Эмоциональный интеллект на работе дэниел гоулман. Эмоциональный интеллект


Жанр:

Описание книги: Эта книга создана одним из самых известных американских психологов. Он говорит о том, что некоторые люди не дооценивают роль эмоций в жизни. А ведь именно благодаря ним мы способны добиваться успехов во многих сферах нашей жизни. Это касается семьи или даже карьеры. В данной книге автору удалось объяснить то, что собой представляет эмоциональный интеллект и какую роль он выполняет в нашей жизни. Многие задаются вопросом по поводу отличий между обычным интеллектом и эмоциональным. И почему люди которые обладают эмоциональным интеллектом добиваются больших успехов. Ответы в данной книге.

В теперешние времена активной борьбы с пиратством, большинство книг в нашей библиотеки имеют только краткие фрагменты для ознакомления, в том числе и книга Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Благодаря чему, вы можете понять, нравится ли вам данная книга и стоит ли вам её вам в дальнейшем приобретать. Таким образом, вы поддерживаете труд писателя Дэниел Гоулман путем легальной покупки книги в случае если вам понравилось её краткое содержание.

Дэниел Гоулман (Daniel Goleman, 7 марта 1946) — известный американский психолог, научный журналист.

В течение двенадцати лет писал статьи для The New York Times, специализируясь на психологии и науках о мозге. Написал более 10 книг по психологии, образованию, науке и лидерству.

Получил мировое признание после выхода книги «Эмоциональный интеллект», которая продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс» более полутора лет.

Гоулман имеет множество наград за свои исследования, в том числе награду за достижения в сфере журналистики от Американской психологической ассоциации. Он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в знак признания его деятельности в сфере популяризации науки. Дважды номинировался на Пулитцеровскую премию.

Книги (6)

Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе

В книге «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» психолог и журналист Дэниел Гоулман предлагает новаторский взгляд на ценнейший в наше время ресурс, таящий в себе секрет успешной работы и самореализации, — внимание.

Сочетая передовой теоретический поиск с примерами из практики, автор рассматривает феномен внимания в самых разных аспектах, предлагая серьезный и давно назревший разговор об этой малоизученной и недооцененной способности нашего сознания.

Для того, чтобы выжить в сегодняшнем мире, полном самых разных отвлекающих факторов, способность заострять фокус крайне необходима, — убедительно показывает Гоулман.

Эмоциональный интеллект

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека?

Почему люди со средним IQ часто добиваются успеха в жизни и карьере, а те, чей коэффициент интеллекта очень высок, не могут реализовать себя?

Какие существуют методики измерения уровня эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект на работе

Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека? Почему люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом быстрее и легче делают карьеру и достигают финансового благополучия, чем те, чей коэффициент интеллекта очень высок? Как повысить уровень эмоционального интеллекта?

На эти и многие другие важнейшие вопросы отвечает в своем супербестселлере знаменитый психолог Дэниел Гоулман - основоположник теории эмоционального интеллекта.

Имя Дэниела Гоулмана обычно связывают с критикой традиционного взгляда на IQ (коэффициент интеллекта). Он обобщил исследования о работе мозга и использовал их для продвижения и популяризации понятия эмоционального интеллекта (ЭИ).

В работе «Эмоциональный интеллект на работе» (1998) Дэниел Гоулман определял эмоциональный интеллект как способность понимать свои чувства и чувства других людей, мотивировать себя и управлять эмоциями в отношениях с собой и другими людьми.

Дэниел Гоулман родился в 1946 году. Окончил Гарвард и там же получил докторскую степень по психологии. Его бестселлер «Эмоциональный интеллект» (ACT, 2008) вышел в 1995 году, а вслед за ним, в 1998-м, последовал труд «Эмоциональный интеллект на работе». Гоулман также долгое время писал статьи по психологии для New York Times.

В настоящее время является президентом компании Emotional Intelligence Services в Садбери, Массачусетс, которая в союзе с Hay Group предлагает курсы по развитию и оценке эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман - сопредседатель Общества по исследованию эмоционального интеллекта при университете Рутгерса. Интерес Гоулмана к ЭИ стал следствием понимания, что высокий IQ - не обязательное условие успеха в жизни.

Дэниел Гоулман указывает на взаимосвязь деловой хватки и ЭИ. Во второй работе он выделил 25 компетенций ЭИ, или черт внешнего поведения и проанализировал, как ЭИ влияет на успех и неудачу.

Основные идеи Дэниела Гоулмана

Эмоциональный интеллект и головной мозг. В «Эмоциональном интеллекте» Гоулман рассказывает о значении эволюции мозга для наших чувств и поведенческих реакций. Он описывает, как в ходе эволюции, длящейся миллионы лет, в человеческом мозге развились три основные зоны.

  • Мозговой ствол - расположен в основании головного мозга и является продолжением спинного мозга. Регулирует физиологические функции и инстинктивные реакции. Самая примитивная часть мозга.
  • Гиппокамп - развился позже мозгового ствола и находится немного выше. Содержит миндалевидное тело, которое в 1980-х годах описал Джозеф Леду. Оно отвечает за эмоциональные реакции на визуальную и прочую информацию. При некоторых обстоятельствах миндалевидное тело способно буквально «захватывать» мозг, беря верх над реакциями человека, прежде чем тот успеет что-то подумать, и заставляет немедленно реагировать. Млекопитающие или люди, которым удалили миндалевидное тело, не испытывают никаких чувств. Оно катализирует импульсивные действия, которые могут пересилить рациональное мышление и способность рассуждать здраво.
  • Новая кора (неокортекс) - большая, хорошо развитая верхняя область головного мозга, которая охватывает центры мышления, памяти и речи.

В ходе эволюции эмоции и мыслительные способности - две основные функции мозга, отвечающие за поведение, - оказались в разных зонах. Кроме того, эмоциональные центры получают информацию раньше, чем мыслительные, и спровоцируют очень быструю и в некоторых ситуациях сильную реакцию. Тогда результаты для человека могут быть катастрофическими.

Пока мы не отдаем себе отчета в ситуации и не контролируем свои чувства, можем допустить неподходящие эмоциональные реакции, которые блокируют рассмотрение других возможностей. Но эмоции имеют и собственную «мудрость», которой мы должны на­учиться пользоваться; особенно это касается интуиции.

Если люди сталкиваются с раздражителями, вызывающими, например, сильный страх, гнев или отчаяние, первый импульс исходит из миндалевидного тела. Пока не подключился интеллект, мозг переходит в режим выживания, стимулируя инстинктивные реакции, которые могут оказаться правильными или же совершенно ошибочными.

Сегодня у нас практически нет необходимости бороться за выживание или избегать опасностей, с какими сталкивался первобытный человек. Но некоторые инстинктивные реакции бывают полезными в определенных обстоятельствах; поэтому мы должны понимать, что примитивная реакция в эмоциональном центре предшествует рациональной оценке и реакции. Эмоциональный интеллект предполагает, что мы его понимаем и умеем использовать, а также контролируем свои реакции.

Структура ЭИ. Чтобы описать функционирование ЭИ, ученый предложил систему из пяти элементов: самоанализ, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Каждый из этих элементов имеет определенные особенности.

  • Самоанализ - понимание того, как ваши эмоции влияют на поведение; ориентация на собственные ценности при принятии решений; оценка собственных сил и слабостей и способность учиться на своем опыте (самооценка); уверенность в себе и в своих способностях, ценностях и целях.
  • Саморегуляция - управление настроением; контроль стресса, позитивность и целеустремленность; спокойствие и способность здраво рассуждать под давлением; владение эмоциями; надежность и самообладание.
  • Мотивация - способность получать удовольствие от решения проблем; стремление к достижениям; ответственность; инициативность; оптимизм; личные предпочтения при выборе целей.
  • Эмпатия - способность принимать иную точку зрения; открытость и честность; уход от стереотипов в отношении других людей; знание культуры.
  • Социальные навыки - навыки влияния, например, умение убеждать; умение общаться, в том числе с коллегами; умение слушать, сотрудничать, улаживать конфликты; способность вдохновлять и вести за собой; умение инициировать и управлять изменениями; способность понять чувства других людей.

Дэниел Гоулман утверждает, что люди, обладающие данными характеристиками, с большей вероятностью добиваются успеха на руководящих постах. В качестве примера он приводит данные из различных источников, которые подтверждают, что топ-менеджеры с более высоким уровнем ЭИ работают лучше. И описывает несколько забавных ситуаций, иллюстрирующих проявление ЭИ на рабочем месте.

Опросник по эмоциональным компетенциям. Дэниел Гоулман считает, что ЭИ можно развивать. Для его оценки и развития в сотрудничестве с Hay Group он разработал опросник по эмоциональным компетенциям. В нем пять исходных компонентов ЭИ сведены к четырем.

#1 Самоанализ:

  • понимание собственных чувств и их смысла;
  • реалистичный взгляд на свои преимущества и недостатки;
  • уверенность в себе и своих силах.

#2 Самообладание:

  • контроль эмоций;
  • честность и надежность;
  • гибкость и преданность.

#3 Социальные компетенции:

  • эмпатия, способность воспринимать мысли и точку зрения другого;
  • понимание и чувство групповой динамики и межличностных отношений;
  • ориентация на потребности других, особенно если речь идет о клиенте.

#4 Социальные навыки:

  • помощь другим в их саморазвитии;
  • способность влиять на людей;
  • отличные навыки межличностной коммуникации;
  • способность менять стиль управления;
  • навык решения споров и разногласий;
  • способность укреплять и строить взаимоотношения;
  • навыки групповой работы.

Стили лидерства. Совместно с Hay/McBer Дэниел Гоулман также занимался изучением стилей лидерства. Результаты своих изысканий он представил в 2000 году в Harvard Business Review. Опираясь на ответы 3781 руководителя, ученый пришел к выводу, что лидеры получают наилучшие результаты, используя комбинацию из шести стилей управления, каждый из которых имеет характерные черты и обращается к различным компонентам ЭИ.

  • Понуждающие лидеры требуют постоянного послушания. Они мотивированы, инициируют изменения и стремятся к успеху.
  • Авторитетные лидеры вдохновляют людей стремиться к цели. Они инициируют изменения и обладают навыками эмпатии.
  • Сотрудничающие лидеры строят отношения. Обладают отличными навыками эмпатии и коммуникации.
  • Демократичные лидеры активно поощряют группу к участию в принятии решений. Отличные коммуникаторы, слушатели и переговорщики.
  • Задающие темп лидеры устанавливают высокие стандарты. Инициативны, мотивированны, стремящиеся к успеху.
  • Обучающие лидеры расширяют и развивают способности персонала. Хорошие слушатели, эффективные коммуникаторы и мотиваторы.

Исследователи полагают, что шесть представленных стилей лидерства хороши в различных ситуациях и непосредственно влияют на рабочую атмосферу организации, которая, в свою очередь, определяет ее финансовый результат.

Предположение, что успех в значительной мере зависит от навыков коммуникации, не ново; поэтому ДэниелаГоулмана часто критиковали за то, что известные идеи он преподносит под новым соусом. Гоулман и сам не скрывает истоков своих идей и признает, когда обращается к работам своих коллег. В 2001 году Чарльз Вудруфф проанализировал концепцию ЭИ, предложенную Гоулманом, и подытожил:

  • Дэниел Гоулман противоречит себе, когда пишет, что ЭИ присущ всем и дарован природой, и одновременно утверждает, что эту способность можно развивать;
  • измерение ЭИ на основе опросника нельзя назвать достаточным, особенно с точки зрения надежности;
  • проявление ЭИ или компетенции, предложенные Гоулманом, например, уверенность в себе и лидерство, отнюдь не новы и являются давно изученными факторами высоких достижений.

Независимо от того, насколько обоснована критика, Дэниел Гоулман, несомненно, значительно обогатил теорию менеджмента в вопросах ЭИ. Он использовал несколько довольно сложных идей, связанных с человеческим поведением и биологической эволюцией и перевел их в более простой и понятный вид.

Уже далеко не секрет, что добиться успехов в работе и жизни возможно не только при специальном складе ума, трудолюбии и профессиональных навыках, но и имея набор конкретных черт характера, внутреннего превосходства и искусства управления другими людьми.

Изменить жизнь в лучшую сторону получится без владения тайными знаниями, достаточно проявить инициативу, веру в лучшее, адаптивность и лидерство. Эти качества помогут человеку проявить себя как личности и выжить в современном обществе. К такому умозаключению пришел американский психолог, журналист и писатель Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе».

Дэниел Гоулман родился в 1946 году, является автором более 10 книг об образовании, психологии и искусстве управления. Получил награды и мировое признание за проведенные исследования в области психологии и достижения в журналистской деятельности. «Эмоциональный интеллект в бизнесе» была выпущена в 1995 году и тут же обрела популярность во многих странах мира. Поводом для написания послужили две статьи, в которых описывалась связь интеллекта человека и эмоций.

Дэниел Гоулман к тому моменту имел опыт журналиста и докторскую степень по психологии, которую получил в Гарварде. Полученные знания помогли ему в написание труда жизни, на не терявшую до сих пор популярности тему о способах достижения успеха в работе. Книга нашла огромное количество читателей и поклонников, особую популярность она приобрела в деловом обществе.

После выхода книги Дэниел Гоулман стал получать отклики от людей на тему личных достижений. Все, кто добился успехов в работе, не имея должного уровня образования, делились с ним впечатлениями. Книга помогла понять причину их побед, в отличие от других не менее одаренных, но не столь удачливых людей.

Книга состоит из 5 частей в основе, которых лежит 25 элементов эмоционального интеллекта, с помощью которых получится добиться успеха в работе.

  • Умение общаться.

Товарищеские взаимоотношения с коллективом, поддержание близких приятельских отношений, проявленное лидерство в принятии решений. Способность находить подход к людям ради дальнейшего сотрудничества и достижения намеченных целей.

  • Эмпатия.

Дар притягательности и умение проявлять искусство управления и влияния на мнение людей. Уметь читать и уважать чувства окружающих, сопереживать им.

  • Мотив.

Саморазвитие для решения поставленных задач в работе, развитие в характере стремления и упорства. Способность отодвигать на второй план случившиеся неудачи и потери.

  • Самоконтроль.

Способность управления эмоциями, способность к самоконтролю, даже после пережитого эмоционального стресса. Добросовестность в работе, уважительное отношение к окружающим и коллегам по работе.

  • Самосознание.

Анализирование пережитых чувств и эмоций, способность использовать их в решении задач и достижении целей. Оценка своих знаний, потенциала, недостатков.

Эмоциональный интеллект помогает понять способность человека усваивать и использовать навыки, состоящие из перечисленных критериев. Он указывает на то, как люди преобразовывают способности на практике в работе и дома. Гоулман выделил также идею создания компаний с эмоционально – интеллектуальным основанием.

Когда-то работу можно было получить в соответствии с полученным образованием и профессиональными навыками. Сейчас этого мало, они считаются только первичными требованиями при устройстве на работу.

Работодатель учитывает личные качества кандидата, которые будут решающими при отборе. Внимание уделяется характеру, эмоциональной зрелости, стремлению к совершенствованию, коммуникабельности потенциального кандидата.

Эмоциональный интеллект необходим для оптимальной работы компании или организации, так считают работодатели, поэтому стараются увеличить его уровень всеми возможными способами. Гоулман считает, что популярность такого интеллекта в ограничении развития компании из-за большого количества конкурентов при создании новых товаров и услуг. Поэтому в мире конкурентных продуктов только эмоциональный интеллект способен поднять компанию.

В книге приведены результаты тестов, проведенных среди 120 организаций. Работники описывали свои профессиональные способности и черты характера, которые, по их мнению, помогли им добиться успеха в работе. Исследование показало, что 65% людей уверенны, что в основе их подъема в карьере лежит проявленное ими лидерство и искусство управления людьми. Уровень интеллекта и профессиональные знания стоят наравне с поведенческими навыками работника, которые учитываются работодателем при повышении работника.

Критерии, которые хотят видеть работодатели в подчиненных:

  • умение слушать и искусство вести диалог;
  • способность приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам;
  • умение не останавливаться на неудачах;
  • быть уверенным, мотивированным человеком;
  • уметь идти к поставленной цели, желание идти на повышение;
  • уметь работать в коллективе, находить язык с людьми;
  • проявлять лидерство, вносить свой вклад в развитие компании.

Гоулман уверен, что эмоциональный интеллект при правильном и уместном использовании поможет вывести человека или компанию на новый уровень, достигнуть небывалых высот. Люди разных должностей должны приносить окружающим пользу и блага, вносить вклад в развитие компании.

Ученые делают работу для людей, мечтают получить популярность за счет своих открытий. Большие корпорации содержат отдельный штат сотрудников для поддержания связи с потребителями или потенциальными клиентами, для помощи в решении вопросов. Эти сотрудники помимо профессиональных знаний умеют слушать людей, направляют, мотивируют и влияют на них для достижения поставленных целей. В этом состоит смысл их работы.

Эмоциональный интеллект - это не просто приятное общение и выражение чувств, а способность выражать их правильно и уместно, переживая за неудачи, поддерживая в успехах, сотрудничая, во всех смыслах этого слова с другими людьми.

Высокий уровень интеллекта и когнитивные навыки всегда будут цениться во многих сферах деятельности человека. Но, несмотря на это установлено, что получение необходимого результата зависит от них лишь на 25%, а остальные 75% уходят на другие факторы. Поэтому лидеры общественного мнения помимо знаний и ума, наделены еще и эмоциональной и социальной компетенцией, что отличает их от других.

Дэниел Гоулман отметил зависимость занимаемой должности от уровня эмоционального интеллекта. Высокие должности, по мнению Гоулмана, со временем теряют необходимость владеть техническими навыками. Большое значение для достижения цели имеют и следующие критерии:

  • Умение мыслить «масштабно».
  • Умение проявлять лидерство в коллективе, искусство влияния на мнение окружающих.
  • Развитая интуиция. Люди, занимающие главные должности в компаниях согласно проведенным исследованиям в вопросах, касающихся работы, руководствуются своей интуицией. Они способны оперировать фактами для доказательства своей правоты и на подсознательном уровне убеждают собеседника принять необходимые им условия.
  • Уверенность в себе и своих действиях. Она поможет убедить окружающих в правильности решения.

В своей книге Гоулман приводит истории руководителей компаний, которые были уволены или понижены в должности. Автор объяснил это недостаточной компетентностью людей, которые достигли максимума и не могут дальше продолжить развитие из-за набора недостатков даже, несмотря на высокий показатель IQ. Проведенные исследования в области подбора персонала показали, что в основе таких неудач лежит упрямство, не терпение изменений и перемен, не желание общаться на равных с коллективом, высокомерие.

Напротив, успешное руководство - это спокойные, адекватные люди, у которых лидерство проявляется во всем, способные выслушать и прислушаться к чужому мнению, спонтанные, доброжелательные, отзывчивые, умеют сохранить «лицо» в неприятной ситуации. Эмоциональный интеллект автор считает фактором приобретенным, а не врожденным. Сами люди отвечают за эмоциональное и социальное развитие, всегда можно улучшить и натренировать способности к проявлению чувств и эмоций.

Для кого написана книга

Читать книгу легко, она полезна для саморазвития, повышения личных знаний и обогащения профессионального общения. Пригодится для психологов, руководителей компаний, бизнесменов. А также понравится студентам, учителям и тем, кто интересуется психологией. Читать книгу полезно тем, кто желает научиться управлять эмоциями, научится самоконтролю, понимать чувства и эмоции других людей, научится находить общий язык с окружающими.

Несмотря на то что в книге содержится много терминов, читать ее не тяжело. Приведенные примеры из жизни автора и поучительные истории из корпоративной жизни читать интересно и занимательно. Для тех, кто не любит читать или нет времени для этого есть аудиокнига «Эмоциональный интеллект».

Аудиокнига имеет такое же содержание, как и бумажная. Ее можно слушать во время поездок, или занимаясь повседневными делами. Книга поможет изменить ваше представление о работе и о своих возможностях, научит корпоративной культуре и правильному поведению в коллективе.

Дэниел Гоулман - это известный психолог, писатель и журналист, который ввел такое понятие, как «эмоциональный интеллект», благодаря которому и стал знаменит. Кем же он является? Каких успехов добился в жизни? Каковы его основные идеи? Вы узнаете об этом из данной статьи, а также вы прочитаете про то, какие Дэниел Гоулман написал книги, которые обрели популярность во всем мире.

Кто это?

Дэниел Гоулман родился 7 марта 1946 года в городе Стоктон, штат Калифорния, Соединенные Штаты Америки. Сперва он закончил местный колледж, а затем получил степень доктора философии в известном Гарвардском университете. После этого Гоулман прошел обширное обучение в Индии. Когда он вернулся в США, начал свою работу в области психологии, а также в течение двадцати лет писал статьи для известнейшего издания «Нью-Йорк Таймс», специализируясь на психологических темах, а также на науке о человеческом мозге. За всю свою карьеру он написал более двадцати различных книг, некоторые из них стали настоящими бестселлерами и сейчас являются ведущими пособиями в своих сферах. Обучение в Индии оставило свой след на деятельности профессора - очень много его идей сводятся к необходимости медитации и обращения внимания на то, что происходит вокруг. Гоулман считает, что интеллект человека ограничен тем, чего он не замечает, и пока он этого заметить не может, он и не сможет стать умнее. Об этом он писал во многих своих книгах, но самую большую популярность обрел проект «Эмоциональный интеллект».

«Фокус»

Первая книга, которая обрела большую популярность, и автором которой был Дэниел Гоулман, - «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе». В данной книге автор предлагает сконцентрироваться на ресурсе, который в большинстве случаев остается незамеченным и теряется. Все говорят о времени, о способностях и других ресурсах, важных для высокой производительности и большого прогресса. Но все забывают о внимании, которое является настоящим секретным ключом к успешной работе и максимальной самореализации. Гоулман рассматривает феномен внимания с различных ракурсов, показывая, что люди зря не ориентируются именно на него, так как оно является очень важным аспектом достижения успеха в любой сфере. Основной темой книги является то, что внимание в современном мире крайне необходимо, так как сейчас появляется все больше и больше отвлекающих факторов, мешающих людям добиваться успеха, и только заострение внимания на конкретной цели может дать необходимый результат.

«Эмоциональный интеллект»

Что ж, пришло время рассказать о самой главной книге, которая принесла писателю всемирную известность. Именно он ввел само понятие EQ, то есть «эмоциональный интеллект». Дэниел Гоулман сравнивает этот показатель с IQ и считает, что он является еще более важным, чем простой интеллект. На многочисленных примерах Гоулман показал, что люди, обладающие высоким «ай-кью», далеко не всегда могут добиться успеха, в то время как люди с низким показателем зачастую становятся успешными бизнесменами. Все дело именно в эмоциональном интеллекте - этот параметр помогает человеку добиться успеха в современном обществе. В чем суть этого понятия? Именно об этом и рассказывает книга «Эмоциональный интеллект».

Дэниел Гоулман довольно детально описал, что именно эмоциональное состояние человека, благополучность его семьи, высокое качество личных отношений, счастье в личной жизни, влияют на его успех в работе. Если человек будет умным, но несчастным, то есть будет иметь высокий IQ, но низкий EQ, то его шансы на успех будут в разы меньше, чем у того человека, у которого коэффициенты будут расположены прямо противоположно.

«Эмоциональный интеллект на работе»

Данная книга является дополнением к предыдущей - она распространяет и расширяет теорию об EQ, концентрируясь на том, какое значение этот показатель имеет для обычного человека на рабочем месте. Как можно измерить показательно своего эмоционального интеллекта? Все это вы узнаете, если ознакомитесь с данным трудом этого замечательного писателя.

«Многообразие медитативного опыта»

Какие еще писал Дэниел Гоулман книги? Как уже было сказано ранее, за свою продолжительную карьеру он стал автором более двадцати трудов, среди которых больше всего выделяются именно описанные ранее «Фокус» и «Эмоциональный интеллект». Однако есть еще одно произведение, на которое определенно стоит обратить внимание. Если вы интересуетесь медитацией, то вам обязательно стоит прочитать данный труд. Гоулман немало времени провел в Индии, он является специалистом по буддизму, а также многие годы изучал различные методики медитации разных стран, которые и собрал в данной книге. Так что если вы интересуетесь измененным состоянием сознания, то эта книга обязательная вам для детального прочтения. Вы почерпнете много полезной информации.