Идиллия жанр литературы. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Что такое идиллия? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Безмятежность, счастливое существование (или сосуществование), безоблачность отношений, полное отсутствие тревожных ощущений - вот что такое идиллия в общем понимании этого слова. Но наряду с этим толкованием существуют еще другие определения. Значение слова "идиллия" используется в нескольких категориях. В живописи это миниатюрная картина из сельской жизни, пасторального или буколического характера. В литературе "идиллия", это примерно то же самое - описание благостных сюжетов из безмятежной жизни деревенских влюблённых или семейной пары. При этом подобные картины, как правило, носят долговременный характер, могут продолжаться годами и даже десятилетиями, поскольку слово "идиллия" выражает состояние души человека, к которому нужно стремиться. При этом также случаются разочарования, но они небольшие и значения не имеют.

Идиллия - это эпос, лирика или драма

В фольклорном искусстве, всегда найдется место для талантливых литераторов, художников и музыкантов. Поэтому терминология не всегда имеет значение. Что такое идиллия в литературе классической? Идиллические сценки писатель вставляет в повествование, как редкое украшение, и эти фрагменты действительно облагораживают роман, повесть или даже небольшой рассказ.

Заметные примеры идиллии в литературе немногочисленны, но характерны. Бессмертное произведение Н. В. Гоголя "Мертвые души" содержит (первая книга, вторая глава) великолепный сюжет на эту тему. Писатель обратился к сентиментальности и романтизму, сделал их основой главы о помещике Манилове, к которому в ходе своего путешествия заехал Чичиков.

в средней полосе России

Вся усадьба Манилова буквально пронизана идиллическими устоями, но, к сожалению результат достаточно фальшивых устремлений помещика. Да и вся жизнь его какая-то искусственная, обустроенная по принципу "так надо, так принято в высшем обществе". Помещик время от времени выезжает в город, "дабы увидеться с людьми образованными", при том, что он никому там не интересен. В силу своей ограниченности Манилов не видит и не чувствует пренебрежения со стороны городских "визави", и он счастлив от общения с едва знакомыми людьми, в этом заключается его собственная идиллия.

Возвращению помещика в усадьбу сопутствует его предвкушение встречи с родным домом, а главное, с "великолепным английским парком", разбитым на видном месте. Парк поражает неухоженностью и запущенностью, "английские газоны" - это неровно подстриженный грубый дерн, несколько кривых клумбочек и десяток жалких березок, которые так и не принялись. Тем не менее, помещик счастлив, и так происходит потому, что у человека есть идиллия, пусть хоть и придуманная.

"Супружеские отношения"

Однако есть у Манилова и "свет в окошке". Его отношения с супругой, которую он называет не иначе как "Лизанька", вполне соответствуют идиллическим нормам. Налажено взаимопонимание на том минимальном уровне, который позволяет иногда пошутить, вместе пообедать и даже поцеловаться за вечерним чаем. Эти отношения далеки от идеальных, но вполне соответствуют идиллическим.

Старосветские помещики

Одно время русская литература тяготела к описаниям размеренной сельской жизни, патриархального существования деревенской семьи. Идиллическое существование старого помещика Афанасия Ивановича Товстогуба и его жены Пульхерии Ивановны, как нельзя лучше описано в повести Гоголя "Старосветские помещики". Взаимная любовь, которую ничто не омрачало на протяжении всей жизни, постепенно превратилась в однообразную череду дней. Единственным развлечением старика было подойти к жене с суровым видом и до полусмерти напугать ее рассказом о какой-нибудь войне. После этого оба шли ужинать. В "Старосветских помещиках" дан ответ на вопрос о том, что такое идиллия в отношениях. Добавить тут нечего.

Идиллия имеет одно характерное свойство - она никогда не переходит в другие формы. И когда Пульхерия Ивановна умерла, жизнь Афанасия Ивановича тоже закончилась, хоть он и прожил еще пять лет, вернее перетерпел их, каждый день мечтая об уходе в мир иной, дабы встретиться, наконец, с любимой женой. Вот что такое идиллия, в настоящем понимании этого слова.

Анна Каренина

Произведение русского писателя Льва Николаевича Толстого "Анна Каренина" - пример идиллии особого свойства. Жизнь и смерть, две абсолютно противоположные категории, преподносятся Толстым, как алогичный пример. Идиллия, или "гармония", иногда принимает довольно причудливые формы. Несколько сюжетов, описанных Л. Н. Толстым в романе, касаются влюбленных людей, которые стараются соединиться. Однако, едва они начинают жить вместе и до идиллии в отношениях остается один шаг, обязательно все извращается.

Ссоры и недопонимание, однако любовь по-прежнему жива, и даже становится сильнее. На авансцену, тем не менее, уже выходит смерть. И роль ее, ни много ни мало, заключается в идиллическом выравнивании ситуации, безысходной и трагичной. Вронский живет без интереса, он рано или поздно погибнет на дуэли или от несчастного случая. Левин боится ходить с ружьем, так как чувствует соблазн в том, чтобы застрелиться. Главная и вовсе бросается под поезд. В трактовке Льва Толстого, идиллия - это драма, даже если такое объяснение идет вразрез с логикой и

Поэт Осип Мандельштам

В поэзии Мандельштама присутствует явное стремление к идиллии. Другое дело, что ни одно его стихотворение до конца не бывает умиротворенным, а этот признак как раз и определяет степень безмятежности литературного произведения. Идиллическими можно считать только отдельные строки из стихов поэта:

"...не унывай, садись в трамвай, такой пустой, такой восьмой..."

Тема умиротворяющая, звучание двустишия успокаивающее. Это идиллия Мандельштама. Поэт всю свою жизнь следовал непреложному правилу - "не унывай". Он искренне старался понять причины измены своей жены Лили Брик, но так ничего и не уразумел. Тем не менее, уже позднее, поэт принял ее связь с Владимиром Маяковским как своего рода идиллию, неотвратимую и грандиозную. Ревность, чувство оскорбленного достоинства померкли перед величием термина. На том и порешили. Вот и выходит, что идиллия - это лирика, любовь и преданность.

Тем не менее, эта история закончилась трагично, Маяковский покончил с собой из-за неразделенной любви. И тут уже выходит на сцену трактовка понятия "идиллия" в духе Льва Николаевича Толстого - "любовь и смерть". По сути, значение слова "идиллия" в чистом виде предполагает что-то хорошее, доброе, а главное, приятное. Но, как видим, иногда оно носит печать трагичности.

Буколика

Наиболее идиллические картины отражаются в двух жанрах, как в литературе, так и в изобразительном искусстве, - это пасторальные сюжеты и буколика. Истинное умиротворение можно ощутить только на природе, среди цветущих лугов, прозрачного озера, грибного леса и многих других, окружающих нас ландшафтных достопримечательностей.

Буколика - поэтическое изображение жизни пастухов и пастушек. Буколическая история обычно начинается с восходом солнца, когда со всей деревни сгоняется скот на пастбище. При этом не прослеживается никаких признаков цивилизации, пастух, как правило, босоногий, в руках кнут, на плече холщовая сумка с караваем хлеба. Больше ничего и не нужно, помидоры, огурцы и прочие овощи можно сорвать с любой деревенской грядки по пути. Картина предельно простая, даже примитивная. Но в ней заложено главное - единение с природой. Стадо коров или овец, равно как и другого скота, выводится на пастбище на целый день, до заката солнца. Затем стадо во главе с пастухом возвращается в деревню, и каждая корова идет в свой дом.

Дудочка, прародительница флейты

Долгий летний день проходит медленно, пока скот щиплет траву, пастушок старается чем-либо заняться. Вот тут-то и начинается буколический сюжет, многие элементы народного творчества вышли именно из пастушьих выдумок.

Например, такой инструмент симфонического оркестра, как флейта, исторически появилась на лугах и пастбищах. Начиналось все с дудочки из бузины, вырезанной пастушком и ожившей в его руках. Позже пастухи научились делать свирель, более сложный инструмент, который уже можно было назвать музыкальным. Из свирели извлекались звуки, близкие нотам, хотя и без полутонов. Пастухи подбирали на слух простейшие мелодии и повторяли их сотни раз, пока те не запоминались. Так родился музыкальный фольклор.

Пирожки как искусство обольщения

Поскольку в пастухи шли молодые парни, то дудочки не спасали их от одиночества. И так уж повелось на Руси - "где пастушок, там и пастушка".

В те далекие времена, деревенский пастушок считался завидным женихом. И расторопные матери, у которых были дочки на выданье, времени не теряли. Девушка укладывала только что испеченные матушкой пирожки в лукошко и отправлялась в путь. К полудню она приходила на выпас и угощала своего избранника. Кто не будет рад пирожкам и красивой девушке? Бывало, что дивчина задерживалась, и они с пастушком просыпались только под вечер, в тени старого дуба. А уж затем, по осени, игрались свадьбы.

Пастораль

Литературные произведения, проза, поэма, ода, эссе... Целый пласт русской культуры, идиллия повествовательного жанра! Пасторальной также может быть музыка, симфонии, арии и другие классические произведения. В отличие от буколики, пастораль не включает в себя пастушеских сюжетов, в основе чаще всего лежит сельская жизнь, размеренная и неторопливая. Также в пасторальном жанре может изображаться природа, пейзажи с участием крестьян или без них, но в любом случае тематика живописных полотен, литературных произведений и музыкальных шедевров с изображением людей на фоне природы, полей, лугов, лесов и рек - это, по сути, и есть пасторальный жанр. При этом в сюжете обязательно должны участвовать животные, овечки, ягнята, козочки.

Скатерть на траве

Излюбленной темой художников, пишущих пасторальные картины, является "загородный пикник", на котором, обычно, изображаются представители высшего общества, выехавшие на природу с семьей или друзьями. Часто рядом с ними находятся любимые охотничьи собаки, которые существенно разнообразят сюжет. На траве расстелена скатерть, уставленная бутылками и тарелками с угощением. Таким образом, становится понятным, что идиллия - это всеобъемлющий и достаточно масштабный. Как и любое другое направление, предполагающее наличие у художника таланта.

Понятие "идиллия" - это что-то незабываемое, под впечатлением от романов, опер, симфоний в этом жанре остаются взрослые и дети, простые люди и интеллектуалы. Каждый человек восприимчив к настоящему искусству, и все понимают, что любая история имела когда-то свое начало и продолжение, а также конец, а вот как эта история преподносится сегодня, это уже другой вопрос. Идиллия - это что-то особенное, неповторимый художественный жанр.

Что такое "Идиллия"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Идиллия ИДИЛЛИЯ - поэтическое произведение, рисующее картину простой наивной жизни, непосредственных чувствований и т. п. Родоначальником идиллии, как особого жанра (см. это слово), считается обычно греческий поэт Феокрит, сельские идиллии которого представляют «прекрасную мечту о сельской жизни» (Круазе). Позже образцы идиллии дал в своих «Буколиках» Вергилий, а в новое время - в XVII и в особенности в XVIII веке - стилизованная идиллическая «пастушеская» поэзия пользовалась большим успехом. Так, например, ряд идиллий дал Геснер (1730-1788), буколика которого своим формальным прообразом имеет Феокрита. Из русских идиллий можно назвать «Рыбаки» Гнедича, «Отставной солдат» Дельвига и т. д. Не являясь формально идиллиями, поэтические произведения и иных жанров могут однако носить более или менее ярко выраженный идиллический характер или заключать идиллические моменты. С такого рода случаями мы имеем дело всегда, когда поэт рисует мирную успокоенность отстоявшегося быта, бездумную удовлетворенность, жизнь «природой». С этой точки зрения определяют обычно, как идиллию, повесть Гоголя «Старосветские помещики». Подобный взгляд нельзя однако признать справедливым. Правда, в повести Гоголя есть характерные для идиллии штрихи - простота бесхитростной жизни, трогательная непосредственность чувствований и т. п., - но в целом эти штрихи дают далеко не идиллический узор. Действительно, простота и ясность довлеющей себе жизни старосветских помещиков не есть простота какого-нибудь поселянина, у которого и не было никогда никаких желаний, кроме желаний, связанных с клочком его земли, - наоборот: старосветские помещики - люди, у которых всякие устремления просто вытравлены растительной жизнью (вспомним юность Афанасия Ив.), они - живые мертвецы, «природность» которых не от полноты, а от пустоты. С другой стороны, например, роман Кнута Гамсуна «Соки земли» (изд. «Всемирная литература» Госиздат 1922), несмотря на ряд драматических эпизодов, может быть назван идиллией. История поселенца Исаака, который создает на пустыре оазис, полна такой свежей силы, так напоена соками земли, что вместе с Исааком переживаешь его безхитростные радости вроде покупки овцы или постройки овина, и даже драматические эпизоды кажутся необходимой составной частью целостной органической жизни. Впрочем, несмотря на такие идиллии,как новый роман Гамсуна, идиллию следует признать для нашего времени каким-то анахронизмом. В эпоху, когда нельзя говорить даже о намеках на «успокоенность отстоявшегося быта», идиллическая «простота» может явиться лишь мечтой, пожалуй даже и не особенно притягательной. Я. Зунделович.

Идиллия - ИДИЛЛИЯ ж. небольшой рассказец, поэма, мечтательного сельского быта. Идиллический, к сему роду слов... Толковый словарь Даля

Идиллия - (от греческого слова "эйниллион", буквально - "маленькая картина"). Под И. подразумевается род иску... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Идиллия - I Иди?ллия (греч. eidyllion) мирное, беззаботное, ничем не омрачаемое существование (иногда... Большая Советская энциклопедия

Идиллия - ИДИЛЛИЯ (или), идиллии, ж. (греч. eidyllion - картинка) (книжн.). 1. Поэтическое произведение, изобр... Толковый словарь Ушакова

Идиллия - ж. 1. Поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, ка... Толковый словарь Ефремовой

Идиллия - ИДИЛЛИЯ (греческое eidyllion - картинка, уменьшительное от идея), поэтический жанр (в античности - в... Современная энциклопедия

Идиллия - ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion) - поэтический жанр (в античности - вид буколики), изображение мирной добро...

ИДИЛЛИЯ - литературный жанр.

Тер-мин был впер-вые упот-реб-лён в I веке до н. э. в схо-ли-ях к Фео-кри-ту. Ла-ти-ни-зированную фор-му - «idyl-lia» (множественное число от «idyllium») ис-поль-зо-вал Пли-ний Млад-ший в сво-их «Пись-мах» (IV, 14, 9), го-во-ря о соб-ственных сти-хотвор-ных про-из-ве-де-ни-ях не-боль-шо-го объ-ё-ма.

Ис-то-ки Идиллии - в бу-ко-ли-ке Феокрита, однако фор-ми-ро-ва-нию жан-ро-во-го ка-но-на спо-соб-ст-во-ва-ли эк-ло-ги под-ра-жав-ше-го Фео-кри-ту Вер-ги-лия. Ес-ли у Фео-кри-та опи-сы-ва-лись ре-аль-ные ост-ро-ва Си-ци-лия и Кос, а его гру-бо-ва-тые и смеш-ные, хо-тя и слег-ка идеа-ли-зи-ро-ван-ные, пас-ту-хи бы-ли по-хо-жи на си-ци-лий-ских и кос-ских ра-бов-ко-зо-па-сов, то Вер-ги-лий пе-ре-нёс дей-ст-вие в идеа-ли-зи-ро-ван-ную Ар-ка-дию. Пас-ту-ше-ская по-эзия Вер-ги-лия ока-за-ла ре-шаю-щее влия-ние на раз-ви-тие жан-ра западноевропейской пасторали вплоть до XVIII века.

В XVIII - начале XIX века про-ис-хо-дит пе-ре-ос-мыс-ле-ние жан-ра, ре-шаю-щую роль в ко-то-ром сыг-ра-ло твор-че-ст-во С. Гес-не-ра (сборник «Идил-лии», 1756 год): об-раз-цом ста-но-вит-ся Фео-крит, по-ня-тый как по-эт «ес-те-ст-вен-ный», а не «гру-бый», ка-ко-вым он счи-тал-ся до тех пор. От-ны-не с идиллией свя-зы-ва-ет-ся изо-бра-же-ние «ес-те-ст-вен-но-го» че-ло-ве-ка в гар-мо-нии с при-ро-дой и на фо-не не ус-лов-но-го, как пре-ж-де, но на-цио-наль-но ок-ра-шен-но-го пей-за-жа: «про-сто-на-род-ные» идиллии И. П. Хе-беля («Овсяный ки-сель», 1803 год, русский перевод В. А. Жу-ков-ско-го, 1818 год, и др.), про-из-ве-де-ния Ф. Мюл-ле-ра, И. Г. Фос-са, М. Ус-те-ри, К. Ф. Брон-не-ра и др. В Рос-сии к жан-ру И. об-ра-ща-лись в 1-й половине XIX века В. И. Па-на-ев, сборник ко-то-ро-го «Идил-лии» (1820 год) стал по-во-дом для раз-вер-нув-шей-ся по-ле-ми-ки о воз-мож-но-сти соз-да-ния идиллии на отечественном ма-те-риа-ле; Н. И. Гне-дич, ге-рои-зи-ро-вав-ший об-раз современного ему русского кре-сть-я-ни-на («Ры-ба-ки», 1822 год); Ф. Н. Глин-ка , экс-пе-ри-мен-ти-ро-вав-ший в ду-хе нра-во-учительной «про-сто-на-род-ной» идиллии, а за-тем об-ра-тив-ший-ся к дох-ри-сти-ан-ским вре-ме-нам («сла-вян-ская идил-лия» «Бо-лезнь Ми-ла-вы», 1823 год). Идиллии пре-имущественно «во вку-се древ-них», соз-да-вая сти-ли-за-ции ан-тич-но-го жан-ра, пи-сали А. А. Дель-виг, а так-же П. А. Ка-те-нин («Идил-лия», 1835 год), пред-ло-жив-шие вме-сте с тем и свои ва-ри-ан-ты «про-сто-на-род-ной» идиллии: «От-став-ной сол-дат» (1829 год) Дель-ви-га; «Ду-ра» (1835 год; опубликована в 1911 году) Ка-те-ни-на.

В начале XIX века жанр на-чи-на-ет трак-то-вать-ся в рас-ши-ри-тель-ном смыс-ле. В 1804 году Жан Поль оп-ре-де-ля-ет идиллию как «эпи-чес-кое изо-бра-же-ние пол-но-ты сча-стья в ог-ра-ни-че-нии» при пол-ном без-раз-ли-чии «сце-ны, на ко-то-рой ра-зыг-ры-ва-ет-ся дей-ст-вие» (Жан Поль. При-го-то-ви-тель-ная шко-ла эс-те-ти-ки. М., 1981. С. 263, 266). И. рас-сма-т-ри-ва-ет-ся как раз-но-вид-ность современного эпо-са, об-ра-тив-ше-го-ся к «ог-ра-ни-чен-ным ча-ст-ным, до-маш-ним об-стоя-тель-ст-вам в де-рев-не и про-вин-ци-аль-ных го-ро-дах» [Ге-гель о «Луи-зе» Фос-са (1784 год) и «Гер-мане и До-ро-тее» И. В. Гё-те (1797 год) // Ге-гель Г. В. Ф. Соч. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 288-289], а так-же как «из-вест-ное наст-рое-ние ума, спо-соб чув-ст-во-ва-ния» (Гум-больдт В. фон. Эс-те-ти-че-ские опы-ты. Пер-вая часть. О «Гер-ма-не и До-ро-тее» Гёте // Гум-больдт В. фон. Язык и фи-ло-со-фия куль-ту-ры. M., 1985. C. 244).

Ин-те-рес эпо-хи, в идео-ло-гическое по-ле ко-то-рой во-шла те-ма ин-ди-ви-ду-аль-но-го че-ло-ве-че-ско-го бы-тия, сов-пал с ин-те-ре-са-ми жан-ра, из-на-чаль-но об-ра-щён-но-го к при-ват-но-му су-ще-ст-во-ва-нию: идиллия пред-ста-ла как по-эзия сча-ст-ли-во-го бы-та, «оп-рав-да-ние те-лес-ной ре-аль-но-сти сча-сть-ем её» (Л. В. Пум-пян-ский). В этом но-вом, рас-ши-ри-тель-ном смыс-ле идил-лич-ны боль-шин-ст-во дру-же-ских по-сла-ний начала XIX века («Ев-ге-нию. Жизнь Зван-ская» Г. Р. Дер-жа-ви-на, 1807 год; «Мои пе-на-ты» К. Н. Ба-тюш-ко-ва, 1811-1812 годы), а так-же мно-го-численные по-этические «по-хва-лы сель-ской жиз-ни» (вплоть до пуш-кин-ской «Осе-ни», 1833 год) и «при-зы-ва-ния в де-рев-ню». Сча-ст-ли-вый идил-лический быт ок-ру-жа-ет се-мью Ла-ри-ных в «Ев-ге-нии Оне-ги-не» Пуш-ки-на (1823-1830 годы), ге-ро-ев по-вес-ти

ИДИ́ЛЛИЯ - (от греч. - изображение, картинка, вид) - жанровая форма буколической поэзии в античном мире. Главными признаками стихотворной идиллии являются описания умиротворенных бытовых картин и пейзажей, безмятежной пастушеской жизни, простых, наивных и открытых характеров крестьян. Данный жанр возник как противопоставление торжественной приподнятости одической поэзии и гимнов.

В русской поэзии идиллия в виде стилизаций под античные образцы появилась в XVIII-начале XIX века в творчестве А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, В.А. Жуковского, Н.И. Гнедича. Вот как звучат идиллические мотивы в стихотворении Н.И. Гнедича "Ласточка":

Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни! Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый! Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною; Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу. <...> Хату и пышный чертог избираешь ты, вольная птица, Домом себе; но ни хаты жилец, ни чертога владыка Дерзкой рукою не может гнезда твоего прикоснуться, Если он счастия дома с тобой потерять не страшится Счастье приносишь ты в дом, где приют нетревожный находишь, Божия птица, как набожный пахарь тебя называет <...>

В более позднее время идиллия, как поэтический жанр, встречается гораздо реже, хотя идиллические стихотворения находим у многих русских поэтов XX века, побывавших в Доме М.А. Волошина в Коктебеле, идиллии - большинство стихотворений П.А. Радимова, посвященных деревенской жизни России начала XX столетия. Ярким примером может служить его стихотворение "Деревня":

Весенний день. Теплом ленивым парит, Трава на солнцепеке зеленеет. Работают в деревне. В кузне варят Колеса под телегу. Дым, белея, Струится в синь. Приятно в нос ударит Здоровый запах дегтя. Пламенеет Раздутый горн, и ароматы гари Смешались с терпким, резким духом клея. В пруде плескаются, взмахнув крылами, Гусыни-гоготуньи с гусаками. На выгон видно ясно и далеко: Там бабы белый холст кладут рядами, А на бугре, как вихрь, несутся скоком Два стригунка с пушистыми хвостами.

Идиллическое настроение становится главенствующим в ряде стихотворений Н.А. Клюева, С.А. Есенина, А.А. Ганина, П.В. Орешина, И. Приблудного, Н.Н. Зарудина, П.С. Комарова, Н.М. Рубцова и др.

В прозе идиллическое - камерная область изображения безмятежной жизни, жизни прежде всего созерцательной по своим истокам, жизни, наполненной тихим семейным счастьем и единением человека с природой. Идиллические ценности широко и многопланово отображены классической русской прозой XIX века от незабвенной книги С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука" до "Обломова" И.А. Гончарова , "Войны и мира" Л.Н. Толстого и "Пошехонской старины" М.Е. Салтыкова-Щедрина, роман которого "Современная идиллия" представляет яркий образец гротесково-сатирического обыгрывания казалось бы однозначного по смыслу термина. Глубоко значимы идиллические представления о сути дарованной человеку жизни в творчестве писателей XX столетия - И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, М.М. Пришвина, Б.Л. Пастернака, В.А. Солоухина.

- (от греческого слова "эйниллион", буквально - "маленькая картина"). Под И. подразумевается род искусственной (не народной) поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы. Содержание... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

  • Идиллия - I Иди́ллия (греч. eidýllion) мирное, беззаботное, ничем не омрачаемое существование (иногда - в ироническом смысле). II Иди́ллия (греч. eidýllion) одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики (См. Буколика)). Большая советская энциклопедия
  • идиллия - ИДИЛЛИЯ ж. небольшой рассказец, поэма, мечтательного сельского быта. Идиллический к сему роду словесности относящ. Толковый словарь Даля
  • идиллия - -и, ж. 1. лит. Небольшое поэтическое произведение, изображающее идеализированную, безмятежную жизнь сельских жителей на лоне природы. 2. ирон. Мирное, безмятежно-счастливое, ничем не омрачаемое существование. Малый академический словарь
  • идиллия - [или], идиллии, ж. [греч. eidyllion – картинка] (книжн.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.). Большой словарь иностранных слов
  • ИДИЛЛИЯ - ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion) - поэтический жанр (в античности - вид буколики) - изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете). В переносном смысле - мирное беззаботное существование (обычно иронически). Большой энциклопедический словарь
  • идиллия - орф. идиллия, -и Орфографический словарь Лопатина
  • идиллия - сущ., кол-во синонимов: 2 пастораль 1 эклога 4 Словарь синонимов русского языка
  • идиллия - идиллия I ж. Поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, как жанровая разновидность буколики. II ж. Безмятежное, счастливое существование. Толковый словарь Ефремовой
  • идиллия - Идиллия, идиллии, идиллии, идиллий, идиллии, идиллиям, идиллию, идиллии, идиллией, идиллиею, идиллиями, идиллии, идиллиях Грамматический словарь Зализняка
  • идиллия - ИДИЛЛИЯ -и; ж. [греч. eidyllion - картинка]. 1. Лит. Небольшое поэтическое произведение, изображающее идеализированную, безмятежную жизнь сельских жителей на лоне природы. Читать идиллии и эклоги. 2. Мирное безмятежно-счастливое существование. Домашняя и. Предаваться идиллии. ◁ Идиллический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  • идиллия - ИД’ИЛЛИЯ [или], идиллии, ·жен. (·греч. eidyllion - картинка) (·книж.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.). Толковый словарь Ушакова
  • идиллия - иди́ллия через нем. Idylle (получило распространение в XVIII в. благодаря Эв. Клейсту и Гесснеру; см. Шульц–Баслер I, 281) или франц. idylle из лат. idyllium от греч. εἰδύλλιον: εἶδος "вид, образ". Этимологический словарь Макса Фасмера