Примеры использования разных стилей разрешения конфликта. Межличностные стили разрешения конфликтов: Уклонение

«Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса – Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликта.

Сетка Томаса – Килменна поможет каждому определить собственный стиль и стиль любого другого человека. Начните со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия. Если ваша реакция пассивна, то вы будете стараться уклониться от конфликта или приспособиться; если же активна, то вы предпримете попытки, конкурируя или сотрудничая, разрешить конфликт. Такие оценки вы можете сделать для себя и для всех участников конфликта.

Сетка Томаса – Килменна

Если вы предпочитаете совместные действия, то будете пытаться разрешить конфликт вместе с другими его участниками. Если же предпочитаете действовать индивидуально, то будете конкурировать с оппонирующей стороной решения проблемы или искать путь уклонения от ее решения. Степень сотрудничества в поведении также легко может быть оценена для вас и для других людей.

Вместе эти части сетки образуют матрицу из пяти стилей со стилем компромисса в середине. Она включает совместные и индивидуальные действия, а также пассивное и активное поведение. Если вы внимательно проанализируете свое поведение в конфликте, то узнаете тот стиль, к которому вы обычно прибегаете в конфликте. Таким образом вы можете определить и стили, которыми обычно пользуются интересующие вас люди. По мере необходимости вы можете предпочесть другой стиль» . При этом важно знать, какие стили наиболее эффективны при разрешении конфликтов того или иного типа. Поэтому опишем каждый из упомянутых стилей.

Стиль конкуренции

«Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы – в ущерб интересам других, вынуждая их принимать его решение проблемы. Для достижения цели он использует свои волевые качества, и ему это удается, если его воля достаточно сильна.

Стиль конкуренции эффективен в том случае, когда вы обладаете определенной властью; вы уверены, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них. Однако это не тот стиль, который следует использовать в личных отношениях, если вы хотите ладить с людьми, ведь стиль конкуренции приводит к отчуждению. Если же вы примените такой стиль в ситуации, в которой не обладаете достаточной властью, например когда по какому-то вопросу ваша точка зрения расходится с точкой зрения начальника, вы можете потерпеть жестокое поражение.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:

Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

Решение необходимо принять быстро, и у вас имеется достаточно власти для этого;

Вы чувствуете, что у вас нет иного выбора или что вам нечего терять;

Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

Требуется принять нестандартное решение, убеждать в справедливости которого нет времени» .

Стиль уклонения

«Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем – просто уклоняется от разрешения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым и понимаете, что прав другой человек, или когда этот человек обладает большей властью. Все это – серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию» .

Уклонение может оказаться подходящим в тех случаях, когда вы вынуждены общаться с трудным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда вы чувствуете, что для решения конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией.

«исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;

Напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала;

Решение этой проблемы может принести вам дополнительные неприятности;

Вы не можете (или не хотите) решить конфликт в свою пользу;

Вы хотите выиграть время, может быть, для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;

Ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;

У вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

У других больше шансов решить эту проблему;

Пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию» .

Уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликт, например в случае, когда конфликт может разрешиться с приемлемым результатом сам собой и без вашего участия.

Стиль приспособления

«При этом стиле действуют совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для вас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью и/или возможностями. <…>

Поскольку при этом подходе вы отодвигаете свои интересы в сторону, то лучше поступать таким образом тогда, когда ваш вклад в данном случае не слишком велик или когда вы делаете не слишком большую ставку на положительное для вас решение проблемы. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если будете чувствовать себя обиженным. Если вы считаете, что уступаете в чем-то важном для вас и чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае, очевидно, неприемлем. Он может оказаться неподходящим и в той ситуации, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается, в свою очередь, поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами. Этот стиль следует использовать тогда, когда вы чувствуете, что, не много уступая, вы и теряете не много.

Главное отличие стиля приспособления от стиля уклонения состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком. При стиле уклонения не делается ничего для удовлетворения интересов другого человека.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:

Вас не особенно волнует данный конфликт;

Итог намного важнее для другого человека, чем для вас;

Правда не на вашей стороне;

У вас мало власти или мало шансов победить;

Другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите ему» .

Стиль сотрудничества

«Следуя этому стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с оппонентом. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку вы сначала “выкладываете на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако если у вас есть время и решение проблемы имеет для вас достаточно важное значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех конфликтующих.

Стиль сотрудничества особенно эффективен, когда одна или обе стороны имеют скрытые потребности. В таких случаях бывает сложно “с ходу” определить источник неудовлетворенности. Ведь существует различие между внешними проявлениями (высказываниями или позициями в споре) и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Например, видимой “причиной” некоего конфликта на работе представилась медлительность работника. Но эта медлительность на самом деле скрывает более глубокую причину – неудовлетворенность работой (недостаточное уважение, признание, зарплата и т. п.). Если оказывать воздействие только на поверхностное проявление, служащий будет ссылаться на свой тип темперамента, объективные обстоятельства и т. д. Если заставить его работать проворнее, то он найдет способы саботажа. И это будет его способ получения некоторой моральной компенсации.

Стиль сотрудничества побуждает каждого человека к открытому обсуждению его нужд и желаний. Так, работник в описанной выше ситуации может прямо заявить о том, в чем он нуждается. Если его начальник поймет это, примет стиль сотрудничества, то пойдет этому человеку навстречу, а в результате служащий будет более активен в работе, и, таким образом, проблема медлительности будет позитивно разрешена.

Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд сторон. Если стороны осознали, в чем состоит истинная причина конфликта, имеется возможность вместе искать новые пути его разрешения.

Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраняться;

У вас тесные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

У вас есть время поработать над возникшей проблемой;

Вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;

Вы и ваш оппонент готовы предложить поставить на обсуждение некоторые идеи и обсудить их;

Все вовлеченные в конфликт стороны обладают равными возможностями и готовы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является наиболее продуктивным подходом к разрешению конфликтов. Однако этот стиль требует соблюдения определенных условий. Стороны должны переступить через негативные эмоции, сопровождающие конфликтные отношения, должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и совместно искать решение проблемы. Отсутствие одного из этих элементов делает такой подход неэффективным. Стиль сотрудничества среди прочих стилей является самым трудным по исполнению, но наиболее продуктивен в плане разрешения конфликтов и удовлетворения интересов всех сторон» .

Стиль компромисса

Смысл этого стиля – во взаимных частичных уступках с целью выработки компромиссного решения, которое устроило бы в главном обе стороны.

По сравнению с сотрудничеством компромисс более поверхностен. Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае стиля сотрудничества, а рассматриваете только высказанные желания друг друга.

Например, пара хочет провести отпуск по-разному: он в горах, она – у моря. «Хорошо, мы проведем часть отпуска в горах, а часть – на берегу моря».

Если целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения, то в случае компромисса это может быть сиюминутный подходящий вариант. В результате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: «Я могу смириться с этим». В некоторых ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным. Допустим, что ни один из вас не имеет ни времени, ни сил, необходимых для сотрудничества, или ваши интересы исключают друг друга. И тогда вам может помочь только компромисс.

«Перечислим случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:

Обе стороны обладают одинаковыми возможностями и статусом, но имеют взаимоисключающие интересы;

Необходимо прийти к решению быстро, потому что нет времени;

Стороны может устроить временное решение;

Достаточно воспользоваться кратковременной выгодой;

Другие подходы к решению проблемы оказались невозможными;

Вы можете безболезненно несколько изменить поставленную первоначальную цель;

Нередко компромисс является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Можно ориентироваться на этот подход с самого начала, если вы не обладаете достаточными ресурсами для того, чтобы добиться желаемого, а сотрудничество невозможно и никто не хочет односторонних уступок.

В поиске компромисса следует начинать с прояснения интересов и желаний сторон и обозначить область совпадения интересов» .

Выбор конкретного стиля

«Каждый из приведенных стилей эффективен только в определенных условиях, и ни один из них не может быть признан универсальным. Нужно уметь эффективно использовать каждый из них по мере необходимости. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера. <…>

Предпочитая не применять какой-то стиль или чувствуя себя некомфортно при его использовании, вы можете развить способность его применения. Например, если вы в большей степени стараетесь приспосабливаться к другим, нежели отстаивать свою собственную позицию, то вам следует поработать над увеличением напористости и укреплением воли. Тогда в соответствующих ситуациях вы сможете применять стиль конкуренции.

Если вы замечаете, что слишком часто идете на компромисс, будучи очень нетерпеливым человеком, то, может быть, стоит поставить задачу научиться терпению в серьезных конфликтах, после чего спокойное сотрудничество будет помогать вам находить лучшее решение» .

Определение собственного стиля

Вполне вероятно, что чаще всего вы используете один или два стиля. В некоторых случаях вы можете иметь один предпочтительный стиль и другие стили, которые вы используете не так часто.

Томас и Килменн разработали тест «Стиль разрешения конфликтов», который полезен для того, чтобы лучше разобраться в самом себе. Этот тест поможет вам взглянуть на характерный для вас подход объективно, анализируя вашу реакцию на широкий спектр конфликтных ситуаций.

С помощью этого теста вы можете выставить самому себе оценку по каждому из рассмотренных стилей, а затем определить для себя, какой из них вы используете чаще всего, какой – лучше всего, какой – реже всего, какой наиболее удобен для вас.

Данный тест можно найти, например, в книге Д. Г. Скотт «Конфликты: пути их преодоления» .

Правила поведения в конфликте

В нашем обществе человеку приходится сталкиваться с конфликтами довольно регулярно. Поэтому всем полезно освоить приемы, которые могут способствовать снятию напряжения у конфликтующих.

Таблица 11.1

Стоит обратить внимание на то, что все перечисленные выше приемы отвечают четвертому правилу бесконфликтного поведения (см. раздел 3.2). Соблюдение и всех остальных правил бесконфликтного поведения (см. там же) оздоровляет обстановку. Напротив, любой конфликтоген может привести к эскалации конфликта.

Кроме этого, полезно помнить и соблюдать рекомендации, родившиеся из практики разрешения конфликтов. Приведем эти рекомендации.

Необходимо на всем протяжении конфликта проявлять выдержку . Конечно, вы не в состоянии полностью контролировать возникающее эмоциональные состояния оппонента. Но если вы сами остаетесь спокойными, то уже одно только это будет побуждать другую сторону к сдерживанию эмоций и к серьезному обсуждению спорного вопроса.

Эмоциональные всплески у оппонента не исключены, но вам надлежит воздерживаться от критических высказываний. Реагируйте лишь на факты, но не на эмоции.

Постарайтесь не сосредоточиваться на антипатичных вам личностных особенностях оппонента. Сконцентрируйте все внимание на выявлении его интересов и потребностей. Конечно, оппонент может оказаться трудным, жестким, неуступчивым, но любая трудность, отягощенная еще и личностным недоброжелательством, будет восприниматься более драматично.

На всем протяжении конфликтного процесса целесообразно оставаться открытым к рассмотрению взаимных претензий и предложений. Чтобы найти пути устранения конфликтной ситуации, ищите области взаимных интересов и возможных компромиссов. Чем больше вы будете отстаивать только свою позицию, не считаясь с интересами оппонента, тем большее сопротивление встретите с его стороны.

Контрольная работа

по дисциплине «Социальная психология»

Вариант 9



1. Задачи социальной психологии и проблемы общества

2. Феномен группового давления

3. Выбор наилучшего стиля поведения в конфликтной ситуации для ежедневного общения

Оценка соотношения власти

Определение ваших приоритетов

Определение реальных проблем и интересов

Определение вариантов реакции

Использование набора стилей

Список литературы


1. Задачи социальной психологии и проблемы общества


Социальная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы. Кроме того, социальная психология представляет собой учебную дисциплину, изучаемую студентами в классических, педагогических и социальных университетах по специальностям «Психология», «Педагогика», «Психология и педагогика», «Социальная работа», «Социология», «Связи с общественностью», «Реклама» «Управление», «Менеджмент», а также в других вузах по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Люди живут и трудятся, вступают во взаимодействие и общение друг с другом, проявляют определенные чувства, конкретным образом относятся к себе и окружающему миру. Все это - общественная жизнь, отражающаяся в их сознании как психологическая реальность. Социальная психология как наука изучает эту реальность, выражая ее в виде системы социально-психологического знания, которая включает в себя:

научные представления о многочисленных и разнообразных социально-психологические явлениях и процессах, условиях, закономерностях и механизмах их возникновения и функционирования, а также отраслях социальной психологии;

наиболее общие взгляды на направления развития социальной психологии и использования накопленного ею опыта осмысления общественной жизни и общественных отношений, конкретных результатов ее исследований.

Первоначально возникающими (базовыми) общественно-психологическими явлениями выступают взаимодействие, межгрупповые и межличностные отношения, общение и взаимное восприятие людей. По сравнению с ними все остальные социально-психологические явления и процессы (например, настроения и чувства людей, психологический климат в различных социальных группах и т.д.) вторичны.

Социально-психологические закономерности - объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости, определяющие характер возникновения и динамику функционирования социально-психологических явлений и процессов.

Социально-психологических механизмы - это превращения, посредством которых проявляются закономерности их функционирования, и осуществляется социально-психологическая системность. Под общими механизмами в социальной психологии обычно понимаются подражание, заражение, идентификация и проявление социальных установок. К частным, как правило, относят конформизм, эмпатию, аттракцию, атрибуцию, рефлексию и др., проявление которых характеризует лишь определенные социально-психологические явления.

Отрасли социальной психологии - ее составные части, которые изучают конкретные классы социально-психологических феноменов.

Взгляды на направления развития социальной психологии и использования накопленного ею опыта зависят от множества причин, среди которых: интересы общества и отдельных его групп; востребованость социально-психологических знаний и значимость последних в жизнедеятельности людей, а также возможность их использования; степень образованности и подготовленности самого общества и т. д. В целом они реализуются через: осуществление диагностики (экспертизы) характера и содержания отношений между людьми; оказание им помощи и поддержки, их консультирования и социально-правового воспитания; организацию социально-психологического обеспечения профессиональной и политической деятельности в обществе: подготовку социальных психологов.

Социальная психология, как и любая другая наука, имеет свой объект, предмет и задачи, разрабатывает свои методологические и теоретические основы, понятийный аппарат, методы и методики исследования.

Объект, предмет и задачи социальной психологии. Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Предметом ее выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов* ), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Социально-психологические явления и процессы можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к различным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т.д.

Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.

Во-первых, различают социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы.

В больших группах - этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях и т.д.) - функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия "психология нации", "классовая психология", "религиозная психология", "психология политики". Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология.

В малых группах функционируют в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми их членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах носит название психологии малой группы.

Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными, а поведение в них людей - стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию public relations, и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку последняя в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль - социальная психология личности.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные).

Кроме того, по этому же критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования. Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, так как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.

По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции).

И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.

Задачами социальной психологии выступают:

Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп; б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.

Всестороннее осмысление и обобщение данных: а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов; б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.

Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.

Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.

Социально-психологический анализ взаимодействия, межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность и поведение.

Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.

Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.

Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.

Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей ее влияния на взаимодействие и общение, как верующих, так и неверующих.

Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.

Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.

Социально-психологическая интерпретация сущности, содержания, форм и методов межгруппового и межличностного влияния людей друг на друга.

Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

Решение задач, стоящих перед социальной психологией может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук - социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.

Особенностью социальной психологии является ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конкретными задачами, которые стоят перед обществом определенного типа, его традициями, культурой.

В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потребность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стереотипов, смена ролевого поведения, этнополитические конфликты. Реальна проблема психического здоровья общества. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи.

Основные из этих задач следующие:

)теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

)исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

)выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

)разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);

)выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.

Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.

Общество диктует проблемы социальной психологии, поэтому главная задача социального психолога - уметь выявить эти проблемы. В построении целостного здания социально-психологической науки эта часть работы и наиболее важна.


2. Феномен группового давления


Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле (Кон, 1967). Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие "конформизм" приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества.

Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Противоположными конформности понятиями являются понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия "единообразие", "условность", хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость.

Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки - в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке - три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно.

Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом "подставной группы". Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта"). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам "подставной" группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки.

Последним отвечал "наивный субъект", и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) "наивных субъектов" дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже "независимые" признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р. Крачфилда), но суть ее остается неизменной - это метод "подставной группы", причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение, как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы. На основании самоотчетов испытуемых и выводов, построенных экспериментаторами, были выявлены многочисленные зависимости. Хотя на основе собственных оценок результатов эксперимента испытуемыми причина податливости усматривались в их личных особенностях (или в связи с низкой самооценкой, или благодаря признанию каких-то дефектов собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида.

Конечно, и эти показатели достаточно значимы; например, было установлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и многие другие обстоятельства подобного толка. Однако столь же определенным был и другой вывод, а именно, что степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца.

К важнейшим причинам этого относится, прежде всего, лабораторный характер группы, что не позволяет в полной мере учесть такой фактор, как значимость для индивида высказываемого мнения. Проблема значимости ситуации вообще очень остро стоит перед социальной психологией. В данном контексте проблема значимости имеет как минимум две стороны. С одной стороны, можно поставить вопрос о том, значим ли для индивидов предъявляемый материал? В экспериментах Аша - это отрезки разной длины. Легко предположить, что сравнение длин этих отрезков - малозначимая задача. В ряде экспериментов материал варьировался, в частности, вместо длин отрезков сравнивали площади геометрических фигур и т.д. Все эти модификации могут, конечно, способствовать тому, чтобы материал для сравнения был подобран более значимый. Но проблема значимости во всей ее полноте этим все равно не решается, ибо она имеет и другую сторону.

Значимой в полном смысле этого слова является для личности ситуация, сопряженная с реальной деятельностью, с реальными социальными связями этой личности. Значимость в этом смысле нельзя вообще повысить перебиранием предметов для сравнения. Конформность, выявленная при решении таких задач, может не иметь ничего общего с тем, как поведет себя индивид в каких-то значительно более сложных ситуациях его реальной жизни: можно легко уступить группе при сравнении длины линий, площадей геометрических фигур и пр., но сохранить независимость мнения в случае, например, конфликта с непосредственным начальником. Большинство критиков справедливо отмечают, что результаты экспериментов Аша вообще не могут быть распространены на реальные ситуации, поскольку "группа" здесь - не реальная социальная группа, а простое множество людей, собранных специально для эксперимента. Поэтому справедливо утверждать, что здесь изучается не давление группы на индивида, а ситуация присутствия совокупности лиц, временно объединенных для выполнения поставленной экспериментатором задачи.

Другой причиной критики рассматриваемых экспериментов является столь же абстрактная природа участвующих индивидов. На эту особенность экспериментов указывал, например, Р. Бейлс, который остро ставил вопрос о том, что об индивидах в экспериментах Аша, известно, очень мало. Можно, конечно, провести испытуемых по различным личностным тестам и выяснить распределение среди них разных личностных характеристик.

Но имеется в виду не эта сторона дела, а социальные характеристики индивидов - кто они, каковы их ценности, убеждения и пр. Ответить на этот вопрос нельзя, не ответив на первый вопрос, что за группа имеется в виду. Но даже и чисто индивидуальные особенности испытуемых могут иметь определенное значение; тем не менее, они недостаточно учитывались.

Один из исследователей, например, предположил, что в экспериментах Аша различные индивиды демонстрировали различные виды конформности: это могла быть как конформность к группе, так и конформность к экспериментатору. Рассмотренные выше эффекты, возникающие в ходе лабораторного социально-психологического эксперимента, проявляют себя в данном случае в полном объеме: могут проявиться и "предвосхищающая оценка", и "розенталь-эффект" и т.д.

Он не будет простым соединением черт конформного и неконформного поведения (такой результат возможен и в лабораторной группе), но будет демонстрировать сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Поэтому в действительности существуют не два, а три типа поведения (Петровский, 1973): 1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы; 2) конформность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; 3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, - относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

Хотя проблема коллективизма - специальная проблема, в данном контексте необходимо подчеркнуть, что феномен группового давления как один из механизмов формирования малой группы (точнее, вхождения индивида в группу) неизбежно останется формальной характеристикой групповой жизни до тех пор, пока при его выявлении не будут учтены содержательные характеристики групповой деятельности, задающие особый тип отношений между членами группы. Что же касается традиционных экспериментов по выявлению конформности, то они сохраняют значение как эксперименты, позволяющие констатировать наличие самого феномена.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор) (рис. 12).Таким образом, проблема влияния большинства и меньшинства, проанализированная С. Московичи, имеет большое значение и в контексте малой группы.

Рис. 12 Типы социального влияния (Г. Джерард и М. Дойч)

стиль поведение конформизм конфликт


3. Выбор наилучшего стиля поведения в конфликтной ситуации для ежедневного общения


Стили разрешения конфликтов, описанные в предшествующей главе, образуют сетку, позволяющую быстро и удобно выбрать наиболее подходящий стиль. В настоящей главе дано более подробное описание отдельных вариантов выбора и использования этих стилей, которое поможет вам лучше ориентироваться в своих возможностях.


Оценка соотношения власти


При выборе эффективного стиля разрешения конфликта ключевыми являются два аспекта: класть другого человека по отношению к вам и перспектива этого человека (или "откуда этот человек пришел").

Если вы обладаете большей властью, чем другой человек, то вы можете использовать стиль конкуренции и настойчиво добиваться того, чего вы хотите. Вы можете вынудить другого человека к уступке (то есть к приспособлению). Однако если большей властью обладает другой человек, то приспосабливаться уже следует вам. Если же вы пытаетесь достичь компромисса в ситуации, в которой положения сторон не равны, то следует иметь в виду, что разница во власти имеет основное значение для итога конфликта. Если человек, имеющий большую власть, не согласится забыть об этом преимуществе в конфликтной ситуации, то компромисс дает лучший результат для того, у кого больше власти. Для того чтобы получить большую часть того, что он хочет, у него есть чем торговаться.

Разумеется, ваша реакция на конфликт с человеком, обладающим большой властью, будет зависеть и от конкретной ситуации. Если вы имеете дело с таким человеком, который занимает по отношению к вам жесткую позицию, то идти на жесткое противостояние, по-видимому, не лучший для вас вариант: вы просто проиграете. Вам следует задуматься, насколько важна для вас поставленная цель и можете ли вы добиться желаемого в открытой борьбе. Если она достаточно важна, то, может быть, вам стоит заручиться поддержкой других людей или укрепить каким-то образом собственные позиции. Однако если вы чувствуете, что находитесь в невыигрышном положении или что опасность поражения слишком велика, то вам следует приспособиться к другому человеку и уступить ему. Это справедливо особенно в тех случаях, когда возможная потеря слишком значительна - работа, дружба или уважение сотрудников.

Даже если разница во власти отсутствует, но другой человек занимает по какому-то вопросу слишком жесткую позицию, вы можете выбрать отступление. Если друг, которого вы цените, имеет некоторые соображения, с которыми вы не согласны, то лучше временно согласиться с ними, чем настаивать на своем. Тем самым вы можете отвратить взрыв и продемонстрируете уважение к другу, а также покажете, насколько вы цените ваши взаимоотношения.

Перспектива другого человека может быть чрезвычайно важна, когда вы пытаетесь сотрудничать с ним или достичь честного компромисса. Для достижения успеха в обоих случаях вы оба должны обладать приблизительно равной властью или быть готовыми не принимать во внимание разницу в положениях. Однако одного этого недостаточно. Необходимо, чтобы вы имели дело с тем человеком, который хочет доброжелательно обсудить и уладить вопрос. В противном случае этот человек может попытаться воспользоваться своим преимуществом, особенно если почувствует, что вы готовы уступить. Тогда вы можете обнаружить, что ваши попытки сотрудничать или добиться компромисса отвергнуты более волевым конкурентным настроем другого человека, старающегося склонить вас к приспособлению. Таким образом, для того, чтобы сотрудничество или компромисс оказались эффективными, в это вы должны верить оба. Если вы чувствуете, что выбранный вами стиль не нравится другому человеку, то этот стиль может не принести вам успеха.

Идеальным является честный и доброжелательный подход к разрешению конфликта. Однако вы захотите также определить те ситуации, в которых вы не сможете достигнуть этого, поскольку разница в положениях или в перспективах делает вас уязвимым для напористого или корыстного человека. В таких случаях лучше признать эту разницу сразу и избрать более защитный стиль, чем терять время, пытаясь применить те подходы, которые могут быть эффективными при равенстве или при обоюдной честности и доброжелательности.


Определение ваших приоритетов


Когда вы вовлечены в конфликт, важно помнить о своих интересах, но также важно и то, чтобы собственные интересы не затмевали вам все остальное. Например, вы хотите предоставить некоторую возможность другому человеку. И вы желаете знать свои нужды в перспективе; хотите определить свои приоритеты. Вам следует оценить, насколько важна для вас поставленная вами цель по отношению к тем трудностям, которые вы должны будете преодолеть для ее достижения. Если цель стоит того, то, может быть, стоит занять более волевую позицию для достижения ее в этой ситуации. Или, возможно, вы обнаружите способ достижения этой цели посредством ухода от сложившейся ситуации и, следовательно, уклонения от конфликта. С другой стороны, у вас могут быть иные приоритеты, например, сохранение мира во взаимоотношениях или сохранение работы. При этом лучшими подходами могут оказаться отступление или компромисс, по меньшей мере - на первое время.

Один человек на семинаре пожаловался на ненавистную для него ситуацию на работе. Джери работал программистом. Он старался быть спокойным, замкнутым человеком; и он ощущал угнетение агрессивностью и борьбой за власть, которую он видел вокруг себя на работе. Он комментировал это так: "Мне надоело наблюдать каждый день эту конкуренцию. Я вижу столкновения и менеджеров, и сотрудников. И мне ненавистны эти картины". В частности, он чувствовал постоянное унижение, когда его менеджер все время напоминал, что делать и когда это делать.

Джери хотел знать, как ему быть в этой ситуации. Стоит ли ему защищаться и использовать более конкурентный подход? Или уступить и приспособиться? Может быть, вовсе избавиться от этой ситуации, найдя другую работу? Или возможен какой-то компромисс и сотрудничество? Поскольку у него было так мало власти, он сомневался в том, что имеет какой-либо иной выбор, кроме подчинения, которое он и проявлял. Однако это вызывало в нем чувство обиды.

Решая, как поступить, Джери должен был начать с того, чтобы определить свои приоритеты. Ему следовало оценить возможные результаты применения различных стилей разрешения конфликта. Таким образом, на семинаре я предложила ему перечислить и упорядочить свои приоритеты: "Что является наиболее важным для вас? Сохранить работу? Найти новую работу? Противостоять менеджеру, отстаивая свои права и достоинство, не считаясь с возможными потерями?"

С помощью других участников семинара Джери рассмотрел каждый возможный вариант выбора и вероятный его результат. Поскольку он высказывал желание противостоять своему шефу, группа рассмотрела в первую очередь стиль конкуренции. Джери понял, что не стоит вступать с шефом в открытую борьбу, потому что у последнего больше власти, и он относится к типу людей, которые предпочитают настаивать на своем. Следовательно, стиль конкуренции, вероятно, был бы неэффективным. Этот стиль толкнул бы Джери на прямую конфронтацию с шефом, а поскольку тот занимает более высокое положение, Джери проиграл бы. Он мог бы даже потерять работу.

А как насчет стиля приспособления, которому он теперь следовал? По крайней мере, приспособление удовлетворяло шефа и сохраняло работу. Но оно делало его несчастным. Одна из возможностей справиться с этой проблемой заключалась в применении техники ментального уклонения в сочетании с приспособлением. Это позволило бы Джери психологически изолировать себя и отделить себя от тех уступок, которые он вынужден, будет делать. И Джери научился этому способу самозащиты от отрицательных эмоций, вызываемых необходимостью подчиняться шефу:

Прибегнуть к визуализации или мысленным упражнениям и говорить самому себе: "Я не буду беспокоиться в связи с этим".

Попытаться установить защитную стену из белой энергетической субстанции вокруг себя с помощью визуализации или с помощью соответствующих обращенных к самому себе слов. Затем вы можете использовать эту стену для отражения каких-либо отрицательных эмоций, идущих от человека, с которым вы конфликтуете. Вы можете представить, как эти отрицательные эмоции отскакивают от вашего "щита", а вы находитесь за ним и защищены от нападения.

Тем не менее, если бы ситуация стала для Джери слишком гнетущей, то этот стиль приспособления-уклонения мог бы оказаться недостаточно эффективным. В таком случае было бы лучше уйти от конфликта полностью, найдя другую работу или перейдя в другой отдел.

Наконец Джери оценил возможности стилей сотрудничества и компромисса. Оба они не представлялись подходящими для этой ситуации, потому что его шеф обладал намного большей властью. Представлялось маловероятным то, что он может поступиться чем-либо для удовлетворения желаний Джери. Поскольку стили сотрудничества и компромисса требуют относительно равных вкладов в решение проблемы - кто-то что-то получает, кто-то в чем-то уступает, - они редко бывают продуктивными в ситуациях с таким неравенством в положениях.

После рассмотрения всех возможных вариантов было, похоже, что единственно возможными стилями для Джери являются приспособление и уклонение, если он хочет сохранить свою работу. Поскольку это было его основным приоритетом, последний вариант он отбросил. Приспособление, с его точки зрения, срабатывало плохо, однако объективно этот выбор представлялся наилучшим. Для того чтобы нейтрализовать чувство обиды, следуя этому стилю, Джери решил, что ему следует попытаться совместить его с техникой ментального уклонения. Если это не приведет к положительному результату, то ему не останется ничего, кроме ухода с работы. Если удастся, он перейдет в другой отдел компании с другим менеджером. По крайней мере, уклонение от конфликта даст окончательное решение проблемы.


Определение реальных проблем и интересов


Подобно тому, как вы должны за своими желаниями в конфликтной ситуации рассмотреть свои приоритеты, так же вы должны заглянуть за свои поверхностные желания, чтобы определить скрытые нужды и интересы обеих сторон. Ваши поверхностные желания, требования или позиции могут послужить причиной конфликта, потому что ваши желания, требования или позиции могут быть несовместимыми. Тем не менее, эти желания, требования или позиции могут отражать скрытые интересы, которые наиболее важны для вас. Если удовлетворить поверхностные желания может показаться невозможным, то способы удовлетворения скрытых интересов могут существовать.

Ключом к решению проблемы является определение ваших истинных интересов. Если вы не уверены в том, чего хотите, то вы не будете знать, как достичь желаемого.

Поэтому ключевым фактором в выборе характера действия для достижения решения является знание. (Осведомленность такого рода также поможет вам определить те ситуации, в которых разрешение проблемы не стоит борьбы за него.) В основном, необходимо быть осведомленным по трем пунктам:

) ваши собственные скрытые желания и интересы;

) скрытые желания и интересы другого человека;

) что требуется для удовлетворения этих скрытых желаний и интересов.

Существует два способа получения этих сведений. Первый состоит в их открытом обсуждении. Второй предполагает использование вашей интуиции для того, чтобы заглянуть в скрытую суть происходящего с человеком, с которым вы конфликтуете.

В предшествующих главах подробно описаны оба эти метода, а также рассмотрена необходимость обращения к скрытым интересам для выработки любого решения проблемы на длительный срок в тех ситуациях, когда подспудные нужды действительно играют существенную роль. Однако во многих встречающихся ежедневно ситуациях вы можете не захотеть терять время на это. Например, вы можете не захотеть разбираться в скрытых интересах соседа, который все время ставит свою машину под вашим домом. В этом случае вы можете выбрать тот подход к разрешению конфликта, который фокусирует внимание на поверхностной проблеме - компромисс, скажем, вместо сотрудничества, которое предполагает более глубокое исследование причин конфликта. Для того чтобы прийти к этому решению, вам следовало бы знать существующие скрытые интересы, которые, однако, могут не иметь отношения к решению проблемы. Разумеется, этот путь вам не следует отбрасывать, если ваш сосед приводит политические аргументы (например, право парковать машину в любом месте на общих улицах). Вы можете задуматься над тем, что вы можете ему предложить, чтобы осуществить некоторый компромиссный вариант (например, больше не делать того, что ему не нравится: не сигналить под его окнами, торопя детей в школу по утрам).

С другой стороны, вы захотите определить те ситуации, в которых вам следует копать глубже и выбирать соответствующий стиль. Допустим, если другой человек кажется очень несчастным в ситуации, которая представляется вам тривиальной; в этом случае взгляните на проблему с точки зрения скрытых интересов. Осведомленность в них может привести вас к осознанию необходимости поступиться собственными нуждами как менее важными по сравнению со скрытыми нуждами другого человека и, таким образом, выбрать стиль приспособления. Если же ваши нужды важны в равной степени, то вы можете искать пути сотрудничества. Идя на сотрудничество или на компромисс осознанно (а, не уступая по слабости), вы попытаетесь добиться того, чтобы другой человек поделился своими нуждами. С этой целью следует использовать прием активного выслушивания. Вы также захотите открыть и непосредственно обсудить свои собственные скрытые нужды и интересы в ходе сотрудничества. В этом случае вам помогут приемы визуализации и самопознания. Важно определить различные уровни желаний и нужд, которые могут существовать; важна ваша способность выбора того уровня, на котором следует действовать; важно помнить, что удовлетворить конкретные интересы можно с помощью разных подходов к разрешению конфликта.


Определение вариантов реакции


Достижение полной осведомленности в различных стратегиях и выбор из них наилучшей может потребовать некоторого времени. Однако если вы будете продолжать думать о них и размышлять о том, как их использовать, то эта осведомленность станет естественной составляющей вашей жизни. Вы захотите развить свою способность реагировать надлежащим образом, когда вы сталкиваетесь с конфликтной ситуацией или с потенциальной возможностью конфликта. В действительности, через некоторое время вы можете так развить эту способность, что будете действовать подсознательно, как "на автопилоте".

Например, представьте, что вы участвуете в продолжительном конфликте с соседом или с сотрудником по работе. Эта конфликтная ситуация повторяется каждый день или каждую неделю, когда бы вы ни встречали этого человека. Вначале вы можете подходить к конфликту сознательно, размышляя над тем, какой стиль использовать для его разрешения. Возможно, перебирая различные стили, вы будете говорить себе что-нибудь подобное: "Ладно, этот подход не сработал. Какой же стиль мне следует попытаться применить сейчас?" Этот способ сознательного определения своего собственного поведения в свете описания каждого отдельного стиля хорош для начала.

Но вскоре, опираясь на собственный опыт, вы сможете легко определять, какой стиль наиболее подходящий и самый удобный для вас в каждой ситуации, будь, то необходимость отстаивания своих прав либо ухода и уклонения от конфликта, приспособления, компромисса или сотрудничества. Вы создадите собственную схему экспертизы конфликтной ситуации и каталог эффективных (и неэффективных) подходов к разрешению конфликта.


Использование набора стилей


Для разрешения какого-то конфликта вам может потребоваться всего лишь один подход. Но в других случаях может возникнуть необходимость в использовании комбинации стилей, особенно если конфликт сложный или затяжной. Может оказаться, что для разрешения одной части конфликта наиболее эффективным является один подход, а для других его частей - совсем другой. Один стиль может быть удачным для временного решения проблемы, но затем, если она встает снова, для окончательного разрешения конфликта может потребоваться применение иного стиля.

Представьте, например, что у вас произошел конфликт с сотрудниками в то время, когда вас что-то сильно угнетало. И вы не хотите попытаться решить проблему сразу же. Следовательно, вы можете начать с уклонения для того, чтобы отсрочить разрешение конфликта. Но затем вы обнаруживаете, что один из участников конфликта находится в критическом положении и нуждается в вашей непосредственной помощи. Может оказаться, что эта просьба о помощи без каких-либо уступок взамен или без учета вашей собственной ситуации вызовет в вас чувство обиды. Это может даже усилить конфликт. Тем не менее, вы можете посчитать подходящим приспособление к другому человеку на то время, пока кризис не будет преодолен. Затем, когда давление на вас исчезнет, вы можете сесть и высказать свои интересы. Это может оказаться подходящим временем для совместной разработки приемлемого решения проблемы посредством компромисса или сотрудничества.

Поскольку вы уделяете большое внимание способам разрешения конфликтов, со временем вы обнаружите, что стали намного лучше ориентироваться в выборе оптимального подхода. Вы обнаружите также, что стали гибче, и можете легко изменить стиль, если первая попытка оказалась неудачной.

Аналогично, в некоторых ситуациях вы можете использовать некоторое количество стилей для разных аспектов одного и того же конфликта. Например, вы можете добиться компромисса с целью устранения какого-то препятствия на пути к решению проблемы в целом, приспособиться к интересам другого человека, которые в некоторой области слишком важны для него, настойчиво добиваться удовлетворения своих истинных нужд в некотором аспекте, полностью уклониться от обсуждения иных вопросов, если вы решили, что они не очень важны для вас, и использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее глубоких интересов обеих сторон. Долгосрочные деловые переговоры или личные взаимоотношения могут послужить хорошим примером тех ситуаций, когда с течением времени могут использоваться разные подходы.

Наилучший учитель и советчик в выборе оптимального подхода и в его эффективном использовании - это жизненная практика. Тем не менее, описанное выше поможет вам лучше подготовиться к реальным жизненным конфликтным ситуациям, так чтобы вы могли встречать их во всеоружии.


Список литературы


1.Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.

.Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии. Пер. с англ. М., 1961.

.Ковалев А.Г. О предмете социальной психологии. "Вестник ЛГУ", 1959, № 11.

.Московией С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.

.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения.

В этой связи интересны исследования К. У. Томаса и Р. Х. Килмена, которые указывают на пять основных стилей поведения при конфликте:

· конкуренция или соперничество;

· компромисс;

· приспособление;

· игнорирование или уклонение;

· сотрудничество.

Наиболее типичным является стиль конкуренции . Статистика утверждает, что 70% всех случаев в конфликте – это стремление к одностороннему выигрышу, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, используя для этого власть путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен, если руководитель имеет большую власть над подчиненными, должен принять непопулярное решение и у него достаточно полномочий для выбора того шага; взаимодействовать с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль. Однако у образованного персонала этот стиль может вызвать возмущение. Это стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не подержать решение, принятое вопреки ее воли, или даже попытается саботировать ее.

Сущность стиля компромисса заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы, например, стремление занять одну и ту же должность или одно и тоже повешение для работы. Способность высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро решить конфликт, ведет к удовлетворению двух сторон. Недостатком этого стиля является и то, что одна из сторон может преувеличить свои требования, чтобы потом показаться великодушной или уступить раньше другой.



Стиль компромисса можно использовать в следующих ситуациях:

1) обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

2) удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение;

3) возможно временное решение, так как нет времени для выработки другого; или же другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными;

4) компромисс позволит хоть что-то получить, чем все потерять;

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной обстановки. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это е означает, что вы должны отказаться от своих интересов. Вы просто должны как бы отставить их на некоторое время, а потом, в более благоприятной обстановке вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или каким-либо иным образом.

Наиболее характерные ситуации, в которых применим данный стиль, следующие:

1) важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

2) предмет разногласия не важен для одного из участников;

3) добрые отношения более предпочтительны собственной точки зрения;

4) у участника недостаточно власти или шансов для победы.

Следует также помнить, что при этом стиле в результате «забывания» проблемы, лежащей в основе конфликта, может наступить мир и покой, но проблема останется, и в конечном счете может произойти «взрыв».

Игнорирование или уклонение . Обычно этот стиль избирается, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон и у них нет нужды отстаивать свои права и тратить время на ее решение. Стиль также применим, когда приходится иметь дело с конфликтной личностью. Конфликтующая сторона использует стиль уклонения, если она:

1) считает, что источник разногласий несуществен по сравнению с другими более важными задачами;

2) знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;

3) обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;

4) хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

5) считает, решить проблему немедленно опасно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию;

6) подчиненные могут сами урегулировать конфликт;

7) когда в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди грубияны, жалобщики, нытики и тому подобные.

Стиль сотрудничества , это наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций, это совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обеих сторон. В процессе этого приобретается совместный опыт и широкая информация для последующей интеграции, создается атмосфера сотрудничества. Стороны признают различие во мнениях и готовы ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

1) если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, однако необходимо найти общее решение;

2) основная цель – приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

3) существуют длительные. Прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной;

4) необходима интеграция точек зрения и усиления личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Ни один из рассмотренных стилей не может быть назван наилучшим. Следует эффективно использовать каждый из них и, учитывая конкретные обстоятельства, сознательно делать выбор в пользу того или иного стиля.

У каждого есть свои , но не всегда они идеально подходят к каждой ситуации. Нам каждый день приходится в той или иной степени отстаивать свои интересы, находить компромиссы с другими людьми. То есть разрешение социальных конфликтов – это нормальный и естественный процесс нашей жизни. Избежать его можно, только уйдя в полную изоляцию.

Но и там не удастся избежать конфликтов – вы постоянно будете чувствовать столкновение собственных полярных интересов. Если же освоить разрешение социальных конфликтов, этот навык можно применять в любой сфере. В результате в каждой из них сможете развить и укрепить нужные вам отношения.

«Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну». И. Ямамото.

Что такое конфликт?

Мало кто задумывается над тем, что такое конфликт , какой он бывает, в чем его причины. Но именно эти знания и помогают подбирать нужные методы решения конфликтов. В противном случае, неразрешенные конфликты, даже внешние, перерастают во внутреннюю неудовлетворенность, которая не только портит характер, но может серьезно подорвать здоровье.

Итак, конфликт – это столкновение противоположных независимых мнений отдельных личностей, групп людей, которое вызывает негативные эмоции. Также эти мнения могут возникать в сознании одного человека. Как правило, это несоответствие жизненных ценностей, идей, мотивации, восприятий, желаний. Основные способы разрешения конфликта должны решать потребности людей в безопасности, собственной значимости, близости, уединении.

Стили разрешения конфликтов

Если обобщить все существующие методы решения конфликтов, то можно выделить костяк самых универсальных и действенных. Основные стили разрешения конфликта выглядят таким образом:

1. Конкуренция

Применяется в той ситуации, когда человек склонен стремится отстоять личные интересы за счет других. Он разрешает конфликт, высказывая свое авторитарное мнение, не подлежащее обсуждению. Такие стили разрешения конфликтов можно применять, только если вы полностью уверены в своей правоте. В противном случае это приведет к другому, более острому конфликту.

2. Уклонение

Методы решения конфликтов могут быть связаны с банальным бегством из неприятной ситуации. Обычно так поступают, если бегство меньше бьет по самомнению, чем поражение в конфликте. Но это лишь отсрочка в решении конфликта, которая может только усугубить его. Применять метод стоит в крайних случаях, когда вам действительно нужна отсрочка на сбор дополнительной информации и ее анализ.

3. Приспособление

Когда человек полностью ориентируется на других людей, готов отказаться от своих интересов, только ради того, чтобы погасить конфликт – это типичное приспособление. Такие стили разрешения конфликтов оправданы, если для вас хорошие отношения намного важнее победы в споре. Или же сам конфликт может серьезно вам навредить.

4. Сотрудничество

В этом случае каждый готов пожертвовать какой-то частью своих интересов, чтобы найти общее, подходящее для всех решение. Для этого надо время и силы, чтобы полностью оценить ситуацию, найти общие интересы, а затем и способ их реализации. Это самый эффективный, но и самый трудоемкий способ.

5. Компромисс

Когда стороны хотят достичь одного и того же, но вместе этого достичь невозможно, им приходится уступать в чем друг другу. Это самый распространенный способ, когда другие основные стили разрешения конфликта не приносят результата.

«Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак - вход». В.Губарев.

Основные способы разрешения конфликта

Все основные способы и стили разрешения конфликтов условно делят на негативные и позитивные. Первые ведут к разрушению единства сторон, а позитивные – к его сохранению. Но в любом случае – это борьба двух сторон, которая имеет свои признаки. Например, каждая из сторон стремится к одному – максимальной концентрации всех своих сил в зоне конфликта на заранее выбранном удобном поле битвы. Тогда остается лишь выбрать удачный момент для атаки.

Атака должна завершиться изменением конфликтной ситуации в свою пользу. Достигается это такими способами:

Корректная оценка возможностей и ситуации противника.
Информирование (правдивое или ложное) противника о намерениях.
Изменение соотношения сил;
Воздействие на противника, его обстановку и оборону.

Обычно используются различные сочетания этих способов.

Методы борьбы

Какими же методами проводится борьба в конфликтных ситуациях? Основные способы и стили разрешения конфликтов направлены на то, чтобы победившая сторона получила свободу действий. Достигается это разными путями ограничение свободы противника, формирование свободы под себя, выбор и завоевание лучшей позиции и т.д.

Еще одна стратегическая цель – управляющие центры оппонента. Во время дискуссии дискредитируются руководящие лица или учреждения, критикуются негативные черты ведущих лиц и многое другое. Здесь важно подобрать нужное время и место для нанесения точечного удара, а также концентрация необходимых сил. Поэтому часто используется метод затягивания конфликта, высказывание своего мнения в самую последнюю очередь. Для того чтобы заманить оппонента в ловушку, часто используют уход от борьбы. Это что касается негативных методов.

Позитивные же основываются на переговорах – дебатах, целью которых являются взаимные уступки. Чтобы переговоры прошли эффективно, они должны проводиться по таким принципам:

Разграничения участников переговоров от их предмета. Обсуждать надо исключительно предмет.
Ориентация только на интересы сторон, а не на их позиции.
Составление перечня выгодных для двух сторон вариантов решения.
Формирование объективных критериев оценки ситуации.


При ведении переговоров важно максимально снижать эмоциональность общения. Важно уметь соблюдать:

Спокойствие, как на вербальном, так и невербальном уровне.
Контроль эмоций и поведения.
Уметь слушать других и обращать внимание на их чувства.
Понимание, что с одной ситуацией разные люди справляются по разному.
Выдержку, не оскорбляя других.

И еще несколько секретов

«Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой». Г.Александров.

Неразрешенные до конца личностные конфликты возобновляются снова, иногда с удвоенной силой. Но не все конфликтные ситуации возможно полностью разрешить. В любом случае острая ситуация – это путь к развитию, обретению доверия и уверенности в дальнейших отношениях.

Если вам кажется, что конфликт просто ужасен, значит, вы боитесь в нем многое потерять. Поэтому подсознательно готовы уступить. Надо суметь адекватно оценить ситуацию.

Это основные способы и стили разрешения конфликтов , из которых каждый может найти себе самый подходящий.

Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в какой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Ниже кратко описаны пять основных стилей разрешения конфликта и способы применения каждого из них.

Стиль конкуренции

Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества; и если воля ваша достаточно сильна, то это вам удается.

Вот примеры случаев, когда следует использовать этот стиль :

Исход очень важен для вас и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;

Решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;

Вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;

Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

Вы можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;

Вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.

Когда вы используете этот подход, вы можете не получить достаточного признания, но завоюете сторонников, если он даст положительный результат. Однако, если вашей основной целью является признание и хорошие отношения со всеми, то этот стиль использовать не стоит: он рекомендуется скорее в тех случаях, когда предложенное вами решение проблемы имеет для вас большое значение, когда вы чувствуете, что для его реализации вам необходимо действовать быстро, и когда вы верите в победу, потому что обладаете для этого достаточной волей и властью.

Стиль уклонения

Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.

Все это серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. Вы можете попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Вы можете подумать: «Я не собираюсь заниматься этим сейчас». Короче говоря, вы не делаете попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого вы уходите от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки или используя иные приемы.


Наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения :

Напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала;

Исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;

У вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;

Вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;

Вы хотите выиграть время, может быть, для того чтобы получить дополнительную информацию или заручиться чьей-то поддержкой;

Ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;

У вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;

Вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

Опасно пытаться решить проблему немедленно, поскольку выявление и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию. Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль уклонения «бегством» от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликта, в действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Вполне вероятно, что если вы постараетесь игнорировать ее, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если нет, то вы сможете заняться им позже, когда будете готовы к этому.

Стиль приспособления

Этот стиль означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Стиль приспособления немного напоминает стиль уклонения, поскольку вы можете использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком: вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, чего хочет человек, который вступил с вами в противоборство.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления :

Вас не особо волнует случившееся;

Вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;

Вы понимаете, что правда не на вашей стороне;

У вас мало власти или мало шансов победить.

Вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку. Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Вы можете и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаете его приемлемым для себя. Или же вы можете использовать этот период затишья с целью выиграть время, чтобы потом можно было добиться желательного для вас решения.

Стиль сотрудничества

Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку вы сначала выявляете нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их.

Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, то имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

У вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

У вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);

Вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;

Вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;

Вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницу в положении, чтобы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует некоторых усилий. Обе стороны должны затратить на это время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Отсутствие одного из этих элементов делает подход неэффективным.

Стиль сотрудничества среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать решение в сложных конфликтных ситуациях.

Стиль компромисса

Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и взвешивая все для разработки компромис-сного решения, которое устроило бы обоих.

В результате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: «Я могу смириться с этим». Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться».

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен :

Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

Вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;

Вас может устроить временное решение;

Вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

Удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Вы можете выбрать этот подход с самого начала, если не обладаете достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество невозможно и никто не хочет односторонних уступок.

Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению, вам следует начинать с прояснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов. Вы должны выдвигать предложения, выслушивать предложения другой стороны, быть готовым к уступкам, обмену услугами и т.п. Продолжайте переговоры до тех пор, пока не выработаете приемлемую для обеих сторон формулу взаимных уступок. В идеальном варианте компромисс устроит вас обоих.

Технологии управления конфликтами. Содержание управления конфликтами

Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

Предупреждение или стимулирование конфликта;

Регулирование конфликта;

Разрешение конфликта.

Технологии регулирования конфликта

В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.

Предпосылки разрешения конфликта:

Достаточная зрелость конфликта;

Потребность субъектов конфликта в его разрешении;

Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

Формы разрешения:

Уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

Согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

Взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

Перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

Способы разрешения:

Административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);

Педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов — содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.

Поэтому универсального алгоритма деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Их мы представим в табл. 4.3.

Таблица 4.3 Алгоритм управления конфликтом