Языковая программа футуристов. Футуризм в литературе

«Футуризм» - Принципы русского футуризма. Обновление языка. Стремление дать новое название вещам. Эгофутуризм и кубофутуризм - разновидности русского футуризма. Эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Велимир(Виктор Владимирович) Хлебников (1855-1922. Положительное в программе футуризма.

«Серебряный век» - «Серебряный век». Трагедия «серебряного века». В пестром калейдоскопе имен поэтов «серебряного века» есть такие: Групповая работа. Н.Гумилёв, В.Иванов, И.Бунин, А.Блок, В.Брюсов, В.Маяковский, С.Есенин, К Бальмонт и другие. Поэты получили право публиковать произведения. Группа. Основные черты искусства «серебряного века».

«Русское декоративное искусство» - Первая половина XIX века. Роспись, позолота. Роспись М.А.Врубеля. 1899г. Стиль русского барокко проявляется в интерьерах дворцов, построенных В.В.Растрели. Яков Фирсов. Первая половина XVIII века. Расцвет русского зодчества. Большой вклад внёс Михаил Ломоносов. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.

«Духовная жизнь Серебряного века» - Моей божественной природы Я не открою никому. Марк Шагал «Святое семейство» 1976 год. Лев Бакст «Античный ужас» 1908 год. А.Н. Скрябин (1871-1915). Губ нахального ветра Трогают локоны туч. Велимир Хлебников (1885 – 1922) Вечер. Театр. Бульвар Капуцинок» 1906 год. Павел Филонов «За столом» («Пасха») 1912-1913 гг.

«Россия в XVIII веке» - Строгость Пропорциональность Симметрия Простота Сдержанность Четкость. Особенности классицизма. Термины. Нарышкинское барокко(московское). Особенности стиля барокко. Гении классицизма. Дворцовая пл. - место различных торжеств, демонстраций и митингов. Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).

«Православные иконы» - Владимирская икона Божией Матери. Что такое канон? Иверская икона Божией Матери. Споручница грешных. План. 1. Чудеса в православии. 2. Главная святыня Руси – Владимирская икона Божией матери. 3. Казанская икона Божией матери. 4. Другие чудотворные иконы. 5. Помощь, получаемая от икон. 6. Отображения икон на стекле киота.

Всего в теме 19 презентаций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературы

Преподаватель

Асташенко С. Н.

Бреды

2015 г

Тема – Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века.

Урок способствует формированию компетенций:

    общекультурная компетенция

    владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос)

    аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

    соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

    соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цель урока -

Сформировать основные понятия об особенностях направления «футуризм».

- Сделать обзор творчества поэтов-футуристов.

Задачи:

- образовательные

познакомить с понятием «футуризм» и характерными особенностями этого направления;

Закрепить знания о направлениях символизм и акмеизм;

Совершенствовать умение обучающихся работать со стихотворным текстом.

- развивающие – развивать умение анализировать, обобщать, выражать свои мысли, выразительно читать стихотворения.

- воспитывающие – воспитывать любовь к искусству, формировать эстетический вкус, познавательную активность, умение работать в группе, стремление применять теоретические знания на практике.

Методические приёмы:

лекция с элементами беседы, анализ стихотворений, выразительное чтение, прослушивание песен, словесное рисование, самостоятельная работа.

Оборудование урока:

Папка с текстами стихотворений, репродукции картин, запись песен.

Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

Продолжая разговор о Серебряном веке, нужно вспомнить, что он, прежде всего, связан с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

Перечислите наиболее значительные из них.

Выделите особенности символизма.

Назовите особенности акмеизма.

Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

    Постановка целей и задач урока.

Задача сегодняшнего урока: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.

Задание классу : законспектировать основные положения лекции, связанные с формированием и теоретическим самоопределением футуризма.

План лекции:

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делал ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии направления заключено стремление к будущему (от лат. – будущее)

1. Происхождение футуризма. (в приложении)

2.Определение футуризма.

3.Работа над отрывком из манифеста «Пощёчина общественному вкусу» по вопросам:

Кого и на каком основании отвергали футуристы?

В чём проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?

Кому была дана эта «пощёчина»?

4.Программа футуристов:

1.Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания.

2.Новые ритмы, рифмы, размеры стиха.

3.Новые слова и новые темы.

4.Презрение славе, отсутствие запретных тем.

5.Группировки футуристов:

Кубофутуристы (Хлебников, Бурлюк, Каменский, Маяковский)

Эгофутуристы (Северянин)

- «Мезонин поэзии» (Шершеневич)

- «Центрифуга» (Пастернак, Асеев)

6. Работа над отрывком из манифеста «Слово как таковое» по вопросам:

Обобщение преподавателя:

В манифесте есть рациональное зерно – авторы призывают быть внимательными к материи слова, звуку, плоти стиха. Этим достигается выразительность, язык приобретает энергетику. Но футуристы больше внимания уделяли не содержанию, а форме. Это одновременно и достоинство, и недостаток. Однако самый большой порок манифеста- разрыв с классической поэзией, утверждение своей самобытности на уровне скандала, эпатажа, литературного хулиганства.

7. Чтение и анализ стихотворений.

В. Хлебников « Заклятие смехом»

Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм.

Чтение стихотворения.

1.Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)

2.Назовите новые слова и скажите, какую роль они играют в создании конкретного образа (и возможен ли образ при таком наборе малопонятных слов?)

В. Хлебников « Бобэоби пелись губы…»

В. Хлебников « Свобода приходит нагая…»

Слово учителя:

В поэзии начала века эгофутурист Игорь Северянин – фигура своеобразная и противоречивая. Его называли «жеманным», отмечали пристрастие к «безвкусному» содержанию, увлечение иностранными словами и именами, ложную, балаганную красивость, декоративность, вычурность.

8.Сообщение учащегося о биографии И. Северянина.

9.Чтение и анализ стихотворений.

И. Северянин « В блёсткой тьме»

1.Выделите новые слова.

2.Какой смысл вкладывал поэт в эпитет «блёсткий»?

3.В какой манере противопоставляет себя лирический герой другим людям? Приведите примеры.

И. Северянин « Я, гений Игорь Северянин…»

1. Приведите примеры новых слов.

2.Как создан образ «поэтической славы»?

10.Самостоятельная работа над стихотворением «Кензель»

1.Понравились ли стихи? О чём они?

2.Запишите в тетрадь новые слова.

3.Выпишите из стих. художественные сравнения.

Слово учителя:

Поэзия Северянина очень музыкальна. Повтор звуков, напевность, игра цвета были характерны и для песен начала 20 века А. Вертинского.

11 . Сообщение учащегося о биографии А. Вертинского.

Прослушивание песен А.. Вертинского («Танго «Магнолия», «Маленькая балерина», «В синем и далёком океане…»)

Перекликаются ли песни Вертинского со стихами Северянина?

Слово учителя:

Чаще всего русский футуризм связывают с именем В. Маяковского. Новизна созданных им ритмов говорила о том, что в поэзию пришёл художник с принципиально новым отношением к поэтическому творчеству.

12.Чтение и анализ стихотворений.

В. Маяковский стих. «Ночь»

1. Какую роль играет в нём цвет?

2. Как в нём переданы движение, динамика, стремительность?

3.Докажите, что Маяковский был футуристом. Приведите примеры созданных им новых слов и образов.

- рассмотрите репродукции картин П. Пикассо «Герника» и Т. Мунка «Крик»

В. Маяковский стих. «Утро»

1.Какие строчки из этих стих. Маяковского можно «спроецировать» на эти картины?

2.Какие картины нарисовали бы вы к стихотворениям?

3.Как вы думаете, чем это стихотворение возмущало публику?

Слово учителя:

Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по –разному проявился в искусстве. Такие яркие индивидуальности, как Хлебников, Маяковский, Каменский, Северянин нашли свой способ самовыражения с помощью системы приёмов, названных ими «футуризмом». Но их творчество – шире манифестов и деклараций, хотя новаторские приёмы футуристов навсегда остались в их поэзии. Своими творческими открытиями они обогатили русскую поэзию 20 столетия.

Бунтарство эстетики футуристов было реакцией на стремительно меняющийся мир.

Читающая публика отстранилась от образов этого направления, но нельзя не увидеть и

положительный момент. Футуризм раздвинул границы поэзии и окружающего мира, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой сотворчества читателя, а смелые эксперименты со словом получили в дальнейшем развитие в русской литературе.

13. Подведение итогов урока:

Что нового вы узнали на уроке?

Что интересного для себя открыли?

Какое направление модернизма кажется более понятным?

Какое направление больше всего понравилось?

Выставление оценок.

14.Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов-футуристов. Письменный вопрос –« Футуризм – пощёчина общественному вкусу. Так ли это?»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Происхождение футуризма.

Наибольшее развитие течение получило в Италии и России. Для итальянских футуристов характерны эстетическая агрессия и вообще культ силы и войны. Война ими воспринималась как «гигиена» мира, что в последствии некоторых привело в лагерь итальянского диктатора Муссолини.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. Эстетической предпосылкой его стал символизм. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. В центре был человек, а не тайна. Художественная картина мира, создаваемая футуристами, базировалась на системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних образ города выступает как выражение сущности жизни и современной культуры. Другие относились к городу резко отрицательно. Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Искусство было для них важнейшим средством в преобразовании человека и мира. Они объявляли предшествующую литературу и искусство как нечто отжившее и не соответствующее современности, выдвинули идею искусства способную реальным словом преобразовать мир. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. Их бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности, хотя они считали себя противниками буржуазного общества.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел 1- й сборник «Садок судей». Первая декларация «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты заявляли: «Только мы лицо нашего времени», «Прошлое тесно», «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов». Именно эти тезисы, выражавшие ненависть ко всему существовавшему до них принесли им скандальную славу и известность. 1913 год манифест из сборника «Садок судей – 2». Программа футуристов была конкретизирована: отрицали грамматику, синтаксис, правописание; говорили о новых рифмах, ритмах, размерах стиха, новых словах и темах. В качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Футуризм был неоднороден как течение. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. Горький указывал на то, что русского футуризма как единого течения нет, а есть отдельные талантливые писатели.

«Гилея» - кубофутуристы: Хлебников, Маяковский – это самое агрессивное крыло в русском футуризме. Многие их творческие решения определялись искусством авангардной живописи.

    «Ассоциация эгофутуристов»: эта группа была ответвлением акмеизма. Основным принципом был принцип самоутверждения личности, органическое соединение новаторства и традиций. Для представителей этого течения были характерны песенность и музыкальность стиха.

    «Мезонин в поэзии»: Хрисанф, Шершневич.

    «Центрифуга»: Бобров, Пастернак.

Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья». Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии.

- Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.

    МОГАТЫРЬ

    ЛГАВДА.

    БУДРЕЦЫ.

    БУДЕТЛЯНЕ.

    ТВОРЯНИН.

«Пощечина общественному вкусу»

Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин - непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова?
Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанные этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузьминым, Буниным и проч., и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. Hа увеличение словаря поэта в его объеме произвольными и производными словами (слово - новшество).
2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошевой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «Здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Hовой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва. 1912 г. декабрь.
Д. Бурлюк, Александр Крученых,
В. Маяковский, Виктор Хлебников.

А. Е. Кручёных, В. В. Хлебников «Слово как таковое» (1913 г.)

«Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок, петель и заплат, занозистая поверхность, сильно шероховатая)…У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел…

Как картины, писанные киселём и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы даём образец иного звуко- словосочетания:

Дыр, булл, щыл,

Убешур

скум

ы со бу

р л эз.

(Кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина.) Живописцы – будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне – речетворцы – разрубленными словами, полусловами и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудится бездарности и ученики(трудолюбивый медведь Брюсов, пять раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…). Речетворцы должны бы писать на своих книгах:

ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!»

    Всё ли вам понятно в манифесте? Принимаете ли вы его или отвергаете?

    Данный манифест - не розыгрыш, не «шутка», а серьёзный факт литературы. Что даёт основание назвать этот документ серьёзным?

    Какие идеи положены в его основу? Что в нём положительного?

    Найдите в манифесте слова, которые могут разъярить человека, любящего классическую литературу.

Игорь Северянин

ЭПИЛОГ

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

От Баязета к Порт-Артуру

Черту упорную провел.

Я покорил литературу!

Взорлил, гремящий, на престол!

Я - год назад - сказал: "Я буду!"

Год отсверкал, и вот - я есть!

Среди друзей я зрил Иуду,

Но не его отверг, а - месть.

"Я одинок в своей задаче!"-

Прозренно я провозгласил.

Они пришли ко мне, кто зрячи,

И, дав восторг, не дали сил.

Нас стало четверо, но сила

Моя, единая, росла.

Она поддержки не просила

И не мужала от числа.

Она росла в своем единстве,

Самодержавна и горда,-

И, в чаровом самоубийстве,

Шатнулась в мой шатер орда...

От снегоскалого гипноза

Бежали двое в тлен болот;

У каждого в плече заноза,-

Зане болезнен беглых взлет.

Я их приветил: я умею

Приветить все,- божи, Привет!

Лети, голубка, смело к змию!

Змея, обвей орла в ответ!

Я выполнил свою задачу,

Литературу покорив.

Бросаю сильным наудачу

Завоевателя порыв.

Но, даровав толпе холопов

Значенье собственного "я",

От пыли отряхаю обувь,

И вновь в простор - стезя моя.

Схожу насмешливо с престола

И, ныне светлый пилигрим,

Иду в застенчивые долы,

Презрев ошеломленный Рим.

Я изнемог от льстивой свиты,

И по природе я взалкал.

Мечты с цветами перевиты,

Росой накаплен мой бокал.

Мой мозг прояснили дурманы,

Душа влечется в примитив.

Я вижу росные туманы!

Я слышу липовый мотив!

Не ученик и не учитель,

Великих друг, ничтожных брат,

Иду туда, где вдохновитель

Моих исканий - говор хат.

До долгой встречи! В беззаконце

Веротерпимость хороша.

В ненастный день взойдет, как солнце,

Моя вселенская душа!

КЕНЗЕЛИ

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево...

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена -

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...

Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -

Вы такая эстетная, Вы такая изящная...

Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,

И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,

Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,

И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым -

Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

В блесткой тьме

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:

Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.

Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

1913

И. Северянин.

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

    Он тем хорош, что он совсем не то,
    Что думает о нём толпа пустая,
    Стихов принципиально не читая,
    Раз нет в них ананасов и авто.
    Фокстрот, кинематограф и лото –
    Вот, вот куда людская мчится стая!
    А между тем душа его простая,
    Как день весны. Но это знает кто?
    Благословляя мир, проклятье войнам
    Он шлёт в стихе, признания достойном,
    Слегка скорбя, подчас слегка шутя
    Над нею первенствующей планетой…
    Он в каждой песне, им от сердца спетой,
    Иронизирующее дитя.

Для обобщения знаний по направлениям:

Символизм

    Музыкальность

    Поиск новых стихотворных размеров

    Возвышенность тематики

    Многозначность, расплывчатость образов

    Недосказанность

Акмеизм

    Освобождение от символа

    Возвращение слову первоначальный смысл

    Равное отношение к форме и смыслу, предметность, четкость, простота

    Поэзия = ремесло

Футуризм

    Отказ от традиционной культуры.

    Анархическое бунтарство.

    Абсолютная свобода творчества.

    Отказ от литературных и языковых норм.

    Устремлённость в будущее.

    Эпатаж как средство воздействия на публику.

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Задача футуризма заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей.

«Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент - кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

Период расцвета авангарда, 1912-1916 годы - это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов.

Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.

Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. «Всечество» стало одним из важнейших футуристических художественных принципов.

Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками <...> и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма - Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга! <...>

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Урок 22. Футуризм
Цели урока: дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов.
Методические приемы: лекция учителя с элементами беседы.
Ход урока
I. Лекция учителя
Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь
новой
культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира
средствами
искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии
направления
заключено стремление к будущему (от дат. futurum - будущее).
Футуризм - авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ
века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее
разрушение форм и
условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией -
философскими
идеями А. Бергсона, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, провозглашавшими интуитивизм
(познание
действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной
культуры, идеал
«сверхчеловека», свободного о каких-либо моральных ограничений, от власти
объективных
законов. Эти взгляды были восприняты в качестве философских предпосылок русского
футуризма.
Эстетической его предпосылкой стал символизм. Отталкиваясь от принципов этого
литературного направления, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали
«пользу», а
не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности,
мистицизма,
присущих символизму. Футуристы противопоставили всему обществу свои
радикальные взгляды,
тезису «Искусство для искусства» - лозунг «Искусство для масс», провозгласили
антиэстетизм.
Считается, что предшественником русского футуризма был итальянский футуризм.
Впервые этот термин был введен литератором Филиппо Маринетти, который в
парижской газете
«Фигаро» (20 февраля 1909 года) опубликовал «Манифест о футуризме». Это
авангардистское
европейское художественное течение получило распространение во Франции, Англии,
Австрии,
Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы старались
отмежеваться от
итальянских корней.
Современность футуризма проявлялась в создании иной художественной картины
мира,
базирующейся на новой системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних
представителей футуризма (В. Шершневич, И. Северянин) образ города выступает как
выражение
сущности жизни, современной культуры ХХ века. Поэзия И. Северянина насыщена
образами
автомобилей, аэропланов, примет современной цивилизации (например,
стихотворение

«Пролог», 1911 г.).
(Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик.)
Большинство русских футуристов относилось к городу резко отрицательно. Главная
причина такого отношения - «адская» сущность города, где человек не просто
оглушен
бездушной «новой техникой», но и раздавлен темной, бездушной силой (В.
Маяковский «Адище
города», 1913 г.).
Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Он понимался
ими
как макрокосм, а человек - как микрокосм. Развитие мира рассматривалось как
движение к
всеединству. Бытие цивилизованного человечества выступало в единстве со
Вселенной, а космизм
придавал целостное восприятие. В стихотворении Маяковского «Эй!» (1916) человек
выступает
субъектом планетарного и космического преобразовательного действия.
Для русских футуристов современный мир - это движение, устремленность в
будущее.
Они буквально жили им. Идти в будущее означало творить его.
Русские футуристы рассматривали искусство как важнейшее средство отражения
тенденций эпохи, преобразования человека и мира, созидания новой реальности. То
есть, по
мнению футуристов, искусство играет преобразующую и созидающую роль. Однако
прошлое, в
том числе и искусство прошлого, они рассматривали лишь как «собрание окаменелых
ценностей».
Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вы шел в свет
первый
футуристический сборник «Садок Судей», его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников
и В.
Каменский. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты скоро составили
наиболее
влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи (Гилея -
древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка
управлял
имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Кроме того,
заметными
группами были «эгофутуристы» (И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.) и
объединение
«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.). Подобно другим
модернистским
течениям, футуризм был неоднороден, а полемика внутри футуристических
группировок была
особенно непримирима.
Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году.
Молодые поэты (Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников) заявляли: «Только мы -
лицо
нашего времени... Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов...
Бросить
Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности...». Эти
эпатирующие публику тезисы, выражение «ненависти к существовавшему до них
языку»,

презрения к «Здравому смыслу» и «Хорошему вкусу» принесло поэтам скандальную
славу и
известность. В манифесте из сборника «Садок Судей II» (1913) программа футуристов
была
конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы,
рифмы,
размеры стиха; новые слова и новые темы; презрение к славе: «нам известны чувства,
не жившие
до нас. Мы новые люди новой жизни».
По размаху притязаний и по резкости их выражения футуризм не знал себе равных.
Маяковский заявлял претензии «стать делателем собственной жизни и законодателем
для жизни
других». Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной
программы
была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного
преобразить мир. При
этом они стремились рационально обосновать творчество с опорой на
фундаментальные науки -
физику, математику.
Футуризм выходил за рамки собственно литературы, был тесно связан с авангардными
группировками художников 1910-х годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз
молодежи».
Большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью. Художник
Татлин
всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты
городов-
спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников предлагал новый
универсальный язык.
Мироздание воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической
площадки.
Грядущая революция была желанна, потому что понималась как массовое
художественное
действо, вовлекающее в игру весь мир. Футуристы не только декларировали свои
лозунги, они
действовали: после Февральской революции 1917 года образовали воображаемое
«Правительство
Земного Шара». От имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылал
письма и
телеграммы Временному правительству с требованием отставки. Футуристы Гилеи,
или будетляне,
как они себя называли, действительно были уверены в преобразующей силе своего
искусства. Тяга
футуристов к эпатажу обывателя проявлялась в массовых театрализованных действах,
вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-хулигана.
Оптимальной
читательской реакцией на их творчество было для футуристов не похвала или
сочувствие, а
неприятие, протест. Такую реакцию они намеренно провоцировали, хотя бы
нагнетанием в поэзии
шокирующего безобразия: «дохлая луна», «звезды - черви, пьяные туманом»
(Бурлюк), «улица
провалилась, как нос сифилитика» (Маяковский).
Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только

обновили значения многих слов, но активно занимались словотворчеством,
использовали в
поэзии новые композиционные и даже графические эффекты. Например, Василий
Каменский в
своих «железобетонных поэмах» расчерчивал страницу на неправильные
многоугольники и
заполнял их словами или обрывками слов. Стихотворение превращалось в
типографскую
картинку. Вообще визуальному воздействию текста придавалось большое значение:
проводились
эксперименты с фигурным расположением слов, использованием разноцветных и
разномасштабных шрифтов, расположением строчек «лесенкой» и т.п.
Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было
дробить,
переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных
слов.
Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению
многих
неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста слова эти не пошли:
«могатырь»,
«лгавда», «будрецы», «творяне» (Хлебников); «огрезитъ «ветропросвист», «грезэрка»,
«стоэкранно» (Северянин). Тот же Северянин мастерски играет словами, прославляя
Ф. Сологуба,
введшего его в литературу: «Он - чарователь, чаровальщик, / Чарун, он - чарник,
чародей...».
II. Беседа по поэзии Хлебникова
Похожий эксперимент проводит В. Хлебников в «Заклятии смехом» (1910):
(Стихотворение читает учитель.)
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных -
Смех усмейных смехачей!
Задание: Попробуйте понять значение этих и других неологизмов, оттенков
однокоренных слов и оценить словотворчество футуристов.
Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и
суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он
пытался
«найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских
слов из
одного в другое - свободно плавить слова». Языковой эксперимент превращался в
эстетический
факт.
- Каковы корни стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»?
(Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)
Была попытка создать особый, «заумный» язык: «Живописцы будетляне любят
пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными
словами и их
причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов «Слово как таковое»).
Особая
роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев»,
обладает

определенной семантикой (смыслом). Знаменито «заумное» стихотворение В.
Хлебникова:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
- Каково значение звуков в этом стихотворении?
(Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой
символ - птиц. (Отец Хлебникова был орнитологом.) Этот символ, считал поэт,
должен
передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык
символизировал связь между на родами и континентами. «Заумный» язык для
Хлебникова -
язык будущего, способный служить объединению людей.)
III. Слово учителя о В. Хлебникове
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) был в среде своих
соратников
безусловным авторитетом.
Современники вспоминали, что поэт жил в каком-то своем, особом мире. Он часто
писал
свои стихи в самых неожиданных, неподходящих для этого занятия местах: в магазине
- на
оберточной бумаге, в книжной лавке - на обложке любой книги, в постели - на
краешке
подушки, - везде, где находился клочок бумаги. Хлебников не заботился о том, чтобы
сохранить
свои творения. Как они легко писались у него, так легко и исчезали. Он мог подарить,
потерять
стихи, мог пустить их на растопку костра, мог набить ими наволочку и использовать
вместо
подушки.
Хлебникова многие считали юродивым, чудаком. Н. Асеев писал о нем: «Был он похож
больше всего на длинноногую задумчивую птицу, с его привычкой стоять на одной
ноге, и его
внимательным глазом, с его внезапными отлетами и улетами во времена будущего».
Свое
назначение он видел в том, чтобы нести миру новое «самовитое» слово. Не случайно
он выбрал
себе имя Велимир (повелевающий миром).
Хлебников видел мир с неожиданной стороны, взгляд этот, с одной стороны, по-детски
свеж и наивен, с другой - аналитичен. Есть у него стихотворения, совершенно не
похожие на
«заумь», простые и глубокие:
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!
1912
Хлебников стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить

утраченную миром гармонию. Главной для него была проблема времени: сопоставляя
даты
исторических событий, поэт стремился понять законы развития человечества,
математически
точно прочертить путь в будущее. Отношение к мирозданию у Хлебникова порой
тютчевское:
Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды - невод, рыбы - мы,
Боги - призраки у тьмы.
1915
Хлебников оказал огромное влияние на развитие русской поэзии ХХ века, что
признавалось поэтами, занимающими совершенно разные эстетические позиции. Вот
что писал
сам Хлебников «О стихах» (1920-1921): «Чары слова, даже непонятного, остаются
чарами и не
утрачивают своего могущества. Стихи могут быть понятными, могут быть
непонятными, но
должны быть хороши, должны быть истовенными... Речь высшего разума, даже
непонятная,
какими-то семенами падает в чернозем духа и позднее загадочными путями дает свои
всходы.
Разве понимает земля письмена зерен, которые бросает в нее пахарь? Нет. Но осенняя
нива все же
вырастает ответом на эти зерна. Впрочем, я совсем не хочу сказать, что каждое
непонятное
творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следует отвергать творчество, если
оно непонятно
данному слою читателей».
Попробуем последовать совету Велимира Хлебникова и приглядеться к
футуристическим
стихам, вслушаться в них.
IV. Реализация домашнего задания
Читаем подготовленные стихотворения и пытаемся разобраться в их поэтике.
- Какие явления современного искусства, культуры напоминают о футуризме?
Пример анализа стихотворения.
Учитель читает стихотворение В. Хлебникова:
Мне видны - Рак, Овен,
И мир лишь раковина,
В которой жемчужиной
То, чем недужен я.
В шорохов свисте шествует стук вроде «Ч».
И тогда мне казались волны и думы - родичи.
Млечными путями здесь и там возникают женщины.
Милой обыденщиной
Напоена мгла.
В эту ночь любить и могила могла...
И вечернее вино
И вечерние женщины
Сплетаются в единый венок,
Которого брат меньший я.
1908

Стихотворение, впервые опубликованное в «Изборнике стихов» 1914 г., было написано
шестью годами раньше, когда Хлебников, прежде учившийся в Казанском
университете,
перебрался в Пете и поступил в столичный университет (сначала на естественное
отделение, а
потом на историко-филологический факультет). Главное, что влекло начинающего
поэта в
столицу, - литературные интересы: здесь он обращает на себя внимание маститых
поэтов Вяч.
Иванова и М. Кузмина, сближается с писателями, входившими в «Кружок молодых»
(С.
Городецким, А. Толстым, Н. Гумилевым). Для делающего первые шаги в серьезную
литературу
новичка было бы естественно примкнуть к той или иной влиятельной стилевой
традиции, в
данном случае символистской. Некоторые отголоски символистской образности в
анализируемом
стихотворении можно различить: в мифо-поэтическом собирательном образе
«женщин»,
принадлежащих небу, можно увидеть отражение культа «Прекрасных Дам» русского
символизма;
«вечерне-ночной» колорит хлебниковского космического пейзажа вполне
соответствует
символистским устремлениям.
Однако уже на уровне первичного восприятия текста у читателя, знакомого с
символистской поэзией, формируется ощущение принципиально новой по сравнению
с
художественным миром символизма поэтики.
- Каково основное отличие этого стихотворения от знакомой вам символистской
поэтики?
(Главное отличие от символистских текстов - мажорный, жизнеутверждающий тон
стихотворения, отсутствие типичного для предшественников Хлебникова конфликта
мечты
и действительности, стирание границы между лирическим «я» и мирозданием. Земля
и небо,
человек и космос не противопоставлены, но образуют единое поэтическое
пространство, в
котором лирический герой с его чувствами (высоким «недугом») - венец и
сердцевина
(«жемчужина») творения. Ему внятны движения светил и шорохи космических
пространств,
но он не сторонится и «милой обыденщины» земных ощущений. Более того,
признание в любви
адресуется одновременно земле и небу, само это чувство обретает в сознании
лирического
героя характер универсальной космогонической силы, способной устранить власть
времени,
стереть границу между «здесь и там жизнью и смертью (даже «могила» способна
«любить»).
- Какими же изобразительно-выразительными средствами передана идея «стирания
граней», устранения одиночества, идея «братства» человека и мира?
(Ритмика стихотворения укладывается в общую тенденцию в стихосложении начала
ХХ века: переход от «классической» силлабо-тоники к акцентному стиху. Характерной
для

поэзии Хлебникова чертой, проявившейся и в данном тексте, является
микрополиметрия, т. е.
очень частая (едва ли не в каждой строчке) перемена ритмического рисунка. От этого
движение стихотворения становится непредсказуемым, каждая следующая строчка
заставляет оглядываться на предыдущую.
Постоянные ритмические метаморфозы стиха повышают значимость рифмы,
становящейся важнейшим фактором композиции. Хлебников явно неравнодушен к
составным
рифмам: почти всякий раз он соотносит в рифмуемой паре слово со словосочетанием.
Ритмически выделенные в первой строке слова Рак, Овен (отсутствие союза между
ними
заставляет делать значительную паузу при чтении вслух) рифмуются со словом
раковина.
Это неожиданное фонетическое сближение обнаруживает между словами и
смысловую связь
(Рак и Овен - созвездия, а небесная сфера, на которой они размещены, уподобляется
раковине),
а главное - заставляет воспринимать как единицы смысла не только целые слова, но
и их
части - слоги и даже отдельные звуки. Действительно, в слове раковина» проступают
не
только слова Рак и Овен, но и иные семантизированные комбинации. Например, Ра -
бог солнца
у древних египтян, а также, что менее известно, второе название Волги, что для
волжанина
Хлебникова очень значимо. За вычетом слога «ра» - в сочетании Рак - Овен
остается
комбинация ковен, прочитываемая как анаграмма слова венок.
Венок (или его ассоциативный «двойник» - звездное ожерелье) - и важнейший
образ-
символ стихотворения, и его композиционная формула: текст сплетен из «звездной
пыли»
отдельных звуков и слогов. В то время как женщины плетут венки из цветов, поэт
воспринимает небо как цветочное поле, а звезды - как живые растения. Вообще
говоря, идея
взаимопроникновения всего и вся в мироздании, идея братства людей, зверей,
растений и звезд
- самая главная «сердечная» идея Хлебникова.)
Продолжим семантико-фонетический анализ текста. Венок зарифмован в
стихотворении
с вином, это еще одна смысловая и звуковая «ниточка»; протянутая сквозь текст.
Звуковой
комплекс вин присутствовал уже в словах раковина и Овен (здесь гласный «и»
редуцирован); еще
чаще повторяется в тексте сочетание ин (в жемчужине и в соответствующей рифме
недужен я; в
дважды использованном слове женщины, а также в словах обыденщина и единый).
Звук «и»
повторяется в стихотворении 27 раз. Повторы этого высокотонального,
«пронзительного» звука
сродни световым лучам, испускаемым звездами. В этой связи уместно вспомнить, что
сам поэт,
размышляя о волшебной силе заговоров и заклинаний, сопоставлял подобные
«звуковые

очереди» с «рядом проносящихся перед сумерками нашей души истин». Отношение к
звукам как к
«летучим истинам» сопрягало в сознании Хлебникова с понятием «звездного языка»
- чистого,
глубинного смысла, выражаемого звуками.
«Слово особенно звучит, - писал Хлебников в «Досках Судьбы»,- когда через него
просвечивает иной «второй смысл», когда оно стекло для смутной, закрываемой им
тайны,
спрятанной за ним, когда через слюду обыденного смысла светится второй, темной
избой в окне
слова... Это речь дважды разумная, двоякоумная = двуумная. Обыденный смысл лишь
одежда для
тайного».
«Кружеток» - этот хлебниковский неологизм (из стихотворения «Ах, если бы! если бы
это!») лучше всего передает характер движения звуков в его стихотворении: свивая
слоги и
сплетая звуки, поэт выстраивает композиционную спираль, в которой образы
наделяются
вторичными смыслами. Эти новые (или, как их называют, окказиональные) значения
связывают
воедино «раковину мира» с «жемчужиной» человека, соотносят небесную сферу с
космосом
сознания: волны мирового эфира оказываются «родичами» человеческих дум. Кстати,
это
метафорическое уравнение («волны я думы - родичи») есть выражение излюбленной
хлебниковской мысли о «волнообразном состоянии истины».
- Как вы себе представляете «шествие стука вроде «Ч»? Что хотел сказать автор?
(То, что происходит в «чаше человеческого черепа» становится в восприятии
Хлебникова зеркальным отражением общепланетарных процессов. Вот почему так
значим
акустический образ «стука вроде «Ч» - прямое указание на «звездный язык»:
впервые
прозвучав в слове «жемчужина», а потом явившись как самостоятельная смысловая
единица,
этот звук проникает далее в слова «млечный» и «вечерние» укреплял тем самым
связь между
личным, интимным чувством человека и общим состоянием космоса. В свою очередь,
сонорные
звуки «м» и «л», соседствующие с «ч» в слове «млечный», также связывают карту
звездного
неба с миром человеческих эмоций, заставляя почувствовать семантическое родство
таких
разнородных (вне контекста этого стихотворения) слов, как «милый», «мгла»,
«могила».
Единство человека и космоса, эта главная «идея» стихотворения, представлена в
тексте не
как риторическая формулировка, но как веер фонетических и образных
соответствий»,
порождающих целую галактику мерцающих смыслов.
Конечно, это стихотворение может быть воспринято иначе: хлебниковский текст
нацеливает на поиск все новых и новых семантических ассоциаций. Понять
творчество
Хлебникова - значит понять, целое мироздание, заключенное в его слове.)
V. Чтение и анализ стихотворения «Кузнечик» (1908-1909)

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
- Определите, как созданы неологизмы?
(«Крылышкуя» образовано от существительного «крылышко» и имеет признаки
деепричастия - сравним: «рисуя», «воркуя»; «золотописьмо» - сложное слово,
образованное
слиянием слов золото» и «лебедиво» сочетает в себе слова «лебедь», «лебединый» и
«диво».
Неясным по происхождению остается слово «зинзивер», но это явно существительное,
судя по
контексту и форме слова, кроме того, значение его выступает из звукового,
фонетического
образа.)
- Что еще можно сказать о звуковых образах этого стихотворения?
(В стихотворении ясно слышны ассонансы - пять раз встречается звук «у»,
одиннадцать раз - «и» (обратим внимание, что в словах «тончайших», «жил» буква
«и»
обозначает звук «ы»!); аллитерации на взрывные глухие «к», «т», «п», придающие
легкость,
воздушность образу; звонкие «з», «ж» и глухие «ш», которые передают жужжание
насекомых
и шорох травы; сонорные «л», «р», дополняющие звуковой образ светлой природы.)
VI. Заключительное слово учителя
Надо сказать, что Хлебников впервые в русской поэзии применил консонансы -
созвучия, в которых при совпадении согласных в ударных слогах рифмующихся слов
не совпадают
ударные гласные: жребий - рыбий; копоть - капать; ввел разноударные рифмы: из
мешка -
усмешка, истины - истины.
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно
меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись
разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и
созидательным
художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых
функциях
искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые
эксперименты со словом получили развитие в литературе.
VII. Задания по творчеству футуристов
Вариант 1
1. Дайте определение футуризму.
2. Как назывался первый русский футуристический сборник?
3. Как называлась декларация футуристов, опубликованная в 1912 году?
4. Чем, по-вашему, вызвано желание футуристов «бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»?
5. Назовите поэтов, принадлежащих к группе «кубофутуристов».
6. Какой из поэтов не входил в состав объединения «Центрифуга»?
а) Б. Пастернак, б) Н. Асеев, в) Д. Бурлюк, г) С. Бобров.
7. Выскажите свое отношение к творчеству футуристов. Ответ обоснуйте.
Вариант 2

1. Какой год считается временем рождения русского футуризма?
2. Кто авторы первого русского футуристического сборника?
3. Какая группа футуристов была наиболее влиятельной в этом течении?
4. Назовите основные положения программы футуристов. Выскажите свое отношение
к
этим положениям.
5. Назовите поэтов, принадлежащих к группе «эгофутуристов».
6. Какой из неологизмов не принадлежит В. Хлебникову:
а) «лгавда», в) «будрецы»,
б) «могатырь», г) «огрезить».
7. Что привлекает вас в творчестве В. Хлебникова?
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение И. Северянина (на выбор), проанализировать его.
2. Индивидуальное задание: доклад или реферат «Авангардная живопись начала ХХ
века» или «Кубизм и кубофутуризм».__