Сравнить личные и деловые отношения. Личные отношения

Субординация - это неотъемлемая часть любых здоровых отношений между людьми. Тем не менее, внутри разных групп общение может строиться по разным схемам. Две наиболее яркие из них определяют характер личных и деловых отношений. Но, чтобы понять, чем различаются деловые и личные отношения, сначала необходимо немного разобраться в природе как таковых.

Межличностные отношения

Определение «межличностные» отражает в себе идею взаимной связи нескольких индивидуумов в контексте отношений. То есть отношения между людьми не могут иметь тот или иной характер, если один человек полностью игнорирует другого.

Чаще всего межличностные связи возникают на основе общих взглядов, ценностей и/или деятельности. По своей структуре они представляют собой систему взаимных ориентаций нескольких людей относительно друг друга.

Отношения не являются пассивным процессом - они обязательно требуют взаимных усилий со стороны партнеров, и в этом проявляется сходство личных и деловых отношений. Такая коммуникация направлена на оптимизацию и гармонизацию конкретных чувств, намерений и форм их выражения в повседневном поведении. Именно эти усилия обусловливают характер матрицы, по которой строятся отношения на практике.

Отношения деловые и личные

Чем различаются деловые и личные отношения между людьми? Под деловой подразумевается связь, обусловливаемая общими корпоративными интересами и Такие отношения могут иметь место между сотрудниками как одного звена, так и в контексте иерархической лестницы корпорации. Цель деловых взаимоотношений - результат общих рабочих усилий без привязки к ценности самого процесса общения.

Личные же отношения строятся иначе. Как правило, они возникают между близкими людьми, и их мотивация находится внутри, а не вне самого процесса общения. Другими словами, в процессе личных отношений люди заинтересованы друг в друге больше, чем в результате своей связи.

Роль дисциплины в личных и деловых отношениях

Чтобы глубже понять, чем различаются деловые и личные отношения, нужно обратить внимание на такой фактор, как дисциплина. Наличие строгих дисциплинарных норм в поведении между двумя людьми или внутри группы людей определяет деловой характер их общения. Но если на фоне исключительно деловых связей параллельно возникают а корпоративная дисциплина отходит на второй план, то отношения постепенно приобретают не партнерский, а личный характер.

Однако, определяя дисциплину как ответ на вопрос, чем различаются деловые и личные отношения, нельзя не сказать, что в значительной степени она присуща и личным отношениям, которые также не лишены субординации, например, между родителями и детьми. Разница в том, что дисциплина личных отношений устанавливается естественно и не нарушает внутреннего комфорта индивидов, в то время как деловая дисциплина имеет форму документально прописанного официального формата.

Специфика отношений между людьми может иметь деловую или личностную направленность. В том и в другом случае общение протекает по определенным принципам. Рассмотрим, чем отличаются деловые и личные отношения, проанализировав каждый из этих видов человеческого взаимодействия.

Определение

Для большинства людей неотъемлемой частью жизни является общение, связанное с производственной деятельностью. В такой ситуации стороны вступают в деловые отношения, которые во многом не похожи на обыденные. В подобных отношениях присутствуют свои правила и этические нормы, знать и соблюдать которые очень важно для успешного продвижения любого дела. Это особенно касается организаторов производства, людей управленческой сферыкоммуникативная компетентность для них является важной составляющей профессионального облика.

В то же время люди могут быть сами по себе дороги, близки друг другу вне работы или учебы, в семье. В этом случае отношения определяются как личные. Сложно представить себе чью-либо жизнь без присутствия в ней общения такого рода.

Сравнение

Итак, в чем состоит отличие деловых и личных отношений друг от друга? Прежде всего, обратим внимание на цели взаимодействия. Так, в случае делового сотрудничества важен конечный результат, получаемый благодаря общим усилиям сторон. Для личных же отношений определяющим является сам процесс общения. На первое место выходит заинтересованность людей друг в друге.

Деловая дисциплина имеет официальный формат. Общаясь в рамках производства, людям необходимо в чем-то себя ограничивать. Не относящиеся к делу собственные чувства, эмоции, взгляды здесь являются неуместными. Личные же отношения устанавливаются естественным образом. Они не нарушают внутренний комфорт человека, и каждый вправе по своему желанию закончить такое общение.

Однако деловые отношения необязательно являются сухими, безэмоциональными. Напротив, в этих условиях иногда бывает полезным живое, достаточно свободное общение, но пользоваться подобной формой взаимодействия надо уметь. В любом случае должны присутствовать определенные рамки, не позволяющие отодвинуть корпоративные интересы на второй план.

Говоря о том, в чем разница между деловыми и личными отношениями, следует отметить, что детям не свойственно вступать в настоящее деловое общение, поскольку их психика для этого еще недостаточно сформирована. Так, младший школьник и учитель находятся между собой в личных, а не в деловых отношениях.

Как часто люди слышат от окружающих фразы, включающие понятие «личные отношения»? Наверняка, каждый день. Рано или поздно их начинает заинтересовывать смысл этих слов, поскольку не каждый сможет понять тонкости отношений между людьми.

Несомненно, мир отношений многогранен и непрост, порой разобраться во всех его тонкостях может только специалист. Однако для человека, которому интересно разобраться в себе и научиться лучше понимать других, будет полезно узнать, что же такое личные отношения.

Личные отношения: тонкости понятия

Исходя из названия можно понять, что личные отношения - это общение между людьми, то есть личностями, основанное на индивидуальных психологических особенностях. Главными факторами, которые лежат в основе этого вида отношений являются чувства - интерес, в первую очередь. Важно отметить, что личные отношения могут складываться как в положительной, так и в отрицательной плоскости, другими словами, среди эмоций, заставляющих людей вступать в личные взаимоотношения выделяют:

  • симпатию/антипатию;
  • заинтересованность;
  • любовь/ненависть;
  • привязанность;
  • вражду;
  • уважение;
  • подозрения;
  • доверие.

Можно еще долго перечислять ту гамму чувств и эмоций, которые толкают людей на то, чтобы они входили в плоскость, за которой начинается этап личных отношений. Дружба, забота, участие - все это проявление личного отношения к другому человеку.

Естественно, что личные отношения не могут быть построены только лишь на эмоциях. Любые взаимоотношения и личные не исключение, носят субъективную окраску - именно поэтому даже в составе близких по духу людей часть может не поддерживать интересы или склонности других. Яркий пример, часто встречающийся в дружеских компаниях - отношения к одному и тому же человеку у разных людей кардинально противоположное - кто - то восторгается им и ставит в пример, как личность положительную, а другие сторонятся и считают источником негативных эмоций. Так происходит именно под влиянием личных отношений.

Кроме того, личное отношение к человеку не зависит от его возраста или положения в обществе, профессия и увлечения также не сильно влияют мнение, которое он производит на окружающих. Многое зависит от характера человека, его поведения и отношения к окружающим, а также от того, каких людей он сам допускает в свой круг общения. Именно поэтому личные отношения выстраиваются у каждого человека по - разному - кто - то является душой компании, не проявляя для этого усилий, а кому то приходится доказывать окружающим, что с ним можно общаться без вреда для репутации. Личные отношения - это многогранный мир, наполненный эмоциями и постоянно изменяющийся, дополняющийся, совершенствующийся.

В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отношение» определяется как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей». Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъектобъектные отношения), отношение к другим людям (субъектсубъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение). Традиционно отношения личности к различным социальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные установки, или аттитюды, личности. В западной психологии история изучения аттитюдов началась в 1918 г., когда было дано определение аттитюда как «психологического переживания индивидом ценности, значения, смысла социального объекта». С тех пор в зарубежной психологии накоплен немалый опыт в изучении аттитюдов, определены их функции и структура. В отечественной психологии В. А. Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней: 1) элементарные фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей); 2) социальные фиксированные установки (формируются в малой группе на основе потребности человека в общении); 3) базовые социальные установки (формируются в более широких социальных областях - в трудовой сфере, сфере досуга - на основе фундаментальной потребности человека в активности); 4) ценностные ориентации личности.

Кроме отношений в русле социальных установок личности в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация. Аттракция - это возникновение при восприятии одного человека другим его привлекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия; так, установлено, что одним из главных факторов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей. Аффилиация - это стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют их отношения друг к другу.

Таким образом, «отношение» - более широкое понятие, чем «социальная установка», «аттракция» или «аффилиация». Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами:
1) отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими). Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им». Например, отношение ребенка к матери детерминировано как его физиологическими потребностями, так и психологическими потребностями в защите и безопасности. В психологии рассматривают следующие психологические потребности, опосредующие отношения человека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включении в различные социальные группы; потребность в самоуважении;, в позитивной оценке; потребность в понимании, в сочувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым;
2) в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения личностью Окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закрепленных в речи и экспрессивном поведении личности;
3) отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На основе их сочетания определяются вид и тип отношений. Отношение как процесс проходит в своем развитии определенные этапы: формирование отношения, развитие отношения, стабилизация или распад отношения. Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т.д.

Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения».

Межличностное отношение - это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, это субъектсубъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначения межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки, есть, по словам К.А. АбульхановойСлавской, «некоторый идеальный продукт взаимных усилий». Иногда термин «взаимоотношение» сводится к понятию «отношение»; так, В.И. Паниотто пишет в книге «Структура межличностных отношений» (1975) о том, что «взаимоотношение Л и В - это совокупность отношения Л к В и отношения В к А (точнее, система этих отношений, ибо они, как правило, тесно взаимосвязаны и представляют собой некоторую целостность, а не просто совокупность)». Наконец, термины «отношение» и «взаимоотношение» используют для обозначения разных этапов динамики отношений. Например, Л.Я. Гозманом (1987) показано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направленностью от субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение, или «диадическое отношение».

В отличие от межличностных отношений под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп».

На настоящий момент в психологии выделены два основных направления в исследовании отношений личности: структурное и динамическое. В рамках структурного направления ведется работа по изучение различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструментария для их измерения. Общепризнанно выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесса с момента возникновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отношений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, Л.И. Анциферовой, К.А. АбульхановойСлавской, И.С. Коном и др. В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.

Таким образом, среди понятий «отношение», «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения» самым широким является понятие «отношение», которое рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа). Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгрупповые отношения» - между социальными группами. Понятие «взаимоотношение» отражает качество сложившихся отношений, а именно: их взаимность, степень симметричности.

ЛИТЕРАТУРА
1.АбульхановаСлавская К.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218-241.
2. Андреева I.М. Социальная психология. М., 1996. С. 288-303.
3. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе" личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 7-17.
4. ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 75-101.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М., 1995. С. 1527.
6. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5-15.

Устойчивые общественно (классово) значимые личные, субъективные отношения человека. Человек как личность - это сложнейшая совокупность, система личностных отношений. Воспитание - это процесс целенаправленного развития личности, т.е. развития и преодоления не любых личных отношений, а самого сложного их вида - личностных отношений. Каждое личностное отношение, как и любое личное отношение, имеет три стороны (Cм.: Личные, субъективные отношения человека), однако компонентами этих сторон являются здесь только устойчивые общественно (классово) значимые проявления личности. В познавательно-мировоззренческую сторону личностных отношений входят знания, общественно и классово значимые взгляды, убеждения, идеалы; в эмоционально-волевую сторону входят общественно значимые чувства, стремления, устойчивые интересы, потребности; в действенную сторону входят общественно значимые умения, навыки, привычки, способности, черты характера. Например, в личностном отношении человека к труду объединяются и проявляются взгляды на труд и интересы к различным видам труда, трудовые навыки и привычки, также черты характера, как аккуратность, исполнительность, инициативность, или напротив, лень и т.п. Личностные отношения к окружающей жизни, к разным ее сторонам - к культуре, разным видам деятельности, к самому себе - могут быть разными и даже противоречивыми. Например, отношение сознательное и неразумное; увлеченное и равнодушное; действенное и созерцательное; активное и пассивное; заботливое и враждебное; нравственное, т.е. соответствующее нормам морали данного общества, и безнравственное; идейное и безыдейное. Личностные отношения могут быть гуманными, товарищескими и индивидуалистическими, эгоистическими. Личностные отношения зависят от характера деятельности людей, от характера связей между деятельностью людей, от характера взаимодействия людей, от объективного положения людей - их «объективных позиций», от объективных общественных отношений. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. - Рязань, 1994. - c.15-16)