Элиста – столица Калмыцкой республики. Достопримечательности, развлечения и экскурсии Калмыкии

Как работает электронно-лучевая трубка?

Электронно-лучевые трубки - это электровакуумные приборы, в которых образуется электронный пучок малого поперечного сечения, причем электронный пучок может отклоняться в желаемом направлении и, попадая на люминесцентный экран, вызывать его свечение (рис. 5.24). Электронно-лучевая трубка является электронно-оптическим преобразователем, превращающим электрический сигнал в соответствующее ему изображение в виде импульсного колебания, воспроизводимого на экране трубки. Электронный пучок образуется в электронном прожекторе (или электронной пушке), состоящем из катода и фокусирующих электродов. Первый фокусирующий электрод, который называют также модулятором , выполняет функции сетки с отрицательным смещением, направляющей электроны к оси трубки. Изменение напряжения смещения сетки влияет на число электронов, а следовательно, на яркость получаемого на экране изображения. За модулятором (в направлении к экрану) расположены следующие электроды, задачей которых является фокусирование и ускорение электронов. Они действуют на принципе электронных линз. Фокусирующе-ускоряющие электроды называются анодами и на них подается положительное напряжение. В зависимости от типа трубки анодные напряжения имеют значения от нескольких сотен вольт до нескольких десятков киловольт.

Рис. 5.24. Схематическое изображение электронно-лучевой трубки:

1 - катод; 2 - анод I: 3 - анод II; 4 - горизонтальные отклоняющие пластины; 5 - электронный пучок; 6 - экран; 7 - вертикальные отклоняющие пластины; 8 - модулятор


В некоторых трубках фокусировку пучка производят с помощью магнитного поля путем использования катушек, расположенных снаружи лампы, вместо электродов, находящихся внутри трубки и создающих фокусирующее электрическое поле. Отклонение пучка также осуществляется двумя методами: с помощью электрического или магнитного поля. В первом случае в трубке помещают отклоняющие пластины, во втором - снаружи трубки монтируют отклоняющие катушки. Для отклонения как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях используют пластины (или катушки) вертикального или горизонтального отклонения луча.

Экран трубки покрыт изнутри материалом - люминофором, который светится под влиянием бомбардировки электронами. Люминофоры отличаются различным цветом свечения и разным временем свечения после прекращения возбуждения, которое называется временем послесвечения . Обычно оно составляет от долей секунды до нескольких часов в зависимости от назначения трубки.

С 1902 года с трубкой Брауна работает Борис Львович Розинг . 25 июля 1907 года он подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояния». Развертка луча в трубке производилась магнитными полями, а модуляция сигнала (изменение яркости) с помощью конденсатора, который мог отклонять луч по вертикали, изменяя тем самым число электронов, проходящих на экран через диафрагму. 9 мая 1911 года на заседании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и приём их с воспроизведением на экране ЭЛТ.

В начале и середине XX века значительную роль в развитии ЭЛТ сыграли Владимир Зворыкин , Аллен Дюмонт и другие.

Классификация

По способу отклонения электронного луча все ЭЛТ делятся на две группы: с электромагнитным отклонением (индикаторные ЭЛТ и кинескопы) и с электростатическим отклонением (осциллографические ЭЛТ и очень небольшая часть индикаторных ЭЛТ).

По способности сохранять записанное изображение ЭЛТ делят на трубки без памяти, и трубки с памятью (индикаторные и осциллографические), в конструкции которых предусмотрены специальные элементы (узлы) памяти, с помощью которых единожды записанное изображение может многократно воспроизводиться.

По цвету свечения экрана ЭЛТ подразделяются на монохромные и многоцветные. Монохромные могут иметь разный цвет свечения: белый, зелёный, синий, красный и другие. Многоцветные подразделяются по принципу действия на двухцветные и трёхцветные. Двухцветные - индикаторные ЭЛТ, цвет свечения экрана которых меняется или за счет переключения высокого напряжения, или за счет изменения плотности тока электронного луча. Трёхцветные (по основным цветам) - цветные кинескопы, многоцветность свечения экрана которых обеспечивается специальными конструкциями электронно-оптической системы, цветоделительной маски и экрана.

Осциллографические ЭЛТ подразделяют на трубки низкочастотного и СВЧ диапазонов. В конструкциях последних применена достаточно сложная система отклонения электронного луча.

Кинескопы подразделяют на телевизионные, мониторные и проекционные (применяются в видеопроекторах). Мониторные кинескопы имеют меньший шаг маски, чем телевизионные, а проеционные кинескопы имеют повышенную яркость свечения экрана. Они являются монохромными и имеют красный, зелёный и синий цвет свечения экрана.

Устройство и принцип работы

Общие принципы

Устройство чёрно-белого кинескопа

В баллоне 9 создан глубокий вакуум - сначала выкачивается воздух, затем все металлические детали кинескопа нагреваются индуктором для выделения поглощённых газов, для постепенного поглощения остатков воздуха используется геттер .

Для того, чтобы создать электронный луч 2 , применяется устройство, именуемое электронной пушкой . Катод 8 , нагреваемый нитью накала 5 , испускает электроны. Чтобы увеличить испускание электронов, катод покрывают веществом, имеющим малую работу выхода (крупнейшие производители ЭЛТ для этого применяют собственные запатентованные технологии). Изменением напряжения на управляющем электроде (модуляторе ) 12 можно изменять интенсивность электронного луча и, соответственно, яркость изображения (также существуют модели с управлением по катоду). Кроме управляющего электрода, пушка современных ЭЛТ содержит фокусирующий электрод (до 1961 года в отечественных кинескопах применялась электромагнитная фокусировка при помощи фокусирующей катушки 3 с сердечником 11 ), предназначенный для фокусировки пятна на экране кинескопа в точку, ускоряющий электрод для дополнительного разгона электронов в пределах пушки и анод. Покинув пушку, электроны ускоряются анодом 14 , представляющем собой металлизированное покрытие внутренней поверхности конуса кинескопа, соединённое с одноимённым электродом пушки. В цветных кинескопах со внутренним электростатическим экраном его соединяют с анодом. В ряде кинескопов ранних моделей, таких, как 43ЛК3Б, конус был выполнен из металла и представлял анод сам собой. Напряжение на аноде находится в пределах от 7 до 30 киловольт. В ряде малогабаритных осциллографических ЭЛТ анод представляет собой только один из электродов электронной пушки и питается напряжением до нескольких сот вольт.

Далее луч проходит через отклоняющую систему 1 , которая может менять направление луча (на рисунке показана магнитная отклоняющая система). В телевизионных ЭЛТ применяется магнитная отклоняющая система как обеспечивающая большие углы отклонения. В осциллографических ЭЛТ применяется электростатическая отклоняющая система как обеспечивающая большее быстродействие.

Электронный луч попадает в экран 10 , покрытый люминофором 4 . От бомбардировки электронами люминофор светится и быстро перемещающееся пятно переменной яркости создаёт на экране изображение.

Люминофор от электронов приобретает отрицательный заряд, и начинается вторичная эмиссия - люминофор сам начинает испускать электроны. В результате вся трубка приобретает отрицательный заряд. Для того, чтобы этого не было, по всей поверхности трубки находится соединённый с анодом слой аквадага - проводящей смеси на основе графита (6 ).

Кинескоп подключается через выводы 13 и высоковольтное гнездо 7 .

В чёрно-белых телевизорах состав люминофора подбирают таким, чтобы он светился нейтрально-серым цветом. В видеотерминалах, радарах и т. д. люминофор часто делают жёлтым или зелёным для меньшего утомления глаз.

Угол отклонения луча

Углом отклонения луча ЭЛТ называется максимальный угол между двумя возможными положениями электронного луча внутри колбы, при которых на экране ещё видно светящееся пятно. От величины угла зависит отношение диагонали (диаметра) экрана к длине ЭЛТ. У осциллографических ЭЛТ составляет как правило до 40°, что связано с необходимостью повысить чувствительность луча к воздействию отклоняющих пластин и обеспечить линейность характеристики отклонения. У первых советских телевизионных кинескопов с круглым экраном угол отклонения составлял 50°, у чёрно-белых кинескопов более поздних выпусков был равен 70°, начиная с 1960-х годов увеличился до 110° (один из первых подобных кинескопов - 43ЛК9Б). У отечественных цветных кинескопов составляет 90°.

При увеличении угла отклонения луча уменьшаются габариты и масса кинескопа, однако:

  • увеличивается мощность, потребляемая узлами развёртки. Для решения этой проблемы уменьшался диаметр горловины кинескопа, что, однако, потребовало изменения конструкции электронной пушки.
  • возрастают требования к точности изготовления и сборки отклоняющей системы, что было реализовано путём компоновки кинескопа с отклоняющей системой в единый модуль и сборки его в заводских условиях.
  • возрастает число необходимых элементов настройки геометрии растра и сведения .

Всё это привело к тому, что в некоторых областях до сих пор применяются 70-градусные кинескопы. Также угол в 70° продолжает применяться в малогабаритных чёрно-белых кинескопах (например, 16ЛК1Б), где длина не играет такой существенной роли.

Ионная ловушка

Так как внутри ЭЛТ невозможно создать идеальный вакуум, внутри остаётся часть молекул воздуха. При столкновении с электронами из них образуются ионы , которые, имея массу, многократно превышающую массу электронов, практически не отклоняются, постепенно выжигая люминофор в центре экрана и образуя так называемое ионное пятно. Для борьбы с этим до середины 1960-х годов применялся принцип «ионной ловушки»: ось электронной пушки была расположена под некоторым углом к оси кинескопа, а расположенный снаружи регулируемый магнит обеспечивал поле, поворачивающее поток электронов к оси. Массивные же ионы, двигаясь прямолинейно, попадали в собственно ловушку.

Однако данное построение вынуждало увеличивать диаметр горловины кинескопа, что приводило к росту необходимой мощности в катушках отклонящей системы.

В начале 1960-х годов был разработан новый способ защиты люминофора: алюминирование экрана, кроме того, позволившее вдвое повысить максимальную яркость кинескопа, и необходимость в ионной ловушке отпала.

Задержка подачи напряжения на анод либо модулятор

В телевизоре, строчная развёртка которого выполнена на лампах, напряжение на аноде кинескопа появляется только после прогрева выходной лампы строчной развёртки и демпферного диода. Накал кинескопа к этому моменту успевает разогреться.

Внедрение в узлы строчной развёртки полностью полупроводниковой схемотехники породило проблему ускоренного износа катодов кинескопа по причине подачи напряжения на анод кинескопа одновременно с включением. Для борьбы с этим явлением разработаны любительские узлы, обеспечивающие задержку подачи напряжения на анод либо модулятор кинескопа. Интересно, что в некоторых из них, несмотря на то, что они предназначены для установки в полностью полупроводниковые телевизоры, в качестве элемента задержки использована радиолампа. Позднее начали выпускаться телевизоры промышленного производства, в которых такая задержка предусмотрена изначально.

Развёртка

Чтобы создать на экране изображение, электронный луч должен постоянно проходить по экрану с высокой частотой - не менее 25 раз в секунду. Этот процесс называется развёрткой . Есть несколько способов развёртки изображения.

Растровая развёртка

Электронный луч проходит весь экран по строкам. Возможны два варианта:

Векторная развёртка

Электронный луч проходит вдоль линий изображения. Векторная развёртка применялась в игровой консоли Vectrex .

Развёртка на экране радара

В случае использования экрана кругового обзора, т. н. тайпотрона, электронный луч проходит по радиусам экрана (экран при этом имеет форму круга). Служебная информация в большинстве случаев (цифры, буквы, топографические знаки) развёртывается дополнительно сквозь знаковую матрицу (находится в электронно-лучевой пушке).

Цветные кинескопы

Устройство цветного кинескопа. 1 -Электронные пушки. 2 - Электронные лучи. 3 - Фокусирующая катушка. 4 - Отклоняющие катушки. 5 - Анод. 6 - Маска, благодаря которой красный луч попадает на красный люминофор, и т. д. 7 - Красные, зелёные и синие зёрна люминофора. 8 - Маска и зёрна люминофора (увеличенно).

Цветной кинескоп отличается от чёрно-белого тем, что в нём три пушки - «красная», «зелёная» и «синяя» (1 ). Соответственно, на экран 7 нанесены в некотором порядке три вида люминофора - красный, зелёный и синий (8 ).

В зависимости от типа применённой маски, пушки в горловине кинескопа расположены дельтаобразно (в углах равностороннего треугольника) либо планарно (на одной линии). Некоторые одноимённые электроды разных электронных пушек соединены проводниками внутри кинескопа. Это ускоряющие электроды, фокусирующие электроды, подогреватели (соединены параллельно) и, часто, модуляторы. Такая мера необходима для экономии количества выводов кинескопа, ввиду органиченных размеров его горловины.

На красный люминофор попадает только луч от красной пушки, на зелёный - только от зелёной, и т. д. Это достигается тем, что между пушками и экраном установлена металлическая решётка, именуемая маской (6 ). В современных кинескопах маска выполнена из инвара - сорта стали с небольшим коэффициентом температурного расширения.

Типы масок

Существует два типа масок:

Среди этих масок нет явного лидера: теневая обеспечивает высокое качество линий, апертурная даёт более насыщенные цвета и высокий КПД. Щелевая сочетает достоинства теневой и апертурной, но склонна к муарам .

Чем меньше элементы люминофора, тем более высокое качество изображения способна дать трубка. Показателем качества изображения является шаг маски .

  • Для теневой решётки шаг маски - расстояние между двумя ближайшими отверстиями маски (соответственно, расстояние между двумя ближайшими элементами люминофора одного цвета).
  • Для апертурной и щелевой решётки шаг маски определяется как расстояние по горизонтали между щелями маски (соответственно, горизонтальное расстояние между вертикальными полосами люминофора одного цвета).

В современных мониторных ЭЛТ шаг маски находится на уровне 0,25 мм. Телевизионные кинескопы, просмотр изображения на которых осуществляется с большего расстояния, используют шаги порядка 0,8 мм.

Сведение лучей

Так как радиус кривизны экрана много больше расстояния от него до электронно-оптической системы вплоть до бесконечности в плоских кинескопах, а без применения специальных мер точка пересечения лучей цветного кинескопа находится на постоянном расстоянии от электронных пушек, необходимо добиться того, чтобы эта точка находилась точно на поверхности теневой маски, в противном случае образуется рассовмещение трёх цветовых составляющих изображения, увеличивающееся от центра экрана к краям. Чтобы этого не происходило, необходимо должным образом сместить электронные лучи. В кинескопах с дельтаобразным расположением пушек это делается специальной электромагнитной системой, управляемой отдельно устройством, которое в старых телевизорах была вынесена в отдельный блок - блок сведения - для периодических регулировок. В кинескопах с планарным расположением пушек регулировка производится при помощи специальных магнитов, расположенных на горловине кинескопа. Со временем, особенно у кинескопов с дельтаобразным расположением электронных пушек, сведение нарушается и нуждается в дополнительной регулировке. Большинство компаний по ремонту компьютеров предлагают услугу повторного сведения лучей монитора.

Размагничивание

Необходимо в цветных кинескопах для снятия влияющей на качество изображения остаточной или случайной намагниченности теневой маски и электростатического экрана.

Размагничивание происходит благодаря возникновению в так называемой петле размагничивания - кольцеобразной гибкой катушке большого диаметра, расположенной на поверхности кинескопа - импульса быстропеременного затухающего магнитного поля. Для того, чтобы этот ток после включения телевизора постепенно уменьшался, используются терморезисторы . Многие мониторы дополнительно к терморезисторам содержат реле , которое по окончании процесса размагничивания кинескопа отключает питание этой цепи, чтобы терморезистор остыл. После этого можно специальной клавишей, либо, чаще, особой командой в меню монитора, вызвать срабатывание этого реле и провести повторное размагничивание в любой момент, не прибегая к отключению и включению питания монитора.

Тринескоп

Тринескопом называется конструкция, состоящая из трёх чёрно-белых кинескопов, светофильтров и полупрозрачных зеркал (либо дихроичных зеркал, объединяющих функции полупрозрачных зеркал и фильтров), используемая для получения цветного изображения.

Применение

Кинескопы используются в системах растрового формирования изображения: различного рода телевизорах , мониторах , видеосистемах.

Осциллографические ЭЛТ наиболее часто используются в системах отображения функциональных зависимостей: осциллографах , вобулоскопах, также в качестве устройства отображения на радиолокационных станциях, в устройствах специального назначения; в советские годы использовались и в качестве наглядных пособий при изучении устройства электронно-лучевых приборов в целом.

Знакопечатающие ЭЛТ используются в различной аппаратуре специального назначения.

Обозначение и маркировка

Обозначение отечественных ЭЛТ состоит из четырёх элементов:

  • Первый элемент: число, указывающее диагональ прямоугольного либо диаметр круглого экрана в сантиметрах;
  • Второй элемент: две буквы, указывающие на принадлежность ЭЛТ к определённому конструктивному виду. ЛК - кинескоп, ЛМ - трубка с электромагнитным отклонением луча, ЛО - трубка с электростатическим отклонением луча, ЛН - трубки с памятью (индикаторные и осциллографические);
  • Третий элемент: число, указывающие номер модели данной трубки с данной диагональю, при этом для осциллографических трубок СВЧ -диапазона нумерация начинается с номера 101;
  • Четвёртый элемент: буква, указывающая цвет свечения экрана. Ц - цветной, Б - белого свечения, И - зелёного свечения, В - жёлто-зелёного свечения, С - оранжевого свечения, П - красного свечения, А - синего свечения. Х - обозначает экземпляр, имеющий худшие светотехнические параметры по сравнению с прототипом.

В особых случаях к обозначению может добавляться пятый элемент, несущий дополнительную информацию.

Пример: 50ЛК2Б - чёрно-белый кинескоп с диагональю экрана 50 см, вторая модель, 3ЛО1И - осциллографическая трубка с диаметром экрана зелёного свечения 3 см, первая модель.

Воздействие на здоровье

Электромагнитное излучение

Это излучение создаётся не самим кинескопом, а отклоняющей системой. Трубки с электростатическим отклонением, в частности, осциллографические, его не излучают.

В мониторных кинескопах для подавления этого излучения отклоняющую систему часто закрывают ферритовыми чашками. Телевизионные кинескопы такой экранировки не требуют, поскольку зритель обычно сидит на значительно большем расстоянии от телевизора, чем от монитора.

Ионизирующее излучение

В кинескопах присутствует ионизирующее излучение двух видов.

Первое из них - это сам электронный луч, представляющий собой, по сути, поток бета-частиц низкой энергии (25 кЭв). Наружу это излучение не выходит, и опасности для пользователя не представляет.

Второе - тормозное рентгеновское излучение, которое возникает при бомбардировке экрана электронами. Для ослабления выхода этого излучения наружу до полностью безопасных величин стекло легируют свинцом (см. ниже). Однако, в случае неисправности телевизора или монитора, приводящей к значительному повышению анодного напряжения, уровень этого излучения может увеличиться до заметных величин. Для предотвращения таких ситуаций блоки строчной развёртки оборудуют узлами защиты.

В отечественных и зарубежных телевизорах цветного изображения, выпущенных до середины 1970-х годов, могут встречаться дополнительные источники рентгеновского излучения - стабилизирующие триоды, подключаемые параллельно кинескопу, и служащие для стабилизации анодного напряжения, а значит, и размеров изображения. В телевизорах «Радуга-5» и «Рубин-401-1» используются триоды 6С20С, в ранних моделях УЛПЦТ - ГП-5. Поскольку стекло баллона такого триода значительно тоньше, чем у кинескопа, и не легировано свинцом, он является значительно более интенсивным источником рентгеновского излучения, чем сам кинескоп, поэтому его помещают в специальный стальной экран. В более поздних моделях телевизоров УЛПЦТ используются иные методы стабилизации высокого напряжения, и этот источник рентгеновского излучения исключён.

Мерцание

Монитор Mitsubishi Diamond Pro 750SB (1024x768, 100 Гц), снятый с выдержкой 1/1000 с. Яркость искусственно завышена; показана реальная яркость изображения в разных точках экрана.

Луч ЭЛТ-монитора, формируя изображение на экране, заставляет светиться частицы люминофора. До момента формирования следующего кадра эти частицы успевают погаснуть, поэтому можно наблюдать «мерцание экрана». Чем выше частота смены кадров, тем менее заметно мерцание. Низкая частота ведет к усталости глаз и наносит вред здоровью.

У большинства телевизоров на базе электронно-лучевой трубки ежесекундно сменяется 25 кадров, что с учётом чересстрочной развёртки составляет 50 полей (полукадров) в секунду (Гц). В современных моделях телевизоров эта частота искусственно завышается до 100 герц. При работе за экраном монитора мерцание чувствуется сильнее, так как при этом расстояние от глаз до кинескопа намного меньше, чем при просмотре телевизора. Минимальной рекомендуемой частотой обновления экрана монитора является частота 85 герц. Ранние модели мониторов не позволяют работать с частотой развёртки более 70-75 Гц. Мерцание ЭЛТ явно можно наблюдать боковым зрением.

Нечёткое изображение

Изображение на электронно-лучевой трубке является размытым по сравнению с другими видами экранов. Считается, что размытое изображение - один из факторов, способствующих усталости глаз у пользователя. С другой стороны, при использовании качественных мониторов, размытие не оказывает сильного влияния на здоровье человека, а сам эффект размытия позволяет не использовать сглаживание экранных шрифтов на мониторе, что отображается на качестве восприятия картинки, отсутствуют искажения шрифтов, присущие ЖК-мониторам.

Высокое напряжение

В работе ЭЛТ применяется высокое напряжение. Остаточное напряжение в сотни вольт, если не принимать никаких мер, может задерживаться на ЭЛТ и схемах «обвязки» неделями. Поэтому в схемы добавляют разряжающие резисторы, которые делают телевизор вполне безопасным уже через несколько минут после выключения.

Вопреки распространённому мнению, напряжением анода ЭЛТ нельзя убить человека из-за небольшой мощности преобразователя напряжения - будет лишь ощутимый удар. Однако, и он может оказаться смертельным при наличии у человека пороков сердца. Он может также приводить к травмам, включая, летальные, косвенным образом, когда, отдёрнув руку, человек касается других цепей телевизора и монитора, содержащих чрезвычайно опасные для жизни напряжения - а такие цепи присутствуют во всех моделях телевизоров и мониторов, использующих ЭЛТ, а также включая чисто механические травмы, сопряженные со внезапным бесконтрольным падением, вызванным электрической судорогой.

Ядовитые вещества

Любая электроника (в том числе ЭЛТ) содержит вещества, вредные для здоровья и окружающей среды. В числе их: соединения бария в катодах , люминофоры .

Использованные ЭЛТ в большинстве стран считаются опасным мусором и подлежат вторичной переработке или захоронению на отдельных полигонах.

Взрыв ЭЛТ

Поскольку внутри ЭЛТ вакуум, за счёт давления воздуха на один только экран 17-дюймового монитора приходится нагрузка около 800 кг - вес микролитражного легкового автомобиля . Из-за особенностей конструкции давление на экран и конус ЭЛТ является положительным, а на боковую часть экрана - отрицательным, что вызывает опасность взрыва. При работе с ранними моделями кинескопов правила техники безопасности требовали использования защитных рукавиц, маски и очков. Перед экраном кинескопа в телевизоре устанавливался стеклянный защитный экран, а по краям - металлическая защитная маска.

Начиная со второй половины 1960-х годов опасная часть кинескопа прикрывается специальным металлическим взрывозащитным бандажом , выполненным в виде цельнометаллической штампованной конструкции либо намотанной в несколько слоёв ленты. Такой бандаж исключает возможность самопроизвольного взрыва. В некоторых моделях кинескопов дополнительно использовалась защитная плёнка, покрывавшая экран.

Несмотря на применение защитных систем, не исключается поражение людей осколками при умышленном разбивании кинескопа. В связи с этим при уничтожении последнего для безопасности предварительно разбивают штенгель - технологическую стеклянную трубку в торце горловины под пластмассовым цоколем, через которую при производстве осуществляется откачка воздуха.

Малогабаритные ЭЛТ и кинескопы с диаметром или диагональю экрана до 15 см опасности не представляют и взрывозащитными приспособлениями не оснащаются.

Другие виды электронно-лучевых приборов

Кроме кинескопа, к электронно-лучевым приборам относят:

  • Квантоскоп (лазерный кинескоп), разновидность кинескопа, экран которого представляет собой матрицу полупроводниковых лазеров , накачиваемых электронным лучом. Квантоскопы применяются в проекторах изображения.
  • Знакопечатающая электронно-лучевая трубка.
  • Индикаторная электронно-лучевая трубка используются в индикаторах радиолокационных станциий.
  • Запоминающая электронно-лучевая трубка .
    • Графекон
  • Передающая телевизионная трубка преобразует световые изображения в электрические сигналы.
  • Моноскоп передающая электронно-лучевая трубка, преобразующая единственное изображение, выполненное непосредственно на фотокатоде, в электрический сигнал. Применялся для передачи изображения телевизионной испытательной таблицы (например, ТИТ-0249).
  • Кадроскоп электронно-лучевая трубка с видимым изображением, предназначенная для настройки блоков разверток и фокусировки луча в аппаратуре, использующей электронно-лучевые трубки без видимого изображения (графеконы, моноскопы, потенциалоскопы). Кадроскоп имеет цоколевку и привязочные размеры, аналогичные электронно-лучевой трубке, используемой в аппаратуре. Более того, основная ЭЛТ и кадроскоп подбираются по параметрам с очень высокой точностью и поставляются только комплектом. При настройке вместо основной трубки подключают кадроскоп.

См. также

Примечания

Литература

  • Д. Бриллиантов, Ф. Игнатов, В. Водычко. Однолучевой цветной кинескоп - хромоскоп 25ЛК1Ц. Радио № 9, 1976. С. 32, 33.

Ссылки

  • С. В. Новаковский. 90 лет электронному телевидению // Электросвязь № 6, 1997
  • П. Соколов. Мониторы // iXBT, 1999
  • Mary Bellis. The History of the Cathode Ray Tube // About:Inventors
  • Евгений Козловский. Старый друг лучше «Компьютерра» № 692, 27 июня 2007
  • Мухин И. А. Как выбрать ЭЛТ-монитор Компьютер-бизнес-маркет № 49(286), ноябрь-декабрь 2004. С. 366-371
Пассивные твердотельные Резистор · Переменный резистор · Подстроечный резистор · Варистор · Конденсатор · Индуктивность · Кварцевый резонатор · Предохранитель · Самовосстанавливающийся предохранитель · Трансформатор
Активные твердотельные Диод · Светодиод · Фотодиод · Полупроводниковый лазер · Диод Шоттки · Стабилитрон · Стабистор · Варикап · Вариконд ·

Расположенная на реке Элисте, в 1250 километрах от столицы России. Площадь населенного пункта составляет 92 квадратных километра.

Поселение на месте современного города появилось в 1865 году. Населенный пункт стал известным благодаря ярмаркам скота и самым крупным степям. В 1912 году в поселке Элисте появился телеграф, а через шесть лет установилась советская власть.

В 1925 году по указу властей населенный пункт стал областным центром Калмыкии. Через два года начинается масштабное строительство жилых домов, культурных и административных зданий.

С августа по декабрь 1942-го года город находился под оккупацией немецких войск.

С 1944 года Калмыцкая Республика была ликвидирована, а городу присвоили название Степной.

В 1957 году было принято решение о восстановлении Калмыцкой республики и города Элисты.

В 1969 году в городе был открыт железнодорожный вокзал, керамзитовый завод, завод железобетонных конструкций, кирпичный завод.

В следующие 10 лет были построены новые жилые дома, открыты учреждения культуры и образования.

В 1990-х в Элисте было построено множество культурных объектов и памятников. Город стал буддийским центром страны. В 1998 году в городе была проведена мировая шахматная олимпиада.

Территориально населенный пункт разделён на несколько кварталов и микрорайонов.

Условные жилые массивы города : Западный, Северо-Западный, Восточный, Юго-Западный, Южный.

Социально-культурные объекты : три театра, кинотеатр "Октябрь", культурный центр, республиканская библиотека, краеведческий музей, картинная галерея, тибетский дом-музей.

Телефонный код г Элиста - 84722. Почтовый индекс - 358000.

Климат и погода

В Элисте преобладает умеренный и резко-континентальный климат. Зимы мягкие и недолгие. Лето очень теплое и продолжительное.

Самый теплый месяц Июль - средняя температура 24,9 градусов, самый холодный месяц Февраль - средняя температура -4,1 градуса.

Среднее годовое количество осадков составляет 350 мм.

Численность населения города Элисты на 2018-2019 год

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2018 год составляла 103,1 тысячи человек.

Данные с графика показывают небольшой рост численности населения с 103000 человек в 2006 году до 103132 человек в 2018 году.

В городе прожвиют следующие национальности: калмыки - 65,8%, русские - 25%, казахи - 0,6%, украинцы - 0,5%, не указали - 8,1%.

На январь 2018 по числу жителей Элиста занимала 168 место из 1114 городов РФ.

Достопримечательности Элисты

1.Золотая обитель Будды Шакьямуни - это религиозное буддийское сооружение находится в центре Элисты. Этот храм начал функционировать с конца 2005 года. Внутри храма есть библиотека, молельный зал, приемная тибетского врача, медитационные помещения.

2.Пагода "Семь дней" - это пятнадцатиметровое сооружение было установлено на ценральной плащди Элисты в 2005 году. Пагода состоит из 7 ярусов, которые символизируют семь дней недели. Рядом с пагодой находится группа небольших фонтанов.

3.Остап Бендер и 12 стульев - это скульптура Остапа Бендера проекта архитектора А. Хачатуряна была установлена в 1999 году. Памятник Великому комбинатору находится в микрорайоне Сити-Чесс города Элисты.

Транспорт

Общественный транспорт представлен муниципальными автобусами и маршрутными такси.

С автовоказала города осуществляются рейсы автобусов в Ростов-на-Дону, Москву , Ставрополь, Волгоград, Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань, Краснодар , Нальчик , Владикавказ.

В городе находится тупиковая железнодорожная станция, которая связывает Элисту со Ставрополью, Минеральными Водами , Нальчиком, Железноводском , Краснодаром, Москвой, Ростовом-на-Дону,

Элиста - столица Калмыкии, основанная в 1865 году. По указу императора Николая I в 1845 году происходило облесение калмыцкой степи, лесные плантации позволили заселить эти земли и образовать город. До образования поселения в этих местах устраивали стоянки калмыки, называя местность «Эльста», что в переводе означает «песчаный».

Элиста имеет две удивительные особенности, сильно отличающие ее от других городов России. Во-первых, город является буддийским центром страны, а во-вторых, в столице Калмыкии была проведена Всемирная шахматная олимпиада, о чем город помнит до сих пор. Что именно посмотреть в этом городе, даже если у вас всего один день, - в нашем описании городских достопримечательностей.

Карта

Достопримечательности, отмеченные на карте города:


Это значимый храм буддийской религии не только для республики, но и для Европы. Это светлое величественное место, расположенное в сердце Калмыкии, со своей атмосферой и порядками. Здание храма достигает 56 метров в высоту, внутри установлена крупнейшая в Европе статуя Будды Шакьямуни (12 метров). В Золотой обители совершают службы, молебны и ритуалы.

Заходят в храм через главные южные ворота. У основания храма верующих встречает Белый старец. Обратите внимание, перед входом в Золотую обитель настоятельно рекомендуется снять обувь и надеть носочки, женщины должны быть в юбках.

Между лестницами располагается красивейший фонтан, вход охраняют стражи - львы необычной окраски, красные двери храма украшены резными золотыми узорами. Богато и внутреннее убранство Золотой обители, искусно расписанные стены повествуют о главных событиях буддийской культуры.


В самом сердце города находятся Золотые ворота - памятник буддийской архитектуры, наиболее узнаваемая достопримечательность Элисты. Золотые ворота иллюстрируют жизнь народа Калмыкии. Золотая арка с красными колоннами является символом священного порога. Считается, что когда человек переступает через этот порог, происходит очищение его души и тела. За Золотыми воротами лежит белая дорожка - символ добродетельного пути.

Арка имеет красочную оригинальную расцветку. После того, как человек переступит Золотые ворота, он может посетить буддийский храм и Ступу Просветления.


Памятник архитектуры в Элисте, здесь хранятся буддийские реликвии этого города. В буддизме считается, что подобные Ступы имеют добрую силу и помогают людям приобрести жизненную гармонию, очистить свою душу от пороков и развивать в себе благодетели. Ступа Просветления - олицетворение добра, ума и энергии.

Архитектурное сооружение символизирует одержание победы над трудностями и препятствиями на пути человеческой души, познание себя и освобождение разума человека от земных проблем. В Калмыкии считают, что Ступа Просветления помогает человеку понять внутреннее Я, ощутить гармонию и спокойствие.


Еще одно буддийское сооружение в Элисте, построена Пагода в 2005 году. Архитектура Пагоды Семи дней олицетворяет цикличность, круговорот жизни, которого придерживается вся восточная культура. Возведением ее занимались тибетские ламы из монастыря Гьюдмед.

Пагода в соответствии своему названию имеет 7 ярусов, со всех сторон она окружена небольшими бассейнами. Корпус барабана украшают слова буддийской молитвы, в него были вложены также разнообразные мантры. Молитвенный барабан способен дарить спокойствие и гармонию, усмирять местных духов. Ночью сооружение освещается золотым и красным свечением.


В 1998 году в Элисте была проведена Всемирная олимпиада по шахматам, для ее проведения был построен Шахматный город (Сити-Чесс). Это место до сих пор пользуется огромной популярностью в столице Калмыкии. Гость, попавший на территорию Сити-Чесс, оказывается в необычном коттеджном поселке. Каждый домик имеет свое название, которое соответствует какой-либо шахматной фигуре. Одна из площадей Города носит название Каиссы - покровительницы этой логической игры.

На территории Города находится Дворец шахмат, где проходят турниры, работает шахматный музей. В Городе проводят соревнования, форумы, выставки, научные и культурные встречи.

Национальный музей

Национальный музей республики открыт в 1921 году. Это единственный музей края, где подробно представлена история, культура и искусство народа. Музей хранит богатейшие материалы этнографии и археологии, которые легли в основу самых первых его коллекций.

В настоящее время в Калмыцком музее хранится более 70 тысяч экспонатов. В экспозиционных залах представлена история Калмыкии, этнография, предметы быта, предметы буддийского культа, современное искусство.


Еще одним символом Элисты является памятник Остапу Бендеру - герою известных романов И. Ильфа и Е. Петрова. Памятник установлен в 1977 году по проекту народного художника А. Хачатуряна недалеко от Города шахмат. «Гениальный проходимец» изображен под два метра ростом в центре небольшой площади, в руке «великий гроссмейстер» держит шахматного коня. Вокруг Остапа Бендера полукругом стоят знаменитые 12 стульев со столиками.

Очень красивое видео о достопримечательностях и общей атмосфере города:

Официальной датой основания Элисты считается 1865 г., когда в одноименной балке посреди калмыцкой степи появилось небольшое поселение крестьян, состоявшее из 15 дворов. Дальнейшему росту поселка способствовало то, что именно здесь стали проводиться крупнейшие скотоводческие ярмарки. После Октябрьской революции значение Элисты возросло. Она стала столицей Калмыцкой автономии в 1926 г., а еще через 4 года получила статус города. Во время ВОВ город пережил оккупацию, был сожжен практически дотла отступающими фашистами и пролежал в руинах почти 15 лет. Новая эпоха в истории полиса началась в 70-х годах прошлого века, когда к нему была протянута железнодорожная ветка и проложены дороги с асфальтовым покрытием. После этого здесь появилось несколько крупных предприятий нефтегазового комплекса, швейной и пищевой промышленности. В дальнейшем Элиста развивалась только поступательно, превратившись в значительный культурно-образовательный и духовный центр российского Юга.

Главные достопримечательности Элисты: TOP-5

Знакомство с любым городом принято начинать с осмотра исторических и архитектурных памятников, имеющих знаковое значение. Достопримечательности Элисты, фото и описания которых включены в раздел, как раз и являются ее визитными карточками.


  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 20:00.
  • Телефон: +7 847 224-00-10.
  • Сайт: http://www.khurul.ru
  • Адрес: ул. Ю. Клыкова, 63. Остановка транспорта «Хурул».

Величественный храм, возведенный на рукотворном холме в центре Элисты, является одной из главных святынь российских буддистов. Шпиль пагоды возвышается на 57 м. Здание, к которому ведут две массивные каменные лестницы, богато декорировано в характерном стиле. Вокруг архитектурной доминанты построено 17 пагод меньших размеров с молитвенными барабанами «кюрде» и статуями святых. Уникальный комплекс окружает изящная ограда. Ее металлические элементы соединяют 108 кирпичных опор, установленных с интервалом в 5 м. и украшенных белоснежными буддийскими ступами. В центральном зале хурула размещена гигантская статуя Будды, покрытая позолотой. Изваяние высотой в 12 м. считается крупнейшим в Европе.


  • Адрес: проспект О. Бендера. Остановка транспорта «Сити-Чесс».

Побывав в столице Калмыкии нетрудно убедиться, что самые затейливые фантазии писателей со временем воплощаются в жизнь. Вряд ли И. Ильф и Е. Петров предполагали, создавая свой бессмертный роман, что через столетие в России появится аналог Нью-Васюков – настоящий городок, возведенный специально к Всемирной шахматной олимпиаде 1998 г. Здесь все пропитано духом древнейшей игры. Центральная площадь носит имя богини Каиссы, здания названы в честь шахматных фигур. Даже пол в холле роскошного дворца, где проводились соревнования, декорирован черно-белыми клетками шахматной доски. Территория микрорайона прекрасно благоустроена. Путешественники увидят множество колоритных скульптур, изящный деревянный храм, смогут побывать в замечательном музее.


  • Адрес: парк Дружбы. Остановка транспорта «КГУ».

Невероятно изящное сооружение, возведенное в конце прошлого столетия, по праву входит в число знаковых достопримечательностей Элисты. Золоченый свод 15-метровой арки опирается на ярко-красные колонны. Фронтоны памятника зодчества, декорированы в буддийском стиле. Их украшают 28 колоритных картин, повествующих о важнейших этапах истории Калмыкии. Шедевр архитектуры имеет еще и огромное сакральное значение. Проходя под сводами арки, человек духовно очищается, обретает душевное равновесие. Если в этот момент звенят колокольчики, можно смело загадывать желание. Буддисты верят, что в этом случае оно сбудется обязательно.


  • Адрес: пересечение улиц Буденного и Джангара. Остановка транспорта «1-й микрорайон».

Торжественное открытие памятника, без которого уже невозможно представить Элисту, состоялось 1 мая 2007 г. Тогда горожане впервые увидели уникальную монументальную композицию, посвященную былинному богатырю – главному герою калмыцкого эпоса «Джангар». Покрытая позолотой фигура витязя, скачущего на верном коне с развевающимся на ветру стягом и монгольским луком в руках, закреплена в верхней части массивной каменной стелы. Богатырь будто парит над городом вместе с гордым обитателем бескрайних степей – ястребом.


Прекрасная пагода является одной из визитных карточек современной Элисты. Уникальное сооружение, возведенное под руководством лам из индийской обители Гьдмед, возвышается в центре гранитной площадки, окруженной чашей фонтана. Пятнадцатиметровое здание имеет семь ярусов колоритных буддийских куполов, декорированных скульптурами и позолотой. Основной свод опирается на 16 прекрасных спаренных колонн. Под ним установлен молитвенный барабан, покрытый позолотой. В основание «кюрде» замурованы свитки с текстом более 30 млн мантр. С наступлением темноты, когда включается подсветка, пагода выглядит особенно эффектно.

Архитектура и памятники Элисты

Среди всего интересно, на что посмотреть в Элисте смогут туристы, стоит выделить колоритные памятники, которых в городе довольно много. Ценители изящной архитектуры также не останутся внакладе.


  • Адрес: ул. Ленина. Остановка транспорта «Аптека».

Современные историки по-разному оценивают деятельность Убаши как верховного правителя Калмыцкого ханства. Одни считают его предателем, увлекшим за собой в Джунгарию большую часть улусов. Другие отмечают заслуги хана, участвовавшего с войском в русско-турецкой войне 1668–74 гг. Однако все сходятся в том, что личностью он был, определенно, незаурядной. Памятник Убаши появился в Элисте осенью 2012 г. Бронзовое изваяние хана, облаченного в доспехи и гордо восседающего в седле коня, помещено на резной постамент из белого камня высотой в 3,4 м.


  • Адрес: ул. Сусеева, 21. Остановка транспорта «Гостиница».

Великолепное здание, в котором располагает республиканский национальный театр, входит в число архитектурных изюминок Элисты. Оно привлекает внимание с первого взгляда своим колоритным экстерьером. Три входных портала с парадной стороны вынесены за пределы основного объема. Главный из них имеет форму полукруга и опирается на массивные колонны. Карниз особняка украшают фигурные аттики, а фронтон над центральным входом колоритные горельефы. Фасад декорирован тонированным стеклом и полированным гранитом.


  • Адрес: проспект О. Бендера. Остановка транспорта «Кинотеатр Октябрь».

Скульптурное воплощение популярнейшего литературного персонажа – идейного борца за денежные знаки и неутомимого на выдумку авантюриста появился в Элисте в 1999 г. Вообще, к великому комбинатору здесь относятся с особой любовью. Здесь в его честь названо кафе, магазин и даже проспект. Именно в начале этой магистрали и установлен памятник. Бронзовое изваяние «международного гроссмейстера», пристально рассматривающего шахматного коня, окружают 12 стульев с аккуратными столиками. Расположившись за одним из них с чашечкой кофе, удивительно приятно созерцать образ чрезвычайно обаятельного потомка янычар.


  • Адрес: площадь Ленина. Остановка транспорта «КГУ».

Подлинным украшением площади Ленина и популярным местом для свиданий является замечательный фонтан, открытый в 2006 г. Уникальная композиция состоит из чаши, облицованной полированным гранитом и аристократичным мрамором, а также оригинальной скульптурной группы. Из центра бассейна как бы прорастают три лотоса, к подножию которых гейзеры извергают воду. Стебли и листики растений выполнены из нержавеющей стали, а раскрывшиеся соцветия покрыты позолотой. Вечером, когда включается музыка и загораются диоды подсветки фонтана, здесь начинается настоящая феерия.


  • Адрес: Пушкинский сквер. Остановка транспорта «КГУ».

Творчество великого русского поэта, воспевшего в своих гениальных произведениях едва ли не все народы российской империи, в Калмыкии ценят. В 1999 г. в центре ухоженного сквера, носящего имя классика мировой литературы, торжественно открыли монументальную композицию. Перед просцениумом, ограниченным металлической решеткой с горельефами, созданными по мотивам бессмертных произведений Пушкина, установлен куб из черного гранита. Над ним возвышается скульптура поэта, отлитая из нержавеющей стали. Завершают композицию чугунные фонари в ретростиле и фонтан. Струи воды в его небольшую чашу извергаются из сопла, декорированного под раскрывшийся цветок лотоса.

Элиста культурная

Несмотря на то что город со 100-тысячным населением нельзя назвать мегаполисом, проблем с тем, куда пойти в Элисте, что разнообразить досуг, у туристов не возникнет. Местные музеи приглашают путешественников на интересные экскурсии, а артисты театров порадуют их яркими представлениями.


  • График работы: ежедневно, кроме понедельника, с 9:00 до 18:00, по выходным с 10:00 до 16:00.
  • Стоимость билета: взрослый 50 р., дети пропускаются бесплатно.
  • Телефон: +7 847 224-32-81.
  • Сайт: http://www.national-museum.kalm.muzkult.ru
  • Адрес: ул. Джангара, 9. Остановка транспорта «Джангар».

В фондах учреждения, впервые открывшего двери для посетителей в далеком 1921 г., насчитывается более 70 тыс. единиц хранения. Красочно оформленные экспозиции музея рассказывают об уникальной природе Калмыкии, истории республики, быте и аутентичной культуре титульной нации. В просторных выставочных залах, занимающих площадь около 1,5 тыс. м², демонстрируются археологические артефакты, экспонаты, имеющие значительную историческую ценность. Музей располагает обширной коллекцией произведений мастеров народного творчества, богатым собранием живописных полотен калмыцких художников.


  • График работы: ежедневно, с 10:00 до 19:00.
  • Стоимость билета: вход бесплатный.
  • Адрес: территория Чесс-сити. Остановка транспорта «Сити-чесс».

Во время экскурсии в Чесс-сити обязательно побывайте в небольшом, но очень интересном музее, посвященном шахматам. Основу его экспозиции составляет личные вещи и награды восьмого чемпиона мира по шахматам Михаила Таля, приобретенные после смерти гроссмейстера президентом республики К. Илюмжиновым. Собрание учреждения включает около 3,5 тыс. экспонатов. Здесь демонстрируются медали и кубки, завоеванные М. Талем на различных турнирах, описания партий, вошедших в классику шахмат, сувениры и многое другое, связанное с древнейшей игрой, которую многие сравнивают с наукой.


  • График работы: представления даются с четверга по воскресенье включительно. Начало вечерних спектаклей в 17:00 или 18:30, дневных в 12:00.
  • Стоимость билета: от 100 р. до 450 р.
  • Телефон: +7 847 224-49-39.
  • Адрес: ул. М. Горького, 23. Остановка транспорта «Айс».

Прекрасно провести вечер можно за просмотром колоритного спектакля театра, выделенного из состава республиканской драмы в 1991 г. Его труппу составляют талантливые артисты, режиссеры, не боящиеся смелых экспериментов. На местной сцене с успехом ставятся классика и пьесы современных драматургов. В репертуар входят спектакли различных жанров, в том числе красочные представления для детей. Театр активно гастролирует, приглашается на авторитетные всероссийские и международные фестивали мастеров сценического искусства.

Элистинские соборы и церкви

Многонациональный город не разочарует ценителей культовой архитектуры. Помимо колоритных буддийских святынь, которых здесь не меньше чем в Улан-Удэ, в Элисте можно полюбоваться и великолепными православными храмами.


  • График работы: ежедневно, с 7:00 до 19:00.
  • Телефон: +7 847 223-06-09.
  • Сайт: http://www.sobor-elista.prihod.ru
  • Адрес: ул. С. Радонежского, 97. Остановка транспорта «Церковь».

Кафедральный собор, освященный в 1997 г. патриархом Алексием II, является главным православным храмом Элисты. Он возведен по канонам культовой архитектуры XVIII в. Здание, покрытое массивным золоченым куполом, увенчанным миниатюрным глухим барабаном с главкой, выглядит просто великолепно. Попасть в храм можно через портики, поддерживаемые мощными колоннами. К основному объему пристроена элегантная двухъярусная колокольня с небольшим куполом. Главной святыней собора считается образ с частицами мощей святого Иннокентия.


  • График работы: ежедневно, с 7:00 до 20:00.
  • Адрес: проспект О. Бендера, 7А. Остановка транспорта «Сити-Чесс».

Удивительный храм Монлам Тамчед Друпа, является не только сакральным местом, но и входит в число главных достопримечательностей Элисты. Его название переводится как «Исполняющая все молитвы». По канонам буддизма такая ступа помогает освободить человеку свой разум, преодолеть все жизненные трудности на пути к гармонии. Экстерьер белокаменного здания причудливой формы, имеющего высоту 11 м, невероятно колоритен. Каждый из элементов декора несет определенный сакральный смысл. В алтарной комнате храма, стены которой покрыты восхитительной росписью, установлен молитвенный барабан с миллионами мантр.


  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 19:00.
  • Телефон: +7 961 396-05-77.
  • Адрес: 7-й микрорайон. Остановка транспорта «Кинотеатр Октябрь».

Освящение небольшого храма во имя одного из наиболее почитаемых святых земли русской – преподобного Сергия Радонежского, было приурочено к празднованиям в честь 60-летия великой Победы. Изящная часовня с золоченым куполом возведена по канонам средневекового православного зодчества. Она торжественна и удивительно элегантна одновременно. На внутренних стенах церкви размещены плиты, на которых тиснением увековечены имена 44 тыс. сыновей и дочерей Калмыкии, не вернувшихся с фронтов ВОВ. Паломники приходят в храм, чтоб преклонить колени перед мощами мученика Фаддея.

Куда сходить с ребенком в Элисте

Если вы собираетесь провести отпуск в Элисте, обязательно возьмите с собой ребенка. Город удивительно красив и способен предложить юному путешественнику яркую культурно-познавательную программу.


  • График работы: со среды по воскресенье включительно, с 10:00 до 20:00.
  • Телефон: +7 847 224-20-18.
  • Сайт: http://www.druzhba08.ru
  • Адрес: ул. Ленина. Остановка транспорта «Парк Дружба».

Лучшего места для семейного отдыха на открытом воздухе, чем эта великолепная рекреация, в городе просто не найти. Парк ухожен, является сосредоточием достопримечательностей. Здесь расположен мемориал «Аллея героев», установлено множество скульптур, возведены роскошные ротонды, фонтаны. Дети смогут порезвиться на игровых площадках, покататься на разнообразных аттракционах, совершить прогулку на лошади, пони или верблюде. Масса ярких впечатлений гарантирована всем членам семьи.


  • График работы: представления даются с четверга по воскресенье включительно. Время начало спектаклей следует уточнять по контактному телефону.
  • Стоимость билета: от 200 р. до 600 р.
  • Телефон: +7 847 224-32-10.
  • Адрес: ул. Джангара, 11. Остановка транспорта «Джангар».

Яркие представления ТЮЗа пользуются огромной популярностью не только у юных зрителей, но и у их родителей. Здесь с успехом ставят драматические и кукольные спектакли, часто собирающие аншлаги. Режиссер Б. Манджиев и талантливые артисты регулярно радуют театралов Элисты премьерами, по мотивам актуальных пьес классиков и современных драматургов. Труппа активно гастролирует по стране, постоянно участвует в региональных и всесоюзных фестивалях.