Техника индивидуальной расстановки самостоятельно. Расстановки по Хеллингеру

10 меc назад

http://www.drevo-help.ru/help/hellinger - о расстановках - электронная почта специалиста (Марина) Связаться со мной и заказать консультацию Вы можете через соцсети Инстаграм: https://www.instagram.com/undergirlskin Группа ВК: https://www.vk.com/undergirlskin Помочь развитию канала Вы можете через Яндекс.Деньги 410011721671868

5 лет назад

Каждый человек является частью своей семейной системы, в которую входят все его кровные родственники, а также все его половые партнеры. Члены семейной системы, а также процессы, происходящие или происходившие в семейной системе, оказывают влияние на нашу жизнь. И возможно мы подсознательно доделываем или проживаем что-то за кого-то, не имея жизненных ресурсов для решения своих собственных проблем. Возможно, мы не можем принять кого-то в нашей семейной системе или начать получать любовь от тех, кто может и готов нам ее дать, и это мешает нам достичь в нашей жизни того, чего так хочется достичь.Расстановки по Хеллингеру позволяют увидеть и осознать, что происходит в семейной системе, а также показывает пути выхода из сложных жизненных ситуаций и достижения желаемых результатов. http://dvizenie.org/ Запись на прием по телефону 943-13-82

11 меc назад

По говорим о запросе. Запрос это основополагающая часть изменения нашей жизни. Это заявление пространству, о том, что "Я готов меняться". Как только Вы начинаете спрашивать, пространство моментально отвечает любым возможным способом. Проблема может состоять в том, что Вы получаете не ту информацию, так как не то спрашиваете. Как правильно сформировать запрос: 1) Запрос должен звучать от клиента, а не пациента. Это означает, что человек осознает, все что с ним происходит, это результат его действий. мыслей и тд. 2) Запрос должен звучать из Я. Законы нашего мира, запрещают влиять на другой субъект. 3) Слово - "почему", меняем - "для чего". "За что"- так же, "для чего мне это". "Что мне, во мне это показывает"? 3) Если данный запрос связан с опытом, историей Вашего рода, важно задавать правильные вопросы про взаимосвязь тех историй, с сегодняшней Вашей ситуацией. 4) Проверяем, программа проявляется в контексте мной заявлений темы или что-то похожее проявляется также в других сферах моей жизни. Где я в своем характере с этим знаком, где это повторяется. 4) Когда вы идете на расстановку, узнайте информацию о своих предках. В честь кого Вас назвали. У кого были похожие ситуации, проблемы. Что бы Вы предварительно на это посмотрели. Когда все правильно подготовлено, сформулировано, то в жизни человека все начинает видоизменяться еще до расстановки.

3 лет назад

Получить безлимит на все http://lp.laboratoria.tv/uspexlico/ В семейных системных расстановках семья – синоним Рода. Мы все находимся в поле Рода. Не всегда проблемы идут от активности или пассивности. Мы – часть наших родителей и Рода. Проблемы зависят от семейных переплетений. Мы зависим от того, как жили наши предки. Отношения с мамой определяют наш успех в жизни. Что такое мама в вашей жизни? Проанализируйте отношения с партнером. Проанализируйте где ваш успех в жизни и какие отношения с мамой. Сегодня у нас первый шаг к решению этих семейных проблем. Через маму идут послания всех женщин Рода. 07:43 Что такое для вас семья? 12:35 События, о которых молчат, превращаются в семейную тайну. 13:38 Какую роль вы играете в своей семье? 17:21 Вы находитесь в поле рода 18:28 Какие у вас отношения с мамой? 53:30 Идём в духовную расстановку "Принятие матери" 01:41:15 Конец практики 01:44:13 Обратная связь 01:57:32 Окончание занятия Лицензия на воспроизведение музыки http://www.mediafire.com/view/p77d7s1...

3 лет назад

У многих из нас есть один серьезный диагноз под названием «Прерванное движение к матери». Когда мы рождаемся на этот свет, мы связаны с мамой настолько, что нам кажется, что мы одно. И мама для нас является воплощением той самой любви, которую мы ожидаем увидеть здесь на планете Земля, когда сюда приходим. И у нас есть естественное движение, естественная любовь к маме, которая рождается гораздо раньше, чем мы на этот свет, пока мы еще внутри нее. Но, когда происходит что-то и мы в маленьком возрасте не можем быть рядом, даже в роддоме, когда на забирают в первые минуты, ребенок испытывает такой шок, такую боль, с которой ему очень сложно справиться. И когда он справляется, он на подсознательном уровне решает больше никогда не приближаться к маме так, чтобы не дай бог, она еще раз уйдет, и я опять проживу ту самую боль. Боль потери, боль разлуки. И возникает прерванное движение к матери, которое сказывается дальше на всей жизни. Вания Маркович - ректор, профессор Академии Расстановок, преподаватель Французского Университета Samadeva, медиатор расстановок и эксперт человеческих отношений. Всегда рады видеть вас на расстановках в центре Samadeva! Приходите по адресу Санкт-Петербург, ул. Казанская 10 (2 этаж). 945-13-24 Проводим дистанционные расстановки, если вы находитесь в другом городе и не можете приехать! Сайт Академии Расстановок www.academy-system.com Видео снято во время проведения расстановок.

Расстановки по Хеллингеру - своеобразная психотерапевтическая методика групповой или индивидуальной направленности. Она обозначает человека частью системы, источник проблем которого определяется жизнью и поступками представителей его рода. Изучение ​информации о расстановках ​по​ ​Хеллингеру​ ​и​ об ​​их​​ ​самостоятельном проведении, поможет осознать процессы подсознания и взглянуть на различные ситуации по-новому.

Что​ ​такое​ ​системные​ ​расстановки

Создателем системы расстановок является немецкий психотерапевт Берт Хеллингер, в своей методике обозначивший наличие внутрисемейных закономерностей, приводящих к негативным, разрушающим последствиям. Это психологическое направление получило распространение и популярность, несмотря на молодость.

Суть расстановок Берта Хеллингера заключается в поиске причины и решения возникшей проблемы в родословной человека. Считается, что нерешенные жизненные задачи, непрожитые сценарии, ошибки прошлого находят отражение в настоящем клиента.

Согласно психологии расстановок, происходит «семейное переплетение», когда потомки прорабатывают ситуации, которые не завершили предки. Определить такой ход событий возможно, если случившимся в жизни передрягам нет разумного объяснения (человек много работает, а денег не прибавляется, соблюдает здоровый образ жизни, но часто болеет, страдает ревностью при отсутствии измены и прочее).

Прибегая к методу расстановок, клиент осуществляет контакт с представителем рода и разрешает его конфликт, помогая при этом себе. Работа психолога с человеком происходит системно, устраняются источники негатива и проблем не только в настоящем, но и в предыдущих поколениях.

Расстановщик с помощью чужих для клиента людей («заместителей» его родственников) создает образ ситуации, которая подлежит детальному изучению и прорабатыванию. Применяется проведение индивидуальных расстановок, при использовании фигурок вместо представителей рода или проигрывая сценарии в собственном воображении. В этих случаях возможно самостоятельное применение метода, освоив необходимые навыки.

Согласно исследованиям Хеллингера, в системах родовых расстановок присутствуют ключевые порядки (законы), несоблюдение которых приводит к негативным последствиям:

  • Баланс «брать-давать» . Заключается в поддержке равновесия, каждый элемент системы что-то приносит и забирает в отношениях (любовь, заботу, деньги, подарки и прочее). Дисбаланс вызывает семейное переплетение (например, его жертвой становится ребенок при нарушении равновесия у родителей).
  • Закон иерархии . Определяется порядком вхождения в систему: первые поколения обладают большим преимуществом, чем последующие. Нарушение иерархии приводит к негативным последствиям. Например, если ребенок исполняет функцию родителя, это приводит к его перегрузке: он плохо учится, болеет, в дальнейшем несчастлив в браке.
  • Принадлежность системе . Каждый член семьи имеет право на место в ней. В системе не учитывается, является человек преступником или святым, жив он или умер. При нарушении порядка возникают семейные переплетения (живых с умершими, с родственниками с тяжелой судьбой и прочее). Человек при этом с трудом контролирует свои действия, желания, проживает чужую жизнь. Исправить ситуацию возможно, восстановив порядок принадлежности исключенных из системы.

В​ ​чем​ ​опасность​ ​метода

Распространено мнение, что расстановки по Хеллингеру опасны. Это обусловлено отсутствием научного обоснования метода, его мистической направленностью, наличием противоречивых отзывов о проведенных сеансах.

Выделяют следующие опасности при использовании расстановок:

  • Отсутствие научной базы и однозначной определенности. Этим обусловлены недостоверность получаемой информации, невозможность объективно оценить пользу и вред проводимых мероприятий.
  • Временная «одержимость». В данном случае речь идет о заместителях, примеряющих на себя чужие личности. Принцип действия этого феномена не подлежит объяснению со стороны расстановщиков. Заместители не имитируют, не играют роли, они действительно проживают сценарии чужих людей, чувствуя их переживания, заботы, связи и прочее. При этом не применяется гипноз, личность не теряет осознания себя. Опасностью считается затруднение при выходе из роли, риск последующей связи замещаемого с заместителем. По это причине не рекомендуется замещать умерших, людей с тяжелой судьбой, серьезными заболеваниями и прочее. При проведении методики применяются способы выхода из роли, при затруднениях надо обратиться за помощью к расстановщику.
  • Собственные домыслы заместителей. Выводы отдельных личностей не должны учитываться, результат определяется при оценке системы в целом. Заместителю не следует озвучивать собственное мнение, информация о замещаемом объекте должна поступать без искажений.
  • Непрофессионализм. Неправильно проведенные расстановки, неверная передача информации способны нанести вред клиенту.
  • Изменения в эмоциональной сфере, проявление скрытых, подавленных чувств. Человеку открываются новые стороны себя и окружающего мира, ощущения, приходится взглянуть в глаза страху, пережить некоторые ситуации заново, в том числе психотравмирующие. Иногда это вызывает сильный эмоциональный всплеск, поскольку вхождение в сценарий происходит резко, без подготовки.
  • Негативные последствия при частом проведении расстановок. Запущенные после сеанса изменения продолжаются на протяжении некоторого периода времени (от суток до нескольких месяцев, года), исходя из сложности проблемы. В случае скорого применения следующей расстановки предыдущий процесс прерывается, оставаясь незавершенным. Частота для каждого человека определяется индивидуально.

Противопоказания

  • при беременности;
  • детям;
  • при заболеваниях в острой стадии (телесных и душевных);
  • в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • при мистических запросах на расстановку.

Методы​ ​расстановок

По мере развития системных расстановок стали применяться не только классические семейные, но и другие их виды. Представлены методы, направленные на урегулирование проблем человека в различных сферах жизни.

Расстановки используются для распутывания семейных переплетений, составления прогнозов, для определения отношений в рабочем коллективе, их налаживания, с целью личностного развития, стабилизации эмоционального фона, физического самочувствия и прочее.

Семейные

Классическая родственная расстановка проводит работу с проблемами в семье, внутри личностными конфликтами, негативными семейными установками. Чаще сеанс проводится в группе. В основе психологического метода лежит воспроизведение части системы человека с помощью заместителей его родственников, которые при этом чувствуют и переживают эмоции, характерные для реальных людей. Становятся видны внутрисемейные взаимосвязи, отношения, влияния, что важно для устранения «переплетения» и решения проблемы.

Обязательным считается соблюдение правильного функционирования системы, где каждый элемент занимает определенное место и выполняет наложенную на него роль. Нарушение порядков становится причиной негативных последствий.

Структурные

Расстановки такого вида предназначены для исследования целостных структур, состоящих из абстрактных составляющих. В основу метода обычно положены структуры из иных техник: 5 элементов китайской традиции, карты Таро, астрология и прочее. Принцип действия такой расстановки задействует одновременно 2 инструмента.

Метод решает проблемы в таких структурах, как страхи, здоровье, работа, благосостояние и прочее. Сюда же относятся симптомные расстановки, работающие с физическим состоянием организма.

Организационные

Расстановки предназначены для разрешения конфликтных ситуаций, оценки профессиональных отношений, решения проблем в организациях, трудовых коллективах. Метод может помочь разобраться клиенту с его положением, ролью в системе, в которой он трудится или которой управляет.

Бизнес-расстановки позволяют принимать правильные, эффективные решения, основываясь на множестве факторов: прошлом опыте, состоянии, структуре отношений и прочее. Идеально подходит метод для работы с семейными предприятиями.

Клиентские

Метод считается частью организационных расстановок. Предназначен для лиц определенного вида профессий, оказывающих различного характера помощь людям (врачей, социальных работников, учителей, психологов и прочее).

Расстановка выявляет отношения помогающей стороны и принимающей помощь, оценивает ее эффективность, потребность в ней, корректирует, устанавливает цели и другое.

Духовные

Основой расстановки выступает осознание, что судьбой клиента и его семейной системы движет Дух. Гармония, внутреннее равновесие приходят к человеку через согласие с ним, проблемы - через неприятие себя в Духе. Метод не использует отрицания, стремления решить проблему, избавиться от неудач. Однако соединение с Духом способно проявиться именно такими положительными эффектами.

Цель расстановщика - создать пространство, чтобы клиент определил движение Духа в своей жизни. При ведении расстановки применяются короткий запрос человека (или вообще не используется), свободное движение заместителей, иногда без озвучивания ролей, без поиска «хорошего решения».

Способы​ ​проведения

Практикуется несколько способов проведения расстановок. Выбор производится, исходя из предпочтений клиента, его желания и умения раскрыться перед другими людьми, наличия группы и прочее. При этом основные принципы проведения системных расстановок разными способами идентичны.

В группе

В наиболее распространенном варианте метод расстановок проводят в группе. Ведущий (расстановщик) опрашивает клиента: выясняет проблему, просит назвать значимых для него людей из разных поколений, важные родовые события в их жизни. При этом психотерапевт выдвигает теории о семейных отношениях, опираясь на озвученные факты и эмоции человека.

На роли родственников клиент или расстановщик выбирают заместителей из числа участников группы. После этого их расставляют, исходя из положения в системе. Так обозначается рассматриваемое поле, заместители погружаются в роли. Происходит трансляция процессов семейной системы. Заместители ощущают чувства замещаемых: мама - любовь к ребенку, враждующие элементы - агрессию друг к другу, сестра - тоску по умершему брату и прочее. Возможно добавление в процессе расстановок новых ролей и их заместителей, при этом отслеживаются произошедшие изменения в системе.

Ведущий опрашивает родственников об их состоянии, чувствах, по расположению и отношениям между элементами устанавливаются нарушения, связанные с проблемой клиента. Далее осуществляется поиск правильного решения посредством изменения местонахождения заместителей, их перестановки, проговаривания разрешающих фраз (помогающих приблизить клиента к разрешению ситуации). В результате семейное поле изменяется, исчезают причины возникших негативных последствий.

В процессе расстановок обычно клиент является сторонним наблюдателем и входит в поле для совершения ключевых действий, прорабатывания и закрепления решения.

На фигурках

Метод проводится без участия группы. Расстановки выполняются индивидуально, в них участвуют расстановщик и клиент. При освоении навыков возможно самостоятельное проведение метода.

Суть расстановки заключается в использовании вместо живых заместителей фигурок, предметов, символизирующих представителей рода. Могут применяться чашки, канцтовары, столы, стулья и прочее. В продаже имеются специальные наборы с фигурками для расстановок. Принцип действия метода идентичен классическому. Выявляются отношения, связи, эмоции, определяется решение проблемы путем взаимодействия элементов системы.

Однако расстановка отличается способами считывания информации. В классической схеме она передается живыми участниками, что не представляется возможным при данном варианте. По этой причине используются особенные методы считывания. Наиболее распространено получение информации через место заместителя. Расстановщик или клиент поочередно занимает положение вещи, транслирующей процессы в системе, и передает необходимые сведения. Возможно получение информации через прикосновение к фигуркам, через ауру поля и прочее.

Работа в группе отличается большей глубиной и информативностью процесса расстановок, однако некоторым клиентам в силу особенностей личности или характера проблемы методика с фигурками становится предпочтительнее.

В воображении

Данный вид расстановок проводится в воображении клиента, при этом в процессе участвуют человек, решающий свою проблему, и расстановщик. Достоинствами метода считаются отсутствие дополнительных человеческих ресурсов, уменьшение времени расстановок. Проведение сеанса возможно на индивидуальных личных встречах, удаленно (по скайпу) или самостоятельно (после освоения техники).

Расстановка производится перед внутренним взором клиента. Сначала устанавливается родственник, через которого проблема воздействует на жизнь. Затем клиент в собственном воображении создает различные образы вербального взаимодействия с членом семьи, пока один из них не позволит с ним контактировать. Это проявляется резким эмоциональным всплеском, катарсисом. Дальнейшее общение должно подвести клиента к разрешению проблемы, обозначению ее сути, к осознанию причин, нарушений, ошибок, спровоцировавших негативные последствия.

Результат

В интернете достаточно много противоречивых отзывов о расстановках по Хеллингеру. В некоторых случаях метод воспринимается людьми исключительно театрализованным представлением, безрезультатным опытом решения проблемы, в иных - мощным психотерапевтическим средством, путем разрешения серьезных ситуаций.

Считается, что в результате установок психотерапевт устраняет нарушение и позволяет человеку избавиться от «переплетения». Клиент закрепляет образ «хорошего решения» и постепенно оно претворяется в его жизнь. Происходит перестройка системы, возможны существенные изменения на жизненном пути: разрыв старых отношений, обретение новых, положительные и отрицательные преобразования, требующие прорабатывания (обретение самостоятельности, ответственности, выздоровление, примирение враждующих, оплата по «старым долгам» и прочее).

После расстановок люди часто чувствуют внутреннее неосознанное изменение, ощущают необычайную важность произошедшего. Рекомендуется после сеанса не обсуждать, не анализировать случившееся, стараться не выходить из процесса, не подавлять его, а принять и усвоить.

Психология - это очень сложная наука, которая имеет множество различных подходов к восприятию человека, к его психике, к тому, что происходит у него в голове. Есть те методы, которые принято считать научными, так как их эффективность подтверждена практикой в течение многих лет. Но постоянно появляются новые и новые подходы, и некоторые из них дополняют научную составляющую психологии (естественно, с течением времени, когда они тоже проходят своеобразную проверку_. Однако многие методы так и остаются неофициальными - их не признает научное сообщество, но при этом они остаются актуальными в узких кругах. Одним из наиболее ярких примеров являются системные расстановки - психологический подход, который, несмотря на то что его в течение многих десятилетий так никто и не признал, до сих пор остается актуальным и используется внушительным числом его сторонников. Что же представляет собой этот метод? Как происходят системные расстановки? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

В чем суть метода?

Системные расстановки - это нетрадиционный подход в психологии, который основывается на том, что все проблемы человека происходят из семьи, а точнее из семейной системы. Поэтому суть данного метода - это воспроизведение данной системы на сеансе, чтобы разобраться в ней и отыскать истинную причину проблемы. Это воспроизведение происходит в реальности и называется расстановкой.

Системные расстановки практикуются уже довольно давно, однако до сих пор так и не получили признания научного сообщества. Но люди не всегда обращаются к профессионалам - иногда им ближе то, во что они хотят верить, а в этот метод верят очень многие. Возможно, причина заключается в том, что его создатель является не только психологом, но еще и богословом, духовным учителем.

Основатель движения

Раз уж речь зашла о том, кто именно основал этот метод, то стоит задержаться на данном человеке. Системные семейные расстановки - это дело рук Берта Хеллингера, известного психолога, который родился в 1925 году в Германии. Он долгое время занимался психологией, работал психотерапевтом, однако, как уже было сказано ранее, он также являлся и богословом. И в восьмидесятых годах прошлого века Хеллингер открыл и ввел в обращение метод, о котором идет речь в этой статье. Именно поэтому зачастую его называют «Системные семейные расстановки по Хеллингеру». Такая вариация первична и наиболее востребована.

Корни метода

Метод системных расстановок является оригинальным ответвлением психологии, однако при этом у него также имеются свои корни. Хеллингер создал этот метод, основываясь сразу на нескольких психологических движениях, которые были актуальны в те времена. Однако если выделять самый главный метод, который больше всего повлиял на системные расстановки, - это скрипт-анализ Эрика Берна. Суть этого метода заключается в анализе жизненных ситуаций каждого человека (этот психолог также полагал, что все проблемы идут из семьи). Он считал, что у каждого человека имеется свой жизненный сценарий, по которому он движется. Сценарий формируется в детстве под воздействием родителей и окружающей среды и в будущем может лишь немного корректироваться.

Хеллингер действовал именно в соответствии с данным методом, но в определенный момент понял, что он имеет свои недостатки - в итоге он разработал свой подход. Позже он уже был назван системными расстановками и известен по сегодняшний день именно под таким названием. Системные расстановки Берта Хеллингера имеют довольно большую популярность в узких кругах. Пришло время разобраться, что именно собой представляет этот подход.

Проблемная ситуация

Итак, что же подразумевал Системные расстановки - это не просто психологический термин, расстановки проходят на самом деле, и вот как это происходит. Для начала должна быть какая-либо проблемная ситуация одного из участников психологического сеанса. Собственно говоря, эта ситуация представляет собой элемент определенной системы, чаще всего семейной. Именно с ним и предстоит иметь дело группе, которая участвует в сеансе. Метод системных расстановок Берта Хеллингера предполагает участие всех людей, даже тех, кто не знаком ни с тем человеком, чью проблему рассматривают, ни с кем-либо из его семейной системы.

Как происходит расстановка?

В центре внимания сеанса находится история клиента, его проблемная ситуация. Все участники сеанса образуют большой круг, а проблема представляется в плоскости в пространстве между всеми людьми. Каждый элемент системы сначала представляется в воображении, а затем его место в реальном мире занимает человек, которого называют заместителем. В течение сеанса он представляет собой конкретного члена системы - таким образом, восполняется вся система, и каждый получает свою роль. Именно так и происходит расстановка. При этом делается это все тихо, медленно и сосредоточенно. Каждый участник концентрируется на своих ощущениях, пытаясь проникнуться сущностью того человека, кого он замещает на сеансе.

Заместительское восприятие

Как уже было сказано ранее, заместители могут не знать ни клиента, ни его родственников, в том числе и того человека, кого они замещают в системе. И клиент ничего не рассказывает о них группе, поэтому людям приходится сосредотачиваться и пытаться самостоятельно осознать, какую именно принадлежность они имеют. Это называется заместительским восприятием - люди должны без посторонней помощи стать тем человеком, которого они замещают. Таким образом, нехватка информации компенсируется именно этим феноменом заместительского восприятия, без которого процесс был бы попросту невозможен. Вполне вероятно, именно это и отталкивает профессиональных психологов и психиатров от данного метода - в нем очень много неопределенности, которую никак невозможно компенсировать научно, чтобы позволить называть метод системных расстановок профессиональным.

Источник информации

Главным источником, из которого участники получают информацию о проблеме, о клиенте и о системе в целом, является так называемое «поле». Именно поэтому людям приходится концентрироваться и работать в тишине - так они пытаются наладить связь с полем, чтобы получить необходимую информацию о том, кого они замещают в системе, а также о том, какие именно «динамики» имеются у их персонажа с остальными участниками системы. Именно таким образом и происходит системная расстановка - каждый участник превращается в заместителя, вживается в свой образ, черпая информацию из поля, а затем все участники пытаются воспроизвести проблему и решить ее. Психотерапевт, который называется расстановщиком, руководит всем этим процессом, дает людям наиболее подходящие для них роли, а также пытается помочь им решить проблему в процессе расстановки.

Главной целью всего этого процесса является точное воспроизведение ситуации, чтобы клиент мог ее увидеть вживую, понять ее и принять свою проблему. Только когда ему удается это сделать, сеанс считается успешным. Тогда считается, что ему больше не нужно воспроизводить конкретную проблему в условиях расстановки, так как он смог ее осознать и теперь может заняться ее решением.

Выводы

Как сообщают люди, которые практикуют данный метод, он действительно помогает - участники могут взглянуть на свою ситуацию с другой стороны, попробовать оценить происходящее беспристрастно, не ассоциируя все действия со своими родными и близкими людьми, что не дает мыслить рационально. И когда человек видит ситуацию, исполняемую в реальной жизни незнакомыми людьми, он может понять, что это действительно его проблема - и тогда он может начать искать ее решение. Зачастую клиент самостоятельно не способен не только решить свою проблему, но даже ее увидеть - именно для этого и используется расстановка. Клиент смотрит на ситуацию посторонним взглядом и получает шанс увидеть в ней проблему вообще, а затем распознать в ней свою собственную.

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» - важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс].

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”. Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух “зрячей” любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной . Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него ».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.
Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).
Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется - зато проверить и опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи - и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..
Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение - в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» - и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?


Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины - одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!
В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем?