Как раскрывается в творчестве маяковского тема любви. Вечная тема любви в поэме Гянджеви Низами “Лейли и Меджнун”

Анализ поэмы «Оза»

Наиболее ярко тема любви получила свое развитие в поэме «Оза».

Героиня поэмы «Оза» работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни и «величья бытия». Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек», а «все прогрессы - реакционны». Поэма «Оза» подтверждает слова Достоевского о том, что красота призвана спасти мир.

Зоя Богуславская, которой Андрей Вознесенский посвятил поэму, рассказывает, что в «Озе» могла быть еще одна глава. Эта глава не появилась на свет, потому что Зоя заставила Андрея вернуться из Ялты в Москву, чтобы выступить в Большом зале консерватории. Поэт отправил ей телеграмму: «Не могу приехать, цветет миндаль». Богуславская удивилась и ответила, что если он не явится в консерваторию, то она его знать не желает. Спустя много лет на Зоино очередное «Ты же не можешь людей подвести!» Андрей раздраженно заметил, что из-за того, что он тогда сорвался и приехал, «Оза» в композиционном плане получилась не такой, как он хотел.

Из текста поэмы абсолютно ясно, что между Вознесенским и Богуславской нет никаких близких отношений. Зоя узнала, что стала прототипом «Озы», находясь в Ялте, а Андрей читал ее в Москве. Слухи и сплетни о том, что поэт нашел себе новую музу дошли до ее мужа. Супруг Зои Борис сказал, что отпускает ее к Вознесенскому на год. Если она захочет, то вернется через этот период времени. Богуславская высоко оценила его благородство, но предпочла остаться с поэтом. Они прожили вместе сорок пять лет. Поначалу многих удивляло, что поэт женился на «какой-то Зое», но потом все свыклись с этой новостью.

Вознесенский высоко ценил женскую красоту, и у него было женщин в физическом плане. Он искал вдохновения, новых муз. Однако главной музой для него всегда была его жена, умевшая ценить его верность. «Я всегда буду верен тебе, и ревновать ты меня можешь только к стихам», - такую фразу однажды Богуславская услышала от своего супруга.

Композиционно поэма состоит из четырнадцати глав, которым предшествует пролог. Произведение предваряется эпиграфом «Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы». Он свидетельствует о том, что автор не хотел издавать «Озу». Так, в эпиграфе есть причастие «найденная», которое показывает, что поэт забыл об этом произведении и для него важно было именно написать ее, а не напечатать. Пролог в свою очередь состоит из семи строф (каждая представляет собой четверостишие), в конце отдельной строкой автор говорит «Аве, Оза…». Проанализируем пролог.

Предложение «Аве, Оза» с разными знаками препинания в конце повторяется в нем семь раз: четыре раза поэт употребляет многоточие, два - точку и один - восклицательный знак. Кроме того, в первой строфе поэт пишет местоимение «Тебя» с большой буквы. Помимо этого он говорит «слушаю дыхание Твое». Таким образом он показывает, что возлюбленная, которой он посвящает свое произведение, для него святая. Вторая строфа состоит из двух предложений, первое из которых вопросительное, второе - повествовательное. В первом автор сравнивает зарождение чувства со вступлением в озеро:

Оробело, как вступают в озеро,

разве знал я, циник и паяц,

что любовь - великая боязнь?

Следующая строфа включает в себя четыре предложения. В первом автор выражает волнение по поводу того, что его возлюбленная сейчас одна. Во втором он повторяет наречие «страшно» в сравнительной степени: «Но страшнее - если кто-то возле». Таким образом поэт показывает свое переживание о возлюбленной. «Черт тебя сподобил красотой!» - в этом предложении видно, что автор восхищен красотой своей музы.

В первом предложении четвертого четверостишия Вознесенский ставит в один синонимический ряд слова «микробы», «люди» и «паровозы»:

Вы, микробы, люди, паровозы,

умоляю - бережнее с нею.

Так поэт противопоставляет всем остальным Озу.

Предложения, из которых состоят оставшиеся три строфы пролога, внешне не выражают эмоций: в конце в них нет восклицательных знаков или многоточий. Однако по глубине содержания они очень сильны.

У магнита я - печальный полюс,

ты же - светлый. Пусть тебе светло.

В первом предложении поэт создает художественный образ магнита с разными полюсами: «печальным» и «светлым». В данном случае интересно употребление приема антитеза: обычно в его основе лежат антонимы, здесь же мы наблюдаем обыкновенные прилагательные. Повтор однокоренных слов («светлый» и «светло») еще раз показывает восторженное отношение автора к своей любимой.

В предложении «Я тебя не огорчу собою» Вознесенский намеренно использует непрямой порядок слов: ставит дополнение «тебя» после подлежащего «я». Так поэт иллюстрирует свою невероятную любовь к Озе.

Даже смертью не обеспокою.

даже жизнью не отягощу.

В данном единоначатии поэт показывает, что он не хочет обременять свою возлюбленную никоим образом.

В последней строфе пролога есть оксюморон «Мимолетное непрекратимо». Вспоминаются слова Фауста из одноименного произведения И.В. Гете: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

Не укоряю, что прошла.

Благодарю, что приходила.

Во втором предложении содержится противопоставление по отношению к первому: «не укоряю», а «благодарю».

Перейдем к анализу идейно-тематического комплекса поэмы.

Обратимся к тематике произведения. Помимо главной темы любви Вознесенский затрагивает другие темы: тему поэта и поэзии; науки; добра и зла; философскую. Первая представлена строками:

Ужели и любовь не модна, как камин?

Но почему ж тогда, заполнив Лужники,

мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?

И радостно и робко в нас души расцветают…

В этих строках поэт говорит, что поэзия необходима людям. Интересно сравнение стихов с «травами от цинги». Оно показывает, что лирика имеет исцеляющее значение, помогает людям вылечиться от недугов.

речь мою прерывают.

Под «роботами» поэт понимает представителей власти, которые следят за каждым его шагом и не дают спокойно творить.

Рассмотрим, как раскрывается тема науки в произведении. Вознесенский пишет о разрыве цивилизации и культуры, раздумывает о будущем планеты. В афористичной форме завершается в поэме «Оза» спор о проблеме человека и прогресса:

Все прогрессы

реакционны,

если рушится человек.

Третья второстепенная тема, добра и зла, находит свое отражение в афоризме:

Не купить нас холодной игрушкой,

механическим соловейчиком!

В жизни главное - человечность.

Философская тема раскрывается в VI главе. В ней лирический герой разговаривает с черным вороном. Интересно использование цвета: черный в данном случае символизирует равнодушие, нежелание радоваться жизни и пессимизм. Лирический герой, который в данном случае равен автору, пытается показать ворону разные положительные стороны жизни. Во-первых, это радость быть человеком:

Мне жаль вас, птица,

человеком вам родиться б,

Во-вторых, трудиться:

счастье высшее трудиться,

полпланеты раскроя…

Вознесенский показывает, что человек может стать счастливым, если реализуется в профессии и будет заниматься любимым делом:

Будешь ты, - великий ментор,

бог машин, экспериментов,

будешь бронзой монументов

знаменит во все края..

Наконец лирический герой пытается сказать ворону, что гармонии в мире можно достичь вместе с любимым человеком:

утром пальчики девичьи

будут класть на губы вишни,

Однако на все его реплики ворон отвечает лишь одну фразу: «А на фига?» В конце диалога он говорит: «Жизнь была - а на фига?!» Повтор наречия «на фига» иллюстрирует невежество и безразличие ворона. Между прочим, вышеназванный образ ворона является аллегорией. В этом образе поэт передал человеческие недостатки.

Итак, в VI главе «Озы» философская тема раскрывается следующим образом. Автор показывает, что прелесть жизни заключается в том, чтобы получать от нее удовольствие.

Таким образом, в поэме «Оза» показана муза, прототипом которой явилась Богуславская. Обращаясь к нескольким темам (науки, теме поэта и поэзии, добра и зла, философской), поэт выделяет одну - любви. Это мы видим в заглавии произведения.

Итак, тема любви в творчестве Вознесенского имеет следующие особенности. Во-первых, он высоко ценит женщину и передает это отношение в стихотворениях «Бьют женщину», «Бьет женщина», «Монолог Мерлин Монро» и др. Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме «Оза». Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме «Оза».

Тема любви в творчестве В. Маяковского. В. Маяковский - поэт гениальный. Его наследие многотемно и многожанрово, и поэтому обидно, что кто-то воспринимает Маяковского только как поэта-агитатора или поэта-сатирика. Творчество этого человека было целостным, оно было неотъемлемо от его жизни.
Тема любви никогда не была чужда Маяковскому, поскольку это чувство пронизывало насквозь его бурную и беспокойную жизнь. Но поэт, утверждая, что “любовь - это сердце всего”, всегда был против опошления этой темы как в жизни, так и в искусстве, он высмеивал тех, кто “выпячивают, рифмами пиликая, и любвей и соловьев какое-то варево”. Это глубокое человеческое чувство Маяковский никогда не ограничивал тесными рамками эгоистичного Я, любовью в его творчестве раздвинута до горизонтов всей земли, космоса, даже если она неразделенная, несчастливая:
…любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете - и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью;
В такие вот часы встаешь и говориш векам, истории и мирозданью.
Быт, обывательская среда - главные враги всех человеческих чувств и любви в том числе. В обстановке равно-
цветет и скукожится”, да и “между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва”. Очень верно написал о поэте Евгений Евтушенко: “Маяковский выдернул любовь из альковов… и понес ее, как усталого обманутого ребенка, в своих громадных руках, оплетенных вздувшимися от напряжения жилами, навстречу ненавистной и родной ему улице”.
Произведения Маяковского, посвященные Л. Брик, раскрывают перед нами всю глубину и силу чувств поэта, который “душу цветущую любовью выжег”, которому “кроме любви твоей… нету моря”, “кроме любви твоей… нету солнца” и “ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени”. Чувства поэта огромны, сильны - это и “громада-любовь” и “громада-ненависть”. И в то же время - бесконечная трепетность отношений:
Дай хоть
последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
Ради любви Маяковский готов принести в жертву всю свою жизнь, поскольку уверен, что “каждый за женщину платит”. Но оплата эта совершается не деньгами, не вещами и даже не всегда - временем, а душой, сердцем, часто - непереносимой мукой, страданием.
Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои - радугой судорог.
Маяковский считал, что грубость, пошлость, лицемерие окружающего мира способны извратить чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая все его несовершенство. И в то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь - бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она способна постоять за себя, потому что это не эгоистичное чувство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для тебя человеку.
Может быть, от дней этих,
жутких, как штыков острия,
когда столетия выбелят бороду,
останемся только ты
и я,
бросающийся за тобой от города к городу.

Любовь - самое бесценное чувство, которое наполняет жизнь смыслом, делая ее светлой, насыщенной и выразительной. Любовь дает стимул человеку в любых его проявлениях. С этим чувством приходит вдохновение в стихах или прозе.

Любовь в лирике Пушкина

Тема любви в лирике Пушкина занимает одно из основных мест. Творения поэта являются уникальными в теме любви, его стихи читаются пылко и вдохновенно. Возникает сопереживание страсти, которую испытывал поэт.

Любовь для поэта - это не только вдохновение, это еще и свет жизненной силы и творческой активности. Именно тема любви в лирике Пушкина позволяет понять его произведения. Любовь двигала им, благодаря любви он творил и создавал шедевры. После расставания с женщиной поэт чувствует тоску и грусть. Ничто не мило, цель и смысл жизни утеряны.

Любовь Пушкина к Анне Керн

Одно из таких стихотворений - «Я помню чудное мгновение…» - посвящено Анне Керн, которая покорила сердце поэта. Она для него чиста и непорочна, как ангел, как «гений чистой красоты».

Для Пушкина любовь к Анне Керн - светлое и искреннее чувство. Она дорога ему, даже если это чувство остается без ответа. Пушкин нежно и бескорыстно относится к женщине, которая взволновала его душу, дала страстный порыв и наполнила жизнь смыслом. Он благороден и не желает беспокоить любимую женщину. Поэт готов ради ее спокойствия отступиться от блаженства любви. Поэтому благословляет ее, искренне желает ей любви, которая будет такой же сильной и чувственной, как у него.

Любовь Пушкина к Елизавете Воронцовой

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» было написано для Елизаветы Воронцовой. Удивительной красоты, утонченная, высокообразованная, она покорила его сердце. Но Воронцова была замужней дамой, и их чувства не имели продолжения. На прощанье любимая подарила поэту перстень с каббалистическими знаками. Это был знак нежной любви. Аналогичный перстень она оставила у себя.

Впоследствии Пушкин часто получал письма от Воронцовой с оттиском этого перстня. Позже письма были сожжены по просьбе Елизаветы. Пушкину сей акт дался тяжело, ведь это были письма от любимой женщины, которая вдохновляла его, давала стимул и любовный пыл. Эту историю он описывает в другом своем шедевре - «Сожженные письма». Стихотворение переполнено печалью и грустью. Поэт понимал, что, сжигая письма, он навсегда прощается со своей любовью.

Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой

Самой большой любовью в жизни Пушкина была его жена Наталья Гончарова. Он признателен судьбе за встречу с ангелом. Стихотворение «Мадонна» было написано за полгода до свадьбы Пушкина с Гончаровой. В нем он боготворит любимую, поклоняясь ей, испытывая благоговейный религиозный трепет.

Лик любимой женщины нежен, она целомудренна и чиста. Для Пушкина Гончарова - прелестное создание, мадонна, идеал женственности и душевной гармонии. Она затрагивает его сердце, доставляет ему умиротворение и благодать. Поэт уверен, что его мадонна - дар, посланный небесами, и сердце наполняется лучезарной радостью. Тема любви в стихотворениях Пушкина раскрывает душу поэта. Читатель способен прочувствовать это возвышенное чувство вместе с автором. Познать боль и радость, а также обрести веру в будущее.

Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина

Тема дружбы также нашла отражение в произведениях, как и тема любви в лирике Пушкина. Пылкий, порывистый, впечатлительный, поэт самозабвенно отдавался дружбе. Вопрос независимости, свободы, борьбы с царским режимом - все это нашло отражение в стихотворении к своему близкому другу «К Чаадаеву».

Стихотворение написано в форме доброжелательного и дружеского обращения. Оно отражает политический настрой, суждения и мысли, которые связывали поэта с его другом, а также со всеми прогрессивными людьми той эпохи. Пушкин, как бунтарь, призывает друга и передовую молодежь посвятить себя борьбе с царским гнетом, он призывает к освобождению Отчизны. Таким образом, тема любви и дружбы в поэзии Пушкина связаны между собой. Для поэта они представляют собой одно целое и нерушимое чувство.

Поэма «Цыганы»

Во время ссылки в Кишинев Пушкин наблюдал за жизнью цыган, присматривался к ним. Именно здесь у поэта зародилась идея этого сочинения. Цыгане поразили поэта своими любовными отношениями, неуемной жаждой свободы, бытом и поведением. Цыгане - это независимый и свободолюбивый народ, который следует зову своего сердца.

Конфликт этого произведения построен на том, что у главного героя происходит противоречие страстей. Главный герой поэмы, молодой человек Алеко, нарушает закон и сбегает из мира цивилизации и городской суеты. Образованный Алеко принимает вольную жизнь цыган и их сущность. Он мечтает прожить с ними всю жизнь, быть свободным. Однако Алеко так и не смог полностью стать вольным человеком.

Пушкин своим произведением смог передать разницу между жизнью в цивилизации и жизнью за ее пределами. Поэт считает, что у человека в цивилизованном обществе есть все блага и удобства для свободной жизни. Однако такой человек замкнут в клетке, созданной из написанных правил, законов, социальных норм. Человек, живущий вне цивилизации, где нет законов и писаных правил, является поистине свободным.

Тема любви в поэме «Цыганы»

Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» проходит через все произведение. Рассказывается о чувствах главного героя к цыганке. Любовь к прекрасной Земфире и желанная свобода должны дать Алеко ощущение счастья и умиротворения. Но этого не случилось. Привыкший к благоустроенности, комфорту, уюту, он так и не стал одним целым с цыганским табором. Алеко не понял смысла свободы и не принял, по сути, свободу чувств.

Герой не смог простить Земфире измену. Он убил прекрасную Земфиру и ее возлюбленного. Цыгане - люди вольные, простые и робкие. Для них измена не грех, потому что любовь удержать не возможно. Отец Земфиры назвал Алеко злым и гордым человеком, который хочет воли лишь для себя. Он эгоист, его ревность и безжалостность не пробуждают сочувствия. По сути, он оказывается преступником. Поэтому Алеко был изгнан из табора. Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» - это разговор о том, что быть свободным - значит освободиться от желания власти над человеком.

Читая произведение, можно увидеть, что автор не принимает чью-либо сторону. Поэт не старается защитить цыган или оправдать Алеко. Пушкин хорошо относится к главному герою, но и сочувствует отцу Земфиры. Однако убийство поэт не оправдывает, поэтому старик изгоняет Алеко из табора.

Поэма «Евгений Онегин»

Произведение «Евгений Онегин» можно назвать самым популярным среди произведений А. С Пушкина. Автор смог передать наиболее важные проблемы дворянства, тему любви и дружбы.

Для произведения характерна особая черта. А. С. Пушкин сам непосредственно участвует в поэме. Евгений Онегин несколько раз встречался с Пушкиным (в Одессе, Петербурге). Также автор в поэме рассказывает о своей биографии, мечтах, размышлениях.

Тема любви в поэме

Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» - это своеобразная любовная интрига. Знатный молодой человек - один из главных героев поэмы. Это не плохой и не хороший человек. У Евгения сложный, непоследовательный характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше. Такое поведение объясняется тем, что герой не желает связывать себя фальшивыми клятвами и обещаниями.

С Татьяной он знакомиться в деревне, когда приезжает на отдых в свое поместье. Для Татьяны Лариной любовь - высшее чувство, которое олицетворяет счастье, свет, искренность. У них немало общих интересов: они читают, гуляют, оба не любят светской суеты, но понимание любви у них отличается. Татьяна полюбила Онегина. Письмо Татьяны к Онегину восхищает силой любви и чуткости ума. Оно полно надежды на взаимность, но Онегин не смог понять это чувство.

По сути, Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. У Ленского романтическая и утонченная натура. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.

Убийство друга в корне изменило жизнь Онегина. Он осознал свои поступки, но уже было поздно. Когда Онегин вновь встретился с Татьяной, она уже была замужней дамой. Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна покорила Онегина. Евгений объясняется ей в любви, но терпит фиаско. Она отказывает ему. В ней сильно развито чувство долга, семьи и порядочности. Все это стоит выше чувства любви.

Заключение

Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь - это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение. В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ - это олицетворение нежности, чистоты, прекрасного и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины. Поэтому трудно говорить кратко о теме любви в творчестве Пушкина.

Поэзия Пушкина обладает магнетическим феноменом. Она благотворно влияет на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, так как она обнаруживает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой ряд стихотворений Пушкина посвящен теме любви.

1. Л юбовь в раннем творчестве.
2. Муза Маяковского.
3. Публичность чувства.

Любить — это с простынь,
бессонницей рваных, срываться,
ревнуя к Копернику, его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая своим соперником.
В. В. Маяковский

Любовная лирика занимает не последнее место в творчестве В. В. Маяковского, которого мы привыкли воспринимать как поэта революции и мастера агитационных лозунгов. Поэма «Облако в штанах» (1915) — любовная и посвящена неразделенному чувству к не пришедшей на свидание героине М. А. Денисовой, в которую он был влюблен в Одессе. В названии заключена метафора нежной мужской души. Удивительно, но многие годы эту поэму считали революционной, антибуржуазной. Но вовсе не недовольство общественными порядками заставляет героя проклинать мир, а самая простая ревность. Напряженный герой ждет любимую с четырех до десяти часов, она в конце концов приходит и говорит, что выходит замуж. «Пожар сердца» превращается в месть за то, что отняли любовь

Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
...Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

Большинство стихотворений любовной тематики посвящено Л. Брик, с которой Владимир Владимирович познакомился в 1915 году. Она стала значимой фигурой в его жизни. Никто больше — ни Т. А. Яковлева, ни В. Полонская — не занял в сердце поэта такое место, как она. На долгие годы женщина стала музой Маяковского. Ей поэт посвятил первый том собрания сочинений, вышедший в 1928 году. «Кроме любви твоей, мне нету солнца... / мне писал Маяковский в стихотворении «Лиличка! Вместо письма».

«Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», — говорил В. Б. Шкловский о Брик.

Встреча была судьбоносной, брак Лили с О. Бриком был скорее нежной дружбой, чем страстной любовью. Маяковский обрушил на возлюбленную свое безмерное необузданное чувство, сопровождаемое ревностью, вполне обоснованной в сложившемся любовном треугольнике.

Двенадцать
квадратных аршин жилья.
Четверо
в помещении —
Лиля,
Ося,
я
и собака
Щеник...

Вот в таких условиях существовала любовь, и создавались стихи Маяковского. Он не хотел делить любимую женщину ни с кем, но был обречен делать это. Как метко было замечено, его лирика питалась от несчастной любви.

Не всегда можно говорить об абсолютном совпадении лирического героя стихов с автором, но в данном случае нет подмены — мы читаем о том, что действительно чувствовал Маяковский, а не отвлеченный лирический герой. Любовь его настолько велика, что венчает короной в веках любимую.

Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои —
радугой судорог.

Любовь Маяковского — это чувство, которому неведом покой: «надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие». Она кричит вся, то от восторга, то от боли, поэт выплескивает эмоции, не сдерживая и не скрывая их. Он — максималист, поэтому никаких полутонов в чувствах. Или любит, или нет, или сейчас, или никогда. Любовное чувство у Маяковского приобретает необычные формы: от беззащитного «смирного любеночка»:

Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любеночек —

до поражающей своими размерами любви-громады, которая то ли любовь, то ли ненависть, то отчаяние, то нежность:

Больше чем можно,
больше чем надо —
будто
поэтовым бредом во сне навис —
комок сердечный разросся громадой:
громада любовь,
громада ненависть.

Конечно, такой романтик, как Маяковский, понимающий «язык трамвайский» и умеющий сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб», и не мог любить иначе. Он дерзко заявлял о своей любви всему миру. От его любви, обрушивающейся как водопад, от такого бурного проявления чувств Брик уставала, что заставляло поэта метаться, теряться и переживать. Это чувство к ней было очень неровным, у них так и не получилось создать модель современной семьи без предрассудков — без ревности, без зависимости друг от друга, свободной от влияния быта. Отношения же с парижанкой Яковлевой, по словам окружающих, были спокойными, но недолгими. Говорят, что выехать в Париж повторно ему не удалось не без помощи Бриков (Лиля была в бешенстве, обнаружив стихотворение к сопернице), а Яковлева вскоре вышла замуж. Остались строки, посвященные ей. В них слышны нотки счастья.

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи...

Маяковский был таким человеком, который не мог держать чувства в себе, выплескивал их в своих стихах и ввиду своей публичности делал достоянием общественности. Ведь это было не просто интимное чувство, а чувство поэта-гражданина. Гиперболизация чувства характерна для всего творчества Маяковского, и любовная драма приобретает в таком ракурсе характер общественный. Таким образом, по словам исследователя С. Л. Страшнова, поэт приобщался «к цельному целому — массе или народному единству, каким бы отвлеченным и иллюзорным оно ни было. Отсюда.., стремление Маяковского всячески социализировать ее (любовную лирику), превращая любовь из личного чувства в общественную тему». Поэма «Люблю», написанная в 1921—1922 годах, говорит о том, что любовь занимает важное место в жизни человека, она дана каждому, но мало кто замечает, что со временем сердце черствеет и «любовь поцветет, поцветет — и скукожится». Чтобы сохранить любовь, поэт прячет ее в любимую.

Любовь
в тебя —
богатством в железо —
запрятал,
хожу
и радуюсь Крезом.

Заканчивается поэма выводом, что его любовь неподвластна времени. Это самые позитивные строки Маяковского о любви.

Наполненная лиризмом поэма «Про это» раскрывает перед нами муки ревности, страдание от несчастной любви. Обозначив основную тему поэмы — «по личным мотивам об общем быте», поэт рассуждает о морали, быте и любви нового человека. Его лирический герой борется за идеальную любовь. Критики называли поэму чувствительным романом, над которым плачут гимназистки, в то время как автор говорил о своей идее прямо — это поэма, построенная на ассоциациях, о том, как быт опошляет отношения мужчины и женщины. Поэт полагал, что в жизни нового человека любовь должна быть очищена от мещанства.

«Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем» — так говорил Маяковский о любви, вечной теме художественных произведений.

Конспект

Урока литературы в 11 классе

Учитель: Маккоева Галина Рудольфовна

Тема: «Необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах» (1914-1915)

Цель: показать учащимся необычность в раскрытии темы любви поэтом, выявить приёмы передачи психологического состояния; совершенствовать навыки анализа лиро-эпического произведения; развивать ассоциативное мышление, языковое чутьё, художественный вкус; воспитывать любовь к литературе.

Ход урока:

Сегодня на уроке мы поговорим на вечную, но всегда юную и привлекательную тему, тему любви мужчины к женщине. Что такое, по-вашему, эта любовь? Как определите значение этого слова?

(Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность).

- ^ Какие слова у вас ассоциируются со словом «любовь»?

(Теплота, сердечность, внимание, чувства, влечение, мука, переживание, радость, ожидание, свидание, душевный подъём, понимание, душа, красота, доброта и т.д.)

- ^ Какой может быть любовь?

(Счастливой, взаимной, неразделённой, отвергнутой)

Ярче и точнее всех о любви говорят поэты. Я предлагаю вам поговорить о любви необычной. Такой, какой была любовь лирического героя поэмы

В.В. Маяковского «Облако в штанах». Ведь именно она, эта необычная любовь подвигла лирического героя поэмы «Облако в штанах» заявить в 4 частях поэмы: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Более подробно проанализируем только 1 и 4 части поэмы. Для удобства вы получили раздаточный материал с фрагментами поэмы. Наше обсуждение будет поддержано презентацией. В конце урока попрошу вас сделать обобщение, ответив на вопрос «В чём необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Вспомним, как всё произошло.

- ^ Начнём с влюблённого героя. Каков он в прологе и 1 части поэмы?

Вашу мысль,

Мечтающую на размягчённом мозгу,

Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

Досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Иду – красивый,

Двадцатидвухлетний.

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы.

Хотите –

Буду от мяса бешеный

И, как небо, меняя тона –

Хотите –

Буду безукоризненно нежный,

Не мужчина, а – облако в штанах!

Меня сейчас узнать не могли бы:

Жилистая громадина

Корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

(В прологе лирический герой противостоит всему буржуазному обществу. ^ Чем эта публика не устраивает лирического героя? Она отвратительна, изображается отталкивающе материально, в этих людях нет духовного. Лирический герой может противостоять обществу потому, что он очень мощная личность. Поэт, создавая этот мощный образ, использует гиперболу, которая сочетается со сравнением. Диапазон личности нашего влюблённого огромен: от бешеного до безукоризненно нежного. Глыба, громадина – так поэт определяет внешнюю и внутреннюю суть героя в I части. Перед нами громадина, глыба-человек. Молодой, нахальный, смеющий дерзко издеваться над благопристойной буржуазной публикой, едкий. Он способен вывернуть себя так, чтобы были одни сплошные губы. Для чего? Для простого человеческого поцелуя. Зачем нужна такая гипербола? Чтобы предельно ярко, максимально почувствовать всю прелесть поцелуя. Он способен дразнить толпу окровавленным лоскутом собственного сердца). Вывод: в поэме необычный лирический герой.

Как понимаете строчку «не мужчина, а – облако в штанах!», ставшую названием поэмы. Почему такой необычный образ?

(Нежность, мягкость, воздушность облака (небесный образ, парящий, витающий в облаках) в сочетании с прозаическими, сугубо материальными, грубыми, тяжёлыми по звучанию штанами - эта антитеза. Она подчёркивает человеческую природу лирического героя поэмы, которая, по мнению Маяковского, есть единство двух начал: биологического и духовного.) Вывод: необычно название поэмы

- ^ Какая же любовь у этой громадины, глыбы?

Громадный,

Горблюсь в окне,

Плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая –

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.

(В неологизме «любёночек»

(ср. ребёночек, котёночек) подчёркивается трогательная нежность, безукоризненная нежность, необычная сила чувства. Нет в языке слова для такого чувства, поэтому автор придумывает новое). Вывод: чтобы назвать чувство, нужно придумать новое слово.

- ^ Какие чувства переживает влюблённый лирический герой в ожидании Марии?

Ещё и ещё…

Полночь, с ножом мечась,

Догнала,

Зарезала, -

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казнённого.

(Ожидание любимой – мука. На это указывает повтор «еще и еще». Свидание было обещано в четыре. Восемь. Девять. Десять. Полночь. Восемь часов мучительного ожидания, страданий. Итог страданий – казнь.)

Проклятая!

Что же, и этого не хватит?

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Сначала прошёлся

Едва-едва,

Потом забегал,

Взволнованный,

Теперь и он, и новые два

Мечутся отчаянной чечёткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

Нервы –

Большие,

Маленькие,

Многие! –

Скачут бешеные,

Итак, герой необычный, чувства необычные, а какова возлюбленная?

Вошла ты,

Резкая, как «нате!»,

Муча перчатки замш,

Сказала:

«Знаете –

Я выхожу замуж».

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

Страсть», -

А я одно видел:

Вы – Джиоконда,

Которую надо украсть!

И украли.

(Возлюбленную зовут библейским именем Мария = госпожа, горькая, любимая, упрямая. Она знает современную литературу, читала Джека Лондона. Маяковский заинтересовался романом Джека Лондона «Мартин Иден» (1909), глубоко раскрывающим особенности писательского труда, и написал по его мотивам сценарий фильма «Не для денег родившийся» (1918). Он сам сыграл в нём главную роль поэта Ивана Нова. Мария похожа на Руфь, которая отказывается от начинающего писателя Мартина Идена и разрывает их помолвку. Мария похожа на Джоконду. Как вы понимаете это сравнение? Красивая, загадочная, духовно привлекательная. Но её украли. Картина не могла сопротивляться, а возлюбленная не захотела, она позволила себя украсть. Мария выбрала любовь продажную, выбрала деньги, комфорт, богатство. Почему Мария так резка? Вспомните стихотворение самого Маяковского «Нате!» (1913). Два года назад он сам бросил толпе обличительное «нате!». Был скандал. Замужество Марии похожий вызов, вызов-отказ от духовного ради материального благополучия.)

- ^ Как воспринял эту новость герой Маяковского?

Что ж выходите.

Покреплюсь.

Видите – спокоен как!

Как пульс

Покойника.

Господа!

Любители

Святотатств,

Преступлений,

А самое страшное

Видели –

Лицо моё,

Абсолютно спокоен?

(Психологическое состояние героя передано очень сильно – через внешнее его спокойствие. ^ Подберите синонимы к слову «спокойствие». (Покой, спокойно, успокоить, покойник).Объясните эпитет «абсолютно спокоен». Кто может быть абсолютно спокойным? Покойник. Спокойствие лирического героя не грани смерти. Анжанбеман – перенос – подчёркивает внутренние страдания, разорванность души.)

- ^ У кого найти спасение, кто может помочь пережить эту трагическую минуту?

Allo! И до конца главы.

(Конечно, дома, но дома нет. Где разворачивается действие поэмы? В гостинице Одессы. Герой делает телефонный звонок домашним, маме и сёстрам. О чём разговор? Рассказывая маме, как его сжигает пожар сердца, выворачивает наизнанку фразеологизм «сердце выскакивает из груди». Постигшую героя катастрофу автор сравнивает с мировыми катастрофами. «Лузитания» - английский пассажирский теплоход, торпедированный в 1915 году германской подводной лодкой и сгоревший в море.)

Во второй главе поэмы лирический герой ищет возможности избавиться от страданий. Он, «мечась и стеня», выходит из гостиницы на улицы Одессы. Он видит, там бьётся пульс жизни, там своя жизнь.

В третьей части герой штурмует весь старый строй буржуазной жизни. Он уверен, что этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало.

Прошли целые сутки на улице. Ночь пришла. Легче не стало.

От глобальных замыслов по переделке мира герой в четвёртой части возвращается к мыслям о своей любимой, возвращается в гостиницу:

Мария! Мария! Мария!

Пусти, Мария!

Я не могу на улицах!

Посмотрим, как лирическая любовная тема проявляется в четвёртой части, как она изменяется. ^ Прокомментируйте строки:

Видишь –

Я уже начал сутулиться.

Я человек, Мария,

Простой,

Выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни.

я – весь из мяса,

Человек весь –

Тело твоё просто прошу,

Как просят христиане –

«хлеб наш насущный

Даждь нам днесь».

(Герой становится покорным, чуть ли не униженным, просто человеком. Сравните с образом в прологе: громадина, глыба и т.д. Любимая заменяет всё, она необходима, как хлеб насущный. Что добавляет сравнение «как просят христиане…» к образу любимой? Земная женщина обожествляется, возносится до небес, это святыня. Ведь «хлеб насущный на каждый день» для христиан это не только материальная пища, но и слово Божие, т.е. Библия, пища духовная, питающая душу.)

На эту просьбу Мария отвечает отказом. Это уже второй отказ за несколько часов. Смиряет ли он глубоко страдающего, яростно протестующего и уже отчаявшегося лирического героя?

Послушайте, господин бог!

Всемогущий, ты выдумал пару рук,

Что у каждого есть голова, -

Отчего ты не выдумал.

Чтоб было без мук

Целовать, целовать, целовать.

Я думал – ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь,

Из-за голенища

Достаю сапожный ножик.

Крыластые прохвосты!

Жмитесь в раю!

Ерошьте пёрышки в испуганной тряске!

Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою

Отсюда до Аляски!

Пустите!

Меня не остановите.

(Отказ любимой провоцирует бунт уже против всего мироздания, против самого Бога. Сначала он просто фамильярен. Затем фамильярность переходит всякие границы. Герой с Богом на ты, уже откровенно хамит ему. Грозит засапожным ножом.)

В чём причина этого бунта?

(Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в существовании социальной несправедливости, а в том, что без мук нельзя целовать.)

Отчаяние героя доходит до исступления (крайняя степень возбуждения, страсти), до бешенства, почти до сумасшествия. Он выкрикивает страшные богохульства. Стихия захлёстывает его.

- ^ Что получает в ответ?

Снимите шляпу!

Вселенная спит,

Положив на лапу

С клещами звёзд огромное ухо.

(У вселенной огромное ухо, герой явно услышан. Но Вселенная безмолвствует. Герой в финале трагически одинок и бездомен.)

Подведём итоги. Что необычного в звучании темы любви в поэме?

(Образ героя: его переживания, его предельная расхристанность и предельная нежность, его противоречивость, его трагическое бездомное одиночество, его вселенский нигилизм.)

Дома перечитайте 2 и 3 части поэмы, подумайте, можно ли автора поэмы «Облако в штанах» назвать поэтом-гуманистом?