Институт благородных девиц список учениц. Как жили барышни в институтах благородных девиц

Выпускниц Смольного института благородных девиц называли кисейными барышнями совсем не потому, что они были неженками, а из-за ткани, из которой шились их выпускные платья. На самом деле путь от воспитанницы младшего класса до кисейной барышни-выпускницы был очень нелегок! Жизнь в Смольном для многих смолянок была схожа с описанием всех строгостей и лишений того сиротского пансиона, в который Шарлотта Бронте поселила свою героиню Джейн Эйр. Будущей кисейной барышне приходилось проявлять не только прилежание и смирение, но и силу характера, физическое здоровье. И кто знает, сколько детских и девичьих слез было пролито в дортуарах Смольного, пока оторванная от дома и семьи маленькая девочка превратится в выпускницу-смолянку. Шли годы, менялись правила и условия жизни в Смольном институте, выпуск за выпуском выходили юные благородные девицы во взрослую жизнь. Какой она стала для них, и какой след в истории оставили выпускницы Смольного?

Ливен Дарья (Доротея), 9-й выпуск, 1800 год - первый тайный агент

Дочь генерала Христофора Бенкендорфа Доротея рано потеряла мать и вместе с сестрами попала под опеку Марии Федоровны, жены Павла I. К счастью для девочки, София Вюртембергская, будущая Российская императрица, и ее мать Анна-Юлиана были дружны с детства. Мария Федоровна устроила сестер Бенкендорф в Смольный институт, хотя те уже не подходили по возрасту, но для императрицы можно сделать и исключение. В отличие от других смолянок девочки заняли привилегированное положение, им выделили отдельные комнаты, ведь Мария Федоровна навещала их почти каждую неделю.

Дарья (Доротея) Бенкендорф получила прекрасное для девочки образование, она читала и говорила на 4 языках, музицировала и танцевала. После выпуска из Смольного императрица лично занялась устройством их личной жизни. Особое ее внимание заслужила Доротея, пожалованная во фрейлины еще за год до выпуска из Смольного. Пришел черед и выбора подходящего жениха. Первым кандидатом стал граф Алексей Аракчеев, но он так сильно не пришелся по нраву "кисейной барышне", что был сразу отвергнут, и выбор пал на другого кандидата - графа Христофора Ливена.

Вскоре Ливен сделал хорошую дипломатическую карьеру, заняв сначала пост посла в Берлине, а затем в Пруссии и Англии. Муж стал послом, а жена… тайным агентом. Хотя она и не была особенно красива, но ее острый ум и обаяние привлекли внимание многих политиков и дипломатов. Не устояли и австрийский канцлер Меттерних, и глава Форин офис Джордж Каннинг, и французский премьер Франсуа Гизо. Видные государственные деятели увлеклись русской Сивиллой, а Дарья Ливен увлеклась политикой. Ее салоны в Лондоне и Париже посещали историки, политики, писатели и говорили, говорили, говорили, а Дарья слушала… и передавала сведения Александру I и министру иностранных дел Карлу Нессельроде.

Первая русская женщина-дипломат и тайный агент в одном лице - Дарья (Доротея) Ливен, выпускница института благородных девиц.

Екатерина Ермолаевна Керн, 21-й выпуск, 1836 год - Я помню чудное мгновенье

Две Музы - Екатерина и Анна Керн

Дочь Анны Керн и генерала Ермолая Керна, крестница императора Александра I - Екатерина Керн. С детства обделенная вниманием родителей, занятых более собой и вечными выяснениями отношений, Екатерина была отдана на воспитание в Смольный институт благородных девиц. Проявив известное прилежание и способность к наукам, преподаваемым смолянкам, окончила учебу с отличием. После выпуска 3 года жила при своем отце, бывшим тогда комендантом Смоленска, а затем вернулась в Смольный институт, став классной дамой. При институте в то время служил и муж сестры композитора Михаила Глинки. Глинка любил бывать в гостеприимном доме любимой сестры и в один из приездов встретил Екатерину Ермолаевну Керн. Михаил Иванович и сам не заметил, как влюбился в девушку моложе его на 14 лет. Екатерина ответила на его чувства, став источником для вдохновения композитора. Так родился известный романс на стихи Александра Пушкина, посвятившего свои строки матери Екатерины - Анне Керн. Екатерине Керн Глинка посвятил и другой романс - "Если встречусь с тобой", несколько других, менее известных и восхитительный Вальс-фантазию Valse-Fantaisie.

К сожалению, их любовь не имела счастливого конца. Они расстались. Екатерина долго отказывалась от другого замужества, думая, что их отношения возобновятся. Лишь потеряв всякую надежду, Керн вышла замуж за юриста Михаила Шокальского, родила сына и через 10 лет овдовела, оставшись без средств. Помощь приходила лишь от сына Пушкина - Григория Александровича. Всю себя она посвятила воспитанию сына, порой добывая средства на пропитание работой гувернантки. Сын оправдал надежды матери - Юлий Шокальский стал Президентом Русского Географического общества и академиком Академии наук СССР.

Дочь Музы Поэта, Муза Композитора, Екатерина Керн - выпускница института благородных девиц

Елена Черногорская (Elena of Montenegro), 59-й выпуск, 1891 год - принцесса, королева, императрица

Елена Черногорская, дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич, от рождения была принцессой. Вместе с сестрами она была отправлена для получения образования и соответствующего воспитания в Смольный институт благородных девиц. Знатные воспитанницы, разумеется, были на особом положении, их часто приглашали в Зимний дворец и жили они в отдельном помещении. На этом их различия с остальными смолянками заканчивались. Они так же носили форменные платья, посещали занятия вместе со всеми и никоим образом не пытались показать свое высокое положение.

Елена, не окончив институт, вышла замуж за короля Виктора Эммануила III, став королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Брак оказался на редкость счастливым. Ее жизнь стала примером для многих будущих королев. В первую мировую она заслужила уважение всей страны тем, что наравне с другими работала сестрой милосердия. Портреты королевы с ее личным автографом продавали на благотворительных аукционах, а средства передавали госпиталям. В конце военных действий, когда непомерный военный долг навис над ее страной, чтобы погасить его, королева Елена предложила продать сокровища Итальянской короны. Ей посвятил свою оперу Мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини. Она была награждена высшей католической наградой для женщин, врученной ей Папой Римским Пием XI. Сына и 4 дочерей воспитала королевская чета, пережив одну из них - Мафальду, погибшую в концлагере Бухенвальд в 1944 году.

Увы, республиканская Италия после Второй Мировой войны отправила свою королеву в изгнание…

Настоящая Королева, наделенная добротой и состраданием с поистине королевской щедростью, "госпожа благотворительного милосердия", - смолянка Елена Черногорская.

5 мая 1764 г. 249 лет назад в Петербурге по указу императрицы Екатерины II основан Смольный институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц


Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.

Екатерина II, укрепляя свою личную власть, ища популярности, осуществляла активную реформаторскую деятельность. Одним из основных направлений реформирования стала социальная политика.

Среди просветительных мер, в которых императрица хотела быть на уровне века, - создание воспитательных домов, женских институтов, благотворительных учреждений. Одним из таких учреждений стал Смольный институт благородных девиц. Он разместился в Смольном монастыре.

История Смольного монастыря восходит к правлению императрицы Елизаветы. Именно она, желая завершить свой земной путь в тиши и покое, приказала построить на этом месте монастырь для благородных девиц, предполагая, что сама станет настоятельницей. А название Смольный уходит ко времени основания Санкт-Петербурга — тогда это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев


Смольный институт благородных девиц стал первым в России привилегированным женским средним общеобразовательным учебным заведением закрытого типа для дочерей потомственных дворян. Около 200 юных дворянок от 6 до 18 лет получали всестороннее образование, а лучшие воспитанницы определялись в придворную службу.

В программу входило обучение по предметам — закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Кроме того, девицы обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 возраста по 3 года каждый.

Награда лучшим воспитанницам — золотой вензель в виде инициала императрицы


Ученицы были обязаны носить форму — платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. По окончании института 6 лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы. Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора.

В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству.

Создание Смольного института положило начало женскому среднему образованию в России. К 19 веку институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. Вплоть до 1917 года институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.

Последний выпуск Смольного института. Фото сделано в 1917 году в Петрограде, выпуск состоялся в 1919 в Новочеркасске


В 1917 году институт был закрыт, а после Октябрьской революции в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.Лениным. С тех пор это здание занимают различные структуры власти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.

Борщова Наталья Семёновна. 1-й выпуск, 1776 год.

Борщова Наталья Семёновна (9 августа 1758 — 31 октября 1843) — училась в Смольном институте благородных девиц, который закончила с золотой медалью, фрейлина великой княгини Марии Феодоровны, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины (малого креста).

Наталья Семёновна — дочь лейб-гвардии отставного фурьера Семёна Ивановича Борщова (или Барщова, как писали тогда). Кроме Натальи у него и его жены Екатерины Алексеевны было еще шесть детей, а все состояние семьи составляли 113 душ крепостных, к тому же заложенных. В 1764 году Наталья была приняти в Смольный институт. В институте, обладая хорошим голосом, она принимала участие в театральных постановках. О музыкальной одаренности Натальи отзывался А. А. Ржевский:

« Борщова, в опере с Нелидовой играя
И ей подобным же талантом обладая,
Подобну похвалу себе приобрела,
И в зрителях сердца ты пением зажгла;
Хоть ролю ты себе противну представляла,
Но тем и более искусство ты являла,
Что нежность лет и пол умела претворить
И несогласность ту искусству покорить.
Всем зрителям своим ты делая забаву,
Приобрела себе хвалу, и честь, и славу. »

В 1776 году, как одна из лучших учениц, Наталья закончила институт с Большой золотой медалью, вензелем императрицы и пенсией 250 рублей в год. Будучи предназначенной к пожалованию фрейлиной при дворе великой княгини Наталии Алексеевне, скончавшейся за несколько дней до первого выпуска смолянок, она была принята ко двору 14 июня 1776 года и назначена состоять вместе с любимой своей подругой по институту Е. И. Нелидовой фрейлиной при второй супруге цесаревича, великой княгини Марии Феодоровны.

Глафира Ивановна Алымова. 1-й выпуск, 1776 год.

Глафира Ивановна Алымова , в первом браке Ржевская (1758—1826) — фрейлина Екатерины II, одна из первых русских арфисток, предмет старческой страсти Ивана Ивановича Бецкого.

С 6-ти лет воспитанница Смольного института, пользовалась особой любовью и покровительством Екатерины II, отличавшей музыкальные дарования юной Алымовой. Известен портрет воспитанницы кисти Д. Г. Левицкого, входящий в цикл «Смолянок», где она изображена играющей на арфе — она была известна своим искусством. Игру на арфе преподавал Жан Батист Кардон, у него же училась Прасковья Жемчугова.

Входила в первый выпуск института 1776 года, закончила воспитание «первою» и была награждена золотой медалью первой величины и «знаком отмены» — золотым вензелем Екатерины на белой ленте с 3 золотыми полосками. За 11 лет, проведённых в Смольном, «Алимушка», как её звала императрица, стала всеобщей любимицей благодаря своему веселому характеру. Екатерина писала ей: ««Алимушка… ты заслуживаешь великую мою благодарность за приятное приветствие, тобою мне сделанное, и что ты умеешь выманивать монахинь из келий своею игривостью, и еще по многим другим причинам». Также её любила великая княгиня Наталья Алексеевна, которая занималась с ней музыкой и обещала взять в свою свиту — уже будучи больной княгиня посылала Глафире записки и цветы вместе с графом Разумовским.

По окончании института стала фрейлиной императрицы.

Левшина Александра Петровна. 1-й выпуск, 1776 год.

Левшина, Александра Петровна (1757—1782), окончила с шифром, была фрейлиной императрицы, жена князя П. А. Черкасского.

Екатерина Ивановна Молчанова. 1-й выпуск, 1776 год.

Екатерина Ивановна Молчанова (в замужестве Олсуфьева ; 9 ноября 1758 — 3 сентября 1809) — фрейлина Екатерины II, одна из пяти лучших выпускниц Смольного института, удостоенных Золотой медали первой величины.

В Смольном Екатерина отличалась серьёзностью, сосредоточенностью, выделялась среди воспитанниц любовью к наукам, любила больше читать, чем участвовать в играх и развлечениях, хотя не раз выступала на сцене устроенного в институте театра. Она хорошо рисовала и вышивала — об это известно из письма Екатерины II, написанного другой смолянке А.Левшиной:

« …Бецкой поставил софу в турецком стиле в мою комнату Зимнего дворца. Сама я поместила там лишь ваше изображение, сделанное девицей Молчановой; это моя любимая вещь, которая не покидает своего места, которое я ей отвела. »

В 1776 году Екатерина окончила курс второй, с золотой медалью и «знаком отмены» (золотым шифром императрицы) на ленте с тремя золотыми полосками, она получила также и пенсию по 250 рублей в год из процентов с капитала в 100 тыс. рублей, пожертвованного Екатериной II при первом выпуске смолянок:

Екатерина Ивановна Нелидова. 1-й выпуск, 1776 год.

Екатерина Ивановна Нелидова (1756—1839, Санкт-Петербург) — дочь поручика Ивана Дмитриевича Нелидова, фаворитка Павла I, двоюродная тетка многолетней возлюбленной Николая I — Варвары Аркадьевны Нелидовой.

С 1765 по 1775 год — воспитанница Смольного института; по окончании награждена золотой медалью «второй величины» и вензелем Екатерины II. Грациозность и музыкальная одарённость, весёлый нрав и остроумие выделяли её среди выпускниц.

Екатерина II сразу выделила Нелидову: «Появление на горизонте девицы Нелидовой — феномен, который приеду наблюдать вблизи, в момент, когда этого всего менее будут ожидать». Маленького роста, изящная и пропорционально сложенная, она отнюдь не была красавицей. Князь Иван Долгоруков писал о ней: «Девушка умная, но лицом отменно дурна, благородной осанки, но короткого роста».

В спектакле «Служанка-госпожа» Перголези она изображала молодую служанку Сербину, которая путем хитростей вынудила своего господина жениться на ней. Газета откликнулась на великолепную игру 15-летней воспитанницы стихами, написанными Алексеем Ржевским:

"Как ты, Нелидова, Сербину представляла,
Ты маску Талии самой в лице являла,
И, соглашая глас с движением лица,
Приятность с действием и с чувствиями взоры,
Пандолфу делая то ласки, то укоры,
Пленила пением и мысли и сердца.
Игра твоя жива, естественна, пристойна;
Ты к зрителям в сердца и к славе путь нашла —
Нелестной славы ты, Нелидова, достойна;
Иль паче всякую хвалу ты превзошла!
Не меньше мы твоей игрою восхищенны,
Как чувствии прельщены
В нас
Приятностью лица и остротою глаз.
Естественной игрой ты всех ввела в забвенье:
Всяк действие твое за истину считал;
Всяк зависть ощущал к Пандолфу в то мгновенье,
И всякий в месте быть Пандолфовом желал."

Барыкова Екатерина Алексеевна. 1-й выпуск, 1776 год.

Барыкова, Екатерина Алексеевна (в замужестве Мельгунова).

Евдокия Григорьевна Вяземская. 1-й выпуск, 1776 год.

Есть среди выпускниц Смольного института и почитаемые православные подвижницы.

Евфросиния Колюпановская (в миру — Евдокия Григорьевна Вяземская ; ок. 1758 — 3 июля 1855, село Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии) — православная подвижница. Княжна из рода Вяземских, фрейлина императрицы Екатерины II. Желая посвятить себя Богу, тайно оставила двор, инсценировав свою смерть, и стала юродивой.

Канонизирована в 1988 году как местночтимая святая Тульской епархии в лике блаженных, память совершается (по юлианскому календарю): 3 июля и 22 сентября (собор Тульских святых).

Сведения о жизни Евфросинии в миру крайне скудны. Родилась она около 1758 года в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II.

Благодаря своему происхождению Евдокия Вяземская была знакома со многими представителями высшего общества своего времени, включая полководца Александра Суворова и князя Юрия Долгорукова (будущий московский градоначальник). По её рассказам, она вместе с камергером Александром Нарышкиным (будущий главный директор императорских театров) развлекала скуку императрицы.

Сколько времени Евдокия прожила при дворе — неизвестно. Однажды во время пребывания императорского двора в Царском Селе она вместе с двумя другими фрейлинами (М. Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили свои платья на берегу пруда, и, одевшись крестьянками, бежали, начав странствовать. Причины и обстоятельства этого поступка остаются неизвестными. По словам духовника старицы Евфросинии, причиной её бегства стало желание посвятить себя Богу. Он сообщает следующее предание, связанное с её бегством, в котором отсутствует инсценировка утопления:

"…она просто скрылась из Дворца, почему и было дано приказание по разным дорогам, чтобы задержать её, и когда она, переодевшись в крестьянское платье, пробиралась в Москву, на перевозе через одну реку была узнана исправником, и, согласно предписанию, возвращена в столицу. Императрица приняла её ласково, и испытав о причине ея бегства с другими придворными, притом уверившись в ея твердой решимости посвятить себя на служение Богу, дозволила вступить в монастырь по желанию, и отпуская от себя, подарила иноческое платье из блестящей материи…"


Феодосья Степановна Ржевская. 2-й выпуск, 1779 год.

Феодосья Степановна Ржевская (в замужестве Голицына ; 30 декабря 1760 — 22 июля 1795) — одна из лучших воспитанниц второго выпуска Смольного института, за успехи в учёбе была удостоена шифром императрицы, двоюродная сестра Е. А. Нарышкиной, Е. А. Демидовой и Г. А. Строганова.

В Смольный институт Феодосия поступила в 1767 году вместе с сестрой Прасковьей (или близнец, или на год моложе её).

В 1779 году сестры окончили институт, Феодосия Ржевская, высказав отличные успехи, в числе шести лучших воспитанниц была пожалована золотым шифром императрицы. После выпуска девушки вернулись в родительский дом.


Мария Алексеевна Нарышкина. 2-й выпуск, 1779 год.

Мария Алексеевна Нарышкина (урождённая Сенявина ; 9 марта 1762 — 30 декабря 1822) — одна из воспитанниц второго выпуска Смольного института, любимая фрейлина Екатерины II , статс-дама, жена А. Л. Нарышкина, тетка графа М. С. Воронцова, сестра Е.А.Воронцовой.

По красоте Мария Алексеевна не уступала своей старшей сестре Екатерине Воронцовой.

Елизавета Александровна Пальменбах, урождённая баронесса Черкасова. 2-й выпуск, 1779 год.

Елизавета Александровна Пальменбах (урождённая баронесса Черкасова ; 1761—1832) — фрейлина российского императорского двора, начальница Смольного института благородных девиц в 1797—1802 годах.

В 1796 году была назначена помощницей С. И. де Лафон, начальницы Смольного института, а после смерти последней, в августе 1797 года, назначена начальницей этого заведения «с присвоением ей по месту титула превосходительства» и занимала эту должность до 1802 года. Пользовалась полным доверием императрицы Марии Федоровны, которая поручила ей воспитание двух дочерей А. И. Бенкендорфа, а также принцесс Бирон. В 1801 году пожалована орденом Святой Екатерины Малого креста.

Княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина. 3-й выпуск, 1782 год.

Княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина (Кологривова , урожд. Трубецкая , 1762—1848) — известная красавица, первая русская воздухоплавательница.

Дочь действительного тайного советника князя Юрия Никитича Трубецкого (1736—1811), прозванного по любимому его присловью «Тарара», и Дарьи Александровны, урождённой Румянцевой — сестры фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского.

Первым браком за полковником, затем генерал-майором князем Фёдором Сергеевичем Гагариным. Во время русско-турецкой войны 1789—1791 г. последовала за мужем в Яссы, где прославилась тем, что дала пощёчину светлейшему князю Г. А. Потемкину (что сошло для супругов безнаказанно). Впоследствии последовала за мужем в Польшу, где её муж был убит во время «Варшавской заутрени» (восстание в апреле 1794 г.), а сама Гагарина заключена под стражу, где и находилась в течение полугода — до взятия Варшавы Суворовым. В плену она родила дочь Софью.

По гибели мужа долгое время вдовствовала, по выражению Ф. Ф. Вигеля: «Долго отвергала она всякие утешения, в серьге носила землю с могилы мужа своего; но вместе с твердостию имела она необычайные, можно сказать, невиданные живость и веселость характера; раз предавшись удовольствиям света, она не переставала им следовать».

Среди её поклонников был Карамзин, посвятивший ей стихи:

Парашу вечно не забуду,
Мила мне будет навсегда,
К ней всякий вечер ездить буду,
А к Селимене никогда.

В 1803 г. поднялась в воздух на воздушном шаре, построенном французом Гарнереном, и приземлилась в имении Вяземских Остафьеве (впоследствии владелец имения, П. А. Вяземский, стал её зятем). Воздушный шар долгое время хранился в имении, а П. А. Вяземский шутил, что он стал знаменит благодаря тому, что в его имении приземлилась Гагарина.

Как считали современники, именно Прасковья Юрьевна была выведена под именем Татьяны Юрьевны в комедии Грибоедова «Горе от ума»:

Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…

Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче
От Рождества и до Поста,
И летом праздники на даче.

Смирнова, Евгения Сергеевна, 1-я жена И. М. Долгорукова. 4-й выпуск, 1785 год.

Княгиня Евгения Сергеевна Долгорукая, урожд. Смирнова (1770—1804) — фрейлина, жена поэта князя Ивана Михайловича Долгорукова, воспетая им во многих стихотворениях.

Девочку определили в Смольный институт, где и окончила курс в 1785 г., получив за успехи шифр. Практически не знала своей семьи, так как ее мать приезжала из своего Подзолова очень редко, а свидания в присутствии воспитательницы были короткими. После окончания стала пользоваться покровительством следующей невестки императрицы — великой княгини Марии Фёдоровны. Участвовала в театральных представлениях во дворце и в великосветских любительских спектаклях, где познакомилась с князем Иваном Михайловичем Долгоруким, с которым и обвенчалась 31 января 1787 г., причем свадьба ее была отпразднована во дворце Павла Петровича.

Безобразова, Аграфена Алексеевна, 2-я жена И. М. Долгорукова. 4-й выпуск, 1785 год.

Графиня Наталья Александровна Зубова. 6-й выпуск, 1791 год.

Графиня Наталья Александровна Зубова (урождённая Суворова , 1 августа 1775 — 30 марта 1844, Москва) — единственная дочь фельдмаршала Суворова, который ласково называл её «Суворочкой». Выдана замуж за Николая Зубова, брата последнего фаворита Екатерины II.

В 1779 году Екатерина II по просьбе Суворова передала Наталью на воспитание в Смольный институт.

Там она обучалась наравне с остальными девушками на протяжении двенадцати лет. Не отличалась особыми способностями, но приобрела репутацию «доброй, добродетельной маленькой особы». Разъездная жизнь отца не позволяла ему часто видеться с дочерью, но он много писал ей. Сохранившиеся письма, несмотря на их шутливую форму («в боку пушечная картечь, в левой руке от пули дырочка, да подо мною лошади мордочку отстрелили…»), полны глубокого нежного чувства отца к дочери.

5 марта 1791 года Екатерина II пожаловала графиню Суворову-Рымникскую по заслугам её отца во фрейлины. Однако же по приезде в Санкт-Петербург Суворов забрал дочь из дворца и поселил у Д. И. Хвостова, который был женат на его племяннице, княжне Аграфене Ивановне Горчаковой. Императрица хотя и была этим недовольна, но пожаловала ей свой вензель в 1792 году.

Ливен, Дарья Христофоровна. 9-й выпуск, 1800 год

Княгиня Дарья Христофоровна Ливен, урождённая Доротея фон Бенкендорф (17 декабря 1785 — 27 января 1857), — знаменитая «светская львица» первой половины XIX века, тайный агент русского правительства в Лондоне и Париже, прозванная «дипломатической Сивиллой». Вошла в историю как «первая русская женщина-дипломат».

Происходила из дворянского рода Бенкендорфов. Дочь рижского военного губернатора генерала от инфантерии Х. И. Бенкендорфа, сестра шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа, с которым на протяжении многих лет состояла в переписке.

Мать Дарьи Христофоровны умерла 11 марта 1797 года за границей, где находилась на лечении. Она страдала от ревматизма, от которого всю жизнь будет мучиться и её дочь. Дарья и её сестра Мария (1784-1841) остались на попечении императрицы Марии Фёдоровны. Несмотря на то, что они уже вышли из возраста, в котором девочек принимали в Смольный институт, императрица поместила их именно туда, и каждую неделю навещала сестёр.

Дарья получила лучшее по тем временам образование, она умела говорить и читать на четырёх языках, изучала музыку и танцы. В феврале 1800 года Дарья и Мария закончили институт.

Бирон, Луиза Карловна, 2-я жена М. Ю. Виельгорского. 12-й выпуск, 1809 год.

Квашнина-Самарина (в замужестве Родзиянко), Екатерина Владимировна. 13-й выпуск, 1812 год.

Екатерина Ермолаевна Керн. 21-й выпуск, 1836 год.

Екатерина Ермолаевна Керн (1818—1904, Санкт-Петербург) — мать академика, президента Русского Географического общества Юлия Михайловича Шокальского.

Из дворянского рода Керн. Родилась в семье генерала Е. Ф. Керна и его жены А. П. Керн (известной по роли, которую она играла в жизни Пушкина, посвятившего ей «Я помню чудное мгновенье»). Крестница императора Александра I. Из-за частых ссор, воспитанием Екатерины родители не занимались. Была отдана на воспитание в Смольный институт благородных девиц, который окончила с отличием в 1836 г. Около 3-х лет жила со стариком-отцом, служившим в то время комендантом Смоленска. Затем устроилась на работу в альма-матер на должность классной дамы.

Ольга Александровна Томилова, урождённая Энгельгардт. 22-й выпуск, 1839 год.

Ольга Александровна Томилова (урождённая Энгельгардт ) (1822—1894) — начальница Смольного института благородных девиц в 1875—1886 годах, фрейлина российского императорского двора.

Происходит из старинной дворянской ярославской семьи. Дочь генерал-майора, родная сестра Наталии Александровны Энгельгардт, матери Александра Сергеевича Хомутова.

Воспитание и образование получила в Смольном институте благородных девиц, который в 1839 году с отличием окончила. По выходе из института была взята ко двору и состояла фрейлиной при великой княгине Александре Иосифовны. Вскоре Ольга Александровна вышла замуж за богатого помещика, статского советника Романа Алексеевича Томилова.

Полтавцева (в замужестве Скоблева), Ольга Николаевна. 23-й выпуск, 1842 год.

Ольга Николаевна Скобелева (урождённая Полтавцева) (23 марта 1823 — 18 июля 1880) — жена генерала Д. И. Скобелева и мать генерала М. Д. Скобелева. Начальница лазаретов во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

Родилась в семье помещика Николая Петровича Полтавцева и Дарьи Алексеевны Пашковой, дочери богатого бригадира А. А. Пашкова. У Полтавцевых было пять дочерей, старшая из них, Елизавета (1817—1866), была замужем за генерал-адъютантом графом Н. Т. Барановым, Зинаида замужем не была и умерла в 1854 году в Риме. Младшие три дочери получили прекрасное образование в Смольном институте.

В 1839 году среди выпускниц института была Екатерина Полтавцева (1822—1910), в будущем статс-дама и кавалерственная дама ордена Св. Екатерины 1 степени, в 1842 году она стала женой генерала А. В. Адлерберга. В 1845 году стены института покинула младшая из сестер, Анна (1825—1904), получившая при выпуске шифр, она была замужем за Жеребцовым.

Елизавета Николаевна Водовозова. 30-й выпуск, 1862 год.

Елизавета Николаевна Водовозова (урождённая Цевловская , по второму мужу Семевская ; 5 (17) августа 1844, Поречье, Смоленской губернии — 23 марта 1923, Петроград) — русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в первом браке жена педагога В. И. Водовозова.

Окончила Смольный институт (1862), где с 1859 занималась у К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова. В том же 1862 вышла замуж за Водовозова. В доме Водовозовых на «вторниках» бывали В. А. Слепцов, П. И. Якушкин, В. С. Курочкин и Н. С. Курочкин, П. А. Гайдебуров. В конце 1860-х изучала в Германии и Швейцарии детские сады, работавшие по системе Ф. Фребеля.

С 1863 участвовала в печати. Овдовев в 1886, вышла замуж за ученика и друга первого мужа В. И. Семевского. Последние годы жизни провела в крайней нужде, одиночестве, болезнях, доводивших до отчаяния и мыслей о самоубийстве.


Её королевская величество Зорка-Любица, (супруга короля Петра I Караджоржевича Черногорскаго). 49-й выпуск, 1881 год.

Принцесса Любица Петрович-Негош Черногории (серб. Љубица Петровић-Његош , 23 декабря 1864 — 16 марта 1890), позднее в Сербии стала зваться как принцесса Зорка Черногорская и более всего известна как принцесса Зорка.

Была старшим ребёнком в семье черногорского монарха Николы I и Милены Вукотич. Являлась женой Петра Карагеоргиевича, ставшего в 1903 году королём Сербии.

Родилась в Цетине, в княжестве Черногория, в то время, когда её отец уже княжествовал в качестве князя Черногории (его дядя Данило II Петрович Ньегош умер в 1860). Зорка обучалась в России до своего возвращения в Черногорию, где вошла в семью Карагеоргиевичей. Возможности отца Зорки, Николы, в организации полезных браков между династиями для своих дочерей не встретили отказов; сестра Зорки, Елена, вышла замуж за будущего короля Италии Виктора Эммануила III.

Великая княгиня Милица Николаевна. 50-й выпуск, 1882 год.

Милица Николаевна (14 (26) июля 1866, Цетине, Черногория — 5 сентября 1951, Александрия, Египет) — Великая княгиня, супруга великого князя Петра Николаевича. Урождённая черногорская княжна из династии Петрович-Негош. Дочь черногорского князя Николы I Петровича и Милены Вукотич. Сестра великой княгини Анастасии Николаевны, тетка княжны императорской крови Елены Петровны.

Милица родилась в многодетной семье черногорского князя Николая Негоша и Милены Петровны Вукотич, дочери местного воеводы. Раннее детство княжны Милицы прошло на родной земле. Затем вместе с сестрами Станой (Анастасией), Еленой и Марией была отправлена в Санкт-Петербург, где они учились в Смольном институте. В это время в её жизни произошла первая трагедия: внезапно умерла её младшая сестра Мария (1869—1885).


Великая княгиня Анастасия Николаевна. 52-й выпуск, 1884 год.

Анастасия (Стана) Петрович-Негош (серб. Анастасија Петровић Његош ), также известная в России как Анастасия Николаевна (23 декабря 1868, Цетине, Черногория — 25 ноября 1935, Антиб, Франция) — принцесса черногорская, герцогиня Лейхтенбергская и русская Великая княгиня. Супруга герцога Георгия Максимилиановича Лейхтенбергского и великого князя Николая Николаевича. Дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич. Родная сестра великой княгини Милицы Николаевны и королевы Италии Елены, тётка княгини императорской крови Елены Петровны.

Анастасия, как и три её сестры Елена, Милица и Мария, по желанию родителей училась в Смольном институте в Петербурге. Здесь же случилась и первая трагедия в их семье: после недолгой болезни скончалась Мария (1869—1885). Через несколько лет в 1890 умрёт старшая сестра — Зорка (1864—1890), бывшая замужем за претендентом на престол Сербии Петром Карагеоргиевичем. Ещё в Смольном все стали называть Стану Анастасией. Под этим именем она и вошла в императорскую семью.

Королева Италии Елена Черногорская. 59-й выпуск, 1891 год.

Елена Черногорская (черногорск. Јелена Петровић Његош , 8 января 1873 — 28 ноября 1952) — урожденная принцесса черногорская. В браке с Виктором Эммануилом III королева Италии и Албании, императрица Эфиопии.

Первое женское учебное заведение в России. Основан 24 апреля (5 мая) 1764 года в Санкт-Петербурге. Просуществовал до 1919 года.

Создание и деятельность института

Смольный институт благородных девиц, или по первому названию, Императорское воспитательное общество благородных девиц, появилось весной 1764 году по указу государыни . Главным инициатором организации подобного заведения стал известный общественный деятель .

И Бецкой, и Екатерина разделяли идеи Просвещения и мечтали о создании «новой породы людей». Эти взгляды они стремились осуществить и в отношении женского образования. В качестве примера для нового учреждения был взят французский Сен-Сирский институт - первая европейская светская школа для женщин, появившаяся в 1684 году. Устав нового образовательного заведения был разослан по губерниям.

Смольный институт представлял собой закрытое привилегированное учебное заведение для дворянок, в 1765 году появилось отделение для девиц недворянских сословий (за исключением крепостных). В институт брали девочек шести лет. Обучение длилось до того, как воспитанницам исполнялось 18 лет. Впоследствии его срок уменьшился с 12 до 9 лет (девочек стали принимать в 9-летнем возрасте). Телесные наказания в институте не применялись. Помимо содержания за государственный счет, многие девочки содержались за счет различных стипендий - царской семьи и различных аристократов. Были и те ученицы, за которых платили их семьи.

В учебную программу входили арифметика, русская словесность, история и география, иностранные языки, музыка и танцы, рисование и домоводство. Таким образом, девушки получали прекрасную подготовку к жизни в свете. У разных классов была своя форма: от коричневого у младших до белого у старших, что символизировано восхождение девочек от низшего уровня к высшему. Выпуск смолянок всегда посещал государь с семьей. Шесть лучших учениц курса получали золотой шифр с инициалами Екатерины II на бело-золотом банте, часто выпускницы становились фрейлинами при дворе.

В 1796 году Смольный стал частью Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, а в 1806 году получил свое собственное здание (архитектор ). До этого институт располагался при Воскресенском Смольном новодевичьем монастыре, построенном при зодчим Б.Ф. Растрелли.

С 1848 года институт стал готовить и учительниц - появился педагогический класс, обучение в котором длилось два года. Тогда же отделение для мещанок превратилось в Александровское училище (с 1891 - институт).

В конце 1850-начале 1860-х годов Смольный институт затронули некоторые реформы. В это время инспектором классов здесь был выдающийся педагог . Он ввел новый семилетний план обучения, в котором были увеличены часы преподавания истории и географии, естествознания, русского языка. Также при Ушинском воспитанницам позволялось уезжать на каникулы и праздники домой, до этого момента они были невыездными (родственники могли посещать их по приемным дням). Кроме того, он ввел практику педагогических совещаний. Однако не все нововведения прижились. Из-за конфликта с институтской начальницей М.П. Леонтьевой, обвинившей Константина Дмитриевича в вольнодумстве, тот вынужден был уйти.

Стоит отметить, что Смольный институт на протяжении всей своей истории отличался сильной строгостью нравов, что проявлялось в отборе учителей и классных дам, должных отвечать определенным качествам, в жесткости самого распорядка жизни смолянок, практически изолированных от внешней жизни.

Во время революционных событий 1917 года Смольный возглавляла княгиня В.В. Голицына. В октябре она перевезла институт в Новочеркасск. Именно здесь в начале 1919 года и прошел последний выпуск смолянок.

November 4th, 2013

Традиции женского образования уходят корнями в царствование Екатерины II, императриц Марии Федоровны и Марии Александровны. Под их покровительством в Петербурге открылись женские рукодельные училища, гимназии, пансионы, частные школы, Высшие курсы, институты — Мариинский, Екатерининский, Смольный и другие.

В 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано «Воспитательное общество благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц». Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, «..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

В Смольный институт по Уставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер. Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели. Особое внимание уделялось: религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Повседневная жизнь тут отличалась простотой и однообразием, строгим порядком и дисциплиной. Уместно обратить особое внимание на внешний вид смолянок, который отличался простотой и скромностью: одевались и причесывались строго по форме, никаких вариаций не допускалось.

Изначально для поступления в институт было необходимо сдать экзамены (немного из французского, еще меньше из русского, плюс наличие определенного религиозного воспитания) и пройти отбор по происхождению, изрядно уменьшавший ряды желающих. Скажем, в первых наборах рассчитывать на поступление могли лишь дочери тех дворян, чьи роды были внесены в III, V и VI части дворянских родословных книг, или тех, которые имели чины, как минимум, 9-го класса (капитан) на военной службе или 8-го класса (коллежский асессор) на гражданской. Однако немногие из знати были согласны обрекать своих дочерей на безвыездные 12 лет учебы, после которых вставал нелегкий вопрос о дальнейшей выдаче замуж чересчур образованной девицы. Именно поэтому основной состав учениц был родовитым, но бедным.

Между прочим, после 1825 года многие дети декабристов учились в институтах: обе дочери Каховского, например, закончили курс с серебряными медалями. Говорят, что когда в институт приезжали княжны, то дочери императора и дочери руководителей восстания весело играли вместе.

Учились здесь и «иноземки»: внучка Шамиля и дочери грузинских князей, княжны Черногории и шведские аристократки. Несмотря на то, что, согласно пафосным официальным источникам, начальница Смольного, княжна Ливен, говорила молодой классной даме: «Вы, может быть, еще не знаете традиций Смольного. С принцессы надо требовать вдвое и втрое, потому что от ея характера будут зависеть судьбы ея подданных», отношение к ним, безусловно не было обычным. Например, хотя августейшие особы и носили форменные институтские платья и ходили на обычные уроки, им предоставлялись другие помещения для жилья и собственная кухня, каникулы девушки проводили в имении начальницы института, а на праздники выезжали в императорскую семью.

Институт диктовал свои нормы внешнего вида. Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - кофейного, во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность.

Помимо «государственных» мест для воспитанниц, довольно большое количество девушек содержалось за счет специальных стипендий, вносимых как императорской семьей (кстати, Каховские были пансионерками Николая I), так и просто богатыми людьми. И. И. Бецкой, изначально стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал. А в 1770 г. гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала деньги, полученные за имение, в уплату содержания в Смольном девочек из неимущих семей дворян Лифляндии и выдачи им пособий при выпуске. Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток Орловы и Голицыны, Демидовы и Салтыковы. Смолянки, обучаемые на чей-то частный капитал, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, у стипендиаток Павла I они были голубые, у Демидовских – померанцевые, протеже Бецкого повязывали зеленые, а Салтыкова – малиновые. За тех, кто не мог получить какую-либо стипендию, вносили плату родные. В начале XX века это было около 400 рублей в год. Количество мест для таких учениц, однако, все равно было ограничено.

В 1765 году было открыто Александровское училище для девушек недворянского происхождения, дававшее образование по сокращенной программе, а впоследствии ставшее Александровским отделением института.

После присоединения, правда, многие пережитки сословного отношения сохранялись еще долгое время. Например, лучшим выпускницам не давали фрейлинских шифров и не представляли ко двору, на церковных службах место «мещанок» было рядом с нянечками и горничными, при встрече с воспитанницами Николаевской половины полагалось делать реверанс первыми, и, отгадайте, в чьей половине парке зимой для удобства прогулок аллеи выстилались досками…?

Изначально курс на благородной Николаевской половине был расчитан на 12 лет, позднее был сокращен до 9. На Александровской учились 6 лет. Для того, чтобы ограничить любое постороннее влияние на воспитанниц, все эти годы девочки безвыездно жили в институте, видясь с родными только в короткие часы официальных встреч под бдительным взором классных дам и не имея возможности посетить дом даже на каникулах. Традиция строгой изоляции была прервана только во второй половине XIX века.

Переход в новый класс, соответственно, набор и выпуск, происходили каждые три года. Это сильно затрудняло работу с отстающими — держать девицу в классе еще три года находили негуманным для нее и неудобным для себя. Неуспевающую просто переводили в слабое отделение и редко вызывали, но аттестат так или иначе выдавали. Подобные девушки, считающие Александра Невского польским королем и ограничивающие срок Семилетней войны десятью годами, однако обладающие бумагами об окончании наиболее престижного женского учебного заведения, сильно подрывали престиж альма матер. В начале 1860-х с легкой руки Ушинского воспитанницы обеих частей Смольного стали обучаться по 7 лет (VII класс был самым младшим) и переводиться в новый класс каждый год, потом нововведение позаимствовали и другие институты. Между прочим, он же, протестировав старшеклассниц, отобрал 30, на его взгляд, безнадежных и сформировал из них отдельный класс, который (впервые за всю историю Смольного!) после годичного обучения был выпущен без аттестатов.

Условия пребывания в институте были строго регламентированы. Его закрытость контролировалась в первую очередь: родители могли посещать девочек только в определенные дни и только с разрешения руководства. В 1764 году в «Воспитательное общество» впервые приняли 60 девочек 5-6 лет. Обучение и воспитание шло «по возрастам» (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) — кофейного цвета, поэтому их часто называли «кофейницами», 8 — 10 лет — голубые или синие, 11 — 13 лет — серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Довольно строгим был и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для гуляния под присмотром приставленной для этого дамы. Девочек учили чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Через несколько лет после его основания она писала Вольтеру: «Эти девицы… превзошли наши ожидания; они успевают удивительным образом, и все согласны с тем, что они становятся столько же любезны, сколько обогащаются полезными для общества знаниями, а с этим соединяют самую безукоризненную нравственность». В другом письме тому же Вольтеру говорилось: » .. мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме».

Другое важное постановление о занятиях воспитанниц этого возраста заключалось в том, что они ежедневно, по очереди, назначались для преподавания в младших классах, чем имелось в виду приучить их к педагогической практике, необходимой для будущих матерей-воспитательниц. В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье. Считалось полезным для детей движения на свежем воздухе и летом и зимой. Воспитанницы проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой катались на коньках, катание с гор; летом — лапта, пятнашки — для младших, в мяч, теннис, крокет — для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика. Устав требовал, чтобы «девицы имели чистый и опрятный вид», чтобы «свежий и проветриваемый воздух был в комнатах».
В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями. Девочек 12-15 лет обучали ведению хозяйства на практике. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, ибо русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Рисованию, музыке и танцам обучали учителя.

Екатерина II часто посещала институт, переписывалась с воспитанницами, вникала во все дела Воспитательного общества, жаловала институту много личных средств. Выпускницы Смольного во многом способствовали просвещению русского общества. Именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, прививали им любовь к культуре, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране, на его основе и по его подобию впоследствии создавались не только женские институты и гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведения других ведомств России и даже за ее пределами.

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их частно вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. В XIX же веке концепция поменялась и в иную, не казарменную, жизнь воспитанниц старались не выпускать. Если раз в год выводили в Таврический сад, то под строгим контролем, делая все, чтобы не допустить контакт институток с другими гуляющими. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство. Несколько часов девочки танцевали друг с другом, не имея возможности посмеяться или подурачиться, чтобы не быть наказанными. Изредка (и отнюдь не везде) устраивались балы с приглашением кавалеров-родственников (родство считалось обязательным условием), а кое-где (о распущенность!) и воспитанников дружественных мужских учебных заведений («Юнкера» Куприна). А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предрассудительным веселиться, когда идут бои.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 г.

Главное было сделано: «Затронут был самый вопрос, указана нравственная задача школы, поставлен идеал общественной пользы и человеческого достоинства, - в первый раз заявлена необходимость правильного женского образования». «Новая порода» людей, значительно отличавшаяся от прочего русского общества, была создана, и это было признано самим обществом. Впервые в русской семье появляются образованные женщины, которые внесли в убежище дедовских предрассудков струю нового света и воздуха - новые здоровые и гуманные начала способствовали возникновению интереса к вопросам воспитания и пробуждали стремление к подражанию. Идея женского воспитания и положительный опыт были использованы во вновь образующихся гимназиях, а затем и в создании женского университета - Высших женских курсах (Бестужевских). Ни в одной стране мира правительство не уделяло столько внимания женскому воспитанию - это неоспоримый факт.

Однако, воспитанницы многих институтов жаловались на дурное питание, иногда — плохое по качеству, чаще — скудное по количеству. Кое-где в дополнение к основной порции пищи можно было взять сколько угодно хлеба, но смолянок такой роскошью не баловали.

Обычное меню середины XIX века в Смольном:
-Утренний чай с булкой
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок
- Вечерний чай с булкой

В посты рацион становился еще менее питательным: на завтрак давали шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками «мертвечиной», и миниатюрный постный пирожок.

Таким образом кормили не только в продолжительные посты, но и каждую среду и пятницу. В один прекрасный момент более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом «истощение» — посты сократили… до полутора месяцев в год. Среды и пятницы никто не отменил.
Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток, или договориться с прислугой и втридорога купить чего-либо из еды. Впрочем, последнее сурово карались классными дамами.

«1859 года сентября 6 дня воскренье. Фриштик: хлеб с маслом и колбасою, картофель тертый. Обед: суп рисовый, бифштекс с огурцами, пироженое хворост.

7 сентября, понедельник: Фриштик: хлеб с маслом и говядиной, каша ячная молочная. Обед: борщ со сметаной, говядина с картофельным соусом, драчона с сахаром.

8 сентября, вторник: Фриштик: суп молочный манный, пироги с говядиной. Обед: суп-пюре из кореньев с пирожками, жаркое телятина с салатом крас. капусты, пирожное кондитерское, вино мускат люнель.

9 сентября, среда: Фриштик: каша гречневая молочная, картофель жареный. Обед: щи ленивые, говядина с морковным соусом, блины с вареньем.

10 сентября, четверг: Фриштик: хлеб с маслом и сыром, макароны с маслом. Обед: суп перловый, клонфлейш с картофелем, патешу с сахаром.

11 сентября, пятница: Фриштик: лапша молочная, пирожки с кашей. Обед: суп гороховый с сухарями, говядина обжаренная с разварным картофелем, ватрушки с сахаром.

12 сентября, суббота: Фриштик: студень с хреном, каша пшенная молочная. Обед: суп рисовый, говядина с капустным соусом, пирожки с морковью».
«Реест Кушанью воспитанницам Общества благородных девиц»

Встречи с родственниками были ограничены четырьмя часами в неделю (двумя приемными днями). Особенно тяжело приходилось девочкам, привезенным издалека. Они не видели своих родных месяцами и годами, а вся переписка строго контролировалась классными дамами, которые читали письма перед отправкой и после получения.

Основным критерием отбора классных дам, обязанных следить за достойным воспитанием девочек, обычно был незамужний статус. Во времена, когда удачный брак было главным (и, соответственно, наиболее желанным) событием в жизни женщины, неустроенность личной жизни весьма негативно откладывалась на характере. Окруженная молодыми девушками, осознавая, что жизнь не оправдала ожиданий, стареющая особа начинала (осознанно или нет) отыгрываться на своих подопечных, запрещая, все, что можно, и наказывая за малейший проступок. Телесные наказания для воспитанниц не были приняты, однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились: окрик, брань, наказание — таков был привычный арсенал средств и методов институтской педагогики.

Заработать выговор можно было за любое отступление от правил: слишком громкий разговор на перемене, небрежно заправленную постель, не по уставу завязанный бант на переднике или выбившийся локон из строгой прически. Очень высоко здесь ценилось полное подчинение правилам и обычаям институтской жизни, на что указывает само определение воспитанниц, отличавшихся послушанием и отменным поведением — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Всякое же нарушение порядка было отступлением от институтского «благонравия» и считалось «дурным поведением».

Поэтому шалуний и строптивиц называли «мовешками» («mauvaise» — дурная). Даже внешность учениц была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов (младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы), аккуратная форма.

Она состояла из собственно платья с коротким рукавом и вырезом, фартука (передника), пелеринки и нарукавников на тесемках. Цвет формы зависел от класса обучения. Первоначально, при Екатерине II, воспитанницы носили соответственно платья коричневого («кофейный» класс, самый младший), голубого, серого и белого цветов. Первым трем возрастам полагались белые передники, самым старшим выдавались зеленые. С уменьшением срока обучения на Николаевской половине серые платья были «сокращены», а белому классу начали выдавать зеленые с белым передником. На Александровской половине голубого класса не было. Те же самые цвета — кофейный, синий, зеленый — чаще всего использовались и в других институтах. Пепиньерки обычно носили серые платья. (Пепиньерками назывались девушки, оставшиеся после окончания основного курса для получения дальнейшего образования и дальнейшего карьерного роста до классной дамы. Им читали дополнительный курс педагогики и в качестве практики использовали как помощниц воспитательниц).

Даже мужчин, допущенных перед очи институток, пытались оптимизировать. Учителей набирали преимущественно из женатых, если же попадался холостяк, то или в возрасте, или весьма невзрачной внешности, зачастую с физическими недостатками, дабы не вводил непорочных девиц во искушение.

Впрочем, помогало это мало — обычно поклонницы были у любого, кто имель хоть какое-то отношение к институту. Это было связано с весьма специфической институтской традицией — обожанием, то есть стремлением находить себе объект поклонения, кумира в лице того, кто попадется под руку. Подруга, старшеклассница, священник, учитель, император… Только классных дам не жаловали, но это было следствием боязни быть заподозренной в откровенном подхалимаже. Обожательница дарила предмету любви подарки на праздники, испытывала всяческие ритуальные мучения для того, чтобы быть «достойной», например, вырезала ножиком или выкалывая булавкой инициалы «божества», ела в знак любви мыло или пила уксус, пробиралась в церковь ночью и там молилась за благополучие обожаемого, оказывала различные практические услуги: чинила перья или шила тетрадки. Обожание императора, поощряемое руководством, вообще переходило всяческие границы — институтки собирали и тщательно хранили «кусочки жаркого, огурца, хлеба» со стола, за которым обедал царь, выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти «талисманы» у себя на груди. «Со мной делайте, что хотите, — говорил Александр II воспитанницам московского Александровского института, — но собаку мою не трогайте, не вздумайте стричь у него шерсть на память, как это было, говорят, в некоторых заведениях». Однако, говорят, девушки не только отрезали шерсть с домашнего любимца Александра, но даже ухитрились вырезать в нескольких местах дорогой мех от шубы.

Попробуем представить себе тот идеальный образ Дамы, матери нового поколения людей, который увидели просвещенные европейцы в смолянках. Прежде всего, она была носительницей идеала благородства и чистоты, верила в то, что этот идеал осуществим несмотря на невзгоды и тяготы реальной жизни, принимая их стойко, без ропота и озлобления. В обществе она была веселой и непринужденной, поражала изящным вкусом и ярким воображением, остроумной речью, развитостью и обаянием «изящного ума». Она является примером для подражания другим. Все эти черты мы находим у лучших смолянок - Нелидовой, Ржевской, Плещеевой…

Впоследствии как домашнее, так и частное воспитание ориентировалось на этот образ, на этот идеал. И уже женщины и девушки 1820-х годов в значительной мере создавали общую нравственную атмосферу русского общества, они смогли внести в него новые идеи, новые стремления. Они читали Вольтера, Руссо, Гете, одновременно постигая идеалы любви, верности, отдачи, нравственного долга женщины перед детьми, мужем и обществом. Среди них были придворные дамы, писательницы, воспитательницы, хозяйки аристократических салонов и оставшиеся неизвестными матери и жены, - все они вносили в среду, в которую возвращались после института, что-то новое, яркое, живое. Появляется новый женский образ, который становится реальностью. Те, кого называли «мечтательницы нежные», воспитали героическое поколение жен декабристов. Они задали высокую духовную планку и оказали колоссальное воздействие на формирование не только русского женского характера; в их литературных и музыкальных салонах находили вдохновение те, кто в будущем составил цвет русской культуры, - Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой…

или вот например . А вот для кого то может будет неожиданной такая информация - Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - 59.946389 , 30.396389
Смольный институт благородных девиц
Прежнее название Императорское воспитательное общество благородных девиц
Год основания 1764
Расположение Санкт-Петербург

В 1765 году при институте, учрежденном первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном .

Дальнейшая история

В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 - Александровский институт).

После 1917 года

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск .

Последний российский выпуск состоялся в феврале 1919 года в Новочеркасске. Уже летом 1919 года институт покинул Россию и продолжил работу в Сербии .

Обучение в институте

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

В Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение русской словесности, географии , арифметике , истории , иностранным языкам, музыке , танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и т. п.

Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте 6 и заканчивали в возрасте 18 лет. Затем срок обучения был сокращён до 9 лет (с 9-летнего возраста).

В 1859-1862 годах инспектором классов института был К. Д. Ушинский , который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы.

Шифр для лучших выпускниц Смольного института

Воспитанницы института были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - кофейного, во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

На выпускном публичном экзамене смолянок присутствовал император и члены его семьи. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» - золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

Начальницы института благородных девиц

  • 1764 Анна Сергеевна Долгорукая
  • 1895-1917(?) Елена Александровна Ливен

Воспитанницы Института благородных девиц

См. также

Примечания

Литература

  • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764-1914. Т. 3 [Здесь списки воспитанниц]. Петроград, 1915.
  • Лядов В. Н. Исторические очерк столетней жизни Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-петербургского Александровского училища. - СПб, 1864
  • Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. [Т. 1-4]. - СПб., 1890-1901
  • Быкова В. П. Записки старой смолянки. Ч. 1. 1833-1878 гг . - СПб. , 1898.
  • Угличанинова М. С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов. - [М.], 1901
  • Мордвинова 3. Е. Статс-дама М. П. Леонтьева. - СПб., 1902
  • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Т. 1-3. - СПб.-Пг., 1914-1915
  • Водовозова Е. Н. На заре жизни, Т. 1 . - М ., 1964.
  • Озерская Ф. С. Женское образование // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в XVIII - первой пол. XIX вв. - М., 1973.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .