Почему на руси не было рабов. История работорговли в россии

Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».

В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.

После второго похода на Византию (944 год), который завершился менее успешно, цены удалось скостить. За «юношу или девицу добру» давали на этот раз 10 золотых монет (45 граммов золота) или «две паволоки» - два куска шелковой ткани. За «середовича» - раба или рабыню средних лет – полагались восемь монет, а за старика или ребенка – всего пять.

«Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.

Как сообщает «Русская правда» - сборник законов XI века – средняя стоимость «челядина» составляла пять-шесть гривен. Многие историки считают, что речь идет не о серебряных гривнах, а о гривнах кун, которые были вчетверо дешевле. Таким образом за невольника в то время давали около 200 граммов серебра или 750 выделанных беличьих шкурок.

В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160-200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).

Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.

(1034-55); тогда же в рабство отдавались и за совершение известных [каких? ] преступлений, и за нарушение брачного союза [кем? ] , а также и неоплатные должники. Известны случаи освобождения рабов в Чехии по милости владельца (1108, 1132 годы), или по выкупу (1167) .

Польша

В Польше о существовании рабства ещё в середине XIII века свидетельствует один памятник польского обычного права, написанный на немецком языке ; в нём не говорится о рабах, но говорится о рабынях, которые покупались, давались в приданое, словом, находились в гражданском обороте наравне с движимыми вещами. У поморских славян также были рабы, главным образом из военнопленных .

Сербия

В различных сербских памятниках находится много известий о рабах («челядин, сиракь, челядь, работьник, робь»); к ним по положению можно приравнять и «отроков ». В § 21 Законника Душана («и кто продаст христианина в иноверную веру, тому пусть отсечется рука и отрежется язык») можно видеть указание на существование у сербов рабства в XIV веке .

Славяне Адриатики

Русь (средние века)

Среди зависимого населения древней Руси -XII веков весьма существенное место занимали рабы. Их труд даже преобладал в древнерусской вотчине . В современной исторической науке особенно популярной является идея о патриархальном характере рабовладения на Руси. Но в литературе есть и другие мнения. П. Н. Третьяков, касаясь рабства у славян и антов , писал:

Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян» .

(В тексте явно прослеживается противопоставление описываемых автором варягов-руси - славянам).

Положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Отличие состояло в том, что рабство - это система устройства общества, а крепостное право - совокупность юридических норм феодального государства. Крепостной мог перейти к другому хозяину на Юрьев день и мог иметь собственность. Раб был лишён такой возможности.

В дальнейшем рабы слились с холопами , дворовыми людьми и другими категориями

К 145-летию отмены крепостного права в России в журнале "Медведь" была опубликована статья бывшего вице-премьера правительства РФ Альфреда Коха об истории и идеологии рабства в России.
Статья интересная. Меня попросили прокомментировать эту статью, потому что наслышана о моих исследованиях древнейшей истории Руси. Вот что получилось.

Часть 1.

Были наши древние предки рабами?

Кох: Вопрос о том, как вольные хлебопашцы стали рабами, занимает меня давно. И действительно! Вот они, свободные племена древних славян. Вот их удалой князь с дружиной. Вот свободолюбивые русские люди сбрасывают татарское иго (а если не свободолюбивые, то чего они его, спрашивается, сбрасывают?). И потом - бац: 90% населения - рабы, которыми торгуют как скотом. Как, в какой момент это могло случиться?

Климов: Ответ на традиционный вопрос о «загадочной русской душе» до банальности прост. Русский этнос - это современная форма варварского мира, и изучать его нельзя исходя из понятий эллинского мира. Эволюция человечества, во всяком случае индоевропейцев, прошла во время оледенений и затоплений в Восточной Европе. В условиях меняющегося климата эффективными оказались две стратегии выживания. Одни стали прятаться в варах, круглых земляных жилицах. Так возникло варварское общество. Все знание о внешнем мире у варваров основываются на рассказах редких путешественников. Это лунная династия, обладающая отраженным сознанием. Варвары были частью рода, как муравьи или пчелы. Все подчинялось интересам выживания рода. Это оказалось очень надежная стратегия, которая позволила пережить великое оледенение и потоп. Когда климат улучшился часть людей стала уходить из варов, становилась охотниками, свободными людьми. Чтобы выжить в одиночку они должны были быть адекватными людьми. Саблезубый тигр мог не разделять их «понты и иллюзии» Поэтому мозг охотников эволюционировал вместе с усложнением природы. Только это обеспечивало выживание. А все вокруг, как известно, непрерывно усложняется.
Так возникли две ментальности: восточная лунная и западная солнечная. По мере усложнение мира эволюционирует западное сознание, вслед за ним с задержкой меняется и восточное сознание. Наш ум устроен по подобию природы. У нас есть две половины мозга. Одно формирует эллинское (западное) сознание, другое образное восточное. Вместе - это ум. Так человечество разделилось на эгоистов и коммунистов, в зависимости какое полушарием мозга доминирует.
Надо принять как должное, что они разные, но связанные. В Восточной Европе - варвары, по периферии - эллины. Эти миры взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. В варварском мире никогда не было рабства. Поэтому на Руси никогда не было рабов. Варварское общество состоит из сословий. Это сложная организация общества, когда ваша частная жизнь подчинена богоданным правилам. Цивилизации варваров в Восточной Европе существовали много тысяч лет, их законы после наступления христианства забылись, но они определяют народную ментальность и обычаи всех русских народов до сих пор. Все сложней, чем кажется на первый взгляд.

Про Киевскую Русь ….
Кох: Я не буду здесь подробно описывать положение дел в Киевской Руси времен Вещего Олега или Владимира Красное Солнышко. Это был период разложения общинного строя, феодальные отношения только начинали складываться, а взаимоотношения князя и данников были настолько своеобразными, что когда князь Игорь пошел второй раз за год взимать дань с древлян (о, неистребимая людская жадность!), то они его попросту убили. За что и были сожжены христианнейшей княгиней Святой Ольгой. Нравы были просты, люди незамысловаты, и всерьез анализировать тонкости взаимоотношений между князем и его дружиной, с одной стороны, и «налогооблагаемой базой» - с другой, не очень интересно и продуктивно. Самый верный способ описания тогдашних отношений заключается в использовании следующих терминов:
- «авторитет» - князь, глава банды;
- «братва» - его помощники, руководители подразделений;
- «пехота» - простые дружинники и личные слуги князя;
- «блатные» - князь, его слуги и дружина;
- «ларечники», «кооператоры», «коммерсы», «фраера», «мужики» - посадские люди (купцы и ремесленники), крестьяне;
- «наезд» - предложение охранных услуг;
- «честная доля» - дань, которую должны платить охраняемые за охрану;
- «общак» - княжеская казна;
- «стрелка», «разборка» - битва добрых молодцев в чистом поле за облагаемые данью территории;
- «спортсмены», «беспредельщики» - викинги, варяги;
- «законники» - хазары;
и т.д.
Впрочем, сравнение тогдашних (да и не только тогдашних) правителей Руси с бандитами - это уже банальность.

Климов. Возникновение Киевской Руси времен Вещего Олега, княгини Ольги и Владимира Красное Солнышко - это самый интересный период формирования русского этноса и русского сознания. В нем много тайн, разгадав которые можно найти ключ к сегодняшним проблемам Белоруссии, России и Украины. Конец 9 - начало 10 веков. На Руси и северной Европе смена эпох. Иудеи Хазарии захватили в Крыму пиратские базы варягов-русов, после чего некоторые из них ушли на Балтику. Здесь они нашли древних жрецов Криви первобытной религии Крышеня. Святые патриархи Криви хранили ведические традиции древних трояновых веков, и даже еще более древних эпох. Эти верования были основой философии варваров.
Наследники престола Криви, который уходил в глубину веков, вступили в борьбу с престолом Папы Римского. Устав варваров предполагал наличие четырех основных варн: мудрецов, воинов, тружеников и шудр. Другие были неприкасаемыми. Святые старцы обладали наибольшими правами. Князья (или их называли еще иногда шляхта) советовались со старцами по всем важным вопросам, платя им десятину. Обязанность воинского сословия защищать народ от врагов. Они существовали за счет десятины (пожертвований в размере 10% от доходов), которые отдавали им труженики (ремесленники, скотоводы и землепашцы). Шудры - это сословие, которое обеспечивало коммуникации: торговцы, процентщики, глашатаи, ямщики, слуги и пр. Состоять в любой варне было одинакова престижно.
Старцы и воины не могли участвовать в товарно-денежных отношениях. Они существовали только за счет пожертвований. Можно было подниматься в течении жизни по социальной лестнице от шудра до святого старца.
У женщин была своя иерархия. Выходить замуж девушка могла только за людей своего круга или вышестоящей варны. Можно было быть роженицей - невестой, хранительницей огня в храме - вестой или хранительницей знания - авестой. Варварство - это огромный свод правил, который обеспечивал выживание рода в самых экстремальных условиях.
Когда русы пришли в 9 веке на север начался викинг. Смешавшись со скандинавами русы стали наводить ужас на всю Европу. Однако постепенно вожди викингов и варягов принимали христианство и братоубийственные походы прекращались. Древние криви были истреблены. Род патриархов Криви был прерван. Этот процесс коснулся и Руси. Началась борьба между иудеями Хазарии, которые исповедовали Тору, то есть Ветхий Завет, и христианами - новоторами.
Князь Владимир крестил Русь. В 1015 году он ушел в старцы, предварительно сымитировав свою смерть. Уходить на север в пустынь, на исток рек, это ведический обряд, который соблюдали древние цари еще с арийских времен. После 13 лет правления арийский царь посвящал себя Богу. Недаром считалось, что у арийских царей - три жизни. Когда на реке Тверца, притоке верхней Волги, Ефрем Новоторский, - монашеское имя князя Владимира Красно Солнышко, - построил первый православный монастырь начался процесс распада древних варн, распад варварского общества. Этот процесс не завершен до сих пор. В варварском обществе рабов не было по определению. Рабы появились за пределами варварского мира, где законы варнаизма не действовали.

Славянская экспансия на Русь…

Кох: Нужно заметить, что, начиная с IX века, на территории Русской равнины происходил процесс заселения ее славянскими и славяно-угорскими племенами. Из двух центров: с берегов Днепра и из окрестностей озера Ильмень - шли массы людей на восток и юго-восток, оседая севернее Оки и по верховьям Волги. Постепенно центр русской государственности переместился из Киева сначала во Владимир, а потом уже и в Москву.
Тогдашняя агрокультура была на таком низком уровне, что земли быстро истощались и крестьяне были вынуждены переходить и распахивать новые места. Вся равнина была сплошной тайгой. По северу - хвойной, а к югу - лиственной. От южного берега Оки и верховьев Дона постепенно начинались степи. Это уже было Дикое Поле, место, где жили кочевники - половцы, печенеги, хазары. Позже туда пришли монголы.
Люди вырубали леса, сжигали подлесок и ковыряли землю деревянной сохой. Урожаи были «сам-три». То есть собирали всего в три раза больше, чем посеяли. Это было почти ничего. Земледелием прожить было невозможно, и значительное внимание уделялось охоте, собирательству, реже - скотоводству.
Чтобы проиллюстрировать уровень развития хлебопашества на Руси того времени, можно привести следующий пример. Во второй половине XVI века (более ранних данных, похоже, что нет, но очевидно, что и раньше было не лучше) 70% крестьян Кириллова-Белозерского монастыря стабильно не имели семян для посева. То есть за зиму съедалось все.
Резкое снижение плодородия земель буквально в течение двух - трех лет после вырубки, подсечно-огневое земледелие с пресловутой бороной-суковаткой и сохой не стимулировали оседлое существование крестьянства. Они были вынуждены постоянно находиться в движении, перемещаясь с места на место, вырубая все новые и новые леса под пашню. Так шло заселение Русской равнины вплоть до середины XV века.

Климов: Последние раскопки в Воронежской и Владимирской области показали, что первые поселения людей появились здесь как минимум 50 тысяч лет назад. Это самые древние поселения на Земле. Достаточно сказать, что огромные поселения с двухэтажными домами Трипольской культуры, найденной на Украине, и памятники Ямной культуры междуречья Дона и северского Донца, города Урала датируются несколькими тысячелетиями раньше времени появления первых пирамид в Египте. Сегодня понятно, что именно из Восточной Европы люди расселись по миру. Уходя в периферийные миры они там образовывали новые цивилизации.
Более того античный мир был создан переселенцами из Древнейшей Руси, всегда сохраняя с ней хозяйственные связи. Через порт Пантикапей, - сегодня это город Керчь в Крыму, - в античный мир из Северного Причерноморья экспортировалось медные пластины - таланты, бронза, железо, дорогие сорта рыбы и самое главное - зерно. По утверждению античного автора Демосфена ежегодно через порты Крыма Афины импортировали 16380 тонн хлеба. Предполагается, что при хорошем урожае Боспор (Боспорское царство на берегах Азовского моря, через который шла торговля древней Руси и античного мира) мог вывозить не менее 32 - 48 тысяч тон зерна.
Во втором веке нашей эры Боспор был завоеван готами. В 371-375 годах в Крыму и на Донбассе началась разрушительная готско-гунская война. Причиной войны был религиозный конфликт между лунными и солнечными древними династиями, который уходил своими корнями во времена ариев. По сути, это продолжение войны между сарматами и скифами. Она стало причиной гибели Римской империи и привела в полный упадок Древнюю Русь.
В девятом веке, после 500 лет деградации, на Русь стали возвращаться славяне, которые покинули ее в далекой древности двумя потоками. Первые славяне ушли в берегов реки Дон на Балканы и земли в бассейне Средиземного моря в 1200 году до н.э.. Вторая волна отправилась с берегов Дона пятьсот лет спустя. Они стали прусами - балтийскими славянами. Обе волны славян в 9 веке уже нашей эры черед Киев и Ладогу стали продвигаться на восток, ассимилируя в лесной зоне местное-финно-угорское население. Продвижение славян вдоль рек бассейна Волги совпадал с процессом распространения христианства и забвения первобытной ведической культуры. Таким образом варварство преодолевалось западными миссионерами. Русские - это продукт объединения древних варварских традиций и западных христианских ценностей. Это две грани. В русском характере одна грань не может существовать без другой.
В степной зане славяне встретили булгар, предков татар, которые были уже 300 лет христианами, и хазар, исповедующих Пятикнижие Моисея - ветхий завет. Славянская волна девятого века, родившая русский этнос - была по своей сути западной христианской миссионерской экспансией.

Возникновение Московского княжества…

Кох: К концу XV века людской поток начинает иссякать. Создание мощного княжества Литовского, а впоследствии Речи Посполитой, положило конец миграции с берегов Днепра в Московское государство, а с севера поток ослабел сам собой: людоедская практика московских князей, фактический геноцид, устроенный там сначала Иваном III, а потом и Грозным были для Великого Новгорода демографической катастрофой.
Но и дальше, в юго-восточные степи, занятые татарами люди не шли - это было чревато в лучшем случае пленом и рабством, а в худшем - гибелью.
Таким образом, на территории Московии сложилось подобие демографического равновесия. Пусть это равновесие было временным и неустойчивым, но, тем не менее, историки считают этот период, т.е. со второй половины царствования Ивана III до середины царствования Ивана IV, «золотым веком». Русское Московское государство было сильнее всех своих соседей, вело успешные войны, за счет этих войн, а также развития торговли богатело, будущее казалось безоблачным. Именно тогда было объявлено, что Москва - есть третий Рим, а четвертому не бывать!

Климов: Киевская Русь сыграла решающую роль в становлении русского этноса. Однако постепенно княжеский двор Рюриковичей переносит свою столицу сначала во Владимир, а потом в Москву. Обусловлено это было падением Византии, которая около 1200 лет выполняла роль центра христианского мира. Столица Византийской империи Константинополь был захвачен турками-османами под командованием султана Мехмеда II в 1453 году. Султан приказал переделать главный православный Софийский собор в мечеть.
На Западе между тем в пределах влияния папы Римского началась инквизиция. Возрождение, или Ренессанс эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Вновь появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение». В 1478 году король Фердинанд и королева Изабелла с санкции папы Сикста IV для предотвращения инакомыслия учредили испанскую инквизицию. Многие евреи-сифарды вынуждены бежать на Русь.
На север Руси через свободные города Псков и Новгород со всей Европы стали прибывать образованные и свободолюбивые люди, к которые уже вдохнули дух свободы в связи с процессами возрождения. На Русь бежали и многие православные священники из Византии.
Этому предшествовали события в православном учении. В 1351 году в Константинополе было утверждено на православном собор учение о фаворском свете, которое сформулировал Григорий Палама. Вскоре его ученики через Киев прибыли в Тверь и Москву и образовали партию «заволжских старцев», которые расселились в скитах по всему северу. По сути они стали выполнять роль древних святых старцев - учителей царей. Во всяком случае заволжские старцы часто были арбитрами в церковных спорах и имели смелость указывать русским царям на недостатки.
Началась длительная борьба Твери и Москвы за лидерство. Тверская партия олицетворяла западные ценности, Москва - евразийские. При этом русские и татарские князья были вынуждены учитывать постоянную угрозу, исходящую от родившейся в глубине Евразии орды Чингисхана и его потомков.
Со временем Орда распалась на несколько ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться Большой Ордой, прекратила существование в начале XVI века. Этому способствовало и то, что изменилась тактика войны. Начиная с 11 века в Европе появились пушки и порох. Роль конницы стала неуклонно падать.
Победила Москва. Свободные города Псков, Новгород были разгромлены московскими царями. Разгрому подверглась и Тверь. Русские начали заселять Сибирь.

Бары и рабы ….

Кох: Успешные войны и торговля позволили царю (в случае с торговлей - прежде всего за счет взимания таможенных пошлин), боярам и служилым людям накопить значительные средства. Вотчинные землевладельцы и наделенные за службу царю землею служилые люди были заинтересованы задержать на своей земле крестьян, поскольку хоть фискальный эффект от крестьянского труда был минимален, но все же крестьянин натурально кормил землевладельца и его челядь, а в моменты военных трудностей рекрутировался в ополчение. Таким образом, очевидно, что от количества крестьян на его земле в значительной степени (помимо военных трофеев) зависело благосостояние землевладельца и его статус в царской иерархии. Аналогично были мотивированы еще один вид крупных землевладельцев - монастыри, которые также накопили значительные средства за счет церковной десятины.
Тут нужно заметить, что если бояре и служилое дворянство разбогатели только после того, как московиты перестали платить дань татарам, т.е. начиная с конца XV века, то монастыри богатели всегда, поскольку они были освобождены от дани хану.
…Так или иначе, но у землевладельцев появились средства удержать крестьянина на месте. Если раньше у крестьянина не было альтернативы, и чтобы выжить, он должен был переходить на новые земли, то теперь он мог остаться, взяв ссуду у хозяина земли. Поначалу ссуду брали только для покупки посевного материала. Но поскольку воспроизводство было простым, то на следующий год нужно уже было брать ссуду для того, чтобы вернуть предыдущую и купить новых семян, а затем опять и опять... Если к этому добавить, что лендлорды давали деньги только в рост, т.е. под проценты, то очевидно, что этот процесс был банальной прогрессией, которая превращала крестьянина в вечного должника. Стоило только однажды начать кредитоваться у барина.
Такая система привязывания крестьянина к землевладельцу стала называться «кабала», а договоры о ссудах - «кабальными».

Климов: Кабала - это тайное учение евреев. Я несколько лет назад имел беседу с Михаэлем Лайтманом, который является хранителем Кабалы. Это наука о тайном смысле слов и устройстве мироздания. Постигнуть ее может только очень умный человек. Русское слово кабала появилось от того, что ссуды крестьяне брали у евреев-ростовщиков. Сам барин или князь в варварском обществе не занимался бизнесом, это было ему не по статусу. Поэтому сами по себе долги крестьян ростовщикам никак не могли быть причиной крепостного права. Крепостное право введено московскими царями, как осмысленный шаг для разрушения устоев варнаизма.
Мудрецы в первобытные времена преимущественно жили на Валдае на истоках реки Волга, Днепр и Западная Двина, которые берут начало почти из одного места. Южнее на чернозёмных землях жили крестьяне, а по окраинам государства, военизированные поселения казаков. Шляхта (дворяне) обычно составляли дружину князей. В России существовала черта оседлости - граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам и пр. Это правила исходили еще из времен варварских дохристианских государств.
Русские цари всячески старались разрушить эти древние варны. Борьба за сохранение традиции и их разрушение и привела в конце концов к некому компромиссу в виде крепостного права. Он устраивало и крестьян, которые привыкли жить в общине, и землевладельцев и правительство. Само по себе крепостничество было противно сути варнаизма, которое предполагало добровольное и осознанное выполнение своего долга тружеником. Ровно также добровольно принимали на себя обязанности и члены других варн по отношению к труженикам. Например, никогда воинское сословие не вело сражений на полях крестьян, никогда воины в бою не нападали на трубачей и возниц и пр… Но при этом труженики и шудры никогда не участвовали в войнах. Варварский устав состоял из огромного количества правил.
В правление Петра I и Екатерины II, которые проводили выраженную прозападную политику, не очень были осведомлены в тонкостях исконной русской культуры и исконного православия, древние ограничения были ликвидированы. Понятия варны - как богоданной обязанности и привилегии, были забыты. Почетная варна тружеников превратилась в униженных крепостных крестьян.

Продолжение во второй части....

Историк Геннадий Климов

Вторым важным социальным последствием развития княжеского и боярского землевладения было отложено в русском обществе значительного класса рабов и юридическое развитие института рабства. В Х веке челядь вывозилась большей частью за границу. Но с того времени как нашлось для нее дело и дома, челядь все более и более копилась на Руси. В некоторых местах было такое ее скопление, что она грозила даже опасностью свободным обывателям. Про галицко-волынского князя Романа , населившего все свои села литовскими полоняниками, сложилась у современников такая тревожная поговорка: «Романе, лихим живеши, литвой ореши».

Вследствие накопления рабов в русском обществе неизбежно должно было последовать юридическое определение этого класса, его положение и отношение к свободным людям. Выяснились прежде всего источники этого состояния, т. е. кто считается холопом и на каких основаниях. Старинный источник рабства - плен - остался в полной своей силе. Например, в 1169 году новгородцы, отбив суздальское ополчение и преследуя отступающих, захватили такое множество пленных, что «купляху суждальц по 2 ногаты». Преступление и неоплатный долг также по-прежнему продолжали быть причинами обращения в рабство. Тяжких преступников князья забирали в рабство с женой и детьми и со всем имуществом (поток и разграбление). Несостоятельный должник, по своей вине оказавшийся несостоятельным, всецело отдавался в распоряжение кредиторов, которым была своя воля, ждать ли на нем деньги или продать его.

Но наряду с этим появились и некоторые другие источники рабства. Так как рабов стали держать дома или в селах, то возможны стали браки между ними и, как естественное последствие, приплод челяди. Возможны стали и браки свободных с холопами, вследствие чего стало действовать правило: по холопу раба, по рабе холоп, правило, о котором говорит Русская Правда . Так как челядь перестала вывозиться за границу, а стала употребляться на работы на Руси, то возможны стали продажа себя в рабство по нужде, отдача детей в голодные годы «одерень» из хлеба, поступление свободных людей на рабские должности тиунов и ключников, вследствие чего они становились рабами, если только не заключали особого договора с хозяевами. Так как челядь стала туземным классом, то естественно должно было смягчиться и суровое воззрение на раба как на имущество. Основное воззрение на раба как на объект, а не субъект прав, конечно, осталось. Вследствие этого, например, за убийство раба не взыскивалось виры, которая полагалась за убийство свободного человека, а только вознаграждение потерпевшему и обычный, 12-гривенный, штраф в пользу князя за истребление чужого имущества. Вследствие этого и взыскания имущественные падали не на рабов, а на их господ. Но наряду с этим стали уже пробиваться взгляды на раба как на человеческую личность, нуждающуюся в охране законом. Русская Правда , лишая детей, прижитых господином с рабыней, наследства после отца, в то же время гарантирует им свободу с матерью. Но церковный устав новгородского князя Всеволода Мстиславича идет далее и предоставляет и «робичичам» долю отцовского имущества - «конь, да доспех и покрут, по рассмотрению живота». Исследователи справедливо видят в этом смягчении рабства влияние христианской церкви. Но это влияние потому и могло прививаться, что раб стал своим, русским, человеком, что он перестал быть объектом временного владения до первого благоприятного случая сбыта.

Существовало ли рабство на Руси? Конечно существовало. Русское государство подчинялось тем же социальным законам развития, что и другие страны. А поэтому рабы представляли собой обычное явление на землях Древней Руси и Московского царства. Другое дело, что русское рабство имело свою специфику, присущую только ему. Тут сказывались славянские обычаи, многовековой уклад, традиции, отличавшиеся от аналогичных факторов той же Западной Европы или Востока.

Из истории известны такие термины как холопы, смерды, челядь. Все они имели то или иное отношение к рабству, то есть подневольному труду. Но давайте подробно рассмотрим эти группы людей и выясним, кто из них был в большей степени рабом, а кто в меньшей.

Челядь (челядины)

В древности славяне вели себя чрезвычайно воинственно и часто совершали набеги на соседние территории. В случае успешного похода захватывали много пленных. Их делали рабами или челядинами. Такие люди не имели никаких прав; их могли купить и продать. Начиная с IX века, всё зависимое население начали называть челядью. В этот разряд попали и те лица, которые отрабатывали ссуду.

С введением на Руси христианства такой термин как челядинство начал себя изживать. На смену челядинам пришли холопы. А челядь, начиная с XI века, постепенно приобрела несколько иной статус. Челядью стали называть людей, обслуживающих бояр и князей. В этот же разряд попали бедные родственники богатого хозяина, которые жили в его доме и питались за его счёт. Вот вся эта публика, состоявшая из слуг, поваров, садовников, конюхов, псарей, кормилиц, сенных девушек, нянек, бедных родственников-дармоедов и стала именоваться челядью.

Холопы

Если на Руси кого-то хотели оскорбить или обидеть, то говорили: «Ты как разговариваешь со мной, холоп!» Данный термин вошёл в обиход в XI веке. По правовым нормам Древней Руси холоп являлся не субъектом, а объектом. Иными словами, он приравнивался к скотине, дворовым постройкам, предметам домашнего обихода. За убийство чужого холопа полагался штраф, как за убийство чужого коня или за порчу чужого дорогого кафтана. А если хозяин убивал своего холопа, то не нёс никакого наказания, так как со своей собственностью он мог делать всё, что ему вздумается.

Отсюда видно, что холопы являлись настоящими рабами, а это доказывает, что рабство на Руси было обыденным явлением. Но как люди теряли все права и становились холопами?

Во всех странах самым распространённым путём к рабству был плен. В данном случае Русь не являлась исключением. Пленных захватывали во время войн с другими государствами или с соседними княжествами. Не надо забывать, что в XI веке начался период феодальной раздробленности. Древняя или Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Они враждовали друг с другом и вели бесконечные войны. Поэтому проблем с пленными никогда не было. Иногда пленных пригоняли так много, что продавали почти даром, только чтобы сбыть живой товар.

Вторым путём в холопство являлась долговая кабала. Человек брал деньги взаймы, но по разным причинам не мог вернуть нужную сумму. В этом случае он терял все права и попадал в полную зависимость от кредитора, то есть становился холопом.

В холопов также обращали преступников, которые совершали убийства во время разбоя, кражи коней, поджога. При этом холопами становились не только сами виновники, но также и их семьи. Такая практика широко практиковалась вплоть до XV века.

И наконец, холопами становились дети холопов. Уже по рождению малыши были обречены всю жизнь влачить жалкое существование. А богатому хозяину было выгодно, чтобы холопы производили потомство. В этом случае он абсолютно бесплатно получал ощутимый прирост подневольных людей.

Как ни странно звучит, но на Руси практиковалось и добровольное или обельное холопство. В этом случае люди по собственной воле становились бесправными рабами. Но надо понимать, что жизнь – штука сложная. После неурожайного года наступал голод в крестьянских семьях, и родители были просто вынуждены отдавать своих детей в холопы, чтобы те не умерли от голода. То же самое делали с собой и взрослые люди. Да, они терпели унижения, но зато хозяин их кормил и поил.

Следует также отметить, что подобное холопство могло продолжаться не более года. Человек работал за милость, а потом его отпускали, и он становился вновь свободным. Затем, по прошествии скольких-то лет, человек опять мог стать холопом, а для этого требовалось лишь в присутствии свидетеля продать себя за символическую цену.

То есть получается, что холопство для некоторых людей было своеобразной палочкой-выручалочкой. Плохо пошли дела, записался в холопы. Через год освободился и наслаждайся свободой. А если хозяин добрый и справедливый, то можно и на всю жизнь холопом остаться. Одним словом, как повезёт. Вот такое практиковалось рабство на Руси, но только не нужно его идеализировать.

На добровольное холопство обрекали себя те, кто женился или выходил замуж за холопа. Но особым договором (рядом) можно было изменить данное правило. Если, к примеру, богатый человек хотел взять в жёны красивую холопку, то после свадьбы она могла стать свободной женщиной, но только в соответствии со специальным договором.

Также на Руси существовали должности, которые могли занимать только добровольные или обельные холопы. Это управляющий (тиун) княжеского или боярского поместья. Считалось, что на такой должности лучше иметь подневольного, а не свободного человека. Холоп будет честно служить и хранить верность хозяину, а свободный может в любую минут уйти, да ещё воровать начнёт.

Вторая холопская должность – ключник. Этот человек отвечал за продовольственные запасы усадьбы, а поэтому носил при себе ключи от всех амбаров и погребов. Данная должность считалась высокой. По своему статусу она стояла за хозяином и управляющим. Вполне понятно, что свободному пришлому человеку доверить её было нельзя.

Холопство практиковалось на Руси вплоть до первой четверти XVIII века. Было отменено высочайшим указом Петра I, императора Всероссийского, 19 января 1723 года. После этого осталось только название, которым люди иногда оскорбляли друг друга.

Смерды

До XV века такое слово как «крестьянин» почти не практиковалось на Руси. Земледельцев называли смердами. Жили они сельскими общинами и во многом зависели от князей. У каждого смерда был свой земельный надел. По наследству он переходил к сыну. Если же у человека сыновей не было, то землю забирал князь и использовал её по своему усмотрению.

Судебную власть среди смердов исполнял князь. В то же время эти люди имели очень мало прав, а убийство смерда приравнивалось к убийству холопа. Работая на земле, смерды либо платили князю налог, либо отбывали натуральную повинность. Их могли подарить всей общиной какой-либо церкви или переселить в другое место.

В XV-XVII веках в Русском государстве стала развиваться поместная система, закреплённая в Своде законов от 1497 года. Согласно этой системе служилый человек (дворянин) получал от государства в личное владение землю на время службы или пожизненно. Это был источник доходов в качестве государственной награды.

Но на пожалованной государством земле должен был кто-то работать. И для этих целей стали привлекать смердов. В это же время само слово «смерд», как юридический термин, стали забывать, а распространение получило слово «крестьянин». Появились новые юридические нормы, закрепляющие крестьян на земельных наделах. В 1649 году было установлено бессрочное прикрепление крестьян к земле. То есть крепостное право заработало в полную силу, а бывшие смерды превратились в крепостных крестьян.

Надо отметить, что смерды и рабство на Руси не имели сильную связь. Рабами в основной своей массе считались холопы. Но и челядь, и смерды, и холопы были людьми подневольными. Они полностью зависели от своих хозяев и выполняли их волю. Элементы рабовладения сохранялись на русской земле вплоть до середины XIX века. Только с ростом промышленного производства и научно-техническим прогрессом рабский труд потерял свою актуальность; он изжил себя и сошёл на нет.