Первое мероприятие советской власти по народному образованию. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Великая Октябрьская Социалистическая Революция состоялась 25-26 октября 1917 г. (7-8 ноября по новому стилю). Это одно из величайших событий в истории России, в результате которого произошли кардинальные перемены в положении всех классов общества.

Октябрьская революция началась в результате ряда веских причин:

В 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в первую мировую войну, положение на фронте было не из лучших, отсутствовал толковый предводитель, армия несла большие потери. В промышленности преобладал рост военной продукции над потребительской, что привело к росту цен и вызвало недовольство масс. Солдаты и крестьяне хотели мира, а наживавшаяся на поставках военных средств буржуазия жаждала продолжения военных действий.

Национальные конфликты.

Накал классовой борьбы. Крестьяне веками мечтавшие избавиться от гнета помещиков и кулаков и завладеть землей были готовы к решительным действиям.

Распространенность социалистических идей в обществе.

Партия большевиков добилась огромного влияния на массы. В октябре на их стороне было уже 400 тыс. человек. 16 октября 1917 г. был создан Военно-революционный комитет, который начал подготовку к вооруженному восстанию. В ходе революции к 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе были заняты большевиками, под предводительством В.И. Ленина. Они захватывают Зимний дворец и арестовывают временное правительство.

Вечером 25 октября на 2-ом Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, объявили, что власть переходит ко 2-ому Съезду Советов, а на местах - к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Решения II Всероссийского съезда Советов. Первые декреты советской власти:

Декрет о мире - объявление о выходе России из войны, обращение ко всем воюющим державам с предложением начать переговоры о мире без аннексий и контрибуций;

Декрет о земле - фактически принята эсеровская программа социализации земли, популярная среди крестьян: отмена частной собственности на землю, безвозмездная конфискация помещичьих земель и раздел их среди крестьян по трудовой и потребительской нормам. Требования крестьян полностью удовлетворены;

Декрет о власти - провозглашение перехода власти к Советам, создание новой структуры власти, отказ от принципа разделения властей как буржуазного.

В итоге октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения: фабрики, заводы, шахты – в руки рабочих.

Вследствие октябрьского переворота началась Гражданская война, из-за которой погибли миллионы людей, и началась эмиграции в другие страны. Великая октябрьская революция повлияла на последующий ход мировой истории.

36. Гражданская война 1918 – 1922 гг.

Гражданская война - это ожесточенная вооруженная борьба различных социальных, национальных и политических сил за власть внутри страны.

Причины Гражданской войны :

Общенациональный кризис в стране, породивший непримиримые противоречия между основными социальными слоями общества;

Особенности социально-экономической и антирелигиозной политики большевиков, направленной на разжигание вражды в обществе;

Стремление дворянства и буржуазии вернуть утраченное положение;

Падение ценности человеческой жизни в хо де Первой мировой войны - психологический фактор.

Специфические черты Гражданской войны:

Сопровождалась интервенцией иностранных держав, стремившихся максимально осла бить Россию;

Велась с крайним ожесточением («красный» и «белый» террор).

Основные события Гражданской войны .

Первый этап (октябрь 1917 - весна 1918 г.): победа вооруженного восстания в Петрограде и свержение Временного правительства. Военные действия носили локальный характер. Антибольшевистские силы использовали политические методы борьбы или создавали вооруженные формирования (Добровольческая армия).

Второй этап (весна - декабрь 1918г.): формирование антибольшевистских центров и начало активных боевых действий.

Ключевые даты

Март - апрель - оккупация Германией Украины, Прибалтики и Крыма, в ответ страны Антанты решают ввести свои войска на территорию России. Англия высаживает десант в Мурманске, Япония - во Владивостоке  интервенция

Май - мятеж Чехословацкого корпуса, со стоявшего из перешедших на сторону Антанты пленных чехов и словаков и двигавшегося на эшелонах к Владивостоку для переброски во Францию. Причина восстания - попытка большевиков разоружить корпус. Итоги: одновременное падение советской власти на всем протяжении Транс сибирской магистрали.

Июнь - создание ряда эсеровских правительств: Комитета членов Учредительного собрания в Самаре, Временного сибирского правительства в Томске, Уральского областного правительства в Екатеринбурге.

Сентябрь - создание в Уфе «всероссийского правительства» - Уфимской директории.

Ноябрь - разгон Уфимской директории адмиралом А. В. Колчаком, объявившим себя «верховным правителем России».

Третий этап (январь - декабрь 1919 г.) - кульминация Гражданской войны: относительное равенство сил, крупномасштабные операции на всех фронтах. К началу 1919 г. в стране сформировались три основных центра Белого движения:

Войска адмирала А. В. Колчака (Урал, Сибирь);

Вооруженные силы Юга России генерала А. И. Деникина (Донская область, Северный Кавказ);

Войска генерала Н. Н. Юденича в Прибалтике.

Ключевые даты

Март - апрель - генеральное наступление войск Колчака на Казань и Москву, мобилизация большевиками всех возможных ресурсов.

Конец апреля - декабрь - контрнаступление Красной Армии (С. С. Каменев, М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевский), вытеснение войск Колчака за Урал и их полный разгром к концу 1919 г.

Май - июнь - первое наступление Юденича на Петроград. С трудом отбито. Генеральное наступление войск Деникина. Захвачены Донбасс, часть Украины, Белгород, Царицын.

Сентябрь - октябрь - начало наступления Деникина на Москву (максимальное продвижение - до Орла). Второе наступление войск генерала Юденича на Петроград. Контрнаступление Красной Армии против сил Деникина (А. И. Его ров, СМ. Буденный) и Юденича (А. И. Корк).

Ноябрь - войска Юденича отброшены в Эстонию.

Итоги : к концу 1919 г. наметился явный перевес сил в пользу большевиков, по сути, исход войны был предрешен.

Четвертый этап (январь - ноябрь 1920 г.): разгром Белого движения в европейской части России.

Ключевые даты

Апрель - октябрь - советско-польская вой на. Вторжение польских войск на Украину и захват Киева (май). Контрнаступление Красной Армии.

Октябрь - Рижский мирный договор с Польшей: Польше передавалась Западная Украина и Западная Белоруссия. Но за счет этого Советской России удалось освободить войска для наступления в Крыму.

Ноябрь - наступление Красной Армии в Крыму (М. В. Фрунзе) и полный разгром войск Врангеля. Завершение Гражданской войны в европейской части России.

Пятый этап (конец 1920-1922г.): разгром Белого движения на Дальнем Востоке.

Октябрь 1922 г. - освобождение Владивостока от японцев.

Причины победы красных в войне:

Удалось привлечь на свою сторону крестьянство обещанием реализовать Декрет о земле после победы в войне. Аграрная программа белых предусматривала возврат захваченных земель помещикам;

Отсутствие единого командования и планов ведения войны у белых. У красных, наоборот, имелась компактная территория, единый вождь - Ленин, единые планы ведения боевых действий;

неудачная национальная политика белых - лозунг «единой и неделимой России» оттолкнул от Белого движения национальные окраины, в то время как лозунг свободы национального самоопределения обеспечил большевикам их поддержку;

Белые опирались на помощь Антанты, т.е. интервентов, и поэтому в глазах населения вы глядели их пособниками, выступали как антинациональная сила. По этой же причине почти половина офицеров царской армии перешли на сторону красных в качестве военспецов;

Красным удалось провести мобилизацию всех ресурсов при помощи политики «военного коммунизма», чего не смогли сделать белые. Основные мероприятия этой политики: введение продразверстки (по сути, конфискация продовольствия у крестьян на нужды армии) и всеобщей трудовой повинности (т. е. милитаризация труда), запрет частной торговли, национализация средних и даже мелких предприятий, курс на свертывание товарно-денежных отношений

Последствия Гражданской войны :

Тяжелейший экономический кризис, хозяйственная разруха, падение промышленного производства в 7 раз, сельскохозяйственного - в 2 раза;

Огромные демографические потери - за годы Первой мировой и Гражданской войн от боевых действий, голода и эпидемий погибло около 10 млн человек;

Окончательное становление диктатуры большевиков, при этом жесткие методы управления страной периода Гражданской войны стали рассматриваться как вполне приемлемые и для мирного времени.

37. Россия на рубеже 19 – 20 вв. Политическое и экономическое развитие.

Начать ответ следует с раскрытия понятия «модернизация»: это процесс коренного изменения экономического, политического и социального развития страны, начавшийся в 90-е гг. XIX в. В каждой из этих сфер модернизация проявлялась по-разному.

В экономической сфере модернизация выразилась в переходе к индустриализации - резкому увеличению темпов роста промышленного производства, его преобладанию над сельскохозяйственным производством, а так же в концентрации и монополизации производства и капиталов.

Процесс модернизации в политической сфере заключался в переходе от традиционных, полуфеодальных форм правления к буржуазным - конституционной монархии или республике и сопровождался вовлечением больших групп населения в политическую борьбу, созданием политических партий, выражавших их интересы.

Модернизация в социальной сфере привела к урбанизации - резкому увеличению численности городского населения и к маргинализации - потере определенной частью населения своего социального статуса. Как следствие, вплоть до революции 1905-1907 гг. усиливались социальная напряженность и социальные конфликты в обществе.

Далее следует отметить, что в 1890-е гг. Россия вступила в период монополистического капитализма . Его основные признаки: монополизация промышленности, слияние промышленного и финансового капиталов, раздел сфер влияния между международными монополиями, территориальный раздел мира и начало борьбы за передел сфер влияния.

Затем надо рассмотреть этапы экономического развития страны:

1890-е гг. - промышленный подъем. Не обходимо отметить его тесную связь с железнодорожным строительством, которое привело к раз витию смежных отраслей экономики, и огромную роль в этом государства, проанализировать экономическую политику С. Ю. Витте (бюджетную и денежную реформы, введение системы госзаказов, поощрение ввоза иностранного капитала в страну), привести статистические данные о росте промышленного производства в эти годы (среднегодовые темпы роста - 10-12%);

1900-1903 гг. - экономический кризис. Спад производства на 8-15%, особенно пострадала мелкая промышленность;

1904 -1908 гг. - депрессия. Следует проанализировать ее причины: прежде всего, это забастовочное движение во время революции 1905-1907 гг.;

А) 1909-1913 гг. - промышленный подъем. Этот этап характеризуется усилением монополизации промышленности, появлением монополий высших форм - синдикатов, трестов, концернов. Необходимо высказать свое мнение по вопросу о степени влияния иностранного капитала в экономике России.

Следует обратить внимание на чрезмерную социальную дифференциацию населения (каждое сословие было неоднородно и делилось на не сколько более мелких социальных групп со своей коллективной психологией и интересами), на особую роль интеллигенции, считавшей себя выразительницей интересов всех слоев общества, на слабость так называемого среднего класса, который находился в стадии формирования, на отсутствие продуманной социальной политики, на потерю жизненных ориентиров у маргинальных слоев населения, на наличие антагонистических социальных групп: дворянство - крестьянство, буржуазия - рабочие. Все это вместе взятое еще больше усложняло ситуацию в стране.

Вывод: на рубеже XIX-XX вв. в стране началась модернизация, были достигнуты значительные успехи в экономическом развитии. Однако сделано это было в основном за счет населения, уровень жизни которого был крайне низок. Сложившиеся диспропорции крайне обострили социальные проблемы и привели в начале XX в. к революции.

38. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Экономический подъем России, строительство железных дорог, экспансивная политика освоения провинций, привела к упрочению позиций России на Дальнем Востоке. У царского правительства появилась возможность распространить свое влияние на Корею и Китай. С этой целью царское правительство в 1898 г. взяло в аренду у Китая Ляодунский полуостров сроком на 25 лет.

В 1900 г. Россия вместе с другими великими державами приняла участие в подавлении восстания в Китае и ввела свои войска в Манчжурию под предлогом обеспечения охраны КВЖД. Китаю было поставлено условие - вывод войск с оккупированных территорий в обмен на концессию Манчжурии. Однако международная ситуация сложилась неблагоприятно, и Россия была вынуждена вывести свои войска без удовлетворения претензий. Недовольная ростом российского влияния на Дальнем Востоке, поддерживаемая Англией и США, Япония вступила в борьбу за главенствующую роль в Юго-Восточной Азии. К военному конфликту готовились обе державы.

Расклад сил в тихоокеанском регионе был не в пользу царской России. Она значительно уступала в количестве сухопутных войск (в районе Порт-Артура была сосредоточена группировка в 98 тыс. солдат против 150-тысячной японской армии). Япония значительно превосходила Россию в военной технике (японские ВМС имели вдвое больше крейсеров и трехкратно превосходили российский флот по количеству миноносцев). Театр военных действий находился на значительном удалении от центра Росси, что затрудняло поставку боеприпасов и продовольствия. Положение усугублялось низкой пропускной способностью железных дорог. Невзирая на это, царское правительство продолжало агрессивную политику на Дальнем Востоке. В желании отвлечь народ от социальных проблем правительство решило поднять престиж самодержавия «победоносной войной».

27 января 1904 г . без объявления войны японские войска атаковали русскую эскадру, стоящую на рейде Порт-Артура.

В результате было повреждено несколько российских боевых кораблей. В корейском порту Чемульпо были блокированы российский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Экипажам была предложена капитуляция. Отвергнув это предложение, русские моряки вывели корабли на внешний рейд и приняли бой с японской эскадрой.

Несмотря на героическое сопротивление, прорваться к Порт-Артуру им не удалось. Оставшиеся в живых моряки затопили суда, не сдавшись врагу.

Трагически складывалась оборона Порт-Артура. 31 марта 1904 г. при выводе эскадры на внешний рейд на мине подорвался флагманский корабль крейсер «Петропавловск», погиб выдающийся военачальник, организатор обороны Порт-Артура адмирал С.О.Макаров. Командование сухопутными войсками не предприняло должных действий и допустило окружение Порт-Артура. Отрезанный от остальной армии 50-тысячный гарнизон с августа по декабрь 1904 г. отразил шесть массированных атак японских войск.

Порт-Артур пал в конце декабря 1904 г. Потеря основной базы российских войск предопределила исход войны. Крупное поражение русская армия потерпела под Мукденом. В октябре 1904 г. на помощь осажденному Порт-Артуру вышла 2-я тихоокеанская эскадра. Вблизи острова Цусима в Японском море она была встречена и разгромлена японскими ВМС.

В августе 1905 г. в Портсмунде Россией и Японией был подписан мирный договор, по которому Японии отошла южная часть острова Сахалин и Порт-Артур. Японцам предоставлялось право свободной ловли рыбы в российских территориальных водах. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Маньчжурии. Корея признавалась сферой японских интересов.

Русско-японская война легла тяжелым экономическим бременем на плечи народа. Расходы на войну составили 3 млрд рублей из внешних займов. Россия потеряла убитыми, ранеными и захваченными в плен 400 тыс. человек. Поражение показало слабость царской России и усилило недовольство в обществе существующей системой власти, приблизило начало революционных событий.

39. Культура в 1917 – 1927 гг.

С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. По мере того как утверждалась однопартийная политическая система, изгонялась оппозиция, складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосударствлялась, подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую самостоятельность. Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному об ществу, - культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии. Сказанное, конечно, не означает, что наука и культура в 20-30-е гг. не знали взлетов, крупных свершений, выдающихся открытий. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны.

Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности . Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-читален, библиотек. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е гг. - яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.). В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб».

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков , факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х - 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий - выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др.

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушкои др.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, попыток найти необычные, яркие художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства (Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического ре ализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения - последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А А. Ахматова).

И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А.А.Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Страна Му-равия» А. Т. Твардовского, симфоническая и камерная музыка Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни И. О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, кинофильмы С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. В. Александрова и др.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Образование древнерусского государства

На сайте сайт читайте: образование древнерусского государства.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Великая Октябрьская Социалистическая Революция состоялась 25-26 октября 1917 г. (7-8 ноября по новому стилю). Это одно из величайших событий в истории России, в результате которого произошли кардинальные перемены в положении всех классов общества.

Октябрьская революция началась в результате ряда веских причин:

В 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в первую мировую войну, положение на фронте было не из лучших, отсутствовал толковый предводитель, армия несла большие потери. В промышленности преобладал рост военной продукции над потребительской, что привело к росту цен и вызвало недовольство масс. Солдаты и крестьяне хотели мира, а наживавшаяся на поставках военных средств буржуазия жаждала продолжения военных действий.

Национальные конфликты.

Накал классовой борьбы. Крестьяне веками мечтавшие избавиться от гнета помещиков и кулаков и завладеть землей были готовы к решительным действиям.

Распространенность социалистических идей в обществе.

Партия большевиков добилась огромного влияния на массы. В октябре на их стороне было уже 400 тыс. человек. 16 октября 1917 г. был создан Военно-революционный комитет, который начал подготовку к вооруженному восстанию. В ходе революции к 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе были заняты большевиками, под предводительством В.И. Ленина. Они захватывают Зимний дворец и арестовывают временное правительство.

Вечером 25 октября на 2-ом Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, объявили, что власть переходит ко 2-ому Съезду Советов, а на местах - к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Решения II Всероссийского съезда Советов. Первые декреты советской власти:

Декрет о мире - объявление о выходе России из войны, обращение ко всем воюющим державам с предложением начать переговоры о мире без аннексий и контрибуций;

Декрет о земле - фактически принята эсеровская программа социализации земли, популярная среди крестьян: отмена частной собственности на землю, безвозмездная конфискация помещичьих земель и раздел их среди крестьян по трудовой и потребительской нормам. Требования крестьян полностью удовлетворены;

Декрет о власти - провозглашение перехода власти к Советам, создание новой структуры власти, отказ от принципа разделения властей как буржуазного.

В итоге октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения: фабрики, заводы, шахты – в руки рабочих.

Вследствие октябрьского переворота началась Гражданская война, из-за которой погибли миллионы людей, и началась эмиграции в другие страны. Великая октябрьская революция повлияла на последующий ход мировой истории.

36. Гражданская война 1918 – 1922 гг.

Гражданская война - это ожесточенная вооруженная борьба различных социальных, национальных и политических сил за власть внутри страны.

Причины Гражданской войны :

Общенациональный кризис в стране, породивший непримиримые противоречия между основными социальными слоями общества;

Особенности социально-экономической и антирелигиозной политики большевиков, направленной на разжигание вражды в обществе;

Стремление дворянства и буржуазии вернуть утраченное положение;

Падение ценности человеческой жизни в хо де Первой мировой войны - психологический фактор.

Специфические черты Гражданской войны:

Сопровождалась интервенцией иностранных держав, стремившихся максимально осла бить Россию;

Велась с крайним ожесточением («красный» и «белый» террор).

Основные события Гражданской войны .

Первый этап (октябрь 1917 - весна 1918 г.): победа вооруженного восстания в Петрограде и свержение Временного правительства. Военные действия носили локальный характер. Антибольшевистские силы использовали политические методы борьбы или создавали вооруженные формирования (Добровольческая армия).

Второй этап (весна - декабрь 1918г.): формирование антибольшевистских центров и начало активных боевых действий.

Ключевые даты

Март - апрель - оккупация Германией Украины, Прибалтики и Крыма, в ответ страны Антанты решают ввести свои войска на территорию России. Англия высаживает десант в Мурманске, Япония - во Владивостоке  интервенция

Май - мятеж Чехословацкого корпуса, со стоявшего из перешедших на сторону Антанты пленных чехов и словаков и двигавшегося на эшелонах к Владивостоку для переброски во Францию. Причина восстания - попытка большевиков разоружить корпус. Итоги: одновременное падение советской власти на всем протяжении Транс сибирской магистрали.

Июнь - создание ряда эсеровских правительств: Комитета членов Учредительного собрания в Самаре, Временного сибирского правительства в Томске, Уральского областного правительства в Екатеринбурге.

Сентябрь - создание в Уфе «всероссийского правительства» - Уфимской директории.

Ноябрь - разгон Уфимской директории адмиралом А. В. Колчаком, объявившим себя «верховным правителем России».

Третий этап (январь - декабрь 1919 г.) - кульминация Гражданской войны: относительное равенство сил, крупномасштабные операции на всех фронтах. К началу 1919 г. в стране сформировались три основных центра Белого движения:

Войска адмирала А. В. Колчака (Урал, Сибирь);

Вооруженные силы Юга России генерала А. И. Деникина (Донская область, Северный Кавказ);

Войска генерала Н. Н. Юденича в Прибалтике.

Ключевые даты

Март - апрель - генеральное наступление войск Колчака на Казань и Москву, мобилизация большевиками всех возможных ресурсов.

Конец апреля - декабрь - контрнаступление Красной Армии (С. С. Каменев, М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевский), вытеснение войск Колчака за Урал и их полный разгром к концу 1919 г.

Май - июнь - первое наступление Юденича на Петроград. С трудом отбито. Генеральное наступление войск Деникина. Захвачены Донбасс, часть Украины, Белгород, Царицын.

Сентябрь - октябрь - начало наступления Деникина на Москву (максимальное продвижение - до Орла). Второе наступление войск генерала Юденича на Петроград. Контрнаступление Красной Армии против сил Деникина (А. И. Его ров, СМ. Буденный) и Юденича (А. И. Корк).

Ноябрь - войска Юденича отброшены в Эстонию.

Итоги : к концу 1919 г. наметился явный перевес сил в пользу большевиков, по сути, исход войны был предрешен.

Четвертый этап (январь - ноябрь 1920 г.): разгром Белого движения в европейской части России.

Ключевые даты

Апрель - октябрь - советско-польская вой на. Вторжение польских войск на Украину и захват Киева (май). Контрнаступление Красной Армии.

Октябрь - Рижский мирный договор с Польшей: Польше передавалась Западная Украина и Западная Белоруссия. Но за счет этого Советской России удалось освободить войска для наступления в Крыму.

Ноябрь - наступление Красной Армии в Крыму (М. В. Фрунзе) и полный разгром войск Врангеля. Завершение Гражданской войны в европейской части России.

Пятый этап (конец 1920-1922г.): разгром Белого движения на Дальнем Востоке.

Октябрь 1922 г. - освобождение Владивостока от японцев.

Причины победы красных в войне:

Удалось привлечь на свою сторону крестьянство обещанием реализовать Декрет о земле после победы в войне. Аграрная программа белых предусматривала возврат захваченных земель помещикам;

Отсутствие единого командования и планов ведения войны у белых. У красных, наоборот, имелась компактная территория, единый вождь - Ленин, единые планы ведения боевых действий;

неудачная национальная политика белых - лозунг «единой и неделимой России» оттолкнул от Белого движения национальные окраины, в то время как лозунг свободы национального самоопределения обеспечил большевикам их поддержку;

Белые опирались на помощь Антанты, т.е. интервентов, и поэтому в глазах населения вы глядели их пособниками, выступали как антинациональная сила. По этой же причине почти половина офицеров царской армии перешли на сторону красных в качестве военспецов;

Красным удалось провести мобилизацию всех ресурсов при помощи политики «военного коммунизма», чего не смогли сделать белые. Основные мероприятия этой политики: введение продразверстки (по сути, конфискация продовольствия у крестьян на нужды армии) и всеобщей трудовой повинности (т. е. милитаризация труда), запрет частной торговли, национализация средних и даже мелких предприятий, курс на свертывание товарно-денежных отношений

Последствия Гражданской войны :

Тяжелейший экономический кризис, хозяйственная разруха, падение промышленного производства в 7 раз, сельскохозяйственного - в 2 раза;

Огромные демографические потери - за годы Первой мировой и Гражданской войн от боевых действий, голода и эпидемий погибло около 10 млн человек;

Окончательное становление диктатуры большевиков, при этом жесткие методы управления страной периода Гражданской войны стали рассматриваться как вполне приемлемые и для мирного времени.

37. Россия на рубеже 19 – 20 вв. Политическое и экономическое развитие.

Начать ответ следует с раскрытия понятия «модернизация»: это процесс коренного изменения экономического, политического и социального развития страны, начавшийся в 90-е гг. XIX в. В каждой из этих сфер модернизация проявлялась по-разному.

В экономической сфере модернизация выразилась в переходе к индустриализации - резкому увеличению темпов роста промышленного производства, его преобладанию над сельскохозяйственным производством, а так же в концентрации и монополизации производства и капиталов.

Процесс модернизации в политической сфере заключался в переходе от традиционных, полуфеодальных форм правления к буржуазным - конституционной монархии или республике и сопровождался вовлечением больших групп населения в политическую борьбу, созданием политических партий, выражавших их интересы.

Модернизация в социальной сфере привела к урбанизации - резкому увеличению численности городского населения и к маргинализации - потере определенной частью населения своего социального статуса. Как следствие, вплоть до революции 1905-1907 гг. усиливались социальная напряженность и социальные конфликты в обществе.

Далее следует отметить, что в 1890-е гг. Россия вступила в период монополистического капитализма . Его основные признаки: монополизация промышленности, слияние промышленного и финансового капиталов, раздел сфер влияния между международными монополиями, территориальный раздел мира и начало борьбы за передел сфер влияния.

Затем надо рассмотреть этапы экономического развития страны:

1890-е гг. - промышленный подъем. Не обходимо отметить его тесную связь с железнодорожным строительством, которое привело к раз витию смежных отраслей экономики, и огромную роль в этом государства, проанализировать экономическую политику С. Ю. Витте (бюджетную и денежную реформы, введение системы госзаказов, поощрение ввоза иностранного капитала в страну), привести статистические данные о росте промышленного производства в эти годы (среднегодовые темпы роста - 10-12%);

1900-1903 гг. - экономический кризис. Спад производства на 8-15%, особенно пострадала мелкая промышленность;

1904 -1908 гг. - депрессия. Следует проанализировать ее причины: прежде всего, это забастовочное движение во время революции 1905-1907 гг.;

А) 1909-1913 гг. - промышленный подъем. Этот этап характеризуется усилением монополизации промышленности, появлением монополий высших форм - синдикатов, трестов, концернов. Необходимо высказать свое мнение по вопросу о степени влияния иностранного капитала в экономике России.

Следует обратить внимание на чрезмерную социальную дифференциацию населения (каждое сословие было неоднородно и делилось на не сколько более мелких социальных групп со своей коллективной психологией и интересами), на особую роль интеллигенции, считавшей себя выразительницей интересов всех слоев общества, на слабость так называемого среднего класса, который находился в стадии формирования, на отсутствие продуманной социальной политики, на потерю жизненных ориентиров у маргинальных слоев населения, на наличие антагонистических социальных групп: дворянство - крестьянство, буржуазия - рабочие. Все это вместе взятое еще больше усложняло ситуацию в стране.

Вывод: на рубеже XIX-XX вв. в стране началась модернизация, были достигнуты значительные успехи в экономическом развитии. Однако сделано это было в основном за счет населения, уровень жизни которого был крайне низок. Сложившиеся диспропорции крайне обострили социальные проблемы и привели в начале XX в. к революции.

38. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Экономический подъем России, строительство железных дорог, экспансивная политика освоения провинций, привела к упрочению позиций России на Дальнем Востоке. У царского правительства появилась возможность распространить свое влияние на Корею и Китай. С этой целью царское правительство в 1898 г. взяло в аренду у Китая Ляодунский полуостров сроком на 25 лет.

В 1900 г. Россия вместе с другими великими державами приняла участие в подавлении восстания в Китае и ввела свои войска в Манчжурию под предлогом обеспечения охраны КВЖД. Китаю было поставлено условие - вывод войск с оккупированных территорий в обмен на концессию Манчжурии. Однако международная ситуация сложилась неблагоприятно, и Россия была вынуждена вывести свои войска без удовлетворения претензий. Недовольная ростом российского влияния на Дальнем Востоке, поддерживаемая Англией и США, Япония вступила в борьбу за главенствующую роль в Юго-Восточной Азии. К военному конфликту готовились обе державы.

Расклад сил в тихоокеанском регионе был не в пользу царской России. Она значительно уступала в количестве сухопутных войск (в районе Порт-Артура была сосредоточена группировка в 98 тыс. солдат против 150-тысячной японской армии). Япония значительно превосходила Россию в военной технике (японские ВМС имели вдвое больше крейсеров и трехкратно превосходили российский флот по количеству миноносцев). Театр военных действий находился на значительном удалении от центра Росси, что затрудняло поставку боеприпасов и продовольствия. Положение усугублялось низкой пропускной способностью железных дорог. Невзирая на это, царское правительство продолжало агрессивную политику на Дальнем Востоке. В желании отвлечь народ от социальных проблем правительство решило поднять престиж самодержавия «победоносной войной».

27 января 1904 г . без объявления войны японские войска атаковали русскую эскадру, стоящую на рейде Порт-Артура.

В результате было повреждено несколько российских боевых кораблей. В корейском порту Чемульпо были блокированы российский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Экипажам была предложена капитуляция. Отвергнув это предложение, русские моряки вывели корабли на внешний рейд и приняли бой с японской эскадрой.

Несмотря на героическое сопротивление, прорваться к Порт-Артуру им не удалось. Оставшиеся в живых моряки затопили суда, не сдавшись врагу.

Трагически складывалась оборона Порт-Артура. 31 марта 1904 г. при выводе эскадры на внешний рейд на мине подорвался флагманский корабль крейсер «Петропавловск», погиб выдающийся военачальник, организатор обороны Порт-Артура адмирал С.О.Макаров. Командование сухопутными войсками не предприняло должных действий и допустило окружение Порт-Артура. Отрезанный от остальной армии 50-тысячный гарнизон с августа по декабрь 1904 г. отразил шесть массированных атак японских войск.

Порт-Артур пал в конце декабря 1904 г. Потеря основной базы российских войск предопределила исход войны. Крупное поражение русская армия потерпела под Мукденом. В октябре 1904 г. на помощь осажденному Порт-Артуру вышла 2-я тихоокеанская эскадра. Вблизи острова Цусима в Японском море она была встречена и разгромлена японскими ВМС.

В августе 1905 г. в Портсмунде Россией и Японией был подписан мирный договор, по которому Японии отошла южная часть острова Сахалин и Порт-Артур. Японцам предоставлялось право свободной ловли рыбы в российских территориальных водах. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Маньчжурии. Корея признавалась сферой японских интересов.

Русско-японская война легла тяжелым экономическим бременем на плечи народа. Расходы на войну составили 3 млрд рублей из внешних займов. Россия потеряла убитыми, ранеными и захваченными в плен 400 тыс. человек. Поражение показало слабость царской России и усилило недовольство в обществе существующей системой власти, приблизило начало революционных событий.

39. Культура в 1917 – 1927 гг.

С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. По мере того как утверждалась однопартийная политическая система, изгонялась оппозиция, складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосударствлялась, подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую самостоятельность. Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному об ществу, - культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии. Сказанное, конечно, не означает, что наука и культура в 20-30-е гг. не знали взлетов, крупных свершений, выдающихся открытий. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны.

Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности . Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-читален, библиотек. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е гг. - яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.). В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб».

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков , факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х - 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий - выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др.

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушкои др.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, попыток найти необычные, яркие художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства (Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического ре ализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения - последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А А. Ахматова).

И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А.А.Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Страна Му-равия» А. Т. Твардовского, симфоническая и камерная музыка Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни И. О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, кинофильмы С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. В. Александрова и др.

Ленин В.И. выступает в Таврическом дворце. 1917, 4 (17)-17 (30) апреля. Петроград. Фото Волкова П.И.

- Декрет о печати (27 ОК 1917 ) закрыл все органы прессы, призывавшие к открытому сопротивлению и неповиновению рабочему и крестьянскому правительству. Т.о., была восстановлена отменённая Февральской революцией цензура. "Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для неё будет восстановлена полная свобода в пределах ответственности перед судом , согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону". 14 МЙ 1918 Горький А.М . в газете "Новая жизнь" писал:

"Советская власть снова придушила несколько газет, враждебных ей. Бесполезно говорить, что такой приём борьбы с врагами - не честен, бесполезно напоминать, что при монархии порядочные люди единодушно считали закрытие газет делом подлым, бесполезно, ибо понятия о честности и нечестности, очевидно, вне компетенции и вне интересов власти, безумно уверенной, что она может создать новую государственность на основе старой - произволе и насилии..."

- 4 НЯ 1917 Совнарком получил право издавать неотложные декреты без обсуждения их ЦИКом. Правительство наделялось не только исполнительной, но и законодательной властью

- 11 НЯ 1917 были ликвидированы титулы, сословия, чины и звания

Введение на предприятиях фабрично -заводского (рабочего ) контроля (14 НЯ 1917-16 ОК 1918 ) (ещё 6 МЙ 1917 был принят закон об образовании заводских комитетов)

Введение выборных революционных судов и трибуналов (22 НЯ 1917 ). Законы, противоречившие декретам ВЦИКа и СНК, а также программам-минимум РСДРП(б) и партии левых эсеров , отменялись. Правосудие предписывалось вершить на основе революционного правосознания.

После взятия Зимнего дворца, отпущены большинство министров Временного правительства , отпущены сдавшиеся в Кремле юнкера , под "честное генеральское" слово отпущен Краснов П.Н . 29 ДК 1917 вышли декреты СНК "О выборном начале и организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах"

- 15 ЯН 1918 был опубликован декрет Совнаркома об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии. Служба в ней была добровольной. Командный состав избирался, единоначалие отсутствовало, единственными структурными подразделениями являлись отряды, численность которых могла быть различна.

Красная гвардия завода "Вулкан"

Предстояла большая работа по превращению этой армии в регулярную.

Создан Высший совет народного хозяйства - ВСНХ (председатель с ИН 1918 - Рыков А.И. ) (2 ДК 1917 ), проведена "красногвардейская атака на капитал". Большевики активно привлекали к работе государственного аппарата (особенно в наркоматах внутренних дел, иностранных дел, военных и морских дел) рабочих и солдат. Но всё же летом 1918 в центральном государственном аппарате доля чиновников с дореволюционным стажем составляла более 50% служащих, а в хозяйственных наркоматах 70-100%

Создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем под руководством Дзержинского Ф.Э. (7 ДК 1917 ). До к.ИН 1918 большевики не расстреляли ни одного политического деятеля . Но уже в 1917 гарнизон Петропавловской крепости решил за каждое покушение на одного из своих вождей расстреливать 100 заключённых. Этот "почин" поддержали тюрьмы многих др. городов страны. В специальной записке Дзержинскому Ф.Э. Ленин В.И. указывал: "Буржуазия идет на злейшие преступления, подкупая отбросы общества и опустившиеся элементы, спаивая их для целей погромов.

Сталин И.В. за рабочим столом

Сторонники буржуазии, особенно из высших служащих, из банковых чиновников и т.п., саботируют работу, организуют стачки, чтобы подорвать правительство в его мерах, направленных к осуществлению социалистических преобразований. Доходит дело даже до саботажа продовольственной работы, грозящего голодом миллионам людей... Необходимы экстренные меры борьбы с контрреволюционерами и саботажниками". Характеризуя сущность ВЧК , Сталин И.В. указывал, что "ГПУ или ЧК есть карательный орган Советской власти... Он карает главным образом шпионов, заговорщиков, террористов , бандитов, спекулянтов, фальшивомонетчиков.

Он представляет нечто вроде военно-политического трибунала, созданного для ограждения интересов революции от покушений со стороны контрреволюционных буржуа и их агентов"

- национализирован транспорт (ЯН 1918 ). Одновременно Всероссийский съезд железнодорожников распустил ВИКЖель и избрал новый Всероссийский исполком профсоюза железнодорожников (ВИКЖельдор), в котором большинство членов составляли большевики

Железнодорожники. Славянск

Аннулированы все иностранные займы царского и Временного правительств (ФВ 1918 ) в объёме 16 млрд.руб.

Крестьянам передана помещичья земля площадью ок.150 млн.га, а так же скот и инвентарь. Ликвидирован долг Крестьянскому поземельному банку на сумму 23 млрд.руб . Потом крестьян обязали выплачивать рентные платежи местным советам (национализация) (НЯ 1917-ФВ 1918). Тем самым явочным порядком земля была введена в режим государственных имуществ . Разъясняя содержание этого акта, Ленин В.И. не скрывал, что земля фактически национализируется. Но формально до 1928 она считалась не государственной, а народной собственностью

Пермь. Крестьянский поземельный банк

Декрет СНК об изгнании "кулацких элементов из кооперативных органов" и принудительное привлечение кооперативного аппарата на службу государственного продовольственного дела (12 АП 1918 )

- общество поделено на два класса . Фактически это усугубило Гражданскую войну "белых" и "красных"

Ликвидированы Сенат , Синод , Государственный совет , министерства, управы , думы , буржуазные партии

Высшим органом власти стал съезд Советов, а в перерывах - Всероссийский ЦИК, созданы народные комиссариаты, действовали местные органы власти - советская бюрократическая система, применявшая авторитарные методы руководства

Ленин В.И. в группе сотрудников Секретариата Совета народных Комиссаров в Кремле. 1918, октябрь

Введена продовольственная диктатура (продотряды , комбеды ) (5 МЙ 1918 ). У кулаков было 50 млн.га земли из 80; кулацкие хозяйства давали 5% товарного хлеба, середняки - 60%, беднота - 35%

Принята "Декларация прав народов России " (2 НЯ 1917 ), обещавшая равенство , право на суверенитет и самоопределение всем народам России . Провозглашена независимость Украины и Финляндии (6 ДК 1917 ), а так же Польши (АВ 1918 ).

Киев, древняя столица Руси "красавецъ Кiевъ Вамъ шлётъ привътъ"- здание Kиевской Думы

К н.МР 1918 период "триумфального шествия советской власти" закончился.

Армия Банк Бюрократия Власть государственная Власть политическая Вождь Война Временное правительство ВЧК Высший совет народного хозяйства ГПУ Государственный аппарат Государственный орган Государственный совет Гражданство Действие социальное Декларация Декрет Деятельность Железные дороги Закон Имущественное неравенство

«Власть в государстве» - По каким признакам разделяют партии? Особенности государственной власти в России: парламент. Политическая идеология. Государство должно обеспечивать нормальную жизнедеятельность гражданского общества. Элементы политической системы (подсистемы, компоненты). Политические лидеры. Обеспечивает выполнение социально-экономических программ развития страны.

«Политика и политическая власть» - Средства воздействия политических субъектов. Политические движения. Движения. Политическая сфера. Функции партий. Политические институты. Задания и вопросы. Тенденции развития политических партий. Политические отношения. Социальные группы. Профессиональные политики. Нацеленность партий на завоевание.

«Парламентские уроки в школе» - Контент-анализ учебников. Государственный Совет Республики Татарстан. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Цели. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан. Российская Федерация - Россия. Парламентские уроки. Парламент. Результаты социологического опроса. «Где рождаются законы».

«Разделение властей» - Конституция. В чём отличие «подаренной » монархом Конституции от Конституции, принятой демократическим образом? Суверенитет – самостоятельность во внутренних и внешних делах. Пятая – одно слово, резюме. Третья – глагол, обозначающее действие. Первая строка – ключевое слово. Государственный суверенитет.

«Легитимность власти» - Власть и ее носители. Типы господства. Уровни легитимации власти. Харизматическое господство. Легальность власти. Дэвид Хелд. Легальность. Основные интерпретации власти. Президент Грузии. Владимир Ленин и Адольф Гитлер. Власть. Происхождение и сущность власти. Легитимизация. Озеро Коткозеро. Идеологический тип легитимации.

«Обществознание власть» - Сила государства. Свободами. Ш. Монтескье много размышлял о справедливом устройстве государства. Форма прямой демократии. 1.Единство территории. 2.Публичная власть. 3.Суверенитет. 4.Законы. 5.Налоги. Власть распространяющаяся на все общество. Ниже приведен перечень терминов. И равным независимо от основания……………………………….

Всего в теме 10 презентаций

Советская Россия в конце 1917 – начале 1918 г.

II Всероссийский съезд Советов. Открылся 25 октября- закрылся 27 октября 1917 гг. Более половины депутатов составляли большевики, четверть – левые эсеры. Остальные – меньшевики, правые эсеры и др. Меньшевики и правые эсеры покинули съезд в знак протеста против «военного заговора» большевиков. Большевики, имея большинство на съезде, приняли декреты, отвечавшие их целям.

Декреты съезда:

- вечером 26 октября Декрет о мире призывал воюющие страны заключить демократический мир без аннексий и контрибуций, провозгласил отказ от тайной дипломатии, договоров царского и Временного правительства.

- ночь с 26 на 27 октября Декрет о земле : учитывал крестьянские требования (декрет основанина идеях, изложенных в наказах крестьян к съезду Советов) и также заимствованы идеи эсеровской аграрной программы. Провозглашались отмена частной собственности на землю, земля переходила в общенародное достояние. По декрету земли помещиков подлежали конфискации. Земля передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов и Советов крестьянских депутатов, которые наделяли крестьян землей по уравнительно-трудовому принципу. Запрещалось применение наемного труда и аренда земли. Вводилось уравнительное землепользование.

- утром 27 октября Декрет о создании Совета народных комиссаров. Председатель – В.И. Ленин. Состав СНК был большевистским по составу.

Подтверждено намерение провести выборы в Учредительное собрание.

Утверждение власти большевистских Советов в ноябре 1917 – весной 1918 г. Мирным путем – в 15 городах, вооруженным путем – в 83 городах. Ленин назвал переход власти к советам «триумфальным шествием советской власти».

В декабре 1917 г. создана Всероссийская чрезвычайная комиссия – ВЧК во главе с Ф.Э. Дзержинским. Цель – борьба с контрреволюцией и бандитизмом.

Ноябрь 1917 г – запрещена партия кадетов, закрыты ее газеты.

Учредительное собрание. Выборы состоялись в ноябре 1917 г. Эсеры получили 40% голосов, большевики – 25%. Следовательно, они были второй по влиянию политической партией. Учредительное собрание открылось 5 января 1918 г.. Председателем был избран Чернов – лидер партии эсеров. Большевики потребовали утвердить «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа », она подтверждала первые декреты Советской власти. Однако собрание отказалось ее утвердить. В связи с этим в ночь с 6 на 7 января ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания.

Роспуск Учредительного собрания означал утрату возможности установления многопартийной политической демократической системы.

Большевики создали новый тип государственности – Республику Советов рабочих, солдатских и крестьянский депутатов. Цель республики - построение социализма. Однако на практике власть большевиков вылилась в диктатуру партии.

Структура политической системы:

Высший законодательный орган – Всероссийский съезд Советов . В перерывах между съездами законодательную власть осуществлял ВЦИК и его Президиум.

Высший центральный исполнительный орган – Совет народных комиссаров (СНК). Однако он присвоил себе и законодательную власть, так как его декреты подлежали немедленному исполнению.

Принципы национально-государственного устройства определяла «Декларация прав народов России», принятая 2 ноября 1917 г.:

Равенство и суверенность всех наций;

Право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств;

Свободное развитие народов, входящих в состав Советской России.

На этой основе Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии – в декабре 1917 г., Польши – августе 1918 г., Латвии, Литвы и Эстонии – декабре 1918 г., Белоруссии – феврале 1919 г.

Однако на практике большевики стремились преодолеть дальнейший распад России.

Основной закон – Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Принята V Всероссийским съездом Советом 10 июля 1918 г. Она включала «Декларацию прав трудящего и эксплуатируемого народа» и определяла основы политической системы Советского государства:

Диктатура пролетариата;

Общественная собственность на средства производства;

Федеративное устройство государства;

Классовый характер избирательного права: его лишались бывшие «эксплуататорские классы» - помещики и буржуазия, священники, офицеры, полицейские; рабочие по сравнению с крестьянами имели преимущества в нормах представительства (1 голос рабочего приравнивался к 5 голосом крестьян);

Порядок выборов: многоступенчатые, непрямые т открытые;

Декларировалось введение политических свобод, однако на практике это положение нарушалось. Еще до принятия Конституции Декрет о печати 27 октября 1917 г. запретил все оппозиционные издания, а Декрет 28 ноября 1917 г. запретил партию кадетов.

Таким образом, Конституция 1918 г. ввела диктатуру пролетариата.

Экономическую политику с осени 1917 г. до весны 1918 г. Ленин назвал красногвардейской атакой на капитал. Ее цель: полное уничтожение частной собственности на средства производства, создание централизованного управления страной.

Основные мероприятия в экономической сфере:

Национализация частных банков;

Национализация всех видов транспорта и средств связи;

Введение монополии внешней торговли;

Введение рабочего контроля на частных предприятиях;

Национализация крупных предприятий до весны 1918 г. Ленин назвал политику национализации «красногвардейской атакой на капитал»;

Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) 2 декабря 1917 г . для управления государственным сектором экономики.

Большевики не умели управлять национализированными предприятиями и банками. Поэтому Ленин весной 1918 г. предложил привлечь буржуазных специалистов – инженеров для организации производства.

Основные мероприятия в сельском хозяйстве :

Реализация Декрета о земле и «Основного закона о социализации земли» ((февраля 1918 г.) – конфискация помещичьих и крупных частных земельных владений;

Национализация всей земли;

Уравнительный передел крестьянских наделов;

Введение продовольственной диктатуры (Декрет 13 мая 1918 г.); продовольственная диктатура – запрещение хлебной торговли

Посылка в деревню продовольственных отрядов (продотрядов) для изъятия «хлебных излишков) у зажиточных крестьян;

Брестский мир.

2 декабря 1917 г. было заключено перемирие. В декабре – 9 декабря 1917 г. - в Брест-Литовске начались переговоры с Германией о мире. Советская делегация предлагала мир без аннексий и контрибуций. Германия выдвинула территориальные претензии на Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию.

В Совнаркоме и ЦК РКП (б) при обсуждении вопроса о мире возникли жаркие споры:

- «левые коммунисты» (Бухарин) предлагал в переговоры не вступать и продолжать военные действия с Германией для ускорения мировой революции;

Троцкий, глава советской делегации на переговорах, выдвинул лозунг «Ни мира, ни войны!», т.е. военные действия прекратить, а договор не подписывать;

Ленин, понимая необходимость сохранения советской власти и потерю боеспособности армии, настаивал на принятии германских претензий, несмотря на их тяжесть.

В январе 1918 г. советское правительство постановило всячески затягивать переговоры. Однако Троцкий нарушил это решение, заявив 10 февраля германской делегации, что Россия выходит из войны без подписания мирного договора. Тем самым он создал повод для разрыва перемирия.

Германские войска в феврале 1918 г. начали наступление и захватили огромную территорию в Прибалтике, Белоруссии и Украине. Советское правительство было вынуждено принять новый ультиматум с грабительскими и унизительными условиями.

Россия признавала независимость Финляндии и Украины;

От России отторгались Прибалтика, часть Белоруссии, на Кавказе Карс, Ардаган и Батум отходили к Турции;

Россия обязывалась демобилизовать армию и флот;

Россия должны была выплатить Германии 6 млрд. германских марок репараций- контрибуции;

Большевики обязывались прекратить революционную пропаганду в центрально-европейских странах.

Брестский мир был ратифицирован IV Чрезвычайным Всероссийским съездом Советом 15 марта 1918 г.

Последствия Брестского мира :

Левые эсеры в знак протеста вышли из Совнаркома – в РСФСР установилось однопартийное правительство.

Брестский мир позволил большевикам сохранить свою власть. Большевики надеялись на мировую революцию. Поэтому Брестский мир они считали временным явлением. Советская Россия разорвала Брестский мир в ноябре 1918 г., когда Германия признала свое поражение на Западной фронте.

Брестский мир стал одной из причин гражданской войны, поскольку все антибольшевистские силы осудили подписание Брестского мира, считая его предательством интересов России.

Россия потеряла огромные территории с плодородными землями, развитой промышленностью. Это усугубило экономические трудности

«Военный коммунизм» - внутренняя политика Советской России в 1918-1920 гг.

Политика «военного коммунизма» была связана с представлениями руководства РКП (б) о возможности перехода к коммунизму уже в те годы. С другой стороны она была вынужденной политикой, вызванной разрухой в стране, а также необходимостью мобилизовать все ресурсы в ходе Гражданской войны.

Цели политики «военного коммунизма »:

Сохранение советской власти в годы гражданской войны;

Концентрация всех материальных и трудовых ресурсов в руках советского государства.

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий :

Национализация всех предприятий

Ликвидация частной собственности

Централизованное управление экономикой

Запрет частной торговли

Уничтожение товарно-денежных отношений

Продразверстка на хлеб с 11 января 1919 г., а к 1920 г. – и на другие продукты питания. Государство заставляло крестьян поставлять продукты без учета возможностей крестьянских хозяйств. За продукты крестьянам оставляли квитанции, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Государство, отбирая хлеб у крестьян, исходило из своих потребностей, так как надо было кормить армию и города. Определяли нормы (разверстание) сдачи хлеба с каждой губернии и уезда

Вводилась трудовая повинность с 16 лет до 50 лет: труд стал обязательным и принудительным без выходных и праздников

Ввели трудовые книжки для избежания текучки кадров

Создавались трудовые армии, которые направлялись на строительные работы – милитаризация труда

Уравнительная оплата труда рабочих; вместо денег выдавались продукты по карточкам – натурализация оплаты труда

Бесплатное предоставление населению жилья, топлива, коммунальных услуг, бесплатный проезд на городском транспорте.

В политической сфере существовала диктатура партии большевиков.

Запрещалась деятельность других партий: кадетов, эсеров, меньшевиков. Запрещались стачки под предлогом, что рабочие не должны выступать против своего государства.

Свобода слова и печати не соблюдалась: почти все небольшевистские газеты были закрыты, Введена цензура. Восстановлена смертная казнь.

Декрет 5 сентября 1918 г. о красном терроре способствовал развертыванию репрессий: аресты, создание концентрационных лагерей, трудовых лагерей, в которых содержалось насильно около 60 тыс. человек.

Политика «военного коммунизма» была причиной и следствием Гражданской войны. Этой политикой были недовольны все слои населения, прежде всего крестьяне. Эта политика не только не вывела страну из экономического кризиса, но и наоборот углубила его: развал финансовой системы, сокращение объема производства в промышленности и с/х. Население в деревнях и городах голодало. Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе Гражданской войны .

Таким образом, с октября 1917 г. развивались две тенденции в политике государства: демократическая и диктаторская.

демократическая

диктаторская

Декрет о 8 час. раб. дне

Создание ВЧК

Отмена сословий

Запрет кадетской партии в ноябре 1917 г.

Право наций на самоопределение

Разгон Учредительного собрания

Уравнение прав мужчин и женщин

Введение продовольственной диктатуры

По декрету о земле крестьяне получили бесплатно землю

Национализация земли и предприятий

Принятие конституции в июле 1918 г.

Конституция 1918 г. ввела диктатуру пролетариата

В конце августа – сентябре большевики, после покушения на Ленина (30 августа) начали «красный террор»)