Сообщение по рассказу куприна куст сирени. Анализ рассказа куст сирени куприна сочинение

«Дюна» - уникальная в своей продуктивности франшиза от классической фантастики. Пожалуй, нет в фантастике Золотого Века другого цикла произведений, который бы эксплуатировался с такой интенсивностью и так бесцеремонно-варварски.

Существует «Вторая трилогия об Академии», но на фоне великолепного, хотя и не одобренного Asimov Estate пастиша Кингсбери она, к счастью, очень быстро померкла и ушла в литературное небытие. Брин, правда, выкладывал на своей страничке черновики «Foundation"s Denouement», но дальше срача в комментариях дело не пошло.

Шаманские танцы с бубном вокруг Амберского замка в исполнении Джона Грегори Бетанкура также счастливо закончились на четвертой книжке, которая так и не увидела свет - обанкротилось издательство, заказавшее бесчестному проныре три трилогии. Линдскольд и прочим душеприказчикам Роджера остается сосать лапы.

А вот феномен популярности бесталанных поделок БХ/КА, не заслуживающих никакой иной оценки, кроме КГ/АМ, удивителен и весьма отчетливо иллюстрирует, с одной стороны, теорему о печатающих обезьянах, а с другой - потрясающий потенциал разработанного и специфицированного Хербертом мира, оказавшегося в достаточной степени способным к саморазвитию.

Каноническая вселенная Дюны насчитывает шесть романов и Энциклопедию Дюны Мак-Нелли, которую после смерти Фрэнка наследники запретили перепечатывать, отчего единственное бумажное издание неизменно уходит за бешеные суммы на онлайновых аукционах. Сладкая парочка БХ/КА к настоящему времени сочинила три романа, действие которых происходит до событий первой «Дюны», три романа, предваряющих действие этих трех романов, и два романа, которые на безрыбье могли бы сойти за Дюну-7, если бы на свете не существовало великолепной в своей лаконичности, полностью следующей духу и стилю «Капитула Дюны» оммаж-импровизации - «Dune Advent» Марко ван Лейвена.

На этом любой хоть мало-мальски наделенный совестью человек остановился бы, тем более что у Андерсона есть своя довольно-таки перспективная вселенная Семи Солнц. Но нет же. Теперь БХ/КА решили освежить мир Дюны элементами эвереттики - а может, просто замучились вылавливать и править в переизданиях эпизоды, противоречащие канонической гексалогии, - и приступили к сочинению четырех романов, действие которых отнесено во время событий шести классических книг.

Напомню, в первой главе «Дюны» сообщается, что молодой наследник герцогства Атридов родился на Каладане, а чуть позднее, в разговоре с сыном, герцог Лето отмечает, что предстоящий полет на Арракис будет первым в жизни мальчика космическим путешествием.

Согласно новым апокрифам БХ/КА,

Спойлер (раскрытие сюжета)

будущий Квисатц Хадерах родился в имперской столице, на планете Кайтэйн, а первое космическое путешествие совершил в компании Гурни Халлека и представителей эказского эрцгерцогского дома, когда ему едва сровнялось шесть лет.

Теперь изначальную «Дюну», созданную Хербертом в 1965 г.,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Какие объективные преимущества дает этот трюк для развития сюжета, мне понять так и не удалось. Субъективные же, как вполне очевидно, состоят в том, что теперь все баги, накопившиеся в фанфиках, наследники Херберта могут с чистой совестью списать на бедную Ирулан. О боги, сколько же пришлось злокозненной авторской волей вынести принцессе Коррино за сорок пять лет.

Хотя нет, что это я. БХ/КА вправе сослаться также на практику damnatio memoriae, которую Император Атрид применит к

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

составившему против него заговор Мастеру-Оружейнику Гиназской школы.

Впрочем, даже в этом, как выяснится, Павел Атрид не оригинален. Ранее, по утверждениям БХ/КА,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Дом Коррино использовал damnatio memoriae против Дома Тантор, забросавшего Салусу Секундус ядерными зарядами.

Вам неизвестно о существовании такого Дома? Не переживайте. Еще услышите.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Пряность должна поступать!

Фанфики по вселенной Дюны должны продаваться!

И тем не менее, давайте посвятим минуту молчания мысленной литании против фанфиков:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Я не боюсь. Я не должен/не должна бояться фанфиков по Дюне, написанных БХ/КА.

Фанфики по Дюне от БХ/КА - это убийцы разума.

Фанфики по Дюне от БХ/КА - это малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.

Я встречу свой страх перед ними и приму его, и позволю ему пройти надо мной и сквозь меня.

И когда он пройдет сквозь меня, я обращу свой внутренний взор на его путь и увижу, что там, где были фанфики БХ/КА по Дюне, не осталось ничего, ни бумажной страницы, ни строчки из файла.

Останусь только я и истинная Дюна Фрэнка Херберта.

Брайан Герберт, Кевин Андерсон

«Дюна: Пауль»

Джейнет Герберт и Ребекке Муста Андерсон.

Спасибо вам за терпение, мудрость и любовь, спасибо за все то, что невозможно выразить словами. Если бы нам пришлось описать все, чем мы обязаны вам, то потребовалось бы написать книгу, большую, чем этот роман.

История - подвижна и изменчива. Новые черты появляются на ее лице по узнаванию новых подробностей, исправлению ошибок и смене народных настроений. Историки создают монумент истины не из твердого гранита, они лепят статую из сырой глины.

Принцесса Ирулан Предисловие к «Жизни Муад’Диба», том I

Простите мое нетерпение, Верховная Мать, но Вы неверно истолковали мои намерения. Описывая жизнь Пауля Атрейдеса, императора Муад’Диба, я вовсе не имела в виду сухо перечислять исторические события. Разве не извлекли мы горьких уроков из нашей Защитной Миссии? При умелом обращении мифы и легенды могут стать орудиями или оружием, в то время как голые факты - это всего лишь… факты.

Принцесса Ирулан Письмо в школу матерей на Валлахе IX

ИМПЕРАТОР МУАА"ДИБ

10194 год эры Гильдии

Год спустя после падения Шаддама IV

Мой отец оставил много больше, чем сохранившиеся фрагменты воспоминаний о нем. Его происхождение, его характер, его учение сделали меня таким, каким я стал. Пока вселенная будет помнить меня, как Пауля Муад’Диба, она будет помнить и герцога Лето Атрейдеса. Сыновей всегда лепят их отцы.

Надпись на гробнице у перевала Харг

Безмятежный океан песка простирался, насколько хватало глаз, безмолвный и недвижимый, грозящий в любую минуту разразиться ужасной бурей. Арракис - священный мир Дюны - становился оком галактического урагана, кровавого джихада, яростной волной заливающего рушащуюся империю. Пауль Атрейдес предвидел это и теперь привел его в движение.

В течение года, прошедшего после свержения Шаддама IV, миллионы новообращенных присоединились к армии Пауля, пополнив ряды его преданных фрименских воинов, каждый из которых был готов отдать жизнь за своего вождя. Ведомые фанатичными федайкинами и другими надежными военачальниками, солдаты священного воинства развертывали силы, нацелившись на другие звездные системы. Как раз в это утро Пауль послал Стилгара и его легион в поход, напутствовав людей пламенной речью. Были в ней и такие слова: «Я дарую вам силу, мои воины. Идите и исполняйте мой святой завет». Это было его любимое место из Оранжевой Католической Библии.

Позже, в жаркий полдень, он удалился из безумного Арракина, покинув возбужденное войско и испускающих подобострастные вопли почитателей. Здесь, в пустынных горах, Пауль не нуждался во фрименских проводниках. Пустыня была тиха и чиста, излучая иллюзию мира и покоя. С Паулем была его возлюбленная Чани, его мать Джессика и его маленькая сестра. Ей еще не исполнилось и четырех лет, но Алия была уже далеко не дитя. Она появилась на свет, обладая памятью и знаниями полноценной Преподобной Матери.

Поднимаясь вместе со спутницами по крутому склону коричневой горы к перевалу Харг, Пауль изо всех сил старался проникнуться чувством блаженной неизбежности. Пустыня заставляла его чувствовать себя малым и смиренным, но отнюдь не прославляемым мессией. Пауль ценил каждый миг, проведенный вдали от преданных последователей, которые, едва завидев его, принимались выкрикивать: «Муад’Диб! Муад’Диб!» Пройдет еще немного времени и вести о военных победах сделают его положение еще невыносимее. Но этого не избежать. Настанет время, и волна джихада смоет и его, Пауля. Он уже начертал курс священной войны, он - великий навигатор человечества.

Война была всего лишь одним из его орудий. Теперь, когда он изгнал бывшего падишаха-императора на Салусу Секундус, Пауль должен был позаботиться о консолидации сил членов Ландсраада. Он послал своих самых искусных дипломатов для переговоров с некоторыми благородными Домами, в то время как для усмирения самых непокорных были посланы армии фанатичных солдат. Многие аристократы не собирались складывать оружие, поклявшись оказывать яростное сопротивление. Они оправдывали это либо тем, что не хотят потворствовать мятежу, либо заявляя, что сыты императорами по горло. Но как бы то ни было, армии Муад’Диба сметут их и продолжат свое победоносное наступление. Пауль изо всех сил старался избежать насилия, но подозревал, что кровавая реальность окажется хуже всех его подкрепленных предзнанием видений.

Видения же эти были ужасающими.

Столетия упадка и дурного правления превратили империю в мертвый сухой лес - разожженный Паулем пожар распространится с ужасающей быстротой. В прежние, более цивилизованные времена конфликты решались войнами убийц, но теперь такой выход представлялся зыбким и чересчур благородным, он никуда не годился. Столкнувшись с религиозными фанатиками, некоторые правители предпочтут сдаться, не пытаясь противостоять дикому стихийному напору.

Но не все окажутся такими благоразумными…

Для этого короткого путешествия Пауль и три его спутницы надели новые защитные костюмы, покрытые пятнистой маскировочной тканью. Одежда эта выглядела изрядно поношенной, но смотрелась лучше, чем костюмы, какие Пауль носил, живя беглецом среди фрименов. Производители новых моделей утверждали, что их костюмы прочнее тех, которые делали традиционными способами в тайных сиетчах.

«Эти фабриканты делают свои костюмы с самыми лучшими намерениями, выказывая свою преданность, не понимая, что молчаливо критикуют меня своими „улучшениями“».

Выбрав удобное место - уютную площадку на гребне скалы, окруженную, как амфитеатром, отвесными камнями, Пауль сбросил с плеч дорожный ранец. Развязав тесемки, он отодвинул в сторону надувные складки вельватина. При этом на лице его появилось то же благоговейное выражение, какое он видел у своих самых преданных почитателей.

Пауль почтительно прикоснулся к выбеленному солнцем черепу и нескольким костным фрагментам - двум ребрам, локтевой кости и расколотому бедру - эту реликвию фримены хранили много лет после захвата Арракина Харконненами. Это были священные останки герцога Лето Атрейдеса.

В этих костях не было ничего от живого, теплого - во плоти и крови - мудрого отца Пауля, но это был важный символ. Пауль осознавал ценность и необходимость символов.

Эта гробница давно изжила себя.

Я уже давно воздвигла усыпальницу благородного герцога в своем сердце, - сказала Джессика, - но было бы хорошо упокоить его останки.

Опустившись на колени рядом с Паулем, Чани принялась расчищать место от крупных камней, часть которых уже подернулась пятнами лишайника.

Толпу не удержишь никакими силами, - недовольным тоном отозвалась Джессика. - Что бы мы ни делали, праздные туристы протопчут сюда дорожку. Это будет цирк с гидами, наряженными в бутафорские фрименские одежды. Торговцы сувенирами будут на всех углах продавать осколки костей, утверждая, что это части костей Лето.

Чани бросила на Пауля обеспокоенный взгляд, исполненный обычного благоговения.

Усул, ты предвидел это? - Здесь, вдали от толпы, она называла его именем, данным Паулю в сиетче.

Это предсказывает история, и уже не в первый раз, - ответила за сына Джессика.

Для этого надо создать подходящую легенду, - сурово произнесла Алия, обращаясь к матери. - Бене Гессерит рассчитывал так использовать брата в своих целях. Теперь он сам творит легенду, следуя собственной цели.

Пауль уже давно взвесил все за и против. Некоторые паломники явятся сюда по зову своих преданных сердец, другие же придут только для того, чтобы потом похвастать своим паломничеством. Но в любом случае пилигримы придут, это неизбежно, и было бы чистым безумием пытаться их остановить, поэтому придется искать иное решение.

Мои федайкины установят здесь круглосуточную стражу. Никто не посмеет осквернить эту священную гробницу.

Он сложил кости и установил сверху череп так, чтобы пустые глазницы смотрели в синеву бескрайнего неба.

Алия права, мама, - произнес Пауль, не глядя ни на сестру, ни на Джессику. - Ведение войны не должно отвлекать нас от сотворения мифа. Только так сможем мы достичь задуманного. Для того чтобы всколыхнуть толпу, недостаточно взывать к логике и здравому смыслу. В этом отношении у Ирулан несомненный талант. Посмотрите, какой популярностью пользуется ее история о моем восхождении к вершинам власти.

"Дюна". Самая прославленная сага за всю историю мировой фантастики. Сериал, который, увы, оборвался на полуслове… Миллионы поклонников "Дюны" мечтали узнать, что же произошло с их любимыми героями дальше. И теперь их мечта сбылась! Перед вами - увлекательная книга, написанная сыном Фрэнка Герберта, талантливым писателем Брайаном Гербертом, в соавторстве с Кевином Андерсоном, автором популярных во всем мире новеллизаций "Секретных материалов" и "Звездных войн"… Детство Пола Атрейдеса на Каладане, война между Великими домами Эказ и Моритани, с одной стороны, и окончательное падение Шаддама IV, захват Кайтэйна и смерть Алии - с другой. Как это произошло? И что случилось между книгами "Дюна. Дом Коррино" и "Мессия Дюны"? Читайте об этом в романе "Дюна. Пауль!

О книге

  • Название: Дюна: Пауль
  • Брайан Герберт
  • Жанр: Научная фантастика
  • Серия: -
  • ISBN: 978-5-271-39989-3
  • Страниц: 145
  • Перевод: Александр Николаевич Анваер
  • Издательство: АСТ
  • Год: 2012

Электронная книга

Джейнет Герберт и Ребекке Муста Андерсон.

Спасибо вам за терпение, мудрость и любовь, спасибо за все то, что невозможно выразить словами. Если бы нам пришлось описать все, чем мы обязаны вам, то потребовалось бы написать книгу, большую, чем этот роман.

История - подвижна и изменчива. Новые черты появляются на ее лице по узнаванию новых подробностей, исправлению ошибок и смене народных настроений. Историки создают монумент истины не из твердого гранита, они лепят статую из сырой глины.

Принцесса Ирулан

Предисловие к «Жизни Муад’Диба», том I

Простите мое нетерпение, Верховная Мать, но Вы неверно истолковали мои намерения. Описывая жизнь Пауля Атрейдеса, императора Муад’Диба, я вовсе не имела в виду сухо перечислять исторические события. Разве не извлекли мы горьких уроков из нашей Защитной Миссии? При умелом обращении мифы и легенды могут стать орудиями...

«КУСТ СИРЕНИ» Анализ рассказа Куприна Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания. Сюжетная линия Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия. Два главных действующих лица - молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене. Алмазов у Куприна - несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём. Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой. Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы. Идейное содержание О чём этот рассказ? Тема однозначна - любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым. С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены. Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени. Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Г. Торжка Тверской области

ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ

В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА

«КУСТ СИРЕНИ».

(Исследование текста как дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе)

БУРТОЛИК ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ,

учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ:

Обучать анализу поступков героев, их характеров, а также видению

И пониманию смысла прочитанного;

Формировать ситуации противоречия для создания проблемной

Ситуации;

Совершенствовать навыки анализа художественного текста и

Развивать творческие способности, креативность,

Коммуникативные компетенции;

Обращаться к нравственным семейным ценностям, воспитывать

Чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать

Другого человека.

ЗАДАЧИ:

Работа на основе текста художественной литературы;

Использование приема прогнозирования при анализе фрагментов

Текста;

Этимология имен и фамилии героев, названия кустарника;

Аналогия с другими произведениями (художественный тест, фильм);

Взгляд на проблему с современной точки зрения;

Творческое раскрытие образа героини рассказа.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:

В наши дни девальвированы многие истинные ценности, в частности ценности брака. Проблемы, приводящие пары к разводам, вовсе не в несовпадении характеров, а в неумении строить взаимоотношения.

Счастливая женщина – залог счастливой семьи;

Обеспечение равенства прав женщины в семье (при сопоставлении с приниженным положением, имевшим место в XIX веке).

1. Вступление.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь,

А чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Л.Н.Толстой.

Уверенно начинает свой разбег четырнадцатый год XXI века и отсчитывает 120 лет со времени написания рассказа «Куст сирени» А.И.Куприна. Художественная идея не нова и в нашей стремительной современности – любовь и счастье. Семейного счастья не будет без счастливой женщины, которая является первоосновой. Вокруг сейчас так много красивых, образованных, хорошо одетых женщин, но, думается, так мало поистине счастливых. Отличить счастливую от несчастливой легко. Все счастливые женщины как будто светятся изнутри, они красивы, независимо от возраста, лица, фигуры, они любят всех окружающих и щедро делятся с ними своим счастьем. Женщина без любви внутри становится фонарем без лампочки. Красивая штука, но совершенно бесполезная в хозяйстве. А вопрос решается просто – стоит вкрутить лампочку, и уже на этот свет начинают тянуться люди. О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным. Точнее было бы утверждать, что этот человек видит вокруг новые реальности.

Что такое счастье? Каждый человек понимает это по-своему. Для одних – это материальные блага, для других – собственные достижения в науке или творчестве. Для третьих – любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Большинство систем знаний утверждает, что один человек – это только полчеловека. Когда поймешь, кто ты, тогда увидишь, кто тебя дополняет, гармонизирует. Роль женщины в семейной жизни невозможно приуменьшить. Ведь отношения – это ответственность женщины. Тогда как мужская зона – это достижения. Если женщина сможет вести себя правильно, развивать женские качества, то многих проблем можно будет избежать, а остальные – решатся сами. Сила женской добродетели огромна. И что самое главное – не бывает плохих жен. Они все стараются, как могут, делать что-то, чтобы стать счастливее. Настоящей любви можно и нужно учиться у Святых людей. В их земной жизни подвижничество выходит на первый план и личной жизни нет. В Святых проявляется вся красота человеческой природы, весь смысл нашей жизни. «Великие идеалы чистоты и святости порождали желание жить и трудиться во имя этих идеалов», - писал отец Иоанн (Крестьянкин) . Мерой всех вещей сегодня является человек и его отношение к вещам.

Из предпочтений и ценностей современности очевидным становится потеря человеком человечности. Святой человек – это любовь, и мыслит он любовью. Есть жизнь во имя, для других. Вот, что говорится в Писании о женской роли: «Служить мужу, всегда желать ему добра… Скромная, правдивая, владеющая чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства».

Семья – это маленькое государство, а государство, как известно, живет и развивается гармонично только тогда, когда всем ее членам хорошо и уютно. Не нужно забывать, что отношения двух людей – это бесконечная совместная работа по построению этих отношений. У нее [работы] есть начало, но нет и не может быть конца. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то – что оно есть понимание.

2. Основная часть.

У нашей героини Веры Алмазовой есть свое счастье. Она осваивает в семейной жизни множество «профессий», чтобы создать «необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». И эта мера необходимости определяется ею, исходя из жизненной ситуации. Она умеет заметить «насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой»; она умеет помолчать, оценивая увиденное; умеет заговорить «первая, с той осторожностью, с которой говорят только… у кровати близкого труднобольного человека»; умеет выслушать горячую и раздраженную речь.

Вера нацелена на то, как в настоящем создать наиболее благоприятные условия для будущего. Сама семья нужна больше женщине, чем мужчине. Семья находится в ведении женщины: насколько она сможет устроить правильные отношения, настолько и будет существовать семья. Что женщина хочет воспитать в своем муже? Ответственность, прежде всего. Она умеет выискивать пути даже в, казалось бы, самых безнадежных ситуациях: «не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость» во время третьей попытки поступления в Академию. И вот он, офицер генерального штаба, вновь на грани краха и позора.

Непонятное пятно на чертеже, превращенное уставшим Николаем в кусты, только усиливает тревогу и ощущение безысходности. Спор с преподавателем в аудитории, где было много офицеров. «Аккуратный такой немец», профессор, на следующий день предлагает убедиться в отсутствии каких-либо кустов на «этой седловине»!

Всё произошедшее Вера воспринимает иначе. У нее вообще более сильный и решительный характер. Она «отказывала себе во всем необходимом», она страдала за него, но быстро и решительно была готова действовать, чтобы вызволить Николая из неприятной ситуации. Причем, время в действии рассказа показано очень точно. Сначала

«пять минут тяжелого молчания», потом - быстрый рассказ, во время которого Алмазов ломает на мелкие кусочки горелые спички, затем – « муж и жена в долгом молчании сидели в тяжелом раздумье». Внимательно выслушивая мужа, она понимает, что пятно на чертеже превращается в кусты благодаря маленькой лжи-уловки. Но это грозит вылиться в большие неприятности. Вера не читает нотации, она резюмирует кратко: «Если уж сказал раз неправду, - надо исправлять. Собирайся…». Потом начинается горячая, действенная помощь жены. Собрав последние ценности семьи – «кольцо с солитером», «браслет старинный и погнутый», «серебряный портсигар», она закладывает их в ломбарде, не задумываясь и соглашаясь с оценщиком, и на вырученные деньги покупает у садовника кусты сирени. Муж не мог ее уговорить отправиться домой. «Она поехала вместе с ним за город, …все время мешала рабочим и только тогда успокоилась, когда удостоверилась», что все сделано, как надо. Она сумела вселить в своего мужа веру и готовность бороться до конца за свою мечту. При этом бороться без скорбного надрыва, без душераздирающего «Я всё тебе отдала!», а как бы играя : небольшой торг в ломбарде; встреча с садовником, который с семьей садился за ужин; необычная «прогулка» ночью; посадка сирени в десяти верстах от города… В своей помощи она не одинока. Неподдельную искреннюю любовь и заботу не может не заметить садовник, выслушивая всё внимательнее ее рассказ, что заставляет его склониться к помощи неизвестным посетителям. Белые петербургские ночи помогают героям на поле точнее найти место для посадки кустов. Да и сама сирень как нельзя лучше подходит не только для осуществления плана, но и как «символ расцвета молодости, свежести. Сирень олицетворяет целеустремленность и старательность». Верочка счастлива видеть «живую и немного подпрыгивающую походку» мужа на следующий день, когда узнает, что история с кустами кончилась благополучно.

Она несколько лет вдохновляла супруга, и в его победе заслуга прежде всего ее. Она искренне заинтересована в самореализации любимого человека, всецело помогает ему перейти на другой уровень профессионального роста, забывая о себе, - и это высшее проявление подлинной любви. Излучающая бодрость и оптимизм, умеющая «встречать

каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом», Вера была хранителем мужа; при этом необходимо отметить, что во времена написания рассказа женщины имели очень мало возможностей для собственного творческого роста. Через успех Николая Вера возвышалась и сама. Ее творчество – в построении семейного счастья, в благополучии ее второй половины. Супружество этой пары можно назвать счастливым, ибо каждый находил в другом то, в чем нуждался. Сверхуспешный офицер, ни в чем не сомневающийся и самоуверенный, не имел бы надобности в советах и помощи своей жены и отвергал бы их. Тогда предприимчивая натура Веры была бы подавлена. Так и Николай не смог бы жить с нерешительной, боязливой женой, во всем ему потакающей и лишенной способности ободрить его словом и делом; для него в жизни нужна была опора, и он в лице Веры ее нашел.

Заглянув в словарь имен, мы находим, что «Вера – имя женщины, замкнутой, углубленной в себя, с противоречивым и сложным характером. При эмоциональном восприятии ощущаются черты надежности, основательности и устойчивости» . В русском переводе с греческого языка имени Пистида («puctuc» - вера), латинское слово «veruc» родственно старославянскому слову «вера». Имя означает: вера, верование, истина. Если учесть, что молодая женщина замкнута в рамки семьи, анализируя ее поведение и поступки, мы понимаем, как точно дает автор имя своей героине. Вслушайтесь в слова русского философа, ученого, богослова Павла Афанасьевича Флоренского: «Ее натура отличается честностью, и честность, кроме того, есть первая заповедь Веры…» У Веры хорошо организованный практический ум. Она вдумчива, содержательна, способна трезво оценить обстановку. Как показано в тексте, в конкретном деле она проявляет сообразительность.

Победу мужа она воспринимает как свою собственную, заставляя его рассказать всё в мельчайших подробностях, интересуясь деталями, чтобы продлить радость семейного триумфа. Герои рассказа шли домой, «держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку». Странная на взгляд суетливого обывателя, но для нас это не странно – пара счастлива, потому что победа одержана совместно.

И потом, дома, после обеда, вспоминая «глупости про сирень», Верочка снова как бы уходит в тень: «Ты говори первый, а я потом…», чтобы вновь выйти оттуда, когда это будет необходимо. Мудрая женщина ведет себя смиренно, она не показывает свое знание, она соглашается со всем, но дает мягкий совет. Чтобы быть по-настоящему счастливой, женщина должна быть в жизни ЗА мужем. Быть замужем, - значит, быть под защитой мужа, за его спиной. Вера беззаветна и верна своей любви, и для Николая Алмазова счастье, что такой преданный человек есть в его жизни.

Аналогию самоотверженности мы можем найти в рассказе О.Генри «Дары волхвов», где жена, желая подарить мужу в Рождество цепочку к часам, обрезает и продает свои роскошные волосы.

В художественном фильме Павла Лунгина «Остров», снятого по сценарию Д.Соболева в 2006 году, главный персонаж, отец Анатолий обладает даром исцелять других, может самоотверженно работать, спать на угле. У него почти нет личных вещей, он не боится бедности, т.к. он истинно богат духом.

Может показаться, что самоотверженность усиливает двойственность переживаний, когда мы вынуждены действовать в ущерб своим интересам, подавляя проявления своей личности. Истинная самоотверженность имеет свой собственный внутренний заряд, который мотивирует действовать без подавления личных интересов. Фактически самоотверженность и интересы человека в этом ключе сливаются. Тогда человек ощущает блаженство просто от того, что он созидает. Самоотверженность – это подтверждение любви.

Автор в рассказе «Куст сирени» не рисует портрета своих героев, он обозначает их фамилией и именами. Как официально звучит в начале повествования: Николай Евграфович Алмазов! Потом, благодаря любви и нежности женщины, смягченно – Коля. А.И.Куприн уважительно относится к обоим героям, но Верочкой ее называет в тексте он, а не муж. Думается, что и фамилия автором подобрана неслучайно. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя героев такой фамилией, Куприн подчеркивает, что они очень хорошие люди, обладающие умением любить. А преодоление жизненных трудностей наносит грани на алмаз, шлифует его, и их характер и отношения приобретают бриллиантовый блеск.

Всегда одним из важных женских достоинств было – терпение. Женщина может и должна учиться терпению, себе же на благо. Обладание этим качеством – успех в обретении женского счастья. Настоящее женское счастье в семье. И мудрость Соломона, подтвержденная веками, поражает нас снова: «Двоим лучше, нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?»

И счастливая семья держится на женском терпении. Верочка Алмазова наделена этим даром природно. Мы это видим в тексте: она спокойно, без истерик, обдуманно, как проводник, ведет за собой по извилистым тропинкам судьбы. Существует ряд принципов целомудрия женщины, которые дают ей возможность быть счастливой в семье: 1) она должна быть верна своему мужу; 2) она должна его уважать; 3) она должна помогать ему в его деле; 4) она должна уважать его родственников.

Верность мужу в рассказе не подвергается сомнению ни в чем. Про отношения с родственниками не сказано ни слова, но мы видим картину взаимоотношений, которые позволяют утверждать, что уважение к родным мужа для Верочки так же естественно, как любовь. В любви неизбежна идеализация! Это утверждение стало общим правилом. Шекспир, написавший в сонете о любимой: «Ты не найдешь в ней совершенных линий…» , бесхитростно объяснил тайну любви: она любит не то, что совершенно, она сама делает совершенным то, что любит. Она открывает человека как чудо и делает это чудо реальностью. Если женщина сильно предана мужу, то муж добивается успеха во всех своих делах. Счастье женщины тоже находится в руках мужчины: насколько он будет ответственным, целеустремленным, насколько он будет вести семью правильной дорогой, настолько и будет счастлива жена. Именно партнерские отношения жен и мужей, когда каждый из них в равной мере проявляет заботу друг о друге, могут быть залогом успешного брака. Такие отношения в семье дорогого стоят. Мужчине это надо заслужить.

С какой-то стороны наша жизнь и в правду игра. Причем самая лучшая. Поэтому, если отнестись к ней чересчур серьезно и вдумчиво, сразу все становится скучным и образуются проблемы. Вспомните, как говорил барон Мюнхгаузен: «Умное лицо – еще не признак ума. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Поэтому, юмор и ирония в семейной жизни практически так же необходимы, как доброта, взаимоуважение и понимание между супругами. Каждая семья представляет собой маленькую неповторимую страну.

Можно быть уверенным, что в этой семье все сложится, все будет хорошо. Они вместе – и в беде, и в радости… И пусть все, собирающиеся вступить в брак или уже состоящие в нем люди не забывают о высшей мудрости – относиться друг к другу нужно с любовью и …весело.

3. Выводы.

В этом на первый взгляд незатейливом произведении А.И.Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в житейской ситуации. В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга в тяготах жизни. Однако многие впоследствии забывают об этом, или им попросту не хватает времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу. Пример Веры показывает, как важна бывает такая поддержка. Силы появляются от неудач, а не от успехов! Умение найти нужные слова, а иногда и заставить действовать определенным образом помогает спасти не только дело, на которое было потрачено немало времени, но и отношения между людьми.

Зная о неравнозначном положении женщины по сравнению с мужчинами в обществе XIX века, мы видим, что равенство прав в семье Алмазовых становится буквальным. Служебная карьера мужа становится невозможной без своевременной поддержки жены, «состоящей» на семейной службе. Для счастья нужно научиться контролировать себя и свои чувства, развивать терпение и способность беззаветного прощения. А это есть у Верочки Алмазовой, и это позволяет ей иметь счастье без проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Интернет-библиотека А.Комарова. А.И.Куприн. «Куст сирени», с.1-3
  2. «Цветочный календарь»: см. «Сирень»
  3. Петровский Н.А. Словарь личных имен. – М.: 1966, с.123
  4. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. – М.: «Путь», 1914; гл. «Вера»