Естествознание для детей (Экспериментариум). Я познаю мир: география и природоведение для малышей

Знаний много не бывает. Особенно полезны знания о том, что нас окружают, а это природа. Именно поэтому в этом разделе наши эксперты расскажут вам о природных объектах, явлениях и процессах, обществе и мышлении. Ведь Естествознание – это не какая-либо отдельная наука, это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы. А значит затрагивают одновременно несколько точных наук: математику, физику, химию, биологию, философию и т. д.

На страницах Веселой Науки эксперты исследуют вместе с детьми, показывают, рассказывают детям, объясняют законы и явления природы. Делают это весело, интересно, в игровой форме, представляют информацию простыми, понятными словами, без сложных терминов.

Когда мы смотрим на деревья, которые шумят кронами где-то высоко над нами, поневоле задумываемся: почему деревья не дорастают до самых облаков? Опыт, с которого можно начать обсуждение этого вопроса, очень простой. Предложите ребенку выпить воды из стакана через обычную трубочку для сока. Легко? Конечно! Теперь «нарастим» трубочку – соединим, аккуратно вставляя друг в друга, три […]

Катя Голубева Естествознание 4-5 лет , 6-7 лет , Старше 7 лет , Катя Голубева

Календарная весна наступила две недели назад. В этом году в Петербурге она удивительным образом совпала с началом природной весны – это бывает совсем не каждый год. По каким признакам мы отмечаем приход весны? Иногда первым признаком весны считается первая песенка большой синицы. Но народная поговорка гласит: «Синица поет – весну зовет». Действительно, большие синицы начинают петь […]

Катя Голубева Естествознание 4-5 лет , 6-7 лет , Старше 7 лет , Катя Голубева

Помните, как мы с вами рассматривали разнообразные семена? В каждом семечке, которое со временем устремится вверх, уже скрыто будущее растение. Как это увидеть? Возьмите несколько горошин и замочите их на сутки во влажной марле. На следующий день внимательно рассмотрите горошину – на ней отчетливо обозначится корешок, который всегда начинает расти первым. Если аккуратно разделить половинки горошины – сделать это […]

Катя Голубева Естествознание Катя Голубева

Казалось бы, зимой сложно наблюдать за жизнью растений – деревья и кустарники в глубоком сне, трава скрыта под снегом. Однако именно зимой мы начинаем наши ботанические экскурсии – вторая половина зимы подходит для того, чтобы начать проращивать на подоконниках семена, пересаживать комнатные растения. Начнем со знакомства с семенами. Во время прогулки наберите увядшие, но сохранившие […]

Мария Фармагей
НОД по естествознанию для детей подготовительной группы «Круговорот воды в природе»

Цель : познакомить детей с круговоротом воды в природе .

Задачи :

1. показать значимость воды для всего живого на земле;

2. показать в каком виде существует вода на земле;

3. познакомить с некоторыми свойствами воды ;

4. развивать логическое мышление;

5. развивать связную речь : речь-доказательство, речь-суждение;

6. уметь толковать пословицы и поговорки, связанные с водой;

7. знать название морей, рек, океанов;

8. с помощью аналогии придумывать собственные истории;

9. воспитывать бережное отношение к воде;

10. закрепить правила безопасного обращения в быту с электрическими приборами.

В : Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

Лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить :

Без неё нам не прожить.

Проводится беседа «Кому нужна вода?»

Вопросы :

Что вы знаете про воду?

Какая она? (пресная, соленая, студеная, нужная, не нужная)

Кому она нужна?

Знаете ли вы пословицы о воде?

Где находится вода? (в реках, морях, океанах, болотах, ручьях)

Назовите океаны?

Какие вы знаете моря?

Назовите реки?

В : Правильно. Подумайте и скажите откуда берется вода в водопроводном кране?

Д : отвечают.

В : Правильно. Вода, которой мы пользуемся каждый день из реки. Капельки воды проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но как же рождается речка? Хотите узнать? Пойдемте все на коврик.

(на ковре разложен кусок голубой длинной ткани, детям раздаю ленточки)

На земле много разных рек и больших и маленьких, они все куда-то бегут.

Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделаем свою большую речку? Возьмите эти ленты и шнуры они и будут реками и ручьями.

Д : - Да

В : это голубая полоса ткани-главная река, а узкие ленточки- это маленькие ручейки и ручьи, разложите их по кругу реки так , чтоб речушки и ручейки впадали в большую реку.

Сказка про капельку

Ой, куда это я лечу? Закричала капелька Капитошка –Мне страшно. Не бойся детка, ты уже большая, до встречи, крикнула ей мама туча. В этот момент капелька упала на лист лопуха, а вместе с нею приземлились летним дождиком и её сестрицы капельки, добавили водицы в реки и моря, напоили землю. Стало пригревать солнце. Ой! Я превращаюсь в пар, я снова лечу на небо, но я не одна, со мной мои сестрицы, а вот и мама туча.

В : А вы поняли ребята, что произошло с капельками?

Д : Капельки ходят по кругу .

В : Правильно, это явление называется «Круговорот воды в природе »

Физ. минутка «Дождик»

В : А сейчас рассмотрим таблицу. Садятся на месте , показываю таблицу «Круговорот воды в природе »

Вода есть везде. На поверхности земли, в реках, ручейках, морях, океанах. Солнце нагревает воду, она превращается в пар, поднимается вверх, образуя облака, когда они становятся тяжелыми, то на землю выпадают осадки. Какие вы знаете осадки?

Д : дают ответы.

В : Сейчас мы с вами увидим, как это происходит, я покажу вам опыт. (беру кипящий электрический чайник дети стоят на безопасном расстоянии)

В : посмотрите ребята у меня чайник с кипящей водой, он выполнит роль солнца, сейчас я поднесу к нему сухую стеклянную баночку. Что вы видите?

Д : баночка покрылась капельками воды - это вода превратилась в пар.

В : правильно, так происходит и в природе и этот процесс непрерывный и называется он круговоротом воды в природе .

В : Ребята! Сядьте на свои места. Сейчас я вам покажу одну схему. Вы ее очень быстро перерисуйте себе и попробуйте рассказать мне о том как капелька превратилась в снежинку.

(дети рисуют, смотрю по времени, если достаточно, то 2-3 рассказа, нет-то 1)

Итог : мы сегодня познакомились с круговоротом воды в природе . Все молодцы.

Публикации по теме:

Исследовательский проект для детей подготовительной к школе группы «Мир воды» Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников в воде,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Интегрированные области: Познание, Коммуникация, Социализация. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей Виды деятельности:.

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Круговорот воды в природе» Составитель: Прохорова М. М. Интеграция.

Занятие в подготвительной группе «Круговорот воды в природе» Воспитатель загадывает загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает А как наскучит ей летать На землю подает опять.

Детям очень сложно объяснить про круговорот воды в природе. Предлагаю мини-сказку, как это можно сделать в средней и старшей группе. Мини.

Дополнительная образовательная программа по естествознанию

« юный географ» (6-7 лет).

Оглавление:

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Содержание

Методическое обеспечение

Список литературы

Пояснительная записка.

Ключом к неизведанному миру можно считать географию. Слово география по-гречески означает «знания о Земле», о нашем с вами общем доме-планете Земля и об отношениях между людьми и самой Землей, что является чрезвычайно актуальной проблемой современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас «в полной мере ясно, что планируемые человеком «производства» материальных благ порой одновременно выступает и как губительным эффектом, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая самого человека.

Поэтому в качестве дополнительного образования было взято естественнонаучное направление. Оно формирует познавательное развитие детей, способствует развитию любознательности, интереса к объектам окружающего мира. В ходе курса дети смогут закрепить знания о планете Земля, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях ее природы.

Цель: формирование первичных представлений детей о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Задачи:

1. Дать детям первоначальное элементарное представление о планете Земля.

2. Изучить внутреннее строение Земли. Что происходит и как отражаются эти изменения на человеке.

3. Познакомить детей с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра, моря, реки. Как они появились и какую роль играют для планеты.

4.Развивать у детей мыслительную способность: анализировать, сравнивать, обобщать.

5.Закреплять умение у детей пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.

6. Воспитывать любознательность, интерес к планете Земля.

7.Воспитывать бережное отношение ко всему, что окружает человека.

Программа предназначена для детей 6-7 лет. Продолжительность занятия 30 минут.1 раз в неделю рассчитана на 1 год.

Формы работы : беседы, игры, теоретические занятия, экспериментальная деятельность.

Формы организации деятельности :Коллективные, групповые.

Ожидаемый результат:

Форма результативности определяется с помощью беседы.

Форма подведения итогов . В конце года проводится викторина по всему курсу.

Учебно-тематический план

Сентябрь

Неделя

Тема

Цель

1.

Беседа с детьми «Земля – наш дом во Вселенной»

Познакомить детей с планетой Земля.

2.

Рождение Земли

Дать детям представление о том, как появилась Земля. Воспитывать любознательность, интерес у детей.

3.

Человек исследует Землю

Рассказать детям о людях, которые исследовали Землю, показать на карте где проходил их путь.

4.

Карты и глобус

Дать детям представление о карте, глобусе. Что они представляют собой, как выглядят. Для чего

Октябрь

5.

Внутреннее строение Земли. (Опыт сила тяготения)

Рассказать детям о внутреннем строение Земли, что служит основанием окружающего нас мира.

6.

Внешнее строение Земли.

Рассказать детям о внешнем строение Земли, что служит основанием окружающего нас мира.

7.

Мир минералов. (коллекция камней)

Показать и рассказать детям о минералах.

8.

Полезные ископаемые.

Формировать знание детей о полезных ископаемых

Ноябрь

9.

Дыхание Земли (Опыт с вулканом)

Закрепить знание детей о таком явлении Земли, как вулкан. Возникновение его на поверхности земной коры.

10.

Кто трясёт Землю?

Познакомить детей с явлением природы – землятресение. Как оно возникает?

11.

Горы.

Познакомить детей с образованием гор. (Опыт «как появляются холмы»)

12.

Равнины

Закрепить знание детей о равнинах.

Декабрь

13.

Пустыни

Рассказать и показать детям, где находятся пустыни и какие природные явления с ними связаны

14.

Как разрушаются горы?

Закреплять знания детей о стихиях которые разрушают гор.

15.

Вода Земли (гидросфера)

Познакомить детей с термином гидросфера. Рассказать детям, где и в каком виде находится вода.

16.

Закрепить знание о круговороте воды в природе.

Январь

17.

Океаны и моря.

Показать и рассказать по карте, где находятся океаны, моря.

18.

Закрепить знание детей о морской солёной воде. От чего это зависит? Сравнить пресную воду с солёной. Стакан с водой пресной.

19.

Течения и приливы.

Познакомить детей с такими явлениями природы как течения и приливы. Объяснить, как они влияют на природу.

Февраль

20.

Ветровые волны и цунами.

Рассказать детям о таком понятие как волна. Откуда она появляется и куда исчезает?

21.

Реки

Предложить детям ознакомиться со схемой строения реки. Назвать и выучить реки области.

22.

Озёра.

Закрепить знания детей о естественном скоплении воды на суше – озёра. Рассмотреть классификацию озёр. Опыт.

23.

Ледники

Закрепить с детьми понятие ледник. Рассмотреть, где они находятся. Какую пользу или вред приносят они природе.

Март

24.

Подземные воды

Формировать знания детей о подземных водах. Объяснить детям природное явление – гейзер.

25.

Формировать знания детей о воздушной оболочки. Рассмотреть строение атмосферы.

26.

Облака и осадки.

Закрепить знания детей о образовании облаков и осадков. Рассмотреть с детьми разные виды осадков.

27.

Откуда берётся ветер? (Опыт с вертушками)

Закрепляем знания детей о ветре. Дать понятие детям что такое штиль, шторм, ураган, смерчь.

28.

Удивительное небо.

Закрепляем знания детей о природном явлении – радуга, мираж, полярное сияние.

Апрель

29.

Погода.

Формировать знания детей о погоде. Закрепляем знания о метеорологической станции. Как называют людей, которые предсказывают погоду.

30.

Закрепляем умение сравнивать и анализировать погоду по календарю погоды.

31.

Что такое климат?

Формировать знания детей о климате.

32.

Природные зоны

Формировать знания детей о природных зонах. Наблюдение смена природных зон по карте.

Май

33.

Рассмотреть с детьми по карте смену растений по природным зонам.

34.

Части Света

Рассказать и показать детям детям о частях Света.

35.

36.

Итоговое занятие «Наш дом – Земля»

Показ открытого занятия

Содержание изучаемого курса программы

Сентябрь

Тема№1 . Беседа с детьми «Земля – наш дом во Вселенной»

Дети узнали, на каком месте в солнечной системе находится планета Земля. Рассмотрели отличие её от других планет.

Тема№2 Рождение Земли.

Дети по схеме узнали, как происходил процесс рождения Земли.

Тема№3 Человек исследует Землю.

Дети узнали о землепроходцах, мореплавателях, которые исследовали Землю.

Тема№4 Карты и глобус.

Дети получили наглядное представление о карте. Узнали отличие карты от глобуса. По цветовой гамме карты могут определить природные объекты.

Октябрь

Тема№5 Внутреннее строение Земли. Опыт сила тяготения.

Дети узнали, о внутреннем строение Земли, что служит основанием окружающего нас мира. Из опыта поняли, что Земля обладает силой притягивать всё к себе.

Тема№6 Внешнее строение Земли.

Дети познакомились с внешнем строением Земли.

Тема№7. Мир минералов. (коллекция камней).

Дети познакомились с коллекцией камней.

Тема№8 . Полезные ископаемые.

Дети узнали, что такое полезные ископаемые, где их можно встретить. Как использует их человек.

Ноябрь

Тема№9 Дыхание Земли (Опыт с вулканом).

Дети узнали о таком явлении Земли, как вулкан. Наглядно рассмотрели, как происходит выброс лавы из земной коры.

Тема№10 Кто трясёт Землю?

При помощи опыта дети познакомились, с природным явлением- землятресением.

Тема№11 Горы.

Дети наглядно рассмотрели как образуются горы, благодаря чему происходит возвышение.

Тема№12 Равнины.

Дети познакомились с природным объектом - равнина. Узнали название равнины на которой,

мы живём.

Декабрь

Тема№13 Пустыни.

Дети, познакомились с природным объектом пустыня, с помощью карты определили,где они находятся и узнали какие природные явления с ними связаны. Работа с картой.

Тема№14 Как разрушаются горы?

Дети познакомились со стихиями, которые разрушают гор (Презентация «Стихия»).Узнали о природных объектах, которые в результате образуются.

Тема№15 Вода Земли (гидросфера).

Дети познакомились с новым термином гидросфера - водная оболочка Земли. Вспомнили в каких состояниях может находится вода в природе.

Тема№16 Путешествие капельки. (круговорот)

При помощи схемы дети могут рассказать о круговороте воды в природе.

Январь

Тема№17 Океаны и моря.

Дети познакомились с природными объектами - океанами и морями.. Показывают на карте и называют их.

Тема№18 Свойства морской воды. (Опыт)

Деи познакомились со свойствами морской воды. Сравнивают и анализируют пресную воду с солёной.

Тема№19 Течения и приливы.

Дети познакомились с природными явлениями - течения и приливы. Объясняют, как они влияют на природу.

Февраль

Тема№20 Ветровые волны и цунами.

Дети познакомились с таким понятием как волна. Откуда она появляется и куда исчезает?

Тема№21 Реки

Дети познакомились со схемой строения реки. Выучили название рек области.

Тема№22 Озеро

Дети узнали о естественном скоплении воды на суше – озёра. Рассмотрели классификацию озёр. Опыт.

Тема№23 Ледники.

Дети узнали, что такое ледники, как они образуются, где находятся. Какую пользу или вред приносят они природе.

Март

Тема№24 Подземные воды

Дети узнали о природном объекте - подземных водах. Познакомились с природном явлением – гейзером. Показать презентацию.

Тема№25 Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Дети познакомились с термином атмосфера - воздушная оболочка и рассмотрели строение атмосферы.

Тема№26 Облака и осадки.

Детей узнали как образуются облака и осадки Рассмотрели с детьми разные виды осадков.

Тема№27 Откуда берётся ветер? (Опыт с вертушками).

Дети узнали о ветре, откуда он появляется.Что такое штиль, шторм, ураган, смерчь.

Тема№28 Удивительное небо.

Дети познакомились с природными явлениями – радуга, мираж, полярное сияние. Как и при каких условиях они образуются.

Апрель

Тема№29 Погода.

Дети узнали, что такое погода, метеорологическая станция. Как называют людей, которые предсказывают погоду.

Тема№30 Метод наблюдение за погодой. (опыт)

С помощью календаря погоды дети сравнивают и анализируют погоду.

Тема№31 Что такое климат?

Дети познакомились с понятием климат.

Тема№32 Природные зоны.

Дети узнали о природных зонах, как они меняются.(Работа с картой)

Май

Тема№33 Как приспосабливаются растения в разных климатических условиях.

Дети познакомились с причиной изменения природных зон.

Тема№34 Части Света

Дети познакомились с частями Света. Презентация.

Тема№35 Повторение пройденного материала

Подготовка к итоговому занятию

Тема№36 Итоговое занятие

Показ итогового занятия в форме викторины.

Методическое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение:

Технические средства : ноутбук, фотоаппарат, проектор, принтер.

Оборудование: глобус, физическая карта, коллекция камней, картины с изображением географических объектов, схемы образования природных объектов, альбом наблюдения, песок, вода, галыши, деревянный конструктор.

Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа, обсуждения.

Практические занятия – метод наблюдений, экскурсий, экспериментов, игр.

Использованная литература:

1) Ольга Петровская «О планете Земля. Миллион почему». Азбукварик,2011г.

2)Планета «Земля». Энциклопедия. Год издания: 2005 Издательство: «Росмэн»

3) География. Энциклопедия. Год издания: 2009 Издательство: «Росмэн»
4) Организация опытно-эксперементальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011.

Цель: Знакомство детей с таким природным явлением, как “вулкан”, через демонстрацию опыта “Извержение вулкана”.

Образовательные:

  1. Ввести в словарь понятие “вулкан”, познакомить с его природой на опыте, ввести такие понятия, как вулканический кратер, жерло, огнедышащий вулкан, магма, лава, вулканологи, Институт Вулканологии.
  2. Научить детей изобразить увиденное и услышанное на бумаге.
  3. Расширять и активизировать словарь.
  4. Формирование пространственных представлений (географическая карта) и умение работать по алгоритму.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у детей способность наблюдать, строить предположения.
  2. Способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.
  3. Способствовать развитию долговременной памяти, наглядно-образного, словесно-логического и ассоциативного мышления, произвольного и слухового внимания, воображения;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природных явлений.
  2. Поддерживать чувство радостного удивления, чувство исследователя.
  3. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, самоконтроля.

Наглядный и дидактический материал: картины с изображением вулкана, иллюстрации с изображением бога Вулкана, макет вулкана, карта России, карта мира, поддон, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги (для фиксации наблюдений), цветные карандаши, чайные ложки, пипетки, пластиковая банка, карточки схемы извержения вулкана.

Словарная работа: вулкан, “огнедышащая гора”, действующий, потухший, кратер, жерло, магма, лава, пемза. Институт вулканологии, вулканология.

Ход занятия

I. Вводная часть.

В гости к детям прилетает Умная Сова и держит в клюве серый шершавый камень.

– Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с совой и спрашивают у нее, что она принесла с собой.

Сова отвечает:

– Это необычный кусок камня, который называется пемза. А вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

– Пемза – это камень, которым раньше наши бабушки и дедушки пользовались для оттирания рук от грязи. Хотите узнать откуда произошел этот камень?

– Пемза – это застывшая лава, выброшенная вулканом из недр Земли, – рассказывает сова. – Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

Ответы детей.

– Да, ребята, мы познакомимся с вами, с таким природным явлением, как вулкан.

II. Основная часть.

1) Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций).

– Ребята, прежде, чем вы узнаете о вулкане, я расскажу вам легенду. Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилище, не засыпало пеплом сады и поля… Говорят, с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

2) Худ. слово.

Огнедышащий вулкан

Не гора, а великан –
Огнедышащий вулкан!
Лаву извергает он,
Что сжигает горный склон,
Изрыгает камни, газы, –
Небеса темнеют сразу.
Пепел, ядовитый дым
Поднимаются над ним.
Слышится подземный гул,
Словно великан уснул,
И храпит и видит сон,
Как велик и страшен он!
(Т.А. Шорыгина)

3) Физкультминутка. Игра “Вулкан”.

Дети изображают извержение вулкана. Сначала они сидят на корточках, затем появляется гул, она начинают шевелиться, двигать руками, постепенно поднимаются на ноги, и, подпрыгивая, поднимают руки вверх вскрикивая.

(Игра повторяется два-три раза.)

4) Что же такое вулкан? (Рассказ с демонстрацией.)

Это гора, в верхней части которой есть углубление, которое называется вулканическим кратером. В самой толще горы находиться канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру – очаг магмы. Магма это расплавленное, очень горячее вещество. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

5) Показ опыта “Извержение вулкана”.

– Ребята, хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.

(На доску вывешивается алгоритм выполнения этого опыта.)

а. Основание вулкана делаем из плотного картона в виде конуса.

б. В качестве жерла – внутрь конуса вставим пустую пластиковую банку.

в. Лаву изготовим из следующих веществ: помещаем в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски, и пять капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующим нужно добавит уксус. Но эта жидкость с особым знаком. Эту жидкость можно наливать только взрослым. Поэтому воспитатель добавляет пять капель уксуса.

– Что вы, ребята, наблюдаете.

Ответы детей.

6) Воспитатель:

– Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Ежегодно происходит 20-30 извержений.

Сова:

– А скажите, пожалуйста, в нашей стране есть вулканы?

Воспитатель:

– В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке, Дальнем Востоке, Курильских островах (показывает на карте). А самые мощные вулканы в мире находятся в Италии (Везувий), Индонезии (Кракатау), Вест-Индии (Мон-Пеле), Колумбии (Невадо дель Руис). Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. (Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко.) Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.

Иногда вулканы замирают на сотни лет и называются потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

III. Заключительная часть.

– Ребята, давайте, зарисуем вулкан.

Дети рисуют вулкан, показывают свои рисунки сове. Благодарят ее за это интересное и познавательное занятее. Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.

Использованная литература.

  1. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова “Почемучка”. Москва, “Педагогика-Пресс”, 1995.
  2. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2010.
  3. Т.А. Шорыгина “Беседы о природных явлениях и объектах”. Москва, “Творческих Центр Сфера”, 2010.

Способствовать развитию у детей способность наблюдать, строить предположения. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природных явлений.Расширять и активизировать словарь. Ввести в словарь понятие “вулкан”, познакомить с его природой на опыте. Ввести такие понятия, как вулканический кратер, жерло, огнедышащий вулкан, магма, лава, вулканологи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по естествознанию с элементами экспериментирования для детей 6 лет

Цель: Знакомство детей с таким природным явлением, как “вулкан”, через демонстрацию опыта “Извержение вулкана”.

Задачи:

Ввести в словарь понятие “вулкан”, познакомить с его природой на опыте.Ввести такие понятия, как вулканический кратер, жерло, огнедышащий вулкан, магма, лава, вулканологи. Расширять и активизировать словарь. Способствовать развитию у детей способность наблюдать, строить предположения. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природных явлений.

Наглядный и дидактический материал: макет вулкана, карта России, поддон, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги (для фиксации наблюдений), цветные карандаши, чайные ложки, пипетки, пластиковая банка,

Ход занятия

I. Вводная часть.

В гости к детям прилетает Умная Сова и держит в клюве серый шершавый камень.

– Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с совой и спрашивают у нее, что она принесла с собой.

Сова отвечает:

– Это необычный кусок камня, который называется пемза. А вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

– Пемза – это камень, которым раньше наши бабушки и дедушки пользовались для оттирания рук от грязи. Хотите узнать, откуда произошел этот камень?

– Пемза – это застывшая лава, выброшенная вулканом из недр Земли, – рассказывает сова. – Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

Ответы детей.

– Да, ребята, мы познакомимся с вами, с таким природным явлением, как вулкан.

II. Основная часть.

1) Рассказ воспитателя (сопровождается показом слайдов презентации).

– Ребята, прежде, чем вы узнаете о вулкане, я расскажу вам легенду. Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилище, не засыпало пеплом сады и поля… Говорят, с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

3) Физкультминутка. Игра “Вулкан”.

Дети изображают извержение вулкана. Сначала они сидят на корточках, затем появляется гул, она начинают шевелиться, двигать руками, постепенно поднимаются на ноги, и, подпрыгивая, поднимают руки вверх, вскрикивая.

(Игра повторяется два-три раза.)

4) Что же такое вулкан? (Рассказ с демонстрацией.)

Это гора, в верхней части которой есть углубление, которое называется вулканическим кратером. В самой толще горы находиться канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру – очаг магмы. Магма это расплавленное, очень горячее вещество. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

5) Показ опыта “Извержение вулкана”.

Основание вулкана делается из плотного картона в виде конуса. В качестве жерла – внутрь конуса вставить пустую пластиковую банку. Лава изготавливается из следующих веществ: помещаем в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски, и пять капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующим нужно добавит уксус. Но эта жидкость с особым знаком. Эту жидкость можно наливать только взрослым. Поэтому воспитатель добавляет пять капель уксуса.

Что вы, ребята, наблюдаете.

Ответы детей.

6) Воспитатель:

– Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Ежегодно происходит 20-30 извержений.

Сова:

– А скажите, пожалуйста, в нашей стране есть вулканы?

Воспитатель:

– В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке, Дальнем Востоке, Курильских островах (показывает на карте). А самые мощные вулканы в мире находятся в Италии (Везувий), Индонезии (Кракатау), Вест-Индии (Мон-Пеле), Колумбии (Невадо дель Руис). Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. (Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко.) Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.

Иногда вулканы замирают на сотни лет и называются потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

III. Заключительная часть.

– Ребята, давайте, зарисуем вулкан.

Дети рисуют вулкан, показывают свои рисунки сове. Благодарят ее за это интересное и познавательное занятее. Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

Цель: продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания; работать над совершенствов...

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет Тема: "Электричество и человек"

Задачи занятия:обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где «живет» электричество и как помогает человеку. Познакомить детей с причиной появления статического электричест...