Материалы для подготовки к огэ. Справочные материалы для подготовки к огэ по русскому языку

«Практикум по русскому языку.

Подготовка к ГИА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цели изучения курса - формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе(5-7классы);
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 68 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА - основной результат изучения данного курса.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Рассчитана программа на 68 часов в год.

Тема 1. Написание сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

вычленять главное в информации;

сокращать текст различными способами;

правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Текст. Стили и типы текста.

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Обучающиеся должны знать:

основные сведения по стилистике русского языка и типологии текстов

Обучающиеся должны уметь:

определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

определять типы речи и строить тексты в соответствии с данным типом речи;

работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения

Тема 3. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разбор содержания лингвистических понятий и их обоснование. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение, связанное с определением слова. Понимание смысла слова, умение его объяснить и прокомментировать. Привести примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания слова. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы(написание сочинений).

Тема 4. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические - тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

различать средства выразительности;

находить в тексте средства выразительности;

анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 5 . Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Правописание окончаний.Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа

Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Абзацное членение текста. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Написание сжатого изложения. Анализ изложения.

Контрольное изложение и его анализ.

Текст. Стили текста.

Текст. Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения.

Работа над лингвистическим сочинением.15.1

Работа над сочинением 15.2 Понимание смысла текста.

Работа над сочинением 15.3 Понимание смысла слова.

Построение сочинения-рассуждения разных видов и их анализ.

Контрольное сочинение и его анализ.

Тест (тестовые задания второй части экзаменационной работы). Общий обзор.

Средства выразительности речи. Тропы. Сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты.

Фразеологизмы.

Лексика. Синонимы.

Орфография.

Орфограммы в корне.

Орфограммы в приставках.

Орфограммы в суффиксах.

Орфограммы в суффиксах. Н - НН в различных частях речи.

Орфограммы в окончаниях.

Контроль знаний по разделу: «Орфография».

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Синтаксическая омонимия.

Простое предложение.

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

Виды сказуемых.

Виды односоставных предложений.

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

Простое осложненное предложение.

Вводные слова.

Обращения.

Обособленные определения.

Необособленные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Контроль знаний по разделу: «Синтаксис и пунктуация простого предложения».

Задание №3.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА И РЕЧИ

Термин

Определение

Примеры

Аллегория

(иносказание )

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Антитеза

(противопоставление)

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов.

Стихи и проза , лёд и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин).

«Война и мир » (Л. Толстой), «Преступление и наказание » (Ф. Достоевский).

Гипербола (преувеличение)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явление, действия.

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето. (В. Маяковский).

Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня).

Инверсия

Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов.

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари (С. Есенин).

Он из Германии туманной привёз учёности плоды. (А. Пушкин.)

Ирония

(скрытая

насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению.

Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Пример иронического произведения - стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма - высшей степени проявления иронии).

Литота

Преуменьшение предмета (обратная гипербола).

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов).

Метафора

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение.

В саду горит костёр рябины. (С. Есенин).

На болотах клюквы россыпи

Догорают в пепле инея (Н. Колычев).

Оксюморон

(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого)

Но красоты их безобразной / Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов).

«Живые мощи» (И. Тургенев), «Живой труп» (Л. Толстой).

Олицетворение

Перенесение свойства человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных.

Луна хохотала, как клоун (С. Есенин).

Полночь в моё городское окно

Входит с ночными дарами (А. Твардовский).

Сравнение

Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова. (С. Есенин).

Капли росы – белые, как молоко , но просвеченные огненной искрой. (В. Солоухин).

Эпитет

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение.

Капельки хрустальной влаги; седой росный луг. (В. Солоухин).

От весел к берегу кудрявый след бежал.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение. Например: альтруист – эгоист, гипербола – литота, весёлый – грустный, далеко – близко, вставать – садиться.

Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Например: алый – красный

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное значение и по функции соотносятся с отдельным словом. В предложении являются одним членом. Например: попасть впросак, кровь с молоком, душа в душу, ободрать как липку , ни свет ни заря; всё течёт, всё изменяется .

Правописание приставок.

Задание № 4

Неизменяемые

приставки

(всегда пишутся одинаково, независимо от произношения)

Приставки на з- , с-

(Правописание зависит от звонкости-глухости зависит от

пре - при

Правописание не зависит от ударения

- на

На писать

Правописание не зависит от звонкости-глухости последующего согласного звука //

не зависит от последующего согласного звука )

пред-

с-

с лить, с дать, с шить

перед гласными и звонкими согласными корня

пишется на конце приставки

перед глухими согласными корня пишется на конце приставки

воз- (вз-)

обез-

раз- (роз-)

через- (чрез)

(из р езать)

вос- (вс-)

обес-

рас- (рос-)

черес- (чрес-)

(ис п ортить)

    пре = пере

пре рвать-пере рвать

    пре = очень

пре злой – очень злой

    присоединение :

при клеить

    приближение :

при бежать

    ●“чуть-чуть”, немного, неполнота действия :

при горел

    рядом с чем-то, около, вблизи :

при школьный

при морский

Запомнить !

Неясное значение!

преследовать

препятствие

преткновение

превратный

(изменчивый, неверный)

прельстить

пренебрежение

приключение

притязание

присяга

причудливый

приверженец

присутствие

приготовить

Различаются по значению слова

пре дать(выдать кого-либо)

пре творить(осуществить)

пре клоняться(уважать)

пре ступить(нарушить)

пре бывать (находиться где-то)

пре емник (продолжатель)

пре ходящий(временный)

при дать (добавить)

при творить (закрыть)

при клоняться (нагибаться)

при ступить (начать)

при бывать (приезжать)

при ёмник (устройство, аппарат)

при ходящий (кто приходит)

В неопределенных и отрицательных местоимениях , а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ -, без ударения НИ : не" чего сказать - ни чего" не делал, не" у кого спросить - ни у кого" не спрашивал.

Задание 5. Правописание суффиксов.

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных (какой?)

1.Если прилаг. образованы с помощью суффиксов - ЕНН -, -ОНН -

(станционн ый, клюквенн ый)

Искл .: ветрен ый (но: без ветренн ый)

1.Если прилаг. образованы при помощи суффиксов - АН -, - ЯН -, - ИН -

(песчан ый, серебрян ый)

Искл .: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый

2.Если прилаг. образованы от сущ. с основой на Н

(Стари н н ый - старина, карма н н ый - карман, овчи н н ый - овчина, были н н ый - былина, подлинн ый)

2.Если прилаг. образованы без суффиксов

(ю н ый, румя н ый, сви н ой, еди н ый, пря н ый, зелё н ый, си н ий, рья н ый, пья н ый, багря н ый)

Дорога длинн а и интересн а (в кратком прилагательном пишется столько же Н, сколько в полном)

Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прил. (какой? что сделанный?)

НН (полное причастие)

    Причастия имеют при себе приставк и (кроме приставки НЕ) : с ломанная ветвь.

Исключения : названый брат, посажёный отец, смышлёный, приданое, Прощёное воскресенье.

    В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида : решённая задача.

Исключение: раненый.

    Зависимые слова: вязанные девочками перчатки

    Наличие суффиксов ова - - - ева -: бал ова нн ый ребёнок.

Исключения: кованый, жёваный .

    Краткое причастие : работа не выполн ен а.

    Отглагольное прилагательное (нет приставки, нет зависимого слова, несовершенный вид):

вязаные перчатки, беше н ый волк, вяле н ая вобла, глаже н ые брюки, золочё н ые изделия, лома н ая линия, пута н ый ответ, рва н ая рана, сея н ые травы, стира н ое бельё .

В сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба.

Исключения : свяще нн ый, жела нн ый, нечая нн ый, негада нн ый, невида нн ый, неслыха нн ый, медле нн ый, нежда нн ый, неожида нн ый, чита нн ый

Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е) (как?)

В наречиях на –о и –е пишется столько Н , сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.

Н - образовано от прилаг. с Н

НН – образовано от отглаг. прилаг. с НН

чудесн ый - чудесн о
беспечн ый - беспечн о

рассеянн ый - рассеянн о
испуганн ое - испуганн о

Н-, -НН- в существительных (кто? что?)

пишется –НН- и –Н-, как и в том прилагательном или причастии, от которого они образованы:

Задание 7. Словосочетание.

Способы подчинительной связи слов

согласование

управление

примыкание

Зависимое слово ставится в той же форме, что и главное слово.

Вопросы: какой? какая? какие? какое? чей? чья?

Зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога

Вопросы косвенных падежей: кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

(о) ком? (о) чём?

Зависимое слово - неизменяемое слово (наречие, деепричастие и Н.Ф. глагола)

ПРИЛ. + СУЩ.

ГЛАГ. + СУЩ.

СУЩ. + СУЩ.

ПРИЛ. (ПРИЧ.) + СУЩ.

зависимое слово может быть выражено : именем прилагательным (трудная задача) – трудной задачи),

местоимением-прилагательным (наш друг – нашего друга),

причастием (набегающая волна – набегающей волной),

порядковым числительным (второй подъезд – второго подъезда)

Зависимое слово может быть выражено: существительным

(разбить вазу – разбил вазу,

удар в спину – ударом в спину,

×

багровый от стыда ),

местоимением -существительным

(сказать ему) , количественным числительным

(разделить на пять ),

зависимое слово может быть выражено:

наречием (громко плачет),

Н.Ф. глагола (готов помочь ), ×

деепричастием (работать не переставая ),

формой сравнительной степени прилагательного или наречия

(мальчик постарше , подойти ближе ),

неизменяемыми притяжательными местоимениями

(её подруга).

Задание 8. Грамматическая основа предложения.

    ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Подлежащее может быть выражено:

- сущ. в им. п. : Туман серебрится.

- мест. в им. п. : ВСЕ утомились .

- инфинит. (н.ф. гл.): Врага уничтожить - большая заслуга.

- цельным словосочетанием : Две капли брызнули в лицо. Мы с приятелем вдвоём замечательно живём . Один из нас уже бывал в музее.

- прилаг. , прич. : Смелый к победе стремится . Будущее принадлежит людям честного труда.

- нареч . : Светлое завтра в наших руках, друзья!

- числит .: Пять - моя любимая цифра.

    3. СКАЗУЕМОЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Выражается одной глагольной формой:

Непосеянные зёрна не взойдут (изъяв. н.);

- Я волком бы выгрыз бюрократизм (условн. н.);

- Пусть светит солнце (повел. н.);

- Я буду петь (буд. сложн.);

- Он легко находил общий язык

(фразеолог., в которых есть спрягаемая глагольная форма).

(вспомогательный глагол или краткое прилагательноерад, готов, способен, должен, намерен + инфинитив)

желал

хотел

начну + инфинитив

продолжу

закончу

должен Мартышка вздумала

трудиться .

Составное именное сказуемое

глагол-связка +

- быть, стать, делаться, являться, становиться,

Он является инженером .

- глаголы движения, состояния : Осень пришла дождливая.

именная часть (сущ., прил., числ., мест., кратк. прич., нареч.)

- Зелень это песня земли. Небо было в мелких облаках .

- Юность всегда самоотверженна . Правда светлее солнца.

Вся комната янтарным блеском озарена.

- Пять плюс пять будет десять .

- Да ты кто такой?

- Мне грустно.

Типы односоставных предложений

- Определенно-личное : сказуемое - глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа настоящего или будущего времени; в повел. накл..

Жду (ждём, ждёшь, ждёте, ждите) от тебя известий (я, мы, ты, вы).

- Неопределенно-личное: сказуемое - глагол в форме 3-го л. мн.ч. наст. и буд. вр. и в форме мн.ч. прош. вр.

Стучат (стучали) в дверь.

- Безличное: при сказуемом нет подлежащего.

Смеркается.

Двусоставные предложения

Безличные предложения

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Светает.

Безличным глаголом

(состояние природы)

Приятно пахнет черёмуха.

Приятно пахнет черёмухой.

(состояние среды)

Личным глаго­лом в безличном значении

Я не сплю

Мне не спится. (состояние человека)

Возвратным гла­голом в безличном значении

Будет гроза!

Быть грозе! (неизбежность)

Н. Ф. глагола

Есть зверь сильнее кош­ки.

Сильнее кошки зверя нет.

(отсутствие чего-либо)

Неизменяемой глагольной формой нет

В лесу всё тихо

В лесу тихо. (состояние природы)

Словом состояния

Я грустна

Мне грустно

Словом состояния

Нельзя курить!

Словом состояния (надо, можно, нельзя, нужно + Н.Ф. глагола)

Задание №9. Обособление второстепенных членов предложения.

Обособление согласованных определений

Согласованные определения (зависимое слово согласуется с главным в р., ч., п. ): перед деревянным домиком, у моей сестры – согласование.

Обособленные согласованные определения выражаются :

1.Причастными оборотами или одиночными причастиями:

А) Туча, / облегавшая полнеба / , постепенно рассеялась.

Б) / Взволнованный / (одиночное), он говорил долго.

2) Распространёнными и одиночными прилагательными:

А) Небо, / полное грозою / (распространённое прилагательное), всё в зарницах трепетало.

Б) Эта мысль, / простая и ясная / (одиночное прилагательное), не давала покоя.

Обособление несогласованных определений

Несогласованные определения - сущ. в Р. п. с предлогом и без предлога и другие падежные формы с различными предлогами : ветви (какие?) берёзы ; лодка (какая?) с парусом ).

Обособление приложений

Приложение - определение, выраженное именем существительным , согласованным с определяемым словом в падеже . Приложение даёт другое название, характеризующее предмет.

Мороз -воевода дозором обходит владенья свои.

Он пришёл с сыном , / десятилетним мальчиком /, на выставку.

Пушкин , / великий русский поэт / , родился в Москве.

Обособление обстоятельств

Обстоятельства отвечают на следующие вопросы : где? когда? по какой причине? с какой целью? как? и т. д.

Обособленные обстоятельства выражаются:

1. Деепричастиями

Деепричастие - это

неизменяемая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав ? Сигнал деепричастия - это суффиксы -Я (А), -В, -вши (чита я , уход я , прочита в ).

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются почти всегда.

Костер давно догорел и , | распа вши сь на угли | , угасал .

2.Существительными с предлогами:

А) Существительные с предлогами НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА :

/Несмотря на надвигающуюся грозу / , она отправилась в горы.

Б) Обстоятельства причины с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу .

В) Уступительные обстоятельства с предлогом вопреки

Г) Обстоятельства условия с предлогами при наличии, при отсутствии.

3. Уточняющими членами (членами предложения, которые уточняют предшествующий член предложения и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию.

Уточняющие слова на письме выделяются запятыми .

Примеры :
В подвале (где?) , /под полками / (где именно?) , дед хранил свои инструменты.
О бособление дополнений

Дополнения с предлогами : кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, сверх, наряду с, включая.

* Кроме школьников , в вечере участвовали родители.

10. Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

А) Труд этот, Ваня , был страшно громаден.

Б) Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

В) О небо , над нами синей! Так вот судьба твоих сынов , о Рим, о громкая держава.

Г) Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Вводные слова - это слова или сочетание слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, указывает на последовательность мыслей , указывает на источник сообщения.

Основные группы вводных слов

Вводные слова

Уверенность

конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, безусловно, без сомнения, действительно

Неуверенность

Кажется, может быть, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй, видимо, по-видимому, по всей вероятности, должно быть

Различные чувства говорящего в связи с сообщением

к счастью, к несчастью, к радости, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к огорчению

Источник сообщения

говорят, сообщают, по словам, по-моему, по мнению, по сведению, по утверждению

Порядок мыслей, последовательность изложения

итак, следовательно, во-первых, наконец, между прочим, значит, например, таким образом, напротив, наоборот

Способ оформления высказываемых мыслей

одним словом, вообще, иначе говоря, так сказать, лучше сказать

Призыв с целью привлечения внимания к сообщению

видишь (ли), понимаешь, пожалуйста, скажем, допустим

Запомнить:
Вводные слова не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.

Задания №12,14 Сложное предложение

Союзное

Средства связи: союзы, союзные слова, интонация

Бессоюзное

Средства связи: интонация

сложносочинённое

сложноподчинённое

Средства связи:

интонация, сочинительные союзы

союзы: и, или, а, но (сочинительные союзы также связывают однородные члены предложения)

Части предложения равноправны :

[Взошёл молодой месяц] , и

[всё кругом потонуло в фантастическом свете].

Средства связи:

интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)

союзы: что, чтобы, если, когда

союзные слова: который, кто, что, где, куда, откуда, когда, как

Части предложения неравноправны :

есть главная часть и зависимая (придаточная) , от главной к зависимой части задаётся вопрос

, (союзное слово)

[Мне снится сон], (что сплю я непробудно).

Средства связи:

интонация

Части предложения равноправны

(часто – формально равноправны)

[Все знают]: [слоны в диковинку у нас].

Сложносочинённое предложение – это предложение, в котором две и более простых предложения связаны сочинительными союзами (и, а, да, но, или ).

    [Ветерок беспокойно содрогался в тёмных деревьях], и [где-то далеко ворчал гром] . , и .

(Сочинительные союзы располагаются между простыми предложениями, не относятся ни к одной части.)

    [Товарищи относились к нему неприязненно], [солдаты же любили воистину]. (Тоже, также, же занимают необычное место: находятся внутри второй части.)

    Сочинительные союзы

    • Соединительные

    и , да (= и), не только... но и, также, тоже, и... и, ни... ни, как... , так и

      Разделительные

    или , или... или, либо, либо... либо, то... то, то ли... то ли, не то... не то

    Противительные

    а, да (= но), но , зато, однако, однако же, же, только, не только... но и

    Отличие сложносочинённого предложения от простого предложения.

Север дышит ветром ночи и полынь колышет (простое предложение).

    Запятая не ставится в сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо в следующих случаях:

    1. если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную :

    [В сентябре лес реже ] и [птичьи голоса тише] .

    Когда взошло солнце , [роса высохла] и[ трава позеленела] .

      если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения:

    Где будет собрание и кто его председатель?

    Как тихо вокруг и как чисто звездное небо!

    Между частями сложносочиненного предложения ставится тире , если в предложении содержится резкого противопоставление или указывается на быструю смену событий, на неожиданный результат:

Положишь палочку на воду - и она поплывет по течению .

Она вдохнула в себя немного воздуху - и запахло холодным морем .

Я спешу туда ж - а там уже весь город .

Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных предложений.

Виды придаточного предложения, вопросы

Примеры присоединяющих

союзов и союзных слов

Примеры предложений

Определительные.

Союзные слова : который, что, где, куда, какой, когда, откуда, чей

Огромная туча (какая?), которая медленно двигалась по небу, заставила нас отказаться от прогулки.

Она убежала в комнату (какую?), где прошла вся её жизнь.

Изъяснительные.

Вопросы косвенных падежей.

Союзы : что, как, будто, чтобы, ли, как бы не.

Союзные слова : когда, куда, сколько, что, как

Я знаю (что?), что должен идти. Начальник спросил (о чём?), всё ли готово к совещанию.

Надо почувствовать (что?), когда надо начать говорить.

Степени и образа действия. В какой степени? Насколько? Как? Каким образом?

Союзы : что, чтобы, будто, как будто, словно, точно.

Союзные слова : как, сколько, насколько

Работу делали так (как?), чтобы потом не стыдиться.

Она была настолько умна (насколько?), чтобы не заметить этого.

Сравнительные.

Союзы : будто, как, как будто, словно, точно, подобно тому как

Он был спокоен (как?), как тихая вода. Жизнь прошла (как?), будто стрела пролетела.

Где? Куда? Откуда?

Союзные слова : где, куда, откуда.

Я приехал туда (куда?), куда меня направили. Мне везде дорога (где?), где свободно дышится.

Времени .

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Союзы : когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор пока, после того как

Пока туристы готовились к походам, они изучали правила поведения в лесу. (когда?)

Цели.

Зачем? С какой целью?

Союзы: чтобы, для того чтобы, затем чтобы, дабы, с тем чтобы.

Я беру с собой компас (зачем?), чтобы не заблудиться в лесу.

Причины.

Почему? Отчего?

Союзы: ибо, потому то, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что, поскольку

Мы договорились ехать в пятницу (почему?), потому что хотели прибыть на встречу вовремя.

Следствия. Вследствие его что произошло?

Союз: так что

От фонарей было светло (вследствие чего что произошло?), так что мы смогли прочитать объявление

Условия. При каком условии?

Союзы : когда, если, коли, ежели, раз.

Я готов встретиться с вами (при каком условии?), если вы не возражаете.

Уступки. Несмотря на что?

Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, даром что.

Союзные слова : где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни.

Я сижу дома (несмотря на что?), хотя погода хорошая.

Знаки препинания перед союзом КАК

    Запятая ставится

    • Сравнительный оборот :

Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник .

По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.

      Приложение с причин. значением :

Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет!

      В предложении есть соотнос. слова так, такой, тот, столь :

Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.

      После как следует и:

Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.

Газета вышла не как всегда.

      Оборот в составе сказуемого :

Был лес как сон и снег как сон .

      Оборот = "в качестве":

Ленский везде был принят как жених.

Эта тема затронута как в поэзии , так и в прозе .

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении .

Запятая :

между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых. Зелёные дорожки в лесу все будто курятся , туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья. Предложение состоит из трёх частей.

События просто перечисляются,
поэтому между частями ставится
ЗАПЯТАЯ.

Точка с запятой:

Между частями отношения перечисления или одновременности, ночасти осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом. 1)Чёрные тени и красные блики двигались по земле, / сменяя друг друга /; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

    (): причина (потому что)

Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.

    (): поясняет (а именно)

Картина переменилась: снег стоял, влажная земля дымилась.

    (): дополняет (что)

Вдруг чувствую: кто-то тянет меня в сторону.

    (): в первом предложении опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал :

Серёжка оглянулся: пожар охватывает школу всё больше и больше.

Тире в бессоюзном сложном предложении

    () - () (= и)
    быстрая смена событий, неожиданный результат:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

    () - ()
    (а, но)
    противопоставление :

Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.

    время, условие действия - () :

(когда, если)

Лес рубят - щепки летят.

    () - результат, вывод:
    (поэтому, так что)

Солнце дымное встает - будет день горячий.

    () - ()
    (словно, будто, как)
    сравнение:

Молвит слово - соловей поет.