Личностное развитие включает в себя. Что такое личностное развитие

Мы глубоко убеждены, что человеку даны силы достичь всего того, чего ему хватает смелости пожелать. А ежедневник — это инструмент, который помогает воплощать эти мечты в жизнь. Древнекитайский философ Лао-Цзы говорил: «Путешествие длиной в тысячу ли начинается с первого шага». Мы считаем, что путешествие к большой цели начинается с первой записи в блокноте.

Магазин стильных ежедневников и канцелярии LeonaBureau помогает мечтательницам достигать любых поставленных задач. Наша команда волшебниц создает записные книги с оригинальным авторским дизайном , чтобы ваш рабочий процесс протекал не только эффективно, но и эффектно и красиво.

Для воплощения в жизнь ваших желаний мы предлагаем в первую очередь ежедневники , еженедельники и планировщики . Планирование целей на каждый день или неделю позволяет не только шаг за шагом двигаться вперед, но и видеть реальные результаты своей деятельности. Сравните свою записную книгу на текущий год и книгу двухлетней давности — сегодня перед вами будет совсем другой человек, но с теми же желаниями и амбициями. Человек, который благодаря своей активности и дисциплине поднялся на качественно новый уровень. С помощью этих простых инструментов можно добиться абсолютно любых целей.

Также в нашем магазине вы можете приобрести оригинальные блокноты , тетради и ToDo листы . Свободная форма заполнения позволяет делать заметки на самые разнообразные темы: от списка покупок на выходные до записи гениальной идеи, посетившей вас в самый неожиданный момент. Вы ограничены только вашей фантазией!


Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Процесс развития

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с об¬ществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости че¬ловека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализа¬ции полностью завершен: по некоторым аспектам он про¬должается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры роди¬телей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социа¬лизация означает процесс постоянного познания, закрепле¬ния и творческого освоения человеком правил и норм пове¬дения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как соци¬ального института долгое время недостаточно учитывалась. Бо¬лее того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, обществен¬ные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впослед¬ствии обернулись крупными издержками в трудовой и общест¬венно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер пос¬ледовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка обще¬ственного мнения, его формирование. При этом в одинако¬ва степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя пере¬дачу социального опыта человечества, поэтому преемствен¬ность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от по¬вседневной жизни людей. При их посредстве новые поколе¬ния приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех граж¬данских отношений, которые существуют во всех сферах об¬щественной жизни.

Характеристика подросткового возраста как этап развития личности.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Личностное развитие человека несет на себе печать...

Личностное развитие - это процесс достаточно сложный и длительный. Для того чтобы добиться успеха в той или иной сфере жизни, необходимо постоянно развиваться и уделять самому себе много времени. Сегодня, в период высокого развития науки и техники, люди все чаще задаются вопросами о развитии себя, своих навыков и личностных качеств.

Личностное развитие является одним из важнейших процессов в жизни человека. От него зависит жизненный успех и удовлетворение человека собственной жизнью. У каждого из нас этот процесс проходит по разному. Главное правило для каждого, кто стремиться к самосовершенствованию, - понять, что любая личность неповторима и уникальна. Это проявляется в индивидуальности характера, остроте ума, способности к образованию и так далее.

Развитие личностных качеств необходимо начинать с выявления собственных достоинств и недостатков. Необходимо настроиться на положительный результат, но в то же время длительный и сложный период. От человека потребуется масса умственных затрат и усилий, чтобы достичь желаемого.

В некоторых источниках личностное развитие описывается как процесс формирования отношения к окружающим и стиля поведения, а также приобретения нового жизненного опыта. Это помогает человеку решать создавшиеся проблемы и конфликты, анализировать свои привычки и переводить свои мысли в осознанные действия.

Период времени, требуемый для развития, у каждого будет разным. Некоторые люди, особенно увлеченные этим процессом, совершенствуются на протяжении всей жизни. Это помогает достичь успеха и гармонии.

Случается так, что даже при наличии желания со стороны человека, личностное развитие невозможно. Причинами может служить следующее:

  1. Страхи и сомнения. При возникновении любых препятствий человек начинает размышлять: получится ли задуманное? А стоит ли вообще это делать? В таком случае надо постараться убедить себя в том, что все получится, что многие пробуют и все выходит. В случае неудачи необходимо проанализировать свои действия и выяснить причины.
  2. Отсутствие цели. Многие люди не задумываются о важности а некоторые и вовсе не умеют этого делать. Четко поставленная и сформулированная цель - это залог успеха любого предприятия. Не имея цели, вы не будете знать, к чему стремиться.
  3. Отсутствие планирования. Не спланировав свои действия, вы не сможете четко поставить цель и ваше драгоценное время будет просто уходить в никуда.
  4. Отсутствие действий. Поставив цель и спланировав шаги, необходимо сразу действовать. Только постоянное движение вперед поможет добиться результата.
  5. Мнение окружающих. Часто люди прислушиваются к близким, друзьям, коллегам и начинают сомневаться в себе и в результате. Помните, что если не получилось у кого-то, то это совсем не означает, что не получится у вас.
  6. Отсутствие настойчивости. На пути к заветной цели мы часто встречаем различные трудности. Нельзя перед ними пасовать, ведь никто не говорил, что будет легко. А проблемы и сложности только закаляют характер.
  7. Отсутствие наставника. В некоторых особо сложных вопросах и делах требуется помощь других людей. Не стесняйтесь ее просить, ведь знающий и опытный человек поможет вам быстро разобраться во всем.
  8. Окружение. Для того, чтобы стать человеком успешным, необходимо постоянно общаться с целеустремленными людьми, которые многого добились в жизни. Их положительный пример поможет справиться с сомнениями и страхами.
  9. Недостаточный уровень знаний. Личностное развитие невозможно без образования. Чем больше вы знаете и умеете, тем больше имеете возможностей и шансов на успех.
  10. Неумение абстрагироваться. Нельзя зацикливаться на определенной цели. Любому человеку нужен отдых. Хороший сон и компания друзей помогут забыть о проблемах и расслабиться.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Процесс развития

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.


Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с об¬ществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости че¬ловека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализа¬ции полностью завершен: по некоторым аспектам он про¬должается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры роди¬телей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социа¬лизация означает процесс постоянного познания, закрепле¬ния и творческого освоения человеком правил и норм пове¬дения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как соци¬ального института долгое время недостаточно учитывалась. Бо¬лее того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, обществен¬ные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впослед¬ствии обернулись крупными издержками в трудовой и общест¬венно-политической жизни.

Личностное развитие является необходимым компонентом в процессе духовного и нравственного становления личности. Без личностного развития и самосовершенствования невозможно себе представить зрелого состоявшегося человека, довольного своей жизнью и каждым прожитым днем. Для достижения такого результата необходимо постоянно работать над собой, заниматься улучшением полезных навыков. Само собой ничего не происходит, везде требуется прилагать усилия. Развитие личности начинается с детского возраста и продолжается во взрослом состоянии. В юности и молодости от человека требуется принятие на себя ответственности, умение решать сложные задачи. Все это придает уверенности и помогает двигаться вперед. В данной статье будут рассмотрены особенности и уровни развития личности.

Особенности личностного развития

Личностное развитие имеет ряд характерных особенностей. Эти особенности определяют уровень раскрытия настоящих способностей и умений, необходимых для удачной самореализации. Почему они имеют такое большое значение?

Неравномерность

Любое развитие никогда не происходит линейным образом. Личностное развитие отличается крайней неравномерностью и постепенностью. Иногда развитие конкретного индивида окружающим кажется незаметным и многие не замечают, что оно вообще есть. Однако на самом деле человек никогда не стоит на месте. Не бывает такого, чтобы сегодня индивид чего-то не умел, а завтра у него это с лихвой получалось. На все требуется время и приложение определенных усилий. Вот почему зачастую самому человеку не заметны перемены к лучшему. Только спустя весомый промежуток времени можно будет с уверенностью говорить о том, что движение происходит в правильном направлении. Раньше об этом вести речь не только не полезно, но и порой просто бессмысленно. Если все время пытаться подсчитывать свои достижения на начальном этапе, можно окончательно разочароваться.

Переход от отчаяния к надежде

Немаловажной особенностью развития является постоянное сомнение в достигнутом результате. Создается впечатление, что человек периодически анализирует собственные недостатки, пытаясь их исправить. В момент движения к своей мечте у личности неоднократно случаются метания от отчаяния к надежде. Все потому, что уверенность в себе тоже необходимо развивать. На первых же этапах преследует крайняя неуверенность в себе, неумение понять, что же в действительности происходит. Негативные эмоции захлестывают, но они отступают под влиянием положительных впечатлений. Нет ничего плохого в том, чтобы сомневаться в себе. Это характеристика начального уровня развития личности. Если бы каждый человек изначально был столь самоуверенным, чтобы сразу начать двигаться к своей цели, каждый не стал бы проходить через определенные трудности. А любые сложности, как известно, закаляют характер, делают нас сильнее.

Развитие самосознания

Становление самосознания – крайне значительная особенность формирования будущей уверенности в себе. Самосознание подготавливает личность к тому, чтобы иметь возможность с достоинством встретить свой успех. Без этого шага нельзя выйти на более высокий уровень. Личностное развитие требует от человека максимальной сосредоточенности на выполняемой задаче и умения быть честным с самим собой. Без этого невозможно хоть сколько-нибудь сдвинуться с места. Изменить уровень своего самосознания – значит, приблизиться к просветлению, сделаться открытым для новой информации. Это обстоятельство и составляет значимые особенности ищущего человека. Он всегда остается верным самому себе.

Переосмысление

Никакое развитие не может состояться без качественного переосмысления произошедших в прошлом событий. Любые достижения нуждаются в своевременной оценке и анализе. В противном случае нельзя будет выйти на более высокий уровень. Стремление не останавливаться на достигнутом результате составляет особенность развивающейся личности. Только в том случае, когда человек постоянно ставит перед собой цели, он действительно движется вперед. Время от времени необходимо переосмыслять уже имеющиеся достижения, рассматривать возможность выхода на другой уровень.

Уровни личностного развития

Психологическая наука выделяет конкретные уровни развития личности, которые способствуют скорейшему продвижению вперед. Рассмотрим их особенности более подробно.

Внутреннее стремление

Чтобы человек начал двигаться в направлении желаемого, необходима сильная мотивация. Не всегда она появляется у индивида автоматически, по умолчанию. Некоторым людям приходится всячески стимулировать себя и подталкивать к активным шагам. Это первый уровень продвижения к цели. С него обычно все начинается. Если человек не удовлетворяется результатами первых усилий, то постепенно к нему приходят новые возможности для преобразования ситуации. Однако большинство людей не стремятся заглядывать слишком далеко и удовлетворяются сравнительно небольшими достижениями. Все потому, что они боятся действовать открыто, ставить перед собой реальные задачи.

Это основный этап, который может длиться годами. У некоторых людей поиск собственной уникальной сущности происходит всю жизнь. Они постоянно находятся в поисках лучших идей, созревают для великих стремлений. Поиск себя – это уровень зрелости личности, показатель ее серьезности и нацеленности на удовлетворительный результат. Поиск себя может затянуться за счет появления личных испытаний, высокого уровня тревожности или повышенной неуверенности в себе. Главное при этом – продолжать действовать, не останавливаться на достигнутом результате, не сдаваться. Препятствия на то и даны нам, чтобы учиться их преодолевать. Когда человек осознает, зачем ему нужно подняться на ту или иную ступень, все получается естественным образом.

Обретение стабильности

Обретение стабильности – это завершающий этап личностного развития, однако оно на этом не заканчивается. Просто сам человек приходит в состояние внутреннего удовлетворения. Он обретает сильную уверенность в себе, знает себе цену и стремится к постоянному росту. Завтрашний день уже не пугает, он перестает казаться такой неожиданностью, как прежде. Люди, которые счастливы, всегда притягивают к себе улыбки и невольно вызывают восхищение.

Таким образом, личностное развитие представляет собой процесс последовательного прохождения личностью определенных этапов на пути к заветной цели. Оно осуществляется за счет постоянных усилий самого человека, его стремления не засиживаться на одном месте, а постоянно двигаться к новым горизонтам. Необходимость совершать открытия – значимая особенность индивида, который стремится сделать свой мир еще прекраснее и гармоничнее.