Лидерство определяется. Кто такой лидер? Типы лидерства

МОСКВА, 24 дек - РИА Новости. РИА Новости представляет десять самых важных, по мнению корреспондентов агентства, событий, происходивших в минувшем году в России.

1. Владимир Путин, названный в декабре "человеком года" по версии журнала Time", назвал своего преемника на посту президента РФ и определился со своим будущим.

Президент РФ поддержал инициативу выдвижения первого вице-премьера Дмитрия Медведева кандидатом в президенты , с которой выступили четыре партии - "Единая Россия", "Справедливая Россия", Аграрная партия России и "Гражданская сила". Медведев был официально выдвинут кандидатом в президенты РФ на съезде партии "Единая Россия" 17 декабря. На этом же съезде Владимир Путин принял предложение Медведева возглавить правительство в случае его победы на выборах и отказался от перераспределения полномочий между главой государства и кабинетом министров.

2. Выборы в Государственную Думу пятого созыва.

[-video:90668144-]Впервые в истории современной России все 450 депутатов избирались по партийным спискам, а проходной порог был установлен на уровне 7% вместо 5%. Было запрещено формирование избирательных блоков, отменены минимальный порог явки избирателей и графа "против всех". По итогам выборов парламентское представительство получила только одна оппозиционная партия - КПРФ. Ряд партий, игравших заметную роль в политической жизни страны в конце 1990-х - начале 2000-х, второй раз подряд не прошли в Думу и, по мнению экспертов, практически утратили в своем нынешнем виде шанс вернуться в "большую политику".

3. Убедительная победа крупнейшей российской партии "Единая Россия" на парламентских выборах 2 декабря.

Список партии на выборах впервые возглавил президент РФ. По итогам голосования "Единая Россия" набрала 64,30% голосов и получила конституционное большинство в парламенте. Из 11 участвовавших в выборах партий в Госдуму также прошли КПРФ - 11,57%, ЛДПР - 8,14%, "Справедливая Россия" - 7,74%. Либеральные партии набрали в общей сложности чуть больше 3%. На выборах была также зафиксирована рекордная явка - 63,78%.

4. Смерть первого президента России Бориса Ельцина.

6. Россия приостановила свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Введение моратория 12 декабря на действие ДОВСЕ стало беспрецедентным шагом в новейшей российской истории. Свое решение Москва объяснила тем, что договор, подписанный 19 декабря 1990 года в Париже 16 государствами-членами НАТО и шестью странами-участницами Организации Варшавского договора (ОВД) за год до распада СССР, по своему содержанию безнадежно устарел и уже не отражает изменений, которые произошли в Европе после исчезновения ОВД и расширения Североатлантического альянса. Одновременно Россия заявила о готовности продолжать переговоры с зарубежными партнерами для обеспечения контроля над вооружениями в Европе.

7. Арест заместителя министра финансов Сергея Сторчака.

Следственный комитет подозревает Сторчака , который стал самым высокопоставленным фигурантом антикоррупционных дел, в попытке хищения бюджетных средств в рамках урегулирования алжирского долга. Фигурантам дела грозит наказание в виде лишения свободы сроком от пяти до десяти лет. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин публично вступился за своего заместителя, поставив под сомнение аргументы следствия. Публичная критика Кудриным действий правоохранительных органов не убедила суд - Сторчак остается в заключении.

8. Экологическая катастрофа в Азовском и Черном морях.

[-video:87848195-]Шторм 11 ноября 2007 года стал причиной беспрецедентных морских происшествий в Азовском и Черном морях : за один день затонули четыре судна, шесть сели на мель, два танкера получили повреждения. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось около 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находится около 7 тысяч тонн серы.Работы по очистке акватории и побережья от мазутной грязи заняли более месяца. Только за первые дни после шторма на берегу были найдены почти 15 тысяч погибших птиц. По расчетам Росприроднадзора, общий экологический ущерб составил около 6,5 миллиардов рублей, причем 6,048 миллиарда предъявлены компании "Волготанкер", которой принадлежит разломившееся пополам судно "Волгонефть-139".

9. XXII зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут в городе Сочи.

На 119-й сессии МОК 4 июля в Гватемале российский город выиграл гонку на право проведения Олимпиады , обойдя в решающем голосовании на четыре голоса корейский Пхенчхан. В первом туре голосования Сочи и Пхенчхан выиграли у австрийского Зальцбурга. Многие связали эту победу с тем, что российскую команду на презентации заявки Сочи возглавил Владимир Путин, который обратился к членам МОКа на двух языках - английском и французском.

10. Футбольная сборная России пробилась в финальную часть Euro-2008 , который пройдет летом в Австрии и Швейцарии.

[-video:89076679-]После блестящей победы над сборной Англии в Москве со счетом 2:1, трагического поражения в решающем матче в Тель-Авиве от сборной Израиля 1:2 судьба российской сборной решалась в последний игровой день. Российские футболисты с трудом выиграли у сборной Андорры 1:0, но примут участие в турнире, благодаря блестящей и волевой победе хорватов над англичанами на лондонском "Уэмбли" 3:2. Голландский наставник россиян Гус Хиддинк в очередной раз доказал, что по части удачи в футбольном мире у него не слишком много конкурентов. На Euro-2008 сборная России в групповом этапе сыграет со сборными Испании, Греции, Швеции.

это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип Л. связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках веберовской традиции исследования Л. выделяется три типа Л., соответствующие различным формам авторитета (харизматический, традиционный и легальный). В рамках исследования Л. в малых группах различают формальное и неформальное Л. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном Л. выстраиваются по двум типам: руководитель - подчиненные или лидер - последователи. Эти типы Л. либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают: авторитарное Л., предполагающее единоличное управление деятельностью группы; демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы Л. могут оказаться эффективными в разной степени. Относительно природы Л. в социологии существует несколько точек зрения. Одной из наиболее ранних была «теория черт», исходящая из необходимости определенных качеств для осуществления роли лидера. Причем набор этих качеств оказывался различным у разных авторов и практически бесконечным. «Ситуационная теория» исходит из определяющей роли тех конкретных условий, в которых действует лидер. Современные подходы пытаются объединить достижения обеих теорий. Они концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свой авторитет, вдохновить последователей йа активные действия по достижению целей.

Лидер — это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит. Психология лидера — это . Как правило, его личностные качества — уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду.

Он лишен всяких сомнений. Он обладает нестандартным мышлением, в своих действиях и поступках.

Кто такой лидер

Для того, что такое «лидер», существует несколько определений, но все трактовки этого понятия сходятся в одном: психология лидерства — это психология сильной и независимой от чужого мнения личности, способной управлять любой ситуацией, быстро принимать решения. Лидерский потенциал представлен у каждого человека в той или иной степени. Он заложен в нас с рождения, кто-то развивает его, а кто-то нет.

Теория лидерских качеств — это один из наиболее ранних подходов к изучению и пониманию такого феномена, как «лидерство». Первые исследования данной концепции были нацелены на то, чтобы определить, что такое лидерское поведение, чем оно характеризуется и как отличает великих людей истории от остальных.

Ученые считали, что лидерские качества человека — это уникальное собрание, которое не изменяется с течением времени. Именно по этой причине исследователи хотели определить качества, присущие лидеру, чтобы в дальнейшем использовать их для идентификации людей с таким характером.

Последующие эксперименты привели к заключениям о том, что качества, необходимые лидеру, делятся на 4 основные группы:

Категория качеств Характеристика
Физиологическая группа Приятные внешние характеристики и голос, отменное здоровье, высокий уровень работоспособности, представительный вид, активность.
Психологическая группа По типу личность эта может быть интровертом или экстравертом. По темпераменту: флегматик, сангвиник, холерик. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество.
Интеллектуальная группа Высокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией. Теория лидерских качеств предполагает, что лидер логичен, эрудирован, образован, рассудителен, обладает оригинальным и быстрым мышлением.
Деловая и личностная группа Согласно теории личностных качеств лидера, человек должен быть организованным, дисциплинированным, надежным, дипломатичным, хозяйственным, гибким, самостоятельным и ответственным. Личные качества лидера: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность.

Не все способны играть лидерские роли. Но люди с определенным набором качеств обязательно становятся идейными вдохновителями для своего окружения.

Разновидности лидерства

Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.

Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.

Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:


Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:

  • бытовой: встречается в школе, университете, досуговых учреждениях и в семье;
  • социальный: производство, профсоюз, спортивные, творческие и прочие объединения;
  • политический: государственные и общественные деятели.

Классификация в зависимости от главной функции лидера

  1. Организатор. Потребности коллектива — это потребности лидера, поэтому он предпринимает активные действия на пути достижения целей.
  2. Творец. Обладает новаторским мышлением, способен решать любые вопросы. Главная черта — желание вести диалог, а не раздавать приказы.
  3. Борец. Обладает волевыми качествами, уверен в себе. Без раздумий вступает в борьбу.
  4. Дипломат. Превосходно знает и владеет ситуацией, а также всеми мельчайшими деталями. Прекрасно разбирается, на кого и как можно повлиять.
  5. Утешитель. Отличительная черта — это эмпатия. Уважает окружающих, относится к ним с пониманием и сочувствием.

В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.

Как помочь ребенку стать лидером

Развитие лидерских качеств — это важный . Раньше детей учили быть скромными и сдержанными, но с течением времени лидерские способности стали особенным аспектом в процессе воспитания.

Многих современных родителей волнует вопрос о том, как ребенка сделать лидером. Ведь мама и папа хотят видеть своего малыша успешным и счастливым. С помощью развития лидерских качеств ребенок сможет достичь больших успехов в жизни.

Перед тем как воспитать в ребенке лидерские качества, важно не забыть о двух вещах:

  1. Успехов добиваются не только лидеры. Человек может быть просто хорошим специалистом в своей области.
  2. и воспитание лидерства — это не синонимы. Родители должны помогать малышу становиться личностью и развивать свои природные таланты.

Если родители видят, что их малыш имеет определенные задатки, то встает вопрос о том, как воспитать ребенка лидером.

Лидер — в первую очередь человек, умеющий принимать ответственность за происходящее. Он точно понимает, куда ему идти. Для того чтобы знать, как научить ребенка быть лидером, необходимо следовать простым советам:

  1. Ребенок должен получать свой опыт. Развитие лидерских качеств у подростков предполагает некоторую свободу действий последних. Нужно давать им набивать собственные шишки. По этому принципу развитие лидерских качеств у старших школьников зачастую может сопровождаться драками со сверстниками и другими подростковыми проблемами. Если родители будут вмешиваться в ситуацию и постоянно переживать за своего отпрыска, перекладывание решений собственных проблем войдет у ребенка в привычку.
  2. Высокий уровень интеллекта и критическое мышление — главные атрибуты лидерства. Успешный человек умеет анализировать ситуацию, видеть причинно-следственные связи и составлять правильные прогнозы.
  3. Участие в соревнованиях. Формирование лидерских качеств у подростков происходит в том числе и во время соревнований. Это не значит, что ребенок должен постоянно выигрывать, настоящий лидер должен уметь достойно принимать поражение.
  4. Личная зона ответственности. Развитие лидерских качеств у старших школьников предполагает, что дети понимают: каждый их поступок приводит к определенному результату.
  5. Отсутствие готовых решений. Если ребенок пришел к родителям с какой-то проблемой, не рекомендуется сразу же выдавать ему готовый ответ. Следует задать несколько наводящих вопросов, чтобы малыш начал думать сам.

Вопрос о том, как воспитать лидера, может быть решен очень просто, если родители выберут правильный вектор развития своего ребенка и будут направлять его на этом пути.

Как воспитать в себе лидера

Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.

Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:

  1. Умение слышать собеседника. Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
  2. Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
  3. Ответственность и справедливость. Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.

Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.

Чтобы стать , нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:

  1. Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
  2. Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
  3. Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
  4. Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
  5. Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.

Лидер и руководитель

Термины «лидер» и «руководитель» сходны по значению, однако имеют ряд существенных отличий.

Руководитель — это официальное лицо, управляющее коллективом. Он организует ее деятельность и несет юридическую ответственность.

Психология руководства и лидерства отличается по следующим свойствам:

Признаки лидера в коллективе Признаки руководителя
Как правило, лидер регулирует межличностное взаимодействие в группе. Регулирует официальные связи группы.
Лидерство — это субъект микросреды. Руководство — это субъект макросреды.
Лидерское поведение возникает само собой. Назначение руководства происходит целенаправленно.
Лидерство нестабильно. Существует некая стабильность.
Нет системы санкций. Есть система санкций.
Лидер решает более насущные задачи. Принятие решений затрудняется наличием множества обстоятельств. Руководитель должен смотреть в будущее на возможные последствия.
Сфера влияния — малая группа. Сфера влияния — малая группа в широкой общественной системе.

Лидерство в психологии — эмоциональное описание поведения отдельных членов коллектива, а руководство — социальная характеристика отношений в группе.

Основные качества настоящего лидера, отличия от качеств руководителя:

  1. Порядок и последовательность при выполнении работы. Сотрудничество строится на фактах, в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Психология лидерства рассматривает людей не в качестве подчиненных, а как коллег. Для руководителя сотрудники — это его подчиненные, за которых он несет официальную ответственность.
  2. Способность воодушевлять людей. Лидер четко видит цель и путь ее достижения. Руководитель занимает пассивную позицию по отношению к поставленным задачам.
  3. Умение учитывать нужды работников. Лидеры должны заслужить уважение коллег. Руководители же, напротив, исключают эмоциональную составляющую из взаимодействия с сотрудниками. Они ожидают и принимают уважение по отношению к себе как должное.
  4. Личный пример. Доверие — ключевое понятие в работе лидера с коллегами. Большее внимание уделяется успехам, нежели ошибкам. Для руководителя ключевое понятие в работе — контроль. Наказания превалируют над вознаграждениями.
  5. Новаторство и нестандартный подход. Умение рисковать и нести за это ответственность — отличительная черта современного лидера. Руководитель, как правило, опирается на старый опыт.
  6. Делегирование полномочий. Лидер спокойно может передать полномочия, таким образом создавая позитивную обратную связь. Руководитель с подозрением относится к новым идеям, которые идут не от него.

Правила лидера сводятся к тому, чтобы работники делали правильные вещи, а руководителя — чтобы все было правильно.