Сущность метода научной абстракции. Большая энциклопедия нефти и газа

Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т.е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т.е. формируется логическое понятие, или экономическая категория , например товар, цена, деньги, конкуренция и т.п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.  

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для.продажи.  

Наиболее широко в курсе используется метод научной абстракции, т.е. освобождение представлений о предмете и объекте исследования от частного, случайного, нетипичного, кратковременного, единичного и, напротив, нахождение в них существенного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего к частному.  

Метод научной абстракции требует исследования явлений в их наиболее развитом, зрелом виде. Так, например, при изучении капитализма К.Маркс в качестве образца берет Англию как страну, в которой буржуазные производственные отношения достигли в тот период наивысшего развития.  

Метод научной абстракции позволил К. Марксу рассмотреть движение капитала в наиболее общем виде, вскрыть внутренние закономерности воспроизводства общественного капитала и показать его основные тенденции.  

Если предмет науки раскрывает, что познается, то метод - как познается. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции - сознательное отвлечение от всего случайного, что не соответствует природе изучаемого предмета. С помощью этого метода формируются экономические категории , т. е. особые понятия, отражающие содержание экономических явлений (например, товар, деньги, цена).  

Метод научной абстракции (абстракция - отвлечение).  

Метод научной абстракции используется и для построения экономических моделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку , например, объем производства , заработная плата , издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметры могут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т. е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.  

Анализ и синтез, индукция и дедукция предстают как формы метода научной абстракции, поскольку связаны с абстрагированием и обобщениями. Анализ в экономической теории - это мысленное расчленение предмета данной науки либо его отдельных звеньев на составные части и последующее их раздельное исследование. В рамках системного, междисциплинарного подхода к рассмотрению экономических отношений все более актуализируется так называемый  

Синтез представляет собой самостоятельный метод научного исследования, состоящий в познании данного явления как единого целого. Синтез в экономической теории - это соединение полученных в результате анализа , но еще разрозненных, нескоординированных знаний. На данном этапе исследования возникает необходимость абстрагирования, делаются обобщения и выводы, что и роднит синтетический метод познания с методом научной абстракции. Результаты синтеза, являясь итогом ранее проведенного анализа, сами оказывают на него активное обратное воздействие путем конкретизации и уточнения научных задач, вытекающих из целостной картины экономических отношений.  

Метод научной абстракции связан также с такими частными методами исследования экономических явлений , как аналогия, экономическое моделирование, предельный анализ , а также абстрактное допущение "при прочих равных условиях".  

Охарактеризуйте метод научной абстракции и приведите примеры научного абстрагирования при исследовании экономических отношений.  

Метод научной абстракции. Его суть - очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстракции являются  

Современный Р. характеризуется, с одной стороны, концентрацией капиталов и развитием корпоративных форм организации бизнеса , а с другой - сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и адаптивностью. РЫНОК СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ -идеальная модель рыночных отношений , где все продавцы и все покупатели имеют равные права, обладают полной свободой и непринужденностью действий. Эта модель, являясь научной абстракцией , служит одним из методов изучения реального рынка.  

Метод - это способ исследования. Конкретными инструментами исследования (т. е. приемами исследования) предмета финансового менеджмента являются научная абстракция , анализ и синтез, качественный и количественный анализ , экономико-математическое моделирование финансовых процессов.  

Метод научных абстракций, или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий - так называемых АБСТРАКЦИЙ, или КАТЕГОРИЙ2 (таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д.). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию , ученые абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем, для определения

В ситуации, когда от человека ждут объяснения непонятной ему по содержанию картины (причины этого могут быть самыми разными), можно услышать реплику: «Нечто абстрактное (если читать между строк - искусство ради искусства без смысловой нагрузки)». Однако задумывался ли когда-нибудь Человек-читающий, что подразумевается под словом "абстракция" и так ли редко приходится прибегать к абстрагированию в обыденной жизни?

Как проявляется абстрагирование в жизни человека

Термин "абстрагирование" имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab - "от" и слова traho - переводится как "тянуть", "влечь". Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление - это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления - конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно - образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса - рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка - птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

Существует ли абстрактное мышление

Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах - и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

Абстрагирование как метод и художественный приём

Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый - в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый - «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) - умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников - это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Классификация типов абстрагирования

Что такое абстрагирование с точки зрения научного познания? Постепенно отвлекаясь от ряда свойств объекта, можно получить абстрактную цепочку: медоед - животное - живое существо - материальный объект - материя, в которой высшей формой абстрагирования являются категории философии. По решаемым задачам, процесс абстрагирования можно разделить на следующие типы:

  • идеализирующее абстрагирование - предусматривает вычленение «идеальной модели объекта», в обыденной жизни проявляется в таких понятиях, как «идеальный учитель», «идеальный ученик, работник». Часто востребовано как пример для подражания;
  • абстрагирование обобщение - происходит отвлечение от индивидуальных характеристик объекта с опорой на принадлежность к тем или иным классам, например: кастрюля, сковорода, ковш, сотейник становятся «кухонной посудой»;
  • изолирующее абстрагирование - это выделение одного из признаков объекта, и придание ему самостоятельности в виде определённой категории, например: «устойчивость», «растворимость», «магнетизм», «красота» и т.д.

В приведённых примерах абстрагирования можно заметить основной принцип - исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского - изгонять, исключать, удалять).

Теории абстрагирования

Существуют две теории абстрагирования:

  • элиминативная;
  • продуктивная.

Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» - существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

Сферы применения абстрагирования

Нетрудно заметить, что в основном понятийный аппарат описываемого явления составляет научный язык. Следовательно, абстракция является ведущим научным методом (как в гуманитарных, так и в естественных областях).

Происходит это в связи с возможностью построения абстрактных схем и сценариев протекания реальных процессов, раскрывающих неявные закономерности.

Cтраница 1


Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении (вычленении) наиболее глубокой сущности предмета. Этим результатом являются понятия и категории науки. Познание начинается с исследования конкретного, с анализа и обобщения эмпирпч. На этой ступени выделяются и исследуются наиболее общие, абстрактные понятия науки.  

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для.  

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.  

Метод научной абстракции требует исследования явлений в их наиболее развитом, зрелом виде.  

Наиболее широко в курсе используется метод научной абстракции, т.е. освобождение представлений о предмете и объекте исследования от частного, случайного, нетипичного, кратковременного, единичного и, напротив, нахождение в них существенного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего к частному.  

Чтобы понять, что собой представляют стоимость или полезность, ученые применяют метод научной абстракции (лат. В процессе: познания они мысленно отвлекаются от несущественных сторон J рассматриваемого явления с целью выделения свойств, раскры-i вающих его сущность.  

В политической экономии, да и в общественных науках в целом, огромное значение имеет такой метод углубленного познания действительности, как метод научной абстракции. Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу абстракции удается улавливать сущность явлений, от сущности одного уровня (порядка) переходить к сущности более высокого уровня, формулировать категории и законы науки, выражающие эти сущности.  


Расчет сооружения с учетом всех его свойств, точных геометрических размеров, строгого взаимодействия элементов между собой является или теоретически невозможным, или практически неприемлемым из-за чрезмерной сложности. Поэтому методом научной абстракции схематизируют сооружение, исключая второстепенные факторы, не сказывающиеся в значительной степени на достоверности и точности расчета.  

Экономическая теория использует широкий спектр методов н - учного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции. Он состоит в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов.  

Математическое моделирование основывается на том, что основные параметры экономики соизмеримы, и устанавливает качественные и количественные зависимости переменных величин, описывающих экономический процесс. При построении модели применяется метод научной абстракции - воспроизводятся наиболее существенные связи, а от второстепенных исследователь абстрагируется.  

Если предмет науки раскрывает, что познается, то метод - как познается. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции - сознательное отвлечение от всего случайного, что не соответствует природе изучаемого предмета.  

Изучение электротехники имеет большое значение также в формировании марксистско-ленинского мировоззрения студентов. При изучении сложных электромагнитных процессов студент убеждается в эффективности метода научных абстракций - единственно верного пути познания истины.  

Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т.е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т.е. формируется логическое понятие, или экономическая категория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т.п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.  

Страницы:      1

Все экономические понятия, как мы уже выяснили, это понятие явлений, процессов и т.д. – абстрактные (труд - абстрактное понятие, труд печатника - конкретное; не было бы этих категорий – не было бы экономики, вообще хозяйственной жизни, и жизни вообще).

Абстракция – это все категории экономические носят абстрактный характер (что такое кредит? экономическая теория определяет: кредит – это то-то и то-то; что такое труд, заработная плата, себестоимость, цена, производительная сила, производственные отношения и т.д. – с одной стороны теоретическое дается понятие, а с другой стороны все эти понятия наполняются конкретным содержанием. Цена – это понятие абстрактное, а цена данного стола - понятие конкретное. Т.е. абстракция, наполненная конкретикой .

3. Сочетание логического и исторического . Капитализм вырос из феодальной формации; можно изучать и логично и исторично. Можно заняться только историей, каким образом зародился капитализм в недрах феодализма, в чем это выразилось, первые ростки, в чем они состояли ростки капитализма, как росли, распространялись и т.д.; как капитализм развивался дальше – это исторический метод изучения .

А логическое (мы нередко слышим "человек рассуждает логично"; "человек выступает логично"). Логично значит доходчиво. Берется за основу какая-то часть доказательства и человек начинает доказывать Логично доказывает = доходчиво, понятно. Т.е. одно вытекает из другого. Карл Марк исследовал капиталистическую формацию (подробней этого ученого, пожалуй, никто не исследовал; крупнейшая работа "Капитал" – 3 тома + 4-й "теория прибавочной стоимости" он намеревался, но опубликовали последователи) не исторически начал, а логически. Он берет абстрактное понятие "товар" за основу, определяет что это такое, как производится и т.д. (при капитализме товарное производство носит всеобщий характер, продается и покупается даже рабочая сила человека) и отсюда он исследует все стороны жизни этого капиталистического общества. Это логично – берет за основу единичку товарную, категорию единичную и исследует. Когда он исследовал логически эту формацию он говорил: "А теперь я исследую и исторический метод". И говорил, что капитализм возник в недрах феодальных и показывает что и какие ростки пошли от этого феодализма, что он передал феодализм капитализму, так сказать, по наследству и что выросло уже в самостоятельное при капитализме в отличие от феодализма.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Мировая экономика

Экономика это наука о том как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных.. разделы экономической теории.. микроэкономика..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Любая категория это явление или процесс!
Проанализировать. Ручка шариковая - явление; как исследовать этот товар не как "ручку", а как "товар", потому что эта ручка произведена для чего? Не для того, чтобы пользовался

Сочетание количественного и качественного
Экономическое развитие происходит по возрастающей наклонной вверх, т.е. от простого к сложному, от количественного к качественному. Ни один товаропроизводитель не начинает свое дело, свой бизнес с

Эксперимент
Это завершение практическое завершение исследований тех или иных явлений. Чтобы производить в массовом масштабе тот или иной товар (автомобиль, самолет, поезд, ручку), нужно проверить, как он ведет

Эластичность предложеня зависит от ряда факторов
1. Способности товаров к длительному хранению: свежая рыба, земляника и др. не могут долго храниться, а потому эластичность их предложения низка. 2. Стоимость хранения: если

Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков
Конкуренция (от латинского «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продаж

Рынок труда, его характеристики
Общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов представляет собой рынок труда. Хотя рабочая сила и является товаром, продавец не отказывается от права собственности на нее, то ес

Предмет макроэкономики
Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» - «маленький»), а слово «эконо

Анализ ex post и ex ante
Различают два вида макроэкономического анализа: анализ ex post и анализ ex ante. Макроэкономический анализ ex post или национальное счетоводст

Методы и принципы макроэкономического анализа
В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким общим методам и принципам экономического анализа относятся: абстрагирование, (использование м

Экономический кругооборот
Экономический кругооборот - это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов. Основными субъектами рыночной экономики являются домо

Доход, потребление, сбережения
38. Инвестиции: понятие, структура, их виды. И – долгосрочное вложение капитала внутри страны или заграницей в предприятия различных отраслей народного хоз-ва. Раз

Виды инфляции
Существуют следующие виды инфляции: · С точки зрения проявления: · Открытая. Цены регулируются спросом и предложением. · Скрытая (подавленная). Цены регулируются государс

Ценовые факторы совокупного спроса
· Эффект процентной ставки заключается в том, что повышение уровня процентной ставки сокращает совокупный спрос, поскольку предприниматель сокращает инвестиции, а потребители откладывают покупки. Н

Механизм возникновения и действия мультипликатора
Мультипликатор начинает практически сразу работать, как только осуществляются хотя бы в некоторых точках рыночной экономики первичные (автономные) инвестиции, потому что в этих точках начинает расш

Мультипликатор обычно не действует в условиях
I.Во-первых, в условиях полной занятости всех экономических ресурсов, так как для расширения производства, а это и есть инвестиции, нужны свободные экономические ресурсы. Но в этой

Механизм возникновения и действия акселератора
Акселератор возникает в результате действия мультипликатора, а, точнее, в результате того, что мультипликатор обусловливает рост национального дохода, так как увеличиваются доходы домашних хозяйств

Международные экономические отношения
1) В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно м/н экономические отношения и механизм их реализации. МЭО включают многоуровневый

Платежный баланс
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных средств.

Валютный курс
Валютный рынок – финансовый рынок, на котором осуществляется обмен иностранных валют. Валюта («цена, стоимость») – это денежная единица страны. Каждый национальный рынок имее

Эффект дохода и эффект замещения
лебания спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Эффек

Закон убывающей и предельной производительности
Рассмотрим короткий период деятельности фирмы, в котором из двух факторов переменным является труд. В такой ситуации фирма может увеличить производство за счет использования большего количества тру

Метод абстракции представляет собой процесс игнорирования несущественных и выделения важных деталей рассматриваемого явления (системы, сущности), для которой мы хотим создать модель. В основе метода абстракции лежит принцип наименьшей выразительности: абстракция должна охватывать лишь самую суть рассматриваемого явления, не больше, но и не меньше. Результатом использования метода абстракции применительно к программированию должно быть построение некоторой модели.

Метод абстракции при построении модели использует следующие операции: разбиение - выделение наиболее существенных деталей рассматриваемого явления; слияние - объединение сущностей, присутствующих в рассматриваемом явлении (подразумевается, что явление может быть разложено, разбито на составляющие); при этом определенный набор понятий, свойств некоторой сущности рассматривается как одно целое;

обобщение - нахождение наиболее общих черт у разных явлений и отбрасывание незначащих в данный момент подробностей; специализация - нахождение различий между родственными явлениями.

Операции разбиения и слияния служат для нахождения состава разрабатываемой модели (реализуют отношение включения), а операции обобщения и специализации - для отображения отношений родства между разными явлениями (реализуют отношение наследования). Применяя те или иные операции метода абстракции, мы можем выразить сложные взаимоотношения реального мира в виде ограниченного множества абстракций. В следующих частях статьи сделана попытка отображения основных приемов, применяемых в современном программировании, через набор операций метода абстракции.

Разбиение

Разбиение реализуется в двух полезных абстрактных приемах: декомпозиции и модульности. Рассмотрим эти приемы более подробно. При реализации сложных систем размер программ увеличивается лавинообразно, так как нужно реализовывать сложные модели. Однако, в то время как сложность реализуемых моделей растет, возможности человеческого мозга ограничены. Многие психологи считают, что число единиц информации, которое может усвоить человек одновременно, не превышает семи. Причиной этому является ограниченный объем краткосрочной памяти человека. Для разрешения возникающего противоречия необходимо научиться выполнять декомпозицию сложных систем. При этом происходит разбиение сложной системы на слабо связанные компоненты. Данный прием широко используется в объектно-ориентированном программировании на начальных этапах при поиске подходящей иерархии классов, эффективно описывающей исходную задачу.

Модульность подразумевает разбиение программы на осмысленные части (набор программных модулей). Разбиение на модули осуществляется таким образом, чтобы объединить логически связанные абстракции и минимизировать логические связи между абстракциями; это влечет за собой минимизацию использования глобальных переменных. Можно рассматривать модуль как отдельно компилируемый фрагмент программы (файл). Модульность отражает представление сложной системы в виде слабо связанных подсистем. Она поддерживает защиту данных - скрывает внутри модулей реализации объектов, несущественные для рассмотрения на следующем уровне абстракции, и инкапсуляцию - позволяет рассматривать группу объектов как одно целое (модуль). Идея модульности имеет свое развитие в форме пакетов. Они позволяют рассматривать несколько модулей как одно целое и позволяют создание произвольного числа уровней иерархии.