Рабочая тетрадь. Обработка комбинированной информации

Основные требования, предъявляемые к структуре рабочей тетради:

1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся.

2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала. Между заданиями должна быть определена соподчинённость, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора – вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.

3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т. е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объёма, характера вопросов и заданий. Однако, в любом случае должны быть предусмотрены: достаточное место для ответов учащихся, возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.

5. В конце каждой темы внутри тетради, желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся.

6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться в последствии.

Таким образом, современная рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, способствующий поэтапному формированию мыслительной деятельности учащихся и предназначенный для самостоятельной работы учащихся в аудитории, лаборатории или дома.

Рабочая тетрадь может быть использована для ведения конспектов, закрепления знаний и их контроля. Ее достоинства неоспоримы – экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия и, как следствие, возможность решения большего числа задач.

Исходя из первого принципа задания в рабочих тетрадях можно разделить на следующие уровни:



§ первый уровень – это задания, ориентированные на выполнение алгоритмической деятельности и содержащие в себе подсказку (задачи на опознание, на различия, задачи-классификации);

§ второй уровень – это специальные задания для проверки знаний, позволяющие произвести изучаемые учебные элементы без внешней опоры или подсказки (задачи-подстановки, конструктивные, типовые задачи);

§ третий уровень – это задания, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.

Для формирования мыслительной деятельности с заранее заданными качествами необходимо соблюдать следующие правила разработки рабочей тетради:

1. Чередование легких, типичных, часто встречающихся задач с нетипичными, редкими.

2. Использование предметных задач с необходимостью ориентироваться в предметном поле, определять значимые и менее значимые объекты, исключать из поля деятельности незначимые объекты.

3. Включение логических задач, решение которых требует умения правильно выявить условия задачи, выбрать необходимые данные и отсеять лишнее.

4. Использование психологических задач, в которых нельзя спешить с принятием решения, а необходимо действовать вдумчиво.

С целью подержания заинтересованности учащихся и разнообразия их деятельности используют различные виды и формы заданий. Применяют широкий спектр различных задач: тесты, ребусы, кроссворды, задания с пропущенными словами, творческие задачи, логические загадки.

Дифференцированный подход позволяет использовать рабочие тетради для учащийсяов с различными особенностями умственной деятельности и разным уровнем способностей и интеллектом. Для осуществления этого подхода используют разноуровневые задания.

Преимущества рабочих тетрадей очевидны:

§ это самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы;

§ рабочие тетради быстрее других откликаются на потребности образовательных учреждений и одновременно формируют эти потребности;

§ рабочие тетради являются материализацией идеи гуманистической школы, т. к. на смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.

Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям.

Полнота – наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности.

Группировка системы задач, обобщенные способы решения, которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности.

Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради.

Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.

Целевая ориентация – для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради.

Целевая достаточность – достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области.

Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.


РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ЛИСТОВ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Листы рабочей тетради по теме «Блюда из тушеного мяса и субпродуктов»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

КУРС: _______

УЧАЩИЙСЯА ГРУППЫ: _________

20___ - 20____ учебный год


Инструкция

В тетради представлены контрольные вопросы, тестовые задания, а также задания по выполнению технологических схем и таблиц, задания на развитие технического и логического мышления. Кроме того, практические задания, которые можно выполнять с помощью действующего Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

Выполнение некоторых заданий, носящих творческий характер, требует работы с дополнительной литературой, авторы которой не только приводят технологию приготовления пищи, но и обращаются к истокам кулинарии, истории создания блюд, возникновения их названий. В структуру тетради включены задания повышенной сложности.

Вопросы и задания, помещенные в тетради, помогут учащимся лучше усвоить важнейшие понятия курса, осмыслить их. При выполнении одних заданий учащимся необходимо дать точные и однозначные ответы, другие требуют от них поиска самостоятельного ответа. Работа с тетрадью может применяться на занятии и при выполнении домашнего задания.

Для оценки работы с листами рабочей тетради по каждому разделу включена таблица оценки.

Уважаемый учащийся!

Прежде чем приступить к выполнению задания, ознакомьтесь с инструкцией, повторите теоретический материал. Выполняйте задания аккуратно, разборчивым почерком.

Условные обозначения:

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

т4 ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Рабочий лист № 1.

2.1. Понятие о стандартах ЕСКД . Если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы избежать этого, в СССР приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Стандарты ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности. К конструкторским документам относят чертежи деталей, сборочные чертежи, схемы, некоторые текстовые документы и пр.

Стандарты установлены не только на конструкторские документы, но и на отдельные виды продукции, выпускаемой нашими предприятиями. Государственные стандарты (ГОСТ) обязательны для всех предприятий и отдельных лиц.

Каждому стандарту присваивается свой номер с одновременным указанием года его регистрации.

Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием инженерной графики.

Впервые в нашей стране стандарты на чертежи были введены в 1928 г. под названием «Чертежи для всех видов машиностроения». В дальнейшем они заменялись новыми.

2.2. Форматы . Основная надпись чертежа. Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определенных размеров.

Для экономного расходования бумаги, удобства хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает определенные форматы листов, которые обводят тонкой линией. В школе вы будете пользоваться форматом, размеры сторон которого 297X210 мм. Его обозначают А4.

Каждый чертеж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле (рис. 18). Линии рамки - сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от внешней рамки, выполняемой сплошной тонкой линией, по которой обрезают листы. С левой стороны - на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей.

Рис. 18. Оформление листа формата А4

На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись (см. рис. 18). Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22X145 мм (рис. 19, а). Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 19, б.

Рис. 19. Основная надпись учебного чертежа

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них - только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной, и вдоль короткой стороны.

В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны листа.

Прежде чем начинать выполнение чертежа, лист прикладывают к чертежной доске. Для этого прикрепляют его одной кнопкой, например, в левом верхнем углу. Затем на доску кладут рейсшину и располагают верхний край листа параллельно ее кромке, как показано на рисунке 20. Прижав лист бумаги к доске, прикрепляют его кнопками сначала в правом нижнем углу, а затем в остальных углах.

Рис. 20. Подготовка листа к работе

Рамку и графы основной надписи выполняют сплошной толстой линией.

    Какие размеры имеет лист формата А4? На каком расстоянии от внешней рамки надо проводить линии рамки чертежа? Где помещают основную надпись на чертеже? Назовите ее размеры. Рассмотрите рисунок 19 и перечислите, какие сведения в ней указывают.

2.3. Линии. При выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая из них имеет свое назначение.

Рис. 21. Линии чертежа

На рисунке 21 дано изображение детали, называемой валиком. Как видите, чертеж детали содержит разные линии. Для того чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства. На уроках технического и обслуживающего труда вы уже применяли различные линии. Вспомним их.

В заключение следует отметить, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.

Сведения о линиях чертежа даны на первом форзаце.

  1. Каково назначение сплошной толстой основной линии?
  2. Какая линия называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?
  3. Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?
  4. В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую линию? Какой толщины она должна быть?
  5. Какой линией показывают на развертке линию сгиба?

На рисунке 23 вы видите изображение детали. На нем цифрами 1,2 и т. д. отмечены различные линии. Составьте в рабочей тетради таблицу по данному образцу и заполните ее.

Рис. 23. Задание для упражнений

Графическая работа № 1

Приготовьте лист чертежной бумаги формата А4. Вычертите рамку и графы основной надписи по размерам, указанным на рисунке 19. Проведите различные линии, как показано на рисунке 24. Можно выбрать и другое расположение групп линий на листе.

Рис. 24. Задание к графической работе № 1

Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2.4. Шрифты чертежные . Размеры букв и цифр чертежного шрифта. Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертежным шрифтом (рис. 25). Начертание букв и цифр чертежного шрифта устанавливается стандартом. Стандарт определяет высоту и ширину букв и цифр, толщину линий обводки, расстояние между буквами, словами и строчками.

Рис. 25. Надписи на чертежах

Пример построения одной из букв во вспомогательной сетке показан на рисунке 26.

Рис. 26. Пример построения буквы

Шрифт может быть как с наклоном (около 75°), так и без наклона.

Стандарт устанавливает следующие размеры шрифта: 1,8 (не рекомендуется, но допускается); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40. За размер (h) шрифта принимается величина, определяемая высотой прописных (заглавных) букв в миллиметрах. Высота буквы измеряется перпендикулярно к основанию строки. Нижние элементы букв Д, Ц, Щ и верхний элемент буквы Й выполняют за счет промежутков между строками.

Толщину (d) линии шрифта определяют в зависимости от высоты шрифта. Она равна 0,1h;. Ширину (g) буквы выбирают равной 0,6h или 6d. Ширина букв А, Д, Ж, М, Ф, X, Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ю больше этой величины на 1 или 2d (включая нижние и верхние элементы), а ширина букв Г, 3, С меньше на d.

Высота строчных букв примерно соответствует высоте следующего меньшего размера шрифта. Так, высота строчных букв размера 10 равна 7, размера 7 равна 5 и т. д. Верхние и нижние элементы строчных букв выполняются за счет расстояний между строками и выходят за строку на 3d. Ширина большинства строчных букв равна 5d. Ширина букв а, м, ц, ъ равна 6d, букв ж, т, ф, ш, щ, ы, ю - 7d, а букв з, с - 4d.

Расстояние между буквами и цифрами в словах принимают равным 0,2h или 2d, между словами и числами -0,6h или 6d. Расстояние между нижними линейками строк берут равным 1,7h или 17d.

Стандарт устанавливает и другой тип шрифта - тип А, более узкий, чем только что рассмотренный.

Высота букв и цифр на чертежах, выполненных в карандаше, должна быть не менее 3,5 мм.

Начертание латинского алфавита по ГОСТу показано на рисунке 27.

Рис. 27. Латинский шрифт

Как писать чертежным шрифтом . Оформлять чертежи надписями надо аккуратно. Нечетко сделанные надписи или небрежно нанесенные цифры разных чисел могут быть неправильно поняты при чтении чертежа.

Чтобы научиться красиво писать чертежным шрифтом, вначале для каждой буквы чертят сетку (рис. 28). После овладения навыками написания букв и цифр можно проводить только верхнюю и нижнюю линии строки.

Рис. 28. Примеры выполнения надписей чертежным шрифтом

Контуры букв намечают тонкими линиями. Убедившись, что буквы написаны правильно, обводят их мягким карандашом.

Для букв Г, Д, И, Я, Л, М, П, Т, X, Ц, Ш, Щ можно провести только две вспомогательные линии на расстоянии, равном их высоте А.

Для букв Б, В, Е, Н. Р, У, Ч, Ъ, Ы, Ь. Я между двумя горизонтальными линиями следует добавить посредине еще одну, но которой выполняют средние их элементы. А для букв 3, О, Ф, Ю проводят четыре линии, где средние линии указывают границы скруглений.

Для быстрого выполнения надписей чертежным шрифтом иногда пользуются различными трафаретами. Основную надпись вы будете заполнять шрифтом 3,5, название чертежа - шрифтом 7 или 5.

  1. Чему соответствует размер шрифта?
  2. Чему равна ширина прописных букв?
  3. Чему равна высота строчных букв размера 14? Чему равна их ширина?
  1. Выполните в рабочей тетради но заданию учителя несколько надписей. Можете, например, написать свою фамилию, имя, домашний адрес.
  2. Заполните основную надпись на листе графической работы № 1 следующим текстом: чертил (фамилия), проверил (фамилия учителя), школа, класс, чертеж № 1, название работы «Линии».

2.5. Как наносят размеры . Для определения величины изображенного изделия или какой-либо его части но чертежу на нем наносят размеры. Размеры разделяют на линейные и угловые. Линейные размеры характеризуют длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части изделия. Угловой размер характеризует величину угла.

Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, но обозначение единицы измерения не наносят. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.

Общее количество размеров на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

Правила нанесения размеров установлены стандартом. Некоторые из них вы уже знаете. Напомним их.

1. Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями. Для этого сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают (рис. 29, а). Затем на расстоянии не менее 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию. Размерная линия ограничивается с двух сторон стрелками. Какой должна быть стрелка, показано на рисунке 29, б. Выносные линии выходят за концы стрелок размерной линии на 1...5 мм. Выносные и размерные линии проводят сплошной тонкой линией. Над размерной линией, ближе к ее середине, наносят размерное число.

Рис. 29. Нанесение линейных размеров

2. Если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят меньший размер. Так, на рисунке 29, в сначала нанесен размер 5, а затем 26, чтобы выносные и размерные линии на чертеже не пересекались. Расстояние между параллельными размерными линиями должно быть не менее 7 мм.

3. Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный знак - кружок, перечеркнутый линией (рис. 30). Если размерное число внутри окружности не помещается, его выносят за пределы окружности, как показано на рисунке 30, в и г. Аналогично поступают при нанесении размера прямолинейного отрезка (см. рис. 29, в).

Рис. 30. Нанесение размера окружностей

4. Для обозначения радиуса перед размерным числом пишут прописную латинскую букву R (рис. 31, а). Размерную линию для указания радиуса проводят, как правило, из центра дуги и оканчивают стрелкой с одной стороны, упирающейся в точку дуги окружности.

Рис. 31. Нанесение размеров дуг и угла

5. При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги окружности с центром в вершине угла (рис. 31, б).

6. Перед размерным числом, указывающим сторону квадратного элемента, наносят знак "квадрата" (рис. 32). При этом высота знака равна высоте цифр.

Рис. 32. Нанесение размера квадрата

7. Если размерная линия расположена вертикально или наклонно, то размерные числа располагают, как показано на рисунках 29, в; 30; 31.

8. Если деталь имеет несколько одинаковых элементов, то на чертеже рекомендуется наносить размер лишь одного из них с указанием количества. Например, запись на чертеже «3 отв. 0 10» означает, что в детали имеются три одинаковых отверстия диаметром 10 мм.

9. При изображении плоских деталей в одной проекции толщина детали указывается, как показано на рисунке 29, в. Обратите внимание, что перед размерным числом, указывающим толщину детали, стоит латинская строчная буква 5.

10. Допускается подобным образом указывать и длину детали (рис. 33), но перед размерным числом в этом случае пишут латинскую букву l .

Рис. 33. Нанесение размера длины детали

  1. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?
  2. Какой толщины должны быть выносные и размерные линии?
  3. Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? между размерными линиями?
  4. Как наносят размерные числа на наклонных размерных линиях?
  5. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов?

Рис. 34. Задание для упражнений

  1. Перечертите в рабочую тетрадь, сохраняя пропорции, изображение детали, данное на рисунке 34, увеличив его в 2 раза. Нанесите необходимые размеры, укажите толщину детали (она равна 4 мм).
  2. Начертите в рабочей тетради окружности, диаметры которых равны 40, 30, 20 и 10 мм. Нанесите их размеры. Начертите дуги окружности с радиусами 40, 30, 20 и 10 мм и нанесите размеры.

2.6. Масштабы . В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких - деталей часового механизма, некоторых приборов и др. Изображения крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину имеющимися чертежными инструментами. Поэтому при вычерчивании больших деталей их изображение уменьшают, а малых увеличивают по сравнению с действительными размерами.

Масштаб - это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт.

Масштаб уменьшения-1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.
Натуральная величина-1:1.
Масштаб увеличения-2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.

Наиболее желателен масштаб 1:1. В этом случае при выполнении изображения не нужно пересчитывать размеры.

Масштабы записывают так: M1:1; M1:2; M5:1 и т. д. Если масштаб указывают на чертеже в специально предназначенной для этого графе основной надписи, то перед обозначением масштаба букву М не пишут.

Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т. е. те, которые должна иметь деталь в натуре (рис. 35).

Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.

  1. Для чего служит масштаб?
  2. Что называется масштабом?
  3. Какие вам известны масштабы увеличения, установленные стандартом? Какие вам известны масштабы уменьшения?
  4. Что означают записи: М1:5; М1:1; М10:1?

Рис. 35. Чертеж прокладки, выполненный в различных масштабах

Графическая работа № 2
Чертеж «плоской детали»

Выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии (рис. 36). Нанесите размеры, укажите толщину детали (5 мм).

Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

Указания к работе . На рисунке 36 дана лишь половина изображения детали. Вам нужно представить, как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии, выполнить эскизно ее изображение на отдельном листе. Затем следует перейти к выполнению чертежа.

На листе формата А4 чертят рамку и выделяют место для основной надписи (22Х145 мм). Определяют центр рабочего поля чертежа и от него ведут построение изображения.

Вначале проводят оси симметрии, строят тонкими линиями прямоугольник, соответствующий общей форме детали. После этого размечают изображения прямоугольных элементов детали.

Рис. 36. Задания к графической работе № 2

Определив положение центров окружности и полуокружности, проводят их. Наносят размеры элементов и габаритные, т. е. наибольшие по длине и высоте, размеры детали, указывают ее толщину.

Обводят чертеж линиями, установленными стандартом: сначала - окружности, затем - горизонтальные и вертикальные прямые. Заполняют основную надпись и проверяют чертеж.

ИСТОЧНИКИ

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

1. Предмет и методы исследования в экономической науке. Основные этапы развития экономической теории.

2. Формирование экономической мысли в Древнем Мире (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток).

3. Экономические учения средневековья. Экономическая мысль канонического права. Августин Блаженный и Фома Аквинский. Эразм Ротердамский и Мартин Лютер.

4. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда». «Домострой». «Правительница Еразма».

5. Социально-экономические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 1, 2.

2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 1.

3. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 1-4.

1. Аристотель. Никомахова этика. Политика. / Аристотель // Соч. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53-293, 375-644.

2. Груневеген, П. Политическая экономия и экономическая наука/ П. Груневеген//Экономическая теория// под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004.- С.680-687.

3. Ксенофонт. Домострой// Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. С. 197-262

4. Шумпетер, Й.А. История экономического анализа / Й.А. Шумпетер / под ред А.С. Автономова.- СПб.: Экономическая школа Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2001.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем причина регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке?

2. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность концепции Аристотеля « экономика и хрематистика».

3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке и в Западной Европе? Изложите суть концепций «социальная физика» Ибн-Хальдуна и «справедливая цена» Ф.Аквинского.

4. Какие права и нормы хозяйственных отношений установлены в Русской Правде?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Заполните таблицы 1.1-1.8. При оформлении табл. 1.1. -Эволюция предмета экономической науки используйте статью П. Груневегена «Политическая экономия и экономическая наука».

2. Составьте резюме, дайте краткую характеристику эпохе дорыночной экономики.

3. Составьте глоссарий по теме №1: экономика, хрематистика, методы, методология, парадигма, экономическая школа, экономическое направление, гипотеза, концепция, теория, синтез, анализ, позитивный и нормативный методы анализа.

4. Составьте тесты по дидактическим единицам (функции денег, «социальная цена», богатство, деньги, стоимость, свойства товара).

ГОАУ НПО Профессионально технический лицей №1

Рабочая тетрадь

Учащейся Группы

_

Составила: Ступак Ольга Валерьевна

Г.Благовещенск 2014год

______________________

Занятие № 1

ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА

    Заполните таблицу, указав рядом с названиями элементов Windows их номера.


Название элемента

Название элемента

Кнопка «ПУСК»

Управляющая кнопка

Папка

Полоса прокрутки

Ярлык

Меню

Панель задач

Кнопка «Закрыть окно»

Панель быстрого запуска

Кнопка «Свернуть окно»

Системный трэй

Кнопка «Развернуть окно»

Окно программы

Заголовок окна

Поле ввода

Кнопка программы (задачи)

    Ответьте на вопросы:

а) Какое из окон, изображенных на рисунке активно, а какое нет? Укажите признаки, по которым вы это определили.

б) Сколько окон может быть одновременно открыто на рабочем столе? Сколько окон могут быть активными?

в) Как переключиться между окнами? Укажите все способы.

Тест 1.

    Папка, в которую попадают удаленные объекты, называется:

А) Корзина Б) Мои документы

В) Оперативная Г) Портфель

    Как перейти с русского на латинский шрифт и обратно?

А) с помощью клавиш + В) А) и Б)

Б) при помощи индикатора клавиатуры Г) по – другому

    Как скопировать документ на дискету наиболее коротким способом?

А) Перетащить выбранный документ в окно с диском А:

Б) Выделить документ, выполнить команды Правка - Копировать и

Диск 3,5 А: - Вставить

В) с помощью кнопки Копировать на панели инструментов

Г) ПКМ на документе, в контекстном меню выбрать команду

Отправить – Диск 3,5 А:

    Как создать папку?

А) только с помощью команды Создать контекстного меню

Б) только с помощью команды Файл-Создать

В) А) и Б)

Г) по-другому

    Что находится в заголовке окна?

А) Имя программы и ее значок

Б) Имя файла и значок программы

В) Значок программы, ее имя и имя документа

Г) Имя файла и имя программы

    Как переименовать документ?

А) Ввести новое имя документа

Б) Использовать команду Файл-Переименовать

В) Выделить документ и применить вариант А)

Г) Выделить документ и применить вариант Б)


Ключ к тесту:

Занятие № 2

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С Microsoft WORD

Практикум 1.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


Для большего удобства можно использовать следующие комбинации клавиш:

закрыть документ - < Ctrl >+< F 4> , перейти к следующему документу - < Ctrl >+< F 6>,

открыть документ - < Ctrl >+<О> , сохранить документ - < Ctrl >+< S >

Занятие № 3

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

НАБОР И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Практикум 2.

    Загрузите Word . Наберите следующий текст и сохраните его на дискете под именем Телефон. doc

Развлечение «Испорченный телефон»

Наверняка все знают эту игру. А теперь немного усложним ее. Для участия потребуется большая компания. Один ведущий, человек 5-6 играющих (чем больше, тем веселее), остальные зрители. Игроки выходят за дверь. Ведущий вызывает первого из них и зачитывает ему в присутствии зрителей заранее приготовленный небольшой текст (10-12 предложений, не слишком сложных). Текст читается один раз, внятно и не очень быстро. Задача игрока – пересказать услышанный текст следующему игроку, который до этого находился за дверью. Второй игрок пересказывает третьему то, что сумел запомнить в свою очередь. И так далее. В итоге последний игрок пересказывает зрителям те крохи первоначального текста, которые до него дошли. В общем рассказ так изменяется к концу, что зрители просто падают со смеху! Проверено на собственном опыте.

Очень хорошо проводится в дружеских компаниях. Еще лучше будет, если записывать все на магнитофон, а потом давать слушать самим рассказчикам.

    Определите скорость вашего набора текста по формуле
    Скорость набора = кол-во набранных символов/(время, мин + кол-во ошибок).
    Количество набранных символов можно узнать выполнив команду
    Сервис – Статистика , а количество ошибок – посчитать количество слов в набранном тексте, подчеркнутых красной волнистой линией.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


_____________________________________________________________________________________

Дополнительное задание.

    Наберите любой текст на русском языке (из учебника, книги или журнала), объемом не менее 2000 символов и сохраните его на дискете под именем Факультатив1. doc

    Наберите любой текст на английском языке (из учебника, книги или журнала), объемом не менее 500 символов и сохраните его на дискете под именем Faculty 1. doc

_____________________________________________________________________________________

Если при наборе текста все слова подчеркиваются как ошибочные, значит, неверно установлен язык документа. Сменить язык документа можно командой Сервис – Язык – Выбрать язык , после чего в появившемся списке следует выбрать нужный вам язык (русский или английский) и нажать кнопку ОК.

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 4

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

НАБОР И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Практикум 3.

Новогодняя песня

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, елочка, бай-бай!»,

Мороз снежком укутывал:

«Смотри не замерзай!»

    Сохраните файл под именем Песенка. doc на дискете.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


_____________________________________________________________________________________

Занятие № 5

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ШРИФТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Практикум 4.

    Загрузите Word Песенка. doc

    Заголовок «Новогодняя песенка» сделайте полужирным шрифтом размером 20 пунктов. Гарнитуру выберите Arial . Основной текст песенки– размер 16, курсив, гарнитура Courier New . Слово «ёлочка» в основном тексте сделайте полужирным, подчеркните, выделите зеленым цветом.

    Наберите и оформите следующий текст: размер основного шрифта 12, заголовок и формулы – 15, полужирный. Заголовок еще и подчеркнутый. Подпись исполнителя – размер 13, курсив. Сохраните документ в папке Мои документы.

Решение квадратного уравнения

Чтобы решить квадратное уравнение вида

ax 2 + bx + c =0

необходимо сначала вычислить дискриминант по формуле

D =b 2 -4ac

Если D <0 , то уравнение не имеет вещественных корней

Выполнил ученик 9 а класса Пифагоров Иван

    Наберите и аналогично предыдущему оформите следующий текст. Отступ от названия кислоты до ее формулы производите при помощи клавиши < Tab > . Сохраните документ в папке Мои документы.

Некоторые кислоты

Азотная HNO 3

Дихромовая H 2 CrO 7

Серная H 2 SO 4

Угольная H 2 CO 3

Соляная HCl

Хромовая H 2 CrO 4

Хлорноватая HClO 3

Выполнил ученик 9 б класса Менделеев Илья

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 

Занятие № 6

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

АБЗАЦНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ.

Практикум 5.

    Загрузите Word . Откройте файл на дискете под именем Записка. doc

    Примените к тексту следующее оформление. Часть текста до слов «Объяснительная записка» разместите по правому краю, размер шрифта 14. Выделите ФИО директора полужирным курсивом. Слова «Объяснительная записка» сделайте размером 18, полужирным подчеркнутым, разместите по центру. Основной текст разместите по ширине, с расстановкой переносов, размером 14, курсивом. Дату оставьте по левому краю, размер 12.

    Сдвиньте правую границу всего текста на 15 см (на горизонтальной линейке). Текст до слов «Объяснительная записка» сделайте с полуторным интервалом. В тексте записки установите красную строку 1 см, а левую границу текста сдвиньте на 2 см. Текст записки сделайте с двойным интервалом. Дату сдвиньте вправо на отметку 4 см.

    Сохраните документ под тем же именем.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


_____________________________________________________________________________________

Дополнительное задание.

Оформите любой из ранее набранных текстов (Факультатив1. doc или Faculty 1. doc ) при помощи шрифтового оформления и абзацного выравнивания на свое усмотрение. Единственное требование – текст должен выглядеть красиво оформленным.

_____________________________________________________________________________________

Для шрифтового оформления и выравнивания абзацев можно также использовать клавиатурные комбинации:

полужирный шрифт - < Ctrl >+< B > выравнивание слева - < Ctrl >+< L >

наклонный шрифт - < Ctrl >+< I > выравнивание справа - < Ctrl >+< R >

подчеркнутый шрифт - < Ctrl >+< U > выравнивание по центру - < Ctrl >+< E >

выравнивание по ширине - < Ctrl >+< J >

_____________________________________________________________________________________

Чтобы максимально выровнять текст и уменьшить некрасивые пустые места между словами , возникающие при выравнивании по ширине, следует применить автоматическую расстановку переносов . Это делается командой Сервис-Язык-Расстановка переносов . Далее следует установить флажок Автоматическая расстановка переносов и нажать кнопку ОК .

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 7

ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

СОЗДАНИЕ СПИСКОВ.

Практикум 6.

    Дан следующий перечень: компоненты компьютера, системный блок, монитор, клавиатура, мышь, программное обеспечение, системные программы, языки программирования, прикладные программы, компьютерные сети, локальные сети, глобальные сети.

    Оформите данный перечень тремя различными видами списков:

Компоненты компьютера

    Системный блок

    Монитор

    Клавиатура

    Мышь

Программное обеспечение

    Системные программы

    Языки программирования

    Прикладные программы

Компьютерные сети

    Локальные сети

    Глобальные сети

I . Компоненты компьютера

Системный блок

Монитор

Клавиатура

Мышь

II . Программное обеспечение

Системные программы

Языки программирования

Прикладные программы

III . Компьютерные сети

Локальные сети

Глобальные сети

1. Компоненты компьютера

    1. Системный блок

      Монитор

      Клавиатура

      Мышь

2. Программное обеспечение

    1. Системные программы

      Языки программирования

      Прикладные программы

3. Компьютерные сети

    1. Локальные сети

      Глобальные сети

    Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

    Оцени свое настроение на уроке:  ½ 

    Охраните документ.

_____________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы по темам

«Набор и редактирование текста», «Шрифтовое и абзацное оформление»

    Как компьютер различает слова и абзацы?

    Какие минимальные и максимальные размеры шрифта разрешает задавать Word ?

    Какую клавишу надо нажать, чтобы получать только заглавные буквы?

    В чем различается действие клавиш < Delete > и < Backspace > ?

    Какие действия допускается производить над шрифтами?

    Как установить красную строку, левую и правую границы абзаца?

    Какие типы выравнивания вы знаете?

    Как задать межстрочный интервал?

    Какие виды списков можно задавать при их оформлении?

    Как задать автоматическую расстановку переносов?

    Как удалить фрагмент текста?

    Как правильно ставить пробелы около знаков препинания?

    < Enter > при установленном на начало строки курсоре?

    Что произойдет, если нажать клавишу < Delete > при установленном на конец абзаца курсоре?

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 8

СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ.

Практикум 7.

    Создайте таблицу размером 4 столбца на 11 строк и заполните ее по образцу:

Фамилия

Рост (см)

Вес (кг)

Малафеев

Желудков

Аршавин

Морозов

Бирюков

Кержаков

Овсепян

Казаченко

Бышовец

Садырин

    В этом же документе создайте еще одну таблицу размером 5 столбцов на 9 строк и заполните ее следующим образом:

Наименование товара

Цена

Ед.изм.

Кол-во

Палочка волшебная

шт.

Зелье приворотное

литр

Вода живая

литр

Вода мертвая

литр

Ковер-самолет

1200

шт.

Скатерть-самобранка

шт.

Сапоги-скороходы

пар

Лягушка-царевна

5000

шт.

    Таблицы1. doc

    Создайте новый документ. Оформите в нем следующую таблицу. Для объединения ячеек следует сначала выделить объединяемые ячейки, а затем выполнить команду Таблица - Объединить ячейки .

Овощи, плоды и ягоды

Состав съедобной части,

%

Калорийность,

Ккал

Кислотность,

%

Вода

Углеводы

Белки

Картофель

Капуста

Редиска

Свекла

Морковь

Парковая пл., 13, 890-45-32

Весенняя ул., 21, 823-14-12

Футбольный пр., 11, 780-17-65

Чемпионский пер., 2, 863-29-27

www .iks .ru

Курс нал. 1$=148.8 тенге

Курс б/нал. 1$=150.1 тенге

Системный блок

Корпус, дисковод, видео, матплата, процессор, память

Компьютеры IKS

Стоимость ПО в цену не входит

Компьютеры ZET

В комплекте Windows 2000

Гарантия 2 года

Intel ® Pentium ® 4 1500

Intel ® Pentium® 4 1700

Intel ® Pentium® 4 2200

Всегда широкий выбор мониторов – более 100 моделей

Примечание: Значок ® получится автоматически, если последовательно ввести символы (R ) без пробелов.

    Сохраните документ под именем Таблица3. doc

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


Контрольные вопросы по темЕ

«Создание таблиц»

    Опишите известные вам способы вставки таблицы в документ.

    Какие минимальные и максимальные размеры таблицы разрешает задавать Word ?

    Каким образом можно изменить структуру таблицы (добавить или удалить строки и столбцы)?

    Как можно изменить размеры ячеек таблицы?

    Какое форматирование применимо для текста внутри ячейки?

    Можно ли вставить таблицу внутрь таблицы? Какую операцию следует использовать для дополнительного разделения ячеек?

    Как применить заливку ячеек?

_____________________________________________________________________________________

Дополнительное задание.

Оформите таблицу успеваемости учащегося (табель) по образцу, который находится на последней странице дневника. Выделите цветом предметы естественно – научного и гуманитарного циклов.

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 9

ОБРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМУЛ.

Практикум 8.

При помощи редактора формул напишите в документе следующие формулы:

1.
2.

и сохраните документ под именем Формулы. doc

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 


Дополнительное задание.

Оформите с использованием редактора формул одну-две страницы из учебника алгебры с примерами решения задач и уравнений.

_____________________________________________________________________________________

Занятие № 10

ОБРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ВСТАВКА ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Практикум 9.

    Используя команду Вставка-Рисунок-Картинки оформите следующий документ по образцу и сохраните его. При наборе текста засеките время набора и определите свою скорость (см. Практикум 2).


МАШИННЫЕ ШЕДЕВРЫ

Машины не перестают пробовать свои «творческие силы во многих жанрах. Электронные стихи и рассказы не новость для искушенного читателя. Кибернетические машины написали несколько сценариев пьес.

С изрядным успехом исполнялись машинные сюиты, гимны и песенки, вроде довольно популярной в некоторых странах «Красотки с кнопочным управлением».

Машина сумела кроме такого творчества еще и графически, в «художественных образах» воплотить смысл математических абстракций. Самыми известными являются множества Мандельброта, которые называют фракталами.

    При помощи инструмента Фигурный текст ( WordArt ) создайте заголовки ваших любимых книг.

    Используя Панель рисования оформите справочный лист по геометрии, на котором будут изображены все известные вам геометрические фигуры с их названиями.

Поставь себе оценку за урок: 0 1 2 3 4 5 6 7

Оцени свое настроение на уроке:  ½ 

Дата: «___» __________ 200__ г.

Скорость набора ______ сим/мин


Дополнительное задание.

Оформите с использованием таблиц и рисунков свою визитную карточку. На листе должно быть размещено 12 одинаковых визиток.

_____________________________________________________________________________________

Зачетное задание по теме Microsoft Word

Используя предложенный учителем образец, создайте аналогичный документ в программе Microsoft Word .

_____________________________________________________________________________________

СПРАВКА № 1

Окно Microsoft WORD

Название элемента

Название элемента

Создать документ

Печать документа

Открыть документ

Проверка орфографии в документе

Удалить фрагмент в буфер

Маркер абзацных отступов

Копировать фрагмент в буфер

Вставить фрагмент из буфера

Панель рисования

Отмена действия

Верхний индекс

Вставка таблицы

Нижний индекс

Выравнивание ячейки

Вставка формулы

Заливка ячейки

Масштаб отображения страницы

Вид шрифта (гарнитура)

Выравнивание абзаца слева

Размер шрифта (кегль)

Выравнивание абзаца справа

Полужирный шрифт

Выравнивание абзаца по центру

Наклонный шрифт

Выравнивание абзаца по ширине

Подчеркнутый шрифт

Нумерованный список

Цвет шрифта

Маркированный список

СПРАВКА № 2

Сочетания клавиш для специальных символов

Русская раскладка клавиатуры Латинская раскладка клавиатуры

Знак

Сочетание клавиш

Знак

Сочетание клавиш

!

!

«

@

#

;

$

%

%

:

^

?

&

*

*

(

(

)

)

_

_

+

+

/

|

,

{

.

}

[

]

:

;

?

>

<

.

,

«Межпредметные связи на уроках биологии» - Предложить данный опыт для апробации учителям других школ. Обобщить опыт работы по данной теме. Межпредметные связи. Общая биология. Физическая география. 6 класс. Понятийные. Результаты муниципальных олимпиад. Фактические. Подготовительный этап. Театрализованные постановки. Мотивация учения по биологии.

«10 Биология» - Древнегреческий врач Гиппократ- первый ученый, создавший научную медицинскую школу. Традиции античных авторов продолжил Авиценна. 17 век. И.В. Сеченов. Труды Л. Пастера и И. Мечникова определили появление иммунологии. Истоки биологической науки. Доказал, что в артериях течет кровь, а не воздух и только у живых животных.

«Уроки биологии» - 4 этап – подбор заданий для формирования метапредметного результата. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ используется в случае, если на уроке остается время. Совместная работа учителя и обучающихся. Я умею..я хочу узнать.. Наблюдает и делает самостоятельные выводы. Ищет и находит информацию в разных источниках.

«Пособия по биологии» - Частота встречаемости: 1:500. Формирование у учащихся умения решать биологические задачи. Частота встречаемости: 1:10000. М.: «Высшая школа», 1984. Издательство «Братья Гринины», 1997. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997.

«Учебники по биологии» - Контрольно – измерительные материалы. Важным этапом в изучении биологии является контроль знаний. И подобная фраза порой значит больше, чем официальный отзыв в прессе. Слайды, микрофотографии, рисунки выполнены на высоком художественном уровне. Современный учебниксовременный урок. Учебник «Общая биология» завершает линию Н. И. Сонина.

«Темы по биологии 8 класс» - Лимфотические сосуды. Орган слуха. Кровь. Опора и движение. Одни и те же мышцы могут выполняти динамическую и статическую работу. Значение скелета. Полости предверия. Механизм работы. На волоконцах расположенны клетки с волосками. Состав. Формы костей. Кости скелета. Строение скелета человнка. Разгибатель.

Всего в теме 16 презентаций