Плохое поведение ребенок имеет право на образование. Что делать, если нарушаются права ребенка в школе? Неприятные ситуации и что делать

Задача родителей - воспитывать и защищать своих детей. Сам же ребёнок не всегда способен правильно поступить в сложных ситуациях и отстоять свои права. Если речь идёт о школьниках, обязанности отстаивать основные права ребёнка ложатся не только на родителей, но и на учебное заведение.

Нормативно-правовые акты

Основные права ребёнка в школе регламентируются законами «Об образовании» и «О защите прав ребёнка». Естественно, что в каждом общеобразовательном заведении существует свой устав. В таком статуте может быть прописано, какие права имеет ребёнок, учащийся конкретно в этом заведении, а также каковы его обязанности как ученика. Создавая устав школы, необходимо придерживаться Конституции и законов государства.

Откуда ребёнок узнаёт о своих правах

Ознакомить школьника с его правами - это задача учебного заведения, но и участие родителей является обязательным. Если после проведения тематических классных часов ученик что-то недопонимает, на все вопросы отец или мать должны уметь ответить.

Классный час и сопутствующие мероприятия, объясняющие, какие права имеет ребёнок, можно начинать проводить уже в начальной школе. В четвёртом-пятом классе дети способны адекватно воспринимать информацию подобного рода. В целях ознакомления устав школы обязательно должен быть вывешен на всеобщее обозрение.

Основные права ребёнка, посещающего общеобразовательное учебное заведение

  • Самостоятельно выбирать школу, в которой он хочет учиться.
  • Получить бесплатное полное среднее образование (11 классов).
  • Право на перевод в другую школу с его согласия и с согласия родителей, вне зависимости от направленности школы и даже в ходе учебного года.
  • Учиться в условиях, которые не угрожают его личной безопасности.
  • По желанию посещать дополнительные занятия, секции и кружки.
  • Право на получение знаний от учителей.
  • Должно обеспечиваться уважение и непредвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей и остальных работников школы.
  • Посещение школьных мероприятий (концерты, экскурсии).
  • Добровольно и только по собственному желанию школьник может помогать в благоустройстве учебного заведения.
  • Получать книги из школьной библиотеки.
  • В случае надобности получать помощь школьного психолога.
  • Если возникло такое желание или необходимость, школьники могут изучать определённый предмет по ускоренной программе.

Иногда бывают сложности в реализации прав учащихся. Например, при переводе из одной школы в другую требуют окончания учебного года или согласия директора, субботники, организованные для облагораживания территории школы, преподносятся как обязательные мероприятия. Недофинансирование школ также стало причиной тому, что бесплатное образование превратилось в условно бесплатное. Библиотечные фонды не обеспечивают всех учеников необходимыми учебниками, и родители вынуждены покупать их за свои деньги. Всё это - не что иное, как нарушение прав ребёнка в школе.

Обязанности школьника

  • Бережно относиться к школьному имуществу, мебели, учебной литературе.
  • Регулярно посещать занятия согласно расписанию.
  • Придерживаться устава школы. Соблюдать правила школьного статута.
  • Доброжелательно относиться к другим учащимся, учителям и работникам школы. Уважать их достоинство и честь.
  • Исполнять требования администрации учебного заведения в пределах его статута.

Задачей родителей на этом этапе становится донесение до ребёнка важности выполнения правил и норм школьного устава.

Добросовестно исполняя свои обязанности в пределах школы, ученик может надеяться, что его права тоже будут соблюдены.

В каких формах может выражаться нарушение прав школьника

В стенах учебного заведения школьники могут столкнуться с физическим или психологическим насилием. Это нарушение прав ребёнка в школе. Родители должны интересоваться школьной жизнью ученика, только тогда появляется возможность предупредить возникновение таких проблем или вовремя их устранить.

Права ребёнка в школе могут нарушаться посредством применения к нему физического насилия. Школа должна контролировать поведение детей, находящихся на её территории во время учебного процесса и внешкольных мероприятий, так как она в первую очередь несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Иногда школьники сталкиваются с применением к ним физической силы со стороны учителей в так называемых воспитательных целях.

Психологическое насилие над ребёнком — понятие более туманное и размытое. Самыми распространёнными его проявлениями могут быть завышенные требования, угрозы в адрес ребёнка, беспричинная критика, демонстрация негативного отношения.

Одной из актуальных проблем является вопрос религии. Школа не имеет никакого права навязывать кому-то из своих учеников те или иные религиозные взгляды. Если учебное заведение открыто заявляет о своей принадлежности к определённой религии, проводит или участвует в религиозных мероприятиях, собирает пожертвования для религиозных организаций - это всё неправомерные действия, требующие немедленного вмешательства.

Одним из проявлений психологического насилия может выступать гендерная дискриминация. Это те случаи, когда детей делят по половому признаку при выполнении каких-либо заданий или поручений. Например, мальчик может чувствовать угнетение, если на дежурство необоснованно оставили только мальчиков, а девочек отпустили домой.

И физическое, и моральное давление одинаково негативно влияют на школьников. Иногда деструктивное психологическое воздействие со стороны одноклассников или учителей может быть неявным, но оно тоже способно отражаться на настроении, самочувствии и успеваемости ребёнка.

Защита прав ребёнка в школе. Как поступать родителям

Все мамы и папы надеются, что пока их чадо находится в школе, оно в полной безопасности. Но что же делать, если всё же происходит нарушение прав ребёнка и на него осуществляется неправомерное физическое или психологическое влияние?

Если инцидент не носит серьёзных последствий, достаточно прояснить все моменты с ребёнком, классным руководителем, всеми участниками событий. При этом нужно выяснить причину возникшей спорной ситуации и составить план поведения на будущее, чтобы исключить повторение подобного.

Когда же вы имеете дело с серьёзными происшествиями или повторяющимися событиями, влияющими на физическое или психологическое самочувствие ребёнка, здесь надо принимать серьёзные меры. Первое, что нужно сделать, - это пройти медицинскую экспертизу, в случае с физическим насилием над школьником, и освидетельствование у детского психолога, если речь идет о моральном давлении. Далее необходимо определить свидетелей события, которые в дальнейшем помогут выяснить все спорные моменты.

О случившемся обязательно должен узнать директор школы. Лучше, если родители напишут официальный запрос на его имя. Директор в кратчайшие сроки должен ознакомиться с подробностями произошедшего инцидента и помочь в решении вопроса.

Если разбирательство на местном уровне не принесёт результата, родители имеют право обратиться в органы полиции, прокуратуры или суд, чтобы с их помощью защитить права ребёнка в школе.

Иногда как альтернатива решения вопроса при повторяющихся инцидентах возможен перевод ребёнка в другую школу.

Права детей-инвалидов

Каковы права ребёнка-инвалида в школе? Имеют ли дети с ограниченными возможностями и физическими дефектами возможность посещать общеобразовательное учебное заведение? Что может ограничить права ребёнка в школе?

Россия - страна, где дети-инвалиды имеют право получить полное среднее образование в школе, если этому нет медицинских противопоказаний. Никаких ограничений со стороны учебного заведения для таких детей быть не может.

Естественно, что для обучения детей-инвалидов иногда приходится создавать специальные организационно-технические условия.

Ребёнок-инвалид имеет право на:

  • приоритетное зачисление в учебное заведение при подаче стандартного пакета документов;
  • свободный выбор школы, более подходящей для обучения по территориальному расположению либо рекомендованной медико-педагогической экспертизой;
  • отчисление в случае неспособности усваивать школьный курс по состоянию здоровья или нарушения устава школы;
  • обязательное участие Комиссии по делам несовершеннолетних в вопросах отчисления из школы и подбора нового учебного заведения.

Как происходит сдача Единого государственного экзамена ребёнком-инвалидом

При сдаче ЕГЭ дети-инвалиды имеют некоторые привилегии. Бывают случаи, когда прохождение экзаменов может быть запрещено медико-педагогической экспертизой. Тогда школьник получает справку или аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ.

Также ребёнок-инвалид имеет право на некоторые уступки в процессе прохождения тестирования. Это может быть дополнительное время на выполнение заданий, возможность принять необходимые лекарства или сделать перерыв в процессе проверки знаний.

Обеспечение защиты прав детей-сирот в образовательных учреждениях

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - наиболее незащищённая категория, но они, как и все, имеют право на образование. Это продиктовано законом «Об образовании в РФ».

Контролировать получение детьми-сиротами качественного среднего образования - задача государства. В этих целях ведётся постоянная работа над усовершенствованием условий их обучения.

Дети-сироты, не имеющие попечительства других родственников, получают среднее образование в специализированных школах-интернатах. Администрация таких учебных заведений обязана обеспечивать:

  • соблюдение полноценного и непрерывного педагогического процесса;
  • возможность регулярного посещения занятий учениками;
  • наличие всей необходимой учебной литературы и пособий;
  • благоприятный психологический климат в коллективе и позитивное взаимоотношение воспитанников и педагогов;
  • возможность для каждого ученика получить квалифицированную помощь в проблемных ситуациях.

Контроль соблюдения прав и свобод детей-сирот в учебных заведениях обеспечивает государственный мониторинг.

Что можно сказать в завершение

Права ребёнка в школе и их защита - вопрос, несомненно, важный и требующий внимания. Это должны понимать как родители, так и представители учебного заведения. Органы местного самоуправления также обязаны способствовать тому, чтобы права ребёнка в начальной школе и старших классах были гарантированно защищены.

Очень часто родители жалуются на нарушение прав ребенка в школе. Мама с папой, конечно, всегда защищают любимое чадо, даже когда ребенок ведет себя откровенно плохо и некультурно. Но проблема в том, что многие учителя действительно перегибают палку с наказаниями и словестными оскорблениями учащихся. Так, например, некоторые педагоги, отбирая во время урока телефон, начинают вслух читать личную переписку учеников, выгоняют детей из класса или не пускают на урок за минутное опоздание.

Все мы люди, у всех нас есть свои проблемы, и всем нам хочется реализовать свои интересы. Но в рамках школьной системы дети, учителя и родители обязаны постоянно взаимодействовать. Такое взаимное сотрудничество должно привести к успешному усвоению детьми школьной программы, их нравственному воспитанию и укреплению их физического и эмоционального здоровья. Поэтому для родителей очень важно знать права детей в школе, а также уметь их правильно защищать.

Конфликт ребенка с учителями

Представителями интересов ребенка являются его родители. И только они должны принимать решения об основных . Учителя имеют право лишь сообщать родителям об успеваемости ребенка, его поведении на уроках, а также о пропусках занятий. Учитель не может поставить ребенку двойку по предмету только потому, что его поведение оставляет желать лучшего. Также учитель не имеет права выставить бескультурного ученика за дверь.

Но не стоит слишком уж неуважительно относиться к учителям. Не забывайте, что по закону они не обязаны сидеть днями и вечерами, объясняя Вашим детям непонятные примеры и правила, эта работа никак дополнительно не оплачивается. Также они не обязаны по сто раз принимать пересдачи и натягивать оценки. Поэтому если учитель это делает, Ваш ребенок должен быть, как минимум, благодарен и стараться не испытывать его терпение. Права и обязанности должны быть взаимными. И человеческие отношения всегда должны быть на первом месте.

Защита прав ребенка в школе

Все вопросы об отчислении ученика, переводе в другой класс и не допуске к экзаменам принимает директор. Он обязан уведомлять родителей обо всех проблемах ребенка. И если неуспеваемость ученика или пропуски имеют уважительную причину, школа должна помочь ребенку наверстать программу и спокойно сдать экзамены в особом порядке. Если школьник так и не сдает экзамены на удовлетворительную оценку, к сожалению, директор действительно имеет право оставить его на второй год.

Если мы говоримо защите прав ребенка, то нельзя не сказать о защите его личной жизни. Ведь одно дело, если ученик весь урок переписывается по телефону с другом из соседнего класса. Действия учителя, отбирающего у него телефон и на нервах читающего последнюю смс, в таком случае вполне можно понять. Хотя по закону он все равно не имеет права это делать, так как его поступок расценивается, как грабеж. Но все же его можно объяснить. А вот когда учителя в частных беседах обговаривают достаток родителей учащихся, их семейные проблемы и личные связи, это уже неприемлемо и не поддается никакому оправданию. С жалобой на такие действия учителей можно обращаться к директору, который будет обязан предпринять соответствующие меры для защиты конституционных прав школьника. Учителя могут обговаривать личную жизнь учеников только в интересах самих детей, и в объеме достаточном для оказания им возможной помощи.

Современные права ребенка в школе крайне демократичны. Это очень усложняет учебный процесс. Выходит так, что ученик может войти в класс задолго после звонка, весь урок заниматься своими делами и сразу после звонка покинуть свое рабочее место. И единственное, что может сделать учитель, – непосредственно оценить его знания. Но ведь знания и воспитание – вещи абсолютно несвязанные между собой. И в результате страдают и учителя, которые практически не могут требовать к себе уважительного отношения, и ученики, которые в условиях полной анархии не могут получить нормальные знания.

Еще совсем недавно никто и не задумывался о правах и обязанностях в школе. Ученики уважали и даже немного боялись учителей, а учителя с достаточной строгостью относились к ученикам. Но и те, и другие очень любили друг друга. И эта взаимная любовь помогала подросткам преодолеть все невзгоды, справиться с нелегкой школьной программой, получить профессию и впоследствии очень тепло вспоминать всех своих учителей.

Если спросить старшее поколение о школьных воспоминаниях, они могут рассказать о многочисленных классных экскурсиях, интересных школьных вечерах, различных соревнованиях и еще о многом другом. А сейчас ученики с радостью говорят о том, что по закону они не обязаны посещать все дополнительные мероприятия, которые не входят в учебный план.

Что ж, в ответ на это учителя ровно по звонку, не задерживаясь ни минуты, закрывают класс и уходят по своим делам, чтобы отвлечься от мыслей о своем унизительном положении в современной школе. И кто же из-за этого страдает? Скорее всего, наши дети. Вот и получается, что все эти демократичные правила абсолютно ни к чему.

Прежде всего, родители должны объяснить ребенку, что такое трудолюбие, скромность, уважение и взаимная помощь. Только культура и воспитанность детей может сделать современную школьную систему эффективной. И тогда извечный школьный вопрос «Для кого звонок?» станет неактуальным. Ученики с удовольствием будут дослушивать до конца интересные и увлекательные уроки, а учитель с радостью будет проводить дополнительные часы со своими любознательными, веселыми и такими родными учениками.

В школе осуществляется педагогическим коллективом во главе с администрацией, а также родителями - законными представителями учащихся. Если в семье существуют серьезные противоречия между родителями и ребенком, ущемляющие его права ( или ограничение в правах вследствие злоупотребления алкоголем), то такие родители не вправе защищать интересы ребенка не только в школе, но и где бы то ни было. Органами опеки и попечительства назначается в таком случае другой представитель.

Основные права

Право на образование - это основное право всех учащихся на получение образования , согласно государственным стандартам и требованиям: обучение по индивидуальным программам, ускоренный курс обучения, бесплатное пользование библиотекой и всеми образовательными ресурсами учреждения, получение дополнительных образовательных услуг. Все кружки и факультативы, помимо учебного плана, посещаются учащимися исключительно на добровольной основе.

Право на уважение своего человеческого достоинства не должно нарушаться в различных проявлениях угроз и оскорблений, как со стороны учителей, так и учащихся. Нарушением можно считать и критику, высказанную учителем публично в некорректной форме. Травля со стороны одноклассников тоже имеет место среди подростков 13-15 лет.

Право на безопасные условия обучения дает возможность предъявить свои претензии по поводу низкой температуры в классных кабинетах, несоблюдения техники безопасности во время проведения уроков физкультуры, труда, химии или физики. Проведение любых ремонтных работ во время учебного процесса, а особенно сопровождающиеся запахом краски, нарушают права ребенка и наносят вред его здоровью.

Право на свободу совести и вероисповедание предоставляет каждому учащемуся право выбора религии, либо право поступать так, как диктуют ему убеждения. Вовлечение детей в политические и религиозные движения категорически запрещено.

Что делать, если нарушаются права ребенка в школе?

Защита прав ребенка в школе - это приоритетное дело , прежде всего, родителей и администрации школы. Родители, заметив неладное, должны безотлагательно обратиться к директору школы либо его заместителю. Как правило, администрация старается не усугублять ситуацию, и проводит свое внутреннее расследование неприятного инцидента. Когда случился конфликт с учителем, то порой достаточно родителям корректно поговорить с педагогом. Если такие меры не помогли, следует обратиться в письменной форме к администрации школы, а то и выше.

При оскорблении и унижении ребенка одноклассниками, первым делом следует встретиться с родителями обидчика. В случае если издевательства не прекращаются, можно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. Сделать это можно самостоятельно или через учителя. Классный руководитель, как правило, сам должен быть в курсе, и принимать своевременно меры по пресечению травли ребенка другими детьми.

В настоящее время во многих школах в помощь родителям и педагогам работают такие специалисты, как социальный педагог и психолог. В их должностные обязанности входит:

Во многие образовательные учреждения «проникла» и должность представителя Уполномоченного по правам человека.

Не бойтесь защищать права своего ребенка в школе, не отмахивайтесь от его жалоб, они могут быть не безосновательны. Но научите ребенка выполнять свои обязанности : права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.

Ваш ребенок только пошел в школу или, быть может, уже заканчивает ее. Но когда у него возникают какие-либо проблемы ил неприятности, вы теряетесь и не знаете, что делать и как быть, дабы защитить его права в . Ведь школьная жизнь порой полна самых непредвиденных и сложных ситуаций.

Где найти ответы на мучающие вопросы? На что имеет ? Как защитить его права? Для того чтобы в неприятной ситуации действовать правильно и быстро женский сайт рассказывает Вам о правах ребенка в школе .

На что имеет право ребенок в школе? С одной стороны, есть масса законов, защищающих права самых маленьких граждан, а с другой – детям особенно сложно защитить себя.

Право ребенка на образование

Каждый ученик имеет право:

  1. самостоятельно выбирать образовательное учреждение. Например, если ему нравится образовательная программа школы, которая находится далекого от его дома, он имеет все права учиться там.
  2. обучаться в условиях , гарантирующих его безопасность. Например, если на уроке физкультуры его заставляют лазать по канату, а внизу нет специальных матов, он имеет право отказаться.
  3. на уважение со стороны преподавателей, администрации школы, охранников, уборщицы и т.д.
  4. на бесплатное образование : начальное, основное (до 9 класса ), полное среднее образование (9-11 классов). Но только первое. Если он останется на второй год в 7-м классе, учить бесплатно его никто не обязан.
  5. получать любые книги из школьной библиотеки.
  6. только на добровольных началах помогать благоустройству школы. Т.е. если ребенок не хочет подметать школьный двор или копать траншеи, никто не имеет право его заставлять это делать.
  7. посещать дополнительные занятия, кружки, спортивные секции. Т.е.никто не может отказать ребенку в приеме в хор под предлогом, что он не умеет петь, и у него нет музыкального слуха. Тоже самое с баскетбольной секцией – ребенка, даже невысокого роста, обязаны принять в нее.
  8. помощь психолога и учителей во время учебного процесса. Если у ребенка возникли вопросы по школьной программе, учитель обязан ему помочь.
  9. перевод в другую школу (при согласии родителей ). Ребенок может перевестись в другую школу даже в конце учебного года.
  10. участвовать в управлении школы, если это разрешено Уставом самой школы. Например, ребенок, даже если он не входит в совет школы, может присутствовать на его заседаниях.
  11. свободное посещение мероприятий, не входящих в учебный план (праздничные концерты, школьные экскурсии и др .).

На деле же все выглядит немного по-другому. Бесплатная школа иногда обходится родителям дороже частной – учебники, школьная форма, факультативные занятия и многое другое, за что приходится платить и немало. Да и с переводом ребенка в другую школу не все так красиво и чинно, как описывается в законе. На практике ребенок может перейти в только соответствующего уровня, т.е. если до этого он учился в обычной школе, перевестись в физико-математическую он вряд ли сможет. Кроме того, ему понадобится разрешение директора новой школы и наличие свободного места там.

Доступность образования порой учениками и учителями понимает по-разному. К примеру, ребенок забыл дневник или пришел в школу не по форме (мама постирала, не успела высушить, а запасную не купили из-за нехватки денег). Преподаватель тут же решает его наказать и не допускает к занятиям – подобное случается сплошь и рядом (лично меня не раз отправляли домой переодеваться, когда я приходила в школу не по форме 🙂 ). Запрещая посещать занятия, учитель тем самым нарушает закон «Об образовании» и Конституцию РФ. Ведь он имеет право лишь сделать замечание и требовать соблюдение устава.

Право ребенка на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Под физическим насилием подразумевается применение физической силы к ребенку. А вот четкого определения для психического насилия нет.

Формы психического насилия:

  • угрозы в адрес школьника;
  • преднамеренная изоляция;
  • предъявление завышенных требований, не соответствующих статусу и возрасту;
  • унижение и оскорбление достоинства;
  • систематическая критика, не имеющая обоснований и выводящая ребенка из душевного равновесия;
  • негативная характеристика школьника;
  • демонстрация негативного отношение к нему.

В соответствии с ст. 32 Закона «Об образовании» школа несет ответственность за здоровье (психическое и физическое ) и жизнь обучающихся в ней детей во время образовательного процесса. Школа несет ответственность за причинение вреда ученику (здоровью, имуществу и т.д .), если не в силах доказать, что вред причин не по ее вине.

На деле привлечь учителя к ответственности за жестокость к ученикам бывает очень сложно. Связано это с тем, что обычно свидетелями расправы являются или его коллеги, или учащиеся. Понятное дело, что ученики находятся под прессом своего учителя, который может легко повлиять на их мнение. А учителя и директор в любом случае станут на защиту своего коллеги.

Советы родителям по защите прав ребенка в школе:

  1. Прежде всего, помните, что главной ценностью для Вас должны выступать интересы ребенка.
  2. Если конфликт в школе приобретает серьезную форму, то первое, что Вам нужно сделать — это перевести ребенка в другую школу.
  3. Если ребенка ударили , то первым делом он должен пройти освидетельствование у школьного врача или же в ближайшем трампункте.
  4. В случае психического насилия над ребенком (запугивание, прессинг, оскорбление ) освидетельствование можно пройти у школьного психолога или в поликлинике по месту жительства.
  5. Обязательное выявления круга потенциальных свидетелей происшествия. Чем раньше – тем лучше.
  6. Родителям обязательно нужно обратиться к директору школы с просьбой разобраться. Для этого они пишут заявление, которое регистрируют у секретаря. Директор в свою очередь обязуется провести служебное расследование и взять объяснительные записки с виновных лиц. В случае подтверждения факта насилия директор должен подвергнуть виновного наказанию — выговор или увольнение.

В случае недовольства родителей принятыми мерами, они могут обратиться в милицию, прокуратуру или суд с просьбой принять меры.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .

Получение образования в школе занимает значительную часть жизни ребенка, его детства. Важно, чтобы процесс обучения был комфортным и безболезненным для неокрепшей детской психики. Защита интересов и законных прав детей позволяет сделать образование не только безопасным, но и сохраняющим личность, честь и достоинство будущего гражданина правовой и демократической страны.

Набор прав, гарантированных каждому ребенку в школе

Все основные права граждан независимо от их возраста и социального статуса закреплены в Конституции России и в отдельных нормативных актах. Помимо этого нашей страной были ратифицированы многочисленные международные акты и конвенции, закрепляющие права человека, в том числе и ребенка.

К основополагающим правам, принадлежащим всем людям от рождения, относятся: право на имя, на жизнь и другие.

Набор прав каждого ребенка включает как основополагающие права, так и специфические права, связанные с получением образования в школе. Перечень таких прав регламентирован в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в частности, ст. 34) и ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. и включает:

Перечисленные права являются лишь базисом и могут быть дополнены и другими, например, право на ускоренное обучение, если установленная школьная программа освоена быстрее учебного плана или право свободы вероисповедания.

Надлежащее исполнение прав ребенка является прямой обязанностью учебного заведения, в лице его руководства и педагогического состава.

Внимание! Родители, являясь в силу правовых норм законными представителями, вправе защищать права ребенка всеми установленными законом средствами и способами.

Права в школе отдельных категорий детей

Дети, которые в силу физического и психологического развития, требуют индивидуального подхода и обладают расширенными правами. Это позволяет им чувствовать себя равными другим детям и осваивать школьную программу в соответствии с установленными стандартами образования.

К детям, требующим дополнительное внимание со стороны образовательных учреждений, относятся , полные сироты и иные категории установленные законом. Такие дети имеют право:

  • приоритетное зачисление в школу при наличии очереди либо ограничений по количеству учеников;
  • выбор школы в зависимости от территориального фактора, а также с учетом рекомендаций и показаний медико-педагогической экспертизы;
  • при решении вопросов отчисления из-за неуспеваемости обязательно участие Комиссии по делам несовершеннолетних, которая контролирует защиту прав и интересов учеников.

Способы и средства защиты прав ребенка

Права ребенка устанавливает федеральное законодательства, уставы учебных заведений могут лишь их расширить, не ухудшая положение самого ребенка-школьника. Защита всех прав осуществляется в строгом соответствии с законодательством, а также посредством способов и средств, сформулированных в уставе школы.

Родители и школьники самостоятельно вправе защищать свои интересы следующими способами:

В заявлении указать все обстоятельства произошедшего со слов ребенка с учетом имеющихся доказательств. После проведения внутреннего расследования в зависимости от степени вины педагога в отношении него может быть вынесено дисциплинарное взыскание либо решение об увольнении и невозможности заниматься педагогической деятельностью в будущем.

Защита прав ребенка в школе: видео