День штурмана вмф россии. Кафедра штурманской службы военно-морского флота

На протяжении всего периода своего существования человечество обнаруживало бессознательную потребность в управлении. У первобытных общин были вожаки, войско непременно обзаводилось главнокомандующим и т.д. С возникновением первых наземных транспортных средств необходимость тотального контроля ситуации еще более возросла, так как одно дело – нести ответственность за народ, сидя во дворце, и совсем другое – находясь внутри работающего механизма. Когда же люди изобрели корабль с целью освоения морских дорог, к потребности в управленческой функции добавилось еще и обязательное владение знаниями в области пространственной ориентации. Так появилась профессия штурмана, представители которой отмечают 25 января свой главный праздник День штурмана ВМФ РФ.


Историческая справка

Море вызывает массу ассоциаций: крик чаек, плавание, брызги, переливающиеся на солнце, белая пена волн… Но это у обычных людей, у лиц же, связанных с государством военной службой, необозримое водное пространство – ни что иное, как возможное поле боевых действий, а также своеобразная замена «тверди земной» под днищем крейсера, миноносца и прочей техники. Для штурмана море – родная стихия, ведь за годы плавания человек, ведущий корабль сквозь ветра и расстояния к цели, успевает привыкнуть и качке, и к холодному неменяющемуся пейзажу за иллюминатором, и даже к мысли, что машина, за которую он в ответе, ограничивает возможности оказаться в стандартной обстановке в условиях неотвратимой опасности.

Разумеется, управляющие судами на Руси были с тех самых пор, как появился военно-морской флот. Вот только официально сей факт нигде закреплен не был, да и обучения данной профессии никакого специализированного не практиковалось. Празднование штурмана традиционно связывали с природными датами наилучшей ориентации в расположении сторон света без применения каких-либо дополнительных приспособлений, а именно – с осенним и весенним равноденствием.

Только в 1997 году руководством ВМФ было решено учредить праздник в честь славных трудяг-штурманов. Почему именно 25 января выбрано для празднования Дня штурмана ВМФ РФ? Дело в том, что этот день, правда, более трех столетий назад, с подачи императора Петра Великого стал моментом возникновения незаменимого штурманского подразделения. В устах венценосной особы распоряжение звучало следующим образом: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Кстати, тем же Петром были сделаны особые указания, изданные в виде свода обязательных правил поведения для субъектов, занимающих место непосредственно за корабельным штурвалом. Таким образом, император, по всей видимости, хотел донести до управляющих судами специалистов свое абсолютное убеждение в том, что лицо, осуществляющее ведение боевой машины в открытом море, обязано служить образцово-показательным примером для всей команды.


Штурман – первая ступень на длинной лестнице военной карьеры, доказательством чему являются многочисленные примеры из истории ВМФ. Известные адмиралы России задолго до того, как занять свою высокую и более ответственную должность, годами внимательно изучали навигационные карты и определяли изменение погоды по особым природным признакам. Отношение русского народа к штурманам всегда было исключительно уважительным, иначе не носили бы географические объекты нашей страны их имена, а таковых в одном Приморье более 80.

Профессия штурман ВМФ РФ

В этот зимний профессиональный праздник 25 января, День штурмана ВМФ РФ, хочется сказать о важности этой нелегкой военной профессии - штурман.

Слово штурман голландского происхождения, означает буквально «человек за рулем». Данное понятие в полной мере отражает смысл этой нелегкой специальности. Объем навыков и знаний, которыми просто обязан владеть штурман, ставит его профессию в один ряд с летчиками и капитанами-подводниками. Большая ответственность лежит на плечах управляющего судном – слишком много в море опасностей и непредвиденных обстоятельств.


Разумеется, навигационные приборы нового поколения существенно облегчают работу современного морского штурмана, однако, вопросов, которые при помощи одной только электронной техники не решить, немало. Так, нередко бывает, что сведения о координатах судна, «сообщаемые» интерактивной картой, не совпадают с истинным раскладом. Тогда здорово выручает старый добрый бумажный аналог, но для его применения необходимо владеть географическим языком. Это всего лишь пример. В реальности ситуации, требующие от штурмана непосредственного применения багажа своих знаний, встречаются чуть ли не на каждом шагу. Поэтому, во-избежании срыва стоящих перед командой корабля служебных и боевых задач, нужно без затруднений в случае чего и стороны света при отсутствии компаса определить, и через так называемую «узкость» судно провести, и с негодованием природы справиться. Пессимистам и хлюпикам в военно-морском флоте делать нечего – здесь нужны сильные духом, физически крепкие, отважные, сообразительные, с быстрой реакцией люди. Важное качество штурманов, требуемое в условиях специфики работы, это творческий подход к делу и склонность к импровизации. И, конечно же, чтобы стать корабельным управляющим, следует иметь соответственное образование: судоводительскую специальность.

Что подарить?

Если в вашем непосредственном окружении есть человек, выполняющий служебные обязанности военного штурмана надводного транспорта, перед вами, кроме поздравлений, встает вполне закономерная проблема выбора подарка виновнику праздника 25 января Дня штурмана ВМФ РФ. Профессия управляющего судном связана с морем и является суровым мужским занятием, очень полезным всему российскому народу. Поэтому подарите штурману сувенир, сочетающий в себе романтику и практичность. Пусть это будет, к примеру, миниатюрная подзорная труба, лупа, необычный компас или настенный барометр витиеватой формы. Подарком на День штурмана ВМФ РФ с изюминкой станет модель фрегата, светящегося в темноте, а оригинальным сувениром – глобус-бар. А можно не напрягать свое воображение и вручить фотокалендарь в соответствующем стиле или фотоальбом с изображением герба ВМФ на обложке – получателю будет приятно иметь у себя такую вещицу.



Сувениры и полезные в быту предметы кажутся вам слишком обыденными, чтобы стать подарком на День штурмана ВМФ РФ? Тогда придется обратиться за помощью к загадочному семейству природных минераловдрагоценных камней. Только представьте, как удивится тот, кому вы готовите настоящий сюрприз на праздник 25 января! Единственное, что необходимо иметь ввиду перед походом в ювелирный магазин – вспомнить или осведомиться о знаке Зодиака чествуемого.

Амулетом для штурмана способно стать украшение с аквамарином, хранящим путешествующих в море от всяческих бед; сапфиром, отводящим от мореплавателей кораблекрушения; изумрудом - символом бороздящих океанские просторы.

Праздник День штурмана ВМФ празднует 25 января вся наша огромная страна: от Краснодара до Камчатки. Крайне важно, чтобы мужественные штурманы почувствовали поддержку как близких людей, так и российского народа в целом – это станет для них мощнейшим стимулом к дальнейшей работе во благо Отечества!

Ежегодно 25 января в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех российских военнослужащих, чья деятельность непосредственно связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ России, а также контролем за исправной работой навигационных приборов и исчислением перемещений. Иногда данный праздник называют также Днем навигатора.

Интересным представляется тот факт, что еще сравнительно недавно День штурмана ВМФ отмечался в нашей стране два раза в год. Для празднования были выбраны даты весеннего (20-21 марта) и осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно было легко без использования специальных инструментов и приборов определить стороны света – Солнце всходило строго на востоке, а заходило, соответственно, на западе. Такая практика существовала вплоть до 1997 года. Изменения в дату празднования внес занимавший в то время пост Главнокомандующего ВМФ РФ адмирал флота Феликс Николаевич Громов, соответствующий приказ «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» он подписал 15 июля 1996 года. В соответствии с приказом День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации следовало отмечать 25 января.


Стоит отметить, что дата празднования была выбрана неслучайно. Именно в этот день 25 января 1701 года Пётр I издал Указ, в котором, в частности, отмечалось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Для реализации воли царя в стране была образована «Школа математических и навигацких наук», располагалось новое учебное заведение в Москве, в Сухаревской башне. Этот день сегодня справедливо считается официально датой основания штурманской службы российского флота.

Само словом штурман пришло к нам из Голландии (stuurman, от stuur - «руль» и man - «человек»). Буквально его можно было бы перевести, как человек за рулем. Данное определение достаточно точно отражает смысл данной профессии. При этом и несколько веков назад, и сегодня на штурмане лежит огромная ответственность, так как в море корабль всегда может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Конечно, современное оборудование значительно упростило работу штурманов, но от них все еще требуется умение выполнять свою работу без современной электронной техники, которая может выйти из строя по различным причинам.

Пётр I заложивший основы российского флота прекрасно отдавал себе отчет в важности штурманской службы. При этом обязанности штурмана и подштурмана корабля были документально определены в 1720 году, они содержались в первом для России Морском уставе. На корабле в зависимости от его вооружения (количества орудий) необходимо было иметь 1-2 штурмана, у которых в подчинении находилось по 1-2 подштурмана. К примеру, на линейных кораблях с 50-90 орудиями по штату полагалось иметь двух штурманов и двух подштурманов, при наличии 32 орудий – по 1 штурману и 2 подштурмана, 14-16 орудий – по 1 штурману и 1 подштурману. При этом на тот момент времени должность штурмана на флоте стояла по старшинству между шкипером и боцманом. По вопросам кораблевождения штурман подчинялся непосредственно командиру корабля.

Штурманы обязаны были получать необходимые припасы по штурманской части (компасы, магниты для намагничивания компасных стрелок, лоты, песочные часы и др.). На линейном корабле в те годы полагалось иметь сразу 8 магнитных компасов и до 10 песочных часов разной продолжительности: от полминуты до получаса, включительно. При завершении кампании штурманы докладывали капитану о расходовании припасов, после чего сдавали остатки на склады (в магазины). При этом штурманы должны были иметь свои личные атласы морских навигационных карт, навигационные пособия и инструменты (квадранты, градштоки, ноктуралы, циркули и др.). Также штурманы обязаны были содержать в порядке компасы, периодически заниматься их проверкой, следить за песочными часами.


Непосредственно перед морским походом в обязанности штурману вменялось осматривать руль. В море штурманы отвечали за аналитические расчеты, записывая в свой журнал курс, дрейф корабля, пройденное кораблем расстояние, склонение компаса, течение моря, ветер и множество другой информации. При совершении плавания вблизи побережья штурманы обязаны были его изучать, нанося на карты все незнакомые мели, скалы и крупные камни. При постановке судна на якорь они занимались контролем времени его бросания в зависимости от дрейфа, а после постановки на якорь следили за перемещениями корабля.

В свое время многие известные российские флотоводцы начинали свою воинскую карьеру именно с должности штурмана корабля. Среди них были адмиралы, которые заложили основу современного флота нашей страны, такие как С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стояли в одном ряду с именами командиров кораблей. К примеру, в одном только Приморском крае именами штурманов российского флота были названы 64 мыса, 12 остров, 9 бухт и 3 полуострова, таким образом, их имена были увековечены для истории.

С момента появления в России флота прошло уже более трехсот лет, с тех пор судостроение, наука и морское дело проделали огромный путь, но труд штурмана по-прежнему востребован и почитаем на флоте. По словам главного штурмана ВМФ Российской Федерации контр-адмирала Эдуарда Луйка, штурманская специальность, которая появилась в нашей стране одновременно с появлением первых военных кораблей, в наши дни в высшей степени востребована, эту специальность можно назвать одной из главных морских специальностей в ВМФ России. Адмирал подчеркивает, что без штурмана и в наше время невозможно представить себе ни движение корабля, ни его действия по применению имеющихся на борту штатных систем вооружения. В условиях, когда российские боевые корабли и подлодки снова решают ответственные задачи военно-морского присутствия в Мировом океане, роль и ответственность, которая ложиться на плечи флотских штурманов, только увеличивается.


По данным на 2017 год штурманская служба Военно-морского флота России насчитывала порядка 3000 специалистов, порядка 1000 из них – это офицеры. Также это более 200 человек профессорско-преподавательского состава различных российских военно-морских учебных заведений. Порядка 50 из них имеют ученую степень, а более 30 преподавателей – ученое звание. Сегодня к штурманской службе ВМФ России относится более 10 учебных подразделений, основными из которых можно назвать кафедры штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях, расположенных в Санкт-Петербурге, Севастополе, Калининграде и во Владивостоке, а также в учебных центрах ВМФ России. В распоряжении штурманской службы российского флота сегодня находятся как специальные тренажеры для морской подготовки будущих штурманов, так и современные учебные лаборатории. Также для морской подготовки штурманов активно используются несколько учебных кораблей и порядка 10 учебных катеров.

При этом престиж и востребованность штурманской профессии по-прежнему велики. Это подтверждается и достаточно высоким конкурсом при поступлении на учебу. Так в 2016 году конкурс в российские военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность составлял 3,5 человека на место. Российский флот заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления на первый курс на штурманскую специальность. От качества отбора и подготовки будущих штурманов напрямую зависит успешное выполнение боевыми кораблями и судами обеспечения ВМФ России поставленных задач, без различных происшествий и навигационных аварий, которые в море могут иметь самые печальные последствия и для корабля, и для его команды.

«Подготовка штурманов для ВМФ Российской Федерации учитывает сегодня и активный процесс обновления флота в рамках Государственной кораблестроительной программы, получения в состав флота новых надводных и подводных кораблей нового поколения, оснащения военно-морского флота новыми вооружениями, современными навигационными системами и комплексами. Перед кораблями российского флота все чаще ставятся ответственные задачи, которые напрямую связаны с действиями в составе разнородных, межвидовых и однородных по составу группировок. Все это требует от специалистов штурманских служб всех российских флотов и Каспийской флотилии еще более высокого уровня профессиональной и практической подготовки», – отмечает контр-адмирал Эдуард Луйк. По его словам, навигационное обеспечение выполнения поставленных задач в море приобретает в наши дни еще большее значение, так как российские корабли все чаще появляются в различных районах Мирового океана, зачастую еще малоизученных.

25 января коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех штурманов ВМФ России и ветеранов штурманской службы с их профессиональным праздником. День штурмана ВМФ России – это праздник всех людей, кто по долгу своей службы исполнял или продолжает исполнять очень важные задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных кораблей и подлодок, а также различных судов обеспечения российского флота в самых разных регионах нашей планеты – от жарких тропиков до ледяных арктических широт.

По материалам из открытых источников

Чтобы попасть в любое нужное место, в котором раньше не приходилось бывать, достаточно обратиться к современным девайсам (ввести координаты в навигатор, который мгновенно проложит оптимальный маршрут следования) или по старинке воспользоваться картой. Эти варианты подходят для простых обывателей и любителей-путешественников.

Определением оптимальных маршрутов с учетом особенностей транспорта, цели следования, перевозимых грузов и предстоящего пути занимаются специалисты - штурманы. В некоторых случаях они работают в паре с логистами. Штурман - это своего рода опытный проводник, который превосходно ориентируется в незнакомой обстановке при любых условиях с помощью различных навигационных устройств и приборов. Данная категория специалистов особенно востребована в транспортной отрасли: морском деле, авиации и других. Именно таким профессионалам и посвящен этот праздник.

Когда отмечается

День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации принято отмечать 25 января ежегодно. Событие было учреждено приказом Главнокомандующего ВМФ РФ Ф. Громова от 15 июля 1996 г. № 253. В 2019 году дату справляют 23-й раз.

Кто празднует

Событие отмечают военные морские штурманы: помощники капитанов (шкиперы), капитаны корабельных судов, учащиеся военно-морских училищ и все те, кто связал свою жизнь с этой увлекательной, ответственной и опасной профессией.

История праздника

Календарной точкой отсчета для празднования Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации стал день основания Петром Великим в Москве «Школы математических и навигацких наук» 25 января 1701 года.

Сама профессия штурмана возникла с момента зарождения кораблестроения на Руси, когда появилась необходимость длительных морских путешествий. Все рыбаки для того, чтобы обеспечить свою семью (ловля рыбы для еды или на продажу), вернуться домой живыми и с уловом, просто не могли игнорировать погодные условия, особенности морского ландшафта и фарватера, а также другие моменты.

До 1997 г. морские штурманы отмечали свой профессиональный праздник в дни весеннего равноденствия дважды в году - 21 марта и 23 сентября, поскольку в эти даты очень легко определять стороны света без специальных навигационных приборов и устройств.

О профессии

Штурман (в переводе с голландского - «человек за рулем») - это первоклассный специалист, умеющий грамотно работать с соответствующим оборудованием. При необходимости он может легко справиться с поставленной задачей и без него. Штурман не просто следит за работой приборов, способных выйти из строя в самый неподходящий момент, и сопоставляет адекватность показаний. Он вместе с капитаном принимает решения, от которых зависит судьба членов экипажа.

Данный специалист должен обладать обширнейшим багажом знаний в различных областях: география и топография, картография, радиоэлектроника и кораблестроение, метеорология и другие. От него требуется умение владеть собой в критических ситуациях, наличие аналитического креативного мышления и способности быстро оценивать ситуацию.

Существительное «небоскреб» вошло в наш язык благодаря морякам. Так в древности (более 2 сотен лет назад) называли верхние треугольные паруса, которые при сильном ветре могли гнуть мачту.

Раньше (а неофициально и сейчас) День штурмана праздновался в дни весеннего (21.03) и осеннего (23.09) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света - Солнце в любой точке восходит строго на востоке, а заходит соответственно на западе. Но с 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.

Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне. В указе Петра Первого от 25 января 1701 года было сказано: "Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению". Этот день и является официальной датой основания штурманской службы российского флота.

Надо добавить, что тем же Петром был издан Устав, согласно которому:

- "Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают."

- "Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают."

Вот какие были статьи в уставе Петра Великого. Но это так, к слову и не к празднику.

Воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России - С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский, и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт.

Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особо трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ, - "работа штурмана в походе носит творческий характер". Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.

Профессиональный праздник Военно-Морской Флот впервые в своей истории отметил 25 января 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, а в 2001 году штурманская служба отечественного флота отметила свое 300-летие. Профессия сегодня

В настоящее время для улучшения подготовки штурманских служб соединений, боевых частей на кораблях, работы по предупреждению навигационной аварийности с использованием современных методов и способов навигации разрабатываются проекты новых руководящих и методических документов по штурманской подготовке в ВМФ: руководство по организации штурманской службы, правила штурманской службы для надводных кораблей и подводных лодок ВМФ. В новом руководстве и правилах впервые сформулировано понятие "штурманская подготовка". Она включает в себя комплексную многоуровневую систему обучения как личного состава штурманских боевых частей кораблей, так и флагманских штурманов, вахтенных офицеров кораблей, командиров соединений, их заместителей, командиров кораблей.

На флотах продолжается работа по совершенствованию существующих и поиску новых способов и методов решения навигационных задач. Исследуются возможности определения места подводных лодок без всплытия под перископ. Внедрены в практику навигации методики решения навигационных задач кораблевождения при плавании под льдами Арктики. Активно ведется освоение электронной информационной навигационной системы. У штурманской службы, как одной из главных составляющих всего российского Военно-Морского Флота - великая история, и нынешнее поколение офицеров-штурманов решает сложные задачи на морях и океанах, продолжая лучшие традиции своих предшественников.

Черный турмалин - Шерл в украшениях из серебра 925 пробы. Лечебные и магические свойства черного турмалина - Шерла.

Дата празднования.

Раньше День штурмана ВМФ праздновался в дни весеннего (21.03) и осеннего (23.09) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света - Солнце в любой точке восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. Но с 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.

Кто празднует.

Событие отмечают военные морские штурманы: помощники капитанов (шкиперы), капитаны корабельных судов, учащиеся военно-морских училищ и все те, кто связал свою жизнь с этой увлекательной, ответственной и опасной профессией.

История праздника.

Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне. В указе Петра Первого от 25 января 1701 года было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день и является официальной датой основания штурманской службы российского флота.

Надо добавить, что тем же Петром был издан Устав, согласно которому «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают.» - «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают.» Вот какие были статьи в уставе Петра Великого. Но это так, к слову и не к празднику.

Воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России - С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский, и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт.

Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особо трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ, - «работа штурмана в походе носит творческий характер». Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.
Профессиональный праздник Военно-Морской Флот впервые в своей истории отметил 25 января 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, а в 2001 году штурманская служба отечественного флота отметила свое 300-летие.

О профессии штурмана.

Штурман (в переводе с голландского - «человек за рулем») - это первоклассный специалист, умеющий грамотно работать с соответствующим оборудованием. При необходимости он может легко справиться с поставленной задачей и без него. Штурман не просто следит за работой приборов, способных выйти из строя в самый неподходящий момент, и сопоставляет адекватность показаний. Он вместе с капитаном принимает решения, от которых зависит судьба членов экипажа.

Данный специалист должен обладать обширнейшим багажом знаний в различных областях: география и топография, картография, радиоэлектроника и кораблестроение, метеорология и другие. От него требуется умение владеть собой в критических ситуациях, наличие аналитического креативного мышления и способности быстро оценивать ситуацию.