Инновационные тенденции в образовании.docx - Доклад: " Инновационные тенденции в образовании.". Заркович А.В

В качестве первой следует назвать увеличение доли новых товаров, продвигаемых на рынки, в общем их объеме, в связи с чем отмечается переход от сосредоточения организации маркетинга в специальном отделе или службе компании к ориентации на маркетинговые стратегии в деятельности всей фирмы или предприятия и утверждение инновационного маркетинга и менеджмента в его единстве.

Теперь в компаниях понимают, что маркетингом должны заниматься не только маркетологи, торговый персонал и работники отдела обслуживания; каждый работник компании может повлиять на покупателей при продаже товаров-новинок. Как следствие - современные компании в управлении ключевыми процессами начинают делать акцент на междисциплинарной командной работе.

Вторая тенденция развития современного маркетинга состоит в переходе компаний, банков и других бизнес-структур в своей маркетинговой деятельности, основанной на инновациях, от организации маркетинга по товарам и услугам к маркетингу по покупательским сегментам. Например, такой стратегии придерживается ростовская риэлтерская компания "Нирлан", сочетающая в своей деятельности активную куплю-продажу квартир и домов (с чего они начинали в 90-х годах), с продажей жилья в рассрочку, в сочетании с ипотекой и другими новыми схемами продаж и оплаты через кооператив "Новосел", а также с работой на целевом сегменте деловой недвижимости.

Третья тенденция состоит в растущей значимости для компаний-инноваторов стратегического маркетинга. Именно он нацеливает компанию на новационные и привлекательные экономические возможности и направления, адаптированные к ее ресурсам и преимуществам, обеспечивающие потенциал для роста рентабельности.

Как показал анализ, достаточно эффективный стратегический маркетинг, ориентированный на производство и реализацию товаров инновационного характера, реализуется компанией "Регата", одним из лидеров ростовского рынка водочных изделий. ТПА "Регата" освоила не только российский, но и ряд зарубежных рынков водки. Компания производит 29 марок водки и настоек, из которых за рубеж экспортируются "Белая березка" и "Red Army", относящиеся к классам премиум и суперпремиум соответственно. Продукция "Регаты" достаточно успешно продается в странах ближнего зарубежья (Азербайджан, Армения, Казахстан, Украина). Постоянный экспорт водки "Red Army" налажен в два штата США, где она пользуется, по выводам маркетологов компании, устойчивым спросом.

Реализуя инновационную стратегию, компания объединила два стратегических подхода: стратегию глобального маркетинга товаров класса "люкс" и стратегию технологической инновации (очистка водки проходит тройной путь на четырех фильтрах, в результате чего "Red Army", является единственной водкой в мире, которая готовится приблизительно две недели).

Четвертая тенденция современного маркетинга инноваций - переход от сохранения устойчивых и малоизменяющихся в течение ряда лет рыночных позиций к постоянному поиску новых. Реальное проявление этой тенденции можно проиллюстрировать весьма динамичным поведением на рынках ростовской компании "Атлантис-Пак", созданной в 90-х годах, но уже занимающей лидирующее положение в России и СНГ по продажам полиамидных колбасных оболочек. В 2004 г. по объемам производства этой продукции "Атлантис-Пак" вышел на первое место в мире.

Пятую выявленную тенденцию представляется правомерным сформулировать как все более расширяющееся ведение инновационного маркетинга в рамках Интернет-пространства. При этом проникновение данных технологий характерно практически для всех корпораций, предприятий и даже небольших фирмочек. Каждый из рыночных субъектов считает непременным атрибутом успешности маркетинга своей компании использование Интернет-технологий.

Такие технологии обусловили появление совершенно нового подхода к ведению бизнеса - электронной коммерции.

Приобретение товаров, услуг и информации у различных онлайновых поставщиков представляют собой е-закупки. При умелом подходе компании по всему миру сегодня экономят на этом миллионы долларов. Е-маркетинг развивается в направлении информирования покупателей, совершенствовании коммуникаций, продвижения и продажи товаров и услуг через Интернет. "Е" теперь присутствует в таких понятиях, е-финансирование, е-обучение, е-сервис. Как заметил известный маркетолог К. Келлер, "е" в конечном итоге исчезнет, так как практически весь бизнес станет онлайновым.

Конец XX-начало XXI веков отмечены созданием специализированных Интернет-компаний, реализующих новые товары и услуги исключительно через Интернет. Их цели : реализация в Интернете полного бизнес-цикла, ориентированного на получение прибыли от торгово-закупочной деятельности или от оказания услуг. Концепция: создание интерактивного сайта, обеспечивающего работу с клиентами (online-заказы, каталоги товаров и услуг, прайс-листы, информация и т.п.); налаживание системы поставок и складской системы, если это необходимо; организация системы доставки заказов; подключение к системам приема платежей через Интернет.

Подобные Интернет-магазины появились в конце 90-х годов и в России. Город Ростов-на-Дону также имеет данные бизнес-структуры (около 1% от общего их числа в общем количестве представленных), которые перманентно появляются и исчезают.

В связи с деятельностью таких компаний возникла проблема "мыльного пузыря" электронной коммерции. В конце 1990-х годов капитализация виртуальных фирм достигла астрономических величин. В некоторых случаях она даже превысила капитализацию таких компаний, как United Airlines и PepsiCo. Виртуальные фирмы считались основной угрозой традиционным организациям. Так было вплоть до 2000 года, когда инвестиционное безумие прекратилось так же резко, как и началось.

В настоящее время имевшее в 90-е годы представление о супервозможностях электронной коммерции и всесильности виртуальных компаний, таких как Интернет-провайдеры, коммерческие web-сайты, поисковые системы, транзакционные, информационные и прикладные web-сайты существенно трансформировалось в убеждение, что и в этих компаниях должен быть собственный хороший маркетинг и менеджмент, а сами они с успехом могут обслуживать как потребительские рынки, так и деловые.

Именно в сфере В 2В (бизнес-ту-бизнес), развитие рынков для которого является еще одной существенной тенденцией современной рыночной системы, такие компании делают наиболее значимые успехи. Деловые сайты (business-to- business, В 2В) по объемам коммерческих операций не только не уступают, но и опережают потребительские. С развитием таких сайтов во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями происходят кардинальные перемены. Компании пользуются деловыми аукционами, баннерными механизмами, онлайновыми каталогами товаров, бартерными сайтами и другими онлайновыми ресурсами.

В Канаде, например, именно через интернет-компании проходит значительная часть предоставляемых розничных кредитов. Эффективность совместной работы финансовых институтов с такими компаниями с использованием электронной подписи, обусловлена тем, что розничные кредиты - идеальный товар для Интернета: они стандартизированы, эта сфера различается разнообразием "покупателей", а объем транзакций велик, что позволяет зарабатывать на большом объеме операций.

Расширение Интернет-технологий способствовало формированию шестой тенденции в маркетинге - появлению и диверсификации сетевой экономики, обеспечивающей ускорение разработки и продаж на рынках новых товаров.

В новых условиях делового мира - при обострении конкурентной борьбы, когда увеличиваются объемы предложения и появляются новые виды товаров, - альянс является не просто одной из возможных форм развития, а, скорее, необходимостью. Как говорит Джим Келли, директор по маркетингу корпорации Coca-Cola, заключившей целый ряд глобальных партнерских соглашений, "на смену старой истине "не способен победить - присоединяйся" приходит "присоединяйся - и ты непобедим". Фактически все занимающиеся разработкой новых технологий программного обеспечения, телекоммуникаций, биотехнологий компании уже рождаются "глобальными".

Альянсы формируют даже гигантские транснациональные корпорации. Весьма активно сетевая экономика развивается в сфере торговли. Осуществляемый нашей кафедрой мониторинг и пилотные обследования позволяют сделать вывод о том, что более трети торгового оборота по продовольственным товарам, обуви и тканям в Ростове-на-Дону обеспечивается через сети появившихся в последние годы супермаркетов и специализированных магазинов довольно известных фирм. Именно в них реализуется значительная часть товаров-новинок.

С данной особенностью организации торговой сети связана и седьмая тенденция современного маркетинга , такая как ориентация на продажу товаров-новинок или традиционных их видов и марок, но существенно лучшего качества, с большим числом функций.

Для увеличения дохода для компаний все более актуализируется ориентир на новые товары и выход с ними на новые рынки. Инновационные разработки предопределяют будущее компании; новинки, приходящие на смену старым, или улучшенные версии товаров позволяют поддерживать или увеличивать объем продаж. Некоторые компании ставят разработку новых товаров превыше всего остального. 3M Company, одна из самых инновационных компаний в США, уделяет новым товарам огромное внимание. 3М выпускает более 50 тыс. наименований товаров, включая наждачную бумагу, клейкие ленты, фотопленки, волоконно-оптические соединители. В год компания вкладывает в исследования и разработки свыше $ 1 млрд. В мире на нее работают более 6 тыс. ученых, ежегодно предлагающих великое множество новых идей. В 2005 году выручка 3М составила $ 18 млрд. В компании действует правило: любой работник может до 15 % рабочего времени тратить на свои личные проекты. Благодаря этому на рынке появились такие товары, как клейкие листочки "Post-it", лента-корректор и фирменная технология микрорепликации. Помимо собственно научного процесса в компании следят за тем, чтобы разработки имели коммерческий потенциал. Для этого уже на ранних стадиях создания товаров и обеспечивается взаимодействие ученых и маркетологов, под наиболее вероятных "победителей" выделяется больше ресурсов.

Российские, в частности ростовские компании, насколько позволяют им обстоятельства с точки зрения конкурентоспособности предлагаемой ими на рынки продукции, стремятся также утвердиться с товарами или технологиями - новинками. Так, достаточно перспективной с этой точки зрения является винтокрылая техника ОАО "Роствертол". Сотрудничество с этой компанией в сфере маркетинга позволило в одном из наших проектов сформулировать рекомендации по использованию некоторых технологий из международного маркетинга.

С инновациями в реализуемых товарах связаны и инновации собственно в маркетинге. Часть из них уже была представлена в изложенной выше информации: интегрированный, социально-ориентированный, целевой, сетевой маркетинг, Интернет-маркетинг, включенный в глобальные сети.

Еще одна из тенденций современного маркетинга инноваций , относящихся к числу новых технологий - развитие прямого маркетинга. Данный вид маркетинга представляет собой использование каналов, напрямую связывающих поставщика с потребителем, с целью охвата потенциальных потребителей или представления им товаров и услуг без использования маркетинговых посредников. К этим каналам относятся прямая почтовая (адресная) рассылка, каталоги, телемаркетинг, интерактивное телевидение, web-сайты, мобильные устройства.

Прямой маркетинг, как инновационная технология, обеспечивающая успешную продажу товаров-новинок, направлен на получение некоторого измеримого отклика, которым обычно является заказ со стороны потребителя. Поэтому прямой маркетинг еще иногда называют маркетингом прямых заказов. В настоящее время многие специалисты прямого маркетинга используют его как инструмент установления долгосрочных взаимоотношений с покупателями. Они рассылают поздравления с днем рождения, различные информационные материалы, небольшие подарки отдельным клиентам. Авиакомпании, гостиницы и другие организации устанавливают тесные взаимоотношения с клиентами посредством так называемых наград за частоту покупок и создания клубов потребителей.

Прямой маркетинг является одним из наиболее быстро развивающихся путей обслуживания покупателей. Это особенно характерно для деловых рынков, где содержание торгового персонала обходится все дороже, и поэтому адресная рассылка и телемаркетинг применяются все чаще.

Данная тенденция является отражением перехода от массового маркетинга к персональному. Именно персонификация маркетинга является его наиболее существенной чертой в XXI веке. Основные принципы такого маркетинга инноваций следующие:

  • · Направление основных усилий на обслуживание наиболее ценных клиентов.
  • · Определение существующих и потенциальных покупателей. Не следует гнаться за всеми.
  • · Дифференциация покупателей по: 1) потребностям в товарах-новинках и 2) прибыльности для компании. На обслуживание наиболее прибыльных покупателей (НПП) фирма должна тратить в пропорции больше денег.
  • · Общение с индивидуальными покупателями для получения дополнительных знаний об их потребностях в новых товарах и формирование более тесных взаимоотношений.
  • · Кастомизация новых товаров, услуг и сообщений для каждого покупателя.

«Инновационные
тенденции в образовании»
Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют
сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление
информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных
инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в
образовании сегодня наиболее популярны?

Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально
новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение
ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических
приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении
определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества
в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только
в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы
для использования всем педагогическим коллективом.
Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:
1. По новизне:
абсолютно новые, впервые созданные (открытия);
содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков,
которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).
2. По объектам образования:
обновление школы;
обучение и воспитание;
социализация учащихся;
сохранение здоровья учащихся.
3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по
масштабам их внедрения:
в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;

по всей стране, региону;
использование только автором инновации.
4. По авторству инноваций:
результат коллективного творчества;
индивидуальный проект.
5. По источникам инноваций:
внешний заказ;
собственный замысел.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и
методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие
другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны
имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном
этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в
основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами,
проекторами, то есть информационными ресурсами.
В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и
каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или
традиционные инновационные технологии в образовании.
Игровые технологии самые применимые в образовании, так как
применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.

Личностно­ориентированное обучение создает условия для
самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего
усвоения ведутся элективные курсы.
На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл
которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на
здоровье ученика, связанное с процессом учебно­воспитательной работы.
Проектно ­ исследовательская технология или по­другому продуктивное
обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования,
сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках
информатики, иностранного языка, технологии и других.
Блочно ­ модульная технология ориентирована на различные виды
самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление
наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений.
Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать
знания в новом виде.
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
Во­первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной
деятельности, особенно по проектированию.
Во­вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более
комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает
напряжение при общении с учителем.
В­третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря
которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В­четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и
привлекает педагогов в большей степени из­за повышения
производительности его труда и культуры. Следует отметить, что все
технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в
своем методе преподавания.
Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут
повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную,
всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед
образовательным учреждением в нашем обществе.

(Работа выполнена при поддержке гранта № Б-14/13для аспирантов и молодых научно-педагогических работников БГТУ им. В.Г. Шухова в рамках реализации мероприятий Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы)

Сегодня все и всюду говорят об инновациях, необходимости перехода к инновационной экономике, безальтернативности инновационного пути развития. Однако российский опыт иллюстрирует скорее инновационную неактивность, нежели активность. Отсюда вытекают закономерные вопросы, касающиеся не национального уровня, а уровня предприятий (микроуровня): зачем предприятию инновации? И, если они ему необходимы, тогда почему на практике инновационная активность показывает весьма скромные результаты. Что может демотивировать бизнес? Или может он просто преследует иные цели?

ИННОВАЦИИ: ПАН ИЛИ ПРОПАЛ?

Исследования влияния инноваций на результирующие показатели предприятий и фирм проводились неоднократно. Например, Чулок А.А. в результате систематизации и анализа данных в различных странах (Франции, Германии, Норвегии, Италии, Канаде, Финляндии и России), представленные сводками опросов множества предприятий, выявил неоднозначное влияние инноваций на экономические результаты предприятий. В частности, влияние инноваций на производительность, увеличение рыночной доли, получения монопольной власти и повышение конкурентоспособности детерминировалось как положительное, а на прибыльность и повышение рентабельность – как неоднозначное . Как правило, подобное заключение характерно для множества исследователей, анализирующих вышеописанную зависимость в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде отмечается только положительное влияние инноваций.

Возникает закономерный вопрос: почему предприятия одних стран уступают в инновационной активности предпринимательскому сектору других? Неужели разъяснения необходимости инновационного развития, международное признание безальтернативности этого пути и положительные экономические эффекты от их внедрения не являются весомыми аргументами к всеобщему их генерированию?

Еще Г. Стивенс и Дж. Берли в своей работе «3000 Raw Ideas=1 Commercial Success» в 1997 году подтвердили существование определенной закономерности успешности инноваций (см. рис. 1). Первоначально из 3000 творческих идей (Raw Ideas) – их становление происходит в рамках 1-ого этапа инновационного процесса – формируются 300 концептуальных идей (Ideas Submitted) для проведения экспериментов или подачи патентной заявки (так завершается 2-ой этап). В свою очередь, из последних примерно 125 направляется на получения патента и технико-экономического обоснования (это уже 3-й этап). Из 125 экспериментальных проектов около 9 трансформируются в опытно-конструкторские проекты, требующие детальной экономической оценки проекта на 4-ом этапе. Из последних только 4 становятся инновационными проектами компании вследствие пробных исследований и изготовления пробной партии (5-й этап). Только 1,7 проекта коммерчески реализуются через производство и реализацию инновационного продукта на 6-ом этапе. В итоге 1 проект приносит коммерческий успех (7-й этап) . Исходя из вышесказанного, возможность коммерческого успеха результатов инновационного процесса минимальна и равна 0,33%. В статье указывалось, что подобная закономерность оставалась стабильной на протяжении 40 лет (т.е. с 1957-1997 гг.).

Источник : Greg Stevens and James Burley, 3,000 Raw Ideas = 1 Commercial Success, Research Technology Management, 40(3), May-June 1997, 16-27.

Рис. 1. Формула Г. Стивенса и Дж. Берли «3000 сырых идей – 1 коммерческий успех»

Как оказалось, подобная закономерность сохранилась вплоть до настоящего времени, но с незначительными изменениями – упрощениями (всего выделено 5 этапов). Сегодня формула Г. Стивенса и Дж. Берли выглядит так: «3000 сырых идей (1-ый этап) – 100 опробованных идей (2-ой этап) – 10 идей в разработке (3-ий этап) – 2 запущенных проекта (4-ый этап) = 1 коммерчески успешная идея (5-ый этап)» или проще «из 10 инновационных проектов реализуется 1 проект» . Ознакомившись с подобной информацией среднестатистический предприниматель вряд ли предпочтет столь рискованную кампанию (инновационный проект) реализации инвестиционного проекта. Но, тем не менее, предприятия различных стран, осознавая, что без инноваций невозможно значительно повысить конкурентные преимущества перед иностранными конкурентами, активно генерируют и внедряют инновации. Но все ли зависит лишь от сознательности предприятий и желания преуспеть в инновативности? В какой-то степени, возможно. Но в настоящей статье мы будем рассматривать инновационную среду, в которой функционирует предприятия, насколько комфортные условия может она обеспечить им для реализации инновационных проектов. В роли подобной среды выступает инновационная система государства или национальная инновационная система. Классическая схема инновационного процесса представлена на рис.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ…

Естественно, что становление национальных инновационных систем, учитывающих особенности исторического, культурного, социального развития государств, вносит изменения в количественные характеристики типовой схемы инновационного процесса. Так, если обратиться к годовым отчетам, опубликованным за последние пять лет (включая текущий) ведущей международной бизнес-школой INSEAD и специализированным агентством ООН «Всемирная организация интеллектуальной собственности» (World Intellectual Property Organization, WIPO), то можно увидеть, что последние три года Швейцария и Швеция остаются неизменными лидерами .

Таблица 1

Значения Глобального инновационного индекса стран-лидеров

за 2008-2013 гг.

№ п/п The Global Innovation Index 2008-2009 The Global Innovation Index 2009-2010 The Global Innovation Index 2011 Accelerating Growth and Development The Global Innovation Index 2012

Stronger Innovation Linkages for Global Growth

The Global Innovation Index 2013

The Local Dynamics of Innovation

1 США Исландия Швейцария Швейцария Швейцария
2 Германия Швеция Швеция Швеция Швеция
3 Швеция Гонконг Сингапур Сингапур Великобритания
4 Великобритания Швейцария Гонконг Финляндия Нидерланды
5 Сингапур Дания Финляндия Великобритания США
6 Юж. Корея Финляндия Дания Нидерланды Финляндия
7 Швейцария Сингапур США Дания Гонконг
8 Германия Нидерланды Канада Гонконг Сингапур
9 Япония Новая Зеландия Нидерланды Ирландия Германия
10 Нидерланды Норвегия Великобритания США Ирландия

68. Россия

64. Россия

56. Россия

51. Россия

62. Россия

Источник: Материалы из Годовых отчетов INSEAD и WIPO за период 2008-2013 гг. Режим доступа: http :// www . globalinnovationindex . org / content . aspx ? page = past - reports

Модели инновационных систем Швейцарии и Швеции отличаются друг от друга, но при этом позволяют этим странам оставаться в ряду наиболее инновативных уже в течение ряда лет. Сегодня швейцарская инновационная система представлена следующим образом: это множество развитых центров инновационного развития, функционирующих в кантонах, между которыми существует сильная конкуренция по привлечению старт-апов в области медицины и биотехнологий, в сфере разработки экологически чистых технологий добычи энергии. 2/3 суммарных расходов на НИОКР в Швейцарии поступает из предпринимательского сектора, а не от государства . Это также характерно и для Швеции, в которой научные разработки производятся в также частном секторе, но в рамках крупных многонациональных корпораций (75 % всех расходов). Большая роль в инновационной системе принадлежит Королевской академии наук Швеции (она присваивает нобелевские премии через Нобелевский комитет, тем самым определяет вектор развития науки в мире). Этим обосновывается акцентирование блока генерации знаний на фундаментальных науках и финансирование его государством. Прикладные же исследования обеспечиваются за счет грантов и совместных проектов с крупными транснациональными компаниями. Реализацией инновационной политики на местах занимаются специально созданные агентства (их уже более 600) .

Обратимся к инновационной системе Сингапура, активно инвестирующего в человеческий капитал, в образование (особенно пост-высшее). Долгое время инновационное развитие экономики страны сводилось к заимствованию передовых технологий, в настоящее время же Сингапур ориентирован на генерирование инноваций, чем и обусловлен интерес к академическим исследованиям: реализует программы, ориентированные на «импорт умов» и поиск одаренной молодежи (гранты, субсидии, премии, конкурсы, ярмарки, стипендии). Под выполнение этих задач адаптирована и сингапурская инновационная инфраструктура, представленная многочисленными фондами посевного финансирования и государственными агентствами, объединениями исследовательских учреждений в два национальных научных кластера (ИКТ и биомедицинский). Государство играет большую роль в развитии инновационной системы (сохранение планирования по пятилеткам, координация действий участников инновационного процесса, значительная финансовая поддержка). Бизнес в свою очередь диктует инновации .

Несмотря на отличия становления НИС (в первых двух случаях-историческое зарождение НИС, в третьем-искусственное создание), общими чертами для национальных инновационных систем этих стран являются активное инвестирование в образование (в человеческий капитал) и активное участие частного сектора в финансировании НИОКР. Эта закономерность свойственна и для других инновационно развитых стран. Так, в Великобритании около 2/3 финансирования НИОКР производится бизнесом, в Финляндии – более 70% . В целом, это характерно для всех стран, фирмы которых успешно конкурируют на международных рынках (они заинтересованы в инновациях как инструменте повышения конкурентоспособности).

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ: ЕВРОСТАТ И РОССТАТ

В онлайн-версии «Ежегодника Евростатата 2012» (от Января 2013 г.) опубликованы результаты исследования инновационной активности предприятий стран-членов ЕС за период 2008-2010 гг. Приводятся следующие статистические данные: самые высокие доли инновационно активных предприятий на протяжении этого отрезка времени были обнаружены в Германии (79,3% от всех предприятий), Люксембурге (68,1%) и Бельгии (60,9%). Также отмечено, что более половины общего числа предприятий на территории ЕС характеризщауются как инновационные. Самые низкие значения были выявлены в Болгарии, Польше и Латвии (27,1%, 28,1% и 29,9% соответственно) . Если сопоставить эти значения со значениями инновационной активности организаций России, опубликованными Госкомстатом за такой же период, то максимальная инновационная активность (согласно методике Госкомстата – удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации в отчетном году) была отмечена в 2010 году и составила 9,5%. В рамках страны вариация от субъекта РФ к субъекту происходила от 0,8% (в Чеченской республике) до 34,3% (в Магаданской области). В 2011 году было отмечено повышение доли инновационно активных предприятий в целом по России до 10,4% .

Остановимся подробнее на инновационной статистике в разрезе типов инноваций. Согласно методологии Евростата выделяется три категории инноваторов:

1) инновационные предприятия, осваивающие только продуктовые и/или процессные инновации;

2) инновационные предприятия, осуществляющие только организационные и/или маркетинговые инновации;

3) предприятия, развитые в обоих этих направлениях.

Из рис. 2 видно, что пропорциональные соотношения инновационных предприятий трех типов различаются от страны к стране. Но в целом по ЕС распределение предприятий-инноваторов по трем категориям следующее: 23% инновационных предприятий осваивают продуктовые и/или процессные инновации, 26,4% предприятий – маркетинговые и/или организационные инновации и чуть больше половины (50,6%) осуществляют инновации обоих типов .

Источник : Innovation Statistic // Eurostat Yearbook online (Data from January 2013 ). – Date Views 07.07.2013 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/

Рис. 2. Соотношения инновационных предприятий по типам инноваций в странах ЕС-27 (за исключением Греции) за период 2008-2010 гг.

Комиссией обследования инноваций (Community Innovation Survey) было обнаружена следующая закономерность: в тех странах (членах ЕС), в которых наблюдается высокая инновационная активность предприятий, удельный вес предприятий 3)-его типа также высок. В Германии, Люксембурге и Бельгии доля таких предприятий заметно выше (58,7%, 61,5% и 55,4% от общего числа инновационных предприятий соответственно). А в странах с низкой инновационной активностью отмечается пропорционально меньшее число предприятий 3)-его типа: в Румынии только 32,3% предприятий-инноваторов осваивают инновации обоих категорий, в Латвии – 34,5%, в Польше – 33,3% и в Болгарии – 29,5% .

В свою очередь, согласно методологии Госкомстата России, инновационно активные предприятия подразделяются на четыре категории:

1) организации, осуществляющие технологические инновации;

2) организации, осуществляющие маркетинговые инновации;

3) организации, осуществляющие организационные инновации;

4) организации, осуществляющие экологические инновации.

В табл. 2 приводится удельный вес этих организаций от общего числа.

Таблица 2

Удельный вес организаций, осуществляющих технологиечкие, маркетинговые и организационные инновации в отдельности за период 2009-2011 гг., в % от общего числа исследованных предприятий

2009 2010 2011
Технологические инновации 7,7 7,9 8,9
Маркетинговые инновации 2,1 2,2 2,3
Организационные инновации 3,2 3,2 3,3
Экологические инновации 1,5 4,7 5,7
* Составлено автором по данным Госкомстата РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

Из табл. 2 видно, что большая часть инновационно активных предприятий, осуществляют именно технологические. Следует отметить значительный рост предприятий-инноваторов, осваивающих экологические инновации. В рамках исследования инновационной активности предприятий России (в результате перекоса в сторону технологических инноваций) остановимся на опыте ЕС по осваиванию продуктовых и/или процессных инноваций (речь идет о предприятиях первого типа согласно Евростату).

Среди предприятий 1)-ого типа в ЕС более чем ¼ инноваторов (25,5%) активно сотрудничают в области инновационной деятельности: сотудничество между предприятиями, поставщиками, коммерческими лабораториями, университетами и общественными исследовательскими институтами. Остальные 74,5% полагаются только на свои собственные ресурсы. Наиболее высокий уровень инновационной кооперации был обнаружен на Кипре (62,3%), в Австрии (51,0%), Словении, Литве и Венгрии (44,7%, 43,3%, 43,2% соответственно). Самый же низкий уровень инновационного сотрудничества был обозначен в Италии (12,1%), Великобритании (13,7%), Мальте (18,5%) , Испании (22,3%) и Болгарии (22,4%) .

Кроме того, Комиссией обследования инноваций была исследована зависимость между размером предприятий, осуществляющих продуктовые и/или процессные инновации и их количеством. Было установлено, что малые, средние и крупные предприятия ведут себя по-разному: чем крупнее предприятие, тем быстрее и легче оно идет на инновационное сотрудничество. Эта закономерность исполняется в отношении всех стран-членов ЕС, за исключением Латвии, Люксембурга и Исландии, где средние предприятии (согласно методике Евростата к ним относят предприятия с численность работников от 50 до 249 чел.) сотрудничают меньше, чем малые (10-49 чел.) .

К российской практике. Вопрос включения крупного бизнеса России в инновационное сотрудничество остается открытым. По итогам исследовательского коммуникационного проекта рейтингового агенства «Эксперт РА» заключено: наименее заинтересованным участником инновационных процессов является крупный бизнес. За счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР, а удельный вес затрат на НИОКР в выручке отечественных корпораций в 4-6 раз ниже, чем у иностранных конкурентов. Общий же объем затрат всего крупного бизнеса больше чем в 2 раза уступает расходам корпорации Volkswagen на научно-исследовательские разработки. Также в сборнике аналитических материалов «Эксперт-инновации» отмечается, что большая часть проектов, реализуемых крупным бизнесом, направлена на усиление конкурентных преимуществ перед зарубежными конкурентами .