Государственные и военные реформы петра 1 кратко. Военные реформы Петра I

Военная реформа, проведенная под личным руководством Петра I, по своим последствиям была одной из самых глубоких в истории России.

Петр I Алексеевич Романов (1672-1725) - русский царь с 1689 г., первый русский император с 1721 г., сын Алексея Михайловича. Выдающийся государственный и военный деятель, полководец и дипломат.

Реформа проводилась с 1698 по 1721 г. и была вызвана следующими причинами:

Проведение крупнейших политических, экономических преобразований,

Отсталость России в экономическом и военном отношении;

Отсутствие регулярной армии и флота.

Цель Петровской реформы - усиление военной мощи России и повышение роли страны на международной арене.

1) Создание русской регулярной армии и флота, комплектуемых на основе рекрутского набора. С 1699 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 г. Государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот определенное количество рекрутов. До 1724 г. рекруты брались из расчета один человек от 20 дворов, позже 5-7 человек от 1000 мужских душ. Призывной возраст рекрутов составлял 20-30 лет, а срок службы в армии был пожизненный.

2) Формирование национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Военная служба начиналась с 15 лет. До получения офицерского чина юноша обязан был 10 лет прослужить рядовым в гвардейских или армейских полках. Дворянин-гвардеец жил как солдат, в полковой казарме, получал солдатский паек и исполнял обязанности рядового.

При Петре I впервые создаются в России учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских, инженерных и других офицеров-специалистов. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе.

Вводится единая система военных званий и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табели о рангах 1722 г. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал – адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства было положено не социальное происхождение, а личные способности, образование, опыт, грамотность, храбрость офицера

3) Военная реформа установила новую организационную структуру войск и единые штаты. Вооруженные силы состояли из полевых армий, гарнизонных войск и иррегулярных частей. В структуре вооруженных сил выделялось три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. В 1708 г. формируются специальные гренадерские части. Это были своеобразные штурмовые воинские подразделения. Основной тактической единицей в пехоте и кавалерии был полк. Он состоял из 2-х батальонов по 4 роты в каждом, кавалерийский - из 5-ти эскадронов. Численность полка - до 1500 чел. В полку было примерно 40 офицеров, остальные рядовые.



4) Армия и флот стали содержаться за счет государства, и были национальными по составу.

5) Создание регулярного военно-морского флота. В 1722 г. флот на Балтике насчитывал 130 (из них 32 линейных) парусных и до 200 гребных судов. Центром кораблестроения стала Адмиралтейская верфь в Петербурге, а главной базой флота - Кронштадт. В строительстве флота и создании русской военной школы, большая заслуга принадлежала Петру I, Ф. М. Апраксину, Н. А. Сенявину, Ф. А. Головину В результате реформы Россия в XVIII столетии выдвинулась в число крупнейших морских держав.

6) Создание единых военных органов управления вооруженными силами: вместо Приказов Петр I учредил военную коллегию (1718г.).

7) Создание единой системы обучения и воспитания, которая отличалась простотой и практичностью, были разработаны и внедрены воинские уставы (Устав воинский - 1716 г., морской устав - 1720 г., статьи воинские, учреждения к бою, для полевой битвы правила).

8) В рамках реформы проводилось перевооружение армии. Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила однотипное огнестрельное оружие - гладкоствольные ружья с ударно-кремовым замком и трехгранным штыком. Кроме того, шпаги, тесаки, гранаты.

Петр I учредил первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного, который вручался за "чрезвычайные" заслуги перед Отечеством. Первым кавалером этого ордена стал сподвижник Петра, будущий генерал-фельдмаршал России Ф. А. Головин. Сам же учредитель ордена стоит шестым в списке Андреевских кавалеров.

В ходе осуществления реформы возникали проблемы и трудности, чему способствовали экономическая отсталость России и противоборство части дворянства. Но, несмотря на это, в России были созданы мощные вооруженные силы, ядром которых стали созданные по инициативе молодого царя Петра I "потешные полки", из которых в 1691 г. были сформированы первые регулярные полки - Семеновский и Преображенский.

Влияние петровских военных реформ было настолько велико по своей результативности, что в последующем вооруженные силы развивались и совершенствовались под мощным воздействием этих преобразований, вплоть до реформ 60-х гг. XIX.

В начале XIX в. в России были разработаны и частично осуществлены довольно крупные военные преобразования. Они обусловливались рядом факторов. В конце XVII в. - начале XIX в. в России шел процесс разложения феодализма. В этих условиях необходимо было сохранить политическое господство дворянства, предотвратить возможность революционных потрясений в странах Западной Европы. Кроме того, в эти годы Россия вела длительные войны, которые показали, что противники, в частности буржуазная Франция, обладают более прогрессивной военной организацией. Еще одним фактором, обусловившим необходимость реформы, было то, что насажденная Павлом I прусская военная система устарела и требовала кардинальных изменений.

Вступив на престол в 1801 г., Александр I открыто провозгласил курс на реформирование всех сторон жизни, в том числе и в военной области:

Во-первых, в 1802 г. была проведена реорганизация центрального военного управления. Вместо Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии созданных еще Петром I, создаются Военные и Морские министерства, а бывшие коллегии преобразовываются в совещательный орган при министерствах.

Во-вторых, проведены преобразования в организации войск. В пехоте и кавалерии постоянным войсковым соединением стала дивизия, которая состояла из 2-3 бригад двух полкового состава и артиллерийской бригады. Дивизии сводились в корпуса - высшие соединения, как в пехоте, так и в коннице. Корпус имел, как правило, две дивизии и две артиллерийских бригады. Корпуса объединялись в армии. Так, в начале 1812 г., войска были сведены в 8 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два казачьих отряда и распределялись между 1-й и 2-й Западными, 3-й Резервной и Дунайскими армиями. Увеличилось число егерских полков, способных вести бой в рассыпном строе.

В-третьих, русская армия 1809г, получила на вооружение более совершенное 7-линейное кремневое ружье, что позволило ввести обучение войск прицельной стрельбе. При активном участии генерала П. И. Багратиона и военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли были разработаны и введены новые уставы и наставления.

В-четвертых, некоторое усовершенствование получила система подготовки офицерских кадров. Усложнение военного дела потребовало повышения уровня специальной подготовки офицеров, расширения сети военно-учебных заведений.

Все эти и некоторые другие преобразования были значительным отходом от прусской системы Павла I, возрождением национальных традиций русской армии, традиций Петра I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова. Они положительно сказались на русской армии, которая во время Отечественной войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова разгромила сильнейшую по тому времени армию Наполеона.

Осенью 1861г. на должность военного министра был утвержден генерал Д. А. Милютин (1816-1912 гг.) - энергичный сторонник реформ в армии, - сумевший на основе имеющихся экономических возможностей государства поднять мощь русской армии. В январе 1862 г. он представил царю, проект военной реформы, который одобрил его. Россия вступила в полосу военных реформ, которые продолжались 12 лет (1862 – 1874).

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 гг.

Основные направления военной реформы и ее результаты сводились к следующему:

Замена рекрутской системы комплектования войск всесословной воинской повинностью. Согласно принятому Уставу о воинской повинности (1874г.) к службе привлекались все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.

Устав предусматривал освобождение от военной службы значительного числа лиц: служителей религиозного культа, врачей, преподавателей, народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Кавказа. Освобождались от призыва в армию по семейному положению (единственный сын, если он был кормильцем семьи). В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30% от лиц призывного возраста. Предоставлялись большие льготы людям, имевшим образование: для окончивших высшие учебные заведения срок действительной службы сокращался до 6 месяцев, гимназии - до- полутора лет.

Переход воинской повинности позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Его численность в конце века составила около 3 млн. человек;

Была проведена реформа военного образования, подготовки и переподготовки офицерских кадров. Значительное место среди военных преобразований заняла проблема подготовки офицерских кадров. В 60-х годах XIX века была осуществлена реформа военно-учебных заведений. Ее цель заключалась в том, чтобы готовить преданные Отчизне, хорошо образованные и обученные военному делу кадры офицеров.

Система высшего военного образования не подверглась серьезному переустройству, и реформы в этой области коснулись лишь отдельных сторон организации военных академий, а также изменений учебных планов в сторону придания военному обучению более практического характера. Были открыты две новые академии; Военно-юридическая и Морская. В конце века в России имелось 6 военных академий (Генерального штаба, Медико-хирургическая, Артиллерийская, Инженерная. Юридическая и Морская). Но количество слушателей в них было незначительным. Так, в Артиллерийской академии число слушателей не превышало 60 человек.

Серьезной реорганизации подверглась средняя военная школа. Вместо старых кадетских корпусов создавались военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, и прогимназии с 4 - летним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища. В этих гимназиях учащиеся носили военную форму, уклад жизни имел полувоенный характер.

В начале 60-х годов организуются военные и юнкерские училища. В военных училищах срок обучения был 3 года, туда принимались юноши, окончившие военные гимназии. Военные училища сразу же приобрели чисто военную организацию, причем внутренний распорядок в них был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплины, не выполнявшие ее подвергались ответственности по дисциплинарному уставу. "... в нашем училище, - рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших юнкеров, Кривенко, - на юнкеров смотрели не так как прежде на кадет специальных классов, а как на лиц, действительно состоящих на военной службе, и потому строгая дисциплина проводилась систематичной, сильной рукой".

Юнкерские училища предназначались для подготовки офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, а также из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. Объем военных знаний, даваемых юнкерам, был значительно меньшим, чем в военных училищах.

Для подготовки технических и других специалистов были созданы оружейные, технические, пиротехнические, топографические, фельдшерские и другие школы. В целях усовершенствования военных знаний и переподготовки офицеров учреждались одногодичные школы.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров, увеличилось их число. К концу XIX в. среднегодовой выпуск офицеров достигал 2 тысяч человек, что позволяло обеспечивать до 80% вакансий в армии и на флоте.

В 1882 году военные гимназии были ликвидированы. Одновременно правительство восстановило кадетские корпуса как закрытые дворянские учебные заведения.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных, и инженерно технических кадров, увеличилось их число.

К концу XIX в. ежегодно обучалось:

В кадетских корпусах около 12 тыс. человек,

В военных училищах 5,5 тыс. человек,

В юнкерских 2,8 тыс. человек,

В академиях 850 человек.

Крупные преобразования были произведены в области военного управления и организации войск. Центральное управление по-прежнему осуществляло Военное министерство, которое состояло из: 1) Военного совета; 2) Канцелярии; 3) Главного штаба; 4) Главных управлений. Права министерства расширялись: если раньше большинство войск (гвардия, действующая армия и др.) не подчинялись ему, то теперь в его ведении стала вся армия.

Крупным мероприятием явилось создание военно-окружной системы. Страну разделили на 15 военных округов. Каждый округ возглавлялся командующим, который подчинялся царю, но свои функции выполнял под руководством военного министра.

Верховное командование над всеми вооруженными силами принадлежало императору. Его ближайшим помощником был военный министр.

Важнейшая составная часть военных преобразований - перевооружение армии и флота. На вооружение русской пехоты стало поступать нарезное стрелковое оружие - винтовка системы Бердана, а затем трехлинейная винтовка системы Мосина (1891 г.).

Берданка - однозарядная винтовка калибра 4,2 линии (10,67 мм) под металлический патрон. Заряжалась с казны. Разработана командированными в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуииусом при содействии американского полковника X. Бердана. На вооружение были приняты винтовки Бердана № 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 - пехотная, драгунская и казачья винтовки.

Мосин Сергей Иванович (1849-1902) - русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал «трехлинейную» винтовку - калибр 7,62 мм, магазинную пятизарядную. Винтовку модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее боевая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, прицельная дальность - до 2 тыс. метров, масса со штыком - 4,5 кг, без штыка - 4 кг.

Артиллерия перевооружалась стальными нарезными орудиями. Во второй половине XIX в. произошел переход от парусного к паровому броненосному флоту. К концу столетия Россия занимала в Европе третье место по числу боевых судов: Англия имела 355 кораблей, Франция - 204, Россия - 107.

Одним из направлений военных реформ была попытка улучшения материального положения офицерского состава, повышение престижа военной службы. В 1859 г. офицерам были установлены более высокие оклады денежного содержания. В 1886 г. на 10-40% были увеличены оклады строевым офицерам. В результате годовое жалование составляло: у командиров корпусов - 10950 руб., начальников дивизий 5256 руб., командиров полков - 3711 руб., командиров батальонов - 1380 руб., командиров рот -1032 руб. Заметна непропорциональность оплаты. Но даже после этих мер офицерское денежное содержание немного отличалось от заработков квалифицированных рабочих Петербурга. Так, в 90-х гг. подпоручик получал 40 руб. в месяц, а петербургский мастеровой 22 и выше. Для сравнения: соответствующие категории офицеров во Франции получали в 2 раза в Германии - в 3 раза больше.

Таким образом, военные реформы второй половины XIX в. имели прогрессивное значение. Они повысили боеспособность российской армии и флота, что продемонстрировала русско-турецкая война 1877-1878 гг. Вместе с тем они встретили серьезное сопротивление консервативных сил, как в армии, так и в стране в целом.

Исторические условия, сложившиеся в мире в начале XX в., в том числе и в России, выявили новые тенденции в развитии военного дела. Прежде всего, к ним можно отнести такие:

Качественные перемены в материальной сфере;

Резко повысились скорострельность и дальнобойность артиллерийских систем и стрелкового оружия;

В армию стали поступать бронемашины, танки, аэропланы;

Активное внедрение новых средств связи - телеграфа, телефона, радио;

Создаются массовые многомиллионные армии;

Войны стали носить затяжной характер;

Изменилась взаимосвязь армии и народа, фронта и тыла;

Резко возросла роль тыла, снабжение армии могло быть обеспечено силами все-го народного хозяйства, а не одной военной промышленностью;

Необходимость военных реформ показали войны новой эпохи, особенно русско-японская война 1904-1905 гг., поражение в которой заставило правительство России приступить к реформированию своих вооруженных сил (1905 – 1912гг.).

Для переустройства российской армии при Совете государственной обороны (СГО), созданном в июне 1905г., была образована специальная комиссия. В военной области были проведены следующие преобразования:

1. Проведена реорганизация Центрального военного управления: С 1905 г. Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом. Ему передавались все вопросы подготовки страны к войне. Создается Морской Генеральный штаб.

2. В 1912 г. вводится новый закон о воинской повинности, сокративший льготы по семейному положению и увеличивший льготы по образованию.

3. Сокращены сроки действительной службы: в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск - с 5 до 4, на флоте - с 7 До 5 лет. Запас делился на два разряда по возрасту. Лица молодого возраста определялись для пополнения полевых войск, старшего - тыловых.

4. Упразднены слабые в боевом отношении резервные и крепостные войска (15% от числа русской армии).

5. Создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные войска и войска связи, сформированы корпусные авиаотряды.

6. Увеличено число войск в Центральных округах.

7. На вооружение принимаются новые артиллерийские системы: 122-мм, 152-мм гаубицы, 107-мм пушки; в полках создаются пулеметные команды(8 пулеметов);

8. Принимаются меры по улучшению подготовки офицерских кадров, улучшается их материальное положение. К 1914 г. в России было 28 кадетских корпусов, 19 военных училищ, 4 морских училища, 7 академий, 3 морских высших школы, и т.п. Принимались меры по омоложению офицерского корпуса. Из армии было уволено около 7 тыс. офицеров и генералов по возрасту или несоответствию своему назначению. В 1912 г. среди офицеров было: дворян - около 70%. почетных граждан - до 11%, духовенства - свыше 3%, купцов - 2,2%, податного сословия (крестьян и мещан) около 4%. Среди генералов Потомственные дворяне составляли 87% и штаб-офицеров (подполковник-полковник) около 71,5%, среди остальных офицеров - свыше половины.

9. Были приняты новые уставы (в том числе устав о пенсиях офицеров) и наставления, позволившие совершенствовать боевую подготовку с учетом опыта войны.

10. С 1906 г. началось восстановление русского военно-морского флота. На основе русско-японской войны прогрессивные военно-морские деятели России в целом верно наметили основные тенденции в развитии флотов и правильно оценили роль новых боевых сил и средств в будущей войне. Военно-морской флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проектам выдающихся кораблестроителей А.Н. Крылова и И.Г. Бубнова были построены линкоры типа "Севастополь", которые в техническом отношении являлись лучшими для того времени кораблями этого типа. Были созданы эсминцы типа "Новик" и подводные лодки типа "Барс", считавшиеся лучшими в мире. Флот получил хорошее торпедное и минное оружие. В 1914 г. Россия имела 9 линкоров, 15 крейсеров, 99 миноносцев, 23 подводные лодки и большое число вспомогательных судов.

Военные реформы 1905-1912 гг. подняли боеспособность русской армии и флота. По своей боевой подготовке они не уступали вооруженным силам западноевропейских стран. Русский солдат был храбр, стоек, вынослив, способен вести напряженные боевые действия. Неплохо был подготовлен к войне унтер-офицерский и офицерский состав низшего и среднего звена.

В 1914г. Россия имела самую многочисленную армию в мире - свыше 1,4 млн. человек (в августе 1914 г., после мобилизации, - 5 338 000). На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов системы «Максим», 263 самолета, 4000 автомобилей.

Но реформы 1905-1912 гг. проводились без учета финансовых возможностей, а в результате осуществлялись частично. Техническая отсталость страны не позволяла полностью перевооружить армию. Недостаточная подготовка высшего командного состава тормозила проведение реформы.

Таким образом, военные преобразования и реформы дооктябрьского периода были вызваны целым рядом объективных предпосылок:

Проведением ряда важнейших мероприятий в обществе в плане политической, экономической реформ;

Переменами в международной обстановке и интересами экономики;

Результатами закончившихся войн.

Основные цели военных реформ и преобразований:

Укрепление централизованного государства,

Усиление военной мощи России,

Устранение военной отсталости страны,

Повышение боеспособности армии и флота.

Военные реформы и преобразования в советский период

Красная Армия, создание которой началось еще в январе 1918 г., по своим целям и задачам принципиально отличалась от старой армии. Кроме того, 20-е годы XX в. были периодом начала нового витка в качественном развитии боевой техники и оружия.

Необходимость проведения реформы была обусловлена трудностью экономического положения страны, невозможностью содержания многочисленной армии; неудовлетворительным руководством Вооруженными Силами; невысоким уровнем боевой подготовки; несоответствием организационной структуры экономическим возможностям страны.

Все это привело к тому, что к середине 1920-х гг. назрела острая необходимость военного реформирования Красной Армии и РККФ. При этом учитывались как опыт Первой мировой и Гражданской войн, так и потребности мирного времени. Реформу проводила комиссия во главе с М.В. Фрунзе.

Целью проведения являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны.

В реформе просматривались два этапа: первый - 1921-1923 гг.; второй-1924-1925 гг. (ряд историков определяет рамки военной реформы 1924 - 1928 гг.).

На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение вооруженных сил. К концу Гражданской войны в рядах Красной Армии проходили службу граждане семнадцати призывных возрастов (1885-1901 гг. рожд.), а ее численность составляла 5,3 млн. человек.

К лету 1923 г. кадровая армия была доведена до 562 тыс. человек (сокращена почти в 10 раз).

На втором этапе:

Введение территориально-милицейской системы строительства армии в сочетании с кадровой. Это позволяло иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное обеспечить неприкосновенность государственных границ, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные военные силы. Переход к смешанной системе комплектования был обусловлен чисто экономическими факторами, ибо Советское государство было не в состоянии содержать кадровую армию численностью свыше 1 млн. человек,

Изменение организационно-штатной структуры. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 г. центральный аппарат был сокращен на 22,7 %, аппараты военных округов - в среднем на 33,5 %, аппараты органов снабжения на 40.%. На три четверти уменьшилась бумажная отчетность;

Переход к твердой системе комплектования (осенний ежегодный призыв);

Качественное обновление командного состава, перестройка системы подготовки военных кадров - переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с трех-четырех годичным сроком обучения, создание 6 академий; улучшение материального положения военнослужащих. В 1924 г. материальное содержание командного состава увеличилось на 30-40%, а красноармейца - с 35 копеек до 1 руб. 20 коп;

Введение единоначалия;

Реорганизация органов военного руководства;

Создание национальных формирований. К весне 1925 г. они составляли 10 % ее общей численности.

Результаты, достигнутые в ходе военной реформы, состояли в том, что вооруженные силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники.

В ходе проведения военных реформ возникло немало проблем и трудностей:

Невозможность обеспечить высокую боевую выучку в ходе краткосрочных сборов;

Невозможность дислокации соединений в соответствии с оперативными планами развертывания армии в случае войны;

Перегруженность армии выполнением многочисленных задач по внутренней службе (борьба с бандитизмом, охрана объектов народного хозяйства, разного рода хозяйственными работами).

В результате проведения реформы 1924-1925 (1928) гг. вооруженные силы страны были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечило повышение обороноспособности страны.

Последующий опыт военного строительства свидетельствует о том, что военные реформы больше не проводились, а осуществлялись радикальные преобразования вооруженных сил.

Основным их содержанием было частичное решение довольно важных военных, мобилизационных и некоторых других задач. Несмотря на достаточно объемный характер этих преобразований, они проходили в рамках выполнения конкретных решений правительства. Общим с военной реформой являлось то, что многие из осуществляемых мероприятий вытекали из тех коренных изменений, которые произошли в международной обстановке, а также в экономической, политической и духовной сферах общества.

Некоторые черты военной реформы носила перестройка в СССР в 1935-1939 гг. Именно этот термин - "перестройка" - был выдвинут февральско-мартовским (1937 г.) пленумом ЦК ВКБ (б).

Для преобразований в Красной Армии периода 30-х годов характерны следующие черты:

Резко, сократился круг участников разработки основных направлений преобразований. ЦК ВКБ (б), изучив поступившие из войск предложения, рекомендовал Совету Труда и Обороны (СТО) и РВС СССР в течение месяца разработать план мероприятий по дальнейшему организационному укреплению Красной Армии. В апреле 1935 г. такой план был представлен и в мае одобрен Политбюро. Постановлением СТО от 16 июня 1938 г. предлагалось к 1 января 1938 г. постепенно довести количество дивизий в РККА до 106, увеличив при этом число кадровых дивизий до 71. К началу 1939 г. все дивизии Красной Армии стали кадровыми, численный состав вооруженных сил с 1936 по 1939 г. увеличился почти вдвое - с 1,1 до 2 млн. человек.

Необходимо отметить, что в ходе реформы наблюдался некритический, хвалебный подход к оценке существующего положения в вооруженных силах. Особенно он проявился в речи наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова на XVIII съезде ВКБ (б) в марте 1939 г., которая по сути дела представляла собой явный обман народа (при поддержке И.В. Сталина и других членов высшего руководства). Это привело к тому, что к сентябрю 1939 г. в Красной Армии территориальные дивизии были практически ликвидированы, а кадровых дивизий в полном смысле не существовало ввиду отсутствия соответствующего обеспечения и материально-технического снабжения. Анализ состояния реорганизационных дивизий свидетельствовал об их крайне низкой боеспособности, малообеспеченности и необученности. Кроме того, с периодом реорганизации совпадали массовые репрессии среди военных кадров, имевшие огромные масштабы.

В этих условиях, естественно, ожидаемого укрепления вооруженных сил от проводимых преобразований фактически не произошло.

Следующий период преобразований в военном строительстве был связан с окончанием второй мировой войны. Правительство имело уже опыт реорганизации Вооруженных Сил при переходе от войны к миру в 20-е гг. Казалось бы, все вопросы, связанные с этим, должны были быть продуманы и решены на научном уровне, с учетом особенностей. К сожалению, этого не произошло.

В годы Великой Отечественной войны в решении всех проблем прочно сформировался централизованный принцип, упрочилась командно-административная система, которая в то время в определенной мере была оправдана. Вопросы, связанные с будущим Вооруженных Сил, стали прерогативой высших эшелонов партийной власти. Ни партийные съезды, ни Пленумы ЦК партии не созывались для решения этих вопросов.

Решение всех вопросов по реорганизации Вооруженных Сил стало функцией Политбюро ЦК партии и СНК. Так, в феврале 1946 г. в соответствии с решением Политбюро, постановлением СНК произошла реорганизация народных комиссариатов обороны и ВМФ. Постановлением СНК от 25 февраля 1946 г. все руководство армией и флотом сосредоточилось в Наркомате вооруженных сил, вскоре переименованном в Министерство вооруженных сил. Перевод армии и флота на мирное положение начался с сокращения их численного состава. По закону, принятому Верховным Советом СССР 23 июня 1945 г., к началу 1948 г. из вооруженных сил было демобилизовано около 8.5 млн. чел. К этому времени наши вооруженные силы насчитывали в своем составе 2,874 млн. человек.

Для периода конца 40- - начала 50-х гг. характерно отсутствие четких прогнозов в военном строительстве, хотя бы на непродолжительное время. Подтверждением этому может служить реорганизация высших органов военного управления. В феврале 1950 г. Министерство Вооруженных Сил разделилось на два министерства - Военное министерство и Военно-морское министерство СССР. Высшим государственным органом руководства всеми вооруженными силами стал Высший военный совет, созданный в марте 1950 г. при Совете министров СССР. Затем, в марте 1953 г., оба министерства воссоединились в Министерство обороны СССР. При нем был создан Главный военный совет. Все это говорит о том, что прежние решения принимались без достаточной проработки.

Реорганизация вооруженных сил в 50-е гг. была вызвана военно-технической революцией. Сущность ее заключалась в резком, скачкообразном переходе к ракетно-ядерным средствам борьбы и, соответственно, появлением новых способов достижения стратегических целей войны.

Особенность данных преобразований состояла в том, что делалась попытка возродить традицию рассмотрения военных вопросов на Пленумах ЦК КПСС и съездах партии. В то же время сохранялась и негативная тенденция конца 30-х гг., когда военные вопросы глубоко не рассматривались, а дело ограничивалось хвалебными оценками, непродуманными и поспешными решениями. В обществе все прочнее утверждалась точка зрения, по которой инициатива преобразований должна исходить от первого руководителя партии и страны. Так, в конце 50-х годов Н.С. Хрущев в беседе с редактором иностранного отдела газеты «Таймс» заявил: "Мы стоим за то, чтобы, в конечном счете, ликвидировать армии, перейти на милицейскую систему...".

В концентрированном виде этот курс был изложен в докладе на IV сессии Верховного Совета. В частности, отмечалось: "Правительство и Центральный Комитет нашей партии продумывают и изучают сейчас вопрос о том, чтобы впоследствии в строительстве Вооруженных Сил перейти на территориальную систему... Мы думаем, что территориальная система сможет обеспечить нужные кадры и контингенты населения, обученного военному делу и владению современным оружием".

Подобные странные и неожиданные заявления вряд ли являлись результатом исследований, проверок, научных разработок.

Представляет собой интерес сокращение Вооруженных Сил в середине 50-х -начале 60-х гг. Практика показывает, что многие из принимавшихся решений носили волюнтаристский характер.

За 1955-1956 гг. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 1840 тыс. человек. Осуществление таких крупных мероприятий не имело под собой научной основы, последствия сокращения для боевой готовности вооруженных сил глубоко не изучалась, социальная защищенность увольняемых офицеров и сверхсрочнослужащих не обеспечивалась.

Для этого периода характерна и вакханалия с назначением министров обороны (1953-1955 гг. - Булганин, 1955-1957 гг. - Жуков, 1957-1967 гг., - Малиновский).

Преобразования в Вооруженных Силах СССР в 60-70-е гг. происходили в период, непосредственно предшествующий сегодняшней перестройке. Определяющим критерием развития Вооруженных Сил в то время был анализ международной обстановки. Экономические возможности государства рассматривались как второстепенный фактор. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди признал военные силы СССР и США равными, а спустя два года он впервые публично высказался за пересмотр некоторых догм "холодной войны". Это был исключительно благоприятный момент для пересмотра перспектив советского военного строительства. Однако недооценка политических средств в укреплении доверия между противоборствующими блоками привела к тому, что страна была "втянута" в длительный период гонки вооружений. Такая политика привела к тому, что в отдельные годы мы тратили на военные расходы четверть своего бюджета. Естественно, для этого требовалась большая армия, численность которой резко увеличилась после принятия в 1967г. закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".

После апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС в стране началась перестройка. Она затронула все сферы жизни советского общества, в том числе и Вооруженные Силы. Однако намеченные реформы в военной области, остались невыполненными в связи с распадом СССР и Советских Вооруженных, Сил.

Таким образом, военные реформы и преобразования в период советского строительства свидетельствуют о том, что по своему содержанию они были различны, вместе с тем они имели много общего. Как положительные, так и отрицательные результаты военных реформ этих лет могут и должны быть учтены сегодня при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;
второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа


первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей - на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров . Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат - орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий


Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий , целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.


Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Военные реформы — кратко

Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:

  1. Введение с 1705 года регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска - рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой;
  2. Перевооружение армии и развитие военной промышленности - строительство заводов по производству вооружения, текстильных мануфактур, металлообработки и т.д.;
  3. Повышение эффективности военного управления - издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии);
  4. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры - строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов;
  5. Развитие военной школы - открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований: инженерные, математические, навигационные и другие школы.

Результаты военной реформы были впечатляющими. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс., а иррегулярных войск до 110 тыс. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Экономические реформы Петра I Великого — кратко

Причиной экономических реформ Петра I стала необходимость усиленного обеспечения армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Русского Царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав.

Денежная реформа

Не меняя внешнего вида серебряных проволочных копеек, начиная с 1694 года на них стали ставить даты, а затем и снизили вес до 0,28 г. С 1700 года начинается чеканка разменных медных монет — денег, полушек, полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка.

Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль. Денежная система была преобразована в десятичную (1 рубль=100 копеек=200 денег), а процесс чеканки монет модернизирован - начал применяться винтовой пресс. Для удовлетворения потребностей экономики Пётр I создал пять монетных дворов.

Налоговая реформа

Первая перепись населения 1710 года основывалась на подворном принципе учета податных и выявила, что крестьяне объединяли свои дворы, обнося их единым забором, чтобы уклониться от уплаты налогов.

Указом 26 ноября 1718 года Петр I начал вторую перепись, по правилам которой записывалось не количество дворов, а конкретные лица мужского пола. (подушная перепись)

Введение подушной подати

После окончания переписи в 1722 году (было насчитано 5 967 313 человек мужского пола), производились расчеты сборов, достаточных для поддержания армии. В итоге подушная подать была установлена в 1724 году — с каждой души (т.е. каждому мужчине, мальчику, старику принадлежащему к податным сословиям) полагалось платить 95 копеек.

Реформы в области промышленности и торговли

Монополии и протекционизм

Пётр I в 1724 утвердил защитный таможенный тариф , запрещая или ограничивая высокими пошлинами ввоз иностранных товаров и полуфабрикатов. Связано это было прежде всего с низким качеством отечественной продукции, которая не выдерживала конкуренции. Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Социальные реформы — кратко

В сферах образования, здравоохранения и науки

Большая часть образовательных учреждений создавалась ввиду необходимости подготовки для армии и флота новых типов войск или собственного офицерского состава. Одновременно с организацией различных специализированных школ (инженерной, горной, артеллиристской, медицинской и т.д.) детей дворян отправляли заграницу, а из Европы приглашались ученые и инженеры, которых обязывали обучать наиболее способных людей на производстве. Обязательное получение начального образования встретило сопротивление — в 1714 году, одновременно с созданием цифирных школ, Пётр I был вынужден издать указ, запрещающий жениться молодым дворянам не получившим образования.

Медицина нуждалась в поддержке государства, а государство нуждалось в полевых хирургах - поэтому основание в 1706 году Московского госпиталя решало сразу две проблемы. Для обеспечения государственных и частных аптек (которым была предоставлена монополия на аптечную деятельность) необходимыми лекарственными травами в 1714 был основан огород на Аптекарском острове.

В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии Наук и художеств, чем заложил основу всей будущей российской науке. Для работы в новом учреждении были приглашены иностранные специалисты и вплоть до 1746 года большая часть академиков была иностранцами.

Культурные реформы

Культуру русского народа можно достаточно четко разделить на время до Петра I и после него — настолько сильным оказалось его стремление привить европейские ценности и изменить устоявшиеся традиции Русского царства. Основной причиной и источником вдохновения культурных преобразований царя стало его Великое посольство — путешествие по Европе в 1697-1698 годах.

Ключевыми нововведениями были:

  • Разрешение на продажу и употребление табака
  • Новые правила в одежде и внешности
  • Новое летоисчисление и календарь
  • Открытие кунсткамеры (музея редкостей)
  • Попытки организовать общественный театр (комедиальная храмина)

Сословные реформы

Сословные преобразования Петра I соответствовали его стремлению всем подчинённым (без различий на происхождение) добавить обязанностей, даже дворянству. В целом период его правления характеризуется ужесточением крепостного права, ослаблением влияния церкви и предоставлением дворянам новых прав и привилегий. Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах

Церковная реформа

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат , со всеми сопутствующими характеристиками - ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Запрет на избрание патриарха в 1700 и учреждение взамен в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства - прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Итоги и результаты реформ

  • Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии.
  • Введение нового принципа административно-территориального деления (губерния-провинция-дистрикт) и изменения принципа основного налога (подушный вместо подворного).
  • Создание регулярной армии и флота, инфраструктуры обеспечения военных частей провизией, вооружением и постоем.
  • Внедрение европейских традиций в культуру русского общества.
  • Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук.
  • Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю.
  • Развитие различных видов промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и д.р.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным государем. Историки насчитывают всего лишь несколько месяцев мирного времени за более чем 35 -летнее правление Петра. Понятно, что именно армия и флот были главным предметом заботы Петра. Но военные реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приёмы», – писал выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский.

Ещё в раннем детстве Пётр поражал придворных своим пристрастием к военным потехам, которые постоянно устраивались в подмосковном селе Преображенском, где маленький царевич жил со своей матерью, царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. Однако с конца 80 -х гг. XVII в. «игра в солдатики» становится нешуточной. В 1689 г. Пётр находит в Измайлове, принадлежавшем боярину Н.И. Романову, старый английский бот, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». В том же году Пётр посвящает всё своё время строительству небольших кораблей на Плещееве озере, близ старинного города Переславля-Залесского; в этом ему помогают опытные голландские мастера. Весной 1690 г. юный царь снаряжает целую флотилию из небольших гребных судов и лодок, которая отправляется в плавание по Москва-реке. Тогда же Пётр создаёт из «робяток» – товарищей своих детских забав – два «потешных полка», ставших впоследствии знаменитыми гвардейскими Семёновским и Преображенским полками. Начинаются уже настоящие военные манёвры. На Яузе строится крепость Пресбург, которая в петровских «забавах» играла роль «стольного города» (т.е. столицы). С 1691 г. регулярно устраиваются «потешные» сражения между стрельцами во главе с И. И. Бутурлиным и петровскими «потешными полками», которыми обычно командовал «князь-кесарь» Ф.Ю. Ромодановский. Сам царь под именем Петра Алексеевича имел невысокий чин ротмистра в одном из полков. Сражения эти были столь ожесточёнными, что порой не обходилось и без человеческих жертв. Так, в одном из «потешных» боёв был смертельно ранен князь И.Д. Долгорукий.

«Потешные полки» стали ядром будущей регулярной (постоянной) армии и неплохо проявили себя во время Азовских походов 1695 и 1696 гг.

К этому времени относится и первое боевое крещение русского флота, построенного в Воронеже после неудачного первого Азовского похода. Из-за недостатка в казне необходимых средств финансирование строительства флота поручалось «кумпанствам» (компаниям). Так назывались объединения светских и духовных землевладельцев, а также купцов, которые должны были строить корабли на свои деньги. С началом Северной войны (1700 1721 гг.) основное внимание Петра сосредоточивается на Балтийском море, и с тех пор как в 1703 г. был основан Санкт-Петербург, строительство кораблей велось почти исключительно в этом городе. В итоге к концу царствования Петра Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных (гребных) и прочих судов, стала одной из сильнейших морских держав Европы.

Начало Северной войны привело и к окончательному созданию регулярной армии. Раньше армия состояла из двух главных частей: дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцов, казаков, полков иноземного строя и т.д.). Пётр изменил сам принцип комплектования армии. Периодические созывы дворянского ополчения были заменены рекрутскими наборами, которые распространялись на всё население, платившее подати и нёсшее государственные повинности. Первый такой набор был произведён в 1699 г. Однако соответствующий указ был подписан только в 1705 г., и с этого времени рекрутские наборы стали ежегодными (с 20 дворов брали одного человека). В рекруты записывали только холостых в возрасте от 15 до 20 лет (однако, в ходе Северной войны из-за постоянной нехватки солдат и матросов эти ограничения в возрасте постоянно изменялись). Рекрутские наборы тяжким бременем легли, прежде всего, на русскую деревню. Срок службы практически не был определён, и человек, отправленный в армию, не надеялся на возвращение к обычной жизни. Однако огромная армия, численность которой к концу царствования Петра I достигла 200 тыс. человек (не считая около 100 тыс. казаков), позволила России одержать блестящую победу в изнурительной Северной войне

Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему:

    создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их;

    появление целой плеяды талантливых полководцев (Меншиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и др.);

    создание мощного военно-морского флота – почти что из ничего;

    небывалый рост военных расходов и как следствие – покрытие их за счёт жесточайшего выжимания средств из простого народа.

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Ряд указов вводил местное самоуправление для городского купечества, а также населения поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором казённых денежных платежей. Во главе новых органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша, выбираемая столичным купечеством. В её ведении находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу в должности «обер-инспектора ратушного правления» бывший дворецкий боярина Шереметева А.А. Курбатов.

Но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к выводу, что «человеку трудно за очи всё разуметь и править», а затем и к решению перенести центр тяжести управления на места. Помимо финансовых нужд это диктовалось также и потребностями армии. По замыслу Петра, новые местные органы власти должны были после окончания Северной войны заняться расквартированием войск (т.е. их размещением и обеспечением в мирных условиях). Практическое осуществление реформы началось в конце 1707 г. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (впоследствии – Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. В его подчинении были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстеры для сбора хлебных доходов, другие назначаемые государством чиновники. Губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 г.: города были подчинены уездным комендантам (так с 1710 г. стали именоваться воеводы), а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

Подворная перепись населения 1710 г. привела к ещё одной перекройке местного управления. Была установлена особая платёжная единица в 5536 дворов, обеспечивавшая одну «долю» всех средств, необходимых для покрытия военных расходов. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» во главе с новыми чиновниками – ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «доль» каждая губерния должна будет содержать определённое количество полков.

Главная задача губернской реформы – обеспечение армии за счёт местных учреждений – выполнена не была, т.к. Северная война, несмотря на Полтавскую победу, затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к хроническому недостатку средств, и многие губернаторы, стремясь продемонстрировать царю своё радение о «казённой прибыли», пускались на всяческие ухищрения. Так, например, казанский губернатор Апраксин придумывал новые «доходы» и предъявлял царю фальшивые ведомости по ним.

Все эти преобразования вызвали полное расстройство центрального управления. В результате губернской реформы прекратили своё существование приказы (кроме военных). В начале XVIII в. в России фактически не было даже столицы, т.к. Москва уже перестала быть ею, а Петербург ещё не стал. Единственной центральной властью был сам государь со своими сподвижниками, которые могли называться то «ближней канцелярией», то «консилией министров» и т.п. И вот в 1711 г., отправляясь в турецкий поход, Пётр издал коротенький указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так одним росчерком пера было основано учреждение, в том или ином виде просуществовавшее в России около двухсот лет. Первоначально Пётр хотел создать лишь временный орган власти, который управлял бы страной во время его частых разъездов по стране и военных походов. В первое время сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и его задачи были довольно неопределёнными. С одной стороны, он был призван осуществлять высший надзор за судом и заботиться об умножении доходов, с другой – Пётр требовал от своих подданных признания сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения были обязаны повиноваться как самому царю.

Ещё в 1712 г. у Петра появилась идея организовать по шведскому образцу «коллегии», которые должны были ведать отдельными отраслями управления. Для изучения иностранного опыта царь отправил за границу специальные экспедиции. Прошло несколько лет, и в 1718 г. был подписан указ об учреждении девяти коллегий: Чужестранных дел, Камер-коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансового контроля). Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (горнозаводская и фабричная промышленность). Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). С появлением коллегий прекращали своё существование многие из ещё сохранившихся приказов. Некоторые из них вошли в состав новых учреждений. Так, в Юстиц-коллегию было включено семь старых приказов. Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более чёткое разграничение сфер их деятельности и, главное, – совещательный, «коллегиальный» порядок ведения дел. «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей (этот), то оный (тот) увидит» – так объяснял это сам Пётр. Вскоре, однако, выяснилось, что и здесь многое, как самокритично признавал царь, «не рассмотря учинено было». Поэтому и количество коллегий, и их состав, и сферы деятельности каждой из них не раз изменялись при Петре. Тем не менее, основные принципы их работы оставались неизменными.

После учреждения коллегий Пётр I решил реформировать на шведский манер и местное управление. В 1719 1720 гг. началась очередная реформа административно-территориального устройства. Были отменены не оправдавшие себя ландратские "доли". Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь – на дистрикты, в основном соответствовавшие старым уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались Камер-коллегией. Единственное, что русское правительство решило не заимствовать из шведского опыта, – это крестьянское самоуправление. «В уездах из крестьян умных людей нет», – объясняли правители России.

Претерпело изменения и городское управление. Должность бурмистров, учреждённая реформой 1689 г., отменялась. Все посадское население отныне делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах; новые органы городского самоуправления, магистраты, теперь состояли лишь из представителей 1-й гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал и координировал Главный магистрат, подчинённый сенату.

Особое место среди государственных преобразований Петра I принадлежит принятой в 1722 г. Табели о рангах. Её значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трём родам службы: гражданской, военной сухопутной и военно-морской. Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, а значит, и основой любой карьеры. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера (т.е. служебного положения) не получат», – подчёркивалось в указе. При этом некоторые возможности продвижения вверх по служебной лестнице открывались и для выходцев из «подлого люда»: всякий получивший первый офицерский чин или восьмой ранг гражданской службы (всего их было 14) становился дворянином.

Многие историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнётом, мало чем уступавшим войне Петровского времени», – писал известный российский историк В.Я. Уланов.

Итоги реформ Петра 1 - это один и сложнейших и спорных вопросов в отечественной исторической науке. Можно сказать, что в историографии установились в свое время прямо противоположные первого российского императора. Одни видели в нем преобразователя России и считали, что ему принадлежит заслуга включения государства в систему европейских держав (так полгали, в частности, представители направления западников), другие, напротив, подчеркивали, что его реформы сломали традиционные устои жизни русского общества и привели к частичной утрате им национальной самобытности (такой точки зрения придерживались, в частности, авторы философского течения славянофилов).

Краткий обзор правления

Итоги реформ Петра 1 следует рассматривать в контексте особенностей его царствования. Эти годы оказались очень сложными для истории России, поскольку то было переходное время. Император вел войну за выход страны к Балтийскому морю и одновременно осуществлял преобразование всей общественно-политической системы в государстве. Однако минусом его деятельности было то, что он осуществлял свои преобразования с расчетом на то, что это были временные меры для управления страной на время войны. Однако впоследствии вышло так, что эти временные меры оказались, как никогда, долговечными. Но сам правитель действовал, что называется, на скорую руку, поэтому итоги реформ Петра 1 оказались весьма спорными в том смысле, что очень часто вводились в спешном порядке и административными методами, без учета специфики тех или иных областей, которые подвергались изменениям.

Сущность преобразований

Все меры нового правителя были направлены на то, чтобы обеспечить России победу во время Северной войны со Швецией за выход к Балтийскому морю. Поэтому все меры были направлены на усовершенствование государственной администрации и управления. Но царь также был заинтересован в том, чтобы страна была включена в систему европейских государств, так как понимал, что выход к морю неизбежно приведет к изменению геополитического положения государства. Поэтому он стремился к тому, чтобы как-то уравнять степень развития страны с Западной Европой. И итоги реформ Петра 1 в этой сфере можно назвать спорными, по крайней мере, историки и исследователи расходятся в оценках их эффективности. С одной стороны, заимствования в управлении, администрации и культуре можно назвать важным шагом для европеизации государства, но вместе с тем их спешность и даже некоторая беспорядочность привели к тому, что западноевропейские нормы усвоила только очень узкая прослойка дворян. Положение же основной массы населения не изменилось.

Значение политических изменений

Итоги реформ Петра 1 кратко следует обозначить следующим образом: Россия получила выход к Балтийскому морю, стала империей, а ее правитель - императором, она вошла в состав европейских государств и стала играть ведущую роль на международной арене. Главный же результат, несомненно, заключается в том, что страна получила принципиально новый статус, поэтому неудивительно, что царь пошел на такие кардинальные и глубокие преобразования, понимая, что государство должно развиваться своим путем, но он придерживался европейских стандартов. В первую очередь речь, конечно же, шла о создании новой бюрократической системы и соответствующего законодательства.

В данном направлении итоги реформ Петра 1 кратко необходимо отметить так: в целом император достиг своего. Он создал такую систему управления, которая без принципиальных изменений просуществовала вплоть до Февральской революции. Это говорит о том, что меры правителя по преобразованию государственной машины оказались к месту и были проведены в нужное время. Разумеется, российская действительность вносила свои коррективы, что учитывал и понимал сам император, когда вводил свои новшества в управление и администрацию.

Результаты экономических преобразований

Отрицательные итоги реформ Петра 1 также нельзя сбрасывать со счетов. Ведь преобразования осуществлялись за счет усилившейся эксплуатации населения, причем речь в данном случае идет обо всех слоях общества, начиная с крепостных крестьян и заканчивая дворянами-военнослужащими. Несомненно, что большие военные расходы привели к серьезным экономическим и социальным проблемам. Тем не менее, правитель предпринял ряд мер, чтобы способствовать развитию экономики страны. Так, он поощрял развитие промышленности, способствовал развитию заводов, освоению месторождений полезных ископаемых. Он поощрял торговлю и городскую жизнь, понимая, что от этого во многом зависят экспорт и импорт товаров.

Однако все эти меры имели и оборотную сторону. Дело в том, что, поощряя развитие торговли, император вместе с тем облагал купцов высокими налогами. Мануфактуры и заводы основывались на крепостном труде: к ним приписывались целые деревни, жители которых прикреплялись к производству.

Социальные перемены

Реформы Петра 1, итоги, последствия которых фактически изменили внешний облик страны, сказались и на второй четверти 18 века. Большинство историков считают, что при нем окончательно оформились слои во многом благодаря знаменитой «Табели о рангах», которая закрепила градацию чиновников и военнослужащих. Кроме того, при нем произошло окончательное оформление крепостного права в России. Вместе с тем данные изменения многие исследователи не склонны считать принципиальными, полагая, что они стали естественным следствием предыдущего этапа развития страны. Некоторые отмечают, что перемены коснулись только верхушки общества, а остальная часть населения не претерпела никаких изменений.

Культура

Реформы Петра 1, причины, итоги которых следует рассматривать в контексте общеисторической ситуации в стране во второй четверти XVIII века, пожалуй, наиболее заметно сказались на культурном облике государства. Возможно, это связано в тем, что эти перемены оказались наиболее наглядными. К тому же введение западноевропейских обычаев и норм в традиционный русский быт слишком сильно отличалось от того образа жизни, который привыкло вести общество на протяжении предыдущих поколений. Главной целью императора было стремление не столько изменить одежду, правила поведения дворянства, сколько сделать эффективными европейские культурные институты для российской жизни и действительности.

Но основные итоги реформ Петра 1 в данном направлении оставляли желать лучшего, по крайней мере, в первые десятилетия его преобразовательной деятельности. Основные же результаты сказались уже в годы правления его преемников, особенно при Екатерине II. При императоре же введенные им институты и учреждения оказались не столь эффективными, как бы ему этого хотелось. Он желал, чтобы дворяне учились, получали хорошее образование, поскольку стране были нужны профессиональные кадры для развития в первую очередь промышленности и экономики. Однако большинство дворян предпочитало вести привычный образ жизни, и лишь немногие действительно приняли реформы царя в данном направлении. И все же так называемые птенцы гнезда Петрова сыграли большую роль в преобразовательной деятельности правителя и во многом из их поколения выросли те, кто впоследствии определил культурно-образовательную политику преемников правителя.

Военная сфера

Итоги, значение реформ Петра 1 в деле преобразования армии трудно переоценить. Именно он создал ту регулярную российскую армию, которая одержала столько блестящих побед в XVIII веке. То была армия по европейскому образцу, которая могла успешно конкурировать с войсками других государств. Вместо старой системы император ввел рекрутскую систему набора в солдаты. Это означало, что определенное количество дворов должно было поставлять в армию какое-то количество бойцов. Эта новая система просуществовала довольно долго, вплоть до второй половины XIX века, когда в годы правления Александра II была заменена на систему всеобщей воинской повинности. Живучесть военных преобразований царя свидетельствует о том, что эти меры на данном этапе исторического развития соответствовали задачам и потребностям страны.

Значение строительства флота

Итоги реформ Петра 1, плюсы и минусы которых, пожалуй, можно разделить поровну, особенно ярко сказались в военной сфере. Помимо создания армии, императору принадлежит заслуга в организации постоянного регулярного морского флота, который блестяще проявил себя уже в годы Северной войны со Швецией, когда одержал ряд крупных побед на море. Благодаря преобразовательной деятельности царя в данном направлении Россия стала мировой морской державой. Несмотря на то что при ближайших преемниках царя строительство кораблей было приостановлено, тем не менее, уже во второй половине XVIII века, особенно при Екатерине II, русский флот вновь блестящим образом проявил себя в ряде войн. Заслуга царя состоит в том, что он позаботился о создании флота с расчетом на будущее. Он не просто строил корабли для сиюминутных потребностей, но именно предполагал сделать Россию морской державой, что ему и удалось.

Роль дипломатии

Положительные итоги реформ Петра 1 заключаются еще и в том, что именно при нем Россия вышла на уровень международной дипломатии, т. е. стала играть одну из ведущих ролей на международной арене. Благодаря его правлению страна стала участницей крупнейших и важнейших международных событий, без ее участия не проходило заседание ни одного конгресса. При императоре сформировался круг лиц, который заложил основу плеяды российских дипломатов, которые с успехом представляли нашу страну на международной арене. Это было тем более необходимо, потому что в рассматриваемое время, а также в последующие десятилетия Россия участвовала во всех крупнейших войнах Европы, и почти все конфликты на материке так или иначе затрагивали ее интересы. При таком раскладе событий создавалась необходимость в наличии опытных и европейски образованных дипломатов. И можно с уверенностью говорить о том, что этот был создан как раз в годы правления императора.

Проблема престолонаследия

Положительные и отрицательные итоги реформ Петра 1 можно, пожалуй, поделить поровну. О плюсах уже было сказано выше, а здесь необходимо упомянуть один существенный минус, который крайне плачевно сказался на последующем страны. Дело в том, что в связи с печально известным царь издал указ, согласно которому правитель сам должен был назначать себе преемника. Однако сам император, умирая, так и не успел составить завещания, что и привело впоследствии к так называемым которые отрицательно сказались не только на внутриполитическом развитии страны, но и на ее положении на международной арене. Постоянная смена правителей, взлеты и падения партий, сторонников того или иного претендента всякий раз приводили к смене внешнеполитического и внутриполитического курса развития. И только Павел I в конце XVIII века отменил этот указ о престолонаследии, так что отныне старший сын царствующего императора становился наследником российского престола.

Общие заключения

В качестве заключения следует сказать, что положительных результатов, пожалуй, было все-таки больше, чем отрицательных. Тот факт, что большинство его преобразований сохранилось на два последующих столетия, а преемники считали необходимым следовать его курсу правления, говорит о том, что реформаторская деятельность императора соответствовала запросам страны. Итоги реформ Петра 1, таблица которых представлена ниже, доказывают, что меры царя по модернизации страны носили глубокий характер, несмотря на то что диктовались военными потребностями.

Направления деятельности Положительные итоги Отрицательные результаты
Политико-административная сфера Создание новой государственно-административной системы, бюрократии, соответствующей потребностям страны. Непроработанность реформ.
Экономическая и военная области Создание регулярных армии и флота. Двойственный характер экономических реформ: поддержка торговли с одной стороны, и повышение налогов с другой.
Социальная и культурная сферы Создание новых образовательных учреждений, заимствования передовых технологий, окончательное оформление социальной структуры общества. Недоработанность реформ, механическое перенесение иностранных образцов в русскую действительность.

Итак, можно говорить о том, что преобразовательная деятельность первого российского императора в целом соответствовала запросам своего времени, о чем свидетельствует факт сохранения его реформ в последующих столетиях.

В России была плохо развита промышленность, торговля оставляла желать лучшего, система государственного управления устарела. Высшее образование отсутствовало, и только в 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Не было книгопечатания, театров, живописи, множество из бояр и людей высшего сословия не знали грамоты.

Петр 1 проводил социальные реформы , которые сильно изменили положение дворян, крестьян и городских жителей. После преобразований, люди на воинскую службу набирались не дворянами в качестве ополчения, а теперь уже на службу в регулярных полках. Дворяне стали начинать службу с таких же нижних военных чинов как обычный народ, их привилегии были упрощены. Люди, вышедшие из простого народа, имели возможность дослужиться до высших чинов. Прохождение воинской службы определялось уже не положением рода, а документом, изданным в 1722 году “Табель о рангах” . Он устанавливал 14 чинов воинской и штатской службы.

Все дворяне и проходящие службу должны были обучаться грамоте, цифрам и геометрии . Те дворяне, которые отказывались либо не смогли получать это начальное образование, лишались возможности женится и получать офицерские чины.

Все-таки несмотря на строгие реформы, помещики имели важное служебное преимущество перед обычными людьми. Дворяне после поступления на службу причислялись к элитным гвардейцам, а не к обычным солдатам.

Изменился прежний режим налогообложения крестьян, с прошлого “подворного” на новый “подушный” где налоги изымались не с крестьянского двора, а с каждого человека .

Петр 1 хотел сделать города по типу европейских. В 1699 Петр 1 дал возможность городам на самоуправление . Горожане избирали в своем городе бурмистров, которые входили в ратушу. Теперь жители городов были разделены на постоянных и временных. Люди, которые имели различный род занятий, стали входить в гильдии и цеха.

Основная цель, которую преследовал Петр 1 во время проведения социальных реформ:

  • Улучшение экономической ситуации в стране.
  • Снижение статуса бояр в обществе.
  • Преобразование всей общественной структуры страны в целом. И приведение социума к европейскому образу культуры.

Таблица важных социальных реформ, проведенных Петром 1, которые повлияли на социальный строй государства.​

До Петра 1 в России уже существовали в немалочисленном количестве, полки регулярного строя. Но они набирались на время войны, и после ее окончания полк распускался. До реформ Петра 1 военнослужащие этих полков совмещали службу с ремеслом, торговлей и работой. Жили солдаты в своих семьях.

Вследствие реформ, роль полков увеличилась, а дворянские ополчения совсем исчезли. Появилась постоянная армия, которая не распускалась после окончания войны . Нижние чины солдат не вербовались как в ополчение,они набирались рекрутами из народа. Солдаты перестали заниматься каким-либо делом кроме воинской службы. До реформ казачество являлось свободным союзником государства и служило по договору. Но после Булавинского бунта казаков обязали организовать четко определенное количество войск.

Важным достижением Петра 1 было создание сильного флота , который состоял из 48 кораблей, 800 галер. Общий состав экипажа флота составлял 28 тысяч человек.

Все военные реформы в основной своей массе, были направлены на поднятие военной мощи государства, для этого было необходимо:

  • Создать полноценный армейский институт.
  • Лишить бояр права на формирование ополчение.
  • Внести преобразование в армейскую систему, где высшие офицерские чины давались за верную и долгую службу, а не за родословную.

Таблица важный военных реформ, проведенных Петром 1 :

1683 1685 Проводился набор солдат, из которых в дальнейшем был создан первый гвардейский полк.
1694 Проведены инженерные походы русских войск, организованные Петром. Это было учение, целью которого было показать преимущества нового армейского строя.
1697 Выпущен указ о построении 50 кораблей для Азовского похода. Зарождение военного флота.
1698 Отдан приказ об уничтожении стрельцов третьего бунта.
1699 Проведено создание рекрутских дивизий.
1703 На Балтийском море, по приказу, было создано 6 фрегатов. По праву считается первой эскадрой.
1708 После подавления восстания, введен новый порядок службы для казаков. В ходе которых их обязали подчиняться законодательству России.
1712 В губерниях была проведена роспись о содержании полков.
1715 Была установлена норма для призыва новых рекрутов.

Реформы управления государством

При реформах Петра 1 боярская дума потеряла статус органа влиятельной власти . Все дела Петр обсуждал с узким кругом лиц. Важная реформа управления проводилась в 1711 году, создание высшего государственного органа – правительственный Сенат . Представители Сената назначались лично государем, но не получали права власти из-за своих благородных родословных. Сначала сенат имел статус распорядительного учреждения, который не работал над созданием законов. Надзор над работой Сената вел прокурор, который назначался царем.

Все старые приказы были заменены во время реформы 1718 года по шведскому образцу. Составляла она 12 коллегий, которые вели дела по морской, военной, иностранной области, учет расходов и доходов, контроль финансов, торговля и промышленность.

Еще одной реформой Петра 1 являлось разделение России на губернии, которые дробились на провинции, а далее на уезды. Во главе губернии стоял назначался губернатор, в провинциях главой встав воеводы.

Важной реформой управления, Петр 1 провел о наследии престола в 1722 году. Была проведена отмена старой очередности на престол государства. Теперь государь сам избирал себе наследника престола .

Таблица реформ Петра 1 в сфере управления государством:

1699 Проведена реформа, в ходе которой города получали самоуправление во главе с бурмистром города.
1703 Основан город Петербург.
1708 Россия по указу Петра была разделена на губернии.
1711 Создание сената, нового распорядительного органа.
1713 Создание дворянских советов, которые представляли губернаторы городов.
1714 Утверждено решение о переносе столицы в Петербург
1718 Создание 12 коллегий
1719 По реформе, с этого года, губернии начали стали включать в свой состав провинции и уезды.
1720 Проведен ряд реформ по улучшению аппарата государственного самоуправления.
1722 Отменен старый порядок наследия престола. Теперь государь сам назначал себе приемника.

Экономические реформы кратко

Петр 1 в свое время проводил большие экономические реформы. По его указу, на государственные деньги, строилось большое количество заводов. Он старался развивать промышленность , государство всячески поощряло большими льготами частных предпринимателей, которые строили заводы и фабрики. К концу правления Петра, в России насчитывалось более 230 заводов.

Политика Петра была направлена на введение больших пошлин на ввоз иностранных товаров , что создавало конкурентоспособность для отечественного производителя. Применялась регуляция экономики путем налаживания торговых путей, строились каналы, новые дороги. Всячески проводилась разведка новых месторождений полезных ископаемых. Сильнейшим всплеском экономики была разработка минералов Урала .

Северная война сподвигла Петра на введение многочисленных налогов: налог на бани, налоги на бороды, налог на дубовые гробы. В то время проводилась чеканка более легких монет. Благодаря этим введениям было достигнуто большое вливание средств в казну страны .

К концу правления Петра, была достигнуто серьезное развитие налоговой системы. Была заменена подворная система налогов, на подушное. Что впоследствии привело к сильным социальным и экономическим изменениям в стране.

Таблица экономических реформ:

Реформы Петра 1 в сфере науки и культуры кратко

Петр 1 хотел создать в России европейский стиль культуры того времени . Вернувшись из поездки за рубеж, Петр начал вводить в обиход бояр одежду западного образца, в принудительном порядке заставлял брить бороды боярам, были случаи когда в порыве ярости Петр сам рубил бороды людям высшего сословия. Петр 1 старался распространять в России полезные технические познания в большей степени, чем гуманитарные. Культурные реформы Петра были направлены на создание школ, где преподавался иностранный язык, математика, инженерное дело. Западная литература переводилась на русский язык и была доступна в школах.

Большое значение на образование населения повлияла реформа замены азбуки с церковного на светский образец . Была выпущена первая газета, которая называлась Московские ведомости.

Петр 1 пытался внедрить в России европейские обычаи. Проводились публичные праздники с уклоном на европейскую манеру.

Таблица реформ Петра в сфере науки и культуры:

Церковные реформы кратко

При Петре 1 церковь, будучи ранее самостоятельной, стала зависима от государства . В 1700 году, умер патриарх Адриан, государством было запрещено избрание нового, аж до 1917 года. Вместо патриарха, было назначено служение блюстителя престола патриарха, коим стал митрополит Стефан.

До 1721 года не было конкретных решений по вопросу церкви. Но уже в 1721 году была проведена реформа управления церковью, в ходе которой было определенно, что положение патриарха в церкви было упразднено,ему на смену пришло новое собрание, называемое Святейшим Синодом. Члены Синода никем не избирались, а были лично назначены царем. Теперь на законодательном уровне церковь полностью стала зависима от государства.

Основным направлением в церковных реформах, проводимых Петром 1, имело значение:

  • Послабления власти церковников, на население.
  • Создать контроль государством, над церковью.

Таблица церковных реформ: