смертельной дозой…
  • Эта горькая сладкая месть , Дарья Донцова. Жизненная установка детектива-любителя Даши Васильевой – если не я, то кто же?.. Став случайной свидетельницей убийства Кати Виноградовой, которой поставили капельницу со смертельной дозой…

Все наши мысли, слова и поступки формируют наш мир и опыт. Многие люди никак не могут распрощаться с привычкой негативного мышления, и они даже не осознают масштабности ущерба, который наносят себе. Ежедневно произнося жизненные установки, перечисленные в статье, все, что в них написано обязательно притянется в жизнь. Важно верить в том, что мы произносим, и задумываться над тем, что говорим.

Жизненные установки, которые помогут стать счастливее

Мое исцеление уже началось

Первым этапом моего исцеления является готовность прощать. Я разрешаю любви моего сердца производить очищение и исцеление всего тела. Я уверен(а) в том, что этого стою.

Я готов(а) прощать

Благодаря прощению себя и других людей я могу освободиться от прошлого. Прощение помогает решить практически все проблемы. Прощение – мой подарок себе. Прощение делает меня свободным.

Я отпускаю все ожидания

Я отношусь легко к жизни – люблю себя и верю только в лучшее.

Моя жизнь – это зеркало

Все люди, которые меня окружают – мое отражение. Благодаря этому я могу меняться и расти.

Я исключаю все страхи и сомнения

Я хочу освободиться от страхов и сомнений, которые разрушают меня изнутри. Я принимаю себя и готов(а) создать мир в моей душе и сердце. Я чувствую, себя любимым(ой) и защищенным(ой).

Мной руководит божественный разум

Каждый день мне помогают делать выбор. Я достигаю целей при помощи божественного разума. Я абсолютно спокоен (спокойна).

Я люблю свою жизнь

Я живу полно и свободно, давая жизни именно то, что хочу от нее получить. Я ощущают счастье от того что я живу.

Я люблю свое тело

Так как я создаю мир в моей душе, мое тело отвечает мне взаимностью, отражая мой душевный покой виде крепкого здоровья.

Я достоин (достойна) любви

Мне вовсе не обязательно стараться, чтобы заслужить любовь, ведь я достоин любви просто за то, что существую. Отражение моей собственной любви к себе я нахожу в окружающих.

Мои мысли созидательны

Я гоню прочь любую негативную мысль, которая меня посещает. Ничто не имеет надо мной власти – люди, места вещи. Я являюсь единственным творцом своих мыслей и сам создаю свою реальность.

Я принимаю свой возраст

Для каждого возраста характерны особые переживания и радости. Мой возраст всегда совершенен.

Прошлое ушло безвозвратно

Это новый день, который я никогда до этого не проживал(а). Я остаюсь в настоящем и наслаждаюсь каждым его мгновением.

Открываю новые двери в жизнь

Я рад(а) тому, что имею и знаю, что в я всегда буду приобретать новый опыт. Я радуюсь всему новому и с нетерпением жду перемен. Я верю в то, что жизнь замечательна.

Я заслуживаю только самого лучшего и готов(а) принять это лучшее сейчас

Моими мыслями и чувствами предоставляется все необходимое, чтобы наслаждаться жизнью, которая наполнена любовью и успехом. Я заслуживаю хорошей жизни потому, что появился/появилась на свет.

Эти жизненные установки добавят уверенности и избавят от сомнений. Повторяйте их каждый день и вскоре все Ваши желания станут реальностью, ведь главное – верить.

Фрагмент из книги. Ковпак Д.В., "Как избавиться от тревоги и страха". Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.

В ходе жизни на относительно чистый лист, которым является наша психика при рождении, в огромном количестве записываются наши реакции на стимулы, и со временем превращают ее в исчерченный множеством письмен манускрипт.

И, как установил выдающийся грузинский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950), в нашей психике создается так называемая установка , или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации . Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие "установка" появилось позднее в работах Узнадзе.

Наше восприятие мира - не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином "установка". Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий - удивительное человеческое свойство. Во многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, по зрелом размышлении оказывается, что сработала наша определенная установка. Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемое обличье.

Понятие "установка" заняло в психологии важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или установка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным обстоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками своих установок.

Классическим примером, поясняющим понятие установки, является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Николаевичем. Он заключался в следующем. Испытуемый получал ряд слов, написанных на латыни. В течение какого-то периода времени он читал их. Затем испытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова "топор" он читал "моноп". Анализируя опыт. Узнадзе пишет: "...В процессе чтения латинских слов у испытуемого активировалась соответствующая установка - установка читать по латыни, и, когда ему предлагают русское слово, то есть, слово на хорошо понятном ему ялыке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через некоторый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполагается, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение за-дачи, как бы заранее включает в себя направление в котором задача должна быть разрешена..."

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия пли акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой автоматические действия, вторые - автоматизированные действия, или навыки.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, зачастую в течение первого года жизни ребенка. Например, сосательные движения губ, мигание, хождение и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет важнейшее значение и жизни каждого человека. Он лежит в основе развития всех наших умений и способностей.

Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, перифериию и наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия оказываются в фокусе сознания; следующие попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Вспомните, как вы осваивали компьютер (те, кто его уже одолел). Первое время на поиски нужной клавиши требовались, в лучшем случае, десятки секунд, если, не минута. И каждому действию предшествовала технологическая пауза: нужно было осмотреть всю клавиатуру, чтобы отыскать необходимую кнопку. А любая помеха была подобна катастрофе, потому что приводила к множесву ошибок. Звучащая музыка, шумы, чьи-то движения - ужасно раздражали. Но прошло время. Сейчас эти "первые шаги" в да-еком прошлом (примерно, на уровне мезозойской эры) кажутся чем-то нереальным. Трудно представить, что когда-то тратилась не одна минута для того, чтобы найти нужную клавишу и нажать ее. Сейчас нет размышлений над тем, "когда какую клавишу нажимать", а продолжительность пауз резко сократилась. Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение - сами отыскивают нужную кнопку и нажимают ее. И, работая, можно вслушиваться в звуки музыки, отвлекаться на какие-нибудь посторонние темы, пить кофе, жевать бутерброд, не опасаясь за результат, потому что сложился четкий, так называемый, динамический стереотип: действия отработаны и контролируются бессознательно.

Неосознаваемость установок, с одной стороны, облегчает нашу жизнь "разгружая голову" от регулярных рутинных дел, с другой - может значительно осложнить жизнь при ошибочном включении установок неподходящих или ставших, в силу изменившихся обстоятельств, непригодными. Ошибочные или неадекватно используемые установки и будут причиной нашего неприятного удивления, вызванного собственным поведением, поражающим своей необоснованностью и неуправляемостью.

Одним из примеров определяющего действия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в колыбельных цивилизациях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную близость, в совершенно разных мирах. Австралийские колдуны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, играющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Но не от действия косточек, разумеется, а от безграничной веры в могущество колдуна. Дело в том, что, узнав о напущенном проклятье, несчастный не может даже представить другой вариант развития событий, кроме своей неизбежной смерти от воздействия колдуна. В его психике была сформирована установка, диктующая близкую гибель. В организме человека, который уверен в том, что умрет в любом случае, стремительно проходят все стадии стресса, замедляются процессы жизнедеятельности и развивается истощение. Вот описание действия такой "команды смерти":

Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего - он увидит перед собой невысокого голого человека, машущего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром! Австралийский абориген, попавший на сеанс Анатолия Михайловича Кашпировского, с его "установкой на добро", вряд ли бы осознал значительность ситуации - скорее всего, он просто увидел бы хмурого человека в европейском костюме, бубнящего какие-то слова и пристально исподлобья глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно смог бы стать главным шаманом австралийских аборигенов.

К слову сказать, сам феномен ритуалов Вуду или так называемой зомбификации легко объясним с научных позиций, в первую очередь, исходя из понятия "установки".

Установка - это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные. то есть мысленные процессы. Именно установка определяет готовность в одной ситуации отреагировать положительными эмоциями, а в другой - отрицательными. Установка выполняет задачу фильтрации и селекции поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности освобождает человека от необходимости сознательно принимать решение и произвольно контролировать деятельность Е стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях установка может служить фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни человека, обуславливая инертность ригидность деятельности и затрудняя адекватное приспособление к новым ситуациям.

Иррациональные стрессогенные установки

В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Ведь, как уже упоминалось, установка - это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека.

Чего больше в ваших установках - рационального или иррационального - зависит, конечно, от биологических факторов, но в большей степени от влияния психологической и социальной среды, в которой вы росли и развивались.

Однако практически каждому человеку дана возможность избавиться от сознательных и неосознанных когнитивных (мыслительных) ошибок и заблуждений путем формирования более рациональных воззрений и установок, разумного и адаптивного мышления. Но для того чтобы это сделать, необходимо понять, что именно мешает нам жить в гармонии с собой и миром. Надо "знать врага в лицо".

Решающим фактором для выживания организма является быстрая и точная переработка поступающей информации, на которую большое влияние оказывает систематическое предубеждение. Другими словами, .мышление людей зачастую тенденциозно и предвзято.

"Ум человека, - говорил Ф. Бэкон более трехсот лет назад, - уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

У каждого человека в его мышлении имеется свое слабое место - "когнитивная уязвимость" - которая определяет его предрасположенность к психологическому стрессу.

Личность формируется схемами или, как говорят психологи -когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детсве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими: людьми, виртуальными образами -- такими, как герои книг и фильмов. Сознание формирует представления и концеп-ции - о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть полезными, помогающими выживать и улучшать качество жизни, и вредными, способствующими напрасным переживаниям, проблемам и стрессам (адаптивными или дисфункциональными). Они являются устойчивыми структурами, которые становятся активными, когда их "включают" специфические стимулы, стрессоры и обстоятельства.

Вредные (дисфункциональные) схемы и установки отличаются от полезных (адаптивных) наличием так называемых когнитивных искажений. Когнитивные искажения - это систематические ошибки в мышлении.

Вредные иррациональные установки представляют собой жесткие мыслительно-эмоциональные связи. Согласно А. Эллису, они имеют характер предписания, требования, приказа и носят безусловный характер. В связи с этими особенностями иррациональные установки вступают в конфронтацию с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации и эмоциональным проблемам личности. Отсутствие реализации действий, предписанных иррациональными установками, приводит к продолжительным неадекватным эмоциям.

По мере развития каждый человек усваивает определенные правила; их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности, из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ори-нтирующая индивидуума в реальности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и внутри психики проявляют себя в виде подспудных и автоматических мыслей. Автоматические мысли - это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли "вникают между событием (или, как принято называть, стимулом) и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтверждения фактами).

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: "Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!" Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило - "моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие".

Ребенок воспринимает иррациональные суждения и идеи, в отсутствие навыка критического анализа и достаточного опыта, как данность и истину.: Используя язык гештальт-терапии, ребенок интроецирует, "проглатывает" некие идеи, диктующие особый тип поведения.

В основе большей части эмоциональных проблем зачастую лежит одна или несколько центральных идей. Это тот краеугольный камень, который находится в основании большинства убеждений, мнений и поступков. Эти центральные установки могут служить глубинной причиной подавляющего большинства психологических проблем и неадекватных эмоциональных состояний.

К счастью, вследствие того, что когнитивные явления могут быть замечены при интроспекции (наблюдении за своими словесными мыслями и мыслительными образами), их характер и связи можно проверить в огромном множестве ситуаций и систематических экспериментов. Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или их исправить. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может организовать жизнь с более высокими уровнями самоосуществления и качества.

Когнитивно-поведенческий подход подводит понимание (и лечение) эмоциональных расстройств ближе к повседневному опыту человека. Например осознавая наличие у себя проблемы, связанной с неправильным пониманием, которое человек проявлял множество раз на протяжении жизни. Кроме того, каждый, без всякого сомнения, добивался в прошлом успеха в исправлении неправильных истолкований - либо добившись более точной, адекватной информации, либо осознав ошибочность своего понимания.

Ниже приведен перечень наиболее часто встречающихся вредных иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и уточнения (верификации) рекомендуем использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова, как высказанные, так и обнаруженные в ходе наблюдения за собой в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их при анализе выявляется в мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

Установка долженствования

Центральной идеей такой установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" означает - только так и никак иначе. Поэтому слово "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких, практически исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек, если он хочет выжить, должен дышать воздухом", поскольку физическая альтернатива отсутствует. Высказывание, наподобие: "Ты должен явиться в условленное место в 9.00" в реальности неточно, так как, на самом деле, скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9.00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для себя, явиться к 9.00". Казалось бы, какая разница как сказать или подумать? Но дело в том, что думая так регулярно и давая установке долженствования "зеленый свет", мы неизбежно подводим себя к появлению стресса, острого или хронического.

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах. Первая - установка долженствования в отношении себя - то, что "я должен другим". Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса каждый раз, когда кто-то или что-то будет вам напоминать об этом долге и что-то или кто-то одновременно будет мешать вам его исполнить.

Обстоятельства часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. В этом случае человек попадает и созданную им же ошибку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже. Короче говоря, полный тупик, угрожающий к тому же "глобальными" неприятностями.

Вторая сфера установки долженствования долженствованне других. То есть, речь идет о том, что "мне должны другие люди": как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни, за всю историю человечества, не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем вело себя "подобающе". Даже у руководителей самого высокого ранга, даже у фараонов и жрецов, даже у самых одиозных тиранов (а эта установка - одна из причин того, что они стали тиранами) появлялись в поле видимости люди, которые поступали "не так, как они должны". И, естественно, что когда мы видим человека, который поступает не так как он якобы "должен по отношению ко мне", то уровень психоэмоционального возмущения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т.п.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т.п.), обязательно, во что бы то ни стало, "кровь из носу".

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется гиперболизацией негативного характера явления или ситуации. Она отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так объективно, вне любой системы отсчета. Установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, выраженных в самой крайней степени. Например: "Ужасно остаться одному на старости лет", "Будет катастрофой начать паниковать у всех на виду", "Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей".

В случае влияния установки катастрофизации, событие просто неприятное оценивается как нечто неотвратимое, чудовищное и ужасающее, разрушающее основные ценности человека раз и навсегда. Произошедшее событие оценивается как "вселенская катастрофа" и человек, оказавшийся в сфере влияния этого события, ощущает, что не в силах изменить что-либо в лучшую сторону. Например, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, некий сотрудник начинает внутренний монолог, который даже может и не осознавать: "О, ужас! Hv все. это конец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать! Это катастрофа!.." Понятно, что, размышляя подобным образом, человек начинает создавать массу отрицательных эмоций и вслед за ними появляется физический дискомфорт.

Но совершенно бессмысленно сознательно "накручивать" себя, угнетать и подавлять рассуждениями о случившемся, воспринимая его как вселенскую катастрофу. Конечно, увольнение - это неприятно. Но катастрофа ли это? Нет. Или это нечто угрожающее жизни, представляющее смертельную опасность? Также нет. Рационально ли уходить в трагические переживания, а не искать пути выхода из сложившихся обстоятельств?

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

Установка предсказания негативного будущего

Тенденция верить своим конкретным ожиданиям, как сформулированным вербально, так и в качестве мысленных образов.

Вспомните одну известную сказку братьев Гримм. Она называется "Умная Эльза". В вольном пересказе она звучит следующим образом:

Однажды пошла жена (Эльза) в подвал за молоком (в оригинале - за пивом!) и пропала. Муж (Ганс) ждал-ждал, а жены все нет. И кушать (выпить) уже хочется, а она не приходит. Он забеспокоился: "Не случилось ли чего?". И отправился в подвал за ней. Спускается по ступенькам и видит: сидит его благоверная и рыдает горькими слезами. "Что случилось?" - воскликнул супруг. Л она в ответ: "Видишь, топор висит у лестницы?". Он: "Ну да, и что?" А она сильней слезами заливаться. "Да что произошло, скажи же, наконец!" - взмолился муж. Супруга и говорит: "Вот появится у нас ребенок и пойдет он, когда подрастет в подвал, а топор сорвется и убьет его насмерть! Вот ужас-то и горе горькое!" Муж, конечно, успокоил свою половину, не забыв ее назвать "умной" (в оригинале даже от души обрадовался: "Большего ума мне в хозяйстве и не надо"), проверил, прочно ли топор закреплен. Но настроение себе своими надуманными предположениями жена уже испортила. И сделала это совершенно напрасно. Теперь придется успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие не одну пару часов...

Вот так, становясь пророками, а, вернее, псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но, на самом деле, выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем - не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение необходимо проверять на истинность. И возможно это в некоторых случаях только опытным путем (методом "проб и ошибок"). Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они блокируют движение и мешают достижению результата.

Слова-маркеры: что, если; а вдруг; а ведь может быть.

Установка максимализма

Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов (даже если никто не в состоянии их достичь), и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: "Любить - так королеву, украсть - так миллион!"

Мышление характеризуется позицией "все или ничего!" Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (от perfectio (лат.) - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично/на пятерку, на 100% ("на все сто").

Установка дихотомического мышления

В дословном переводе на русский язык.по означает "рассечение на две части". Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одной из двух противоположных категорий, например: безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление под диктатом подобной установки можно охарактернзовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Происходит оценка понятий (которые в действптельности располагаются в континууме (в неразрывном взаимодействии), как антагонистов и в качестве взаимоисключающих вариантов.

Высказывание: "В этом мире ты или победитель или проигравший" - наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жесткую конфронтацию.

Слова-маркеры: или... - или... ("или да - или нет", "или пан, или пропал"), либо - либо... ("либо жив, либо мертв").

Установка персонализации

Проявляет себя как склонность связывать события исключительно со своей персоной, когда нет никаких оснований для такого вывода, а также интерпретировать большинство событий как касающиеся себя.

"Все на меня смотрят", "Наверняка эти двое сейчас оценивают меня" и т.п.

Слова-маркеры: местоимения - я, меня, мною, мне.

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение относится к образцам формулирования общего правила на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо всей совокупности явлений. В результате возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации. Например: "Все мужики - свиньи", "Если не получилось сразу. то не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.

Слова-маркеры: все, никто, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным, как мысли, или даже созревшее решение о его увольнении. За этим может последовать бессонная ночь тягостных раздумий, и решение: "Я не дам ему получить удовольствия от глумления надо мной - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять с чего бы вдруг его не самый худший работник так резко и с явным раздражением хочет уволиться с работы.

Слова-маркеры: он(она/они) думает(ют).

Установка оценочная

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т.д. Оценивание проявляет свой иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется с характеристикой всей его личности.

Слова-маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый и т.п.

Установка антропоморфизма

Приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы.

Слова-маркеры: хочет, думает, считает, справедливо, честно и тому подобные высказывания, адресованные неодушевленным предметам.

Дмитрий Ковпак, "Как избавиться от тревоги и страха"

Любой человек может управлять своим психическим состоянием посредством внутренней установки, которую он сам себе задаст. Это дает ряд преимуществ перед другими людьми, которые могут испытывать сомнения, страх, иметь низкую самооценку и прочие негативные установки, которые мешают им жить полноценной жизнью. Человек должен чувствовать себя победителем, самым сильным, самым умным и самым лучшим. Это даст ему колоссальный приток энергии, если конечно не ослепит его. Единственное что при этом надо держать в голове, это понимание того, что совершенства нет, но к нему надо стремиться, и следовательно нельзя быть полностью довольным собой. Но быть недовольным собой, не значит признавать других лучше себя, надо просто иметь трезвость взгляда и не более. Нельзя бояться, нельзя сомневаться в своих силах, надо верить в себя, это самое главное. Возможно, вы знаете, что вера обладает колоссальной силой, верующий человек непобедим, потому что он не сдается. Вопрос заключается только в одном – во что он верит. Я не отрицаю ничего и никого в этой жизни, во что бы вы ни верили, это ваше личное дело. Но я рекомендую вам верить в себя прежде всего, верьте в кого угодно, в зеленых человечков, в Лохнесское чудовище, это все неважно, главное прежде всего, верьте в себя.

Вера в себя, дает вам особую внутреннюю установку, которая делает вас непобедимым сверхчеловеком, открывает перед вами безграничные возможности. Вы не будете знать таких слов, как не могу или невозможно, вы либо не хотите, либо не знаете как. А то что вы не знаете, всегда можно узнать, и следовательно, вы можете все, все, на что найдете ответ. Я не представляю себе спортсмена, который выходит например, на беговую дорожку и собирается попасть хотя бы в десятку лучших. Я никогда не пойму этого спортсмена, зачем он вообще пришел в спорт в таком случае? Я пойму только того, кто выходит, чтобы победить, и ему неважно насколько сильны его соперники, ему важно насколько силен он, и как он выложится в конкретный момент. Я знаю психологов, которые работали со спортсменами, и знаю тренеров, которые выполняли аналогичную работу. Так вот, от того, насколько хорошо тренер или психолог подготовят своего подопечного психологически, зависит как минимум пятьдесят процентов успеха его выступления. Я лучший, вот во что должен верить каждый из вас. С детства в нас подавляют все зачатки самоуверенности и веры в себя, которые природа дала нам не зря.

Нам говорят, что мы далеко не самые умные, не самые красивые, не самые сильные и так далее. Потому потом и наблюдаешь подавленных психологически людей, когда скажем очень красивая с виду девушка, комплексует по поводу своей внешности, чем в полной мере пользуются окружающие. У людей постоянно сидит в подсознании ощущение, что есть кто-то лучше них, и это сковывает их на психическом уровне. Им дали такую установку, и она их держит, мы все отчасти страдаем этим. Если кто-то учится лучше вас, это не значит, что он лучше вас вообще, если кто-то пробежал стометровку быстрее вас, это тоже ни о чем не говорит. Если кто-то зарабатывает больше чем вы и имеет больше власти, это не значит, что он лучше вас, это значит только одно, вы это видите именно так. Каждый из нас имеет свои преимущества и недостатки, а главное каждый из нас имеет равные возможности в этой жизни, их надо видеть и использовать.

Нельзя признавать роль слабака, которую вам присвоит общество, оно бы с удовольствием присвоило ее каждому, так как никто в обществе не хочет признавать себя слабаком, все только ищут или делают слабаками других. Если вам скажут типа – ты что, самый умный? Скажите – да, я самый умный и самый лучший, и вы меня не переубедите в обратном. Пусть объективно это и не так, но об этом должны знать только вы, но не окружающие, иначе их игра на вашем чувстве вины и чувстве неуверенности, будет очень долгой. Люди испугаются вашего ответа, показывающего вашу уверенность в себе, и это не плохо, ведь в этой жизни уважением пользуется сила и характер, без них вы обречены на неудачи. В моем личном жизненном опыте, часто случалось так, что я постоянно повторял про себя – что я смогу, я не сдамся, я самый лучший и самый сильный, я все равно одержу победу, я выиграю в игру под названием жизнь. И такая внутренняя установка всегда со мной, я не собираюсь останавливаться на достигнутом, и буду стремиться к тому, чтобы стать еще лучше, пока смерть не остановит меня.

Ни в коем случае не думайте об этой жизни, что она ужасна и несправедлива, я сам когда-то так думал и такую установку нам опять-таки навязывает наше общество, с целью подавить нашу психику. Жизнь друзья мои, чудесна и прекрасна, неважно что и кто вокруг вас, вы все можете поменять, если только узнаете как и сделаете это. Возможность влиять на любое событие в этой жизни делает ее главным чудом в нашей жизни. Когда вы что-то делаете, вы совершаете чудо, ибо вы созидаете, даже когда вы просто думаете и мечтаете, вы творите чудо, рождая мысли. Понимая это, живя этим, имея подобную внутреннюю установку, вы просто не можете не любить эту жизнь, не можете видеть ограничения для себя, коих на самом деле нет.

Я рекомендую вам каждое утро смотреть на себя в зеркало, и говорить себе что вы победитель, вы должны сказать себе — что сегодня очередной день моих побед, сегодня я достигну еще большего, ведь я лучший. Но не забывайте, что играя скажем в футбол, можно первым пропустить и не один гол, но пока игра не закончена, победителя объявлять рано. Потому даже если у вас начнется череда неудач, не сдавайтесь, это просто судьба проверяет ваш характер, дабы определить, достойны ли вы высшей награды. Говорят, Эго мешает человеку, но это только тому, кто не умеет правильно его использовать. Как и все что в нас есть, нам определенно нужно, иначе мы бы это не имели, потому и ЭГО я считаю не лишним, просто это тот инструмент, с которым очень сложно справиться.

Себя надо любить друзья мои, эгоистом конечно становиться не стоит, это глупая и примитивная любовь к себе, которая скорее навредит чем поможет, но любить себя вы должны. Если вы будете себя любить и верить в себя, то и окружающие будут вас любить и верить в вас, вам просто-напросто надо самим нацепить на себя ту роль, которую вы хотите играть. Ваша внутренняя установка, должна быть самой, что ни на есть положительной и целеустремленной, верьте в то, что вы лучше всех, что вы можете все и что вы победитель, и поверьте, так оно и будет. Чем сильнее ваша вера в самих себя, тем сильнее вы в этой жизни, и тем больше к вам уважения со стороны окружающих.